Рабочая программа для 2а класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2), с основной образовательной программой начального общего образования учебным планом ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год на основе примерной учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., (М.: Просвещение, 2015).
Выбор данной программы обоснован следующими факторами:
- наличие данного УМК в библиотеке школы;
- реализация в начальной школе системы учебников «Перспектива»;
- важными особенностями данной программы являются его цикличность, преемственность и внутренняя логика учебного материала.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.Программа по музыке 2 класса
2а класс(385).doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385
Красносельского района
СанктПетербурга
«Рекомендовано к использованию»
Протокол педсовета № ____
«Утверждаю»
Приказ №
от «____» ______________ 20___ г.
От «____»_____________20____г.
Директор
____________Т.В. Архипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
класс
учитель
учебный
год
музыке
2а
Петрова С.И.
20182019 Рабочая программа для 2а класса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС2), с основной
образовательной программой начального общего образования учебным планом ГБОУ СОШ
№385 СанктПетербурга на 20182019 учебный год на основе примерной учебной программы
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., (М.:
Просвещение, 2015).
Выбор данной программы обоснован следующими факторами:
наличие данного УМК в библиотеке школы;
реализация в начальной школе системы учебников «Перспектива»;
важными особенностями данной программы являются его цикличность, преемственность и
внутренняя логика учебного материала.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее
полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой
установки:
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
чувства
грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его
основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря,
первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства,
необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
музыкальной
музыки
как
основы
СанктПетербург
2018
Пояснительная записка
В программе
также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном
искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики,
образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального
творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие
эмоциональнонравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать
произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие
способности эмоциональноцелостного восприятия и понимания музыкальных произведений;
развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о
музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкальнотворческой
деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально
пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям и героическому прошлому,
к ее многонациональному искусству,
профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое
подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст
уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально
эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность
их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты
«слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в
рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это
способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего
зрения».
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений,
нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют
духовный мир человека, его душевное состояние.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность
учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и
инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают
навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение,
музицирование,
учатся действовать
самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и
навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме
устного опроса.
музыкальные импровизации),
инсценирование,
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений
общего образования. Предмет «Музыка» изучается в IIV классах не менее 135 часов (33
часа в I классе, по 34 часа в IIIV классах).
Новизна данной программы определяется тем, что перераспределены часы на изучение
разделов, а именно:
В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество
часов, вместо 5 – 7 на темы: «Музыкальные инструменты» и « Музыка на
Новогоднем празднике» по 1 часу, за счет разделов:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч) – объединены темы «Проводы
зимы. Встреча весны»;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч) – объединены темы
«Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга».
Уровень изучения Название
программы
учебной
Используемый
учебник
Используемые пособия
базовый
Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П.,
Шмагина
Т.С. Музыка.
Учебник. 2 класс
(128 с.)
Критская Е.Д. Музыка.
Хрестоматия музыкального
материала. 2 класс. Пособие для
учителя (128 с.)
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Т.С. Музыка.
Шмагина
Фонохрестоматия. 2 класс (CD
MP3).
Программа
«Музыка»
Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской,
Т.С.Шмагиной для
14
классов
общеобразовательн
ых учреждений
(М.: Просвещение,
2015,87с.) инсценирование,
музыкальные импровизации),
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность
учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и
инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают
навыки коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение,
музицирование,
учатся действовать
самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и
навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме
устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
К концу 2 класса выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же
более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно
образный смысл;
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;
об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора,
контраста, вариативности);
развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема
дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с
помощью музыка музыкально ритмических движений, а также элементарного
музицирования на детских инструментах;
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных,
ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах,
исполнителях;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в •
•
•
•
•
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкальнотворческой деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы
народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах и др.).
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса выпускник получит
возможность научиться:
продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие
музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкальнотворческой
деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление
в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какоголибо вида
музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально
откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.).
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг,
деятельность, музицировать.
самостоятельную музыкальнотворческую
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
∙владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально
творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и
др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программного материала
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия.
Интонационнообразная природа музыкального искусства. Средства музыкальной
выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность.
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о
мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и
формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на
Москвереке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто
нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы
построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев.
Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).
Урок 3. Гимн России.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков).
Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с
памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты
(фортепиано).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационнообразная природа музыкального искусства.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство
школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и
изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы…
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с
жизнью человека.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).
Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности
(ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм,
пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в
музыке.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися
слухового интонационностилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи
композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка
религиозной традиции.
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции.
Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Урок 11. Русские народные инструменты.
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов.
Оркестр народных инструментов.
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов.
Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки:
хоровая, оркестровая.
Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах. Кантата.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Урок 13. Молитва.
Духовная музыка в творчестве композиторов
Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных
произведений П.И.Чайковского.
Урок 14. С Рождеством Христовым!
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество
Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное
творчество разных стран мира.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество
разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Оркестр народных
Музыкальные инструменты.
Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Наблюдение народного творчества.
инструментов.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения
музыки: вариации.
Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы,
хороводы, игрыдраматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева,
П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и
инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песенприбауток, определение их
жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы,
хороводы, игрыдраматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны
девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое
произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Вороний праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и
поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр,
инструментальное исполнение плясовых наигрышей.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно
эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песняспор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние
приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных
образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные
театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор,
балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 21. Балет. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
балет. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров.
Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.
Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное
развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.
Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении
человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 24. Увертюра. Финал.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в
симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами,
выразительными
симфонического оркестра.
Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной
выразительности (тембр).
Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Обобщающий урок 3 четверти.
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в
симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.
возможностями музыкальных
инструментов
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в
симфонической и фортепианной музыке.
Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство
с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство
учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Урок 29. Симфония №40. Увертюра.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство
учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в
исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.
произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок 30. Волшебный цветик семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с
произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха.
Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, темп).
Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на
слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад).
Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, лад).
Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов
(С.Прокофьева, П.Чайковского).
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева,
П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год.
Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего
учебного года.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом предоставляя детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяю сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследий человечества предполагает
формирование опыта эмоциональнообразного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкальнотворческой деятельности, приобретение знаний и умений,
овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения
на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир
искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,
нравственноэстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия
младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик
на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие
школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания
чувств и мыслей человека, его духовнонравственного становления, развивает способность
сопереживать, встать на позицию другого человека , вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и
мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности
своего культурнопознавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организации и
планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего
человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка
современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоение учебного предмета
«Музыка»
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения, овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие музыкальноэстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально
ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладения способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления и разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкальнотворческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкальнотворческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенности языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия
на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной
доской и т.п.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально
творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно
нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому
либо виду) музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и
современной; понимать содержании, интонационнообразный смысл произведений
разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкальнопластических композиций,
вокальнохоровых
произведений, в импровизациях.
исполнении
Планируемые результаты
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на
искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран.
Учебно – тематический план 2а класса
1 класс (33 ч.)
3 ч.
6 ч.
7 ч.
1. РоссияРодина моя
2. День, полный событий
3. «О России петь – что стремиться в
храм»
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
5 ч.
5. В музыкальном театре
6. В концертном зале
5 ч.
5 ч.
7. Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье
Итого
34 ч. 2а класс программа «Музыка» Е.Д.Критской , Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Календарнотематическое планирование
№
урока
Изучаемый раздел, тема
Кол
во
часов
Календ
арные
сроки
Фактическ
ие сроки
Тип/форма
урока
Планируемые результаты
Виды и формы
контроля
Предметные
личностные и
метапредметные
РоссияРодина моя.
1
Мелодия.
2
3
Здравствуй, Родина моя!
Музыкальные образы
родного края.
Гимн России.
День, полный событий.
3
1
1
1
6
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Урок
беседа.
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Урок
беседа.
понимать: что мелодия –
это основа музыки,
участвовать
в
коллективном
пении.
Певческую установку.
Узнавать
изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов.
Выразительность
и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: определять
характер, настроение и
средства выразительности
(мелодия) в музыкальном
произведении.
текущий/
устный
Формировать чувство гордости за
свою Родину , российский народ и
историю России, осознание своей
этнической и национальной
принадлежности.
Формирование представлений о
роли музыки в жизни человека, в
его духовно нравственном
развитии
текущий/
устный
текущий/
устный 4
5
6
7
8
9
Музыкальные
инструменты
(фортепиано)
Природа и музыка.
Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши.
Звучащие картины.
Расскажи сказку.
Колыбельные. Мама.
Великий колокольный
звон. Звучащие картины.
«О России петь – что
стремиться в храм».
1
1
1
1
1
1
7
Формирование общего
представления о музыкальной
картине мира.
Формирование целостного,
социальноориентированного
взгляда на мир в его органичном
единстве.
Размышлять об
отечественной музыке, её
характере и средствах
выразительности.
Подбирать слова,
отражающие содержание
музыкальных
произведений, воплощать
художественнообразное
содержание в пении,
слове, пластике, рисунке
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
викторина
текущий/
викторина
текущий/
устный
текущий/
самостоятельная
работа
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний
Комбини
рованный
урок
Комбини
рованный
урок
Комбини
рованный
урок
Комбини
рованный
урок
Урок
контроля
, оценки и
коррекции
знаний
учащихся
Умение эмоционально и осознанно
отгоститься к музыке религиозной 10
Русские народные
инструменты.
11
Святые земли русской.
Князь Александр Невский.
Сергий Радонежский.
12
Молитва.
13
14
15
С Рождеством
Христовым!
Музыка на Новогоднем
празднике
Русские народные
инструменты
1
1
1
1
1
1
Передавать в исполнении
характер народных и
духовных песнопений.
Сопоставлять средства
выразительности музыки
и живописи.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Комбини
рованный
урок
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Урок
закреплен
ия знаний
текущий/
викторина
традиции, понимать содержание,
интонационнообразный смысл
произведений разных жанров и
стилей.
Эмоционально откликаться на
живописные, музыкальные и
литературные образы.
беседа
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
устный 16
Заиграй моя волынка
«Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!»
17
Плясовые наигрыши.
Разыграй песню
18
19
Музыка в народном стиле.
Сочини песенку.
Проводы зимы. Встреча
весны…
1
3
1
1
1
В музыкальном театре.
5
Урок
контроля
, оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Урок
закреплен
ия знаний.
Комбини
рованный
урок.
Разыгрывать народные
игровые песни, песни
диалоги, песнихороводы.
Осуществлять опыты
сочинения мелодий,
ритмических и
инструментальных
импровизаций на тексты
народных песенок,
попевок. Исполнять
выразительно,
интонационно
осмысленно народные
песни, танцы,
инструментальные
наигрыши. Узнавать
народные мелодии в
сочинениях русских
композиторов. Различать
народные песни разных
жанров.
Уважительное отношение к
культуре других народов;
сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– умение наблюдать за
разнообразными явлениями жизни
и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их
понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном
многообразии.Умение
эмоционально и осознанно
относиться к фольклору,
понимать содержание,
интонационнообразный смысл
произведений разных жанров и
стилей.– овладение способностями
принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;–
освоение способов решения проблем
текущий/
тестирование
Текущий
устный
текущий/
устный
текущий/
устный 20
Детский музыкальный
театр. Опера
21
22
23
Балет
Театр оперы и балета.
Волшебная палочка
дирижера.
Опера «Руслан и
Людмила» Сцены из
оперы. Какое чудное
мгновенье.
24
Увертюра. Финал.
25
В концертном зале.
Симфоническая сказка.
С.Прокофьев «Петя и
волк».
1
1
1
1
1
5
2
Эмоционально
откликаться и выражать
свое отношение к
музыкальным образам
оперы и балета.
Выразительно,
инонационально
осмысленно исполнять
темы действующих лиц
опер и балетов.
Узнавать тембры
инструментов
симфонического оркестра
и сопоставлять их с
образами симфонической
сказки. Передавать свои
музыкальные впечатления
в рисунке
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Урок
закреплен
ия знаний.
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
викторина
текущий/
устный
творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения,
оценки музыкальных сочинений;–
формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные
способы достижения результата в
исполнительской и творческой
деятельности;– продуктивное
сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально
творческих задач на уроках музыки,
во внеурочной и внешкольной
музыкальноэстетической
деятельности;– освоение начальных
форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкальнотворческих
возможностей;– овладение навыками
смыслового прочтения содержания
«текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами деятельности;–
приобретение умения осознанного
построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях
языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений
в соответствии с задачами
коммуникации;– формирование у
младших школьников умения
составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и
личностной оценкой ее содержания, в
устной и письменной форме;–
овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, 26
27
28
30
31
32
33
Симфоническая сказка.
С.Прокофьев «Петя и
волк».
Картинки с выставки.
Музыкальное впечатление
«Звучит нестареющий
Моцарт».
Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье.
Волшебный цветик
семицветик. Музыкальные
инструменты (орган). И
все это – Бах.
Все в движении. Попутная
песня. Музыка учит людей
понимать друг друга.
Два лада. Легенда.
Природа и музыка. Печаль
моя светла.
Мир композитора.
(П.Чайковский,
С.Прокофьев).
1
1
1
5
1
1
1
1
обобщения, установления аналогий в
процессе интонационнообразного и
жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других
видов музыкальнотворческой
деятельности;– умение осуществлять
информационную, познавательную и
практическую деятельность с
использованием различных средств
информации и коммуникации.
Развитие музыкально
эстетического чувства,
проявляющего себя в
эмоциональноценностном
отношении к искусству,
понимании его функций в жизни
человека и общества.
Понимать триединство
деятельности
композитора
исполнителя слушателя.
Анализировать
художественнообразное
содержание, музыкальный
язык мирового
музыкального искусства.
Оценивать собственную
музыкальнотворческую
деятельность и
деятельность
одноклассников
текущий/
устный
текущий/
устный
Текущий
/викторина
текущий/
устный
текущий/
устный
текущий/
устный
Текущий
/викторина
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Урок
изучения
и
первичног
о
закреплен
ия новых
знаний.
Комбини
рованный
урок.
Комбини
рованный
урок.
Урок
контроля
, оценки и
коррекции
знаний
учащихся. 34
Могут ли иссякнуть
мелодии?
Итого
1
34
Обобща
ющий
урок.
Самостоятельная
работа MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.:
ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при
издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров
(НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.
А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция http
12.Российский общеобразовательный портал http
13.Детские электронные книги и презентации http
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM)
М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
. ru / catalog
:// music
:// viki
/ rubr
. edu
. rdf
. ru /
/ f 544
. ru /
b 76
f 453552
f 31 d 9 b 164
b 3 b 7 f 1 f 45
:// collection
. cross
edu
Книгопечатная продукция
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / Мво образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2. Критская Е.Д. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017
3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Уроки музыки. Поурочные разработки
14 класс. М.: ВАКО, 2015.
Электронный ресурс:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. М. :
Просвещение, 2014 // https://catalog.prosv.ru/item/15318
2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс: пособие для учителя/ сост.
3.
Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014 // http://catalog.prosv.ru/item/15288
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Рабочие программы. Музыка 14
классы. М. : Просвещение, 2014 // https://catalog.prosv.ru/item/15348
Технические средства обучения
1. Акустическая система.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер педагога.
4. Проектор.
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (2 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.