Рабочая программа по обществознанию
Оценка 4.6

Рабочая программа по обществознанию

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
обществознание
5 кл
23.05.2017
Рабочая программа по обществознанию
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; 2. Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. 3. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты третьего поколения); 4. Федерального перечня учебников. Данная рабочая программа разработана на основе: Программа ориентирована на УМК для предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова «Обществознание»
обществознание 5 класс.doc
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:  1. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утвержденного   приказом   Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; 2. Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5­9 классы» и предназначена для учителей.  3.  Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.                   (Стандарты третьего поколения); 4. Федерального перечня учебников. Данная рабочая программа разработана на основе:  Программа ориентирована на УМК для предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова «Обществознание»   Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей: 1.  Развитие  личности в ответственный период социального взросления человека (10­15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления   в   процессе   восприятия   социальной   информации   и   определения   собственной   позиции;   нравственной   и   правовой   культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации; 2. Воспитание  общероссийской   идентичности,  гражданской   ответственности,   уважения   к   социальным   нормам:   приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 3. Освоение  на уровне функциональной грамотности системы  знаний,  необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,  4. Овладение  умениями   познавательной,   коммуникативной,   практической   деятельности   в   основных   характерных   для   подросткового возраста социальных ролях. 5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско   ­   общественной   деятельности;   межличностных   отношений;   отношений   между   людьми   различных   национальностей   и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений Исходя   из   концептуальных   подходов   к   современному   обществоведческому   образованию   и   особенностей   учащихся   отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: ­ создать содержательные и организационно ­ педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально­оценочной деятельности); ­ способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); ­ помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; ­ содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); ­ обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; ­   предоставить   возможность   учащимся   существенно   расширить   активный   словарь   через   включение   в   него   основных   обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; ­ помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; ­ предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.        В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.  Задача данной программы  – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.   Программа   последовательно   вводит   ученика   в   расширяющийся   круг   социальных   институтов:   от   самого   близкого   и   эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема  «Родина».  Учащиеся   расширяют  круг  сведений   не только  о  важнейших  социальных   институтах   и  их общественном  назначении,  но и  о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных  уроков­практикумов,  на которых учащиеся выполняют  практические задания, развивают  свои познавательные,  коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.  Общая характеристика курса обществознание «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о  влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная  психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание»  как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития  рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах. Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.     Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют: ● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебному плану); ● установить   соответствие   этого   уровня   требованиям   Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта   общего образования; ● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.  1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками. Отметка   за   устный   ответ   обучающегося   заносится   в   классный   журнал   в   день   проведения   урока.   Отметка   за   письменную   самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Формы и средства контроля   Текущий   контроль     знаний,   умений   и   навыков   осуществляется   в   форме   проверочных   работ,   тестирования,   фронтальных   опросов, подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов Изучение  разделов завершается  повторительно­обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).  2.Промежуточный контроль знаний обучающихся        Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.    Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Критерии оценивания. Критерии 1. Организация  ответа (введение,  основная часть,  заключение) 5 (ОТЛ.) 4 (ХОР.) 3 (УД.) 2 (НЕУД.) Удачное использование  правильной структуры  ответа (введение ­  основная часть ­  заключение); определение  темы; ораторское  Использование структуры  ответа, но не всегда удачное;  определение темы; в ходе  изложения встречаются  паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов  ответа; неудачное определение  темы или её определение после  наводящих вопросов; сбивчивый  рассказ, незаконченные  предложения и фразы, постоянная  Неумение сформулировать  вводную часть и выводы; не  может определить даже с  помощью учителя, рассказ  распадается на отдельные  фрагменты или фразы 2. Умение  анализировать и  делать выводы 3. Иллюстрация  своих мыслей 4. Научная  корректность  (точность в  использовании  фактического  материала) 5. Работа с  ключевыми  понятиями искусство (умение  говорить) Выводы опираются не  основные факты и  являются обоснованными;  грамотное сопоставление  фактов, понимание  ключевой проблемы и её  элементов; способность  задавать разъясняющие  вопросы; понимание  противоречий между  идеями Теоретические положения  подкрепляются  соответствующими  фактами Отсутствуют фактические  ошибки; детали  подразделяются на  значительные и  незначительные,  идентифицируются как  правдоподобные,  вымышленные, спорные,  сомнительные; факты  отделяются от мнений Выделяются все понятия и  определяются наиболее  важные; чётко и полно  определяются, правильное  и понятное описание 6. Причинно­ Умение переходить от  Некоторые важные факты  упускаются, но выводы  правильны; не всегда факты  сопоставляются и часть не  относится к проблеме;  ключевая проблема  выделяется, но не всегда  понимается глубоко; не все  вопросы удачны; не все  противоречия выделяются необходимость в помощи учителя Упускаются важные факты и  многие выводы неправильны;  факты сопоставляются редко,  многие из них не относятся к  проблеме; ошибки в выделении  ключевой проблемы; вопросы  неудачны или задаются только с  помощью учителя; противоречия  не выделяются Большинство важных фактов  отсутствует, выводы не  делаются; факты не  соответствуют рассматриваемой  проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую  проблему (даже ошибочно);  неумение задать вопрос даже с  помощью учителя; нет  понимания противоречий Теоретические положения не всегда подкрепляются  соответствующими фактами Теоретические положения и их  фактическое подкрепление не  соответствуют друг другу Смешивается теоретический и  фактический материал, между  ними нет соответствия Встречаются ошибки в  деталях или некоторых  фактах; детали не всегда  анализируются; факты  отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и  почти во всех деталях; детали  приводятся, но не анализируются;  факты не всегда отделяются от  мнений, но учащийся понимает  разницу между ними Незнание фактов и деталей,  неумение анализировать детали,  даже если они подсказываются  учителем; факты и мнения  смешиваются и нет понимания  их разницы Выделяются важные  понятия, но некоторые  другие упускаются;  определяются чётко, но не  всегда полно; правильное и  доступное описание Частичные нарушения  Нет разделения на важные и  второстепенные понятия;  определяются, но не всегда чётко и  правильно; описываются часто  неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут  описать или не понимают  собственного описания Причинно­следственные связи  Не может провести причинно­ следственные связи частного к общему или от  общего к частному; чёткая  последовательность причинно­следственных  связей; небольшие  логические неточности проводятся редко; много  нарушений в последовательности следственные связи даже при  наводящих вопросах,  постоянные нарушения  последовательности Критерии оценки устного ответа:   глубокий,  с  привлечением   дополнительного   материала  и   проявлением   гибкости   мышления   ответ   ученика   оценивается  пятью баллами;     твердое знание материала в пределах программных требований ­ четырьмя;  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;   наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;  активное участие в процессе урока с допущением каких­либо ошибок в процессе выполнения задания ­ четырьмя;  неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами; полное отсутствие активности ­ отметка «2»; отметкой «2»;  Критерии оценки работы на уроке:      Критерии оценки тестового задания:      Критерии оценки сообщения или проекта:   75­100% ­ отлично «5»;  60­74% ­ хорошо «4»  50­59% ­ удовлетворительно «3»; менее 50% ­ неудовлетворительно «2»; оценивается пятью баллами;  глубокий,   самостоятельный,   с   привлечением   дополнительного   материала   и   проявлением   гибкости   мышления   ответ   ученика, привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ ­ четырьмя;  выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы ­ отметка «2»;    Критерии выведения полугодовых и годовых оценок: Отметка   «5»  выводится   при   выполнении   следующих ­   выполнение   дополнительных   заданий   в   виде   сообщений   и проектов требований: ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка   «4»  выводится   при   выполнении   следующих требований: ­ активная и правильная работа учащегося на уроке; ­ активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий по желанию; ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка   «3»  выводится   при   выполнении   следующих требований: ­ отсутствие самостоятельной активности на уроке; ­ отсутствие выполнения дополнительных заданий; ­ низкий уровень знания базового материала; Технологии обучения 1 Проблемное обучение. 2 Развивающее обучение. 3 Дифференцированное обучение. 3 Активное обучение. 4 Игровое обучение. 5 Обучение критическому мышлению. Формы уроков 1 Традиционный урок. 2 Урок творчества. 3 Урок ­ ролевая игра. 4 Повторительно ­ обобщающий урок. 5 Урок защиты учебных проектов. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения предмета обществознания в 5 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.  Место учебного предмета в учебном плане 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;   отношении   к   человеку,   его   правам   и   свободам   как   высшей   ценности;   стремление   к   укреплению   исторически   сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: 1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3.   Способности   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать   адекватные   способы   деятельности   и   модели   поведения   в   рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:  ­ использование элементов причинно – следственного анализа; ­ исследование несложных реальных связей и зависимостей; ­ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; ­ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; ­ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ­ подкрепление изученных положений конкретными примерами; ­ оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; ­ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: 1.   Относительно   целостное   представление   об   обществе   и   человеке,   о   сферах   и   областях   общественной   жизни,   механизмах   и   регуляторах деятельности людей; 2.   Знание   ряда   ключевых   понятий   об   основных   социальных   объектах;   умение   объяснять   с   опорой   на   эти   понятия   явления   социальной действительности; 3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; 4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие   термины   и   понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать,   обобщать,   систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; 5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; 6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; 10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; 11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; 12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию,  умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: Формулировки личностных результатов в ФГОС 1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,  знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;  3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,   гражданской   позиции,   к   истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира;   готовности   и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно­полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; +) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; +) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Формулировки метапредметных результатов в ФГОС 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  6) умение   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,    самостоятельно выбирать   основания   и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 7)   умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы,   модели   и   схемы   для   решения   учебных   и познавательных задач; 8) смысловое чтение;  9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: 1­я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:  Добывать и критически оценивать информацию.  Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.  Обобщать.  Группировать.  Сравнивать факты, явления и понятия.  Устанавливать причинно­следственные связи. 2­я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:  Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.  Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.  Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты. 3­я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:  Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений. Основное содержание курса 5 класс (34 часа) Введение  (1 ч).  Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение  изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.  Тема 1. Человек. (5 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного.  Наследственность.  Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель  взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по  возрасту партнерами. Тема 2. Семья. (5 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между  поколениями. Семейные ценности и нормы.  Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.  Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни. Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники. Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия  человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество. Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.  Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права  человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России.  Межнациональные отношения.  Наша Родина – Россия.  «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности. Итоговая контрольная работа (1ч.) Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Семья и семейные отношения. Роль образования в  жизни человека. Труд – основа жизни. Наша Родина – Россия. Предполагаемые результаты реализации программы 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причем   важны   здесь   будут   не   только   и   не   столько   фундаментальные   знания,   сколько   те,   которые   нужны   человеку   для   полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных   ситуаций,   ролевая,   деловая,   коммуникативная   и   др.   игры.   Необходимо   инициировать   и   организовывать   работу   школьников   с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно­окрашенного социального действия). 3. Основная   функция   –   деятельностная:   выставки,   олимпиады,   исследовательские   проекты,   компьютерная   презентация   и   др.   Достижение результатов   третьего   уровня   будет   возможно   при   условии   организации   взаимодействия   школьника   с   социальными   субъектами   в   открытой общественной среде.  УМК Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения курса обществознания в 5 классе: 1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.:  Просвещение, 2013. 2. Митькин А. С.  Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. ФГОС К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание 5 класс». ­ М.: Экзамен, 2013. 3. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.:  Просвещение, 2013. 4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2014. Дополнительная литература для учащихся: 1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие­репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009. 2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011. Дополнительная литература для учителя: 1. Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. – Волгоград:  Учитель, 2013. 2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию­М.:  Русское слово, 2009. Цифровые образовательные ресурсы: http  http  http  http   .  rsnet    .  president    .  rsnet    .  jurizdat    ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   .  ru   /  editions    /  official    /  lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.  .  ru   / — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).  .  kremlin    .  ru   / — Президент Российской Федерации.  .  ru   / — Судебная власть Российской Федерации. .  ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.  .  ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.  .  socionet  ://   www  http     .  gks   www   : //   http   .  alleng  ://   www  http    http   ://   www   .  subscribe    .  ru   /  edu   /  social    .  ru   /  catalog    2.   htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                    /  economics    6  social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                        .  education    .  eidos   № п/п Раздел  (кол­во  часов), тема урока. Введение  (1 ч) Вводный  урок 1 Календарно­ тематическое планирование Тип  урока Виды деятельности  (элементы содержания) Планируемые образовательные результаты (в соответствии с Формы контроля  Универсальные учебные действия (УУД): предметные, ФГОС). метапредметные, личностные. Дата  прове дения Примеч ание Урок  формиро вания  новых  знаний Значение изучения общества  для человека. Науки,  изучающие развитие  общества. Сферы жизни  общества.  Освоение форм работы с  Знать значение, использование термина «обществознание». Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание;  характеризовать некоторые общественные процессы Иметь представление о связи обществознания с другими науками Воспитание гражданственности, интереса к предмету  «обществознание» Работа с текстом  учебника, вводная  беседа,  фронтальная и  индивидуальная  работа. учебником, электронным  приложением рабочей  тетрадью. Определение  целей проектной  деятельности. Человек  (5 ч) Загадка  человека 2 Цели и ценность  человеческой жизни.  Природа человека. Урок  изучения  нового  материал а 3 Загадка  человека Комбини рованный урок Человек – биологическое  существо. Отличие человека  от животных  наследственность Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в  человека разумного современного вида. Характеризовать  особенности познания человеком окружающего мира и самого  себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека, и какие  способности проявляли первобытные люди. Сравнивать  способности первобытного человека и человека современного  XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и  ресурсы Интернета и формулировать собственное определение  понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами  искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по  рисункам Усвоить, что труд является основой развития человека, на­ учиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и  развитие своих способностей важны не только для достижения  личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем.  Научиться оценивать свои знания, способности и поступки,  ценить время, понимать его важность. Формировать в себе  качества доброго, милосердного, порядочного человека,  выполняющего свой долг; непримиримое отношение к проявлени­ ям нечестности и обмана. Научиться беречь свое здоровье, вести  здоровый образ жизни и избегать вредных привычек Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность  человеческой жизни. Сравнивать свойства человека и животного. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами  биологическое и социальное в природе человека. Понимать  особенности различных периодов жизни человека. Понимать полноту ответственности человека, как  биологического вида, за существование общества и природы. Фронтальная и  индивидуальная  беседа. Работа с текстом  учебника по  заданиям;  выполнение  проблемных  заданий,  моделирование  ситуаций и их  анализ. Работа с текстом  учебника по  заданиям;  выполнение  проблемных  заданий,  моделирование 4 5 6 Отрочество ­ особая  пора жизни Комбини рованный урок Отрочество – особая пора  жизни. Особенности  подросткового возраста.  Размышления подростка о  будущем.  Самостоятельность –  показатель взрослости. Отрочество ­ особая  пора жизни Комбини рованный урок Размышления подростка о  будущем.  Самостоятельность –  показатель взрослости. Умение сознательно организовывать свою познавательную  деятельность (от постановки цели до получения и оценки  результата) Уметь применять на практике правила общения в различных  социальных ситуациях. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт своей   личности  с  учётом  мнения других  людей,   в  том числе для  корректировки собственного поведения в окружающей среде;  выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,  экологических требований; Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Уметь применять на практике правила общения в различных  социальных ситуациях. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Уметь давать оценку своим  учебным   достижениям, поведению,  качествам своей личности с учётом  мнения других людей,  в том  числе для корректировки собственного поведения в окружающей  среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых  норм, экологических требований; Уметь применять на практике правила общения в различных  социальных ситуациях. Практикум по теме  «Человек» Урок­  практику м Почему нельзя стать  человеком без общения. Особенности общения  подростков со сверстниками, со старшими и младшими по  возрасту партнёрами. Характеризовать основные положения раздела; анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную  точку зрения Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное,  использовать ранее изученный материал для решения  познавательных задач Воспитание трудолюбия ситуаций и их  анализ.  Методы:  наглядные,  словесные,  практические. Работа с текстом  учебника по  заданиям;  выполнение  проблемных  заданий и  моделирование  ситуаций, и их  анализ. Работа с текстом  учебника по  заданиям;  выполнение  проблемных  заданий и  моделирование  ситуаций, и их  анализ. Выполнение  заданий по  рабочей тетради. Работа с текстом  учебника по  заданиям;  выполнение  проблемных  заданий и  моделирование 7 8 9 Семья  (5 ч.) Семья и  семейные  отношения Урок  изучения  нового  материал а Семейное  хозяйство Комбини рованный урок Семейное хозяйство. Забота  и воспитание в семье.  Распределение обязанностей. Обязанности подростка.  Рациональное ведение  хозяйства. Свободное  время Комбини рованный Свободное время. Занятия  физкультурой и спортом.  Телевизор и компьютер.  Увлечения человека.  Значимость здорового образа жизни. Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и  значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей  современных и существовавших в России ранее, городских и  деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути  их разрешения. Называть основной документ, регулирующий  семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать  семейные обычаи, традиции. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу,  поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о  собственных обязанностях в своей семье. Исследовать  конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их  возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Проявлять любовь и уважение к старшему поколению, семье.  Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать  статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают  рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем  хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.  Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. Учиться быть рачительными хозяевами. Учиться помогать семье,  как правильно вести хозяйство. Объяснять какое время можно назвать свободным, какие  движения губительны для организма, а какие ­ полезны и ценны  для развития и совершенствования человека; что досуговая  деятельность ­ это сфера самовоспитания и самоопределения. Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его  организация, играет важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «свободное  время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую  ситуаций и их  анализ Комментированно е чтение  параграфа,  выполнение  заданий по  учебнику и в  рабочей тетради,  моделирование  ситуаций и их  анализ. Составить  семейный бюджет. Беседа, работа с  текстом учебника, выполнение  заданий в рабочей  тетради,  заполнение  таблицы. Работа с текстом  учебника,  объяснения  учителя,  выполнение  познавательных  заданий в рабочей  тетради, 10 11 12 Практикум по теме  «Семья» Урок­  практику м Я и моя семья. Учимся  рационально вести домашнее  хозяйство. Обобщение по теме:  «Семья» Школа (6 ч) Образовани е в жизни  человека Семейный досуг и здоровый  образ жизни. Урок  обобщени я и  повторен ия Урок  изучения  нового  материал а Роль образования в жизни  человека. Значение  образования для общества.  Ступени школьного  образования. деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам. Научиться правильно использовать свободное время. Характеризовать основные положения раздела; анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную  точку зрения.  Составлять рассказы:  ­учимся быть рачительными хозяевами; ­учимся помогать семье; ­мы ­ семья, а это значит... Воспитание ответственности, выражать собственную точку  зрения на значение семьи Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии  ребенка. Показывать, какое место в системе образования  занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для  современного человека. Описывать возможности личного  развития, которые предоставляет образование Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о  значимости школы для человека. Оценивать и корректировать  собственное отношение к своей учебе, умение учиться,  возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как  вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда  составление  таблицы «Хобби:  причины  возникновения,  виды». Игра «Чудо­ дерево»,  творческие  задания в парах,  индивидуальная и  фронтальная  работа. Практическое  занятие с  элементами  мозгового штурма Работа с текстом  учебника,  выполнение  заданий учебника  и в рабочей  тетради,  индивидуальная и  фронтальная  работа, моделирование  ситуаций и их  анализ. 13 Образовани е в жизни  человека Комбини рованный проявляется ценность и важность образования человека при  приеме на работу, повышении в должности.  14 Образовани е и  самообразо вание Комбини рованный Образование и  самообразование. Учеба –  основной труд школьника. 15 Образовани е и  самообразо вание Комбини рованный урок Учение вне стен школы.  Умение учиться Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­ являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные  примеры характеризовать значение самообразования для  человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его  развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в  школе знаний Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о  правах и обязанностях ученика. Воспитание ответственности, умение учиться. Повышение  мотивации к учебной деятельности. Научиться понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности. 16 Однокласс ники,  Комбини рованный Отношения младшего  подростка с  Использовать элементы причинно­следственного анализа при  характеристике социальных связей младшего подростка с  Работа с текстом  учебника,  выполнение  заданий учебника  и в рабочей  тетради,  индивидуальная и  фронтальная  работа, моделирование  ситуаций и их  анализ. Наглядный метод,  частично­ поисковый,  практический,  формы –  индивидуальная и  фронтальная,  беседа, работа с  текстом учебника, выполнение  заданий в рабочей  тетради. Наглядный метод,  частично­ поисковый,  практический,  формы –  индивидуальная и  фронтальная,  беседа, работа с  текстом учебника, выполнение  заданий в рабочей  тетради Моделирование  ситуаций и их сверстники , друзья. одноклассниками,  сверстниками, друзьями.  Дружный класс. 17 Практикум по теме  «Школа» Урок­  практику м Школа в жизни человека и  общества. «Век живи – век  учись». Учись учиться. Мои  одноклассники. 18 Труд (6 ч) Труд –  основа  жизни 19 Труд –  основа  жизни Урок  изучения  нового  материал а Комбини рованный Содержание и сложность  труда. Результаты труда.  Заработная плата. Труд – условие  благополучия человека.  Благотворительность и  меценатство. одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­ держки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и  друзьями Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести  примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие  человеческие качества считают наиболее важными для дружбы Проявлять дружеские отношения  с одноклассниками,  сверстниками, друзьями.  Характеризовать основные положения раздела; анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную  точку зрения Участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять  активность, планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей. Проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость,   ответственность, умение учиться. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и  общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных  видов деятельности человека Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить  примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам  достижения успеха в труде анализ. Наглядный метод, частично­ поисковый,  практический,  формы –  индивидуальная и  фронтальная,  беседа, работа с  текстом учебника, выполнение  заданий в рабочей  тетради Решение  познавательных  задач. Фронтальная и  индивидуальная  работа, работа в  парах. Наглядный метод,  частично­ поисковый,  практический,  формы –  индивидуальная и  фронтальная,  беседа, работа с  текстом учебника, выполнение  заданий в рабочей  тетради  Моделирование  ситуаций и их  анализ. 20 Труд и  творчество. Комбини рованный Ремесло. Признаки  мастерства. Творческий  труд. 21 Труд и  творчество Комбини рованный Творческий труд.  Творчество в искусстве. Определять значение труда в жизни человека. Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­ вестных мастеров Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда  мастера Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении  проблем различного характера. Учитывать разные мнения при решении проблемы, формулировка собственного мнения. Выражать понимание причин успешности/неуспешности в  учебной деятельности. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и  творчество. 22 23 Практикум по теме  «Труд» Обобщение по теме:  «Труд» Урок­  практику м Урок  обобщени я и  повторен ия Характеризовать основные положения раздела; анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную  точку зрения Самостоятельно выделять и формулировать учебную цель,  использовать общие приемы решения поставленных задач.  Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, проявлять  активность во взаимодействии. Планировать свои действия для  решения задачи. Проявлять социальную ответственность за свои мысли и  поступки. Проявлять доброжелательность и эмоциональную  отзывчивость . Индивидуальная и фронтальная  работа. Решение  познавательных  задач, работа с  текстом учебника. Работа с  терминами.  Выполнение  заданий в рабочей  тетради. Индивидуальная и фронтальная  работа. Работа с  текстом учебника. Работа с  репродукциями  картин.  Выполнение  заданий в рабочей  тетради Наглядный,  частично­ поисковый,  практический  методы, групповая форма работы. Моделирование  ситуаций и их  анализ, решение  познавательных  задач. Игровые  ситуации. Родина (10) Наша  Родина­ 24 Урок  изучения  Россия – федеративное  государство. Структура  Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно  значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о Решение  познавательных Россия. нового  материал а России как федерации, права субъектов России. Русский  язык как государственный.  25 Наша  Родина­ Россия. Комбини рованный Россия – федеративное  государство. Структура  России как федерации, права субъектов России. Русский  язык как государственный. 26 Государств енные  символы  России. Комбини рованный Государственные символы  России. Герб, флаг, гимн.  Государственные праздники. своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою  Отчизну. Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей  Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если  возможно, членах своей семьи Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. Определять понятие «федерация», объяснять, что значит быть  патриотом. Самостоятельно формулировать познавательную цель,  использовать общие приемы решения задач. Допускать  возможность существования у людей различных точек зрения, не  совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию  партнера во взаимодействии.  Выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ, историю. Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего  они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные  символы. Рассказывать историю российского герба и флага.  Описывать Государственный герб РФ. Описывать  Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят  постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о  государственных символах России. Иллюстрировать на  конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во  время Великой Отечественной войны. Самостоятельно формулировать познавательную цель,  использовать общие приемы для решения поставленных задач. задач Индивидуальная и фронтальная  работа, методы –  наглядный,  словесный,  практический,  частично­ поисковый.  Работа с текстом  учебника,  выполнение  заданий по  рабочей тетради.  Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический. Фронтальная и  индивидуальная  формы работы. Работа с текстом  учебника, с  иллюстрациями.  Выполнение  заданий по  рабочей тетради. 27 Государств енные  символы  России. Комбини рованный История государственных  символов России. Москва –  столица России. Использовать дополнительную литературу и Интернет для  подготовки сообщения на уроке о государственных символах  зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об  истории Государственного герба в России. 28 Гражданин  России Комбини рованный Гражданин – Отечества  достойный сын. Воспитывать уважение к государственным символам России,  патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою  Родину, народ, историю. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия  «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан  РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Определять права и обязанности граждан РФ Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских  обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям  гражданственности, представленным в СМИ Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с  ним, ощущать себя россиянином. Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический. Фронтальная и  индивидуальная  формы работы. Работа с текстом  учебника, с  иллюстрациями.  Выполнение  заданий по  рабочей тетради. Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический. Фронтальная и  индивидуальная  формы работы. Работа с текстом  учебника, с  иллюстрациями.  Выполнение  заданий по  рабочей тетради 29 Гражданин  России Комбини рованный Права граждан России.  Обязанности граждан  России. 30 Мы –  многонацио нальный  народ.  Комбини рованный Россия – многонациональное  государство. Национальность человека.  31 Мы –  многонацио нальный  народ.  Комбини рованный 32 Практикум по теме  «Родина»   Урок­  практику м Народы России – одна семья. Многонациональная  культура России.  Межнациональные  отношения. Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический. Фронтальная и  индивидуальная  формы работы. Комментированно е чтение.  Выполнение  заданий по  рабочей тетради Индивидуальная и фронтальная  работа. Работа с  терминами.  Ролевая игра. Тренинг. Работа с текстом  учебника.  Выполнение  заданий в рабочей  тетради. Индивидуальная и фронтальная  работа.  Тренинг. Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном  богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию  как многонациональное государство. Раскрывать особенности  многонационального государства. Перечислять, какие народы  проживают в нашей стране, как они называются все вместе. Формулировка проблемы урока. Самостоятельное создание  алгоритма деятельности при решении проблемы. Проявление активности  во взаимодействии при решении  поставленной задачи. Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных  национальностей, проживающих в нашей стране, для  поддержания гражданского мира в России, для ее развития и  процветания. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Приводить примеры и давать оценку проявлениям событиям,  происходящим в нашей стране. Фронтальная  работа и работа в  парах. 33 34 Повторени е по теме:  «Родина»   Быть настоящим  гражданином. Уважать  людей любой  национальности. Итоговый  контрольн ый тест. Урок  контроля и оценки  знаний Повторение и обобщение  полученных знаний. Характеризовать основные положения раздела; анализировать,  делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную  точку зрения Воспитывать уважение к своему народу. Воспитывать толе­ рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей. Осознавать свою этническую принадлежность. Следовать в  поведении социальным нормам. Знать основные  положения курса. Уметь: ­ анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ­  высказывать собственную точку  зрения или обосновывать известные; ­ работать с текстом учебни­ ка,   выделять   главное.  Использовать ранее изученный материал для решения по­ знавательных задач  Умение работать с тестовыми заданиями Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей.  Определение собственного отношения к явлениям современной  жизни. Формулирование своей точки зрения. Решение  познавательных  задач. Выполнение  заданий в рабочей  тетради. Групповая работа, решение  познавательных  задач,  моделирование  ситуаций и их  анализ.

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017