Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
02.03.2018
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Литературное чтение" Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г для 1 класса.. Рабочая программа предусматривает включение знаний регионального содержания. Учебник "Литературное чтение" для 1 класса, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. УМК "Школа России" Программа составлена в соответствии с ФГОС.Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС
programmachtenie-1klass-goreckii.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района
Ставропольского края
Крячко Светлана Николаевна – учитель начальных классов.
2016 год (с. Дивное)
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в
соответствии со структурой рабочих программ учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности в редакции ФГОС начального общего
образования от 31.12.2015 г и авторской программы «Литературное чтение»
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Бойкина М.В.),2015
Содержание учебного предмета
1 класс (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных
писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного
народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово
тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и
интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего
мира.
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием
учебника, словарём.
Жилибыли буквы (7 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С.
Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (6 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки,
потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,
песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т.
Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (6 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М.
Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В.
Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.
Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об
умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (8 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В.
Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно
познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и
формирование у них коммуникативноречевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, пра
вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать
текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических
и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого
текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно
изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие вы
разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного про
изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка
эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфи
ческой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
антонимов,
(синонимов,
сравнений,
Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: ха
рактеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по
зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последователь
ности событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его со
держанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинноследственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Опре
деление микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с
учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному,
научнопознавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование
норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе литературных произведений.
учебному,
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо
циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли
текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и ху
дожественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини
сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную
тему, отзыв о прочитанной книге. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общече
ловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской
литературы, произведениями современной отечественной (с учётом много
национального характера России) и зарубежной литературы, доступные для
восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и
подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая лите
ратура, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (после
довательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение
за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой де
ятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинно
следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения
различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои
тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3)
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научнопознавательных, учебных и художественных произве
дений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — пись
менный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественнотворческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является сформированность следующих умений:
1 класс
воспринимать на слух художественный текст ( рассказ,
стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить
произведений:
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
различать рассказ и стихотворение.
автора,
название и героев прочитанных
Календарнотематическое планирование
уроков литературного чтения – 40 часов
№
п/п
Колво
часов
Тема раздела
Тема урока
Дата
Факт.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Жилибыли буквы – 8ч
Вводный урок. Знакомство с новым
учебником: системой условных обозначений,
содержанием, словарём.
В.Данько. «Загадочные буквы»
И.Токмакова « Аля», «Кляксич и буква А».
Внеклассное чтение (Рассказы В.
Драгунского)
С.Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин.
«Почему А поётся, а Б нет»
Г.Сапгир. «Про медведя». Р.К. Животный
мир нашего края
Бородицкая. «Разговор с пчелой»
И.Гамазкова. «Кто как кричит?» Внеклассное
чтение (Рассказы В. Бианки). Р.К. Редкие
растения нашего края.
С.Маршак. «Автобус номер двадцать шесть».
Р.К. Животный мир Ставропольского края
Обобщение по теме: «Жилибыли буквы»
Сказки, загадки, небылицы – 6 ч.
Е.Чарушин. «Теремок», русская народная
сказка «Рукавичка».
Малые фольклорные жанры. Загадки,
песенки, потешки, небылицы. Внеклассное
чтение (Русские народные сказки). Р.К.
Традиции народов Ставропольского края.
Стишки и потешки из книги «Рифмы
Матушки Гусыни». 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
А.Пушкин. Отрывки из произведений.
Л.Толстой. «Зайцы и лягушки», К.
Ушинский. «Гусь и журавль». «Разноцветные
страницы»
Обобщение по теме «Сказки , загадки ,
небылицы». Внеклассное чтение (Русские
народные пословицы, поговорки,
скороговорки)
Апрель, апрель! Звенит капель... – 5 ч.
А.Плещеев. «Сельская песенка», А.Майков.
«Весна»; «Ласточка примчалась...»
Т.Белозёров. «Подснежники». Р.К.
Раннецветущие растения нашего региона.
С.Маршак. «Апрель». И. Токмакова.
«Ручей» «Загадки». Л.Ульяницкая.
Л.Яхнин. Внеклассное чтение (Стихи
русских поэтов о природе). Р.К.
Климатические особенности нашего
региона.
Е.Трутнева. «Когда это бывает?»
И.Токмакова. «Весна» В.Берестов.
«Воробушки». Р.Сеф. «Чудо».
А.Майков. «Христос Воскрес».
Обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит
капель»
И в шутку и всерьёз 6 ч.
И.Токмакова. «Мы играли в хохотушки»
Я.Тайц. «Волк». Г.Кружков. «Ррры!». Р.К.
Животный мир нашего региона.
Герои произведения. Н.Артюхова. «Саша
дразнилка». Внеклассное чтение (сказки
Г.Остера)
К.Чуковский. «Федотка». О.Дриз. «Привет».
О.Григорьев. «Стук». И.Токмакова.
«Разговор Лютика и Жучка». И.Пивоварова.
«Кулинакипулинаки».
К.Чуковский. «Телефон». М.Пляцковский.
«Помощник»
К.Ушинский. «Что хорошо и что дурно?»
«Ворон и сорока». «Худо тому, кто добра не
делает никому».
Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» 26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Я и мои друзья 7 ч.
Ю.Ермолаев. «Лучший друг». Е.Благинина.
«Подарок». Внеклассное чтение (Дж.Родари
«Приключения Чиполлино»)
В.Орлов. «Кто первый?» С.Михалков.
«Бараны»
Р.Сеф. «Совет». В.Берестов. «В магазине
игрушек». В.Орлов. «Дружба»
И.Пивоварова. «Вежливый ослик». А.Барто.
«Вот так защитник». Я.Аким. «Моя родня».
Внеклассное чтение (Н.Носов рассказы)
С.Маршак. «Хороший день».
М.Пляцковский. «Сердитый дог Буль».
Ю.Энтин. «Про дружбу»
Д.Тихомиров. «Мальчики и лягушки».
«Находка». «Разноцветные страницы». Р.К.
Животные – помощники человека
Обобщение по теме « Я и мои друзья»
О братьях наших меньших 8ч.
С.Михалков. «Трезор». Р.Сеф. «Кто любит
собак». Внеклассное чтение (Л.Муур
«Крошка Енот»)
Приёмы словесного рисования. В.Осеева.
«Собака яростно лаяла»
И.Токмакова. «Купите собаку». С. Михалков
«Важный совет». М.Пляцковский. «Цап
Царапыч». Г.Сапгир. «Кошка».
Проверка читательских умений
В.Берестов. «Лягушата». В.Лунин. «Никого
не обижай» С.Михалков. «Важный совет».
Внеклассное чтение (О.Кургузо «Рассказы
маленького мальчика»)
Д.Хармс. «Храбрый ёж». Н.Сладков. «Лисица
и Ёж». Р.К. Животные нашего региона.
С.Аксаков. «Гнездо». «Разноцветные
страницы».
Обобщение по теме «О братьях наших
меньших»
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС, с региональным компонентом. УМК "Школа России". 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.