I . Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования по музыке (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в
ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);
примерной программы по музыке в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевыского , реализуемой на основании учебнометодического
комплекса , авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых
знаний;
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
воспитывать культуру мышления и речи.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в
музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой,
образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры
влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли
разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем
она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах –
опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.
Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. – 155,
Рабочая программа ориентирована на использование:
[5] с.: ил.
Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009. Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемнотворческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебнометодического комплекта – учебника, дневника музыкальных
наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен,
вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен,
музыки кино. Богатство идейнохудожественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе,
должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.
Программа рассчитана на 34 часа в году.
II Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры
учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания,
потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено
на расширение опыта эмоциональноценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкальнотворческой деятельности, на
углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание
потребности в музыкальном самообразовании.
Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее
важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение музыки отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в году.
III раздел. Место предмета в учебном плане. IV
Содержание программы
1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. (18 часов)
Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное
содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы,
войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный
жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.
Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из
цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский
Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия сольдиез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. РимскийКорсаков «Окианморе
синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез лябемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П.
Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»;
П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского
«Под музыку Вивальди».
2. Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия. (17 часов)
Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная
формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь
музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф.
Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф.
Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь,
Инезилья...»;А.Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульеттадевочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония
№ , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М.
Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты:
хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из
II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия; V Тематический план
Тема года: «Музыкальный образ».
Тема урока
Виды
Общеучебные умения и навыки.
№ур
ока
деятельности
обучающихся
(практические,
лабораторные,
контрольные
работы, экскурсии
и др)
3
Слушание музыки
Анализ
музыкальных
фрагментов
Хоровое пение
Слушание музыки
Анализ
музыкальных
фрагментов
Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Развивать вокальнохоровые навыки.
4
Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение. Развивать вокальнохоровые навыки.
1
1
2
2
Песенно
хоровой образ
России.
Умение вести
ди
Песенно
хоровой образ
России.
Умение вести Выполнение
проблемно
творческого
задания
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ
музыкальных
фрагментов
Слушание музыки
Выполнение
проблемно
творческого
задания
Слушание музыки
Хоровое пение
Выполнение
проблемно
творческого задания
Слушание музыки
Анализ
музыкальных
фрагментов
диалог.
Образ тишины
и покоя
Образ тишины
и покоя
Музыкальные
образы войны
и мира в
опере
С.Прокофьева
«Война
и
мир».
Музыкальные
образы войны
и мира в
опере
С.Прокофьева
«Война
и
мир».
Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Драматически
й
образ.
Ф.Шуберт
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
3
4
5
6
7 .Баллада
«Лесной
царь».
Лирический
образ
Ф.Шуберт.Се
ренада.
Драматически
й
образ.
Ф.Шуберт
.Баллада
«Лесной
царь».
Лирический
образ
Ф.Шуберт.Се
ренада.
Образ борьбы
и
победы.Л.Бет
ховен.Симфон
ия №5
музыкальных
фрагментов
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Хоровое пение
Выполнение
творческого задания
Понимать что музыка – самое древнее из искусств.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Хоровое пение
Контрольно
тестовая работа
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Картины
народной
жизни.М.Рове
ль «Болеро»
Слушание музыки
Выполнение
проблемно
творческого задания
Картины
народной
жизни.М.Рове
ль «Болеро»
Ф.Лист.Венге
Слушание музыки
Хоровое пение
музыкальных
фрагментов
Анализ
Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится
к темам вечным.
Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.
Развивать вокальнохоровые навыки.
8
9
10
11 12
13
14
15
16
17
рская
рапсодия.
Романтически
е
образы.Ф.Шоп
ен.Вальсы.
№6,7.
Романтически
е
образы.Ф.Шоп
ен.Вальсы.
№6,7.
Разнообразие
муцзыкальных
образов.И.Бах.
Фуга ля
минор.
Разнообразие
муцзыкальных
образов.И.Бах.
Фуга
ля
минор.
Разнообразие
музыкальных
образов.
(продолжение
темы).
Слушание музыки
Выполнение
проблемно
творческого задания
Слушание музыки
Анализ
музыкальных
фрагментов
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ
музыкальных
фрагментов
Слушание музыки
Выполнение
творческого
задания
Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно
мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.
Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким
от современности.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким
от современности.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Выполнение
творческого
задания
Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким
от современности.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Общение по
теме
«Музыкальн
Слушание музыки
Анализ музыкальных
фрагментов
Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.
Уметь сравнивать произведения, выделять различия. Слушание музыки
Хоровое пение
Выполнение
проблемно
творческого задания
Слушание музыки
Анализ музыкальных
фрагментов
Контрольнотестовая
работа
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ музыкальных
фрагментов
Уметь осмыслить художественную форму произведения, соотносить с жизнью.
Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Понимать, что музыка говорит живым языком о малейших изменениях в нашей жизни.
Знать жанры народной музыки.
Уметь различать нюансы эмоционального состояния.
Понимать выражение «музыка – язык человеческих чувств». Как музыка влияет на человека.
Уметь сравнивать произведения и находить различия между ними.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Уметь сопоставлять два вида искусств.
Понимать, что страдания раскрывают подлинное достоинство души.
18
19
ые образы
Развитие
музыкальных
образов.
Д.Кабалевск
ий Наш
край.песня.
Развитие
музыкальных
образов.
Д.Кабалевск
ий Наш
край.песня.
20 Жизнь
музыкальны
х образов в
одном
произведени
и.
М.Глинка
«
.Опера
Руслан и
Людмила».
21 Жизнь
музыкальны
х образов в
одном
произведени
и.
М.Глинка
.Опера
«
Руслан и
Людмила». 22
23
24
25
Противоборс
тво
музыкальны
х образов в
одном
произведени
и.
Л.Бетховен .
Увертюра
Эгмонт.
Противоборс
тво
музыкальны
х образов в
одном
произведени
и.
Л.Бетховен .
Увертюра
Эгмонт.
Взаимовлиян
ие
музыкальны
х образов в
одном
произведени
и.
Д
Шостакович
.Соната для
альта и фно.
Сонатная
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ музыкальных
фрагментов
Понимать выражение «музыка – язык человеческих чувств». Как музыка влияет на человека.
Уметь сравнивать произведения и находить различия между ними.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Понимать высокое эстетическое значение искусства.
Уметь сопоставлять произведения разных видов между собой.
Понимать высокое эстетическое значение искусства.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Слушание музыки
Хоровое пение
Выполнение
проблемно
творческого задания
Слушание музыки
Понимать высокое эстетическое значение искусства. форма
Хоровое пение
Развивать вокальнохоровые навыки.
26
27
28
29
30
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Анализ музыкальных
фрагментов
Слушание музыки
Хоровое пение
Контрольнотестовая
работа
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Слушание музыки
Хоровое пение
Выполнение
проблемно
творческого задания
Слушание музыки
Выполнение
проблемно
творческого задания
Сонатная
форма
Противостоя
ние
музыкальны
х образов в
одном
произведени
Повторение
по
теме
:Музыкальна
я драматур.
Драматургия
контрастных
сопоставлен
ий.
Ф.Лист
.Венгерская
рапсодия
№2.
Интонацион
ное единство
балета.
(оперы).
С.Прокофье
в. Балет.
Золушка.
Понимать высокое эстетическое значение искусства.
Уметь сопоставлять произведения разных видов между собой.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокальнохоровые навыки.
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение: развитие в
музыке.
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «развитие в
музыке».
Развивать вокальнохоровые навыки.
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «оперная
драматургия». 31
(фрагменты)
.
Столкновени
е двух
образов
основа
драматургии
.
32 Жизненное
содержание
и
форма
музыкальны
х
произведени
й.
33 Жизнь
34
полонеза.
М.Огинский
Полонез
Обобщение
по
теме:
«Музыкальн
ая
драматургия
».
Слушание музыки
Хоровое пение
Анализ музыкальных
фрагментов
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Слушание музыки
Выполнение
творческого задания
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение: диалог искусств.
Развивать вокальнохоровые навыки
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение: диалог искусств.
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «симфоническая
драматургия».
Хоровое
пение
Контрольнотестовая
работа
Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «симфоническая
драматургия».
Развивать вокальнохоровые навыки. Темы
четверти
ь
т
р
е
в
т
е
ч
I
.
»
ы
з
а
р
б
о
е
ы
н
ь
л
а
к
ы
з
у
М
«
VI
.Календарнотематическое планирование.
№
1
Темы уроков
Песеннохоровой образ
России.
Умение вести диалог.
Кол
во
часов
2
Даты
Виды учебной
деятельности.
Пение
Слушание
Дом
задан
ие
5.09
12.09
Эмоционально
воспринимать музыку
Русская народная
песня «Ах вы
сени»
Рус.нар. песня
«Во поле берёза
стояла».П.Чайк
овский.Симфон
ия №4 (финал).
2
Образ тишины и покоя..
3 Музыкальные
образы
войны и мира в опере
С.Прокофьева «Война и
мир».
Устанавливать
межпредметную связь.
Драматический образ.
Ф.Шуберт
.Баллада
«Лесной царь».
Лирический
Ф.Шуберт.Серенада.
Образ
и
борьбы
победы.Л.Бетховен.Сим
фония №5
образ
4
5
2
2
1
1
19.09
26.09
3/10
10/10
Что
Знать:
называется
музыкальным
образом?.
Эмоционально
исполнять песенный
репертуар
Русская народная
песня «Ах вы
сени»
Л.Бетховен
Соната
(Лунная).
№14
Ю.Энтин «Дорога
добра».
С.Прокофьев.О
пера «Война и
мир».
17.10 Выдающихся русских
зарубежных
и
композиторов
Музыка
М.Блантера
«Песня и Щорсе»
24.10 Произведения русских
зарубежных
и
классиков
Распевки
донские казаки»
«Эх
Ф.Шуберт.Балл
ада
«Лесной
царь».
Ф.Шуберт.Сере
нада.
Л.Бетховен.Сим
фония№5. №
Темы
четверти
№
Темы уроков
Кол
во
часов
ь
т
р
е
в
т
е
ч
I
I
.
»
ы
з
а
р
б
о
е
ы
н
ь
л
а
к
ы
з
у
М
«
1
2
3
4
5
народной
Картины
жизни.М.Ровель
«Болеро»
Ф.Лист.Венгерская
рапсодия.
Романтические
образы.Ф.Шопен.Вальсы.
№6,7.
Разнообразие
муцзыкальных
образов.И.Бах. Фуга ля
минор.
Разнообразие
музыкальных образов.
(продолжение темы).
Общение по теме
«Музыкальные образы».
2
2
2
1
1
Даты
7.11
14.11
21.11
28.11
Размышлять
прослушанном
произведении,
передавать
мысли и чувства
Исполнять
выученные песни
и
19.12
5.12
12.12
Эмоционально
осознанно
воспринимать
музыку
Знать выдающихся
русских
и
зарубежных
композиторов
26.12 Прослушанное
произведение
Виды учебной
деятельности
Пение
Слушание
Дом
Задан
ие
о
«Эх
казаки»
донские
свои
М.Ровель
.Болеро.
Ф.Лист.Венгерс
кая рапсодия.
Ю.Энтина
«Дорога добра»
Ф.Шопен.
Вальсы№6,7.
Казачью
плясовая «Посею
лебеду
на
берегу»
И.Бах. Фуга ла
минор.
В.Ренева,
АПришельца
Белая дорожка
«Дорога добра»
«Орф
ей и
эвред
ика»
опера
мелод
ия
К.Глю
к № Тем
ы
Четв
ерти
ь
т
р
е
в
т
е
ч
I
I
I
.
»
я
и
г
р
у
т
а
м
а
р
д
я
а
н
ь
л
а
к
ы
з
у
М
«
Типы
полифония
гомофония
музыки:
и
№
Темы уроков
Кол
во
часов
Даты
Виды учебной
деятельности
Пение
Слушание
Дом
Зад
ание
1
2
3
4
2
2
1
1
Наш
музыкальных
одном
Развитие музыкальных
образов.
Д.Кабалевский
край. песня.
Жизнь
образов
в
произведении.
М.Глинка
Руслан и Людмила».
Противоборство
музыкальных образов в
произведении.
одном
Л.Бетховен
.Увертюра
Эгмонт.
.Опера «
Взаимовлияние
музыкальных образов в
одном произведении.
Д Шостакович .Соната
для альта и фно.
13.02
такое
16/01
23.01
30.01
6.02
Знать:
Музыкальную
форму: сонатная
форма.
Из каких частей
состоит данная
форма
Что
музыкальная
драматургия.
Выдающихся
русских
зарубежных
композиторов
Произведения
«Золотого фонда»
20.02 Уметь:Определя
ть
сюжеты,
образы, средства
художественной
Д.Кабалевский.П
есня.Наш край.
Д.Кабалевский
Песня .Наш край.
В.Белый
«Орленок»
М.Глинка.Опера
«Руслан и Людмила».
Орленок
Л.Бетховен. Увертюра
.Эгмонт.
Крылатов
«Прекрасное
далеко»
Д.Шостакович.Соната
для альта и фно.
и № Тем
ы
четв
ерти
5
Сонатная форма.
6
7
№
1
2
3
4
5
Противостояние
музыкальных образов в
одном произведении
Повторение по теме
:Музыкальная драматур.
Темы уроков
Драматургия
контрастных
сопоставлений.
Ф.Лист
.Венгерская рапсодия
№2.
Интонационное единство
балета.(оперы).
С.Прокофьев.
Золушка. (фрагменты).
Столкновение двух
образовоснова
драматургии .
Жизненное содержание и
форма
музыкальных
произведений.
Балет.
Жизнь полонеза.
М.Огинский Полонез.
27.02
6.03
13.03
20.03
Даты
2
1
1
Кол
во
часов
выразительност
и.
Выявлять
различные части
сонатной
формы.
Ю.Чичкова «Я с
мамой танцую»
Ю.Чичкова «Я с
мамой танцую»
Л.Бетховен.Эгмонт.
Д.Шостакович.Соната
для альта и ф
но.М.Глинка.Руслан
иЛюдмила.
П.Чайковский.Увертю
рафантазия «Ромео и
Джульетта».
Виды учебной
деятельности
Пение
Слушание
Дом
Зад
ание
1
1
1
1
1
3.04 Осознавать
Музыкальные
формы(типы)
исполнения
музыки.
Основные средства
выразительности.
Музыкальные
жанры.
10.04
17.04
24.04
15.05
на
Различать
слух
произведения
«Золотого фонда
Высказывать
Русская изба
Птичкина
Ф.Лист.
рапсодия №2.
Венгерская
Русская
народная песня.
Блины
по над
Наша школьная
страна
Ю.Чичкова
Ой,
Волгой.
Обр.Локтева
совр.
народн.песня
Русская изба
Птичкина
С.Прокофьев.Балет.
Золушка.(фрагменты),
Д.Шостакович.
Симфония № 7.
В.А.Моцарт.
Симфония № 40.
М.Огинский .Полонез. 6
Обобщение по теме:
«Музыкальная
драматургия».
1
22.05
Наша школьная
страна
Ю.Чичкова
Произведения 2го
полугодия.
суждения по
поводу знакомых
произведений»
Развивать в себе
потребность в
музыкальном
самообразовании.
.
VII
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса по учебному курсу.
1. Программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 57 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2013.
Учебник для общеобразовательных учреждений
2.
Дрофа.http://www.drofa.ru/51/1.2.5.2.2.3.
3. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия
Дополнительная литература
/
Т.И.
Науменко,
В.В.
Алеев.
Искусство.Музыка.ООО
1. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
2. Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
3. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А.
Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.
4. Шедевры мировой классической музыки
5. Детская энциклопедия.
Музыка. 7 класс. ООО «Дрофа», 2009.
MULTIMEDIA – поддержка предмета Золотая классика ООО «Luxe Snudio», 2008.
Шедевры музыки Кирилл и Мефодий
«Соната» ООО «Институт Новых Технологий», Лев Залесский», 2004.
Примерная тематика рефератов творческих работ:
1. Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
2. История джаза. Современный джаз
3. Становление жанра рокопера
4. Становление жанра мюзикл
5. Творчество Родиона Щедрина
6. Творчество Георгия Свиридова
7. Творчество Сергея Прокофьева
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса по учебному курсу.
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f45b76f453552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/.
9.
CDROM. «Мир музыки». Программнометодический комплекс».
Технические средства обеспечения. 1. Музыкальный центр.
2. Аудиомагнитофон.
3. Синтезатор.
4. Компьютер.
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:
VIII
. Образовательные результаты
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также
музыкальноизобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
проявление навыков вокальнохоровой деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкальноритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого
восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого
класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных
произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию
и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
самостоятельность в разборе музыкального произведения;
умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,
ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с
наводящими(12) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов
учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание
каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с
другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее
благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не
соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только
фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
знание мелодической линии и текста песни;
чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
выразительное исполнение.
«четыре»:
знание мелодической линии и текста песни;
в основном чистое интонирование,ритмически правильное;
пение недостаточно выразительное.
«три»:
допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
пение невыразительное.
«два»:
исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен
учителем.
1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блицответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или
исполняемую самим ребёнком (рисунки,поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке.
СОГЛАСОВАНО
С
ОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО учителей
гуманитарного цикла
МБОУ Грушевской ООШ
от _____ _____ 2015 г. № _______
Руководитель ШМО:
___________ Л.А. Коваленко
Заместитель директора по УР
_____________ Н.Л. Куцарь
______ _______ 2015 г.
Контрольноизмерительный материал 7 класс.
1.Заполни следующую таблицу:
Известная мне музыка
Народная
(вокальная и
инстру
ментальная)
Оперная
(отрывки
из опер)
Балетная
(отрывки
из балетов)
Симфонии
ческая
(фрагменты
симфоний)
Хоровая
(хоровые
произведения)
Камерная
вокальная
Инструмен
тальная 2. Проставь под каждой стихотворной строчкой её ритм:
Всю землю снегом замело.
Нарядным стало всё село.
Белымбело!
Белымбело!
Белымбело!
Белымбело!
С какого слога — ударного или безударного — начинается каждая строчка?
3.Запиши в столбик музыкальные термины, которые ты можешь вспомнить сразу, без долгой подготовки:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
1
4.Если в твоём списке оказалось 7—8 слов или ещё меньше, составь ещё один список из терминов, хорошенько подумав:
1)
2)
3)
4)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
5)
6)
7)
8) 5.Заполни таблицу, которая показывает, какие чувства и настроения отражены в музыкальных произведениях:
Композитор
Название сочинения
Настроение
Грусть
Радость
Мечтательность
Героические чувства
Трагические чувства (горе,
страдание)
Раздумья о жизни
Шутливое настроение
Ощущение сказочности,
нереальности
Волнение
6.Заполни по порядку любые слова, имеющие:
а) 1 слог:…………………………………………………………………
б) 2 слога с ударением на первом:…………………………………….
в) 2 слога с ударением на втором:…………………………………….
г) 3 слога с ударением на первом:…………………………………….
д) 3 слога с ударением на втором:……………………………………. е) 3 слога с ударением на втором:……………………………………. Билет 1
Что я знаю об опере.
Выполни задание 20.
Сочини на металлофоне песню.
Билет 2
1. Ария, типы оперных арий.
2. Выполни задание 40.
3. Сочини марш на барабане.
Билет 3
Речитатив, типы оперных речитативов.
Выполни задание 75.
Сыграй на металлофоне и спой прибаутку «Солнышко».
Билет 4
Хор и хоровая музыка.
Выполни задание 87.
Сочини марш на свирели.
Билет 5
Симфония, её строение.
Выполни задание 89.
Запиши нотами сочинённую тобой на металлофоне песню.
Билет 6
Соната, её строение.
Выполни задание 93.
Сочини вальс на металлофоне.
Билет 7
Что я знаю о балете.
Выполни задание 94.
Запиши длительности марша, сочинённого тобой на бара
бане, и поставь тактовые черты. Билет 1
1. Что я знаю об опере.
2. Выполни задание 20.
3. Сочини на металлофоне песню.
Билет 2
1. Ария, типы оперных арий. • 2. Выполни задание 40. 3. Сочини марш на барабане.
Билет 3
1.Речитатив, типы оперных речитативов.
2.Выполни задание 75.
3. Сыграй на металлофоне и спой прибаутку «Солнышко».
Билет 4
1. Хор и хоровая музыка.
2. Выполни задание 87.
3. Сочини марш на свирели.
Билет 5
1. Симфония, её строение.
2. Выполни задание 89.
3. Запиши нотами сочинённую тобой на металлофоне песню.
Билет 6
1. Соната, её строение.
2. Выполни задание 93.
3. Сочини вальс на металлофоне.
Билет 7
1. Что я знаю о балете.
2. Выполни задание 94.
3. Запиши длительности марша, сочинённого тобой на бара
бане, и поставь тактовые черты.
29 Билет8
1Что такое камерная музыка? Её разновидности.
2.Выполни задание 97.
' 3.Запиши длительности марша, сочинённого тобой на свирели
, и поставь тактовые черты.
Билет 9
1. Ноты, их расположение на нотном стане в скрипичном
2. Выполни задание 101.
3. Возьми любые стихи и импровизируй на них мелодию.
,Билет 10
1. Какие я знаю длительности. Их подсчёт.
2. Выполни задание 112.
3. Запиши нотами вальс, сочинённый тобой на металлофоне.
Билет 11
1 Что такое сонатная форма.
2. Выполни задание 113.
3. Создай общий план балета по сказке «Гусилебеди». Укажи
||танцевальные и пантомимные движения, характерные для
каждой группы персонажей.
Билет 12 (счастливый)
Составь этот билет сам
СОГЛАСОВАНО
С
ОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО учителей
гуманитарного цикла
МБОУ Грушевской ООШ
от _____ _____ 2014 г. № _______
Руководитель ШМО:
Заместитель директора по УР
_____________ Н.Л. Куцарь
______ _______ 2014 г.
30 ___________ Л.А. Коваленко
31
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Рабочая программа по музыке 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.