Рабочая программа по обществознанию, 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл
08.11.2017
Рабочая программа по обществознанию, 5 класс
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано соз¬дать условия для полноценного выполнения выпускником ти¬пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравствен¬ной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали¬зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного вы¬полнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис¬пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возмож¬ностях, которые существуют в современном российском обще¬стве для продолжения образования и работы, для самореализа¬ции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. В 5 классе содержание курса носит преимущественно про¬педевтический характер, связанный с проблемами социали¬зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе¬спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю¬щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль¬ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече¬ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо¬го - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен¬ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
РП по обществознанию 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Магнитогорска РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию КЛАСС 5 Учитель истории и обществознания  МОУ «СОШ №14» г. Магнитогорска Мамаева Ксения Игоревна Магнитогорск 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа курса «Обществознание» для  классов разработана на основе:    Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования   Областного базисного плана   Примерной программы Основного общего образования по обществознанию. Сайт МО и Н РФ, http   Методические письма «О преподавании истории и обществознания»   ://   www   .  mon    .  gov   .  ru Общая характеристика учебного предмета:  «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания,   который   сохраняется   и   в   старшей   школе.   «Обществознание»   как   учебный   предмет   в   основной   школе   акцентирует   внимание   учащихся   на современных социальных явлениях. Изучение   обществознания   в   основной   школе   призвано   создать   условия   для   полноценного   выполнения   выпускником   типичных   для подростка   социальных   ролей;   общей   ориентации  в   актуальных   общественных   событиях   и   процессах;   нравственной   и   правовой   оценки конкретных   поступков   людей;   реализации   и   защиты   прав   человека   и   гражданина,   осознанного   выполнения   гражданских   обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия  антиобщественного поведения. Выпускник основной школы  должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. В   5   классе   содержание   курса   носит   преимущественно   пропедевтический   характер,   связанный   с   проблемами   социализации   младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого ­ тема «Родина». Учащиеся расширяют   круг  сведений   не  только о важнейших социальных институтах и их общественном   назначении,   но   и   о   качествах   человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Цели и задачи учебного предмета:  Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: •   воспитанию   общероссийской   идентичности,   патриотизма,   гражданственности,   социальной   ответственности,   правового   самосознания,   толерантности,   приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2 •   развитию   личности   на   исключительно   важном   этапе   ее   социализации   —   в   подростковом   возрасте,   повышению   уровня   ее   духовно­нравственной, политической и правовой культуры,   становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных   и   гуманитарных   дисциплин;   формированию   способности   к   личному   самоопределению,   самореализации,   самоконтроля;   повышению   мотивации   к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах  регулирования   общественных   отношений,  которые  необходимы для  взаимодействия  с  социальной  средой и  выполнения  типичных  социальных  ролей человека и гражданина;   •   овладению   учащимися   умениями   получать   из   разнообразных   источников   и   критически   осмысливать   социальную   информацию,   систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других   людей   с   нравственными   ценностями   и   нормами   поведения,   установленными   законом;   для   содействия   правовыми   способами   и   средствами   защите правопорядка в обществе.  Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления   в   процессе   восприятия   социальной   (в   том   числе   экономической   и   правовой)   информации  и   определения   собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание  общероссийской   идентичности,   гражданской   ответственности,   уважения   к   социальным   нормам;   приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; • освоение  на   уровне   функциональной   грамотности   системы  знаний,  необходимых   для   социальной   адаптации:   об  обществе; основных   социальных   ролях;   о   позитивно   оцениваемых   обществом   качествах   личности,   позволяющих   успешно   взаимодействовать   в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование   опыта  применения   полученных   знаний   для   решения   типичных   задач   в   области   социальных   отношений; экономической   и   гражданско­общественной   деятельности;   межличностных   отношений;   отношений   между   людьми  различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно­бытовых отношений. Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных  средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока  и небольшим)   социальным   опытом,   с   собственными   наблюдениями   детей   и   с   их   уже   сложившимися   представлениями   (а   возможно,   и   со   стереотипами   и   с 3 предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.   На   старшей   ступени   основной   школы   расширяется   круг   источников   социальной   информации:   помимо   учебного   содержания   курса   по   обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно­популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.   Особого   внимания   требует   использование   в   учебном   процессе   компьютерных   технологий.   Учителю   важно   хорошо   представлять   себе   их   образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками. Программа  по обществознанию  для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить  осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана: При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения,   сформулированные   при   изучении   тем   различных   учебных   дисциплин,   которое   может   проходить   одновременно   с   изучением   обществознания   или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.   Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования,   деятельностью   детских   общественных   организаций,   реальной   жизнью   школьного   коллектива.   Одной   из   задач   этой   работы   выступает   создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 5 класс – 10 ч. Они распределены по всем темам для  увеличения времени на уроках для выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты,  творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система Используемые   педагогические   технологии:  ИКТ,   здоровьесберегающая,   проектная,   игровая,   исследовательская,   проблемная,   группового   обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся Оценка 5:  Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ    самостоятельный, с опорой на ранее  Нормы оценки знаний учащихся по истории и обществознанию  приобретённые знания и дополнительные сведения. Оценка 4:  Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным  вопросам учителя. Оценка 3:  4 Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно  излагает материал. Оценка 2:  Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения 0­35 Отметка «2» 36­60 «3» 61­85 «4» 86­100 «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию Отметка Содержание  1 Общая информация 2 Тема  2 Тема предмета не очевидна.  Информация не точна или не  дана. Не раскрыта и не ясна тема  урока. Объяснения  некорректны, запутаны или  не верны. 3 Информация частично  изложена.  В работе  использован только один  ресурс. Тема частично раскрыта.  Некоторый материал  изложен некорректно. 4 5 Достаточно точная  информация. Использовано более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Полностью изложены  основные аспекты темы  урока. Отражены области  применения темы.  Изложена стратегия  решения проблем. 3 Применение и проблемы  Не определена  область  применения данной темы.  Процесс решения неточный  или неправильный. Отражены некоторые  области применения темы.  Процесс решения  неполный. Отражены области  применения темы. Процесс решения практически  завершен. СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Критерии оценки мультимедийной презентации Максимальное количество баллов Оценка группы Оценка учителя  Титульный слайд с заголовком   Минимальное количество – 10 слайдов  Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 5 10 5 5 СОДЕРЖАНИЕ  Использование эффектов анимации  Вставка графиков и таблиц  Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных  Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ   Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы  Слайды представлены в логической последовательности  Красивое оформление презентации  Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ. Окончательная оценка: 15 10 10 5 10 5 10 5 90 № п/п Раздел, учебная тема Учебно­тематический план Всего часов В том числе на: Творческие  работы, проекты уроки лабораторно ­ практически е работы контрольные работы, зачеты, мониторинги 1 Вводный урок Глава 1. Человек 2­3 Загадка человека.п.1 4­5 Отрочество – особая пора жизни.п.2 6 Практикум по теме «Человек». с.24­25 Глава 2. Семья 7 Семья и семейные отношения.п.3 8 Семейное хозяйство.п.4 9 Свободное время.п.5 10­11 Практикум по теме «Семья» Глава 3. Школа 12­13 Образование в жизни человека.п.6 Промежуточный  1 6 2 2 1 4 1 1 1 2 5 2 1 6 2 2 1 4 1 1 1 2 5 2 1 2 Проект «На кого я похож» Презентации «Мое хобби» (совместно с  родителями, старшими школьниками) 0,5 6 мониторинг. 14­15 Образование и самообразование.п.7 16 Одноклассники, сверстники, друзья.п.8 17 Практикум по теме «Школа» Глава 4. Труд 18­19 Труд – основа жизни.п.9 20­21 Труд и творчество.п.10 22­23 Практикум по теме «Труд» Глава 5. Родина 24­25 Наша Родина – Россия.п.11 26­27 Государственные символы России.п.12 28­29 Гражданин России.п.13 30­31 Мы – многонациональный народ.п.14 32­33 Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг 34 Итоговое повторение 35 Резевный час. Зачет по курсу обществознания 5 класс Итого: 2 1 1 4 2 2 2 9 2 2 2 2 2 1 1 35 2 1 1 4 2 2 2 9 2 2 2 2 2 1 1 35 1 2 2 8 0,5 1 2 Проект «Советы самому себе: как улучшить свою  учебную деятельность» Презентации «Мой класс» (совместно с  родителями, старшими школьниками) Сообщения о благотворителях и меценатах Проект «Народные умельцы» Проект  «Государственные символы России» Проект  «Мы – многонациональный народ» 7 №  п/п Раздел, урока   тема Кол­ во  часов 1. Вводный урок 1 Календарное поурочно­тематическое планирование по обществознанию 5 класс Тип  урока Основные компетенции обществоведческого образования  уровни Измерительные  формы контроля Домашнее  задание Содержание методического обеспечения для  изучения темы урока Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Работа над  понятиями.  Беседа Стр. 4­8 Карта  РФ, Плакаты с изображением государственных  символов РФ, Учебник Изуче ние  нового матер иала Раздел 1. Человек (5 часов) Личностные:  ­ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: 8 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. • • • Регулятивные: • • • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку  своих учебных  достижений,  поведения,  черт своей личности  с учётом  мнения  других людей,  в том  числе для корректировки  собственного поведения  в окружающей  среде;   выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 2­3 Загадка человека. 2 Комб 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Базовые   понятия:  Цели   и   ценность   человеческой   жизни. Природа   человека.   Человек   —   биологическое   существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че­ ловеческой   жизни.  Характеризовать   и   конкретизировать конкретными   примерами   биологическое   и   социальное   в природе   человека.   Сравнивать   свойства   человека   и животных Базовые   понятия:  Отрочество   особая     жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Описывать отрочество как особую пору жизни.  Раскрывать на   конкретных   примерах   значение   самостоятельности   как показателя взрослости и Умение практические   задания,   в   том   числе   с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике особая пора  жизни. познавательные Контр ольны й   выполнять   теме «Человек».  2 Комб   пора   6 Практикум по  1   4­5 Отрочество –  Опрос. Работа над  понятиями.  Беседа. Заполнение  таблицы. Работа со  схемами §1, вопросы,  ТВ. Задание  стр 15 Учебник Дидактический раздаточный материал Поверка тв.  заданий. Опрос.  Беседа § 2 Учебник Дидактический раздаточный материал Практикум с.24­ 25 Повторение Учебник Личностные:  ­ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Раздел 2. Семья (5 часа) • • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для 9 общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: • • • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку  своих учебных  достижений,  поведения,  черт своей личности  с учётом  мнения  других людей,  в том  числе для корректировки  собственного поведения  в окружающей  среде;   выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 7 8 9 1 Комб Семья и семейные  отношения. 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Семья   и   семейные   отношения.   Семья   под   защитой государства.   Семейный  кодекс.   Виды   семей.   Отношения между поколениями.   Семейные   ценности   и нормы. Показывать   на   конкретных   примерах   меры   государственной поддержки   семьи.  Сравнивать   двухпоколенные   и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных   стран   и   исторических   периодов.  Выражать собственную точку зрения на значение семьи Семейное   хозяйство.   Забота   и   воспитание   в   семье. Распределение   обязанностей.   Обязанности   подростка. Рациональное ведение хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее   хозяйство   городского   и   сельского  жителя. Описывать   собственные   обязанности   в   ведении   семейного хозяйства. Свободное   время.   Занятия   физкультурой   и   спортом. Телевизор   и   компьютер.   Увлечения   человека.   Значимость здорового образа жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и Семейное  хозяйство. Свободное время. 1 Комб 1 Комб Работа над  понятиями.  Беседа § 3,  практикум Учебник CD – диск к учебнику Опрос. Беседа.  Работа с  понятиями. § 4, вопросы,  Сообщения  «Моё хобби» Учебник CD – диск к учебнику § 5, вопросы Учебник CD – диск к учебнику Опрос. Беседа.  Работа с  понятиями.  Составление  режима дня.  10 оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного   развития. значимость здорового образа жизни  Характеризовать   Сообщения «Моё  хобби» 10­ 11 Практикум по  теме «Семья» 2 Контр ольны й     выполнять и Умение практические   задания,   в   том   числе   с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике познавательные   Практическая  работа.  Контрольная  работа § 3­5,  повторить Учебник Личностные:  ­ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Раздел 3. Школа (6 часов) • • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: • • • умении объяснять явления и процессы социальной действительности   с научных позиций;   рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 11 12­ 13 Образование в  жизни человека. 14­ 15 Образование и  самообразование.  2 2 Комб Комб 16 Одноклассники,  сверстники,  друзья. 1 Комб 17 Практикум по  теме «Школа» 1 Практ ическ ий,  контр ольны й Роль   образования   в   жизни   человека.   Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и об­ щества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования Образование  и   самообразование.   Учёба   —   основной  труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Характеризовать   учёбу   как   основной   труд   школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­ являть   позитивные   результаты   учения.   С   опорой   на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для   человека.  Оценивать   собственное   умение   учиться   и возможности   его  Выявлять   возможности практического применения получаемых в школе знаний Отношения   младшего   подростка   с   одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Использовать   элементы   причинно­следственного   анализа при   характеристике   социальных   связей   младшего подростка  с   одноклассниками,   сверстниками,   друзьями. Иллюстрировать   примерами   значимость   товарищеской   под­ держки   сверстников   для   человека.   Оценивать   собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием  проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике  развития. Беседа. Работа с  понятиями. Работа в группах § 6, вопросы,  стр 58,  задание 5 Учебник CD – диск к учебнику Опрос. Беседа.  Работа с  понятиями.  Составление плана самообразование  по шаблону Опрос. Беседа.  Работа с  понятиями.  Индивидуальная  работа Практическая  работа.  Контрольная  работа § 7, вопросы Учебник CD – диск к учебнику § 8, вопросы Учебник CD – диск к учебнику § 6­8,  повторить Учебник Личностные:  ­ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Раздел 4. Труд (6 часа) • • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: 12 • • • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку  своих учебных  достижений,  поведения,  черт своей личности  с учётом  мнения  других людей,  в том  числе для корректировки  собственного поведения  в окружающей  среде;   выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 18­ 19 20­ 21 Комб Труд – основа  жизни. 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Труд   ­   основа   жизни.     Содержание  и   сложность   труда. Результаты   труда.   Заработная   плата.   Труд   ­   условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.  Характеризовать   особенности   труда   как  одного из   основных   видов   деятельности   человека.   Различать материальную   и   моральную   оценку   труда.   Приводить примеры   благотворительности   и   меценатства.   Определять собственное   отношение   к   различным   средствам   достижения успеха в труде Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Различать   творчество   и   ремесло. мастерства на примерах творений известных мастеров Труд и  творчество.п.10  Раскрывать   признаки Комб 2 2 22­ 23 Практикум по  теме «Труд» 2 Практ ическ ий и  контр ольны й   выполнять и Умение практические   задания,   в   том   числе   с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике познавательные     Беседа. Работа с  понятиями.  Индивидуальная  работа § 9,  сообщения о  благотворите лях и  меценатах. Учебник Дидактический раздаточный материал CD – диск к учебнику Опрос. Беседа.  Работа с  понятиями.  Индивидуальная  работа Практическая  работа. Тест § 10 Учебник CD – диск к учебнику § 9­10,  повторить Учебник 13 Личностные:  ­ мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; Раздел 5. Родина (10 часов) • • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как  высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для  общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Регулятивные: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Коммуникативные: • • • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; Познавательные: умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: • 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в  24­ 25 26­ 27 повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 2 Комб Наша Родина –  Россия. 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Наша   родина   ­   Россия,   Российская  Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное       государство. Русский  язык — государственный. Любовь к Родине.   Что значит быть патриотом. Объяснять   смысл   понятия   «субъект   Российской Федерации».  Знать   и   называть   статус   субъекта   РФ,   в котором   находится  школа.  Характеризовать   особенности России   как   многонационального   государства.  Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма Государственные   символы   России.   Герб,       флаг,       гимн, государственные  праздники.  История     государственных символов. Москва — столица России. Описывать основные государственные символы Российской Федерации.   Знать   текст   гимна   РФ.  Использовать Государственные  символы России. 2 Комб Творческое  задание. Беседа.  Работа в группах § 11, стр 98,  зад 5 Учебник Тексты Конституции РФ Опрос.  Индивидуальные  задания. Беседа.  Работа в группах § 12, вопросы Учебник Тексты Конституции РФ 14 граждан   РФ. дополнительные   источники   информации   для  создания коротких   информационных   материалов,   посвящённых государственным   символам   России.  Составлять собственные    информационные    материалы о Москве — столице России Гражданин   Отечества   достойный  сын.   Права   граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане   России:   какие   права   человек  получает   от рождения. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».  Называть   и   иллюстрировать   примерами  Называть   основные основные   права обязанности   граждан   РФ.  Приводить   примеры добросовестного   выполнения   гражданских   обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям граж­ данственности, представленным в СМИ Россия многонациональное государство. Национальность человека.   Народы   России   —   одна   семья.   Многонацио­ нальная     Межнациональные   отношения. Характеризовать   и   конкретизировать   примерами этнические   и   национальные   различия.  Показывать   на конкретных   примерах   исторического   прошлого   и современной   жизни   российского   общества   проявления толерантного   отношения   к   людям   разных   националь­ ностей умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием  проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике   России.     культура       Гражданин России. 2 Комб 28­ 29 30­ 31 Мы –  многонациональны й народ. 2 Комб 32­ 33 Практикум по  теме «Родина».  Итоговый  мониторинг 34 Итоговое  повторение 2 1 Практ ическ ий Контр ольны й Опрос.  Индивидуальные  задания. Беседа. § 13, вопросы Учебник Тексты Конституции РФ Опрос.  Индивидуальные  задания. Беседа. § 14, вопросы Презентация Дидактический раздаточный материал Презентации «Мы – многонациональный народ» Практикум § 11­14,  практикум Учебник Тест § 1­14,  повторить 15 Вводный урок Загадка человека Загадка человека Отрочество – особая пора жизни Отрочество – особая пора жизни Практикум по теме «Человек» Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство Свободное время № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Практикум по теме «Семья» 11. Практикум по теме «Семья» 12. Образование в жизни человека 13. Образование в жизни человека 14. Образование и самообразование 15. Образование и самообразование 16. Одноклассники, сверстники, друзья 17. Практикум по теме «Школа» 18. Труд – основа жизни Календарные сроки Темы Календарные сроки 16 19. Труд – основа жизни 20. Труд и творчество 21. Труд и творчество 22. Практикум по теме «Труд» 23. Практикум по теме «Труд» 24. Наша Родина – Россия. 25. Наша Родина – Россия 26. 27. 28. 29. 30. Мы – многонациональный народ. 31. Мы – многонациональный народ. 32. Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг 33. Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг 34. Итоговое повторение Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию Государственные символы России Государственные символы России Гражданин России Гражданин России Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные   ориентиры,   основанные   на   идеях   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству;   необходимости   поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически   сложившегося   государственного  единства;   признании   равноправия   народов,   единства   разнообразных   культур; убеждённости   в   важности   для   общества  семьи   и   семейных   традиций;   осознании   своей   ответственности   за   страну   перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной  действительности   с научных позиций;   рассматривать их  комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать   адекватные   способы   деятельности   и   модели  поведения   в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог,   дискуссия)   и   следовании   этическим  нормам   и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности  на уроках и в доступной социальной практике, на: 17 1) использование    элементов   причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение   сущностных   характеристик   изучаемого   объекта;   выбор   верных   критериев   для   сравнения,   сопоставления,   оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт   своей   личности   с   учётом   мнения   других   людей,   в   том   числе   для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: ­   относительно     целостное     представление     об     обществе   и   человеке,   о   сферах   и   областях   общественной   жизни,   механизмах   и регуляторах деятельности людей; ­ знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; ­ знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; ­ умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные   обществоведческие   термины   и   понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать,   обобщать, систематизировать,   конкретизировать   имеющиеся   данные,   соотносить   их   с   собственными   знаниями);   давать   оценку   общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ­   понимание   побудительной   роли   мотивов   в   деятельности   человека,   места   ценностей   в   мотивационной   структуре   личности,   их значения в жизни человека и развитии общества; ­ знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;   умение   применять   эти   нормы   и   правила   к   анализу   и   оценке   реальных   социальных   ситуаций;   установка   на   необходимость руководствоваться   этими   нормами   и   правилами   в   собственной   повседневной   жизни;   приверженность   гуманистическим   и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; • знание   особенностей   труда   как   одного   из   основных  видов   деятельности   человека,   основных   требований   трудовой  этики   в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание   новых   возможностей   для   коммуникации   в   современном   обществе;   умение   использовать   современные   средства  связи   и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; 18 • понимание     языка     массовой     социально­политической  коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение   взаимодействовать   в   ходе   выполнения   групповой  работы,   вести   диалог,   участвовать   в   дискуссии,   аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. 1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.  Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова  Учебно­методический комплекс Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011 2. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012 3. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф.  – М.: Просвещение, 2012 4. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В  ­ М.; Просвещение, 2012 Перечень учебно­методического обеспечения для учителя: Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. ­ М.: Педагогическое общество России, 2000. Преподавание прав человека в 6­8 классах средней школы: книга для  учителя: в 2 т. ­ М.: Реал­А, 2000. ­ Т. 1. ­ 18ВЫ 5­93444­010­1. Безбородое   А.   Б.  Обществознание:   учеб.   /   А.   Б.   Безбородое,   М.   Б. Буланова, В. Д. Губин. ­­ М., 2008. Морозова С. А. Обществознание: учеб.­метод, пособие / С. А. Морозова. ­­ СПб., 2001. Каверин  Б.  И.  Обществознание  /Б.  И.  Каверин,  П.  И. Чижик. ­­ М., 2007. Обществознание:   пособие   для   поступающих   в   вузы   /   под   ред.   В.   В. Барабанова. ­­ СПб., 2001. 19 Тишков В. А.  Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш­ков. ­ М., студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. ­­ М., 2004. 2010. Кравченко А. И.  Социология  и политология:  учеб, пособие  для студентов   средних   проф.   учеб,   заведений   /А.   И.   Кравченко. ­­ М., 2000. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори­ной. ­­ М., 2004. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. ­­ М., 2001. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. ­­ М., 2004. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. Григорович   Л.   А.  Педагогика   и   психология:   учеб,   пособие   /   Л.   А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. ­ ­ М., 2003. Сухов   А.   Н.  Социальная   психология:   учеб,   пособие   для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. ­­ М., 2001. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. ­­ СПб., 2008. Кравченко   А.   И.  Основы   социологии:   учеб.   пособие   для Дидактический материал: 1. Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ 2. Обучающие тестовые задания 3. Индивидуальные карточки Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. ­ ­ М., 2008. Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. ­ ­ М., 2004. Миголапгьев  А. А.  Курс  политологии: учеб. / А.  А. Миго­латьев,  В.  В. Огнева. ­­ М., 2005. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто­рова. ­­ М., 2005. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. ­М., 2008. Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. ­­ М., 2007. Михайлушкин   А.   Н.  Основы   экономики:   учеб,   для   ссузов   /   А.   Н. Михайлушкин.— М., 2003. Носова С. С.  Основы экономики: учеб, для студентов об­разоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. ­­ М., 2002. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. ­­ М., 2005. 4. Познавательные, проблемные задания  Тесты: 1. Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета  2. Обучающие тесты на бумажных носителях 3. Обучающие тесты на электронных носителях (презентации) Оборудование: Компьютер Мультимедийный проектор Презентации по темам уроков Закон об образовании РФ Конституция РФ      Интернет      Дидактический раздаточный материал Учебные пособия:  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса/ А.И.Кравченко – М.: ООО «Русское слово ­ учебник», 2011 2. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. ­ 3­е изд. / под ред. Список дополнительной литературы для обучающихся: Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. ­ М.: Просвещение, 2006. ­ 18ВН 5­09­014702­7. 20 .  yandex    .  ru  ://   www   .  rubricon    ://   encycl  .  ru   / Образовательные сайты: Яndex­энциклопедии. http    Рубрикон. http  Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/ Lib.ru Библиотека Максима Мошкова http  государственной власти РФ)  .  kremlin http://www.  president        .  ru – Официальная Россия (сервер органов   .  ru   / ­ Президент РФ  ://   www   .  rsnet   http://www.ant­m.ucoz.ru/  ­ "Виртуальный кабинет истории и  обществознания" http://www.  /  social      alleng   Интернета ­ Обществознание http://www.  hpo     chelt   http://www.    .  org – Права человека в России  .  ru – журнал «Человек и труд»  2.   htm ­ Образовательные ресурсы   .  ru   /  edu  21

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Рабочая программа по обществознанию, 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017