Рабочая программа по Музыке для 1 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по Музыке для 1 класса Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Целью уроков музыки в 1 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.Целью уроков музыки в 1 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Иконка файла материала 1432672162.docx
Утверждаю Директор  МБОУ  СОККШ С.  Знаменка  Нерчинский район ФИО. Бронникова С. В                                                    Рабочая программа                            по  музыке                             1­й класс                                                              Трушина Светлана Юрьевна                                                                          Муниципальное бюджетное  Общеобразовательное  учреждение                                                                              «Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа»                                                                                      Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка 2014 г.Пояснительная записка Рабочая  программа начального общего образования по  музыке для 1­го класса разработана в соответствии с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС)  нового   поколения начального  общего образования на основе  учебной программы основного образования, утверждённой  Министерством  образования  РФ, программы «Музыка»  для 1­4 классов, авторы  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак, имеющей гриф  «Допущено  Министерством образования и науки Российской  Федерации». Курс  нацелен на изучение   целостного  представления  о   мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,   образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно­эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир  человека, его душевное состояние При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие  эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания  музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально­слухового  фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей  и  особенностей развития   обучающихся   учитель   создает   индивидуальную   модель   образования   на   основе   государственного образовательного стандарта. 2В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В  1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам  слышна». Оно  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают,  что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных  постановках. Отличительная особенность программы ­ охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает  постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории,  произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию  эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой  развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных  трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию  ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». В календарно­тематическое планирование внесены  дополнения   при  изучении   тем,  учитывая   региональный  компонент   (использование   краеведческого  материала)   Далее – Региональный компонент  ( РК) Целью уроков музыки в 1 классе  является формирование основ духовно­нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: ­ хоровое пение; ­ слушание музыки и размышление о ней; ­ игра на детских музыкальных инструментах; 3­ музыкально­ритмические движения; ­ пластическое интонирование; ­ импровизация; ­ музыкально­драматическая театрализация. Организация   видов   деятельности   предполагает   участие   всех   компонентов   учебно­методического   комплекта   – учебника,   рабочей   тетради,   нотной   хрестоматии   для   учителя,   музыкальной   фонохрестоматии,   каждый   из   видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника .Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса заключаются:  в наличии интереса к предмету «Музыка»; ­    в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, которые  представлены в учебнике для 1 класса; ­    во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро, медленно),  динамики (громко,  тихо); ­    в узнавании некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка,  флейта,  арфа),  а также народных  инструментов (гармонь, баян, балалайка); ­    в проявлении навыков вокально­хоровой деятельности  (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест). Общая характеристика учебного предмета 4Концепция предметной линии учебников по музыке   предлагает новый вектор развития музыкальной культуры  школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех  формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.  Это выражается:  – в реализации интонационно­стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных  произведений, изучению особенностей музыкального языка; – в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных  характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный  опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;  – в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной,  графической, пластической, звуковой.           Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов: ­ адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его  стиля, жанра, драматургии; ­ освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода; ­ взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации  процесса освоения ребенком музыкальных произведений.  Место предмета в базисном учебном плане. Для   обязательного   изучения   учебного   предмета   «Музыка»   на   этапе   начального   общего   образования   в   1   классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 33  часа в год (1 час в неделю). 5Логика   изложения   и   содержание   программы   полностью   соответствуют   требованиям   федерального   компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Рабочая программа по музыке для 1 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский   язык»,   «Окружающий   мир».   В   качестве   главных   методов   программы   избраны   метод   междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему. Реализация задач  Осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение,  слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально­ ритмические  движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально­драматическая театрализация. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует  духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие  огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно­нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за  непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.  Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются: 61. Воспитание эмоционально­ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных  произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества,  композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов  драматургии.  3. Развитие гибкого интонационно­образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать  произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные  черты, типичные для ряда произведений. 4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального  искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.  6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и  исполнительской интерпретации музыкальных произведений.  7. Формирование у учащихся умения решать музыкально­творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной  деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села,  района и др. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной  учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных  компетенций младшего школьника.  Программа рассчитана на учащихся русских школ и поэтому в программу внесены некоторые изменения, связанные с тем, что   мы   живём   в   многонациональной   республике,   где   живут   и   трудятся   народы   разной   национальности.   Основным направлением   программы   является   формирование   интереса   к   национальной   культуре   средствами   музыкального искусства. 7С   января   2012 года наша школа является Казачьей кадетской, и поэтому в предметы и дополнительное образование включён так называемый «казачий компонент».  Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая   группа   по   взаимодействию   с   органами   исполнительной   и   законодательной   власти   субъектов   РФ   по совершенствованию   регионального   казачьего   компонента.   Таким   образом, как   явление,   официально,   казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально ­ патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование   с   казачьим   акцентом   –   это   усвоение   систематизированных   знаний   и   навыков   по   казачьей   тематике   в основном в гуманитарной сфере обучения.  Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально­нравственных, служебно­деловых качеств и патриотического духа. Введение   казачьего   компонента   в   учебные   планы   позволит   реализовать   в   практической   деятельности   принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:   воспитание гражданственности и любви к Родине. защита   системой   образования   национальных   культур   и   региональных   культурных   традиций   в   условиях многонационального государства.  формирование мировоззренческой нравственной культуры.  гуманизация и гуманитаризация процесса образования. И   поскольку   наша   школа     и   является   Казачьей   кадетской,     актуальным   представляется   включение     музыкального фольклора   в   процесс   воспитания   и   образования   современных   кадет­казаков   и   учитель   музыки   может   творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры.  казачьи традиции.  8Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к малой Родине, формирование  гражданственности, патриотизма,  воспитания чувства гордости за свой народ, его историю,  наследие и традиции.  Программа «Музыка», разработанная под научным   руководством Алеева и т.д. в содержание учебного процесса   по предмету казачий этнокультурный компонент практически не вводится. Это происходит в силу ряда причин: недостатка соответствующего   программно­методического   обеспечения,     неготовности   образовательных   структур   к   обеспечению целостного включения в музыкальную культуру казачества, недостаточной разработанности  педагогических технологий для   реализации   педагогического   потенциала     казачьего   музыкального   фольклора,   незнание   учителями   музыкальных традиций,  отсутствие методического опыта по их введению в учебный процесс,   неумения анализировать музыкально­ педагогическую действительность.  Моя   тема   самообразования   «Технология   проблемного   обучения   как   средство   патриотического   воспитания» соответствует методической теме работы школы:  « Использование в образовательном   процессе культуры и традиций казачества».     Патриотическое  воспитание  на  моих  уроках  осуществляется через:   ­   постижение   основных   пластов   мирового   музыкального   искусства:   фольклора     и   духовной   музыки,   произведений композиторов­классиков; ­  введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”; ­ знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями; ­ знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием; ­ знакомство с культурой ,  традициями  Забайкальского казачества.     В   начальных   классах   в   процессе   реализации     темы   «Взаимодействие   песенности,   танцевальности   и   маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они 9связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские»  – поются под ход коня.  Раскрывая тему жанрового многообразия музыки,  обращаюсь  к жанру танца, его значению в жизни человека,  разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно  указываю  на казачью хореографию, отличавшуюся большим  своеобразием ,  где есть   элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.  Главная тема 1 класса ­ «Музыка, музыка всюду нам слышна...». Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное  общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально­ритмические движения; различного рода  импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов  музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской  деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и  нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях  (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и  коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки­концерты. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в  музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Содержание учебного предмета «Музыка» 10Обобщенное представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие  музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность,  танцевальность,  маршевость.  Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни,  танцы, действа, обряды, игры­драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и  профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Изучение казачьей музыкальной культуры,  традиций и обрядов.  Содержание программы 1 класс (33 часа) Тема года:» «Музыка, музыка всюду нам слышна…» 1.«Нас в школу приглашают задорные звонки»   (урок­экскурсия) 2.«Музыка, музыка всюду нам слышна»  (урок­путешествие) Музыка   как  вид  искусства.  Значение  песни  в  жизни  человека. Знакомство  с  музыкальным  жанром – песня. распространенная   форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с   мелодией.   Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная  мысль песни.       Характер  музыки  (задорно, весело, радостно, звонко).  Песня —   простая, наиболее     но   113. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»  (урок­прогулка) Роль   музыки   в   отражении   различных   явлений   жизни.   Каждое   жизненное   обстоятельство   находит отклик  в  музыке. Музыка ­ мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта.  Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.  4. Краски осени.   (урок­ виртуальное  путешествие)  (РК) Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах.  Людей  искусства  по­прежнему  неудержимо  влечет  к себе природа.  Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Характерные  особенности и  отличия  осенней  природы на просторах центральной   части   России   от   природы   Забайкалья..     Музыкальный   образ   осени.   Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.  5  «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» (урок­игра)  (РК)   (2 часа) Продолжение   темы  об осенней природе в Забайкалье.  Во всем чувствуется холодное дыхание осени.  Образ осени   в музыке,   живописи   и поэзии.     Осеннее     настроение     передают     в     своей     музыке     композиторы. Интонационно­образная   природа   осени     в   музыкальном   искусстве.   Характер   музыки:   грустно,   печально, жалобно, уныло.  6  Музыкальное эхо  (урок­загадка) Эхо – явление   природы, имитация   эхо   в   музыке.   Разновидность   динамики   (громко ­ тихо) – в музыке. Средства   музыкальной    выразительности   тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и   слушание изменения динамических  оттенков  как способ выражения характера музыки.   7. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!  (урок­концерт)  (2 часа)  12Первые   каникулы     в   жизни   школьника. Музыкальные   средства   выразительности.  Темп   (быстрый ­ медленный).  Восприятие   темпа   как способ выражения характера музыки, ощущение   роли темпа и его изменений, восприятие  темпа  как организующее  начало в  музыке. 8.  «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» Знакомство   с   музыкальным   жанром – танец.  Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается   посредством   ритмичных   пластических   движений   и   смены   выразительных положений человеческого   тела.   Танец   неразрывно   связан   с музыкой,   эмоционально­образное   содержание, которой   находит   свое   воплощение   в   его   движениях,   фигурах,   композиции.  Характерные     особенности   и разновидности  танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.   9.  Ноги сами в пляс пустились.  (РК) Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Казачьи пляски. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно).  Хоров доо ­ «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа.  Хороводом   называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца­хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. 10.  Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. 13Русские     народные   музыкальные     инструменты   – гармошка, баян, балалайка,  бубен, свирель,   рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов­исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.  11. Марш деревянных солдатиков. Знакомство     с     жанром     марш.   Характерные     особенности   марша.  Марш    и   его   разновидности.  Марши бывают   разные.  Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации.   12. Детский альбом П.И. Чайковского. Знакомство    с    творчеством   русского    композитора    П.И.Чайковского.  Музыка    для    детей     «Детский -   составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий альбом».  Композ тор   музыку.   Профессия   композитора   предполагает   наличие   музыкально­творческого   дарования   и требует специального обучения композиции. ии 13. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.  (РК) В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с   ним   обращаться.  Малые   жанры фольклора —   это   небольшие   по   объёму   фольклорные   произведения   – заклички, прибаутки  (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Казачья сказка «Петрусь­ мальчонка русский»  14. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…» Любимый  праздник  детворы – Новый  год.  Именно  на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение.   Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков.  Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и 14девы,     юноши,   и   старики.   Особенно     хороводы   любили     дети.     Новогодние   хороводы   стали   своеобразным продолжением старинной традиции.  Музыкальный инструмент ­ челеста.   15.Зимние игры.       (РК)  .     (2 часа) Зимние   игры   на   каникулах.   Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала   одним   из   символов   России.   Славяне   издавна   любили   зиму,   в   народном   творчестве   ей   посвящено множество  пословиц  и поговорок, загадок и  считалок.  После  ритуальных песен  и  плясок  начинались  игры. Любимые   зимние   забавы   – катания   на   санях –   приходились   именно   на   морозные   дни,   когда   яркое   солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей   на веселую прогулку! Казачьи зимние игры            Особенности казачьих игр. 16. « Водят ноты хоровод…» Музыкальная    азбука­ это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много   узнать и многому   научиться. В   музыке   есть   свои   музыкальные буквы,  которые  называются  нотами.  Элементы музыкальной  грамоты: ноты, звукоряд.  17. «Кто­кто в теремочке живёт?» Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен,   треугольник,   духовая   гармошка,   металлофон,   аккордеон.     Встреча     с   главными     героями     русской народной  сказки «Теремок»   (мышка,  лягушка, лисичка, зайка, медведь). 18. Весёлый праздник Масленица.    ( 2 часа) 15Народный   праздник   на   Руси   –   Масленица.  —   народный   праздничный   цикл,   сохранившийся на Руси с языческих  времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год   меняется   в   зависимости   от   того,   когда   начинается   Великий   пост.   Главные   традиционные   атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.  М сленица аи 18. Где живут ноты? Путешествие   в   музыкальную   страну     «Музыкальной     азбуки».  Нотная   грамота   как   способ   фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).  19. Весенний вальс.   (РК) Музыка,   литература   и   живопись   живут   очень   дружно   и   охотно   помогают   друг   другу.   В  искусстве   есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.   Образ матери – великая тема искусства. Образ   матери­ казачки в искусстве.. 20. Природа просыпается.   Весеннее     настроение   и     единая     мысль     в   разных     областях   произведений     искусства.  Соотношение   и осмысление содержания, построенное   на сопоставлении   поэзии,   живописи   и   музыки.  Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность  картин. 21. В детском музыкальном театре. Путешествие  первоклассников  в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства!  В детском   музыкальном   театре   всегда   оживленно   и   весело. Артисты   показывают   детям   сказочные музыкальные  представления: они  играют,  танцуют  и  поют.  Перед  сценой  находится  оркестровая  яма,  в которой  располагается оркестр. Руководит  оркестром  дирижер  (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.  1622 Мелодии и краски весны. Весеннее настроение. Творческое  воображение  посредством углубления  понимания художественного  образа: поэтического,   музыкального,   живописного.  Мелодия,  музыкальность.  Светлые,   радостные,   грустные   и печальные мелодии. 23. Мелодии дня. Мелодии     дня     в     музыке,   в     живописи,   в   поэзии.   Светло,   ласково,   радостно,   звонко.  таинственно, загадочно.  Спокойно,   тихо, 24. Музыкальные инструменты.  Тембры краски. Каждый  музыкальный  инструмент,  как  и  любой  человеческий  голос,  имеет   свое  собственное  звучание, собственную     окраску   –  тембр.   Встреча   с   музыкальными   инструментами   –   арфой,   флейтой,   скрипкой, пианино. Внешний  вид  инструментов, тембр, выразительные  возможности.   25. Легко ли стать музыкальным исполнителем?  Н. Носов «Как  Незнайка  был музыкантом»­ сказка.  Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для  того, чтобы  стать  музыкальным  исполнителем,  необходимо   много  учиться  и  трудиться.   26. На  концерте. Новое понятие – концерт,   исполнитель. Правила поведения на концерте.  Во   время концерта   полагается спокойно,  молча  слушать  музыку. Во  время  концерта   или  спектакля  нельзя   вставать  и  уходить.  Это очень  невежливо  по  отношению  к  артистам  и  слушателям.   27. Но на свете почему­то торжествует доброта (музыка в мультфильмах). 17Музыка, которая  звучит  в   мультфильмах. Мультфильмы  любят  все – и  дети,  и  взрослые. Любят  за их юмор,   веселье,   любят   за   доброту,   которая   всегда   побеждает. Музыка   в   м /фильмах   играет   очень важную  роль.  Она помогает  лучше  узнать    главных   героев – их  настроение,  характер,  поступки.  29. «Давайте сочиним оперу», или  Музыкальная  история про  Чиполлино  и  его друзей. Путешествие   в   музыкальную   страну     опера.   Многие       первоклассники     знакомы     с     замечательными     и отважными  героями  сказки  «Чиполлино». Чиполлино  и  его  друзья  храбро  сражались  за  свободу  против злых  и  коварных  правителей  Италии – принца  Лимона, барона  Апельсина, синьора  Помидора.  Нелегкая победа,  одержанная  верными  друзьями,  принесла  освобождение  и  радость   многим  простым  и  честным жителям  Италии.  Опера, хор, солист.    Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка» 1 класс: Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах   учащихся,   которые   они   должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности   на   основе   изучения   лучших   образцов   фольклора,   шедевров   музыкального   наследия   русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка  18– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов;  –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; –   формирование   этических   чувств   доброжелательностии   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; –   продуктивное   сотрудничество   (общение,   взаимодействие)   со   сверстниками   при   решении   различных   музыкально­ творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально­эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих музыкально­творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально­творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно­нравственном развитии; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому­либо виду) музыкально­творческой деятельности; 19– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; –   умение   воплощать   музыкальные   образы   при   создании   театрализованных   и   музыкально­пластических   композиций, исполнении вокально­хоровых произведений, в импровизациях. Методы музыкального образования и  воспитания младших школьников:  метод эмоциональной драматургии;  метод концентричности организации музыкального материала;  метод игры;  метод создания «композиций»;  метод  междисциплинарных  взаимодействий;  стилевой  подход;  метод  восхождения  от  частного  к  общему;  творческий  метод;  метод перспективы и ретроспективы;  метод художественного контекста.                    Формирование  универсальных  учебных  действий: Личностные        ууд.  Ценностно­смысловая ориентация учащихся. 20 Действие смыслообразования.  Нравственно­этическое оценивание. Коммуникативные        ууд  Умение выражать свои мысли.  Разрешение конфликтов, постановка вопросов.  Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные ууд  Целеполагание.  Волевая  саморегуляция.  Коррекция.  Оценка качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные действия: Общеучебные:  Умение структурировать знания.  Смысловое  чтение.  Знаково – символическое моделирование.  Выделение и формулирование учебной цели.  Логические: 21 Анализ объектов.  Синтез, как составление целого из частей.  Классификация объектов.  Доказательство  Выдвижение гипотез и их обоснование.  Построение  логической  цепи  рассуждения.      Контроль осуществляется в следующих видах:  ­ входной, текущий, тематический, итоговый. Форма контроля: ­ устный опрос; ­ самостоятельная работа; ­ тесты­презентации; ­ тест­игра.  Контрольно­измерительные материалы.  Тестовые задания на знание авторов и название исполняемых музыкальных  произведений.  Полугодовая проверка вокального диапазона учащихся.  Проверка знаний текста песен.  Проверка ритмической основы исполняемых музыкальных  произведений.  Задания на определение частей в музыке.  Задания на знание музыкальных инструментов. 22По итогам освоения программы 1 класса  обучающиеся     научатся: ­ понимать  триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; ­ воспринимать  музыку  изученных жанров (песня, танец, марш); ­ узнавать музыкальные  инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,    балалайка, свирель,  рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,    треугольник, металлофон,  аккордеон); ­ называть  ноты, темпы  (быстро – медленно), динамику (громко ­ тихо); ­ узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; ­ определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); ­ определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; ­ передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально­пластическом движении,     игре на детских музыкальных инструментах; ­ исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; ­ вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно    выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать   дирижерский жест.    использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности: ­ исполнять  знакомые  песни; ­ участвовать  в коллективном пении; ­ музицировать  на детских музыкальных инструментах; ­ передавать музыкальные впечатления через музыкально­пластические движения,    импровизацию,  изобразительными средствами. 23По итогам освоения  программы 1 класса  обучающиеся       получат  возможность  научиться:      ­высказывать  собственные  наблюдения  о музыке;      ­владеть  певческим  голосом  как  инструментом духовного самовыражения;        ­разучивать  и  исполнять образцы музыкально­поэтического творчества  (прибаутки,       скороговорки, загадки, хороводы, игры);      ­разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх­драматизациях.      ­участвовать  в  коллективной  творческой    деятельности;      ­демонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального искусства,        взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной       речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;       ­наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в   различных        видах  музыки. Стандарты  второго  поколения     Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад.  образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).     Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности  гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).     Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.  М.: Просвещение,  2009. (Стандарты второго поколения). 24Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).    Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. 2е изд. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2е изд. М.: Просвещение, 2010.    Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. М.:  Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).    Планируемые результаты начального общего  образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой,  О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго  поколения                                                                                  Литература 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1­4 кл., 5­8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996. 4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985. 5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.   Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. 6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно­художественная лит­ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981. 7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 251 Музыка. 1 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.­метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. ­ М. : Дрофа, 2007. ­ 144 с. : ноты. 2 Музыка. 1 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. ­ М. : Дрофа, 2009. ­ 2 электрон, Учебно­методическое обеспечение опт. диска (CD­Rom). Волгоград : Учитель, 2010. Золина. ­ М. : Глобус, 2008. Волгоград : Учитель, 2009. 3 Музыка. 1­4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.­сост. Г. В. Стюхина. ­ 4 Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1­8 классы : методическое пособие / Л. В. 5 Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. ­ М. : Глобус, 2008. 6 Куруишна,  Т. А.  Музыка. 1­6 классы  : творческое  развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. ­ 26

Посмотрите также