I. Пояснительная записка
учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа
составлена в соответствии:
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
образовательной программы по русскому языку, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, и
авторской программы для 2 класса С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (М.: Вентана – Граф, 2014г);
С учебным планом МБОУ НШ №30 на 20172018 учебный год;
С календарным учебным графиком МБОУ НШ №30 на 20172018 учебный год, утвержденным директором и согласованным Управляющим советом
С Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ НШ №30.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию
к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка —
социокультурной и научноисследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у
них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма,
развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной
памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом
средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на
самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научноисследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного
языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы
изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием
1 успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической
логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать,
зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся
сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об
устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в
которой я живу, родной язык русского народа».
Особенности структурирования содержания учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития
учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с
обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между
собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к
значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к
данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык»;
«Правописание»;
«Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и
орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
2 Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить
практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения,
когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей
изза немотивированного смешения различных видов работы.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями,
определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в
образовательном учреждении.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
правилах речевого этикета;
предложенных текстов;
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые
единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
3 Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об, от, до, по, под, про; за, на, над
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
4 К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочносуффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: онок, енок; ок; ек; ик; ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: ов, ев, ив, чив, лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала).
С целью организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся можно использовать метод проектов при работе со словарными
словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома. На уроках русского языка используется проективная методика. Темы
учебных проектов:
Откуда растет корень слова?
Заимствованные слова.
III. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Программа рассчитана на 5 часов в неделю. Годовое количество по учебному предмету составляет 170 часов. Из них 4 часа составляет
обязательная часть учебного плана и 1 час добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений из предметной области русский
язык и литература.
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1. Фонетика и графика
5 Повторение изученного в 1ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердостимягкости
согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного
состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие
признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений
по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и
невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова.
Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов.
Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочносуффиксальный способы образования слов. Основа
слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы.
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корнях слов;
• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
• разделительные твердый и мягкий знаки;
6 • правописание приставок: об, от, до, по, под, про; за, на, над
• правописание суффиксов имен существительных: онок, енок; ок; ек; ик; ость;
• правописание суффиксов имен прилагательных: ов, ев, ив, чив, лив;
• раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке
собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи»
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм
речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по
заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к
предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение
недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте.
Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение
С целью реализации содержания учебной программы в полном объёме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам
различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний,
используя разные формы деятельности.
В ходе проведения итогового контроля за 1 класс были выявлены проблемы по овладению обучающимися следующих умений:
действия звукового анализа;
деление слов на слоги и для переноса;
умение подбирать слова к слогоударным схемам;
усвоение правил написания прописной буквы.
7 Для ликвидации пробелов в знаниях были добавлены упражнения на изучение данных тем в разделы: «Как устроен наш язык», «Правописание»,
«Развитие речи». Упражнения, направленные на освоение и отработку данных видов учебной деятельности обучающихся включены в содержание
уроков, обозначены курсивом в КТП и рассматриваются в течение всего учебного года, в контексте изучаемого учебного материала.
8
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.