Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
03.10.2017
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" по учебнику составителей Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и на основе примерной программы «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение.рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" по учебнику составителей Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и на основе примерной программы «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение.
Раб. прогр. лит. чт. 4 кл..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»     города Велижа Смоленской области Рассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании ШМО учителей  начальных классов Протокол № 1 от 21 августа  2017г Руководитель Цыганкова С.Н. Заместитель директора по УР Директор школы ________/О.С. Галактионова/ «25» августа  2017 г. _________/Н.В. Алексеева/ «28»  августа  2017 г. Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2017 / 2018 учебный год   Рабочую программу составили: Платонова Л.А.,                                                                                          Копацкая О.Н.,                                                                                        Макарова В.Г. г. Велиж Пояснительная записка Рабочая   программа   по   предмету   «Литературное   чтение»   для обучающихся 4 класса школы составлена на основе: 1. Федерального   Закона   «Об   образовании   в   РФ»   №   273­ФЗ, утвержденного 29.12.2012 2. Приказа   Минобрнауки   России   от   06.10.2009   №   373   «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 31.12.15 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373» 4. Основной   образовательной   программы   начального   общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа,   5. Примерной программы «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф.,   Бойкина   М.В.   Литературное   чтение.   Рабочие   программы   1­4 классы. ­ М.: «Просвещение», 2011) 6. Учебного   плана   МБОУ   «Средняя   школа   №1»   города Велижа на 2017/2018 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа. 7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.   № 253   “Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” 8. Годового   календарного   учебного   графика   на   2017/2018 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа. 9. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) – М.: Просвещение. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане Согласно учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на изучение литературного чтения в 4 классе выделяется 102 ч (3 ч – в неделю, 34 учебные недели). I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Реализация   программы   обеспечивает   достижение   выпускниками начальной   школы   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов. Личностные результаты: 1)  формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   её   историю, российский   народ,   становление   гуманистических   и   демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2)  формирование   средствами   литературных   произведений   целостного взгляда   на   мир   в   единстве   и   разнообразии   природы,   народов,   культур   и религий; 3)  воспитание   художественно­эстетического   вкуса,   эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4)  развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей; 5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка  умения  терпимо  относиться  к людям иной национальной принадлежности; 6)  овладение   начальными   навыками   адаптации   к   школе,   к   школьному коллективу;  7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8)  развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9)  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных   социальных   ситуациях,   умения   избегать   конфликтов   и   находить выходы   из   спорных   ситуаций,   умения   сравнивать   поступки   героев литературных   произведений   со   своими   собственными   поступками, осмысливать поступки героев; 10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным   и   духовным   ценностям,   формирование   установки   на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)  освоение   способами   решения   проблем   творческого   и   поискового характера; 3)  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации,   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата; 4)  формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях неуспеха; 5)  использование   знаково­символических   средств   представления информации о книгах; 6)  активное   использование   речевых   средств   для   решения коммуникативных и познавательных задач; 7)  использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в справочниках,   словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8)  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   в   соответствии   с целями   и   задачами,   осознанного   построения   речевого   высказывания   в соответствии   с задачами  коммуникации  и  составления  текстов  в  устной  и письменной формах; 9)  овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10)  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать различные   точки  зрения   и  право   каждого  иметь   и  излагать  своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)  умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2)  осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование представлений   о   Родине   и   её   людях,   окружающем   мире,   культуре, первоначальных  этических  представлений,  понятий  о  добре   и зле,  дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)  достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня читательской   компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно­познавательных   и   учебных   текстов   с  использованием   элементарных литературоведческих понятий; 4)  использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое), выборочное,   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу, пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и   получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6)  умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов: устанавливать   причинно­следственные   связи   и   определять   главную   мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7)  умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные   учебных   и   художественных особенности   научно­познавательных, произведений.   На   практическом   уровне   овладеть   некоторыми   видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8)  развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный   текст   на   основе   художественного   произведения,   репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. К концу 4 класса учащиеся научатся и получат возможность научиться по разделам: Виды речевой и читательской деятельности Ученик научится:  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать   чтение   как   источник   эстетического,   нравственного, познавательного   опыта;   понимать   цель   чтения:   удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;  читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;  различать   на   практическом   уровне   виды   текстов   (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;  читать   (вслух)   выразительно   доступные   для   данного   возраста прозаические   произведения   и   декламировать   стихотворные произведения после предварительной подготовки;  использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное,   поисковое, выборочное;   выбирать   нужный   вид   чтения   в   соответствии   с   целью чтения;  ориентироваться   в   содержании   художественного,   учебного   и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про   себя,   при   прослушивании):   определять   главную   мысль   и   героев произведения;   тему   и   подтемы   (микротемы);   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   выбирать   из   текста   или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;   отвечать   на   вопросы   и   задавать   вопросы   по   содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);  использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов   текстов (делить   текст   на   части,   озаглавливать   их;   составлять   простой   план; устанавливать   взаимосвязь   между   событиями,   поступками   героев, явлениями,   фактам   и,   опираясь   на   содержание   текста;   находить средства   выразительности:   сравнение,   олицетворение,   метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;  использовать   различные   формы   интерпретации   содержания   текстов (формулировать,   основываясь   на   тексте,   простые   выводы;   понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать  связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию   и   поступки   героев,   объяснять   (пояснять)   поступки   героев, соотнося их с содержанием текста);  ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами;  передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с   учётом специфики   научно­познавательного,   учебного   и   художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);  участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   текста (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать   собственное   мнение, соблюдать   правила   речевого   этикета),   опираясь   на   текст   или собственный опыт. Ученик получит возможность научиться:  воспринимать художественную литературу как вид искусства;  предвосхищать   содержание   текста   по   заголовку   и   с   опорой   на предыдущий опыт;  выделять не только главную, но и избыточную информацию;  осмысливать   эстетические   и   нравственные   ценности художественного текста и высказывать суждение;  определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;  отмечать   изменения   своего   эмоционального   состояния   в   процессе чтения литературного произведения;  оформлять   свою   мысль   в   монологическое   речевое   высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;  высказывать   эстетическое   и   нравственно­этическое   суждение   и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;  делать   выписки   из   прочитанных   текстов   для   дальнейшего практического использования. Круг детского чтения Ученик научится:  ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;  самостоятельно   и   целенаправленно   осуществлять   выбор   книги   в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;  составлять   краткую   аннотацию   (автор,   название,   тема   книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;  пользоваться   алфавитным   каталогом,   самостоятельно   пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Ученик получит возможность научиться:  ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с   выдающимися   произведениями   классической   и   современной отечественной и зарубежной литературы;  определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;  писать отзыв о прочитанной книге;  работать с тематическим каталогом;  работать с детской периодикой. Литературоведческая пропедевтика Ученик научится:  сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). Ученик получит возможность научиться:  сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих   понятий   (фольклорная   и   авторская литература,   структура   текста,   герой,   автор)   и   средств художественной   выразительности   (сравнение,   олицетворение, метафора, эпитет1);  создавать   прозаический   или   поэтический   текст   по   аналогии   на основе   авторского   текста,   используя   средства   художественной выразительности (в том числе из текста). Творческая деятельность Ученик научится:  читать по ролям литературное произведение;  создавать   текст   на   основе   интерпретации   художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;  реконструировать   текст,   используя   различные   способы   работы   с «деформированным»   текстом:   восстанавливать   последовательность событий, причинно­следственные связи. Ученик получит возможность научиться:  творчески   пересказывать   текст   (от   лица   героя,   от   автора), дополнять текст;  создавать иллюстрации по содержанию произведения;  работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;  создавать   собственный   текст   (повествование–по   аналогии, рассуждение   –   развёрнутый   ответ   на   вопрос;   описание   – характеристика героя). II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных   текстов).   Адекватное   понимание   содержания   звучащей   речи, умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прослушанного   произведения, определение   последовательности   событий,   осознание   цели   речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно­ познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение   вслух.  Ориентация   на   развитие   речевой   культуры   учащихся формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный   переход   от   слогового   к   плавному,   осмысленному, правильному   чтению   целыми   словами   вслух.   Темп   чтения,   позволяющий осознать   текст.   Постепенное   увеличение   скорости   чтения.   Соблюдение орфоэпических   и   интонационных   норм   чтения.   Чтение   предложений   с интонационным   выделением   знаков   препинания.   Понимание   смысловых особенностей   разных   по   виду   и   типу   текстов,   передача   их   с   помощью интонирования.   Развитие   поэтического   слуха.   Воспитание   эстетической отзывчивости   на   произведение.   Умение   самостоятельно   подготовиться   к выразительному   чтению   небольшого   текста   (выбрать   тон   и   темп   чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных   по   объёму   и   жанру   произведений).   Определение   вида   чтения (изучающее,   ознакомительное,   выборочное),   умение   находить   в   тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном   —   и   их   сравнение.   Определение   целей   создания   этих видов   текста.   Умение   ориентироваться   в   нравственном   содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам   и   самостоятельное   деление   текста   на   смысловые   части,   их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие   в   коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на   вопросы, выступать  по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу   беседы,   используя   текст.   Привлечение   справочных   и   иллюстративно­ изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник   необходимых знаний.   Общее   представление   о   первых   книгах   на   Руси   и   начало книгопечатания.   Книга   учебная,   художественная,   справочная.   Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка, алфавитного   и   тематического   каталога.   Самостоятельное   пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие выразительных   средств   языка   (с   помощью   учителя).   Понимание   заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание   нравственно­эстетического   содержания   прочитанного произведения,   осознание   мотивации   поведения   героев,   анализ   поступков героев   с   точки   зрения   норм   морали.   Осознание   понятия   «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере   народов   России).   Схожесть   тем   и   героев   в   фольклоре   разных народов.   Самостоятельное   воспроизведение   текста   с   использованием   вы­ разительных   средств   языка   (синонимов,   антонимов,   сравнений,   эпитетов), последовательное   воспроизведение   эпизодов   с   использованием специфической   для   данного   произведения   лексики   (по   вопросам   учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­ выразительных   средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка   персонажа   и   его   мотивов.   Сопоставление   поступков   героев   по аналогии   или   по   контрасту.   Характеристика   героя   произведения:   портрет, характер,   выраженные   через   поступки   и   речь.   Выявление   авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный   пересказ   текста   (деление   текста   на   части,   определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых   слов,   озаглавливание;   план   (в   виде   назывных   предложений   из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту: характеристика   героя   произведения   (выбор   слов,   выражений   в   тексте, позволяющих   составить   рассказ   о   герое),  описание   места   действия   (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  Вычленение   и  сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие  наблюдательности   при   чтении  поэтических   текстов.  Развитие   умения   предвосхищать последовательности событий. (предвидеть)   ход   развития   сюжета, Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его содержанием.   Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного текстов   (передача   информации).   Знакомство   с   простейшими   приёмами анализа   различных   видов   текста:   установление   причинно­следственных связей,   определение   главной   мысли   текста.   Деление   текста   на   части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на   ключевые   слова,   модель,   схему.   Подробный   пересказ   текста.   Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение   понимать   вопросы,   отвечать   на   них   и   самостоятельно   задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по   обсуждаемому   научно­познавательному). произведению   (художественному,   учебному, Умение   проявлять   доброжелательность   к   собеседнику.   Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм   речевого   этикета   в   процессе   общения.   Знакомство   с   особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение   построить   монологическое   речевое   высказывание   небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа   на   вопрос.   Формирование   грамматически   правильной   речи, эмоциональной   выразительности   и   содержательности.   Отражение   основной мысли   текста   в   высказывании.   Передача   содержания   прочитанного   или прослушанного   с   учётом   специфики   научно­популярного,   учебного   и художественного   текстов.   Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни, художественного   произведения,   изобразительного   искусства)   в   рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,   антонимы,   сравнения)   с   учётом   особенностей   монологического высказывания. Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения, отдельных   его   сюжетных   линий,   короткий   рассказ   по   рисункам   либо   на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных   средств   языка   (синонимы,   антонимы,   сравнения)   в   мини­ сочинениях   (повествование,   описание,   рассуждение),   рассказ   на   заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство   с   культурно­историческим   наследием   России,   с общечеловеческими ценностями. Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   (малые фольклорные   жанры,   народные   сказки   о   животных,   бытовые   и   волшебные сказки   народов   России   и   зарубежных   стран).   Знакомство   с   поэзией А.С. Пушкина,   М.Ю.   Лермонтова,   Л.Н.   Толстого,   А.П.   Чехова   и   других классиков   отечественной   литературы  XIX—XX  вв.,   классиков   детской литературы,   знакомство   с   произведениями   современной   отечественной   (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, до­ ступными для восприятия младших школьников. Тематика   чтения   обогащена   введением   в   круг   чтения   младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги  разных  видов:  художественная,  историческая, приключенческая, справочно­энциклопедическая научно­популярная,   фантастическая,   литература, детские периодические издания. Основные   темы   детского   чтения:   фольклор   разных   народов, произведения   о   Родине,   природе,   детях,   братьях   наших   меньших,   добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение   в   тексте   художественного   произведения   (с   помощью учителя)   средств   выразительности:   синонимов,   антонимов,   эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,   сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,   искусство   слова,   автор   (рассказчик), поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее   представление   об   особенностях   построения   разных   видов рассказывания:   повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение   прозаической   и   стихотворной   речи   (узнавание,  различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое   разнообразие   произведений.   Малые   фольклорные   формы (колыбельные   песни,   потешки,   пословицы,   поговорки,   загадки):   узнавание, различение,   определение   основного   смысла.   Сказки   о   животных,   бытовые, волшебные.   Художественные   особенности   сказок:   лексика,   построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,   стихотворение,   басня   —   общее   представление   о   жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой деятельности   учащихся:   чтение   по   ролям,   инсценирование,   драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным   текстом   и   использование   их   (установление   причинно­ следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе   художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты   с   художественными   текстами­описаниями,   находить   литературные произведения,   созвучные   своему   эмоциональному   настрою,   объяснять   свой выбор. Основное содержание обучения в программе для 4 класса представлено разделами:  1. Летописи, былины, сказания, жития (8  ч) 2. Чудесный мир классики (16 ч) 3. Поэтическая тетрадь (7 ч) 4. Литературные сказки (13 ч) 5. Делу время – потехе час (7 ч) 6. Страна детства  (5 ч) 7. Поэтическая тетрадь (4 ч) 8. Природа и мы (13 ч) 9. Поэтическая тетрадь (4 ч) 10.Родина (4 ч) 11.Страна Фантазия (6 ч) 12.Зарубежная литература (13 ч) Ниже   представлено   тематическое   планирование   по   учебникам «Литературное   чтение»   (авторы:  Л.Ф.   Климанова,   В.Г.   Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская) III. Тематическое планирование Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Знакомство с учебником по  литературному чтению. Система  условных обозначений. Содержание  учебника. Словарь. Рассматривание  иллюстраций и оформление учебника. Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному  чтению. Знать и применять систему условных обозначений  при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в  содержании учебника;  знать фамилии, имена и  отчества писателей, произведения которых читали в  1­3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Летописи, былины, жития (11 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил свой щит Олег на   вратах   Царьграда».   События летописи   –  основные   события   Древней Руси.   Сравнение   текста   летописи   и исторических источников. Из   летописи   «И   вспомнил   Олег   коня своего».   Летопись   –   источник исторических фактов. Сравнение текста летописи  с   текстом  произведения  А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический   текст   былины.   «Ильины три   поездочки».   Сказочный   характер былины.   Прозаический  текст  былины  в пересказе   Н.   Карнауховой.   Сравнение поэтического   и   прозаического   текстов. Герой   былины   –   защитник   государства Российского.   Картина   В.   Васнецова «Богатыри».  Сергий   Радонежский   –   святой   земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.   Сергия Радонежского.   Детство   Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект:   «Создание исторических событий». Оценка достижений. Вн. чтение. Самые интересные   календаря   Житие книги, Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать  ценность   и   значимость   литературы   для сохранения русской культуры. Читать  отрывки   из   древнерусских   летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить  в   тексте   летописи   данные   о   различных исторических фактах. Сравнивать  текст   летописи   с   художественным текстом. Сравнивать  поэтический   и   прозаический   текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и  характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять  рассказ   по   репродукциям   картин известных художников. Описывать  скульптурный   памятник   известному человеку. Находить  информацию   об   интересных   фактах   из жизни святого человека. Описывать  характер   человека;  высказывать  своё отношение. Рассказать  об известном историческом событии  на основе   опорных   слов   и   других   источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять  летопись современных важных событий прочитанные летом. Былины о русских богатырях. (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения   при   работе   с   текстом,   используя обобщающие вопросы учебника. Чудесный мир классики (22 ч)     на слух Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать  художественное произведение;  читать  текст   в   темпе   разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий сказки. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать  позицию   писателя,   его   отношение   к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать  изобразительного искусства. Наблюдать  языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать  своё   отношение   к   мыслям   автора,   его советам и героям произведений. Высказывать  суждение   о   значении   произведений русских классиков для России и русской культуры.   Проверять  себя  и  оценивать  свои  достижения   на основе   диагностической   работы,   представленной   в учебнике. за   выразительностью   литературного произведения словесного   и             и   Ершов словесного Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П. «Конёк­горбунок». Сравнение   литературной   и   народной сказок.   Мотивы   народной   сказки   и литературной.   События   литературной сказки.   Герои   сказки.   Младший   брат Иван   –   настоящий   герой   сказки.   Сравнение Характеристика   героя. словесного изобразительного искусства. А.С.   Пушкин.   Стихи.   «Няне».   «Туча». «Унылая   пора!   Очей   очарованье…» авторское отношение к изображаемому. Интонация   стихотворения.   Сравнение произведений и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка   о   мёртвой   царевне   и   семи богатырях…». Мотивы народной сказки и   литературной.   Герои   пушкинской сказки.   Характеристика   героев   сказки, отношение   к   ним.   Деление   сказки   на части.   Составление   плана.   Пересказ основных эпизодов сказки. М.   Ю.   Лермонтов   «Дары   Терека». Картины   природы   в   стихотворении. Выразительное чтение. Ашик­Кериб.   «Турецкая   сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.   Герои   турецкой   сказки. Характеристика   героев,   отношение   к ним. Л.Н.   Толстой   «Детство».   События рассказа.   Характер   главного   героя рассказа   Л.   Толстого.   Басня.   «Как мужик   камень   убрал».   Особенности басни. Главная мысль.   Смысл А.П. названия   рассказа.   Главные   герои рассказа   –   герои   своего   времени. Характер   героев   художественного   Чехов   «Мальчики». текста. Оценка достижений.  Творчество Л.Н. Толстого. Вн. чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина. Творчество Л.Н. Толстого. Поэтическая тетрадь (12 ч)       на     всего   слух средства соответствует художественной Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать  художественное произведение;  читать  выразительно   стихи   русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять  выразительности в лирическом тексте. Наслаждать поэзией, понимать и любить её. Определять  самостоятельно   интонацию,   которая больше содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, собственными, отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать  своё   мнение   о   герое   стихотворных произведений;   определять,   принадлежат   ли   мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать  стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.   всегда   ли   совпадают   они   с   личными   переживаниями   и   (тон,   паузы, Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как   неожиданно   и   ярко…»   отбор средств художественной выразительности   для   создания   картин природы.   Ритм,   порядок   слов,   знаки препинания   как   отражение   особого настроения в лирическом тексте. А.А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины   природы   в   лирическом стихотворении.   Ритм   стихотворения. Интонация     темп) стихотворения. Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.   Плещеев   «дети   и   птичка».   Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении. Н.А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…» Выразительное чтение. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в   стихах   И.А.   Бунина.   Слово   как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений. Вн. чтение. Родные поэты.   Литературные сказки (16 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности   данного   литературного жанра.   Заглавие   и   главные   герои литературной сказки. Деление текста на части.   Составление   плана   сказки. Подробный пересказ. В.М.   Гаршин   «Сказка   о   жабе   и   розе». Особенности   данного   литературного жанра.   Сказка   или   рассказ.   Текст­ Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать  отличительные   особенности   литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять  главную   мысль   произведения   и   смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять  план   сказки   с   опорой   на   главные события. Пересказывать сказку по плану и выборочно. Придумывать  свой   вариант   сказки,   используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения.           в Заглавие. описание содержании художественного   произведения.   Герои литературного   текста.   Главная   мысль произведения. П.П.   Бажов   «Серебряное   копытце». Мотивы   народных   сказок   в   авторском тексте. Герои художественного произведения. Авторское   отношение   к   героям произведения. С.Т.   Аксаков   «Аленький   цветочек». Мотивы   народных   в литературном   тексте.   Заглавие.   Герои художественного текста. Деление текста на   части.   Составление   плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. Вн. чтение.  Сказки любимых писателей. П.П. Бажов «Голубая чашка». М. Горький «Про Иванушку дурачка». сказок   Делу время – потехе час (9 ч)   Мишка».   Нравственный   Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.   Шварц   «Сказка   о   потерянном времени». смысл произведения.   Жанр   произведения. Инсценирование произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит   Особенности юмористического   текста.   Авторское отношение   к   изображаемому.   Пересказ текста от лица героев. Юмористические расссказы В.Ю. Драгунского. В.В.   Голявкин   «Никакой   я   горчицы   не ел».   Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений. Вн. чтение. Книги о сверстниках и школе.   Смысл   заголовка.       на слух художественное  Читать  без   ошибок,   в   темпе Прогнозировать содержание раздела. Объяснять  смысл   пословицы   определяющей   тему раздела. Воспринимать  произведение. разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения,  соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать,   как   поступки   характеризуют   героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать  произведения,   распределяя   роли, выбирать режиссёра. Пересказывать  текст от лица автора или одного из герое. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить  необходимую   информацию   в   справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. Страна детства (8 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности   развития   сюжета.   Герой произведения. К.Г.   Паустовский   «Корзина   с   еловыми шишками».   Особенности   развития событий:   выстраивание   их   в   тексте. Герои   произведения.   Музыкальное сопровождение произведения. М.М.   Зощенко   «Ёлка». произведения. Пересказ. Оценка достижений. Вн. чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.   Герои   Составление   плана.     на слух художественное Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать  книги   по   теме,  рассказывать  об   их содержании. Воспринимать  произведение; читать выразительно диалоги. Находить  смешные   эпизоды   из   юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и  серьёзное скрывается  за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения и эпитеты). Придумывать  музыкальное   сопровождение   к прозаическому тексту. Составлять план рассказа. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения. Поэтическая тетрадь (5 ч)   Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я.   Брюсов   «Опять   сон».   «Детская» тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений.   Развитие   чувства   в лирическом произведении. М.И.   Цветаева   «Бежит   тропинка   с бугорка…»   «Наши   царства».   Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.   на слух художественное Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи по теме. Воспринимать    произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять  произведения поэтического творчества. Определять  особенности   поэтического   творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать  в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. тему   объединяющую   разные Природа и мы (12 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Анализ   Мамин­Сибиряк   «Приёмыш».   Подготовка заголовка.   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать  слух на     художественное Отношение   Чарушин   «Кабан». выборочного   пересказа. человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жучка». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М.М.   Пришвин   «Выскочка».   Анализ заголовка.   Герои   произведения. Характеристика   героя   на   основе поступка. Е.И.   Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков В.П.   Астафьев   «Стрижонок   Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление   Выборочный пересказ. Проект «Природа и мы». Оценка достижений. Вн. чтение.  Книги о животных. В. Астафьев «Весенний остров». Рассказы М. Пришвина.   плана. произведение; высказывать своё мнение. Читать  текст   вслух   и   про   себя,  понимать  смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать  героев   произведения   на   основе поступка. Определять  отношение   автора   к   героям   на   основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять  тему,   которая   объединяет   рассказы   в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить  необходимую   информацию   в   разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять    энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения. самостоятельно текст для   Поэтическая тетрадь (8 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Н.   Пастернак   «Золотая   осень». Картины   осени   в   лирическом произведении Б. Пастернака. Д.Б.   Кедрин   «Бабье   лето».   С.А. Клычков.   Картины   весны   и   лета   в   их произведениях. Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы   в   сентябре   в   лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.   Есенин   «Лебёдушка».   Мотивы народного   творчества   в   авторском произведении. Оценка достижений.   Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С. Никитин  «Русь».  Образ  Родины   в поэтическом Ритм стихотворения. С.Д.   Дрожжин   «Родине».   Авторское отношение к изображаемому. тексте.     на слух художественное за   особенностями   оформления Прогнозировать содержание раздела. Подбирать сборники стихов  к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать    произведение; читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать  стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать  произведения   живописи,   музыки   и литературы, определять общее настроение. Проверять  себя   и  оценивать  свои   достижения   на основе   диагностической   работы,   представленной   в учебнике. Родина (8 ч) Прогнозировать содержание раздела. Планировать  работу на уроке,  подбирать  книги по теме. Воспринимать произведение. Читать  стихи   выразительно,   передавая   чувство художественное слух  на А.В.   Жигулин   «О   Родина!   В   неярком блеске…»   Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений. Вн. чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»   используя  о   своей   Родине, гордости  за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать прочитанные произведения. Предполагать  содержание   произведения   по   его названию. Участвовать  в   работе   группы,  читать  стихи   друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять  рассказы   о   Родине,   передавая   свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать  в работе проекта;  распределять  роли; находить  нужную   информацию;   представлять   её   в соответствии с заданной тематикой.   Проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения. Страна Фантазия (7 ч)       Велтистов «Приключения Особенности   Необычные Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С. Электроника». фантастического   жанра. герои фантастического рассказа. Кир   Булычёв   «Путешествие   Алисы». Особенности   фантастического   жанра. Сравнение   героев   фантастических рассказов. Оценка достижений. Вн. чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). Прогнозировать содержание раздела. Читать  и  воспринимать  на   слух   художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать  произведения. Придумывать  фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения.  характеризовать  героев и Зарубежная литература (15 ч) Знакомство   с   названием   раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование   работы   учащихся   и учителя   по   усвоению   содержания раздела. Дж.   Свифт   «Путешествие   Гулливера». Особое   развитие   сюжета   в   зарубежной литературе.   Герои   приключенческой литературы. их характеров. Г.­Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк   Твен   «Приключения   Тома Сойера».   Особенности   повествования.   Особенности   к   выставке   книги   зарубежных Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить  писателей. Читать  и  воспринимать  на   слух   художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать  самые   интересные   эпизоды   из произведений от лица героев произведений. Составлять  рассказ   о   герое,   используя   авторский текст.  Высказывать  своё   мнение   о   прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять  себя   и   самостоятельно  оценивать  свои достижения. Герои   приключенческой   литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма   Лагерлёф.   В   Назарете.   Святое семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений. Вн. чтение.  Сказки Г.Х. Андерсена. «Путешествие по дорогам любимых  книг». № урок а Раздел программы (общее кол­во часов) Планируемая Примечание Тема урока дата проведения Летописи, былины, сказания, жития (8  ч) Самые   интересные   книги,   чтение.  1 Вн. прочитанные летом. 2 Знакомство   с   учебником,   названием   раздела.   Из летописи   «И   повесил   Олег   щит   свой   на   вратах Царьграда». 3 Из   летописи   «И   вспомнил   Олег   коня   своего». Сравнение   текста   летописи   с   текстом произведения   А.С.   Пушкина   «Песнь   о   вещем Олеге» Поэтический   текст   былины   «Ильины   три поездочки».   Прозаический   текст   былины   в пересказе   И.   Карнауховой.   Герой   былины   – защитник   Русского   государства.   Картина   В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.  Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. 7 Обобщающий урок­игра «Летописи, былины,  сказания, жития». Оценка достижений. Проект  «Создание календаря исторических событий» 8 Вн. чтение. Былины о русских богатырях. Чудесный мир классики (16 ч) 9 Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов  «Конёк­Горбунок». П.П. Ершов «Конёк­Горбунок». Сравнение  литературной и народной сказок. П.П. Ершов «Конёк­Горбунок». Характеристика  героев. А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!...» 13 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях». 14 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях». Характеристика героев. Деление  сказки на части. 15 Вн. чтение. Урок­КВН по сказкам А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». М.Ю. Лермонтов «Ашик­Кериб». М.Ю. Лермонтов «Ашик­Кериб». Характеристика героев.   Сравнение   мотивов   русской   и   турецкой сказок. 19 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой  4 5 6 10 11 12 16 17 18 «Детство». 20 Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. 21 Вн. чтение. Творчество Л.Н. Толстого. А.П. Чехов «Мальчики». А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир  классики». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь (7 ч) 25 Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев  «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и  ярко…» 26 А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.  Баратынский « Весна, весна! Как воздух чист!..» 27 Вн. чтение. Родные поэты. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм  стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе  плывут над полями…» Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки  нянины сказки…» И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах  И.А. Бунина 31 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая  тетрадь». Оценка достижений. Литературные сказки (13 ч) 32 Вн. чтение. Сказки любимых писателей. 33 Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке». В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Составление плана сказки. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Подробный пересказ. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст  описание в содержании художественного  произведения. 37 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои  литературного текста. 38 Вн. чтение. П.П. Бажов «Голубая чашка». 39 П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои  художественного произведения. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы  народных сказок в авторском тексте. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои  произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление  текста на части. Словесное иллюстрирование. 43 Обобщающий урок по разделу «Литературные  22 23 24 28 29 30 34 35 36 40 41 42 сказки. Оценка достижений. 44 Вн. чтение. М. Горький «Про Иванушку дурачка». Делу время – потехе час (7 ч) 45 Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени». Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».  Нравственный смысл произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». 49 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл  заголовка. 50 Обобщающий урок по разделу «Делу время –  потехе час». Оценка достижений. 51 Вн. чтение. Книги о сверстниках и школе. Страна детства  (5 ч) Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков  «Как я ловил человечков». Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 55 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Музыкальное сопровождение произведения. 56 М.М. Зощенко «Ёлка». 57 Вн. чтение. Что такое серии книг и каково их  назначение. Обобщающий урок по разделу «Страна  детства». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь (4 ч) Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов  «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». 61 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»,  «Наши царства» 62 Сравнение произведений разных поэтов на одну и  ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Природа и мы (13 ч) 63 Вн. чтение. Книги о животных. 46 47 48 52 53 54 58 59 60 64 65 66 Знакомство с названием раздела. Д.Н, Мамин­ Сибиряк «Приёмыш». Д.Н, Мамин­Сибиряк «Приёмыш». Отношение  человека к природе. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как  характеристика героя произведения. М.М. Пришвин «Выскочка». Вн. чтение. В. Астафьев «Весенний остров». 67 68 69 70 71 72 76 77 78 82 83 84 88 89 М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика  героя на основе поступка. Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои  рассказа. 73 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление  плана. 74 Обобщающий урок по разделу «Природа и мы».  Оценка достижений. 75 Вн. чтение. Рассказы М. Пришвина. Поэтическая тетрадь (4 ч) Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак  «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье  лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин  «Лебёдушка». 79 Обобщающий урок­конкурс «Поэзии прекрасные  страницы». Оценка достижений. Родина (4 ч) 80 Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин  «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. 81 Вн. чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и  погибнет!» С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к  изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В  неярком блеске…» Обобщающий урок по разделу «Родина». Оценка  достижений. Проект «Они защищали Родину». Страна Фантазия (6 ч) Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов  «Приключения Электроника». 85 Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».  Герои фантастического рассказа. 86 К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности  фантастического жанра. 87 Вн. чтение. «В путь, друзья!» (книги о  путешествиях и путешественниках, настоящих и  вымышленных) К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение  героев рассказов фантастического жанра. Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. Промежуточная  аттестация. Зарубежная литература (13 ч) 90 Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт  «Путешествие Гулливера». 91 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое  развитие сюжета в зарубежной литературе. 92 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои  приключенческой литературы. 93 Вн. чтение. Сказки Г.Х. Андерсена. 94 95 Г.Х. Андерсен «Русалочка» Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. 96 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление  произведения на части. Рассказ о Русалочке». 97 М. Твен «Приключения Тома Сойера». 98 М. Твен «Приключения Тома Сойера». 99 Вн. чтение. Урок­отчёт «Путешествие по дорогам 100 101 102 любимых книг». С. Лагерлёф «Святая ночь». С. Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство.  Иисус и Иуда. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная  литература». Игра «Литературные тайны».

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса по программе "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.