Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Оценка 4.6
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература +1
2 кл
14.04.2018
Рабочая программа по литературному чтению содержит описание места предмета в образовательной системе "Школа 21 века".Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Представлено формирование Универсальных учебных действий на основе материалов уроков. Программа составлена для четырехчасовой нагрузки в неделю по предмету "Литературное чтение "
+++ КТП Лит.чт. 2-.docx
I.
Пояснительная записка
«Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета
• требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• примерной основной образовательной программы начального общего образования;
• Санитарно эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного
разработана на основе:
санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
• учебного плана МБОУ НШ №30 на 20172018 учебный год;
• календарного учебного графика МБОУ НШ №30 на 20172018 учебный год, утвержденного директором ОУ и согласованного Управляющим
советом школы;
• основной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШ №30;
• авторской программы по литературному чтению для 14 классов Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой (М.: ВентанаГраф, 2013г.);
• УМК: учебник для 2 класса, Л.А. Ефросинина – М.: ВентанаГраф, 2014г.
Основная цель изучения учебного предмета «Литературное чтение» помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим,
поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоциональнотворческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки
учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное
слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои
суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.);воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,
1 наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти
компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
II.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
На конец 2 класса у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия (УУД). Данные УУД структурированы по
разделам учебного предмета «Литературное чтение».
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» (аудирование (слушание), чтение, работа с текстом).
Универсальные учебные действия:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 12 страницы;
овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовнонравственные, эстетические и моральноэтические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных
произведений, входящих в круг чтения второклассников;
понимать учебную задачу, определять способы её решения;
анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые
части и составлять план);
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать
оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающего поставить себя на место герояпроизведения, выявляющие эмоциональное
отношение ученика к событиям и героям произведений);
• формулировать высказывание (о произведении, о героях);
•
планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный
пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
использовать знаковосимволическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской
принадлежности произведения и книги);
группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
•
•
•
•
2 •
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Универсальные учебные действия:
•
•
•
•
усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
группировать пословицы и загадки по темам и видам;
характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Универсальные учебные действия:
•
•
•
понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);
читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
создавать истории о героях произведений.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Универсальные учебные действия:
•
•
•
искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из
текста произведения;
понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
К концу обучения во 2 классе ученик достигает следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60
слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условносимволическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
3 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на
общепринятые моральные ценности;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой
произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
4 Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и главную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в её аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
С целью организации проектной и учебноисследовательской деятельности учащихся в рамках учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс
будут реализованы следующие проекты:
– Проект «Сборник загадок».
– Творческий проект «Царство Мороза Ивановича».
– Проект «Сказки Д.Н. МаминаСибиряка».
– Проектколлаж «Весна, весна, и всё ей радо!»
III. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
5 Программа рассчитана на 4 ч. в неделю. Годовое количество часов по учебному предмету составляет 136 часов.
В 1 и 2 классах используются тематический и жанровотематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых
произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и
слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на
прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного
произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка
эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение
чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и
самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений.
Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.
Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина.
Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателейклассиков, произведения современных детских
писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научнопопулярные произведения; сказка, рассказ;
справочная детская литература: книгисправочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни
детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе,
элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка,
стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка,
6 скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение,
сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее
персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие
работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроковсказок,
уроковутренников, уроковконкурсов, уроковигр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена
героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и минитекстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках
рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни,
авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книгсамоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества
(аппликация, лепка, легоконструкции к изученным произведениям или разделам).
О нашей Родине (5 ч.)
Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.
Народная мудрость (устное народное творчество) (6 ч.)
Произведения фольклора. Русские народные песни. Загадки народные. Былины. Малые жанры фольклора. Шутки, потешки, считалки, пословицы,
песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки. Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм. Обогащение словаря,
формирование навыков чтения. Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений.
О детях и для детей (13 ч.)
Стихотворения о детях. Рассказ о детях. Сказки о детях. Разножанровые произведения для детей. Басни И. Крылова, Л. Толстого.
7 Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения. Развитие
восприятия художественного произведения. Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности. Развитие умения пересказывать текст по
картинному план. Развитие навыка чтения по ролям. Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок,
пересказывать).
Мир сказок (6 ч.)
Русские народные сказки. Сказки зарубежных писателей. Литературные (авторские) сказки.
«Уж небо осенью дышало…» (6 ч.)
Произведения об осени(о родной природе).Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к
произведению); творческая деятельность.
Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность;
работа над развитием речи
Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности.
«Снежок порхает, кружится…» (18 ч.)
Произведения о зимней природе.Научнопознавательные и художественные произведения о природе. Рассказы и сказки о природе. Стихотворения
о природе. Творческий проект «Царство Мороза Ивановича».
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному). Развитие навыков творческой
деятельности. Развитие речиучащихся, умения составлять текст по теме.
«Здравствуй, праздник новогодний!»(10 ч.)
Произведения о новогоднем празднике. Сказки Х.К. Андерсена. Стихотворения о Новом годе. Выставка книг о Новом годе.
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений
О братьях наших меньших(12 ч.)
Разножанровые произведения о животных. Рассказы о животных К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, К. Паустовского. Русские
народные сказки о животных. Сказки народов России. Авторские сказки Д. МаминаСибиряка.
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.
Работа с текстом.
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (13 ч.)
Сказки народов мира (украинские, французские, английские, норвежские, американских индейцев). Литературные зарубежные сказки.
Развитие читательских навыков. Работа с текстом.
Семья и я(15 ч.)
Рассказы, стихи, сказки о семье. Авторские колыбельные песни. Рассказы о детях Е. Пермяка, В. Осеевой, Л. Толстого и др. Сказки народов
России о семье. Произведения код Дню Победы.
8 Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Определение и проверка уровняначитанности,читательскихумений; формирование
основ читательской самостоятельности.
«Весна, весна красна!..» (23 ч.)
Произведения о весне (о родной природе). Стихотворения о природе А. Пушкина, А. Ахматовой, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Барто. Рассказы
о природе Г. Скребицкого, Н. Сладкова, М. Пришвина и др. Произведения фольклора. Закличкивеснянки. Загадки.
Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения. Развитие навыков чтения и читательских умений (описание,
иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Моделирование обложки для книги. Определение уровня сформированностиучебной
читательской деятельности.
«Там чудеса…» (волшебные сказки) (9ч.)
Волшебные русские народные сказки. Сказки А.С. Пушкина. Сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Л. Кэрролл).
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Моделирование обложки
для книги.
С целью реализации содержания учебной программы в полном объёме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам
различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний,
используя разные формы деятельности.
9 IV. Календарно тематическое планирование уроков по учебному предмету «Литературное чтение» во 2д классе
10 №
п\п
Тема урока
Количе
ство
часов
Наименование раздела: О нашей Родине (5 ч.)
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата
план факт
1
2
3
4
5
Стихотворения о Родине.
Ф.Савинов «Родина».
Стихотворения о Родине.
И. Никитин «Русь».
Рассказы о Родине.
С. Романовский «Русь».
Произведения о Родине.
С. Романовский «Слово о
Русской земле».
А. Прокофьев «Родина».
Входная контрольная
работа.
1
1
1
1
1
Учиться работать с учебной книгой. Работать с новым разделом. Определять
учебную задачу изучения произведений раздела. Работать с текстом
произведения. Учиться читать выразительно стихотворение.
Знакомиться с понятием рифма, выполнять задания в учебнике и тетради.
Аргументировать задание.
Воспринимать на слух стихотворное произведение.
Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: читать, моделировать
обложку. Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в
учебнике. Учиться выразительно читать. Сравнивать стихотворения Ф.Савинова и
И.Никитина.
Читать молча (первичное чтение рассказа), самостоятельно определять тему и
жанр, моделировать обложку. Работать с текстом произведения.
Выполнять задания в учебнике и тетради. Формировать основы гражданской
идентичности – объяснять значение слов «Русь». Выполнять задания по
алгоритму. Воспринимать на слух, отвечать на вопросы о первичном восприятии,
оценивать своё эмоциональное состояние и строить речевое высказывание о
прослушанном произведении.
Воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по
тексту, высказывать своё впечатление от произведения, эмоции. Работать с
произведением: читать по абзацам, объяснять значения слов и находить
определения в словарях. Учиться читать вслух отрывок из летописи. Выполнять
задания в учебнике и тетради.
Читать стихотворение вслух выразительно, выполнять задания в учебнике и
тетради. Сравнить произведения (А.Прокофьева и Н.Рубцова) по теме и жанру,
заполнять таблицу. Выявлять отношение автора к Родине, высказывать своё
мнение.
Читать текст. Отвечать на вопросы по прочитанному.
Наименование раздела: Народная мудрость (устное народное творчество) (6 ч.)
6
Произведения
фольклора. Русская
народная песня «Я с
горы на гору шла».
7
Загадки народные.
1
1
Работать со статьёй рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский
опыт. Воспринимать на слух текст песни, моделировать обложку, учиться
читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради.
Работать с хоровой песней «Я посею, я посею…»:слушать, читать и
определять ритм движения, передавать ритмический рисунок (хлопать и
двигаться в такт). Учиться пользоваться памятками.
Читать и отгадывать загадки, выделять ключевые слова, аргументировано
01.09
04.09
05.09
06.09
08.09
11.09
12.09
11
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.