Рабочая программа по музыке
Оценка 4.8

Рабочая программа по музыке

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
музыка
2 кл
18.03.2018
Рабочая программа по музыке
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Курс музыки для 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
музыка.doc
1. Пояснительная записка.   Рабочей   программе   соответствует   учебник:   Е.Д.Критская   «Музыка»   2   класс.   –М.:   «Просвещение»,   2010   г.  Программа   «Музыка.   1­4   классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. используется в данной рабочей программе без изменений.  Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно­методическим комплексом: 1) Учебник «Музыка» для 2 класса.     (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.) 2)  Фонохрестоматия для 2 класса.     (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.) 3) Методические рекомендации для 2 года обучения      (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г) 4) Поурочное планирование для 2 класса.        (Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г) Цель  музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.  Задачи:        развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно­образный смысл; накопление   детьми   знаний   о   закономерностях   музыкального   искусства   и   музыкальном   языке;     первоначальных   представлений   об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);  совершенствование   умений   и   навыков   хорового   пения   (выразительность   звучания,   кантилена,   унисон,   расширение   объема   дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально­ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное   включение   в   процесс   музицирования   творческих   импровизаций   (речевых,   вокальных,   ритмических,   инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах. Общая характеристика учебного предмета   Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного  эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально­образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении,  начальное овладение различными видами музыкально­творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,                                                                                                                                                                                       1 постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно­нравственного воспитания  школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно­смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно  выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы ­ охват широкого  культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков  музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию  эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального  мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,  «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным  произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение  музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной  деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально­ ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес  программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют  творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:   Метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;  Метод эмоциональной драматургии;  Метод создания «композиций»;  Метод игры;  Метод художественного контекста.  Виды музыкальной деятельности:         ­ хоровое и ансамблевое пение;  ­ слушание музыки и размышление о ней; ­ игра на детских музыкальных инструментах; ­ музыкально­ритмические движения; ­ пластическое интонирование; ­ импровизация; ­  инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;  ­освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.            Рабочая программа «Музыка» рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.  2 2. Содержание программы Раздел 1. «Россия — Родина моя» ­ 3 ч.                      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской                       музыки.  Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия. Раздел 2. «День, полный событий»­6ч.       Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано. Задачи:  Знакомство детей с творчеством русских композиторов П. Чайковского и  С. Прокофьева. обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,    формирование общечеловеческих нравственных ценностей, эстетическое развитие Музыкальный материал       Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.       Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.       «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.       «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.       «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.       «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.       «Ай­я, жу­жу», латышская народная песня.       «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»­7ч.       Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал. Музыкальный материал       «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.       Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте,  люди русские». С. Прокофьев.       Народные песнопения о Сергии Радонежском.       «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»­3ч.       Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и  праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Задачи:  3 знакомить детей с особенностями русского фольклора,     формирование общечеловеческих нравственных ценностей,   эстетическое развитие, воспитание бережного отношения к истории Родины. Музыкальный материал       Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».       «Наигрыш». А. Шнитке.       Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».       «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.       «Камаринская». П. Чайковский.       Прибаутки. В. Комраков, слова народные.       Масленичные песенки.       Песенки­заклички, игры, хороводы. Раздел 5. «В музыкальном театре»­4ч.       Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в  создании музыкального спектакля. Темы­характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.  Задачи:  расширять представления учащихся о балете и опере,     формирование общечеловеческих нравственных ценностей,   эстетическое развитие, воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины. Музыкальный материал       «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы­сказки. М. Коваль.       «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.       «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.       «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.       «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.       «Песня­спор». Г. Гладков, слова В. Лугового. Раздел 6. «В концертном зале»­5ч.       Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры  инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал       Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.       «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. 4 Симфония № 40, экспозиция 1­й части. В.­А. Моцарт.       Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.­А. Моцарт.       Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.       «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»­6ч.          Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры  музыки. Международные конкурсы.  Задачи:  знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности,     формирование общечеловеческих нравственных ценностей,   эстетическое развитие, воспитание внимательного слушателя. Музыкальный материал         «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст  Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.­С. Бах.       «Весенняя». В.­А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.       «Колыбельная». Б. Флис —  В.­А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.       «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.       «Песня жаворонка». П. Чайковский.       Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1­й части. П. Чайковский.       «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.       «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.       «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.       «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.       «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайт 3. Календарно­тематическое планирование №  п/п Тема урока Дата  план Дата  факт Тип урока Элементы содержания Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)                                      Предметные Метапредметные УУД Личностны е 5 I­я четверть(9 учебных недель, 9 уроков)         Раздел I «Россия­Родина моя»­3ч. 1 Мелодия. 2 Здравствуй,  Родина моя!  Музыкальны е образы  родного  края. Урок  изучения и  первичного  закрепления новых  знаний Комбиниро ванный  урок 3 Гимн России. Комбиниро ванный  урок Интонационно­образная  природа музыкального  искусства.  Основные  средства музыкальной  выразительности (мелодия).  Песенность, как  отличительная черта русской  музыки. «Рассвет на Москве – реке»  М.Мусоргский. Сочинения   отечественных композиторов   о   Родине. Элементы   нотной   грамоты. Формы   построения   музыки (освоение   куплетной   формы: запев,   припев).   Региональные музыкально­поэтические традиции. «Моя Россия» Г.Струве. «Здравствуй, Родина моя»  Ю.Чичков. Гимн России как один из  основных государственных  символов страны, известных  всему миру. «Патриотическая песня»  .М.Глинка. «Гимн России»  А.Александров С.Михалков. «Моя Россия» Г.Струве. «Здравствуй, Родина моя»  Ю.Чичков. Раздел II « ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» ­6 ч.     Выразительность Знать/понимать:  что мелодия   – это основа музыки,   участвовать   в   коллективном   пении. Певческую   установку.  Узнавать   изученные   называть   их музыкальные   сочинения, авторов. и изобразительность музыкальной интонации. Уметь:  определять   характер,   настроение   и средства   выразительности   (мелодия)   в музыкальном произведении. Знать/понимать: названия изученных  произведений, их авторов, сведения из  области музыкальной грамоты (скрипичный  ключ, басовый ключ, ноты), смысл  понятий: запев, припев, мелодия,  аккомпанемент.  Уметь:    эмоционально   откликнуться   на музыкальное   произведение   и   выразить   свое впечатление в пении,  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления   и   воображения,   музыкальной Знать/понимать: слова и мелодию Гимна  России. Иметь представления о музыке  своего народа. Уметь:  Исполнять     Гимн   России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций,   передавать   в   собственном исполнении  различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть   их   авторов;   эмоционально откликаясь   на   исполнение   музыкальных произведений.     Познавательные: Формирование  целостной художественной  картины мира.   Коммуникативные    :  Формирование умения слушать.   Регулятивные: Участие в  коллективной работе.    Познавательные: Формирование  целостной художественной  картины мира;  Коммуникативные    :  Формирование умения слушать,  способности встать на позицию  другого человека.  Регулятивные: Участие в  коллективной работе.   Познавательные:  Формирование  целостной художественной  картины мира;   Коммуникативные    :  Формирование умения способности встать на позицию другого  человека,  Регулятивные: Участие в  коллективной работе. Позитивная  самооценка  своих  музыкально­ творческих  возможностей . Развитое  музыкально­ эстетическое  чувство,  проявляющее ся в  эмоционально ­ценностном  отношении к  искусству; Реализация  творческого  потенциала в  процессе  коллективног о (или  индивидуальн ого)  музицировани я при  воплощении  музыкальных  6 4 Музыкальны е  инструменты (фортепиано ) Урок  изучения и  первичного  закрепления новых  знаний Тембровая окраска наиболее  популярных музыкальных  инструментов (фортепиано) и  их выразительные  возможности. Музыкальный  инструмент – фортепиано. Мир ребенка в музыкальных  интонациях, образах. «Детская музыка»  С.Прокофьев «Детский альбом»  П.Чайковский Знать/понимать: смысл понятий:  «композитор», «исполнитель», названия  изученных произведений и их авторов;  наиболее популярные в России музыкальные  инструменты. Знать названия изученных  произведений и их композиторов   (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский,  С.С.Прокофьев), знать названия  динамических оттенков: форте и пиано.  названия танцев: вальс, полька, тарантелла,  мазурка.  (фортепиано). Уметь: узнавать изученные произведения,  называть их авторов, сравнивать характер,  настроение и средства выразительности в   : Слушать  Познавательные: Умение  сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей  музыки Коммуникативные   собеседника и вести диалог;  участвовать в коллективном  обсуждении, принимать различные  точки зрения на одну и ту же  проблему; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку  зрения  Регулятивные: Договариваться о  распределении функций и ролей в  совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль,  Позитивная  самооценка  своих  музыкально­ творческих  возможностей . 7 5. Природа и  музыка.   Прогулк а. Комбинирова нный урок 6 Танцы,  танцы,  танцы... Комбинирова нный урок Знакомство с творчеством  отечественных композиторов ­ классиков  и современных  композиторов на образцах  музыкальных произведений  П.И.Чайковского,  С.С.Прокофьева..  Способность музыки в  образной форме передать  настроение, чувства, его  отношение к природе, к  жизни. «Утро – вечер» С.Прокофьев. «Прогулка» С.Прокофьев «Прогулка» М.Мусорского  «Научи нас веселиться» средства Основные музыкальной выразительности (ритм).   «Камаринская», «Вальс»,  «Полька» П.И.Чайковского. Тарантелла – С. Прокофьева Знать/понимать:  изученные   музы­ кальные   сочинения,   называть   их авторов;   систему   графических знаков   для   ориентации   в   нотном письме   при   пении     простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и  окружающей жизни,  продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы  музыкального искусства,  взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке,  Передавать настроение музыки в  Знать/понимать:  изученные музыкальные сочинения, называть их авторов,   названия   танцев:   вальс, полька, тарантелла, мазурка Уметь:  определять  основные жанры  музыки (песня, танец, марш). Уметь  сравнивать контрастные  произведения разных композиторов,  определять их жанровую основу.  Наблюдать за процессом  музыкального развития на основе  сходства и различия интонаций, тем,  образов. Уметь отличать по  ритмической основе эти танцы.  Наблюдать за музыкой в жизни  человека, импровизировать в   : опосредованно  Познавательные: Научатся выделять  характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. Коммуникативные   вступать в диалог с автором  художественного произведения  посредством выявления авторских смыслов и оценок Регулятивные: действовать  конструктивно, в том числе в ситуациях  неуспеха, за счет умения осуществлять  поиск наиболее эффективных способов  реализации целей с учетом имеющихся  условий. Познавательные: Определять на слух  основные жанры музыки, выделять  характерные особенности танца, исполнять  и инсценировать песни Музицирование. Выбор характерных  движений для танцев. Коммуникативные: приобрести опыт  общения со слушателями в условиях  публичного предъявления результата  творческой музыкально­исполнительской  деятельности. Регулятивные:осуществлять поиск  наиболее эффективных способов  достижения результата в процессе участия  в индивидуальных, групповых работах. Развитое  музыкально­ эстетическое  чувство,  проявляющееся в  эмоционально­ ценностном  отношении к  искусству; Реализация  творческого  потенциала в  процессе  коллективного  (или  индивидуально го)  музицирования  при  воплощении  музыкальных  образов; 8 7 8 Эти  разные  марши «Расска жи  сказку» 9 Колыбел ьные Расширение и  углубление  знаний Интонация шага. Ритмы  маршей. Разнообразие  маршевой музыки «Марш деревянных  солдатиков».П.Чайковский «Шествие кузнечиков»,  «Марш», «Ходит месяц над  лугами» С.С.Прокофьев Сказочные образы в музыке С.  С. Прокофьева и П. И. Чай­ ковского Закрепление  знаний, выра­ ботка умений  и навыков Расширение и  углубление  знаний Колыбельные ­ самые древние  песни. Интонация  колыбельной; темп, динамика,  выразительность исполнения Знать отличительные черты  маршевой музыки: поступь, интонация  шага. Уметь: ­ определять на слух маршевую музыку; ­ выделять среди про изведений пьесы мар шевого характера Познавательные: Определять своеобразие  маршевой музыки. Отличать маршевую музыку от  танцевальной музыки. Коммуникативные: излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: договариваться о  распределении функций и ролей в  совместной деятельности. Позитивная  самооценка  своих  музыкально­ творческих  возможностей. Знать понятия: мелодия,  аккомпанемент, вступление. Уметь  называть фамилии композиторов: П.  И. Чайковский, С. С. Прокофьев Знать: ­ понятия: темп, дина мика, фраза; ­ отличительные черты колыбельной песни Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять   и   сравнивать   характер, настроение средства выразительности   в   музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в  пении, музыкально­пластическом  движении, игре на элементарных  музыкальных инструментах. и      : Сопоставлять музыку,  Познавательные   находить общие черты и различия. Сочинить сказку.  Выбор характерных  движений для музыки.  Найти слова для  мелодии «Мамы» Чайковского.  : понимать сходство и  Коммуникативные   различие разговорной и музыкальной речи Регулятивные: осуществлять поиск  наиболее эффективных способов  достижения результата в процессе участия  в  групповых проектных работах. Познавательные: Научатся определять на  слух знакомые жанры, узнавать мелодии  изученных произведений, аргументировать  свою позицию. Уметь выражать себя в разных формах  деятельности. Коммуникативные   средства и средства информационных и  коммуникационных технологий для  решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: оценивать результаты  своей работы.  : использовать речевые  Развитое  музыкально­ эстетическое  чувство,  проявляющееся в  эмоционально­ ценностном  отношении к  искусству;  Развитие  чувства  сопричастности к культуре  своего народа  9 Итого за Iчетверть: 9 уроков          II­я четверть (7 учебных недель, 7 уроков) 10 Велкий  колколь ный  звон РАЗДЕЛ III  «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» ­7 ч. Разнообразие колокольных  звонов, голоса ­ тембры  колоколов. Композиторы,  включавшие звоны колоколов  в свои произведения. Зву­ чащие картины Сообщение и  усвоение  новых знаний «Великий колокольный звон»  М.Мусоргский «Праздничный трезвон» 11 Свтые  земли  Рсской Сообщение и  усвоение  новых знаний Святые земли Русской ­  Александр Невский и Сергий  Радонежский. Национальные  герои, которых любят, чтят и  помнят. Музыка в их честь Кантата Невский»  С.Прокофьев: «Песнь Невском»  «Вставайте, люди русские»   об   Александре   «Александр Знать: ­ колокольные звоны: благовест,  трезвон, набат, метельный звон; ­ понятие голоса­тембры Уметь:  продемонстрировать  понимание интонационно­образной  природы музыкального искусства,  взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке,  многозначности музыкальной речи в  ситуации сравнения произведений  разных видов искусств. Знать понятия: кантата, народные  песнопения, икона, житие, молитва,  церковные песнопения. Уметь называть имена святых Уметь:  продемонстрировать  личностно­окрашенное  эмоционально­образное восприятие  музыки, исполнять в хоре вокальные  произведения с сопровождением и  без сопровождения, кантилена, пение а­capella.  Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа  Регулятивные: выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации. Познавательные: читать простое  схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать  свою позицию и координировать ее с  позициями партнеров в сотрудничестве  при выработке общего решения в  совместной деятельности. Регулятивные: формулировать и  удерживать учебную задачу, выполнять  учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь  для регуляции своего действия; ставить  вопросы  Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа  10 12 Сергей  Радонеж ский Расширение и углубление  знаний Народные песнопения о  Сергии Радонежском 13 Молитва Расширение и углубление  знаний 14 Рождест во Хри­ стово Расширение и  углубление  знаний Знакомство с творчеством  отечественных композиторов  – классиков на образцах  музыкальных произведений  П.И.Чайковского. «Детский альбом»   П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви» Праздники православной  церкви. Евангелие. Сочельник.  Колядки. Песнопения   понимать:     Знать/   изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;   образцы   музыкального фольклора,   народные     музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.   Понимать   строение трехчастной форы. Уметь:  продемонстрировать  личностно­окрашенное  эмоционально­образное восприятие  музыки, исполнять в хоре вокальные  произведения с сопровождением и  без сопровождения, кантилена, пение а­capella. Знать/  названия изученных   произведений   и   их авторов, и изобразительность   музыкальной интонации.  Уметь:  определять   и   сравнивать характер,   настроение   и   средства музыкальной   выразительности   в музыкальных произведениях.  Знать понятия: народные церковные  праздники, Евангелие, сочельник,  колядки. Уметь выразительно  исполнять рождественские  песнопения выразительность   понимать: Регулятивные: составлять план и  последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск  необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы,  формулировать собственное мнение и  позицию  Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа  Регулятивные: использовать  установленные правила в контроле  способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в  разнообразии способов решения учебной  задачи. Коммуникативные: обращаться за  помощью к учителю, одноклассникам;  формулировать свои затруднения. Регулятивные: формулировать и  удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание  рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы;  обращаться за помощью, слушать  собеседника.  Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа   Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа  11 15 16 Музыка  на  Новогод нем  праздни ке. «О  России  петь ­что стремить ся в  храм...» Урок  закрепления  знаний Исполнение  песен для  новогодних праздников. Урок   контроля,  оценки  и  коррекции  знаний  учащихся. Исполнение знакомых песен,  участие в коллективном  пении, музицирование на  элементарных музыкальных  инструментах, передача  музыкальных впечатлений  учащихся         музыкальных       Знать/   понимать:   образцы   музыкального (народные фольклора славянские песнопения),   народные   музыкальные традиции   родного   края   (праздники   и обряды).  Уметь:  охотно участвовать в коллективной творческой   деятельности   при   воплощении различных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное  названия   изученных Знать/понимать:   образцы произведений   и   их   авторов, музыкального   народные музыкальные   традиции   родного   края (праздники и обряды).  Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать музыкальные произведения,   называть   имена   их   авторов,   несколько   народных   и исполнять композиторских   песен   (по   выбору учащегося).   Выражать   свое   эмоциональное отношение   к   музыкальным   образам исторического   прошлого   в   слове,   рисунке, пении и др.   фольклора, изученные Развитие  эмоционально ­  ценностного  отношения к  музыке как  живому,  образному  искусству  Развитие  эмоционально ­  ценностного  отношения к  музыке как  живому,  образному  искусству  Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать,  называть и определять явления  окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться  за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать  действия в соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации. Познавательные: осознанно  строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и  координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности.                                                                                          Итого за II четверть:7 уроков                                                                                III­я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)            Раздел IV «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»­3 Ч. 17 Русские  народ­ ные  инстру­ менты Урок  изучения и  закрепления  новых знаний. «Калинка» ­ р.н.п. «Светит месяц» ­ вариации на  тему рус. нар. песни.  «Камаринская» ­ р.н.п.       Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» ­  р.н.п. – игра. Знать/понимать: народные традиции,  праздники, музыкальный фольклор России. Уметь: передавать настроение музыки и его  изменение: в пении, музыкально­ пластическом движении, определять и  сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.  Регулятивные: преобразовывать  практическую задачу  в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить  монологичное высказывание,  учитывать настроение других  людей, их эмоции от восприятия  Развитие умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства 12 18 Музыка  в  народно м стиле.  Сочини  песенку.  19 Проводы зимы.  Встреча  весны…  Урок  закрепления  знаний. особенностей.  С.Прокофьев   «Ходит   месяц над лугами». «Камаринская» ­ р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская» «Мужик на гармонике играет» Комбинирова нный урок. Масленичные песни Весенние заклички   исполнять Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных   инструментах;   названия изученных   жанров.  Смысл   понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь:  музыкальные произведения   отдельных   форм   и   жанров, охотно   участвовать   в   коллективной, творческой   деятельности   при   воплощении различных   музыкальных   образов.   различать музыку по характеру и настроению.  Знать/понимать:  образцы   музыкального фольклора,  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).  Уметь: передавать настроение музыки и его  изменение в пении, музыкально­ пластическом движении, игре на  музыкальных инструментах, исполнять  несколько народных песен.  Раздел V «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»­4  Ч. 20 Детски й музы­ кальный театр.  Опера Урок  изучения и  закрепления  новых знаний. «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро  козлят» фрагменты из оперы Знать/понимать:  названия   музыкальных театров,   особенности   музыкальных   жанров опера,   названия   изученных   жанров   и   форм музыки.  Уметь: передавать настроение музыки в  пении, исполнять в хоре вокальные  произведения  с сопровождением и без  сопровождения. Развитие  эмоционально ­  ценностного  отношения к  музыке как  живому,  образному  искусству   Развитие  чувства  сопричастности к культуре своего  народа  Развитие чувства уважения к  народной песне,  народным  традициям,  музыкальной  культуре России. Регулятивные: выбирать  действия в соответствии с  поставленной задачей. Познавательные: выбирать  наиболее эффективные способы  решения задач. Коммуникативные:  договариваться о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности Регулятивные: использовать  установленные правила в  контроле способов решения  задач. Познавательные:  ориентироваться в разнообразии  способов решения учебной  задачи. Коммуникативные: обращаться  за помощью к учителю,  одноклассникам; формулировать  Регулятивные: использовать  речь для регуляции своего  действия. Познавательные:  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач. Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и  координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности 13 21 Балет Комбинирова нный урок. «Вальс. Полночь» из балета  «Золушка» С.Прокофьев. 22 Театр  оперы  и  балета 23 Волшебн ая па­ лочка Комбинирова нный урок. Марш Черномора из оперы  «Руслан и Людмила»  М.Глинки «Марш из оперы «Любовь к  трем апельсинам»  С.Прокофьев. Знать понятия: оркестр, дирижер. Уметь «элементарно» дирижировать музыкой Дирижер ­  руководитель оркестра.  Дирижерские  жесты. Роле­ вая игра  «Играем в  дирижера» Раздел VI «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»­5Ч.  особенности Знать/понимать: музыкального жанра – балет. Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов,  определять на слух основные жанры (песня,  танец, марш), определять и сравнивать  характер, настроение, выразительные  средства музыки. Исполнять различные  по  характеру музыкальные произведения во  время вокально­хоровой работы, петь легко,  напевно не форсируя звук Регулятивные: использовать  речь для регуляции своего  действия. Познавательные:  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач. Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и  координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности. Развитие  положительной  мотивации к  изучению основ  музыкальных  знаний, основ  нотной грамоты    исполнитель, Знать/понимать:  названия   изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор,   слушатель, дирижер. Уметь:  узнавать   изученные   музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять   на   слух   основные   жанры, определять   и   сравнивать   характер, настроение, выразительные средства музыки. Регулятивные: преобразовывать  практическую задачу  в познавательную. Познавательные: узнавать,  называть и определять героев  музыкального произведения. Коммуникативные: задавать  вопросы; строить понятные для  партнера высказывания Развитие  положительной  мотивации к  изучению основ  музыкальных  знаний, основ  нотной грамоты  Слушание музыки. Дирижирование музыкой  разного характера. Хоровое пение Развитие  позитивной  самооценки своих  музыкально­ творческих  возможностей. Регулятивные: выбирать  действия в соответствии с  поставленной задачей. Познавательные: выбирать  наиболее эффективные способы  решения задач. Коммуникативные:  договариваться о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности 14 Слушание музыки. Сравнительный анализ  музыки при фронтальном опросе 24 Опера  «Руслан и Людмила » М. И.  Глинки 25 Увертюра. Финал.   26 Симфонич еская  сказка Сообщение и  усвоение  новых знаний Знать понятия: опера, солист,  хор, контраст, увертюра,  финал. Уметь проводить срав­ нительный анализ сти­ хотворного и музыкального  текстов Урок  закрепления  знаний. Увертюра к опере «Руслан и  Людмила» М.Глинка Заключительный хор из  финала оперы «Руслан и  Людмила» М.Глинка. Вводный.  Сообщение и  усвоение  новых знаний Концертный зал. Большой зал  Московской консерватории.  Симфоническая сказка С. С.  Прокофьева «Петя и волк».  Знакомство с инструментами  симфонического оркестра Знать/понимать:  названия   изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь:   узнавать   изученные   музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять   и   сравнивать   характер, настроение   и   средства   музыкальной выразительности музыкальных Знать: ­ понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; ­ инструменты симфонического оркестра. Уметь: ­ различать на слух инструменты симфониче­ ского оркестра; ­ следить по партитуре за развитием музыки; ­ выделять изобразительность и вырази­ в     Итого за III четверть:10 уроков IV­я четверть(8 учебных недель, 8 уроков) Регулятивные: применять  установленные правила. Познавательные:  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель. Коммуникативные: разрешать  конфликты на основе учета  интересов и позиций всех  участников. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить  и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить  вопросы, формулировать свои  затруднения, учитывать  настроение других людей, их  эмоции от восприятия музыки Регулятивные: составлять план  и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии,  вести диалог, слушать  собеседника Развитие умения  оценочного  восприятия  различных явлений музыкального  искусства Развитие  позитивной  самооценки своих  музыкально­ творческих  возможностей. Развитие  эмоционально ­  ценностного  отношения к  музыке как  живому,  образному  искусству  15 27 Сюита М.  П. Му­ соргского  «Картинки с вы­ ставки» 28 Звучит  неста­ реющий Мо­ царт! Сообщение и  усвоение  новых знаний Музыкальные портреты и  образы в сюите М. П.  Мусорского «Картинки с  выставки» Уметь: ­ проводить интонационно­образный анализ музыки; ­ называть полное имяМ. П. Мусоргского; ­ выделять изобразительность и вырази­ тельность в музыке Сообщение и  усвоение  новых знаний Жизнь и творчество В. А.  Моцарта. Сравнительный  анализ музыки М. И. Глинки и  В. А. Моцарта. Ролевая игра  «Играем в дирижера» Знать понятия: опера, симфония, рондо, пар­ титура, контраст, увертюра. Уметь сравнивать музыкальные произведения Раздел VII «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…»­6Ч. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными  задачами. Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную цель. Коммуникативные:  координировать и принимать  различные позиции во  взаимодействии Регулятивные: использовать  общие приемы решения задач. Познавательные: ставить  и формулировать проблему,  ориентироваться в информационно  материале учебника, осуществлять  поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать  вопросы, формулировать  собственное мнение и позицию Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства 29 Симфония № 40.  Увертюра. Комбинирова нный урок. Увертюра   «Свадьба   Фигаро» В.Моцарт  Сифония№40  Моцарт Знать/понимать:  названия   изученных жанров   и   форм   музыки   (рондо,   опера, симфония,   увертюра),   названия   изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления   с   помощью   какого­либо   вида музыкально­творческой деятельности, выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь   на   исполнение   музыкальных произведений.   Регулятивные: использовать  общие приемы решения задач. Познавательные: ставить  и формулировать проблему,  ориентироваться в информационно  материале учебника, осуществлять  поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать  вопросы, формулировать  собственное мнение и позицию Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства 16 30 Волшебны й цветик­ семи­ цветик. «И все это ­  И. С. Бах» 31 Все в  движении. Попутная  песня.  Урок  изучения и  первичного  закрепления  новых знаний. «Менуэт» И. ­С.Бах. «За рекою старый дом» И.  ­С.Бах. «Токката» И.­С.Бах. Комбинирова нный урок. «Тройка» Г.Свиридов «Попутная песня» М.Глинка. 32 Два лада.  Легенда.  Природа и музыка.  Комбинирова нный урок. Д.Кабалевский: «Кавалерийская» «Клоуны» «Карусель» «Весна. Осень»  Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя»  В.Моцарт. Знать/понимать:  продемонстрировать понимание   интонационно­образной   природы музыкального   искусства,   взаимосвязи выразительности   и   изобразительности   в музыке,   продемонстрировать   знания   о различных   видах   музыки,   музыкальных инструментах.   Уметь:  определять и сравнивать характер, настроение   и   средства   выразительности   в музыкальных   произведениях,   узнавать Знать/понимать:  продемонстрировать понимание   интонационно­образной   природы музыкального   искусства,   взаимосвязи выразительности   и   изобразительности   в музыке. Уметь:  определять   и   сравнивать   характер, настроение   и   средства   выразительности   в музыкальных   произведениях,   узнавать изученные   музыкальные   произведения   и называть имена их авторов. Знать/понимать: название музыкальных   средств выразительности, понимать и  воспринимать интонацию как носителя  образного смысла музыки, смысл понятий:  музыкальная речь, музыкальный язык. Уметь:  определять на слух основные жанры  (песня, танец, марш), эмоционально  откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или  пластике. Регулятивные: использовать  общие приемы решения задач. Познавательные: ставить  и формулировать проблему,  ориентироваться в информационно  материале учебника, осуществлять  поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать  вопросы, формулировать  собственное мнение и позицию Регулятивные: использовать  общие приемы решения задач. Познавательные: ставить  и формулировать проблему,  ориентироваться в информационно  материале учебника, осуществлять  поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать  вопросы, формулировать  собственное мнение и позицию Регулятивные: применять  установленные правила в  планировании способа решения. Познавательные:  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои  затруднения Развитие  позитивной  самооценки  своих  музыкально­ творческих  возможностей. Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства Развитие  позитивной  самооценки  своих  музыкально­ творческих  возможностей. 17 33 Мир  композито ра.  (П.Чайков ский  С.Прокоф ьев). 34 Обобщаю щий урок  4  четверти. Весна. Осень»  Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя»  В.Моцарт. Урок   контроля,  оценки  и  коррекции  знаний  учащихся. Урок  изучения и  первичного  закрепления  новых знаний. Исполнение знакомых песен,  участие в коллективном  пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся Знать/понимать:  понимать и воспри­нимать интонацию как носителя образного смысла  музыки. Уметь: выражать свое отношение к  услышанным музыкальным произведениям,  исполнять вокальные произведения с  музыкальным сопровождением  и без него,  внимательно слушать и определять характер  музыкального произведения.  Знать/понимать: музыкальные инстру­ менты симфонического оркестра, смысл  понятий: партитура, симфоническая сказка,  музыкальная  тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого­либо вида  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей,  эмоционально  откликаясь на исполнение музыкальных  произведений. Итого за 4 четверть: 8уроков 4. Требования к уровню подготовки учащихся Обучающийся научится: Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства Развитие  умения  оценочного  восприятия  различных  явлений  музыкального  искусства Регулятивные: ставить новые  учебные задачи в сотрудничестве с  учителем. Познавательные: формулировать  познавательную цель, оценивать  процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать  конфликты на основе учета  интересов и позиций всех  Коммуникативные: ставить  вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности; работа в паре,  группе. Регулятивные: вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и  результата. Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать   определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;  понимать главные отличительные особенности музыкально­ театральных жанров ­ оперы и балета;  узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе.  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;  продемонстрировать личностно­окрашенное эмоционально­образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально­ творческой деятельностью;  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: 18  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого  голоса;  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;  продемонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; Знать/понимать:  Жанры музыки (песня, танец, марш);  Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);  Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.  Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому­либо виду)  музыкально творческой деятельности;  Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных  музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;  Элементарные умения и навыки в различных видах учебно­творческой деятельности. Уметь:  Выявлять жанровое начало  музыки;  Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;  Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;  Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально­ритмическом движении. Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета на конец года. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных  действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений: ­ наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­ наличие учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ­ выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; ­ наличие эмоционально­ ценностного отношения к искусству; ­ развитие этических чувств; 19 ­ позитивная самооценка музыкально­ творческих способностей. Регулятивные УУД: ­ умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ; ­ осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. Познавательные УУД: ­ осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса; ­ умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и  изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; ­ осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. Коммуникативные УУД: ­ наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально­ творческих задач; ­ участие в музыкальной жизни класса, школы. 5. Учебно – методическое обеспечение Методические и учебные  пособия 1. Учебник «Музыка» 1 класс (авторы  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева) – Просвещение,  2010  2. «Музыка» 1 класс поурочные планы ­  Волгоград, 2010 3. Программы общеобразовательных  учреждений «Музыка» начальные классы ­  Просвещение, 2012 6. Список литературы Оборудование  и приборы 1. Проигрыватель 2. Магнитофон Дидактический материал 1. Грамзаписи: «Камаринская», «Итальянская полька»  Рахманинов, «Три варианта маршей» Д.Кабалевский, «Марш»  Прокофьев, «Зима в музыке» пьеса Р.Шумана, «Весело.  Грустно» ­ пьеса Л.Бетховена, «Упрямый братишка», «Три  подружки» Кабалевский, «Неополитанская песенка» 2. Презентации «Музыкальные инструменты», «Композиторы» 1. Учебник «Музыка» 3 класс (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева) – Просвещение, 2010  2. «Музыка» 3 класс поурочные планы ­ Волгоград, 2010       3. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» начальные классы ­ Просвещение, 2012 20

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке

Рабочая программа по музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018