Программа по предмету «Музыка» для 5а класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической авторских программ Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 5-8 классы и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, по учебному плану ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
В программе «Музыка 5 класс» (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Исходными документами для составления данной образовательной программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование и развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования и воспитания обучающихся 5 классе вытекают из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей школьников:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышлений, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.Программа по музыке 5 класса
5а класс (385).doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385
Красносельского района
СанктПетербурга
«Рекомендовано к использованию»
Протокол педсовета № ____
«Утверждаю»
Приказ №
от «____» ______________ 20___ г.
От «____»_____________20____г.
Директор ____________Т.В. Архипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыке
5а
по
класс
учитель Петрова С.И.
учебный
год
20182019 СанктПетербург
2018
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 5а класса общеобразовательных учреждений
составлена в соответствии с основными положениями художественнопедагогической
авторских программ Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка 58 классы и в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству, по учебному плану ГБОУ СОШ №385 Санкт
Петербурга на 20182019 учебный год.
В программе «Музыка 5 класс» (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) нашли отражение
изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных
учреждений, потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые
технологии массового музыкального образования.
Исходными документами для составления данной образовательной программы
являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование и развитие
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников —
наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования и воспитания обучающихся 5 классе вытекают из
специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и
возрастных особенностей школьников:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений,
запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности
мышлений, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с
искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального
(шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной
выразительности разных видов искусства. Уровень изучения Название
программы
учебной
Используемый
учебник
Используемые пособия
базовый
Программа «Музыка»
Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской, для 58
классов
общеобразовательных
учреждений
Просвещение,
2018,87с.)
(М.:
Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П.,
Шмагина
Т.С. Музыка.
Учебник.5 класс
(128 с.)
Критская Е.Д. Музыка.
Хрестоматия музыкального
материала. 5 класс. Пособие для
учителя (128 с.)
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Т.С. Музыка.
Шмагина
Фонохрестоматия. 5 класс (CD
MP3).
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и
поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных
иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рокоперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и
«Музыка и изобразительное искусство».
Новизна программы в том, что такое деление учебного материала весьма условно, так
как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в
содружестве муз.
В данном курсе будут использованы следующие технологии:
Технологии развития процессов восприятия музыки.
•
• Технологии формирования певческой культуры учащихся.
• Технологии детского музицирования.
• Технологии арттерапии и здоровьесбережения.
• Технологии развития ассоциативнообразного мышления
• Технологии проектноисследовательской деятельности
• Информационнокоммуникационные технологии
• Технологии освоение содержания УМК
• Технологии диагностики формирования музыкальной культуры обучающихся.
Формы контроля:
При организации учебновоспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5
класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные,
групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия
конкурс
викторина самостоятельная работа
творческая работа
путешествие
Основные виды контроля при организации контроля работы:
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
Структура и содержание программы «Музыка . 5 класс» раскрывается в учебных
темах каждого полугодия. Программа рассчитана на 34 часа, состоит из двух разделов:
1. «Музыка и литература» (16 часов);
2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов).
1 раздел: “Музыка и литература” (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это
прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, песня, романс, опера.
Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а
также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные
мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных
произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из
действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или
легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино,
на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и
выразительных средств музыки и литературы.
2 раздел: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее
ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера,
балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в
храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный
(живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в
своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного
содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с
изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные
характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в
изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в
искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты
Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Перечень музыкального материала (
I полугодие)
ты, поле мое;
народные песни.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися9 плетень; Уж
Не однато ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. РимскийКорсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель»
Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфониядейство для солистов,
хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы».
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод
М. Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная
В.А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В.А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель.
Садко. Операбылина (фрагменты). Н. РимскийКорсаков.
«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. РимскийКорсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балетфеерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.Л. Уэббер.
Из оперы «Снегурочка».
.
Н.
Римский
(фрагмент).
большого
Чайковский.
Корсаков.
флейта». Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова
О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка
и стихи
Слова и музыка
Б. Окуджавы.
Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес».
В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птицамузыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Перечень литературных произведений
Сахаровым.
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.
Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И.
Венецианская ночь. И. Козлов.
Осыпаются листья в садах... И. Бунин.
Скучная картина... А. Плещеев.
Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.
Война колоколов. Дж. Родари.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.
Вальс. Л. Озеров.
Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.
Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э.Т.А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкантчародей. Белорусская сказка.
Перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы.
Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов
Мусатов.
Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.
Золотая осень. И. Остроухов.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. ПетровВодкин.
Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.
Ожидание. К. Васильев.
Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.
Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.
Дворик в СанктПетербурге. М. Добужинский.
Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.
Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.
Перечень музыкального материала (
II полугодие)
Билибин.
Знаменный распев.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1я часть). С. Рахманинов. Свиридов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г.
Аве, Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.С. Бах — Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия сольдиез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром
(фрагменты).
В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и
современные интерпретации).
Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и
струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.С. Бах.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна.
К Дебюсси.
Кукольный кэкуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рассвет на Москвереке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические
современные интерпритации).
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой
Прелюдии.
Перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. Остроухов.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона.
Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль.
Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский. М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,
«Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В.
Пейзаж. Д. Бурлюк.
Бурный ветер. А. Рылов.
Формула весны. П. Филонов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.
Н. Паганини. С. Коненков.
Антракт. Р. Дюфи.
БорисовМусатов. Ника Самофракийская.
Восставший раб. Микеланджело.
Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Скрипка. Р. Дюфи.
Скрипка. И. Пуни.
Скрипка. К. ПетровВодкин.
Скрипка. Е. Рояк.
Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Мууга.
Три музыканта. П. Пикассо.
Православные храмы и их внутреннее убранство.
Готические соборы и их внутреннее убранство.
Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны.
Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.
Впечатление. Восход солнца. К. Моне.
Руанский собор в полдень. К. Моне.
Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.
Перечень литературных произведений
Триптих;
Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.
По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.
Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует... И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
5 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других
видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельно
сти;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкальноэстетического самообразования:
формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в
творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической жизни класса,
школы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
•
•
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;
•
•
•
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
•
•
Уметь:
•
эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных
произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и
оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и
сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях,
школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции
относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке,
слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов,
музыкальных спектаклей,
прослушивание музыкальных радио и
телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в
форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. сравнения,
сопоставления,
овладению ими методами наблюдения,
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка»
способствует:
формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
художественного анализа;
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях
художественной жизни страны;
расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и
нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной
речи, ее интонационнообразной выразительности, интуитивного и осознанного
отклика на образноэмоциональное содержание произведений искусства;
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому
художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в
прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором,
с учащимися, с учителем;
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым
произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира,
подтверждая ее конкретными примерами;
информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях,
способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей,
склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с
деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении
творческих задач.
приобретению умения и навыков работы с различными источниками
Учебно – тематический план 5а класса
5 класс (34 ч.)
1. Музыка и литература
2. Музыка и изобразительное
искусство
Итого
16 ч.
18 ч.
34 ч. ские
сроки
№
урока
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Кален
дарны
е
сроки
1 Музыка и
литература
Что роднит музыку с
литературой
Вокальная музыка
Фольклор в музыке
русских
композиторов
Жанры инстру
ментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни
1
23
45
6
78
16
1
2
2
1
2
5а класс программа «Музыка» Е.Д.Критской , Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Календарнотематическое планирование
Фактиче
Тип/
Планируемые результаты
форма урока
предметные
личностные
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
• специфику
музыки как вида
искусства;
Комбинирован
ный урок
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний
Урок
закрепления
нового
материала
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Знать жанры
народных песен.
Уметь
демонстрировать
личностно
окрашенное
эмоционально
образное восприятие
музыки, увлеченность
музыкально
творческой
деятельностью;
Исполнять народные
песни, подбирать
ассоциативные ряды к
художественным
произведениям
чувство гордости за свою
Родину,
российский
народ и историю России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности
на
основе изучения лучших
образцов
фольклора,
шедевров музыкального
наследия
русских
композиторов,
музыки
Русской православной
церкви,
различных
направлений
современного
музыкального искусства
России;
целостный,
социально
ориентированный взгляд
на мир в его органичном
единстве и разнообразии
природы,
культур
народов и религий на
основе сопоставления
русской музыки и
Виды и
формы
контроля
метапредметн
ые
организация
самостоятельной
работы;
соблюдение норм
поведения в
окружающей
среде;
воспринимать
информацию;
оценивать и
осмыслять резуль
таты своей
деятельности;
умение понятно,
точно, корректно
излагать свои
мысли; умение
отвечать на
вопросы; работать
с рисунками;
составлять рассказ
по рисунку;
определять общие
свойств и
признаки
Входной,
устный
опрос
Текущий,
устный
опрос
Тематически
йУстный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос 9
10
11
12
13
14
15
16
«Всю жизнь мою несу
родину в душе...»
Писатели и поэты о
музыке и музыкантах
Первое путешествие
в музыкальный театр.
Опера
Операбылина Н. А.
РимскогоКорсакова
«Садко»
Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет
Музыка в театре,
кино, на телевидении
Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл
1
2
1
1
1
1
1
2 Музыка и
изобразительное
18
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Комбинирован
ный урок.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
музыки других стран,
народов,
национальных
стилей;
различных видов
искусства.
• основные жанры
народной и
профессиональной
музыки;
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Итоговый
Самостоятел
ьная работа
Тематически
й
Устный
опрос
предметов (по
результатам
наблюдения,
объяснений
учителя);
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
владение
умениями
совместной
деятельности:
согласование и искусство
Что роднит музыку с
изобразительным ис
кусством?
«Небесное и земное»
в звуках и красках
«Звать через прошлое
к настоящему»
Музыкальная
живопись и жи
вописная музыка
Колокольные звоны в
музыке и
изобразительном
искусстве
17
18
19
20
21
22/23 Портрет в музыке и
изобразительном ис
кусстве
1
1
1
2
1
2
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Комбинирован
ный урок.
Урок
закрепления
нового
материала.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Комбинирован
ный урок.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
• основные формы
музыки;
• характерные
черты и образцы
творчества
крупнейших
русских и
зарубежных
композиторов;
• виды оркестров,
названия наиболее
известных
инструментов;
• имена
выдающихся
композиторов и
исполнителей;
• значение музыки
в художественной
культуре и ее роль
в синтетических
видах творчества;
с
и
развитие
мотивов
учебной деятельности
личностного
смысла
учения,
овладение
навыками
сотрудничества
учителем
сверстниками;
ориентация в культурном
многообразии
окружающей
действительности;
формирование этических
чувств
доброжелательности и
эмоционально
нравственной
отзывчивости, понимание
и
сопереживание
чувствам других людей;
развитие музыкально
эстетического чувства,
проявляющего себя в
эмоционально
ценностном отношении к
искусству,
понимание
его функций в жизни
человека и общества.
организация
самостоятельной
работы;
соблюдение норм
поведения в
окружающей
среде;
воспринимать
информацию;
оценивать и
осмыслять резуль
таты своей
деятельности;
умение понятно,
точно, корректно
излагать свои
мысли;
умение отвечать
на вопросы;
работать с
рисунками;
Входной,
устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос 24
25
26
27
28
29
30
Волшебная палочка
дирижера
Образы борьбы и
победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке
и живописи
Музыка
на мольберте
Импрессионизм в
музыке и живописи
«О подвигах, о
доблести, о славе...»
31/32 «В каждой ми
молетности вижу я
миры...»
1
1
1
1
1
1
1
2
Комбинирован
ный урок.
Урок
закрепления
нового
материала.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Комбинирован
ный урок.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний.
Комбинирован
ный урок.
Комбинирован
ный урок.
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Текущий
Устный
опрос
Тематически
й
Устный
опрос
составлять рассказ
по рисунку;
определять
общие свойств и
признаки
предметов (по
результатам
наблюдения,
объяснений
владение
умениями
совместной
деятельности:
подбирать
ассоциативные
ряды к
художественным
произведениями
различных видов
искусства;
согласование и
координация Мир композитора
33/34
2
Всего: 34 часа
Уроки
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Итоговый
тест Материальнотехническое обеспечение учебного процесса
Книгопечатная продукция
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:
текст с изм. И доп. На 2011 г., / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2011. – 33 с.
2. Критская Е.Д. Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014
3. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Уроки музыки. Поурочные разработки 56 класс. – 2е изд.
М.:, 2014. – 230 с.
Электронный ресурс:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д.
2.
Критская. – М. : Просвещение, 2014 // http://catalog.prosv.ru/item/15267
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Рабочие программы. Музыка 58 классы. М. : Просвещение,
2018 // https://catalog.prosv.ru/item/15553
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс. М. :
Просвещение, 2014 // https://catalog.prosv.ru/item/15334
Технические средства обучения
1. Акустическая система.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер педагога.
4. Проектор.
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Рабочая программа по музыке (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.