Рабочая программа по музыке для 3 класса.
Оценка 4.7

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл
04.04.2018
Рабочая программа по музыке для 3 класса.
Публикация является частью публикации:
4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .docx
Примерное тематическое планирование уроков музыки в третьем классе (1 час в неделю, всего 35 часа) КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ? № тема ча сы Планируемые результаты обучения Предметные умения Универсальные учебные действия I четверть (9 ч) Основные виды учебной деятельности дата план факт Родство контрастных тем­образов в симфонической сюите и кантате Введение в тему(урок 1) 1 1 Как  соотносятся  контрастные  музыкальные  темы в опере  «Иван  Сусанин»  М. И. Глинки? Познавательный интерес  к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоциональное и  осмысленное восприятие  художественного  произведения. (Л.) Схватывать целое в единстве  его контрастных частей.(П.) Использовать графические  модели для решения учебных  задач. (П.) Устанавливать новые  ориентиры действия с  известными музыкальными  произведениями. (Р.) Участвовать в учебном  диалоге при обсуждении  музыкальных произведений.  (К.) Определять на слух и  исполнять темы из сцены  вторжения поляков в дом  Сусанина в опере М. И. Глинки «Иван  Сусанин». Анализировать  драматургию сцены,  контраст между музыкой русских и  поляков.  Экспериментально со­ относить контрастные  музыкальные темы из одного  произведения и из разных  произведений.  Переинтонировать темы,  меняя их характер, жанровую  основу в опоре на  графическую запись.  Исполнять фрагменты  Пятой симфонии Бетховена,  выявлять конструктивное  родство контрастных тем­ образов в опоре на  графическую запись. 3а 05­09 3б 05­09 3в 07­09 Вспоминают сцену вторжения  поляковв дом Сусанина из оперы  М. И. Глинки «Иван Сусанин»,  напевают её темы. Выявляют  конструктивное родство  контрастных тем­образов в опере:  сопоставляют тему семейного  счастья с мазуркой из «Детского  альбома»П. И. Чайковского и  полонезом М. Огинского;  переинтонируют тему  семейного счастья в характере  мазурки, а тему мазурки – в  характере темы семейного счастья; сравнивают мелодические линии  фанфар полонеза и темы семейного счастья, ориентируясь по  графической записи.  Исполняют фрагменты Пятой  симфонии Л. в. Бетховена,  выявляют конструктивное родство  контрастных тем­образов,  ориентируясь по графической  записи. Контраст и единство образов в симфонической сюите(уроки 2–3) 2 3 Как  соотносятся  контрастные  музыкальные  темы  всимфоническ ой  сюите Э. Грига «Пер Гюнт»? «Песня  Сольвейг», «Танец  Анитры», Вальс из  Лирических пьес Э. Грига 1 1 Узнавать на слух,  характеризовать и исполнять  контрастные темы  симфонического  произведения. Выявлять конструктивное  родство контрастных тем в  опоре на графическую запись.  Сочинять новую мелодию  произведения, преобразуя  конструктивную основу  контрастной ей темы этого  произведения. Иметь представление о  конструктивном родстве контрастных тем одного  музыкального произведения. Оперировать графическими  моделями контрастных тем­ образов одного произведения. Варьировать,  переинтонировать тему в  процессе её развития. Соотносить художественно­ образное содержание  произведения с формой его  воплощения. Моделировать построение  части произведения (по  аналогии с уже известной его  частью). Узнавать на слух и  характеризовать этапы  развития тем в произведении. Совершенствовать  выразительность исполнения  (вокального, пластического). Определять в незнакомой  музыке стиль композитора, с  произведениями которого  учащиеся уже знакомы. Эмоционально­ценностное  отношение к шедеврам  зарубежной музыки. (Л.) Постигать произведение с  разных сторон:  художественной, научной,  языковой.(П.) Синтезировать целое из  частей. (П.) Самостоятельно достраивать  недостающие компоненты.  (П.) Моделировать развитие  музыки до её прослушивания.  (П.) Выполнять творческие  задания, не имеющие  однозначного решения. (П.) Адекватно воспринимать  оценку своей работы  педагогом и одноклассниками. (Р.) Участвовать в учебном  диалоге при обсуждении  музыкальных произведений.  (К.) 3а 12­09 3б 12­09 3в 14­09 3а 19­09 3б 19­09 3в 21­09 Слушают, анализируют, исполняют  (поют, пластически интонируют)  мелодии  симфонических картин «Утро» и  «В пещере горного короля»,  соотносят образы реальногои  фантастического миров.  Анализируют построение  картины «Утро», характер  развития основной темы, её  кульминацию. Моделируют возможные варианты  развития темы  «В пещере горного короля» и  построение всей картины. Сравнивают конструктивные  основы двух тем, выявляют их  сходство и различие. По мелодии песни Сольвейг  характеризуют героиню,  разучивают песню. Сочиняют мелодию танца Анитры в процессе переинтонирования,  варьирования конструктивной основы песни Сольвейг. Слушают, напевают и разучивают  мелодию танца Анитры.  Слушают и пластически  интонируют танец Анитры. Определяют интонации,  характерные для музыкальной речи Э. Грига. Слушают Вальс из Лирических пьес Э. Грига и определяют автора  незнакомой музыки по  характерным интонациям. 4 5 С. С.  Прокофьев.  Кан­ тата  «Александр  Невский» Часть 1. Русь  под игом  монгольским Содержание  части, Контраст и единство тем­образов в кантате(уроки 4–9) 1 1 Иметь представление о  составе исполнителей  кантаты, особенностях её  построения и исполнения (в  отличие от оперы, балета,  симфонии). Узнавать на слух, петь и  пластически интонировать  темы первой части кантаты,  анализировать средства  выражения их образного  контраста (тембровые,  динамические, регистровые и  др.).  Ориентироваться в  графической записи тем  части. Выявлять конструктивную  основу главной темы,  выделять в ней  конструктивные элементы. Анализировать  преобразование этих  конструктивных элементов в других темах части. Выявлять конструктивное  родство контрастных тем. Выявлять связь содержания  части с её построением. Пластически исполнять  первую часть кантаты  целиком. Совершенствовать  выразительность исполнения  (вокального, пластического). Составлять варианты  композиции кантаты по названиям её частей.  Выявлять связь между идеей кантаты и  последовательностью её  частей. Формирование национальной  идентичности. (Л.) Эмоционально­ценностное  отношение к шедеврам  отечественноймузыки. (Л.) Углубление представления  о неразрывной связи музыки и  жизни. (Л.) Учебно­познавательный  интерес к новому материалу и способам решения новой  задачи.(Л.) Выделять в целом  составляющие его элементы.  (П.) Предвосхищать композицию  многочастного произведения  до его прослушивания. (П.) Опираться на графическую  запись в решении творческих  задач. (П.) Создавать пластическую модель музыки первой части.  (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной  деятельности. (Р.) Ставить исполнительские  задачи и добиваться их  решения. (Р.) Взаимодействовать с  учителем и одноклассниками  в учебной деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе  творческого сотрудничества.  (Р.) Обсуждать разные точки  зрения и вырабатывать общую  групповую позицию.  (К.) Получают первоначальное  представление о составе  исполнителей кантаты и  особенностях её исполнения. Размышляют о месте музыки в  произведениях  кинематографического и  музыкального искусств. Слушают, поют, пластически  интонируют, характеризуют две  начальные темы первой части  кантаты. Выявляют средства  выразительности контрастных образов (тембровые, динамические, регистровые, тутти, соло). Выделяют общие конструктивные  элементы контрастных тем,  ориентируясь по графической  записи. Экспериментально выявляют  конструктивное родство тем в  опоре на графическую запись.  Слушают, характеризуют и  пластически интонируют первую  часть кантаты целиком. Передают в своём исполнении выразительные и  изобразительные особенности  музыки части. Знакомятся с названиями  семи частей и составляют  из них варианты композиции  кантаты. Выявляют связь между  композицией кантаты и идеей  произведения. 3а 26­09 3б 26­09 3в 28­09 3а 03­10 3б 03­10 3в 05­10 6 Часть 2. Песня об Александре  Невском 1 «Выращивать» из одного  конструктивного элемента  разные по смыслу  интонации. Конкретизировать характер  музыки части по её названию. Импровизировать «зёрна­ интонации» частей  кантаты на основе  конструктивных элементов. Сочинять из выращенных  интонаций мелодию­ характеристику А. Невского.  Исполнять основные темы  второй части по графической  записи. Слушать, характеризовать и  исполнять «Песню об  Александре Невском». Исследовать конструктивное  единство тем первой и второй  частей кантаты. Развивать патриотические  чувства. (Л.) Создавать темы, мелодии  по заданным  характеристикам. (П.) Применять освоенные  способы работы в новых  условиях. (П.) Составлять целое из частей.  (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Взаимодействовать с  учителем и сверстниками в  учебной деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе  творческого сотрудничества.  (Р.) Уметь слушать собеседника,  участвовать в коллективном  обсуждении. (К.) Овладевать средствами вер­ бального и невербального  общения. (К.) 7 Часть 3.  Часть 4. 1 Сочинять мелодию псковитян  и крестоносцев в опоре на  конструктивные элементы  кантаты. Узнавать на слух третью и  четвёртую части кантаты,  ориентируясь по Развивать патриотические  чувства. (Л.) Развитие сопереживания,  эмпатии, эмоционально­ нравственной отзывчивости.  (Л.) Создавать темы, мелодии  «Выращивают» разнохарактерные  интонации из одного  конструктивного элемента. Моделируют музыкальные образы,  созвучные названиям частей  кантаты.  Придумывают «зёрна­интонации» к музыкальным образам каждой  части.  Проверяют себя, слушают  фрагменты каждой части кантаты. Сочиняют музыкальный портрет А. Невского: определяют общий  характер и жанровую основу  музыки, «выращивают» из  конструктивных  элементовсозвучные этому  образумузыкальные интонации, из  сочетания интонаций  моделируют мелодию –  музыкальную характеристику  полководца. Слушают, характеризуют и  разучивают «Песню об Александре  Невском» по графической записи,  выявляют интонационно­ конструктивный состав её  мелодии. Определяют построение  части. Слушают, исполняют темы и  интонации крестоносцев.  Характеризуют образ врага. Выявляют конструктивную основу  в темах крестоносцев. Сочиняют мелодию псковитян на  основе конструктивных элементов  3а 10­10 3б 10­10 3в 12­10 3а 17­10 3б 17­10 3в графической записи. Характеризовать контрастные  музыкальные  образы третьей и четвёртой  частей кантаты, распознавать  выразительные и  изобразительные особенности  музыки,определять жанровые  основы тем и средства их  воплощения, анализировать  преобразование  в них конструктивных  элементов кантаты.  передавать их в своём  исполнении. Выявлять сходство и различие драматургического контраста в третьей и  четвёртой частях кантаты. Исследовать соотношение  слов и музыки в четвёртой  части кантаты. Анализировать интонационные и конструктивные связи  между темами изученных  частей кантаты. Составлять исполнительский  план части и воплощать его в  пении и пластическом  интонировании. Подбирать темы для характеристики  противоборствующих сил в музыкальной картинебоя. Расширять опыт  моделирования композиции  произведения по заданным  параметрам. Распознавать по музыке  развитие событий  музыкальной истории,  анализировать  конфликтующие образы,  характеризовать новые  темы­образы и средства их  воплощения.  по заданным  характеристикам. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой  задачи. (П.) Устанавливать причинно­ следственные связи. (П.) Соотносить литературный  и музыкальный образы. (П.) Расширять представление  о соотношении контрастных  образов в музыкальном  произведении. (П.) Совершенствовать  выразительность исполнения.  (П.) Коллективно обсуждать  прослушанное,  аргументировать собственное  мнение, опираясь на музыку  произведения. (К.) Ориентироваться в  графической записи части  музыкального произведения. Постигать произведение  искусства с разных сторон:  художественной, научной,  языковой. (П.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Познавательный интерес  к музыкальным занятиям. (Л.) Развитие сопереживания,  эмпатии, эмоционально­ нравственной отзывчивости.  (Л.) Расширять представление  о возможностях музыки в отражении исторических событий. (П.) Охватывать часть в единстве  процессуальнойи  композиционной сторон. (П.) Соотносить целое и его части.  (П.) Устанавливать причинно­ 19­10 кантаты. Слушают, характеризуют и  разучивают середину третьей части кантаты. Слушают целиком и определяют  построение третьей части кантаты. Слушают и характеризуют  основные темы четвёртой части  (без слов), выявляют сходство и  отличие с музыкой других частей  кантаты. Определяют элементы  выразительности и  звукоизобразительности в мелодии  и оркестровом сопровождении. Подбирают слова к темам  четвёртой части. Размышляют над смыслом  контраста средних разделов в  третьей и четвёртой частях. Слушают целиком и исполняют  четвёртую часть, анализируют  связи тем четвёртой части с  предшествующими частями 3а 24­10 3б 24­10 26­10 Подбирают из предшествующих  частей темы для характеристики  русских и крестоносцев. Моделируют композицию части,  оринтируясь по вопросам на с. 26– 27 учебника. Слушают и распознают на слух  происходящие события  музыкальной картины боя.  Определяют круг тем­ характеристик крестоносцев и  русских, выявляют и  характеризуют новые темы.  Составляют графический конспект  части в музыкальном альбоме. Анализируют драматургию части,  8 Часть 5.  Ледовое  побоище 1 Исследовать выразительные и  изобразительные особенности  музыки кульминационной  зоны части. Определять лейттемы и  лейтинтонации кантаты. Составлять графический  конспект части и пластически  импровизировать её в опоре на этот конспект. Моделировать темы­образы  частей кантаты в опоре на их  названия и конструктивные  элементы кантаты. Подбирать к словам шестой и  седьмой частей кантаты  мелодию изеё  предшествующих частей. Слушать и исполнять шестую  и седьмую (фрагменты) части  кантаты. Расширять опыт музыкально­ исполнительской   деятельности (соло, ансамбль, хор). Выявлять интонационные и  конструктивные связи новых  тем кантаты с темами из  предыдущих частей. Соотносить образное  содержание и построение в  заключительных частях  кантаты. следственные связи. (П.) Прогнозировать развитие  событий. (П.) Достраивать и восполнять  недостающие компоненты.  (П.) Постигать произведение  искусства с разных сторон:  художественной, научной,  языковой. (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной  деятельности. (Р.) Принимать возможность  разнообразия способов  решения поставленной задачи. (Р.) Обсуждать с  одноклассниками смысл  переданных в музыке событий. (К.) Развивать патриотические  чувства. (Л.) Эмоционально­ценностное  отношение к шедеврам  отечественной музыки.(Л.) Устанавливать причинно­ следственные связи. (П.) Достраивать и восполнять  недостающие компоненты.  (П.) Составлять целое из частей.  (П.)  Постигать произведение  искусства с разных сторон: художественной, научной,  языковой. (П.) Адекватно воспринимать  оценку учителя и  одноклассников. (Р.) Вступать в учебное  сотрудничество с  одноклассниками. (К.) Коллективно обсуждать  характер противоборствующих сил, выразительные и изобразительные  особенности музыкального  воплощения кульминационных  событий боя.  Определяют круг лейттем и  лейтинтонаций кантаты. Объясняют смысл появления темы  Родины в завершении части. Моделируют образный строй части. Подбирают к словам средней части мелодию из прозвучавших ранее. Слушают и разучивают часть  целиком. Соотносят образное содержание и  форму его воплощения. Продумывают исполнительский  план (с изменением состава  исполнителей – соло, ансамбль,  хор) и исполняют частьс опорой на  графическую запись и тексты на с.  28–29 учебника. Моделируют общий характер  финала, подбирают темы из  предыдущих частей и определяют  последовательность их звучания  в части. Слушают и исполняют (поют,  пластически интонируют) финал,  разучивают новую тему и  определяют её интонационные  связи с музыкой предшествующих  Часть 6.  Мёртвое поле Часть 7.  Въезд  Александра во  Псков . 9 1 С. С.  Прокофьев.  Кантата  «Александр  Невский».Обоб щение Основные  образные  сферы  кантаты. 3а 07­11 3б 07­11 3в 09­11 музыкальное произведение,  аргументировать собственную точку зрения. (К.) Развитие патриотических чувств. (Л.) Формирование  оптимистического  мировосприятия.  (Л.) Познавательный интерес  к музыкальным занятиям.  (Л.) Составлять целое из частей  и характеризовать функцию  каждой части. (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной  деятельности. (Р.) Ориентироваться в  графическом конспекте  произведения. (Р.) Учитывать разные мнения,  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве. (Р.) Сравнивать разные фрагменты кантаты. (П.) Воспринимать  художественное произведение подробно и сжато. (П.) частей. Исполняют основные темы кантаты в опоре на графический  конспект(с. 32–33 учебника),  выявляют отличие музыкальных  характеристик русских и  крестоносцев. Выявляют факторы целостности  кантаты: вспоминают названия и  пропевают  темы каждой части,  определяют  композиционныефункции частей  кантаты  (вступление, экспозиция,  разработка, реприза). Напевают лейттемы кантаты,  выявляют изменения в их звучании  в разных частях произведения. Приводят примеры  конструктивного единства  контрастных тем кантаты. Просматривают видеоряд  (фрагменты одноименного фильма  С. Эйзенштейна) и озвучивают его  музыкой кантаты.  Проверяют себя: просматривают  эти фрагменты со звуком. Анализируют особенности  музыкальной речи композитора. Узнавать на слух и исполнять  основные темы кантаты в  опоре на графический  конспект. Сравнивать музыкальные  характеристики русских и  крестоносцев.  Выявлять факторы  целостности кантаты:  анализировать этапы развития  музыкальной истории,  определятьлейттемы и  лейтинтонации, раскрывать  связь тем кантаты с её  конструктивной основой,  определять композиционные  функции каждой части  кантаты. Соотносить видео­ и звуковой  ряд фильма, озвучивать  фрагменты фильма  «Александр Невский» (С.  Эйзенштейн)  музыкой из кантаты С.  Прокофьева.  Сопоставлять функции  музыки в фильме и кантате. Анализировать особенности  музыкальной речи  композитора. 10 Что я знаю о  симфонии 1 . 11 1 В. А. Моцарт.  Симфония №  Контраст и единство тем­образов в симфонии (уроки 1–7) II четверть Эмоционально­ценностное  отношение к шедеврам  зарубежной музыки. (Л.) Познавательный интерес  к музыкальным занятиям.  (Л.) Выявлять общность  композиции произведений отечественных и зарубежных  композиторов. (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в сонатно­ симфоническом цикле. (П.) Прогнозировать целое на  основе его части. (П.) Моделировать главную и  побочную темы из  заключительной, как их  синтеза, в опоре на  графическую запись. (П.) Действовать по аналогии,  выявлять причинно­ следственные связи. (П.) Достраивать и восполнять  недостающие компоненты.  (П.) Взаимодействовать с  учителем и одноклассниками  в учебной деятельности. (Р.) Характеризовать образный  строй каждой части  симфонического цикла. Узнавать на слух и исполнять  основные темы всех частей  Пятой симфонии Л. в.  Бетховена и Четвёртой  симфонии П. И. Чайковского  в опоре на их графические  конспекты. Иметь представление  о характере и  композиционных функциях  главной, побочной и  заключительной тем, их  интонационных связях. Узнавать на слух, петь и  пластически интонировать  заключительную тему первой  части симфонии № 40 В. А.  Моцарта в опоре на  графическую запись. Создавать пластические модели симфонических тем.  Моделировать главную и  побочную темы на основе  заключительной как  обобщения основных тем  экспозиции.  Слушать, петь, пластически  интонировать темы  экспозиции первой части  Симфонии № 40  В. А. Моцарта в опоре на  Вспоминают, напевают,  пластически интонируют основные  темы Пятой симфонии Л.  Бетховена и Четвёртой симфонии  П. Чайковского.  Дают обобщённую характеристику  каждой части симфонии. Слушают, поют, пластически  интонируют заключительную тему  первой части Сороковой симфонии В. А. Моцарта, выявляют её  композиционную функцию,  анализируют интонационное  содержание в опоре на  графическую запись. Моделируют побочную тему  первой части: характеризуют  образный строй побочных тем,  подбирают в заключительной теме  соответствующие  характерупобочной темы  интонации  и «выращивают» из них побочную  тему.  Моделируют главную тему  первой части: характеризуют  образный строй главных тем,  подбирают в заключительной теме  соответствующие характеру  главной темы интонации и  «выращивают» из них главную  тему. Слушают и разучивают главную и  побочную темы первой части,  3а 14­11 3б 14­11 3в 16­11 3а 21­11 3б 40.  Моделируем  темы  первойчасти  графическую запись,  анализировать интонационно­ образное содержание тем. анализируют их интонационное  содержание и средства  музыкальной выразительности. 21­11 3в 23­11 Первая часть.  Экспозиция Характеризовать логику  взаимодействия главной,  связующей, побочной,  заключительной тем, выявлять их конструктивное родство. Моделировать возможные  варианты развития главной  темы в разработкев  вербальной и интонационно­звуковой  формах. Создавать пластические модели развития  Познавательный интерес  к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоционально откликаться  на шедевры музыкальной культуры. (Л.) Понимать смысл  преобразования музыкального  материала. (П.) Предвосхищать развитие  музыкальной истории  до её прослушивания.(П.) Опираться на графическую  модель при решении учебных  Слушают, поют, пластически  интонируют экспозицию первой  части Симфонии № 40 В. А.  Моцарта в опоре на графическую  запись. Анализируют этапы связующей  темы (переход от главной темы к  побочной) в экспозиции. Импровизируют варианты  переинтонирования главной и  побочной тем в разработке. Слушают и следят по графической  записи разработку, определяют её . Первая часть.  Разработка 12 Первая часть.  Реприза  и кода . 1 симфонических тем. Слушать, петь, пластически  интонировать  экспозицию и разработку в  опоре на графическую запись. Характеризовать  преобразования тем в раз­ работке, способы и средства  их развития. Делить  разработку на смысловые  разделы. Анализировать особенности  музыкальной речи  В. А. Моцарта (гибкость,  выразительность,  диалогичность), передавать их в пении, пластическом  интонировании. Слушать репризу в опоре  на графическую запись  экспозиции и выявлять  произошедшие изменения. Сравнивать варианты  звучания одной темы в разных разделах части. Ориентироваться в  графическом конспекте  первой части симфонии. Слушать и пластически  интонировать первую часть  симфонии целиком в опоре на  графический конспект. Создавать пластическую модель музыкальной истории и сопоставлять её с  графической моделью. Узнавать на слух музыкальные темы первой  части и основные этапы их  развития. задач. (Р.) Корректировать результаты  своей исполнительской деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе  творческого сотрудничества.  (Р.) Участвовать в коллектив­ ном обсуждении,  аргументировать свою точку  зрения музыкой. (К.) Овладевать средствами вер­ бального и невербального  общения. (К.) построение, выявляют изменения  в характере тем и приёмы  тематического развития,  применяют при анализе знания  средств музыкальной  выразительности. Исследуют особенности  музыкальной речиВ. А. Моцарта,  выражают в пении и пластическом  интонировании её диалогический  характер. Исполняют экспозицию и  разработку, отрабатывают  выразительность пластического  интонирования. 3а 28­12 3б 28­12 3в 30­12 Слушают музыку репризы с опорой на графическую запись экспозиции, выявляют произошедшие  изменения. Слушают коду, сравнивают  характер звучания интонаций  главной темы в коде и в  экспозиции, разработке,  репризе. Рассматривают графический  конспект на с. 44–45 учебника,  определяют правило его  составления, воспроизводят его в  пении и пластическом  интонировании.  Отрабатывают выразительность  пластического интонирования  музыки и исполняют первую часть. Формирование эстетических  чувств на основе постижения  шедевров зарубежной  музыкальной классики. (Л.) Расширение представления  детей о собственных  познавательных  возможностях. (Л.) Развитие позитивной  самооценки. (Л.) Составлять целое из частей.  (П.) Осваивать произведение  в единстве процесса  развёртывания музыкальной истории и её модели  (графический конспект). (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в сонатно­ симфоническом цикле. (П.) Читать графический  конспект, записи. (П.) Воспроизводить  художественное произведение подробно и сжато. (П.) Корректировать свою  исполнительскую  деятельность. (Р.) Давать обобщённую  характеристику каждой части  симфонии.  Слушать, петь и пластически  интонировать основные темы  второй, третьей, четвёртой  частей симфонии (без  объявления части, в которой  они звучат), характеризовать  средства выражения.  Определять местоположение  тем в частях симфонии. Ориентироваться в  графической схеме симфонии, находить в схеме место для её новых тем. Выявлять интонационные и  конструктивные связи тем из  разных частей симфонии. Участвовать в коллективном  обсуждении. (К.) Познавательный интерес  к музыкальному искусству.  (Л.) Восполнять недостающие  компоненты произведения.  (П.) Составлять целое из частей.  (П.) Достраивать графическую  схему произведения. (П.) Определять этапы  развёртывания музыкальной истории симфонии. (П.) Взаимодействовать с  учителем и одноклассниками  в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг  ориентировки в музыкальном  произведении в разных видах  музыкальной деятельности.  (Р.) Договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности. (Р.) Участвовать в коллектив­ ном обсуждении и  аргументировать свою точку  зрения. (К.)  13 Вторая часть.  Анданте 1 Определять композиционные  функции новых тем  (связующая, заключительная)  во второй части симфонии,  характеризовать средства их  выражения. Узнавать на слух, напевать и  пластически интонировать  темы анданте и основные  этапы их развития. Соотносить темы первой и  второй частей симфонии по  Формирование эстетических  чувств на основе постижения  шедевров зарубежной  музыкальной классики. (Л.) Познавательный интерес  к музыкальному искусству.  (Л.) Восполнять недостающие  компоненты произведения.  (П.) Составлять целое из частей.  (П.) Обобщенно характеризуют части  симфонического цикла. Слушают, разучивают и  характеризуют три новые темы  (главные темы второй, третьей,  четвёртой частей), определяют, в какой части симфонии звучит  каждая из этих тем, и  аргументируют свою точку зрения. Выявляют общие интонации и  конструктивные элементы главных  тем всех частей симфонии. Знакомятся с графической схемой  симфонии и порядком её  заполнения (на примере первой  части). Определяют расположение  в схеме трёх новых тем. Слушают, разучивают и  характеризуют ещё три новые темы (побочные темывторой и четвёртой частей  и тема среднего раздела  третьей части), определяют, в  какой части симфонии звучит  каждая из этих тем, и  аргументируют свою точку зрения. Определяют расположение в схеме  трёх новых тем. Выявляют общие интонации для  побочных тем всех  частей симфонии. Исполняют главную и побочную  темы второй части  симфонии. Слушают и разучивают две новые  темы Andante, определяют, какая  из них связующая, а какая  заключительная.  Подыскивают жесты для передачи  диалогичности музыки. Слушают и пластически  интонируют вторую часть,  ориентируясь по графической  3а 05­12 3б 05­12 3в 07­12 Третья часть.  Менуэт 1 14 15 Четвёртая  часть. Фи­ нал 1 характеру, типу движения и  конструктивной основе. Совершенствовать  выразительность исполнения  второй части. Ориентироваться в  графической схеме симфонии, находить в ней место для  новых тем второй части. Пластически интонировать  вторую часть в опоре на  графическую запись. Определять композиционные  функции новых тем финала  симфонии, характеризовать  средства их выражения. Узнавать на слух, напевать и  пластически интонировать  темы третьей и четвёртой  частей и основные этапы их  развития. Выявлять жанровые основы  тематизма третьейи четвёртой частей симфонии. Соотносить темы частей  симфонии по характеру  и конструктивной основе. Совершенствовать  выразительность исполнения  третьей и четвёртой частей  симфонии. Ориентироваться в  графической схеме симфонии, находить в ней место для  новых тем финала симфонии. Пластически интонировать  третью и четвёртую части  (фрагменты) в опоре на  графическую запись. Достраивать графическую  схему произведения. (П.) Ставить исполнительскую  задачу и реализовывать её.  (Р.) Участвовать в коллективном  обсуждении музыкального  произведения,  аргументировать свою точку  зрения музыкальными  примерами. (К.) Овладевать средствами  вербального и невербального  общения. (К.) Формирование эстетических  чувств на основе постижения  шедевров зарубежной  музыкальной классики. (Л.) Познавательный интерес  к музыкальному искусству.  (Л.) Восполнять недостающие  компоненты произведения.  (П.) Составлять целое из частей.  (П.) Достраивать графическую  схему произведения. (П.) Ставить исполнительскую  задачу и реализовывать её.  (Р.) Участвовать в коллектив­ ном обсуждении  музыкального произведения,  аргументировать свою точку  зрения музыкальными  примерами. (К.) Овладевать средствами вер­ бального и невербального  общения. (К.) записи. Анализируют характер развития  тем в разработке и репризе второй  части. Находят место для новых тем  второй, части в графической схеме  симфонии, определяют интонации  для обозначения каждой темы  в схеме. 3а 12­12 3б 12­12 3в 14­12 3а 19­12 3б 19­12 3в 21­12 Исполняют уже известные  темы третьей части симфонии. Слушают третью часть,  определяют её построение,  анализируют развитие тем в  экспозиции и среднем разделе  части. Определяют по музыке третьей  части особенности старинного  танца менуэт.  Передают в исполнении сочетание  чёткости, решительности шага и  мягких «приседаний» в менуэте,  подыскивают жесты для передачи диалогичности музыки. Пластически интонируют  третью часть целиком. Исполняют главную и побочную  темы четвёртой части симфонии. Слушают и разучивают две новые  темы, определяют, какая из них  связующая, а какая  заключительная. Подыскивают жесты для передачи  диалогичности музыки. Слушают и пластически  интонируют финал, ориентируясь  по графической записи.  Выделяют этапы развития финала и передают в пластическом  интонировании многообразие  вариантов преобразования главной темы. Находят место для новых тем  финала в графической схеме  симфонии, определяют интонации  для обозначения каждой темы в  схеме. Вспоминают (напевают,  пластически интонируют)  начальные построения тем всех  частей, основные этапы развития  музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта в опоре на графическую схему. Характеризуют интонации главной  темы финала, дают  им названия,  выявляют интонационно­ конструктивные связи тем финала  с темами предшествующих частей  симфонии в разных видах  музыкальной деятельности в опоре  на графическую схему симфонии. Характеризуют особенности  музыкальной речи В. А. Моцарта.  Участвуют в конкурсе на лучшее его исполнение. 3а 26­12 3б 26­12 3в 11­01 3а 09- 01 16- 01 3б 09- Контраст и единство образов в опере (10 ч) 2 17- 18 А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» . Иметь представление о традициях драматургии музыкальных произведений на героико- патриотическую тему (опера, кантата). Слушать, петь, пластически 16 В. А. Моцарт.  Симфония №  40. Обобщение 1 Иметь представление об основных этапах развития  музыкальной истории  Симфонии № 40 В. А.  Моцарта. Узнавать на слух, напевать,  пластически интонировать,  основные темы всех частей  симфонии. Ориентироваться в  графической схеме симфонии. Выявлять интонационные  связи тем разных частей  симфонии. Характеризовать особенности  музыкальной речи В. А.  Моцарта. Иметь представление о  сходстве и отличияхв  построении симфоний  В. А. Моцарта, Л. в.  Бетховена, П. И. Чайковского. Пластически интонировать  фрагменты симфонии  Моцарта (по выбору). Познавательный интерес  к музыкальному искусству.  (Л.) Эмоционально откликаться  на шедевры музыкальной культуры. (Л.) Совершенствовать  выразительность исполнения  музыки. (П.) Увеличивать шаг  ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной  деятельности. (Р.) Корректировать результаты  своей исполнительской деятельности. (Р.) Ставить исполнительскую  задачу и реализовывать её.  (Р.) Развивать навыки учебного  сотрудничества. (Р.) Участвовать в коллектив­ ном обсуждении,  аргументировать свою точку  зрения музыкальными  примерами. (К.) III четверть Уроки 1–2 Развитие патриотических чувств. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Понимать душевное состояние героев и 01 16- 01 3в 18- 01 25- 01 интонировать вступление к интродукции и мелодию начального хора. Определять по выразительным и изобразительным особенностям музыки вступления место,время и характер действия в начале оперы. Сочинять слова к мелодии. Разучивать и узнавать на слух музыкальные характеристики жителей Путивля. Выявлять в музыкальной речи героев интродукции общие и индивидуальные черты, напевать их интонации. Импровизировать музыкальный диалог Игоря и народа. Исполнять фрагменты интродукции: начальный хор, диалог Игоря с народом, тему затмения, диалоги Скулы и Ерошки, Ярославны и Игоря, фразы Галицкого. Моделировать по музыке сценические образы героев в движении, мимике, пластике. Инсценировать фрагменты интродукции (по выбору). сопереживать им. (Л.) Сравнивать произведения разных жанров по существенным признакам. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Читать графическую запись музыки, опираться на неё при исполнении и анализе музыки. (П.) Выявлять общие черты в музыкальной речи разных героев. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Делить целое на смысловые части. (П.) Соотносить разные варианты решения одной творческой задачи. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Совершенствовать 19 Действие 1. Картина 1. 1 Характеризовать музыку сцены затмения, анализировать средства музыкальной выразительности, объяснять смысл звучания в музыке бетховенской интонации. Исполнять контрастноедвухголоси е музыки сцены затмения по группам. Исполнять фрагменты диалогов по ролям. Соотносить в видеофрагменте интродукции оперы музыку и её сценическое воплощение. Слушать начало картины и характеризовать по музыке атмосферу действия. Сочинять мелодию к словам песни Галицкого на основе интонаций его музыкальной речи из интродукции. Узнавать на слух песню Галицкого и напевать её мелодию. Слушать и разучивать хор девушек, выявлять интонационные связи его мелодии с предшествующими темами оперы. Давать эмоционально- нравственную характеристику поведению Галицкого, выразительность исполнения музыки. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Урок 3 Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Сравнивать и обобщать образы художественного про- изведения. (П.) Устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Ставить исполнительские задачи и добиваться их решения. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении 3а 23- 01 3б 23- 01 01- 02 Слушают и характеризуют начало картины и определяют по музыке атмосферу в тереме. Моделируют музыкальный и сценический портрет Галицкого, подбирают из музыки интродукции интонации для песни Галицкого и сочиняют на их основе мелодию к словам песни. Слушают и разучивают песню Галицкого.По вступлению моделируют состояние девушек, слушают и разучивают их хор, подыскивают жесты и мимику для их сценического образа. Слушают продолжение сцены и характеризуют 20- 21 Действие 1. Картина 2. . 2 его отношению к своей сестре и простым людям. Определять по симфоническому вступлению к картине атмосферу в тереме Ярославны, состояние героини. Узнавать на слух, разучивать и исполнять основные темы ариозо Ярославны. Сравнивать музыкальную речь Ярославны с известными интонациями Игоря, Галицкого, русского на- рода, находить похожие интонации и объяснять причину этого сходства. Моделировать сценическую ситуацию диалога Ярославны и девушек. Сочинять мелодию к словам первого хора девушек: предполагать характер мелодии, подбирать подходящие интонации и составлять на их основе мелодию хора. Узнавать на слух и исполнять хор девушек, анализировать интонационное содержание его мелодии. Слушать и напевать по ролям диалог Ярославны и девушек. Слушать и Уроки 4 -5 художественного произведения, аргументировать музыкой свою точку зрения. (К.) Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Выявлять нравственные основы поступков героев. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Моделировать развитие художественного произведения до его прослушивания. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.) Выявлять характерные интонации музыкальной речи героев. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Планировать свои действия 3а 30- 01 06- 02 3б 30- 01 06- 02 3в 08- 02 15- 02 отношение к девушкам Галицкого и Скулы с Ерошкой. Формулируют преступные замыслыГалицкого. Слушают вступление к картине и определяют по музыке обстановку в тереме и состояние Ярославны. Слушают ариозо Ярославны, разучивают его темы, характеризуют её музыкальную речь. Сравнивают интонации в музыкальной речи Ярославны и Игоря, Владимира Галицкого, русского народа. Размышляют о причинах сходства и различия интонаций. Моделируют обращение девушек к Ярославне: читают слова и определяют характер интонаций, жанровую основу мелодии. Вспоминают мелодию обращения девушек к Галицкому, выбирают интонации, подходящие для обращения девушек к княгине; «выращивают» из них мелодию нового хора. Слушают хор девушек, анализируют интонационный состав его мелодии. Слушают и напевают по ролям диалог Ярославны и девушек, стараются передать в исполнении развитие состояния девушек от страха к решимости. анализировать особенности мелодии второго хора девушек, разучивать фрагмент хора, передавать волнение девушек в своём исполнении. Составлять композицию из фрагментов сцены Ярославны с девушками и исполнять её по ролям. Читать фразы диалога Ярославны и Галицкого,импровизиро вать реплики на основе интонаций, характерных для музыкальной речи героев. Слушать диалог Ярославны и Галицкого, исполнять его отдельные фразы. Выявлять связь интонаций музыкальной речи Ярославны и Игоря. Анализировать видеозапись этой сцены. Узнавать на слух первый хор бояр, разучивать и исполнять его мелодию, озвучивать последующие фразы бояр и Ярославны. Узнавать на слух второй хор бояр, разучивать его мелодию, передавать в исполнении решительность бояр в отпоре половцам. Слушать и определять в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Читают слова второго хора девушек, предполагают характер его мелодии, разучивают фрагмент хора и исполняют его в классе. Составляют и исполняют композицию сцены Ярославны с девушками. Размышляют о позиции Ярославны в конфликте. Вспоминают музыкальные темы Ярославны и Галицкого и озвучивают их диалог на основе интонаций, фраз из их музыкальной речи. Слушают диалог Ярославны и Галицкого, напевают запомнившиеся реплики героев, определяют, интонации какого героя помогают Ярославне противостоять Галицкому. Смотрят видеофрагмент сцены и обсуждают его в классе. Разучивают первую тему хора бояр, передают в исполнении драматизм сложившейся ситуации. Читают слова продолжения диалога, озвучивают продолжение диалога бояр и Ярославны. Слушают и разучивают второй хор бояр, объясняют уверенный, решительный характер его музыки. Слушают финал первого действия, по характеру музыки предполагают развитие дальнейших событий. Действие 2. 1 22 по музыке сценическое действие финала второй картины. Узнавать на слух и напевать фрагменты хора половецких девушек, выделять интонации и мелодические обороты, характерные для восточной музыки. Слушать и характеризовать основные темы из каватин Кончаковны, Владимира и их дуэта. Предполагать причины сочувствия Кончаковнырусским пленникам. По музыке вступления к арии князя Игоря определять состояние героя, создавать его сценический образ. Предвосхищать палитру чувств и мыслей князя Игоря. Импровизировать темы его арии в опоре на интонации его музыкальной речи. Узнавать на слух арию князя Игоря. Определять построение арии, исполнять её основные темы. Анализировать жизненные обстоятельства Игоря, объяснять причины его отказа от побега. Моделировать музыкальный образ хана Кончака. Узнавать на слух и 3а 13- 02 3б 13- 02 3в 22- 02 Уроки 6–7 Понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать им. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Воспринимать неоднозначность нравственных поступков персонажей. (Л.) Принимать разные точки зрения на одно явление. (П.) Понимать вариативность нравственных норм и оценок. (П.) Предвосхищать развитие музыкально- сценических образов. (П.) Сравнивать разные точки зрения на одно явление. (П.) Переводить музыкальный образ в сценический. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Воспринимать Слушают и разучивают мелодии хора и пляски половецких девушек. Выявляют интонации, мелодические обороты, характерные для восточной музыки. Размышляют о причине сочувствия Кончаковны русским пленникам. Слушают и напевают фрагменты каватины Кончаковны, каватины Владимира и их дуэта. Слушают вступление к арии князя Игоря, характеризуют и передают в движении его состояние. Моделируют палитру чувств и мыслей Игоря. Импровизируют музыкальные фразы на основе интонаций его музыкальной речи. Слушают арию князя Игоря, разучивают её темы, характеризуют интонационно-образное содержание и определяют построение. Размышляют о трудных жизненных обстоятельствах князя Игоря и причинах отказа от побега. Моделируют музыкальный образ врага Игоря – хана Кончака. Слушают арию Кончака, разучивают её темы, выявляют характерные ритмо-интонации его музыкальной речи, анализировать его арию, разучивать её основные темы, выявлять характерные интонации музыкальной речи Кончака. Озвучивать реплики диалога Игоря и Кончакана основе характерных для их речи интонаций. Узнавать на слух и анализировать диалог Игоря и Кончака, размышлять о помыслах героев. Узнавать на слух и исполнять хор невольнНапевать и узнавать на слух мелодии половецких плясок, подбирать танцевальные движения, отражающие характер этой музыки. Выявлять интонационное родство половецких тем в опере. Смотреть видеозапись половецких плясок, анализировать их музыкально- сценическое воплощение. Распознавать по музыке начала третьего действия исход обороны Путивля. Узнавать на слух и напевать основные темы песни Кончака. Характеризовать содержание песни, выявлять новые грани его образа, определять особенности музыкальной речи разных групп героев. (П.) Ставить исполнительскую задачу и решать её. (Р.) Адекватно воспринимать чужую точку зрения. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) определяют черты звукоизобразительности в его музыке. Озвучивают реплики диалога Игоря и Кончака, используя фразы и интонации их музыкальной речи. Слушают и анализируют диалог Игоря и Кончака. Слушают и разучивают хор половецких девушек, добиваются плавности, гибкости звучания мелодии. Слушают и напевают музыку половецких плясок, подбирают движения, отражающие характер каждой пляски (мужчин, мальчиков, общей пляски). Характеризуют особенности мелодии и ритма, придающие музыке восточный колорит. Смотрят видеозапись половецких плясок, обсуждают их сценическое решение, выявляют особенности музыки, переданные в танце. Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать им. (Л.) Соотносить желания и Слушают оркестровое вступление к действию, предполагают по музыке исход набега половцев на Путивль. Слушают и анализируют песню Кончака, напевают её темы, характеризуют интонационные связи песнисо сценой затмения, объясняют смысл 3а 20- 02 3б 20- 02 3в 01- 03 23 Действие 3. 1 смысл интонационных связей песни со сценой затмения. Выявлять различие нравственного смысла похожих сценических ситуаций (славление Игоря, Галицкого, Кончака и Гзака). Анализировать реакцию русских пленных и прогнозировать ход последующих событий. Слушать трио Кончаковны, Игоря и Владимира, выявлять этапы развития действия. Разучивать тему Кончаковны, выявлять новые грани характера героини. Подбирать музыкальные фразы к словам Кончаковны и Владимира и озвучивать их реплики. Выявлять противоречивость чувств Кончаковны и Владимира. поступки героев с нравственными нормами их народа. (П.) Выявлять мотивацию поступков людей. (П.) Сравнивать и обобщать об- разы художественных произведений. (П.) Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.) Уметь слушать собеседника и участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Слушать оркестровое вступление к четвёртому действию и характеризовать по музыке атмосферу сценического действия. Подбирать к словам плача Ярославны мелодии из звучавших ранее. Слушать, разучивать и узнавать на слух темы Урок 8 Эмоционально и осмысленно воспринимать художественное произведение. (Л.) Понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать им. (Л.) Соотносить желания и поступки героев с интонационного сходства. Слушают сцену славленияханов Гзака и Кончака, напевают темы славленияИгоря из интродукции и Галицкого из первой картины первого действия. Сопоставляют нравственный смысл славлений князя Игоря, князя Галицкого и хана Кончака в опере. Слушают реплики русских пленных и характеризуют их реакцию на увиденное. Слушают и разучивают тему Кончаковны из трио, предполагают варианты действия героини в сложившейся ситуации. Подыскивают и напевают музыкальные интонации к словам Кончаковны, Владимира и Игоря. Экспериментируют со смыслом реплик Владимира, подставляя к его словаммелодии Игоря и Кончаковны. Слушают финал третьего действия, анализируют действия Кончаковны и хана Кончака. Слушают вступление к четвёртому действию, характеризуют атмосферу в Путивле. Читают фрагменты слов плача Ярославны, подбирают к словам мелодии из звучавших ранее и напевают их. Слушают и разучивают фрагменты плача Ярославны. 3а 27- 02 3б 27- 02 3в 15- 03 Действие 4. . 1 24 плача Ярославны, характеризовать их жанровые и интонационные особенности. Узнавать на слух и напевать мелодию хора поселян, выявлять её родство с плачем Ярославныи предшествующими темами оперы. Слушать и выявлять по музыке этапы развития действия в сцене возвращения князя Игоря. Подбирать мелодию к словам дуэта Ярославны и Игоря из звучавших ранее. Разыгрывать фрагмент встречи Ярославны и Игоря. Слушать сцену Скулы и Ерошки, объяснять причину изменения их настроения. Разучивать мелодию заключительного хора, напевать мелодии оперы, построенные на сходных интонациях. Анализировать противопоставление контрастных образов в опере. Исследовать особенности музыкальной речи героев оперы, характеризовать их вербальную речь. 25- 26 2 А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Обобщение нравственными нормами народа. (П.) Достраивать музыкально - сценический образ. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать образы художественного произведения.(П.) Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.) Урок 9-10 Развитие патриотических чувств. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Гордость за творческие достижения представителей Слушают и напевают тему хора поселян, моделируют сценический образ русских людей. Слушают сцену возвращения князя Игоря, определяют по музыкеразвитие сценического действия. Читают слова дуэта Ярославны и Игоря и подбирают к ним мелодию из звучавших ранее. Инсценируют фрагмент встречи Ярославны и Игоря. Слушают и анализируют сцену Скулы и Ерошки, объясняют резкие изменения в настроении этих персонажей. Слушают и разучивают мелодию заключительного хора, выявляют и напевают мелодии оперы, построенные на сходных интонациях. Моделируют вторую (задуманную, но не созданную композитором) арию князя Игоря: сочиняют слова и мелодию для арии на основе характерных для Игоря выражений и интонаций. Вспоминают и напевают лейттемы оперы, приводят 3а 13- 03 20- 03 3б 13- 03 20- 03 3в 22- 03 05- 05 примеры их звучания в разных эпизодах оперы; дают название лейттемам. Вспоминают интонации из сцены затмения, напевают темы оперы, в которые они вплетены, объясняют смысл этих интонационных связей. Вспоминают и напевают другие лейтинтонации оперы. Вспоминают и напевают темы, записанные нас. 98– 99 учебника, объясняют их группировку. Объединяют темы русских и половцев в пары по общей конструктивной основе в опоре на графическую запись. Напевают пары контрастных тем. Проводят игру «Знатоки оперы «Князь Игорь» (поют, импровизируют, узнают на слух, инсценируют и др.). Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии IV четверть (8 ч) Определять на слух и напевать лейттемы и лейтинтонации оперы, приводить примеры их звучания в опере. Приводить примеры вплетения интонаций сцены затмения в другие сцены оперы, объяснять смысл их звучания. Выявлять общую конструктивную основу тем русских и половцев, напевать контрастные темы с общей конструктивной основой. Моделировать вторую арию князя Игоря какобобщение героико- патриотической идеи оперы и развития образа главного героя. Разрабатывать условия игры «Знатоки оперы «Князь Игорь» и участвовать в ней. национальной культуры. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать об- разы художественного произведения, анализировать их сквозное развитие. (П.) Делить целое на смысловые части. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.) Выявлять конструктивное родство контрастных тем оперы. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении художественного произведения. (К.) Исполнять музыку индивидуально, в группах, коллективно. (К.) Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле «Картинки с выставки» М. П. 27- 28- 29 3 М. П. Мусоргский . Фортепиан ный цикл «Картинки с выставки» Выявлять сходство и отличие картин в музыке и изобразительном искусстве. Петь, пластически ин- тонировать, узнавать на слух тему «Прогулки», ориентироваться веёнотной и графической записи. Характеризовать музыкальный портрет героя произведения. Иметь первоначальное представление о композиционных функциях темы «Прогулки» в фортепианном цикле. Импровизировать музыкальный образ гнома в опоре на представления об особенностях его движения и речи. Узнавать на слух пьесу «Гном», напевать и пластически интонировать Мусоргского (уроки 1–3) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Потребность в общении с произведениями художественной культуры. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Прогнозировать развитие художественного образа. (П.) Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. (П.) Расширять представление о выразительности диалогов в инструментальной музыке. (П.) Выявлять и сопоставлять, существенные характеристики частей художественного произведения. (П.) Анализировать сквозное развитие образа в художественном произведении. (П.) Размышляют о сходстве и отличии картин в музыке и изобразительном искусстве. Слушают, поют, пластически интонируют пьесу «Прогулка», разучивают её тему, ориентируясь понотной и графической записи. Характеризуют музыкальный портрет героя произведения. Размышляют о композиционных функциях темы «Прогулки» в сюите. 3а 03- 04 10- 04 17- 04 3б 03- 03 10- 04 17- 04 3в 12- 04 19- 04 26- 04 Рассматривают рисунок В. Гартмана с изображением гнома в виде щипцов для колки орехов, оживляют его в жесте, пантомиме, импровизируют музыкальные фразы к рисунку. Слушают пьесу «Гном» и характеризуют музыкальный образ, созданный композитором, подыскивают движения для пере- дачи контраста состояний основные темы в опоре на графическую запись. Характеризовать музыкальный образ гнома, передавать в исполнении контрасты в его состоянии. Узнавать на слух пьесу «Старый замок», характеризовать её образное содержание. Выявлять в эксперименте значимость органного пункта для музыкального образа пьесы. Исполнять одновременно тему с органным пунктом по группам в опоре на нотную запись. Предполагать по изменениям темы «Прогулки» обобщённое содержание последующей пьесы. Узнавать на слух пьесу «Тюильрийский сад», характеризовать её образы, построение, исполнять основные темы. Переинтонировать начальную фразу пьесы в характере игры, ссоры, жалобы, шага. Сравнивать и характеризовать две интерпретации пьесы, в пении и пластическом интонировании передавать их Создавать пластическую модель частей произведения, ориентироваться в графической записи основных тем. (П.) Выявлять конструктивное родство контрастных об- разов одного музыкального произведения. (П.) Составлять целое из частей. (П.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Участвовать в коллектив- ном обсуждении и гнома. Слушают и характеризуют пьесу «Старый замок», напевают его мелодию. Экспериментально выявляют выразительность и изобразительность органного пункта: исполняют сначала поочерёдно, а затем одновременно (по группам) мелодию и органный пункт. Слушают новый вариант темы «Прогулки» и предполагают содержание картины, к которой направляется герой произведения. Слушают пьесу «Тюильрийский сад», характеризуют её образы, построение, разучивают основные темы. Переинтонируют начальную фразу пьесы как игру, ссору, жалобу, шаг. Слушают и сравнивают две интерпретации пьесы и выявляют отличия, передают их особенности в пении и пластическом интонировании. Импровизируют в пантомиме характер движения тяжёлой повозки и настроение её возницы. Слушают пьесу «Быдло», разучивают основную тему, передают особенности музыки особенности. Создавать в музыкальной импровизации образ большой, тяжёлой повозки. Узнавать на слух пьесу «Быдло», напевать её тему, передавать особенности музыки в пластическом интонировании. Анализировать конструктивное родство контрастных тем пьес «Тюильрийский сад», «Быдло» и «Прогулки». Узнавать на слух пьесу «Балет невылупившихся птенцов», характеризовать и передавать в пластическом интонировании особенности интерпретации пьесыС. Прокофьевым и С. Рихтером. Экспериментально выявлять значимость форшлагов для музыкального образа. Узнавать на слух пьесу «Два еврея, богатый и бедный», выявлять особенности музыкальной речи каждого героя, сравнивать их диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Характеризовать построение исполнении художественного произведения. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.) в пластическом интонировании. Анализируют родство конструктивных элементов пьес «Тюильрийский сад», «Быдло» и темы «Прогулки». Слушают пьесу «Балет невылупившихся птенцов» в интерпретациях С. Прокофьева и С. Рихтера и выявляют отличия её трактовок. Передают особенности каждой интерпретации в пластическом интонировании. Экспериментально выявляют значимость форшлагов для музыкального образа путём пропевания мелодии пьесы с форшлагами и без них. Слушают пьесу «Два еврея, богатый и бедный», выявляют особенности музыкальной речи каждого героя, сравнивают их диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Анализируют построение музыкальной пьесы. Создают пластические образы каждого героя, разыгрывают пьесу по ролям. Сравнивают музыкальный и живописный образы героев, выявляют новое в характеристике персонажей у композитора. музыкальной пьесы. Создавать пластические образы героев, исполнять пьесу по ролям. Сравнивать музыкальный и живописный образы героев, выявлять новое в характеристике персонажей у композитора. Моделировать по названию общий характер и круг ритмоинтонаций музыкальной пьесы «Лимож. Рынок». Узнавать на слух пьесу «Лимож. Рынок», характеризовать особенности её мелодии, ритма, динамики. Пластически интонировать пьесу. Выявлять черты скерцозности пьесы, сравнивать со скерцо Четвёртой симфонии П. И. Чайковского и Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Узнавать на слух пьесу «Избушка на курьих ножках», передавать в пластическом интонировании изменения её состояний. Рисовать в цвете и линиях образ, созданный Мусоргским, сравнивать его с рисунком Гартмана. Сравнивать характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и Моделируют музыкальный образ пьесы «Лимож. Рынок», её мелодию, темп, ритм, динамику. Слушают пьесу «Лимож. Рынок», характеризуют особенности музыки пьесы, средства выразительности. Выявляют черты скерцозности пьесы, сравнивают со скерцо Четвёртой симфонии П. И. Чайковского и Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Сопоставляют пьесу «Лимож. Рынок»с другими пьесами цикла по принципу сходства. Слушают пьесу «Избушка на курьих ножках », передают развитие музыкального образа в пластической импровизации. Сравнивают пьесу Мусоргского «Избушка на курьих ножках» с рисунком Гартмана и зарисовывают свои впечатления от музыки Мусоргского в цвете и линиях. Сравнивают характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Находят в цикле пьесы скерцозного характера. Слушают и пластически интонируют пьесу «Катакомбы» с ориентацией на нотную запись, характеризуют используемые композитором средства «Избушка на курьих ножках». Выявлять в цикле пьесы скерцозного характера. Узнавать на слух и пластически интонировать пьесу «Катакомбы» с опорой на нотную запись. Характеризовать используемые композитором средства выразительности. Узнавать на слух и характеризовать пьесу «С мёртвыми на мёртвом языке». Сравнивать звучание темы «Прогулки» в начале цикла и в этой пьесе и выявлять произошедшие изменения. Предполагать по рисунку Гартмана и названию пьесы Мусоргского «Богатырские ворота» характер музыки, еёжанровые и выразительности. Слушают и характеризуют пьесу «С мёртвыми на мёртвом языке», сравнивают звучание темы «Прогулки» в этой пьесе и в начале цикла, выявляют произошедшие изменения. Предполагают по рисунку Гартмана и названию «Богатырские ворота» характер пьесы, её жанровые и интонационные основы.Слушают пьесу, разучивают основные темы, передают в пластической импровизации этапы их развития. Размышляют о смысле звучания в пьесе музыки, напоминающей церковное песнопение. Выявляют тему, утверждающуюся в финале, и исполняют её. Сравнивают основную тему пьесы с финальным хором из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и находят между ними интонационные связи. Вспоминают музыку всех пьес цикла, напевают их основные темы. Анализируют приёмы объединения всех пьес в цикл. Слушают варианты темы «Прогулки», и по музыке определяют картины, рядом с которыми находится герой произведения. Анализируют конструктивное родство темы «Прогулки» и одной из пьес цикла (по выбору). Рассматривают эскизы декораций балета «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского, определяют и напевают темы, звучащие сценах. интонационные особенности. Узнавать на слух, разучивать основные темы пьесы, передавать в пластической импровизации этапы их развития. Размышлять о смысле звучания темы, напоминающей церковное песнопение. Характеризовать и пластически исполнять тему «Прогулки», утверждающуюся в финале. Выявлять интонационные связи основной темы пьесы с финальным хором из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Определять на слух и напевать темы всех пьес цикла, выявлять факторы, способствующие целостности цикла. Слушать варианты темы «Прогулки» и определятьих местоположение в цикле. Выявлять конструктивное родство темы «Прогулки» с темами других пьес цикла. Иметь представление о переложении музыки Мусоргского для симфонического оркестра и балетной постановки. Сравнивать музыку 30- 31 М. И. Глинка. «Камаринс кая». 2 Определять на слух, петь, пластически интонировать две русские народные мелодии: плясовую и свадебную. Анализировать средства выразительности в опоре на графическую запись. Предполагать варианты развития двух тем и пути их сближения (выявлять общие элементы в мелодиях на основе графической записи, менять жанровую основу тем, сочинять вариации-коленца для интонаций свадебной песни и вариации-напевы для плясовой). Узнавать на слух вариации на свадебную тему, анализировать их тембровую окраску. Сравнивать звучание темы с подголосками и без них, выявлять интонационные связи подголосков с темой, характеризовать выразительность подголосков. Пластически интонировать вариации свадебной темы в опоре на Контраст и единство тем-образов в симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки 4-5 (уроки Эмоционально- ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных композиторов. (Л.) Гордость за художественные ценности своего народа. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) Составлять целое из частей. (П.) Составлять план-схему и ориентироваться по ней в исполнительской деятельности. (П.) Определять родство контрастных тем. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Составлять пластическую модель произведения. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.) Планировать свои 3а 24- 04 15- 05 3б 20- 04 27- 04 3в 03- 04 10- 04 Слушают, поют, характеризуют две русские народные мелодии, определяют, какая из них плясовая, а какая свадебная. Предполагаютспособы развития этих мелодий, озвучивают свои варианты. Экспериментально ищут основания «сближения» тем: находят и напевают общие конструктивные элементы в мелодиях; меняют жанровую основу тем (поют плясовую в характере свадебной, свадебную – в характере плясовой) и придумывают для них разные вариации (коленца). Слушают развитие свадебной песни, характеризуют каждую вариацию, передают в пении и пластическом интонировании характер и тембровую окраску звучания темы. Выявляют выразительность звучания подголосков, определяют их интонационный состав в опоре на графическую запись. Слушают вариации на плясовую, выделяют этапы в её развитии, объединяют вариации в группы, ориентируясь по графической записи. Анализируют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Коллективно обсуждать и исполнять музыкальное произведение. (К.) Совершенствовать выразительность исполнения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) преобразования плясовой темы (изменения характера, подголосков, моменты звукоподражания и др.). Подбирают движения и передают в пластическом интонировании развитие плясовой. Слушают два фрагмента (вступление, кода) и определяют их композиционные функции в фантазии. По музыке вступления и коды определяют, с вариаций на какую тему начинается фантазия и вариациями на какую тему заканчивается. Слушают, напевают, анализируют фрагментысближения свадебной и плясовой тем в опоре на графическую запись. Слушают симфоническую фантазию «Камаринская», определяют основные разделы произведения и порядок их чередования. Составляют план-схему фантазии. Исполняют фантазию в пластическом интонировании, ориентируясь по плану- схеме. графическую запись. Слушать и узнавать на слух вариации на плясовую тему, определять характер каждой вариации, наблюдать за изменениями мелодии и подголосков, отмечать моменты звукоизобразительност ии др. Определять основания для объединения вариаций в группы, составлять исполнительский план вариаций на тему «Камаринской», используя элементы движений русской пляски. Слушать и исполнять фрагменты сближения свадебной и плясовой тем. Слушать и исполнять два фрагмента фантазии (вступление, кода),определять их композиционные функции. Слушать, определять построение произведения, составлять его план- схему. Пластически интонировать «Камаринскую», ориентируясь на план- схему. 32 1 Родство контрастны х образов в Родство контрастных образов в музыкальном произведении(урок 6) Вспоминают пройденные музыкальные произведения, исполняют темы из них в опоре на графическую запись. Эмоционально- ценностное отношение к шедеврам отечественной и зарубежной Узнавать на слух темы пройденных музыкальных произведений, напевать эти темы в 3а 22- 05 3б музыкальн ом произведен ии опоре на графическую запись. Объяснять родство контрастных тем одного произведения, находить в них единую конструктивную основу. Придумывать правила проведения конкурсазнатоков классической музыки, участвовать в конкурсе. 33- 34 2 музыки. (Л.) Формирование эстетического вкуса на основе постижения отечественной и зарубежной музыкальной классики. (Л.) Развитие позитивной самооценки. (Л.) Ориентироваться в нравственном содержании поступков героев. (Л.) Углублять представление о неразрывной связи музыки и жизни. (П.) Охватывать музыкальные произведения, пройденные за год. (П. Обобщение изученного. 18- 05 3в 17- 05 Определяют принцип объединения контрастных тем в парына с. 124–125 учебника. Объясняют родство контрастных тем произведения их конструктивной основой. Разрабатывают условия конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе. 3а 22- 05 29- 05 3б 22- 05 29- 05 3в 24- 05 31- 05

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.

Рабочая программа по музыке для 3 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018