Рабочая программа по курсу "Обществознание" для 5 класса содержит: пояснительную записку, общую характеристику курса, место учебного курса в учебном плане, результаты изучения учебного предмета, содержание курса по разделам, планируемые результаты изучения учебного курса и календарно - тематическое планирование (1 час в неделю).
обществознание 5.doc
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки
России от 29.12.2014 №1644.
2. Фундаментального ядра содержания общего образования (основное общее образование);
3. Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 59 классы» и предназначена для учителей.
Программа ориентирована на УМК для предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова «Обществознание»
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить
следующие задачи:
создать содержательные и организационно педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической
и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и
свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи,
учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе,
селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть
освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной
информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и
перспектив допрофессиональной подготовки.
2 В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить
преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности
учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг
социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого
общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека,
проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроковпрактикумов, на которых учащиеся выполняют практические
задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего
35ч.
2. Общая характеристика курса.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь
каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,
политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность
изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный
предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий
мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего
подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический
диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется
в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных
ответов
Изучение разделов завершается повторительнообобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
3. Место курса в учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час (35 часов в год). В рабочей программе учтен национальнорегиональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с трудом и бытом адыгов
и составляет 10 % учебного времени.
4.
Результаты изучения учебного предмета.
3 Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам
и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно – следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
4 14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными
приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
Добывать и критически оценивать информацию.
Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
Обобщать.
Группировать.
Сравнивать факты, явления и понятия.
Устанавливать причинноследственные связи.
2я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
5.Содержание курса
5 класс (35 часов)
Введение (1 ч). Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки,
изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (5 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без
общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.
Тема 2. Семья. (5 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.
5 Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
6. Планируемые результаты.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный
уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться
познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной
культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для
успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права
есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных
социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая,
коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение,
вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и
малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как
общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностноокрашенного социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно
при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Ученик научится:
относительно целостному представлению об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
знанию ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умению объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знаниям, умениям и ценностным установкам, необходимым для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умению находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
пониманию побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знанию основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умению применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
установке на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
6 приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знанию особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
пониманию значения трудовой деятельности для личности и для общества;
пониманию специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.
пониманию роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знанию определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знанию новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации.
пониманию языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
пониманию значения коммуникации в межличностном общении;
умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомству с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации;
выбирать адекватные способы деятельности и t модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладению различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следованию этическим нормам и правилам ведения диалога;
умению выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
определять ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства;
признанию равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
Критерии оценки устного ответа:
7 Критерии оценки тестового задания:
75100% отлично «5»;
6074% хорошо «4»
5059% удовлетворительно «3»;
менее 50% неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением какихлибо ошибок в процессе выполнения задания четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности отметка «2»;
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
активная и правильная работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий по желанию;
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
отсутствие выполнения дополнительных заданий;
низкий уровень знания базового материала.
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения курса обществознания в 5 классе:
УМК
1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2015.
2. Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. ФГОС К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание 5 класс». М.: Экзамен, 2015.
3. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кравченко А.И. Задачник по обществознаниюМ.: Русское слово, 2015.
8 Требования к уровню подготовки
Универсальные Учебные
Действия
Дата проведения
план
факт
№
п/п
Тема урока
1
2
Введение
Зачем человек
рождается
НРК. Адыгея
республика в
составе РФ.
Кол
во
ча
сов
1
1
Элементы содержания
Объяснить, что такое
общественные науки, .Общество.
Человек – часть общества. твоё
окружение. Твоя страна. Наше
государство. Люди – богатство
страны. Добро – основа жизни.
Твои добрые дела.
Загадка человека: чем отличается
от других животных? Разум –
достоинство и преимущество
человека.
Ученик научится / получит
возможность научиться
Глава 1. ЧЕЛОВЕК 6 часов
Ученик научится:
* относительно целостному
представлению об обществе и
человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей.
Ученик получит возможность
научиться:
* умению сознательно организовывать
свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и
оценки результата).
Личностные УУД:
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня
учение.
Познавательные УУД:
Извлекать информацию из текста
Коммуникативные УУД:
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД:
Составлять план своих действий
03.09
10.09
9 3
Что такое
наследственность
1
Родня. Генетическая
наследственность. Инстинкты
механизм наследственности.
Наследственность –
биологическая сущность всех
людей. Способности.
Образование – способ влияния на
наследственность. Влияние
общества на личность человека.
О.И.Скороходова. Женщины и
мужчины.
4
5
Легко ли быть
подростком?
Отрочество –
особая пора жизни
1
1
Понятие «подросток».
Физиологические и
психологические особенности
подросткового возраста.
Отрочество – пора мечтаний,
открытия тонкостей и радостей
жизни, время самопознания
самоопределения
человека.Г.Шлиман
Ученик научится:
•
знанию ряда ключевых понятий
об основных социальных объектах;
умению объяснять с опорой на эти
понятия
социальной
действительности;
явления
•
знаниям,
умениям
и
ценностным установкам, необходимым
для сознательного выполнения
старшими подростками основных
социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умению находить нужную
социальную информацию в пе
дагогически отобранных источниках;
адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины
и понятия;
преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (ана
лизировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями);
давать
оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных
ценностей.
17.09
24.09
01.10
Личностные УУД
Высказывать свои предположения о том, зачем человек
рождается и каковы ценности человеческой жизни.
Познавательные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях
человека и животного, рассматривая схему.
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность
человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными
примерами биологическое и социальное в природе
человека.
Коммуникативные УУД
Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на
поведение живого существа влияют инстинкты?»
Регулятивные УУД
Составлять свой план текста
Личностные УУД
Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с
тем, что происходит с твоими сверстниками.
Познавательные УУД
Описывать отрочество как особую пору жизни.
Самостоятельно составлять схему правил общения.
Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность
человека помогли ему достичь в жизни значительных
успехов, используя дополнительные источники или
опираясь на жизненный опыт близких знакомых.
Понимать смысл высказывания и приводить примеры из
собственной жизни.
Коммуникативные УУД
Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и
подростка, разделившись на группы».
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
10 6
Самостоятельность
– показатель
взрослости.
1
Самостоятельность: проблема
выбора и ответственности
человека. Самостоятельность –
начало взросления личности, её
долгого пути к зрелости.
Отношение к проблемам: «за
что?» или «для чего?»
7
Зачем создаются
семьи.
1
Первичное объединение людей,
основанное на любви, симпатии,
родстве, уважении. Обязанности
семьи. Права и обязанности
членов семьи.
Государство защищает семью и
поддерживает её. Защита
государством членов семьи.
Виды семьи.
8
Как и почему
государство
заботится о семье.
НРК. Адыгские
семейные
традиции.
9
Нужен ли дому
хозяин.
1
1
Ученик получит возможность
научиться:
•
в
умению объяснять явления и
социальной
процессы
научных
действительности
их
позиций;
контексте
комплексно
сложившихся реалий и возможных
перспектив.
рассматривать
с
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ 6 часов
Ученик научится:
• пониманию побудительной
роли мотивов в деятельности
человека,
места ценностей в
мотивационной структуре личности,
их значения в жизни человека и
развитии общества;
•
•
•
знанию основных нравственных
и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни;
•
•
•
умению применять эти нормы
и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций;
Личностные УУД
Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети
хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не
прочь вернуться в детство.
Познавательные УУД
Находить основную мысль прочитанного текста и
записывать ее.
Коммуникативные УУД
Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план текста
Личностные УУД
Составить свой кодекс семейных отношений
Познавательные УУД
Объяснять значение слов, используя справочную
литературу или материалы Интернета.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Коммуникативные УУД
Готовить совместные ответы на вопросы, работая в
парах.
Регулятивные УУД
Вносить коррективы в план
Личностные УУД
Формировать свою позицию
Познавательные УУД
Готовить рассказ о роли техники в быту.
Описывать собственные обязанности в ведении
семейного хозяйства
Характеризовать совместный труд членов семьи
Коммуникативные УУД
Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского
жителя, работая в группах
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы
Личностные УУД
Высказывать свое мнение. Познавательные УУД
Определять основную мысль текста.
08.10
15.10
22.10
29.10
11
Потребности семьи. Каким
должен быть хозяин.
Бережливость. Экономия.
Благосостояние. Рачительность.
•
•
•
установке на необходимость 10
Семейные заботы
1
11
Как хозяйствовать
по правилам
1
12
Свободное время
1
13
Образование в
жизни человека
1
Заботы семьи ответственное
отношение к будущему своего
рода и государства: приобщение
детей к культурным и
санитарным правилам,
экономическое благосостояние
семьи, воспитание будущих
родителей и граждан.
Экономические знания и
практическая экономика в семье.
Домоводство – опыт и наука.
Распределение обязанностей.
Ответственность за расходы –
общая забота.
Досуговая роль семьи. Проблема
свободного времени в семье.
Хобби каждого члена семьи.
Общее увлечение семьи.
Уважение к интересам друг
друга. Рукоделие. Умение себя
занять – признак цивилизованного
человека.
Знания. Пути получения знаний.
Образование – система в
получении знаний. Приоритет
знания в повседневной жизни в
жизни человеческого общества.
руководствоваться этими нормами и
правилами
собственной
повседневной жизни;
в
•
•
• приверженности
гуманистическим и демократическим
ценностям,
и
гражданственность.
патриотизм
Ученик получит возможность
научиться:
способности анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности и t модели поведения в
рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных
подросткам
ГЛАВА 3. ШКОЛА (5 ч)
Ученик научится:
•
основных
знанию особенностей труда как
видов
одного из
деятельности человека,
основных
требований трудовой этики в
правовых
современном обществе,
норм,
регулирующих
трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• пониманию значения трудовой
деятельности для личности и для
общества;
12.11
19.11
26.11
03.12
Приводить примеры из своего опыта, когда время летит
очень быстро и тянется очень медленно
Коммуникативные УУД
Исследовать несложные практические ситуации,
связанные с проведением подростками свободного
времени, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своего рабочего дня и выполнять его
Вносить коррективы в план.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Составлять вопросы к тексту, документу.
Коммуникативные УУД
Составлять коллективный портрет рачительного
хозяина.
Подготавливать рассказ по группам.
Регулятивные УУД
Планировать свой режим для будничного дня и свои
занятия во время каникул. Проверять и оценивать
результаты работы.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, с каким настроением ходишь
ты в школу
Познавательные УУД
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и
общества, раскрывающие значимость образования в
наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя
метод незаконченных предложений
12 14
Ступени школьного
образования.
НРК. Особенности
школьного
образования в РА.
15
Образование и
самообразование
1
1
Дошкольное образование
(подготовка). Начальное
образование. Основное общее
образование – конституционный
минимум гражданина РФ.
Основное общее образование.
Ступени профессионального
образования.
Формы образования в РФ. Воля и
самодисциплина, интерес –
необходимые качества
самоорганизации человека.
Дополнительное образование.
16
Самообразование –
путь к успеху
1
17
Одноклассники,
сверстники, друзья
1
Самообразование – путь к
успешности в жизни.
Непрерывность образования в
современной жизни.
Роль книги в образовании и
самообразовании.
Самообразование и
самоорганизация человека.
Одноклассники. – свидетели
твоего детства. Общение с
одноклассниками. Слово – не
воробей. Школьные товарищи.
Друзья. Одноклассники
Л.С.Понтрягина.
• пониманию
специфики
познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами
познания.
Ученик получит возможность
научиться:
овладению различными видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и
следованию этическим нормам и
правилам ведения диалога.
Ученик научится:
знанию особенностей труда как
одного из основных видов
деятельности человека, основных
требований трудовой этики в
современном обществе, правовых
норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• пониманию значения трудовой
деятельности для личности и для
общества;
• пониманию
специфики
познания мира средствами искусства в
соотнесении с другими способами
познания.
Ученик получит возможность
научиться:
овладению различными видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия)
и следованию этическим нормам и
правилам ведения диалога.
Личностные УУД
Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.
Познавательные УУД
Характеризовать учебу как основной труд школьника.
Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на
примеры из художественных произведений
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень подготовки.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение.
Познавательные УУД
Использовать элементы причинно – следственного
анализа при характеристике социальных связей
младшего подростка с одноклассниками, сверстниками,
друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской
поддержки сверстников для человека.
Описывать случай из своей жизни, который говорил бы
о настоящем товариществе
Коммуникативные УУД
Проводить игру по командам, продекламировав куплет
любой известной песни о дружбе
Регулятивные УУД
Оценивать собственные умения общаться с
одноклассниками и друзьями.
Проверять и оценивать результаты работы
Личностные УУД
Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.
Познавательные УУД
Готовить рассказ на тему «как учились раньше»,
опираясь на жизненный опыт родных.
Коммуникативные УУД
Готовить презентацию «О нас и нашем классе»,
распределяя задания в группах.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
10.12
17.12
24.12
14.01
13 ГЛАВА 4. ТРУД (5 ч)
Ученик научится:
• пониманию роли искусства в
становлении личности и в жизни
общества;
•
знанию
определяющих
признаков коммуникативной дея
тельности в сравнении с другими
видами деятельности;
•
знанию новых возможностей
для коммуникации в современном
обществе;
умение использовать
современные средства связи и
коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной
информации.
Ученик получит возможность
научиться:
Умению выполнять познавательные
и практические задания, в том числе
с
использованием проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике.
18
Каким бывает труд
1
Труд – главная форма
деятельности человека.
Характеристики труда. Что
создаётся трудом. Как
оценивается труд. Материальная
и моральная оценка труда.
1
1
1
1
19
20
Благотворительнос
ть и меценатство
Трудовая
деятельность
человека
21
Труд и творчество
22 Мастер своего
дела. НРК.
Традиционные
адыгские
ремесла.
Разные способности – разный
достаток. Богатство и бедность.
Богатство обязывает.
Благотворительность.
П.М.Третьяков.
Трудовая деятельность отличает
человека от животного. Ремесло и
творчество..
Что такое творчество.
Творчество в искусстве.
Творчество в повседневной
жизни.
Художник. Архитектор.
Композитор. Певец. Модельер.
Актёр. Парикмахер. Визажист.
Творчество в обыденной жизни.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Характеризовать особенности труда как одного из
основных видов деятельности человека.
Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного
человека и труд рабов».
Составлять синонимы со словом «Труд».
Коммуникативные УУД
Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и
свободного человека.
Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют
людьми творческих профессий и приводить примеры
людей таких профессий.
Регулятивные УУД
Различать материальное изделие и услугу по рисункам,
заполняя таблицу.
Составлять свои правила труда.
Личностные УУД
Давать характеристику своей трудовой деятельности.
Познавательные УУД
Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и
труд человека.
Объяснять смысл пословиц о труде.
Коммуникативные УУД
Оформлять выставку на тему «Труд и красота».
Регулятивные УУД
Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.
Проверять и оценивать результаты работы
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста.
Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд
Коммуникативные УУД
Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя
метод незаконченных предложений.
Проверять и оценивать результаты работы.
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
14 Россия. Российская Федерация.
Федерация – равноправный союз
субъектов Федерации. Субъект
федерации: свой герб, свой флаг.
Россияне. Русский язык –
государственный.
Субъект федерации: свои органы
власти, свой устав. Конституция,
государственный язык, патриот,
Отечество, Отчизна. Самарская
область – 63 регион, субъект РФ.
Народы и нации, живущие в
России. Многонациональное
государство: сближение и
обособление (интернационализм и
национализм) – тенденции в
развитии любой нации.
Особенности России, как
многонациональной страны.
Патриот. Проявления
патриотизма в мирное и военное
время. Патриотизм, как
национальная объединяющая идее
РФ. Гражданин.
Герб. Флаг. Гимн. Конституция
РФ. Президент.
Герб. Флаг. Гимн. Конституция
РФ. Президент.
1
1
23
Наша Родина –
Россия.
24
НРК. Адыгея
субъект
Российской
федерации.
25 Многонационально
1
е государство.
НРК. Адыгея –
многонациональн
ая республика.
26
27
28
1
1
1
Что значит быть
патриотом
Государственные
символы России.
НРК.
Государственные
символы РА.
История
государственных
символов.
НРК. История
государственных
символов РА.
ГЛАВА 5. РОДИНА (7 ч)
Ученик научится:
• пониманию языка массовой
социальнополитической
позволяющее
коммуникации,
осознанно
соот
ветствующую информацию; умение
различать
аргументы,
факты,
оценочные суждения;
воспринимать
• пониманию
значения
коммуникации в межличностном
общении;
• умению взаимодействовать в
ходе выполнения групповой работы,
участвовать в
вести диалог,
дискуссии,
аргументировать
собственную точку зрения;
•
знакомству с отдельными
приёмами и техниками преодоления
конфликтов.
Ученик получит возможность
научиться:
•
определять
ценностные
ориентиры, основанные на идеях
патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
•
необходимости поддержания
гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности;
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Объяснять смысл понятия субъект Российской
Федерации.
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором
находится школа.
Характеризовать особенности России как
многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как
государственного.
Отбирать информацию из источника.
Подбирать синонимы к слову «Родина».
Коммуникативные УУД
Распределять задания по группам
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень усвоения.
Личностные УУД
Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.
Познавательные УУД
Использовать дополнительные источники информации
для создания коротких информационных материалов,
посвященных государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о
Москве – столице России.
Извлекать информацию из текста.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Проверять и оценивать результаты работы.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение по поводу участия в решении
государственных дел в России таким же способом, как в
Древних Афинах.
Познавательные УУД
Объяснять и конкретизировать примерами смысл
понятия «гражданин»
25.02
04.03
11.03
18.03
08.04
11.04
15 29 Москва – столица
России.
НРК. Майкоп –
столица Адыгеи.
30
Гражданин
Отечества
достойный сын
1
1
Столица. Москва – столица
России. История статуса
столичного города в России.
Гражданин. Обыватель.
Проявления гражданских
поступков в истории. Великие
граждане России.
стремлении
исторически
государственного единства;
к
укреплению
сложившегося
•
народов,
культур;
признанию
равноправия
единства разнообразных
•
убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Гражданин России (6 часа)
Ученик научится:
• пониманию языка массовой
социальнополитической
позволяющее
коммуникации,
соот
осознанно
ветствующую информацию; умение
различать
факты,
аргументы,
оценочные суждения;
воспринимать
• пониманию
значения
коммуникации в межличностном
общении;
Заполнять таблицу, используя словосочетания из
приведенного ниже списка.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение по поводу участия в решении
государственных дел в России таким же способом, как в
Древних Афинах.
Познавательные УУД
Объяснять и конкретизировать примерами смысл
понятия «гражданин»
Заполнять таблицу, используя словосочетания из
приведенного ниже списка.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
15.04
22.04
16 31
Права граждан
России
1
Права гражданина РФ.
• умению взаимодействовать в
ходе выполнения групповой работы,
участвовать в
вести диалог,
дискуссии,
аргументировать
собственную точку зрения;
•
знакомству с отдельными
приёмами и техниками преодоления
конфликтов.
32
Обязанности
граждан России
33 Мы –
многонациональны
й народ
34
35
Итоговое
повторение
1
1
1
1
Обязанности гражданина РФ:
соблюдать законы, платить
налоги, беречь природу,
исторические памятники,
защищать Отечество
Конституция РФ о
многонациональном составе
своих граждан. Дети разных
народов – граждане единой
страны – России.
Многонациональная наука,
культура, промышленность,
сельское хозяйство нашей страны.
Национальность.
Итоговый урок по курсу
«Обществознание»:
Человек. Общество. Семья. Труд.
Патриот. Гражданин.
Многонациональное государство.
Толерантность – основа
отношений в многонациональном
государстве.
получит
• Ученик
возможность
научиться:определять ценностные
ориентиры, основанные на идеях
патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
• необходимости поддержания
гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности;
укреплению
стремлении
исторически
сложившегося
государственного единства;
к
•
народов,
культур;
признанию
равноправия
единства разнообразных
•
убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Личностные УУД
Приведите конкретные примеры из своей жизни о том,
люди каких национальностей находятся рядом с вами и
как ты к ним относишься.
Познавательные УУД
Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.
Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.
Извлекать информацию из текста.
Характеризовать и конкретизировать примерами
этнические и национальные различия.
Коммуникативные УУД
Выполнять проект «русский язык – язык
межнационального общения», используя высказывания
из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат
или компьютерную презентацию.
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя
метод незаконченных предложений.
Личностные УУД
Принимать личное участие в озеленении школьного
двора, улиц села.
Познавательные УУД
Работать с учебником и дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД
Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».
«Участие гражданина в делах государства».
«Главные обязанности гражданина».
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать
результаты работы.
Личностные УУД
Формировать личностные качества, патриотизм,
самоотверженность.
29.04
06.05
13.05
20.05
27.05
17 Рассмотрено на методическом
совете МБОУ СОШ № 10
протокол от 29.08.2016г. №1.
Согласовано зам.директора по УВР
Кислицкая И. В. _______________
18
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.