Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре .как важнейшему компоненту гармонического формирования личностиЦелью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре .как важнейшему компоненту гармонического формирования личности
1236084238.docx
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Согласовано ЗДУВР :
Хохлова Н.В. ……………….
Утверждаю
Директор МБОУ СОККШ
С. Знаменка
Нерчинский район
ФИО. Бронникова С. В
Рабочая программа по музыке 7 й класс
Трушина Светлана Юрьевна
2014 2015 уч. г г. 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством
образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 58 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак,
Целью уроков музыки в 7 классе является духовнонравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре
.как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке;
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Сведения о программе
Содержание программы базируется на нравственноэстетическом, интонационнообразном, жанровостилевом постижении учащимися
основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных
композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 14 кл., 58 кл.:
программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6]
с.
При работе по данной программе предполагается использование учебнометодического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева
для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия,
фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя,
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса,
ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта
эмоциональноценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкальнотворческой деятельности, на углубление знаний, умений
и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это
понимание в размышлениях о музыке;
в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства,
представленными на уроках;
в изучении новых терминов и понятий прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
в понимании художественновыразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо,
вариации);
в проявлении навыков вокальнохоровой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный
учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема
года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом)
неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоциональноценностного отношения школьников к
произведениям искусства, опыта их музыкально творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в
предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально
личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства,
раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Виды деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной
музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и
музыкальноритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол
нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность
высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю
бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки
концерты.
Используемые технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение,
развитие критического мышления.
Формы уроков: формирование новых навыков и умений, сообщение новых знаний, закрепление полученных знаний, навыков и умений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
o иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки
o стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
o Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
o Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
уметь:
Эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
Да
та
по
ве
де
н
Тема
урока
№
у
р
о
к
а
Элементы основного
и дополнительного
содержания
Музыкальный
материал
Магичес
кая
единстве
нность»
1 Музыкальная форма, объе
диняющая в едином замыс
ле несколько относительно
самостоятельных частей,
различных по образному
Требования к
уровню
подготовки в
соответствии с
ФГОС
1.Предметно
информационная
составляющая
2.Деятельностно
коммуникативная
составляющая
3. Ценностно
ориентационная
составляющая
Иметь представление
о куплетной форме
Уметь находить
взаимодействие
между жизненными
явлениями и их
Требования к
уровню
подготовки
учащихся
Приме
чания
Вид
контр
оля
Использ
ование
краеведч
еского
материа
ла
Знать, что такое
сюита и сонатная
форма, соната.
Уметь определять
смысл, тему, эмо
Устный
опрос.
Хорово
пение
е музы
кального
произвед
ения
2
Музыку
трудно
объяснит
ь
словами
3
4
Что такое
музыкаль
ное
содержан
ие
содержанию и структуре.
Основные циклические
формы
. И Брамс. Симфония № 3;
Л. Бетховен. Соната
№ 14 для форте
пиано; Ю. Шевчук «Что
такое осень?» (пение)
Два вида музыкальной об
разности. Тишина, непод
вижность и покой; их во
площение в музыке. Зна
комство с различными му
зыкальными образами ти
шины и покоя, природы,
войны и мира, подвига,
борьбы и победы. Интер
претация. Переложение.
Ремикс
И. Брамс. Симфония № 3;
Я. Бетховен. Соната № 14
для фортепиано;
Ю. Шевчук. «Что
такое осень?» (пение)
Музыкальное содержание.
Характерные черты челове
ка при создании его музы
кального образа. Образ в
литературе,
изобразительном искусстве
и музыке. Музыкальный
образ может включать в
себя одну или несколько
художественным
воплощением в
образах музыкальных
произведений
Уметь находить
взаимодействие
между жизненными
явлениями и их
художественным
воплощением в
образах музыкальных
произведений
Иметь
представление о
куплетной форме.
Уметь находить
особенности
содержания и
формы в музыке.
Понимать строение
песни,
выразительные
особенности песни.
Иметь
представление о
музыкальном
содержании в песне
Уметь находить
особенности
содержания и формы
в музыке.
циональное состоя
ние музыкального
произведения и объ
яснять неповтори
мость музыкальных
произведений
Знать определение
терминов: сюита,
соната.
Уметь: определять
музыкальный образ
в прослушиваемом
произведении; пере
давать словами свое
отношение к
музыке; исполнять
песню, применяя
отработанные
вокально хоровые
навыки
Знать особенности
содержания в музы
ке, сравнивать
понятие «образ» в
других видах
искусства (ли
тературе, изобрази
тельном искусстве).
Уметь анализиро
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
Устный
опрос.
Хорово
е пение Музыка,
которую
необходи
мо объяс
нять
словами
Ноябрьск
ий образ в
пьесе П.
И.
Чайковск
ого
мелодий это значит иметь
одну или несколько граней
. Бетховен. Соната № 14
для фортепиано. I часть;
Я. Дубравин, М.
Пляцковский. «Когда
играет музыкант»
5 Музыка передает тонкие,
почти неуловимые движе
ния чувств человека. Про
граммные произведения в
музыке. Композиторы о
программности в музыке
А. Н. Скрябин. Этюд ре
диезминор, соч. 8 № 12; Ф.
Шопен. Прелюдия № 20; А.
Варламов, М. Лермонтов.
«Горные вершины»
(хоровое пение)
6 Музыка русской природы.
Образ, воображение, изо
бражение (определение в
литературе, изобразитель
ном искусстве). Природа в
живописи, литературе и
музыке. П. Чайковский –
. Чайковский. «Ноябрь. На
тройке» (из фортепианного
цикла «Времена года»); А.
Варламов, М. Лермонтов.
«)
Понимать строение
песни,
выразительные
особенности песни.
Знать средства
выразительности
музыкального
содержания
Иметь
представление о
музыке, рисующей
картины природы
Уметь находить
взаимодействие
между жизненными
явлениями и их
художественным
воплощением в
образах
музыкальных
произведений
Любовь к природе,
родному краю.
Иметь
представление о
музыке, рисующей
картину движения
«Тройки»
Уметь находить
взаимодействия
между
художественными
образами музыки,
литературы и
изобразительного
искусства.
Любовь к природе, к
вать музыкальное
произведение
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Синкве
йн
Уметь приводить
примеры создания
образа человека в
музыке, литературе,
изобразительном
искусстве. Знать,
из чего скла
дывается
музыкальное
содержание
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Знать особенности
содержания в музы
ке, сравнивать
понятие «образ» в
других видах
искусства. Уметь
определять «Восточн
ая»
партитур
а
Н. А.
Римского
Корсаков
а
Когда
музыка
не
нуждаетс
я
в словах
Содержан
ие
в музыке
7 Н. РимскйКорсаков вели
кий сказочник в русской
музыке. Восточная тема
в творчестве Р Корсакова.
«Шехерезада» самая
цельная симфоническая
партитура среди всех
программных партитур Н.
РимскогоКорсакова
Симфоническая сюита
«Шехерезада». I часть;
Е. Подгащ. «Осенний
вокализ» (хоровое пение)
8 Музыка язык чувств. То
нальность, колорит и кра
сочность музыкальных со
чинений
А. Вивальди. «Зима». I
часть. Из
цикла «Четыре
концерта для
скрипки с оркестром
«Времена года
9 Подведение итогов работы
по теме «Содержание в му
зыке». Музыкальная викто
рина. Хоровое пение
Л. Бетховен. Симфония №
5, часть 3; увертюра
«Эгмонт» (слушание)
человеку.
Иметь
представление о
музыке, передающей
восточную культуру
Уметь находить
взаимодействия
между
художественными
образами музыки,
литературы и
изобразительного
искусства
Уважение к
творчеству русских
композиторов.
Иметь
представление о
музыке, рисующей
зиму
Уметь находить
взаимодействия
между
художественными
образами музыки,
литературы и
изобразительного
искусства
Иметь
представление о
музыкальном
содержании.
Уметь находить
особенности
содержания и
формы в музыке.
Знать средства
Знать, что музыка
может рассказать
о человеке.
Уметь
анализиро
вать музыкальное
произведение,
ис
полнять вокализ
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
тестиро
вание
Знать значение
тональности и
колорита в музыке.
Уметь проанализи
ровать музыкальное
произведение
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
Знать главные осо
бенности содержа
ния и формы в му
зыке
Устный
опрос.
Хорово
е
Пение
Музыка
льная
виктори
на выразительности
музыкального
содержания.
Иметь
представление о
музыке, передающей
чувства смятения
Уметь находить
взаимодействие
между жизненными
явлениями и их
художественным
воплощением в
образах
музыкальных
произведений
Уважение к
творчеству русских
композиторов
Знать выученные
песни.
Уметь исполнять
песни выразительно.
Уметь исполнять
двухголосные
произведения
Владеть своим
голосом.
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Лирические
народные и
казачьи
песни
Знать определение
и
основные
признаки
лирического образа.
Уметь определять
характерные черты
музыкального
образа в связи с
принадлежностью
его к лирике
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Знать определение
и основные
признаки
драматического об
раза в музыке.
Уметь в музыке
увидеть трагедию,
почувствовать боль
и крик
человеческой души
Лирическ
ие
образы в
музыке
10 Что означают выражения
тема
в
«лирическая
музыке»,
«лирический образ в музы
кальном произведении». На
строение в музыке. Лириче
ский род в музыке, отлича
ется повышенной
С. Рахманинов.
Прелюдия соль
диез минор, соч. 32 № 12;
Ю. Милютин, Е. Долматов
ский. «Лирическая
песенка» (хоровое пение)
Драматич
еские
образы
в музыке
11 Драматический образ в му
зыкальном произведении.
Формирование восприятия
музыкального образа на
примере баллады «Лесной
царь» Ф. Шуберта
Ф. Шуберт, стихи
И.В. Гёте. «Лес
ной царь»; Г. Струве, Л.
Кондратенко. «Матерям
погибших героев» (хоровое
пение)
Эпически
е
12 Эпические образы в музыке
это образы не только
Иметь
представление о
Знать определение
и основные
Устный
опрос. образы в
музыке
О чём
рассказы
вает
музыкаль
ный жанр
«Память
жанра»
героев, но и событий исто
рии, образы природы, изо
бражающей Родину в опре
делённую историческую
эпоху. Отличие эпоса от
лирики и драмы: на первом
месте не герой с его личны
ми проблемами, а история
Н. РимскийКорсаков.
«Окиан море
синее». Вступление к опере
«Садко»; А. Бородин.
«Богатырская
симфония»; опера «Князь
Игорь». Ария князя Игоря
13 Жанры классической музы
ки: вокальная, танцеваль
ная, вокальноинструмен
тальная, инстр, симф,
музыка, музыкально
театральные жанры. Муз.
жанры различаются: по
характеру, по сюжету, по
составу исполнителей.
П. Чайковский.
Симфония № 4;
М. Глинка. Романс
«Я помню чудное
мгновенье...»; И. Штраус.
Вальс «Голубой Дунай»;
Ф. Шопен. Мазурка фа
минор;
B. Берковский,
Никитин, А. Величанский
понятии –
музыкальный
Образ.
Иметь
представление о
эпических образах
Уметь определять
характерные черты
музыкального образа
в связи с его
принадлежностью к
лирике, драме,
эпосу.
Понимать
лирическую музыку.
Иметь
представление о
разнообразии жанров
Уметь определять
характерные черты
музыкального
образа в связи с его
принадлежностью
лирике, драме,
эпосу.
Знать лучшие
образцы русской
классической
музыки.
признаки
эпического образа.
Уметь определять и
описывать в музыке
эпические образы,
отличать эпос от
лирики и драмы
Хорово
е пение
Самост
оятельн
ая
работа
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
Знать, чем отлича
ется песня от
романса; в чём
разница
между полькой и
маршем и вальсом,
менуэтом,
мазуркой. Уметь:
анализировать
музыкальное
произведение. Такие
разные
песни
Такие
разные
танцы
14 Песня как вид искусства
делится на два направления
бытовая и профессиональ
ная.
Песня наиболее простая и
распространенная форма
вокальной музыки
Русская народная песня.
«Во поле береза стояла...»;
B. Берковский,
Никитин, А. Величанский.
«Под музыку Вивальди...»
15 Танец вид искусства, в
котором художественные
образы создаются средства
ми пластических движений
и ритмически четкой и не
прерывной сменой вырази
тельных положений челове
ческого тела. Виды танцев
Знать: виды песен;
чем отличается пес
ня от романса.
Уметь проявлять
навыки вокально
хоровой деятель
ности
Иметь
представление о
песне в симфонии
Уметь находить
взаимодействия
между жизненными
явлениями и их
художественным
воплощением в муз.
образах.
Иметь
представление о
жанре вальса
Уметь находить
взаимодействия
между жизненными
явлениями и их
художественным
Знать, в чём разни
ца между полькой и
маршем, и вальсом,
менуэтом и ма
зуркой.
Уметь: слушать,
воспринимать и ана
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Казачьи
песни
(слушание)
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Танцы
казаков
(слушание ,
видео) Такие
разные
марши
«Сюжеты
» и
«герои»
музыкаль
ной
формы
П. Чайковский. Вальс из
оперы «Евгений Онегин»; Ф.
Шопен. Вальс си минор,
соч. 69 № 2; И. Штраус.
Вальс. Полька. «Жизнь
это танец»
16 Марш получает разные на
звания в зависимости от
скорости движения. Цере
мониальный марш, скорый
марш. Марши для духового
оркестра
П. Чайковский. Марш из
балета «Щелкунчик»; Ж.
Визе. «Марш Тореадора»
(из оперы «Кармен»)
17 Что такое музыкальная
форма. Форма система
музыкальных средств, при
мененная для воплощения
содержания произведения.
Строение, схема
музыкального
произведения.
Р. Вагнер. Антракт к III
действию из оперы
«Лоэнгрин»; В.А. Моцарт.
Увертюра из оперы
«Свадьба Фигаро»;
воплощением в
музыкальных
образах
Знать лучшие
образцы русской и
зарубежной
классической
музыки.
Иметь
представление о
жанре марша
Знать лучшие
образцы русской и
зарубежной
классической
музыки
Иметь
представление о
герое и сюжете в
музыкальной форме
Уметь находить
особенности
содержания и формы
в музыке.
Знать лучшие
образцы зарубежной
классической
музыки.
лизировать музы
кальные произведе
ния; определять му
зыкальный ритм
Знать, в чём
разница между
полькой и маршем
и вальсом,
менуэтом, мазуркой
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Марши
казаков ,
строевые
песни
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Понимать, что
такое форма в
музыке. Знать виды
форм, повторение
варьирования,
контраста,
развития.
Художест
венная
форма –
18
Расширить представления о
музыкальной форме как
средстве воплощения об
Иметь
представление об
увертюре
Знать определение
духовной музыки.
Уметь описать
Устный
опрос.
Хорово это
ставшее
зримым
содержан
ие
От целого
к деталям
19
разного содержания. Ос
новные музыкальные формы
и их схемы
Ф. Шуберт. «Серенада»; А.
Зацепин, Л. Дербенев.
«Есть только миг...» (
Расширить представления о
музыкальной форме как
средстве воплощения об
разного содержания. Ос
новные музыкальные формы
и их схемы
Ф. Шуберт. Из вокального
цикла «Зимний путь». А.
Зацепин, Л. Дербенев.
«Есть только миг...»
Какой
бывает
музыкаль
ная
композиц
ия
20 Композиция (составление,
сочинение) категория му
зыковедения и музыкальной
эстетики, характеризующая
предметное воплощение
музыки в виде выработан
ного и завершённого в себе
музыкального произведе
ния, «опуса»
Ф. Шопен. Прелюдия ля
мажор, соч. 28 № 7; А.
Зацепин, Л. Дербенев.
«Есть только миг...»
Уметь находить
особенности
содержания и формы
в музыке. Уметь
вслушиваться в
аккордовую
партитуру и слышать
её различные голоса.
Иметь
представление о
музыке Ф.Шуберта.
Уметь находить
особенности
содержания и формы
в музыке.
Знать лучшие
образцы зарубежной
классической
музыки.
Иметь
представление о
музыкальной
композиции.
Уметь определять
форму музыки на
основе её
содержания
Понимать
содержание музыки
через музыкальную
форму.
е пение
образ и определить
форму музыки;
проявлять навыки
вокально хоровой
деятельности
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Знать, что такое
форма в музыке.
Уметь определять
формы вокальной
музыки. Закрепить
вокальнохоровые
навыки
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Знать определение
композиции в музы
ке; разновидности
музыкальной
композиции.
Уметь
проявлять
навыки вокально
хоровой деятельно
сти.
21
Музыкал
ьный
шедевр в
Разнообразие музыкальных
Образов.
Л. Бетховен. Симония №
5.1 часть.
Иметь
представление о
музыке Л.
Бетховена
Знать определение
одночастной формы
в музыке.
Устный
опрос.
Хорово
е Уметь находить
особенности
содержания и формы
в музыке
Знать лучшие
образцы зарубежной
классической
музыки.
Иметь
представление о
периоде в музыке.
Уметь определять
форму музыки на
основе её
содержания
Понимать
содержание музыки
через музыкальную
форму.
Уметь приводить
примеры музыкаль
ных произведении.
пение
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
Знать определение
двухчастной формы
в музыке.
Уметь приводить
примеры музыкаль
ных произведений
с двухчастной фор
мой; проявлять при
обретенные навыки
хоровой деятельно
сти
шестнадц
ати
тактах
Фрагмент; А. Рыбников, Р.
Тагор.
«Последняя поэма»
(хоровое пение)
Два
напева в
романсе
М.
Глинки
«Венециа
нская
ночь»
(двухчаст
ная
форма)
22 Двухчастный цикл
«прелюдияфуга» известен
со времен барокко.
Прелюдия выступает в роли
импровизационного
вступления к фуге. Циклы
«прелюдияфуга»
могут объединяться в более
крупные циклы на основе
какоголибо формально
го или тематического прин
ципа
М. И. Глинка,
И. Козлов. «Венецианская
ночь»
(слушание, пение);
Ф. Шопен. Прелюдия ля
мажор,
соч. 28 № 7 (слушание)
Трехчаст
ность в
«ночной
серенаде»
Пушкина
Глинки
23 Трехчастность в «Ночной
серенаде» Пушкина и Глин
ки. Трехчастная форма
тип
композиционной структуры,
применяемый в музыке в
качестве формы целой
пьесы
или ее части. Схема
Иметь
представление о
трёхчастной форме.
Уметь находить
взаимодействия
между
художественными
образами музыки,
литературы и
изобразительного
Знать определение
трехчастной формы
в музыке, репризы,
композиционное по
строение
трехчастной
формы, какие
произведения
излагаются
Устный
опрос.
Хорово
е
пение строения
трехчастной формы: ABA.
Что такое музыкальная
репризная трехчастная
форма
М. И. Глинка,
А. С. Пушкин,
«Я здесь, Инезилья...»; С.
Прокофьев. «Джульетта
девочка»
(из балета «Ромео
и Джульетта»)
Рондо музыкальная фор
ма, сложившаяся под неко
торым влиянием лириче
ских стихотворений того же
названия. В музыкальном
рондо главная тема повто
ряется. Происхождение
связано с народной песенно
танцевальной музыкой
А. Бородин. «Спящая
княжна». М. Глинка, И.
Козлов. «Венецианская
ночь» (пение)
24
25
Многоме
рность
образа в
форме
рондо
Образ
Великой
Отечест
венной
войны в
«Ленингр
адской»
симфо
нии Д.
Шостаков
26 Образ Великой Отечествен
ной войны в «Ленинград
ской» симфонии Д. Шоста
ковича. Стилистические
особенности музыки эпохи
Великой Отечественной
.войны. Особенности слож
ных жанров: симфония
Д. Д. Шостакович.
Симфония № 7. I часть
(фрагмент «Эпизод
искусства
Понимать
содержание музыки
через музыкальную
форму.
в трехчастной
форме.
Уметь приводить
примеры
трехчастной
формы в музыкаль
ных произведениях
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Иметь
представление о
форме рондо.
Уметь определять
форму музыки на
основе её
содержания
Понимать
содержание музыки
через музыкальную
форму.
Иметь
представление о
форме – вариации
Уметь определять
форму музыки на
основе её
содержания. Уметь
вслушиваться в
аккордовую
партитуру и слышать
её различные голоса.
Знать определение
формы рондо и со
натной формы в му
зыке.
Уметь приводить
примеры музыкаль
ных произведений,
написанных в
форме рондо и
сонатной форме;
характеризовать и
сравнивать их
Знать о том, что в
музыкальных
образах слиты
воедино судьбы
отдельных людей и
судьба всего
народа.
Уметь применять
приобретенные
навыки вокально
хоровой деятельно ича
Музыкал
ьная
композиц
ия
Музыка в
развитии
Музыкал
ьный
порыв
нашествия»); В. Синяв
ский, М. Владимиров.
«Благодарим, солдаты,
вас!»
27 Обобщение знаний по теме
раздела «Музыкальная ком
позиция». Композиция как
категория музыковедения и
музыкальной эстетики.
«Музыкальное целое»
В. Синявский, М.
Владимиров.
«Благодарим, солдаты,
вас!»
28 Музыка в развитии. Драма
тургия музыкальная сис
тема выразительных
средств и приёмов вопло
щения драматического дей
ствия в произведениях
музыкальносценического
жанра (опере, балете)
М. Мусоргский. «Старый
замок» (из фортепианного
цикла «Картинки с
выставки»); С. Соснин, Я.
Серпин. «Родина» (хоровое
пение)
29 Драматургия музыкальных
образов. Стилистические
особенности музыки рус
ской национальной школы.
Музыкальный порыв. Со
поставление образов в му
Принятие
общечеловеческих
ценностей: любовь к
человечеству, к
Родине.
Знать выученные
песни.
Уметь выразительно
исполнять песни.
Владеть голосом.
Иметь
представление о
едином музыкальном
образе.
.
Уметь определять
характер развития
музыкального
образа – основы
музыкальной
драматургии
Понимать
фортепианную
музыку.
Иметь
представление о
музыке, Р.Шумана
развитии в музыке.
Уметь определять
характер развития
сти
Знать о роли ком
позиции в музыке, о
многозначности
использования тер
мина «композиция».
Уметь применять
приобретенные
навыки вокально
хоровой деятель
ности
Знать об особенно
стях развития тем в
симфонической
драматургии.
Уметь определять
средства музыкаль
ной
выразительности в
музыкальных про
изведениях
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Устный
опрос.
Хорово
е пение
Знать определение
музыкальной драма
тургии, как
проявляет себя
музыкальная
драматургия в ми
Устный
опрос.
Хорово
е пение Движение
образов и
персонаж
ей в опер
ной
драматур
гии
зыкальной драматургии
Р. Шуман. «Порыв» (из
фортепианного цикла
«Фантастические пьесы»);
С. Соснин, Я. Серпин.
«Родина» (хоровое пение)
30 Типы музыкальной драма
тургии. Движение образов и
персонажей в оперной
драматургии. Музыкальная
драматургия балетного
спектакля. Средства музы
кальной выразительности в
опере, балете. Драматургия
музыкальных образов
М. Глинка. «Мазурка»
(фрагмент из оперы
«Жизнь за царя»); С. Со
снин, Я. Серпин. «Родина»
(хоровое пение)
музыкального
образа – основы
музыкальной
драматургии
Понимать
фортепианную
музыку.
Иметь
представление о
музыке М.И.Глинки,
о развитии
музыкальных
образов в опере.
Уметь определять
характер развития
музыкального
образа – основы
музыкальной
драматургии
Любить Родину,
понимание значения
мира на Земле.
ниатюре.
Уметь определять
образное, сюжетное
содержание музыки
Знать определение
музыкальной драма
тургии, об
особенностях и
законах дра
матургии оперы, ба
лета.
Уметь определять
образное, сюжетное
содержание музы
кальных
произведений.
Устный
опрос.
Хорово
е пение 31
32
Диалог
искусств:
«Слово
о полку
Иго
реве» и
«Князь
Игорь»
Типы музыкальной драма
тургии, связь с симфониче
ской музыкой. Симфония
жанр музыкального искус
ства. Области применения
симфонии. Происхождение
жанра. Симфония жанр
инструментальной музыки
многочастной канонизиро
ванной формы.
М. Глинка. Хор
поляков из «Сцены
в лесу» (из оперы
«Жизнь за царя»);
С. Соснин, Я. Серпин.
«Родина» (хоровое пение)
Развитие
музыкаль
ных
тем в
симфони
ческой
драматур
гии
Содержан
ие и
формы в
музыке
(заключи
1 Композитор А. П. Бородин.
Музыка передает глубокие
размышления, боль о без
мерных страданиях людей,
раскрывает борьбу двух на
чал: добра и зла. Противо
борство музыкальных обра
зов в одном произведении
А. Бородин. «Князь
Игорь» (фрагменты из
оперы: хор
«Слава», «Интродукция» и
др.)
Подведение итогов работы
за четверть и учебный год.
Музыкальная форма в ши
роком и узком значении.
Единство содержания и
формы. Музыкальный язык.
34
35
Иметь
представление о
развитии
музыкальных
образов.
Уметь находить
взаимодействия
между
художественными
образами музыки,
литературы и
изобразительного
искусства
Любить Родину,
понимание значения
мира на Земле.
Иметь
представление о
музыке а А.
Бородина, о
развитии
музыкальных
образов в опере.
Понимать
симфоническую
музыку.
Устный
опрос
Знать понятие сим
фонии как музы
кальной формы, об
ласти ее примене
ния.
Уметь применять
навыки вокально
хоровой
деятельности
Устный
опрос.
Хорово
е
пение
Знать понятие сим
фонии как музы
кальной формы, об
ласти ее примене
ния.
Уметь
применять
навыки вокально
хоровой
деятельности
Знать песни,
выученные в
течение года.
Знать музыкальные
формы
Уметь петь
Знать, чем отлича
ется музыкальная
драматургия от му
зыкальной компози
ции, в чем состоит
непрерывность фор
Устный
опрос.
Хорово
е пение тельный
урок
Непрерывность формы и
содержания в музыке
С. Соснин, Я. Серпин.
«Родина» (хоровое пение).
Произведения по выбору
выразительно.
Уметь
вслушиваться в
аккордовую
партитуру и
слышать её
различные голоса.
мы и содержания в
музыке. Уметь
сравнивать
обработки одной и
той же мелодии.
Научно методическое оснащение
1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. М . : Дрофа, 2009.
2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И.
Науменко, В. В. Алеев. М. : Дрофа, 2010.
3. Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.метод, пособие / сост. Т. И.
Науменко, В. В. Алеев. М . : Дрофа, 2006. 248 с . : ноты.
4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. М. : Дрофа, 2009.2 электрон, опт.
диска (CDRom).
Методические пособия для учителя:
Дополнительная литература
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителямузыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2000.
3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. М.: ВладосПресс, 2005.
4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. М.: Музыка, 1984.
5. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша нович. Минск: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. М.: Издательский
центр «Академия», 2000. 7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 18 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В.
Золина. М.: Глобус, 2008.
8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. М. : Глобус, 2008.
9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
10. Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научнохудожественная литература / С. Мо гилевская ; худож. Н. Мищенко. М.:
Детская литература, 1981.
11. Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.сост. О. П. Власенко. Волгоград :
Учитель, 2009.
«Академия», 2003.
12. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. СПб.: ТОО «Диамант»: ООО
Дополнительная литература для учащихся:
«Золотой век», 1996.
2. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. М.: Музыка, 1972.
4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. М.: Музыка, 1972..
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http
:// ru. wikipedia.org/wiki
1. Житие
преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://
lib.eparhia
saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
Интернетресурсы
2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http
:// classic
3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа : http
4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www
5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http
. chubrik
:// dic
. academic
. ru / con
:// dic
. academic
. ru
. ru / contents.nsf/enc_music
. music
dic
. ru
tents. nsf/ dic_mus ic
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс].
Режим доступа:
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Рабочая программа по музыке для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.