Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Цель программы: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельност
Содержание
1
Пояснительная записка ……………………………………………………….…
2
I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности
1.1 Восприятие: ……………………………………………………………….. 8
младшая группа; …………………………………………………………….…14
II. Детское исполнительство:
2. 1 Пение: …………………………………………………………………….....16
2.2. Музыкальноритмические движения: ……………………………………18
2.3. Игра на детских музыкальных инструментах: …………………………22...
III. Нерегламентированная музыкальноигровая деятельность:
24…….
…………………………………………………………………………………
IV. Целевые ориентиры художественно эстетического воспитания и
развития........................................................................................................25
V. Комплекс методического обеспечения музыкального
образовательного процесса. …………………………………………………28..
VI .Этнокультурный компонент……………………………………………302
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников
представляет внутренний нормативный документ и является основанием для
оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания
общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности
дошкольного детства.
Цель программы: создание условий для развития предпосылок ценностно –
смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства,
восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
обеспечение эмоциональнопсихологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья детей.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно
правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.304913)
Конвенция о правах ребенка (1989 год)
Конституция РФ ( статьи 43, 72)
Типовое положение ДОУ «Ручеёк»
Устав МКОУ «КошАгачская СОШ имени Л.И.Тюковой »3
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является компилятивной и составленной на основе:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/ М.,» Рабочая
программа (проект) по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников
представляет внутренний нормативный документ и является основанием для
оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех
видах музыкальной деятельности.
Программа (проект) учитывает требования Федерального Государственного
стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в
разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4,пункт 4.6.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс
формируется из различных программных сборников, представленных в списке
литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и
может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом
реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных
категорий детей.
Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая
мозаика» /А.Буренина/ 2012г.
«Программа по музыкальноритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т.
Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта
и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом
дидактических принципов их развивающего обучения, психологических
особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:
восприятие;
пение; музыкальноритмические движения;
игра на детских музыкальных инструментах.
4
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход,
основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
исполнительство;
ритмика;
музыкальнотеатрализованная деятельность;
арт терапевтические методики, что способствует сохранению целостности
восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное
восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.
Интеграция с другими областями
Образовательная область
«Социально
коммуникативное развитие»
1. Формирование представления о музыкальной
культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков
игровой деятельности; формирование гендерной,
семейной,
принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу.
гражданской
2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми
и сверстниками;
3. Формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности.
Образовательная область
1. Расширение музыкального кругозора детей;
«Познавательное развитие»
2. Сенсорное развитие;
3. Формирование целостной картины мира средствами
музыкального искусства, творчества.
Образовательная область
«Речевое развитие»
1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми
своих впечатлений, характеристики музыкальных
произведений;
2. Практическое овладение детьми нормами речи;
3. Обогащение «образного словаря»Образовательная область
«Художественноэстетическое
развитие»
Образовательная область
«Физическое развитие»
5
1. Развитие детского творчества;
2. Приобщение к различным видам искусства;
3. Использование художественных произведений для
обогащения содержания музыкальных примеров;
4. Закрепления результатов восприятия музыки.
5. Формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности.
1. Развитие физических качеств в ходе музыкально
ритмической
Использование
музыкальных произведений в качестве музыкального
сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности.;
деятельности;
2. Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей;
3. Формирование представлений о здоровом образе
жизни, релаксации.
Программа предусматривает преемственность музыкального
содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный
репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс
формируется из различных программных сборников, которые перечислены в
является вариативным компонентом
списке литературы. Репертуар
программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными
планом реализации коллективных и индивидуально –
событиями и
обеспечивающих удовлетворение
ориентированных мероприятий,
образовательных потребностей разных категорий детей.
Возрастные особенности детей
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте
развивается перцептивная
деятельность.Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни,
различают звуки на высоте. Продолжает развиваться нагляднодейственное
мышление.6
Реализация
рабочей программы
осуществляется
через
регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические,
авторские);
Самостоятельная досуговая деятельность (не регламентированная
деятельность)
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности,
предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном
занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся
активными участниками музыкальнообразовательного процесса. Учет
качества усвоения программного материала осуществляется внешним
контролем со стороны педагогамузыканта и нормативным способом. В целях
проведения коррекционной работы проводится пошаговый
обладающий обучающим эффектом.
контроль,
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями
СанПина.
Группа
Младшая
Возраст
с 3 до 4 лет
Длительность занятия
(минут)
15
Программа рассчитана на 72 часа.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному
воспитанию и развитию дошкольников следует считать
сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение
передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в
пении, движении основные средства выразительности музыкальных
сформированность двигательных навыков и качеств
произведений,
(координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение7
передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации,
проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах
музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений
музыкального искусства;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
формированию элементарных представлений о видах музыкального
искусства;
сопереживания персонажам художественных произведений;
реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных
достижений ребенка в образовательной области «Художественно –
(Федеральный
эстетическое развитие»,
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ
направлении «Музыка»
№ 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей
дошкольного возраста:
предметно – пространственная развивающая образовательная среда
условия для взаимодействия со взрослыми;
условия для взаимодействия с другими детьми.
Модель взаимодействия музыкального воспитательнообразовательного
процесса (примерная)
1. Взаимодействие с родителями, (законными представителями)
2.Взаимодействие со специалистом по физической культуре.
3.Взаимодействие с логопедом.
4.Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности
I.
1 Восприятие
Ценностноцелевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных
жанров. Формирование основ музыкальной культуры.
Младшая группа
1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.
2.Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.
3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику
(громкотихо);
музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.
4. Ребенок овладевает культурными способами деятельности.
8Младшая группа: восприятие
сентябрь
1 занятие
Музыка природы
я
л
е
д
е
н
I
2 занятие: «Музыка,
изображает животных,
птиц»
Знакомство с
музыкальными
элементами
звукоподражания.
я 1. Формировать
л
е
д
е
н
I
I
представление детей о
языке музыке: регистр,
динамика, темп
Образцы вокальной и
инструментальной
музыки ( по программе)
октябрь
1. Учить слышать
изобразительность в музыке
Слушаем музыку природы
(программный репертуар).
2. Различать средства музыкальной
выразительности, создающие образ:
динамика, регистр, интонация
ноябрь
1. Учить детей согласовывать
движения с ритмом и
характером музыки
декабрь
1. Познакомить детей с
танцем «Полька»
2. Рассказывать детям о
композиторе Свиридове Г.В.
Учить различать колыбельный
жанр (ласковый, спокойный)
2. Учить различать
форму музыкальных
произведений, опираясь
на смену характера
музыки
1. Учить различать оттенки
настроения в произведениях с
похожими названиями
«Дождик», «Грустный дождик»
1. Учить различать смену
характера, форму
музыкального произведения.
Обогащать их высказывания
об эмоциональном содержании
музыки
1. Подготовка к
новогодним праздникам
92. Учить, различать
средства музыкальной
выразительности,
предавать характер в
движении
(программный материал
«Музыка и движение»).
1. Учить детей слушать
изобразительность в
музыке. Образы и
элементы
звукоподражания.
(«Кошка», «Машина»,
«Кукла» идр.)
2. Вызывать эмоциональный отклик
на песню печального, грустного
характера; развивать умение
высказываться о содержании
музыки
(программный репертуар)
1. Учить определять характер
контрастных музыкальных
произведений, связать с ним
соответствующую по настроению
картину, стихотворение
( программный репертуар)
2. Учить связывать средства
музыкальной выразительности
с содержанием музыки
2. Слушаем песни,
инсценировки о зиме.
1. Учить детей сравнивать
произведения с близкими
названиями
1.Активное восприятие
и воспроизведение
музыки
(праздничный вариант)
2. Учить различать
выразительные средства в
музыке ( грустно –
весело, быстро –
медленно).
2. Учить узнавать песню по
выступлению, различать
изобразительные моменты,
средства музыкальной
выразительности (темп, динамику)
2. Учить распознавать черты
танцевальности в песенной
музыке.
2.Активное восприятие
и ритмическое
воспроизведение
музыки (Праздничный
вариант).
я
л
е
д
е
н
I
I
I
101. Учить детей
сравнивать произведения
с похожими названиями
(по музыкальному
букварю)
1. Тематическая беседаконцерт
«Осень» учить различать вольную и
инструментальную музыку
1. Учить различать настроение
в пьесах с близким названием:
«Солдатский марш», «Марш
оловянных солдатиков»
2. Дать детям представление о
различном характере народных
песен (плясовые, хороводные,
колыбельные)
2. Учить различать
изобразительность, средства
музыкальной выразительности,
создающие образ
Новогодние праздники
2. Учить чувствовать
характер музыки,
различать
изобразительность,
передавать характер в
движении (программные
сборники)
я
л
е
д
е
н
V
I
Целевой результат:
формирование
музыкальной
отзывчивости через
эмоциональные
музыкальные действия.
11январь
я
л
е
д
е
н
I
Каникулы
февраль
1. Различать средства
музыкальной
выразительности,
создающие образ,
танцевальный характер в
начале и конце пьесы
2. Учить слышать и
отмечать разницу в
характере сходных частей
март
8 марта
апрель
1. Учить детей
инсценировать песню,
используя образные и
танцевальные
движения
май
1. Учить сравнивать
разные по характеру
произведения одного
жанра
2. Рассказать детям о
трубе и барабане.
Дать послушать их
звучание в записи
2. Учить определять
форму музыкальных
произведений.
Передавать характер в
движении.
я 1.
л
е
д
е
н
I
I
1. Рассказать о С.С.
Прокофьеве. Вызвать
эмоциональную
отзывчивость на музыку
нежного характера
1. Рассказать о том,
что музыка передает
черты характера
человека
1. Дать
представление о том,
что один
музыкальный
инструмент может
1. Учить детей
подбирать по тембру
музыкальные
инструменты для
оркестровки пьесы
122. Учить детей
сравнивать
контрастные по
характеру
произведения с
одинаковыми
названиями
2. Учить различать смену
характера музыки,
изобразительность,
передающие образ
2. Учить различать
темп, динамику,
регистр,
гармонизацию
передавать характер
музыки в движении
изобразить игру
других инструментов
2. Учить распознавать
в музыке жанр марш
л
е
д
е
н
I
I
I
я 1. Учить различать
яркие интонации,
средства
выразительности:
регистр, динамику,
звуковедение.
(программный
музыкальный
репертуар)
1. Закрепить умения
различать средства
музыкальной
выразительности,
создающие образ.
Передавать в рисунках
характер музыки
1. Учить различать
выразительные
интонации музыки,
сходные с речевыми
1. Развивать
представление детей
о средствах в музыке
(тембр, динамика)
Учить определять
форму музыкальных
произведений.
Передавать характер в
движении.
2. Учить различать
форму
произведений,
выражать
впечатления в слове,
в рисунках
( программный муз.
2. Находить сходные и
различные по настроению
образы в разных видах
искусства
2. Вызвать
эмоциональную
отзывчивость на
музыке задорного,
шутливого
характера
2. Учить определять
жанр и характер
музыкального
произведения,
сравнивать пьесы
одного жанра
13репертуар)
1. Рассказать о
композиторе
А.Вивальди
Развивать умения
высказываться о
характере музыке
2. Узнавать
знакомое
произведение по
фрагменту.
я
л
е
д
е
н
V
I
Подготовка к 8 марта
1. Учить более полно
определять характер
маршей, выделять
части
Учить передавать в
рисунках характер
музыки
2. Выражать в
движении смену
настроения в музыке
1. Различать части
песни (вступление,
припев), смену
характера в
куплетах
2. Находить
выразительные
тембры
музыкальных
инструментов для
оркестровки песни
Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных
программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом
и может изменяться, дополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и
индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей
разных категорий детей.
14Детское исполнительство
2. 1. Пение
Ценностноцелевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок
ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.
Младшая группа
способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне РЕ (МИ) ЛЯ (СИ);
учить петь в одном темпе со всеми;
чисто, ясно произносить слова;
передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Целевые ориентиры( по ФГОС)
проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них.
15Младшая группа: пение
Сентябрь
Октябрь
1. «Осень»
муз. Кимко
сл. Плакиды
2. «ХодимБегаем»
Тиличеевой
4. «Осенью»
(укр. Народная песня) обр.
Метлова, сл. Плакиды
5. «Дождик»
муз., сл. Романовой
6. «Наступила осень»
муз.,
сл. Еремеевой
7. «Койонок» Н. Воинков
1. «Дождик»
муз. Карасева,
сл. Френкель
2. «Дадада»
муз. Тиличеевой
сл. Островского
3. «У кота Воркота»
муз. Александрова
сл. Френкель
4. «Марш», Тиличеевой
«Где же наши ручки»
Ломовой
Тиличеевой
5. «Осенняя песенка»
муз. Александрова
сл. Френкель
2. «Ладушки Ладошки»
муз. Иорданского
Ноябрь
1. «Лошадка»
Раухвергера
Декабрь
1. «Наша елочка»
муз. Красева
2. «Снегснежок»
муз., сл. Макшанцева
2. «К нам идет елка»
(авторы не известны)
3.«Ах какая мама»
Сл. Макшанцева
3. «Это елочка у нас»
муз. Слонова, сл. Малкова
4.«Будем маме помогать»
МетодикаА. Железновых
5. «Койонок» Н. Воинков
6.Автобус Методика
А.Железновых
4. «Ай да Елочка»
муз., сл. Олифировой
6. «Новогодний хоровод»
муз. Филиппенко
сл. Бойко
7. «Чибичек» Д.Ф.Хохолков
8. «Елочка»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
16Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1. «Зима»
муз. Карасевой
сл. Френкель
1. «Самолет»
муз. Тиличеевой
сл. Найденовой
1. «Кукла заболела»
муз. Тиличеевой
сл. Каргановой
2. «Плачет котик»
муз. Пархаладзе
2. «Вот как хорошо»
муз. Попатенко
3. «Спи мой мишка»
муз. Тиличеевой
4. «Санки»
муз. Карасева
сл. Клоковой
3. «Пирожки»
муз. Филиппенко
сл. Кукловской
4. «Цыплята»
муз. Филиппенко
сл. Мироновой
5. «Очень любим маму»
муз.Тиличеева
3. «Дождик»
муз., сл. Макшанцева
4. «Мы запели песенку»
муз., сл. Филиппенко
5. «Ах какая мама»
муз., сл. Макшанцева
6. «Бабушке»
муз., сл. Качаевой
1. «Дудочка»
муз., сл. Макшанцева
2. «Паровоз»
муз., сл. Макшанцева
3. «Цапцарап »
муз. Гаврилова
сл. Лепко
4. «Дождик»
муз. Лукониной
сл. Чадовой
1. «ЖУК»
обр. Метлова
2. «Игра с лошадкой»
муз. Кимко
сл. Кукловской
3. «Праздник веселый к
нам пришел»
муз. Раухвергера
сл. Высотской
4. «Дождик»
муз., сл. Романовой
172. 2 Музыкальноритмические движения
Ценностноцелевые ориентиры: развитие ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического
отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.
Младшая группа
учить двигаться соответственно 2х частной форме музыки;
совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег);
улучшать качество танцевальных движений;
развивать умения выполнять движения в паре;
эмоционально передавать игровые и сказочные образы;
формировать навыки ориентировки в пространстве.
18сентябрь
Марш ,
«Пальчикиручки»
музыка и движение
Марш,
«Птички»
«Пальчикиручки»
Младшая группа: музыкальноритмические движения
октябрь
«Марш»
«Птички», с.
«Догонялки»
Ходьба с остановкой
«Коготки»
«Маленький танец» А.И.Буренина.
ноябрь
Тихо громко (марш)
Пружинка + фонарики
Игра «Солнышко и дождик»
«Бег и ходьба»
«Притопы обеими ногами»
«Танец с платочками»
«Птички»,
«Пружинкипрыжки»
«Пальчикиручки»
«Утята»
«Кто хочет побегать?»
«Кулачек о кулачек»
«Маленький танец» (А.Буренина)
«Танец с листочками»
«Кошечка» (ходьба)
«Коготки»
«Автомобиль и воробушки»
(игра)
«Устали наши ножки»
«Фонарики»
«Догони нас, Мишка»
«Кто хочет побегать?»
«Колокольчики звенят»
«Маленький танец»
«Кошечка»
«Полочка» с кружением
«Танец с платочками»
я
л
е
д
е
н
I
я
л
е
д
е
н
I
I
декабрь
«Зайчики»
«Хоровод»
«Танец снежинок»
«Зайчики»
«Хоровод»
«Танец снежинок»
«Танец гномиков»
«Танец шоколадных
мишуток»
«Хоровод»
«Зайчики» танец
«Танец снежинок»
«Новогодний
паровозик»
«Хоровод»
«Танец снежинок»
«Зайчики» танец
19«Устали наши ножки»
«Согревалочка» с. 12
«Театр Танца»
«Догони нас, Мишка»
«Танец с листочками»
с. 10 Т,Суворова
«Кто хочет побегать?»
«Музыка и движения»
«Пружинка с фонарик»
«Гуляемпляшем»
Кто хочет побегать?» с.
Притопы обеими ногами
Танец с осенними
листочками,
с. 10Т.Суворова.
«Марш с остановкой»
«Гуляемпляшем»
«Догонялки»
я
л
е
д
е
н
I
I
I
я
л
е
д
е
н
V
I
«Маленький танец»
«Тиктак»
«Прятки»
Мышки – игра
«Птички» с.
«Колокольчики звенят»
«Полька Кремена»
Ритмическая мозаика
«Устали наши ножки»
«Птичка пьет воду»
Танец с платочками
«Марш» «Тиктак»
«Стуколка»
Подготовка к
новогоднему празднику
Новогодний праздник
«Стирка»
«Полочка» с кружением
«Стукалка»
«Танец с платочками»
«Марш»
«Неваляшки»
«Автомобиль и воробушки»
(игра)
«Кошечка»
Коготки
«Танец с платочками»
«Пальчикиручки»
«Танец с платочками»
«Автомобиль и воробушки»
(игра)
январь
я «Марш»
л
е
д
е
н
I
«Ножками
затопали»
«Согревалочка»,
«Танцевальная
ритмика»
февраль
Мелкий бег
«Лодочка» (поворот)
«Помирились»
март
Утренник,
посвященный 8
Марта
апрель
«Марш» (спортивный)
Хлопки (громкотихо)
«Покружились и
поклонились»
май
«Рассыпались бусы»
«Качаемся на
качелях»
«Догони нас, Мишка»
20«Ножками
затопали»
«Полочка»
«Согревалочка»
Ходьба на носочках
«Карусель»
«Согревалочка»
Мелкий бег
«Лодочка»
«Помирились»
Ходьба в перевалочку
«Лодочка»
«Помирились»
я
л
е
д
е
н
I
I
я
л
е
д
е
н
I
I
I
«Карусель»
«Деревце растет»
«Платочек»
Ходьба «Мишки»
Хлопки перед собой
«Помирились»
«Карусель»
«Кошечка»
«Согревалочка»
«Театр Танца»
«Птички»
«Прыжки на месте с
продвижением»
«Стуколка»
Хлопки перед собой и по
коленям
Прыжки с продвижением
«Утята»
«Мишки» (ходьба)
Хлопки перед собой
«Помирились»
л
е
д
е
н
V
I
я «Шагаем
маршеруем»
«Птичка пьет
водичку»
«Согревалочка»
Легкий шаг и легкий бег
Хлопки
«Утята»
М.Железновых
Нога на каблук
«Колокольчики»
«Покружились и
поклонились»
«Лошадка» (прямой
галоп»
«Птичка пьет
водичку»
«Покружились и
поклонились»
Удар ногой в пол
Выставление ноги на
пятку
«Согревалочка»
«Зайчики» (прыжки)
Игра с погремушкой
«Сапожки»
Ходьба с остановками
«жарко» «до
свидания»
игра «Солнышко и
дождик»
«Марш» (тихо
громко)
игра «Солнышко и
дождик»
«Вокруг лужи», с. 7
Бег и прыжки
«Качаемся на
качелях»
«Вокруг лужи»
Образная ходьба
«Неваляшки»
«Вокруг лужи»
«Лошадки»
Цирковые лошадки»
«Догони нас, Мишка»
«Автомобиль и
птицы»
«Колокольчики»
«Вокруг лужи»
Прыжки на месте с
поворотами
Выставление ноги на
носок
«Солнышко и тучка»
«Лошадка»
«Полька Кремена»
«Вокруг лужи»
21
Ходимбегаем
«Карусель»
Танец «Сапожки»
Игра «Кошка и
котята»
«Лошадка» (прямой
галоп)
«Автомобиль»
(топающий шаг)
«Сапожки»
«Лошадка»
«Полочка
погрозили»
«Игра с кошкой»
«Кошкимышки»,
«Деревце растет»
Танец «Сапожки»
Ходьба на носочках
пятках
«Новая кукла»
поворот
«Подружись иХодьба на носочках
«Деревце растет»
«Стуколка»
«Мишки»
Хлопки
«Утята»
поклонись»
«Т.Суворова»
«Лисичка идет»
«Тарелочки»
Покружились и
поклонились»
«Солнышко и
дождик»
«Солнышко и тучка»
«Вокруг лужи»
«Карусель»
«Неваляшка»
Вокруг лужи»
1. 3. Игра на детских музыкальных инструментах
Ценностноцелевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой
деятельности.
знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием;
Младшая группа
способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных инструментах..
Младшая группа: игра на детских музыкальных инструментах
сентябрь Знакомство с шумовым инструментом погремушкой и её разновидностями
октябрь Знакомство с ударным звенящим инструментом: бубен
ноябрь
Знакомство с ударным инструментом «барабан» и его видами (деревянный, металлический)
22декабрь «Угадайка»: погремушка, бубен, барабан
январь
Знакомство с ударным, звенящим музыкальным инструментом «колокольчик»
Исполнение в оркестре простых ритмических рисунков
февраль Знакомство с духовым инструментом (народным) свистулька , знакомство с Алтайскими народными
март
апрель
май
март
инструментами.
Знакомство с духовым (народным) инструментов – «дудочка» и её видами, знакомство казахскими народными
инструментами
«Угадайка»
«Угадайка», исполнение в оркестре простых мелодий
Выступление смешанного оркестра на празднике 8 Марта
«Угадайка»: шумовые, звенящие
апрель Понятие «народные инструменты», «народный оркестр»
Оркестровка русских, алтайских, казахских народных мелодий
Знакомство с музыкальной коробочкой (ударный)
май
23II.
Не регламентированная музыкальноигровая деятельность (самостоятельная)
Младшая группа: не регламентированная деятельность
Вокально
двигательные
разминки
Артикуляционная
гимнастика, точечный
массаж
Дыхательная гимнастика
Музыкально
дидактические игры
сентябрь «Птица и птенчики»
Развивать звуковысотный
звук
«Балтушка»
«Ириска»
«Маляр»
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева
«Птица и птенчики»
Погремушка ) быстро и
медленно играет)
октябрь
«Петушок» чисто
интонировать мелодию
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь»
Собачка «нюхает» воздух
вверху, внизу
ноябрь
«На чем играю?»
Различение высоты звука
декабрь
«Кукла шагает, бегает»
различение ритма
«Заборчик»
«Ириска»
«Болтушка»
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки»
Собачка радуется, высунув
язык
«Лев рычит»
«Большой и маленький
петушок» (звуковысотность)
«Тихие и громкие звоночки»
(динамика)
«Трубы и барабан»
«Мышка и Мишка»
(регистры)
«Солнышко и тучка»
(грустно – весело)
Угадайка: ударные
24январь
«Ноги – ножки»
различение ритма
февраль «Тихие и громкие
звоночки» (динамика)
март
«Колпачки» (тембровый
слух)
апрель
«Ступеньки»
(звуковысотный слух)
май
«Угадай колокольчик»
(звуковысотный слух)
с. 33
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь»,
«Змея»
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки», «Змея»
«Заборчик»
«Болтушка»,
«Обезьянки»
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея», «Обезьянки»
«Болтушка»
«Ириска»
«Обезьянки»
Счет до 10 «от шепота до
крика»
«Где мои детки»
(звуковысотность)
Птичка большая и маленькая
«Качели» (октава)
«Курочка и цыплята»
(звуковысотность)
Оркестр – «угадайка»:
бубен, погремушка,
колокольчик
«Чей домик»
(звуковысотность)
«Кто идет?» ритм
«Курица и цыплята»
«Солнышко и тучка»
«Мишка и Мышка»
25III. Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития
Младшая группа
различать высоту звуков (высокий низкий);
вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;
двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;
выполнять простейшие движения;
различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.
слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;
различать звуки по высоте (октава);
замечать динамические изменения (громкотихо);
петь не отставая друг от друга;
26 выполнять танцевальные движения в парах;
двигаться под музыку с предметом.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс,
проявляет любознательность
ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.
IV. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса
27Вид музыкальной деятельности
Учебнометодический комплекс
1. Восприятие:
2. Слушание
«Казахские национальные танцы» («Камажай», «Танец с домбрами», «Айголек».
Просмотр слайдов «Алтайские музыкальные инструменты» (икели, комус, дьядан),
1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская
программа и методические рекомендации. – М., 2013г..
2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12
частях (2х томах). – М., 2009
3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7
аудиокассет.
4.Парциальная программа по развитию танцевального
Цель: познакомить детей с алтайскими музыкальными инструментами. Расширять словарный
творчества «Ритмическая мозаика» /А.Буренина/ 2012г.
запас детей.
«Программа по музыкальноритмическому воспитанию детей
2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
Прослушивание алтайских песен («Уигендерим чымылды», «Чибичек» А. Анохин,В.Хохолков
5.Развитие творческих способностей у детей 3лет средствами
Н.Воинков, «Койонок» и др. ), песен в исполнении алтайских исполнителей
кукольного театра. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович 2007
Б.Байрышева.С.Урчимаева.
Заучивание алтайской песни «Менин болчок мечигим».
Прослушивание песен о родном селе.
Цель: продолжать знакомить детей с алтайскими песнями . Воспитывать любовь к культуре
своего народа.
3.Исполнение оркестра (шумовой)
6. Д.Ф.Хохолков «Гимн природе»
7. Г.Трифанов «Дыхание Алтая»
8..Б.Байрышев «Кай»
9.С.Урчимаев «Кай»
10. И.Иванов А.А. Рудшевская О.В «Звуки
природы»
11.И.Иванов А.А. Рудшевская О.В. « Театральные шумы»
12. Пособие с аудио приложением «Я рисую музыку»
13. Портреты русских и зарубежных композиторов
14. Наглядно иллюстративный материал:
сюжетные картины;
пейзажи (времена года);
комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»
(«Мозаикасинтез»).
15. Музыкальный центр «Soni».
28
3. Просмотр видео роликов «Танцы алтайского народа» («Танец огня», «Танец с чашками» ,
«Пляска с платочками»)
Цель: продолжать знакомить детей с танцами алтайского, казахского народа. Вызвать желание
выучить один из танцев.
Праздники «Чага –байрам» «Наурыз», «Масленница»Этнокультурный компонент
Младший дошкольный возраст
2. Пение: музыкальнослуховые
представления
ладовое чувство
чувство ритма
1. «Птица и птенчики»
2. «Мишка и мышка»
3. «Чудесный мешочек»
4. «Курица и цыплята»
5. «Петушок большой и маленький»
6. «Угадайка»
7. «Кто как идет?»
1. «Колпачки»
2. «Солнышко и тучка»
3. «Грустновесело»
1. «Прогулка»
2. «Что делают дети»
3. «Зайцы»
29Вид музыкальной
деятельности
Наглядноиллюстративный материал
1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.
«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000.
3. Музыкальноритмические
движения
2. Т.Суворова «Танцевальная ритмика» комплект из 8 дисков.
3. Разноцветные шарфы 25 штук.
4. Разноцветны платочки – 50 штук.
5. Разноцветные ленточки 20штук
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока,
красная шапочка.
6. Маскишапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка,
петух.
7. Косынки (желтые, красные) – 10 штуки.
8.Котюмы цветочки, овощи и фрукты15 штук.
9.Костюмы «Солнечные лучики» 8штук
10.Шортики 13 штук.
304. Игра на детских
Детские музыкальные инструменты:
музыкальных инструментах
1. Неозвученные музыкальные инструменты
звуковые открытки – 3 штуки;
2. Ударные инструменты:
бубен – 12 штук;
барабан – 6 штук;
деревянные ложки – 10 штук;
трещотка – 1 штука;
треугольник – 1 штук;
колотушка – 5 штуки;
коробочка – 3 штуки;
музыкальные молоточки – 2 штуки;
колокольчики – 20 штук;
металлофон (хроматический) – 1 штуки;
маракас – 7 штук;
3. Духовые инструменты:
свистульки – 3 штуки;
дудочка – 1 штука;
губная гармошка – 2 штуки;
313233343536