Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
17.03.2018
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа" для учащихся 4 класса.Программа рассчитана на 3 часа в неделю. В неё включены уроки по внеклассному чтению. Программа включает пояснительную записку ,содержание учебного материала , критерия оценивания ,календарно-тематическое планирование и планируемые результаты по данному предмету.
чтение 4 кл..docx
Ростовская область Чертковский район с. Щедровка
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
« Утверждаю»
Директор МБОУ Щедровская ООШ
Приказ от _____________ № ______
Подпись руководителя _________ Огула Л.А.
Рабочая программа
по литературному чтению
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования ( класс)
начальное общее образование 4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 104
Учитель Полякова Татьяна Васильевна
Программа разработана на основе
авторской программы «Литературное чтение»
Н.А. Чуракова
УМК « Перспективная начальная школа»
(указать примерную программу /программы, издательство, год издания при наличии) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной
программы по учебным предметам стандарты второго поколения , Примерной программы
основного начального общего образования по литературному чтению и авторской
программой «Литературное чтение» Н.А.Чураковой УМК «Перспективная начальная
школа» (2013 г)
Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и
обязательным минимумом содержания образования по
литературному чтению в
соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273ФЗ от 29.12.12,
Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от
31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования» ,утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в
ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) .
3. Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ
«Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ
внеурочной деятельности» приказ №48 от 1.06.2016г.
В учебном плане ФГОС НОО на учебный предмет литературное чтение отведено 3
часа в неделю, 105 часов в год. Так как 8.03.18 является праздничным нерабочим
днём, согласно календарному учебному графику на 20172018 учебный год (приказ
№45 от 25.08.2017 и расписанию уроков на 20172018 учебный год (приказ №45 от
25.08.2017), рабочая программа по литературному чтению, рассчитанная на 105
часов, будет выполнена и освоена в полном объеме за 104 часа за счет уплотнения
учебных тем* (см. раздел « Примечание» в календарнотематическом планировании.)
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе
– сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в
основной школе уметь полноценно читать и воспринимать произведения фольклора и
авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов,
представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
– развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного
опыта младших школьников;
– формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России и народов других стран мира.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
–
развивать у детей способность полноценно воспринимать
художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
–
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся;
–
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
–
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
–
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
–
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
–
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт
ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
–
–
–
–
речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно
ориентированные, информационнокоммуникативные технологии, технология опережающего,
дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного
предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент для
продолжения изучения в старших классах литературы и предметов естественнонаучного
цикла. Рабочая программа для 4 класса ориентирована на использование следующих
учебников:
1. Чуракова НА. Литературное чтение: Учебник. Часть 1 и 2– М.: Академкнига/Учебник ,
2016г 2. Малаховская О.В. Литературное чтение: Хрестоматия (Под редакцией Чураковой НА.)
– М.: Академкнига/Учебник, 2016г
3. Чуракова НА., Малаховская О.В. Литературное чтение. Методическое пособие – М.:
Академкнига/Учебник, 2013
Планируемые результаты освоения
учебной программы по курсу
«Литературное чтение» к концу 4го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и
изучающего чтения;
• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной
переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части,
составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и
подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе,
указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двухтрех детских журналов и пересказывать их основное
содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных
произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно
воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать
его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница
«Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях решения разных задач (чтение
согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную
тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично
воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и
справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного
творчества к авторским формам; • отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе
(сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст,
повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы
получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира
в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно
исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного
народного творчества —
волшебной сказки и былины;
• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки;
сохранение жанровых особенностей гимна);
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на
примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании
художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видами искусства (литературные,
музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического
сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в
произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой
и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их
художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с
выработанными критериями выразительного чтения;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с
точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими
личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных
текстов, музыкальных и живописных произведений.
В области предметных общих учебных действий выпускник научится:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги;
• самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
• пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
• сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два
три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать
особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
• читать по ролям литературное произведение;
• создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным»
текстом: восстанавливать последовательность событий, причинноследственные связи.
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом
рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект
рассмотрения;
• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в
корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки:
уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно
работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в
виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе)
и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь
мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано
высказывать свою собственную точку зрения;
• уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
• профилировать свою нравственноэтическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Содержание учебного курса «Литературное чтение» 4класс.
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних
(104 ч)
представлений о мире (15ч)
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в
древности, помогающем установить отношения человека с миром природы.
Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными
мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях
человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире.
Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и
волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение
социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели,
пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа
над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и
справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов
мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика
эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами;
защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями —
торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретноисторического
времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного
творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины
(«Садко»).
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке интерес к миру чувств (14ч)
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с
народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с
помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию
ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»):
жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (12ч)
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие
нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени,
реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки:
сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и
выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие
характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область
нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных
недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе
человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством
изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее
представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской
поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста);
лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной
формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской
строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (10ч)
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б)сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая
«Бумажная победа»);
г)формирование первичных представлений о художественной правде как о правде
мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д)выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (13ч)
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о
творческой биографии писателя (поэта, художника):
a. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании
художественного произведения;
b. участие воображения и фантазии в создании произведений;
c. диалоги с современным детским писателем и современными художниками
(авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку
стать… человеком (9ч)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений
литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными
произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений,
принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их
тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов
(выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда (14ч)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений
литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными
произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений,
принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их
тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов
(выраженных в произведении мыслей и переживаний
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
отечество(11ч)
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в
книге по ее элементам. Формирование умений составлять аннотацию на отдельное
произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений.
Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и
происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина).
Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого
сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее ( 6 ч)
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного
и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и
письменной речью.
Формирование культуры предметного общения.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта,
Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «СивкаБурка»,
«КрошечкаХаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван
царевич и серый волк»*, «Финистясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора».
Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля), б)
пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а)
Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;
б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы XVIII — первой
половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок),
«Приход весны»; А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М.
Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок сыпучий
по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…»,
«Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*,
«Вечер на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат
небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В. Маяковский «А вы могли бы?»,
«Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный
чертог…»; А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная
курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской литературы второй
половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков
«К Родине»; Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В.
Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н. Матвеева «В лощинах
снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер
«Сирень»; В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М.
Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жуканосорога»; Ю.
Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают
пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В.
Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л.
Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов
«Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б. Сергуненков «Коньмотылек».
Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки:
Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г.
Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка»
(в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в
отрывках); А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и
другие звери» (отрывок).
Календарно тематическое планирование
литературное чтение 4 класс
Дата
Наименование раздела.
Тема урока.
Примечание
Кол –
во
часов
Факт
По
плану
5.09
6.09
7.09
12.09
Постигаем законы волшебной сказки.
Древние представления о мире (15ч)
Как люди в древности представляли себе
окружающий мир.
Древнегреческое сказание «Персей»
«Персей». Древнегреческое сказание.
Поход в «Музейный Дом».
Русская народная сказка «Сивкабурка».
Главные герои.
1
1
1
1
№
1.
2.
3.
4. 5.
6.
7.
8.
9.
13.09
14.09
19.09
20.09
21.09
10.
26.09
27.09
28.09
3.10
4.10
5.10
10.10
11.10
12.10
17.10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
18.10
21.
19.10
22.
23.
24.10
25.10
24.
26.10
«Сивкабурка» русская народная
сказка. Сюжет сказки.
Русская народная
сказка «КрошечкаХаврошечка».
Русская народная сказка «Морской царь
и Василиса Премудрая».
Русская народная сказка «Морозко».
Русская народная
сказка «Финист ясный сокол».
Развитие событий в сказке «Финист
ясный сокол».
Русская народная сказка «Иван царевич
и серый волк»
Составление планапересказа к сказке
«Иван царевич и серый волк».
Башкирская народная сказка «Алтын
сака
золотая бабка».
«Алтынсака золотая бабка»
башкирская народная сказка.
Обобщение темы «Постигаем законы
волшебной сказки»
Знакомимся с повествованиями,
основанными на фольклоре.(14ч)
Былина «Илья Муромец и Соловей
разбойник»
Илья Муромец и Соловей разбойник.
Поход в «Музейный Дом».
Илья Муромец и Святогор.
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былина «Садко». Просмотр
мультфильма « Садко».
Былина «Садко».
Поход в «Музейный Дом».
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Просмотр
мультфильма.
Г.Х. Андерсен«Стойкий оловянный
солдатик»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 25.
26.
27.
28.
29.
7.11
8.11
9.11
14.11
15.11
30.
16.11
31.
32.
33.
34.
21.11
22.11
23.11
28.11
35.
29.11
36.
37.
30.11
5.12
38.
6.12
39.
7.12
40
12.12
41.
13.12
42.
14.12
Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный
солдатик»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
Истории первая и вторая.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
Истории пятая и шестая.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
История седьмая.
Обобщение по теме «Знакомимся с
повествованиями, основанными на
фольклоре».
Учимся у поэтов и художников видеть
красоту природы и красоту человека
(12ч)
В. Жуковский «Славянка», «Весеннее
чувство».
Поход в «Музейный Дом».
Д. Самойлов «Красная осень».
Н. Заболоцкий «Сентябрь».
Николай Заболоцкий «Оттепель».
Выразительные средства авторской
поэзии.
Иван Бунин «Нет солнца, но светлы
пруды...», «Детство».
Владимир Набоков «Обида» .Жанровые
особенности рассказа.
Владимир Набоков «Обида».
Поход в «Музейный Дом».
В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я
искренно жалею...».
Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою
глоть!». Поход в «Музейный Дом».
Виктор Драгунский «Красный шарик в
синем небе».
Борис Сергуненков «Конь Мотылек».
Драматизм рассказа.
Дж. Даррелл «Земляничнорозовый
дом»
Обобщение темы «Учимся у поэтов и
художников видеть красоту природы и
красоту человека».
Всматриваемся в лица наших
сверстников, живших задолго до нас.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Уплотнение
учебного
материала
43.
44.
19.12
20.12
45.
21.12
(10ч )
Л. Андреев «Петька на даче».
Сложность характера героя.
Л. Андреев «Петька на даче».
Приём контраста.
«Петька на даче». Л. Андреев.
Антон Чехов «Ванька».
Внеклассное чтение. Куприн «Белый
пудель»
46.
26.12
А.П. Чехов «Мальчики». Герои рассказа
– наши сверстники.
47.
27.12
А. Чехов «Мальчики». События в
рассказе, раскрывающие характер
героев.
48.
28.12
А. Погорельский «Черная курица, или
Подземные жители»
49.
9.01
50.
10.01.
51.
11.01
52.
16.01
53.
17.01
54.
18.01.
55.
56.
57.
58.
23.01
24.01
25.01
30.01
А. Погорельский «Черная курица, или
Подземные жители»
Внеклассное чтение. В. Гюго « Козетта».
Обобщение темы «Всматриваемся в лица
наших сверстников, живших задолго до
нас»
Пытаемся понять, как на нас
воздействует красота(13ч)
Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее
Ирина Пивоварова
« Как провожают пароходы».
Л. Улицкая « Бумажная победа». Связь
произведений литературы с
живописными произведениями.
Людмила Улицкая « Бумажная победа».
Л. Улицкая « Бумажная победа». Поход
в музейный дом .
С. Козлов «Давно бы так, заяц!»
Поход в «Музейный Дом».
С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Мир
ценностей героев.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 59.
31.01
60.
1.02.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
6.02
7.02
8.02
13.02
14.02
15.02
20.02
21.02
22.02
27.02
28.02
72.
1.03
73.
74.
75.
76.
77.
6.03
7.03
13.03
14.03
15.03
В. Соколов «О , умножение листвы на
золотеющих дорожках!
Борис Пастернак «Опять весна»
(отрывок)
В. Соколов «Все чернила вышли, вся
бумага, все карандаши»
Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»
Сергей Козлов «Лисичка»
Обобщение темы «Пытаемся понять, как
на нас воздействует красота»
Приближаемся к разгадке тайны
особого зрения. Выясняем, что
помогает человеку стать… человеком
(9ч)
Сельма Лагерлеф «Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями».
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»
«Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький
принц»
Экзюпери «Маленький принц».
Философское содержание сказочной
повести.
Константин Паустовский «Теплый хлеб»
К. Паустовский «Теплый хлеб»
Выясняем, что помогает человеку стать
человеком.
К. Паустовский « Теплый хлеб».
Поход в «Музейный Дом».
Обобщение темы «Приближаемся к
разгадке тайны особого зрения…»
Обнаруживаем, что у искусства есть
своя, особенная, правда (14ч)
Поход в «Музейный Дом».
Заседание клуба «Ключ и заря».
Мария Вайсман «Шмыгимышь».
Жанровые особенности рассказа.
А. Ахматова «Тайны ремесла». Картина
мира, создаваемая поэтом.
А. Ахматова «Перед весной бывают дни
такие...». Поход в «Музейный Дом».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
20.03
21.03
22.03
3.04
4.04
5.04
10.04
11.04
12.04
17.04
88.
18.04
89.
90.
19.04
24.04
91.
25.04
92.
93.
26.04
3.05
94.
8.05
95.
10.05
96.
15.05
97.
16.05
А. Кушнер «Сирень».
Поход в «Музейный Дом».
В. Маяковский «Хорошее отношение к
лошадям»
Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»
Федор Тютчев «Как весел грохот летних
бурь...»
М. Лермонтов «Парус».
М. Волошин «Зеленый вал...».
Поход в «Музейный Дом».
Самуил Маршак «Как поработала зима!»
А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок)
«В тот год осенняя погода»
А. Пушкин «Евгений Онегин»(отрывок)
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»
Обобщение темы «Обнаруживаем, что у
искусства есть своя, особенная, правда»
Убеждаемся, что без прошлого у людей
нет будущего. Задумываемся над тем,
что такое отечество(11ч)
Алексей Пантелеев «Главный инженер»
А. Пантелеев «Главный инженер».
Поход в «Музейный Дом».
Приём контраста. А. Пантелеев
«Главный инженер».
Анна Ахматова «Памяти друга». Тема и
основная мысль произведения.
Итоговая комплексная работа за 4
класс.
Внеклассное чтение. Е. Ильина «
Четвёртая высота».
Н.Рыленков «К Родине» .
Н.Рубцов «Доволен я буквально всем!».
Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с
гречихою...».
Поход в «Музейный Дом».
Древнегреческий гимн природе.
Государственный гимн Российской
Федерации.
Поход в «Музейный Дом».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 98.
99.
17.05
22.05
23.05
24.05
29.05
100
.
101
.
102
.
103
30.05
104
31.05
Плиний Младший «Письмо Тациту»
А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым
хлынул клубом...»
Человек в мире культуры. Его
прошлое, настоящее и будущее (6ч)
Путешествие в Казань. В мастерской
художника.
В мастерской художника. И.
Колмогорцева «Мост через Казанку»,
«Казанский кремль»…
Олимпиада «Человек в мире культуры.
Его прошлое, настоящее и будущее»
Обобщение по теме «Человек в мире
культуры…»
Итоговое заседание клуба «Ключ и
заря».
Рекомендации по чтению на лето.
1
1
1
1
1
1
1 Критерии оценивания по литературному чтению
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель
ставит конкретные задачи контролирующей деятельности в 4 классе наряду с проверкой
сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля
являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 8090
слов в минуту (вслух) и 95110 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения
подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование
основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
При этом учитывается индивидуальный темп чтения ребёнка .
Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной
слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
читает целыми словами (2полугодие);
читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова по
слогам (1полугодие);
читает целыми словами, допускает 12 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических
ударений (2 полугодие);
допускает 12 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части,
нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные
ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
переходит на чтение целыми словами, допускает 35 ошибок замена, пропуск,
перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит
текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает
последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с
помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает
монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает монотонно, по слогам (1полугодие);
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов
при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа. СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Щедровская ООШ № _____
от ________2017 года №_______
________________ Передериева Г.А.
подпись руководителя МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР
____________ Мельникова Т.В.
подпись
_____ ________ 2017 года
дата
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК ПНШ, 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.