Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Оценка 4.8

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
17.03.2018
Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс
музыка поясн.docx
Содержание  1. Пояснительная записка.........................................................................................  2. Общая характеристика учебного предмета, курса............................................  3. Место курса в учебном плане.............................................................................  4. Ценностные    ориентиры   содержания   курса « Музыка »...................  5. Результаты изучения учебного предмета........................................................... 6. Содержание учебного  предмета,  курса............................................................ 7. Учебно­тематическое планирование.................................................................. 8. Материально ­ техническое обеспечение образовательного процесса. .. .... .. 9. Приложение к программе.......................................... 1.Пояснительная записка Рабочая   учебная программа по   музыке для   1­ 4­го   класса разработана и составлена   в   соответствии   с   федеральным   компонентом   государственного стандарта  второго поколения    начального   общего  образования 2011 года, примерной программы начального общего образования   по музыке с учетом авторской   программы   по   музыке  ­   «Музыка.  Начальная   школа»,  авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.  Цели программы:   формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное  восприятие музыки;  воспитание эмоционально­ценностного отношения к искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к  Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового  музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям  России, музыкальной культуре разных народов;  развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной  деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,  музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих  способностей в различных видах музыкальной деятельности;  обогащение знаний  о музыкальном искусстве;  овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой  деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных  музыкальных инструментах, музыкально­пластическое движение и  импровизация). Задачи программы:   развитие   эмоционально­осознанного   отношения   к   музыкальным произведениям;  понимание их жизненного и духовно­нравственного содержания;  освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);  изучение особенностей музыкального языка;  формирование музыкально­практических умений и навыков  музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а  также – творческих способностей детей. 2. Общая характеристика учебного предмета Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,  обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного  эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально­образного  восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении,  начальное овладение различными видами музыкально­творческой  деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет  особую значимость для духовно­нравственного воспитания школьников,  последовательного расширения и укрепления их ценностно­смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать  эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в  целом.Отличительная особенность программы ­ охват широкого  культурологического пространства, которое подразумевает постоянные  выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков  музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и  прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию  эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми  содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального  мышления детей становятся неоднозначность их восприятия,  множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты  «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные,  например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным  произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления  детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение  музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы  общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.  В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и  ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально­ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование  (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного  характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации  музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в  размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,  пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных  произведений, в составлении программы итогового концерта. 3. Описание места учебного предмета. В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 134 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс­ 29 часов, во 2­4 классах по 35 часов. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя  всем детям возможности для культурной и творческой деятельности,  позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь   образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:  формирование опыта эмоционально­образного восприятия;  начальное овладение различными видами музыкально­творческой  деятельности;  приобретение знаний и умении;  овладение УУД Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,  нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры  мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию,  эмоционально­эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что  музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей  человека, его духовно­нравственного становления, развивает способность  сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать  в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,  продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 5. Результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты:  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности   целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий  уважительное отношение к культуре других народов:  эстетические потребности, ценности  и чувства  развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл  учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.  развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты:    способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.   умение планировать, контролировать  и оценивать  учебные действия в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условием   ее   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.  освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание   в   соответствии   с   задачами   коммуникации   и   составлять тексты  в устной и письменной формах.  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, установления аналогий  умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность   с   использованием   различных   средств   информации   и коммуникации  Предметные результаты  В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:   основы   музыкальной   культуры   через   эмоциональное   активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;   воспитаны   нравственные   и   эстетические   чувства:   любовь   к   Родине, гордость   за   достижения   отечественного   и   мирового   музыкального искусства,   уважение   к   истории   и   духовным   традициям   России, музыкальной культуре её народов;   начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная   память   и   слух,   певческий   голос,   учебно­творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся:  воспринимать   музыку   и   размышлять   о   ней,  открыто   и  эмоционально выражать   своё   отношение   к   искусству,   проявлять   эстетические   и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;  воплощать   музыкальные   образы   при   создании   театрализованных   и музыкально­пластических   композиций,   разучивании   и   исполнении вокально­хоровых   произведений,   игре   на   элементарных   детских музыкальных инструментах;  вставать   на   позицию   другого   человека,   вести   диалог,   участвовать   в обсуждении   значимых   для   человека   явлений   жизни   и   искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;   реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания   и   представления   о   музыкальном   искусстве   для   выполнения учебных и художественно­ практических задач;  понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и   приобретённый   опыт   творческой   деятельности   при   организации содержательного   культурного   досуга   во   внеурочной   и   внешкольной деятельности. 6. Содержание программы учебного предмета «Музыка» Основное   содержание   курса   представлено   следующими   содержательными  «Музыка   в   жизни   человека»,  «Основные   закономерности линиями: музыкального   искусства»,  «   Музыкальная   картина   мира».  Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания   учебников,   различное   распределение   учебного   материала   и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени. «Музыка в жизни человека».  Истоки   возникновения   музыки.   Рождение   музыки   как   естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное   представление   об   основных   образно­   эмоциональных   сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.  Отечественные   народные   музыкальные   традиции.   Народное   творчество России.   Музыкальный   и   поэтический   фольклор:   песни,   танцы,   действа, обряды,   скороговорки,   загадки,   игры­   драматизации.   Народная   и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. « Основные закономерности музыкального искусства»  Выразительность и изобразительность в музыке.   Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации   музыкальные   и   речевые.   Сходство   и   различие   .   интонация­ источник   музыкальной   речи.   Основные   средства   музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)  Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   ее   эмоциональное воздействие.   Композитор   –   исполнитель   –   слушатель.   Особенности музыкальной   речи   в   сочинениях   композиторов,   ее   выразительный   смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. «Музыкальная картина мира». Общие   представления   о   музыкальной   жизни   страны.   Детские   хоровые   и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD). Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная,   сольная,   хоровая, оркестровая.   Певчие   голоса:   детские,   женские,   мужские.   Хоры:   детский, женский, мужской, смешанный.  Музыкальные инструменты. 7.Тематическое распределение количества часов: Разделы и темы №  п/п 1 класс  I 1 2 3 4 5 Тема полугодия:  «Музыка вокруг нас» 1 четверть «И муза вечная со мной» Повсюду музыка слышна  Душа музыки — мелодия  Музыка осени «Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа Музыкальная азбука Музыкальные инструменты. 2 четверть 6 7 8 9 10­ 11 12 «Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй сказку («Баба­Яга», русская народная сказка) Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай  старины Добрый праздник среди зимы.  Обобщающий урок 2 четверти. Тема полугодия:  «МУЗЫКА И ТЫ». 3четверть Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. 13 14 15 Музыка утра. 16 Музыка вечера. 17 Музыкальные портреты. 18 19 20 21 Музыкальные инструменты. Разыграй сказку. «Баба Яга» ­ русская народная сказка. У каждого свой музыкальный инструмент.  Музы не молчали. 22 Мамин праздник. 23 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный  инструмент. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 24 25 Музыка в цирке. 26 27 28 29 Дом, который звучит. Опера­сказка. «Ничего на свете  лучше нету» Обобщающий урок. (Урок­концерт.)Афиша. Итого: Тематическое распределение количества часов: 3 класс : «Россия­Родина моя». Здравствуй, Родина моя!  Гимн России. День, полный событий. «О России петь – что стремиться в храм». «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» № ___________________________________________________ Разделы, темы Разделы, темы Разделы, темы День, полный событий. День, полный событий. № № ___ Россия­Родина моя. I. 2 класс  I. Россия­Родина моя. 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Мелодия – душа музыки. 1 Как сложили песню. Звучащие картины. 2 Природа и музыка. 2 3 «Я пойду по полю белому… На великий праздник  I. Виват, Россия! (кант). Наша слава­ русская держава. 3 собралася  Русь!» 1 Мелодия. Кантата «Александр Невский». 4 II. «О России петь, что стремиться в храм»  ( 1 ч.) 2 Опера «Иван Сусанин». 5 4 «Святые Земли Русской». 3 II. II. Утро. 6 II. 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. 7 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 5 5 Природа и музыка.   «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. 8 «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. 6 6 Танцы, танцы, танцы… Обобщающий урок 1 четверти. 9 7 Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь. 7 Эти разные марши.  III. «Приют, сияньем муз одетый…». 8 Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.  8 Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! 10 9 Обобщающий урок  I четверти 9 Обобщающий урок 1 четверти. Древнейшая песнь материнства.   11 II III                   О России петь – что стремиться в храм  12 Вербное Воскресение. Вербочки.. I. 10 Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. 13 10 «Композитор­имя ему народ. Музыкальные инструменты  11 Святые земли Русской IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» России». 12 Утренняя молитва Настрою гусли на старинный лад… (былины).  14 11 «Оркестр Русских Народных Инструментов. Творческие  13 С Рождеством Христовым! Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» 15 коллективы Кубани. IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 16 Обобщающий  урок 2 четверти.  «В концертном зале»  ( 5 часов) IV 14 Русские народные инструменты. . 15 Музыка в народном стиле. Сочини песенку. 12 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. 16 Обобщающий урок 2 четверти. 17 Звучащие картины. Прощание с Масленицей.   13 «Старый замок». «Счастье в сирени живет….» 17 Проводы зимы. V. 14 Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы. 18 Встреча весны. 18 Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. 15 «Патетическая соната. Годы странствий».  Царит гармония  V 19 Опера «Орфей и Эвридика». оркестра. 19 Сказка будет впереди. Детский муз. театр. Опера. Балет. 20 Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».. 16 Обобщающий урок  II четверти. 20 Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера 21 Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. V. 21 Опера «Руслан и Людмила». 22 В современных ритмах (мюзикл). 17 Зимнее утро. Зимний вечер. 22 Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. VI. 23 Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное  23 Музыкальное состязание (концерт). «В музыкальном театре»  (6ч ). VI 24 «Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.  . 24 Симфоническая сказка. 25 Музыкальные инструменты (скрипка). 18 Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. 25 Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.Обобщающий  26 Обобщающий урок  III четверти. 19 Опера «Иван Сусанин». « Сцена в лесу». 26 20 Опера «Хованщина» ­  «Исходила младешенька». 27 21 Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. 27 Сюита «Пер Гюнт». 22 Балет «Петрушка». 28 28 Мир Бетховена «Героическая! Призыв к мужеству. 23 Театр музыкальной комедии. VII VI 29 Волшебный цветик­семицветик. 29 Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. I.  Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.  30 24 Прелюдия. Исповедь души. VI 31 Певцы родной природы.  25 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты  30 Все в движении.  Попутная песня 32 Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. (гитара). 31 Музыка учит людей понимать друг друга «Радость к солнцу нас зовет». 33 26 Обобщающий урок  III четверти. 32 Два лада. Легенда. Природа и музыка.  34­ Обобщающий урок.  Заключительный  урок – концерт. VIII.             «О России петь – что стремиться в храм». 33 Печаль моя светла. Первый. «Звучит нестареющий Моцарт». Увертюра к опере «Свадьба  Фигаро». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»  И все это – Бах.   урок 3 четверти. «Звучит нестареющий Моцарт». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». В музыкальном театре. «В музыкальном театре» «День, полный событий»  (1 ч.) В концертном зале. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» мгновенье. В концертном зале. 8.МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Дополнительная литература для учителя. 1.  Алексеева,   Л.   Н.  Музыка   родной   природы   [Текст]   :   музыкально­ живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001. 2.  Критская,   Е.   Д.  Уроки   музыки.   1–4   классы   [Текст]   :   пособие   для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. Можно   использовать   сборники   песен   и   хоров,   книги   о   музыке   и музыкантах, научно­популярную литературу по искусству. 2. Информационно­коммуникативные средства. 1.  Критская,   Е.   Д.  Музыка.   1–4   классы   [Электронный   ресурс]   : методическое пособие  / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1­4/index.htm 3. Наглядные пособия. 1. Портреты композиторов.   2. Альбомы с демонстрационным материалом. 4. Интернет­ресурсы. 1.   Единая   коллекция   Цифровых   Образовательных   Ресурсов.   –   Режим доступа: http://school­collection.edu.ru

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)

Рабочая программа по музыке 1-4 классы "Школа России" (Пояснительная записка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018