Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012программа
Пояснительная записка 4 класс
Рабочая учебная программа по музыке для 4го класса разработана и составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования
2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по
музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение,
2012
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 1.09.
2013г)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции
РФ 1. 02 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.№1577 «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Закона Республики Адыгея от 27.12.2013г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея» .
Письма Министерства образования и науки РА от 17.04.2014г. №497.
Письма Министерства образования и науки РА от 29.04.2016г. №2366/1
Учебного плана МБОУ «СОШ №2 им. Х.Я.Беретаря»В рабочей программе учтен национальнорегиональный компонент, который предусматривает знакомство
учащихся с традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов РА и составляет 7 %
учебного материала.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового
музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных
народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности (пение, слушание
музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и
импровизация).
Задачи программы:
1) развитие эмоциональноосознанного отношения к музыкальным произведениям;
2) понимание их жизненного и духовнонравственного содержания;
3) освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония,музыка из кинофильмов);
4) изучение особенностей музыкального языка;
5) формирование музыкальнопрактических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение,
восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства
как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоциональнообразного
восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами
музыкальнотворческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,
постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно
нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой
сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и
другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства
и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и
прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоциональноэстетического фона,
усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального
мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в
рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Описание места учебного предмета.В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится
во 4 классе 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для
культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь
образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоциональнообразного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом
воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию,
эмоциональноэстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними
возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовнонравственного становления, развивает
способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
1. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической инациональной принадлежности
2. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
культур, народов и религий
3. уважительное отношение к культуре других народов:
4. эстетические потребности, ценности и чувства
5. развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с
учителем и сверстниками.
6. развиты этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
7. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
8. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
9. освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
10. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
11. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
12. умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный
вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и
мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её
народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий
голос, учебнотворческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству,
проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный
оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций,
разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных
инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном
искусстве для выполнения учебных и художественно практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,
«Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программыдопускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного
материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного
времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров
и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор:
песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Народная и профессиональная музыка.
Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей
человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация источник музыкальной речи. Основные средства
музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель –
слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной
грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем,художественных образов.
«Музыкальная картина мира».
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и
танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские,
мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Содержание программного материала 4 класс
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и
имеет те же разделы, что для III класса:
1. “Россия – Родина моя” 4 ч.
2. “День, полный событий”2 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”4 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” 6 ч.
5. “В музыкальном театре”8 ч.
6. “В концертном зале”4 ч.7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”6 ч.
Накоплению жизненномузыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение
некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более
сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационнообраз
ные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкальнопоэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, мо
литва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность
народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр
русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын
день.
Раздел 5. «В музыкальном театре».
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой
музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драма
тургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторовклассиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка
разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная,
сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класс
1. расширение жизненномузыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей,
композиторов;
2. выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой
других народов и стран;
3. воспитание навыков эмоциональноосознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму,
музыкальный язык на интонационнообразной основе;
4. расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативнообразного мышления учащихся и творческихспособностей;
5. развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений
музыкального искусства.
6. совершенствование умений и навыков музыкальнотворческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, увлеченность музыкальными
занятиями и музыкальнотворческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и
мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку
зрения;
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса; выражать художественнообразное содержание произведений в какомлибо виде исполнительской деятельности (пение,
музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкальнотворческой деятельности,
выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах
оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально
пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля:
входной, текущий, итоговый фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке,непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении,умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями
в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков,которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности
в занятиях.
Нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся,представленные в
программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового
пения,слушания музыкальных произведений,импровизацию,коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную
характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать,обобщать; знаниемузыкальной литературы.
Учитывается:
степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной
выразительности;
самостоятельность в разборе музыкального произведения;
умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ,включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств
музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный,но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной
выразительности с наводящими(12) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно ,допустимы несколько
наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести
индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником
певческого задания, с другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального
развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить
ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет
,припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
знание мелодической линии и текста песни;
чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
выразительное исполнение.
«четыре»:
знание мелодической линии и текста песни;
в основном чистое интонирование ,ритмически правильное;
пение недостаточно выразительное.«три»:
допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;
пение невыразительное.
«два»:
исполнение неуверенное,фальшивое.
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
1. Единая коллекция http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f45b76f453552f31d9b164.
2. Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/.
3. Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2.Компьютер.3.Экран.
4.Проектор
Содержание программного материала 4 класс
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная
музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов
(С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность вмузыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.ПетроваВодкина «Полдень». Размышления учащихся над
поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов
музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационнообразные особенности.
Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема
в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и
музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Музыкальнопоэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов,
П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность.
Музыкальнопоэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в
музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского «Девицы,
красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к
опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальнопоэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных
впечатлений учащихся.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)Урок 10. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное
музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках
современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни
от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты.
Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество
разных стран мира
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений,
связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему
рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 13. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита.
(«Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова
(романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 14. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы
построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений Формы: одночастные, двухи
трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного
содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8
«Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.
Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие
в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)
III четверть (10 часов)Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное
прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя
дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое
развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка
интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин»
( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно
образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария.
Куплетновариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москвереке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргского).
Урок 21. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в
творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.
(И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие
музыкального образа.
Урок 25. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары.
Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторовклассиков («Шутка»
И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава,«Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение
разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный
фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»
С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции
родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов:
Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли
иссякнуть мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях
Н.РимскогоКорсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. «Рассвет на Москвереке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность
и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москвереке» вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4
четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.Требования к уровню подготовки учащихся 4 класс
расширение жизненномузыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоциональноосознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на
интонационнообразной основе;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и
развитие на этой основе ассоциативнообразного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
совершенствование умений и навыков музыкальнотворческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкальнотворческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности иизобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса;
выражать художественнообразное содержание произведений в какомлибо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли
слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).Календарно тематическое планирование по учебнику МУЗЫКА, 4 класс.
Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, издательство
Количество часов (количество
Просвещение, год издания 2012г.
часов в неделю) — 1.
№ Тема урока
Колво
Домашнее задание
Первая четверть
часов
1
2
3
4
5
«Мелодия»
«Вокализ»
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»
С.С.Прокофьев кантата
«Александр Невский»
«В краю великих вдохновений…» Один день с
А.С.Пушкиным.
6 Музыкальнопоэтические образы.
7 Праздники Русской православной церкви.
8
Традиции празднования Пасхи на Руси.
9 Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва,
величание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр. 89
Стр. 1213
Стр. 1819
Стр. 2021
Стр. 4243
Стр. 4445
Стр. 2630
Стр. 3234
Стр.3639
24Музыкально обобщающий урок 1 четверти.
Вторая четверть
1
Святые земли Русской.
2 Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
3
Ярмарочное гулянье,
4
5
Святогорский монастырь.
Зимнее утро. Зимний вечер.
6 Приют, сияньем муз одетый
7
Композитор имя ему народ. Музыкальные
инструменты России.
Н.Р.К. – адыг.народн. инструменты
Музыкальнообобщающий урок.
Третья четверть
1
1
1
1
1
1
1
Стр. 2631
Песня «Дружбою цветет
земля»
Стр. 4851
Песня «Дружбою цветет
земля»
Стр. 5253
Песня «Дорогая
Россиия»
Стр. 5455
Песня «Эх, кони, кони»
Стр.4446
Песня «Эх, кони, кони»
Стр.5657
Песня «Новогодняя
полька»
Стр.6064
Песня «Новогодняя
полька»
25Оркестр русских народных инструментов.
1
2 Народные праздники. «Троица»
3 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)
4
Счастье в сирени живет…
5
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…
6
«Патетическая» соната
7 Царит гармония оркестра.
8 Опера «Иван Сусанин»
9 Исходила младешенька.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр. 6465
Песня «Нас много на
шаре земном»
Стр. 6871
Песня «Нас много на
шаре земном»
Песня «Нас много на
шаре земном»
Песня «Из чего же»
Стр. 7475
Песня «Из чего же»
Песня «Не дразните
собак»
Стр. 8081
Песня «Из чего же»
Песня «Не дразните
собак»
Стр.8283
Стр.8687
Н.Р.К. – Песня «Мамина
песенка
Н.Р.К. – Песня «Мамина
песенка»
Стр. 9091
Песня «Блины,
блиночки»
Стр.9495
Стр. 100101
2610 Русский восток.
102105
Музыкальнообобщающий урок.
Четвертая четверть
1
Балет «Петрушка» И. Стравинского
2
Театр музыкальной комедии.
3
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
4 Исповедь души. Революционный этюд.
5 Мастерство исполнителя.
6
В интонации спрятан человек.
1
1
1
1
1
1
1
Песня «Блины,
блиночки»
Песня «Заход солнца»
Стр. 106107
Песня «Заход солнца»
Стр. 108109
Стр. 112113
Песня «Заход солнца»
Песня «Летите, голуби»
Стр.114117
Песня «Летите, голуби»
Стр.118119
Песня «Прадедушка»
Стр.120121
Песня «Прадедушка»
277 Музыкальные инструменты гитара.
Музыкальный сказочник.
Урокконцерт
8
34
Стр. 122124
Песня «Прадедушка» и
Песня «Полька».
1
1
34
Итоговый тест по музыке
4 класс 1 четверть
1. Приведите в соответствие:
а) народная музыка 1) «Концерт №3»
б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»
3) «Солдатушки, бравы ребятушки»
4) Кантата «Александр Невский»
2. Приведите в соответствие:
а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»
б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»
в) игровая 3) «А мы просо сеяли»
г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
3. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:
а) П.И.Чайковский
б) Н.А.Римский – Корсаков
в) М.И.Глинка
4. Оцените утверждение:
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь»
П.И.Чайковского – это лирические произведения
а) верно
б) неверно
5. Приведите в соответствие:
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»
28б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»
в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»
Итоговый тест по музыке
4 класс 2 четверть
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
29е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнносмычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства
человека.
а) верно
б) неверно
Тест по музыке 4 класс 3 четверть
1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.РимскийКорсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
2. Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную
музыку.
а) Верно
30б) Неверно
3. Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
4. Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
5. Приведите в соответствие:
1) Опера а) актеры только танцуют
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) актеры только поют
Тест по музыке 4 класс
4 четверть
1.Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
1. Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание
колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москвереке»
313. Назовите народный праздник поклонения матушкеприроде:
а) Масленица
б) Троица
в) Пасха
г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого подругому называют «музыкальным
сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.РимскийКорсаков
г) М.И.Глинка
5. Найди лишнее:
Произведения Н.А.РимскогоКорсакова – это…
а) «Рассвет на Москвереке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
6. Приведите в соответствие:
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.РимскийКорсаков
2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский
3) симфоническая картина «Рассвет на Москвереке» в) С.В.Рахманинов
32