Рабочая программа по курсу "Обществознание" для 9 класса содержит: пояснительную записку, общую характеристику курса, место учебного курса в учебном плане, результаты изучения учебного предмета, содержание курса по разделам, планируемые результаты изучения учебного курса и календарно - тематическое планирование (1 час в неделю).
обществознание 9.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по обществознанию для обучающихся 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9
классы», 2013 г. Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5
– 9 классы», 2013 года издания.
Учебник: Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2015.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
Учебнометодическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым
в Конституции РФ;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданскообщественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых
отношений.
Задачи учебного курса:
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в
актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и
работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному
самоопределению.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки
социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейноэкскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе
воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим
негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы
обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной
школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения,
помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными
наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у
учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права
типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Шире привлекаются материалы
электронных и печатных СМИ, научнопопулярная и публицистическая литература. Используются элементы проектных методик.
2. Общая характеристика курса.
2 «Обществознание» учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает
общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и
культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на
жизнь человека.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания
продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса
обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Последовательность материала
курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения
учебного содержания курса для учащихся. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса,
антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники
получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социальнопсихологические, моральноэтические, социологические,
экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль
государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит
учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного
права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод
гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством
социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройствах современного общества, о его различных
социальнокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к важным компонентам гражданской
культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, между гражданином и государством; практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые
обществом; гражданские ценностные ориентиры, ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и
публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.
Все это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в обществознании нравственные нормы, внутренние и внешние
условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмет установка
на постоянное обращение к личному, духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также
комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для
ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных поблеем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем
разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
3. Место курса в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час. В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с
трудом и бытом адыгов и составляет 10 % учебного времени.
4. Результаты изучения учебного предмета.
3 Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
4 Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач
в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в
пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5. Содержание курса.
Раздел 1. «Политика». 1. Вводный урок Курс «Обществознание»: специфика и формы работы; 2. Контрольная работа за курс «Обществознание 8 класс». Входной
контроль; 3. Политика и власть; 4. Государство; 5. Политические режимы; 6. Правовое государство; 7. Гражданское общество и государство; 8. Участие граждан в
политической жизни; 9. Политические партии и движения; 1011. Практикум по теме «Политика»; 12. Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «Политика»
Раздел 2. «Права человека и гражданина». 13. Роль права в жизни человека; 14. Правоотношения и субъекты права; 15. Правонарушения и юридическая ответственность; 16.
Правоохранительные органы; 17. Конституция РФ; 18. Законы РА; 19. Права и свободы человека и гражданина; 20. Гражданские правоотношения; 21. Право на труд; 22. Семейные
правоотношения; 23. Административные правоотношения; 24. Уголовноправовые отношения; 25. Социальные права; 26. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов;
27. Правовое регулирование отношений в сфере образования; 2829. Практикум по теме «Право»; 3033. Повторительнообобщающие уроки
34. Урок обобщения и закрепления по теме: «Права человека».
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль
государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Тема «Право» вводит обучаемых в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам
теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, механизмам реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Обучаемым предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительно образования, деятельностью ученического
самоуправления, Совета гимназистов, реальной жизнью гимназического коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой
ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и
конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их
уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов
готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик
поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта,
шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научнопопулярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не
адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
5 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время
отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей
профессиональной деятельности.
6. Планируемые результаты.
Личностными результатами являются:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
2. Заинтересованность в личном успехе и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании свой страны;
3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
4. Овладений видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам введения диалога;
5. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
1)использование элементов причинноследственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объекта;
4)поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5)перевод информации из одной знаковой системы в другую;
6)подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
7)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей; выполнение в жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения являются в сфере:
познавательной
1)относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
2)знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
3)знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4)умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядом,
подходом, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
1)понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
2)знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3)приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
6 1)знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
2)понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1)понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2)понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
1)знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2)знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи для поиска и обработки социальной информации, необходимой
для изучения курса;
3)понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
4)понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5)умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6)знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Ученик будет уметь:
1. Работать с хронологией.
2. Работать с историческими фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описанию исторических событий (реконструкции).
5. Анализу, объяснению.
6. Работе с версиями, оценками событий в истории.
7. Применению знаний и умений в общении, социальной среде.
Ученик будет знать, как:
1. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ∙
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
7 6. Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и
культуры).
Таким образом, к важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
владение умения работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации и материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
знание хронологии, работа с хронологией;
знание исторических фактов, работа с фактами;
работа с историческими источниками;
описание (реконструкция;
анализ, объяснение;
работа с версиями, оценками;
применение знаний и умений в общении, социальной среде.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением какихлибо ошибок в процессе выполнения задания четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности отметка «2»;
8 Критерии оценки тестового задания:
75100% отлично «5»;
6074% хорошо «4»
5059% удовлетворительно «3»;
менее 50% неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы отметка «2»;
Критерии выведения полугодовых и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
активная и правильная работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
выполнение дополнительных заданий по желанию;
высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
отсутствие выполнения дополнительных заданий;
низкий уровень знания базового материала.
Литература:
Учебные материалы:
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.метод, пособие / С. А. Морозова. СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. М., 2007.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.
Тема урока
№
п/п
кол
во
часо
Элементы содержания
Требования к УУД
Дата проведения
план
факт
9 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Курс «Обществознание»
в
1
Роль права в жизни человека,
общества, государства.
Правовая ответственность.
Правовое государство.
НРК. Адыгея – субъект
Российской Федерации.
Гражданское общество и
государство.
Конституция России.
НРК. Конституция России.
НРК. Конституция Адыгеи.
Основы конституционного
строя.
Гражданин – человек свободный
и ответственный.
Всеобщая декларация прав
человека.
2
1
2
1
2
1
2
Понятие общества, его основные
признаки. Основные сферы
общественной жизни. Взаимосвязь
сфер общественной жизни. Мировое
сообщество
Объяснять понятия: общество, государство, страна,
мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни
и давать краткую характеристику.
Выявлять и демонстрировать взаимосвязь сфер
общественной жизни на конкретных примерах
Раздел программы 1. Гражданин. Право. Мораль. Государство.
Теории происхождения права,
правовая ответственность,
правонарушение; преступление; виды
наказаний несовершеннолетних.
Государство и его признаки, правовое
государство; гражданское общество,
признаки государства, его функции.
Конституция – основной закон,
отличие конституции от других
законов страны.
Должны знать:
1.Право, нормы, система.
2.Система права.
3.Источники права.
Должны уметь: Умение работать в группах, обобщать
события и явления, делать выводы; умение работать с
разными источниками информации.
Должны знать:
1.Государство.
2.Гражданин.
3.Государственное устройство.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
Должны знать:
1.Конституция.
2.12.12.93.
3.Разделы и статьи Конституции РФ.
4.История Конституции РФ.
Должны уметь: Умение работать в группах, обобщать
события и явления, делать выводы; умение работать с
разными источниками информации.
Раздел программы 2. Права человека и гражданина.
Конституции Российской Федерации и
США.
Декларация прав человека и
гражданина; права человека. Всеобщая
Должны знать:
1.Государство.
2.Гражданин.
3.Государственное устройство.
Должны уметь: Использовать ранее изученный материал;
анализировать разные источники информации.
Должны знать:
1.Источники российского права.
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
31.10
15.11
22.11
10 декларация прав человека.
2. Всеобщая декларация прав человека.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
29.11
13
14
15
16
17
18
Международное гуманитарное
право.
НРК. Парламентаризм в
современной Адыгее.
Частная и публичная жизнь
гражданина.
Труд и трудовое право
Собственность,
предпринимательство,
гражданское право.
19
Духовная жизнь.
1
1
2
1
1
1
Основные положения международного
гуманитарного права.
Частная жизнь, гражданское общество.
Трудовые правоотношения, трудовой
договор, предпринимательство.
Имущественные отношения, право
собственности.
Право человека на духовную свободу;
религиозные верования.
20
Свобода совести.
1
Право на свободу совести.
!!!
Должны знать:
1.Международное право.
2.Формы и виды.
Должны уметь: Умение работать в группах, обобщать
события и явления, делать выводы; умение работать с
разными источниками информации.
Должны знать:
1.Государство.
2.Гражданин.
3.Государственное устройство.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
Должны знать:
1.Труд.
2.Значение труда в жизни человека.
3.Трудовое право и законодательство.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Право, нормы, система.
2.Система права.
3.Источники права.
4. Субъекты права
Должны уметь: Умение работать в группах, обобщать
события и явления, делать выводы; умение работать с
разными источниками информации.
Должны знать:
1.Правовые отношения.
2.Правоотношения.
3.Субъекты.
4.Правонарушение и юридическая ответственность.
Должны уметь: Характеризовать особенности правового
государств, уметь описывать достижения в политике;
сравнивать и анализировать взгляды ученых на проблему.
Должны знать:
12.12
19.12
26.12
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
11 21
Семейное право.
22
23
24
Домашнее строительство.
Социальные права человека.
1
2
1
Правовые основы семейно – брачных
отношений.
Личный и семейный бюджет.
Социальные права, право на социальное
обеспечение.
25
Политические права и свободы.
1
Политические права, политические
организации.
1. Совесть.
2.Значение совести в жизни человека.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Семья.
2.Правовые основы семейных отношений.
3.Брак, права и обязанности всех членной семьи.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Социальные права.
2.Экономические права.
3.Личные и политические права.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Право на образование.
2.Защита семьи, материнства и детства.
3.Социальное страхование.
4.Охрана здоровья.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
Должны знать:
1.Социальные права.
2.Экономические права.
3.Личные и политические права.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Право на образование.
2.Охрана здоровья.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
12
26
Право на образование.
27
Личность и личный выбор.
1
1
Закон РФ «об образовании», Конвенция
о правах ребенка.
Раздел программы 3. Личность и мораль.
Личность, мораль, общечеловеческие
ценности, роль морали.
Должны знать:
1.Свобода мысли и слова.
2.гарантия свободы информации.
3.Права профсоюзов. 28
29
30
31
32
33
34
Что такое мораль? Добро и зло.
НРК. Проблемы воспитания
подрастающего поколения в
современной Адыгее.
Долг и совесть.
Роль морали в жизни человека и
общества.
Нравственная культура.
Современный этикет.
НРК. Нравственные основы,
традиции адыгской семьи.
Личность и мораль.
1
1
1
1
1
1
1
Рассмотрено на методическом
совете МБОУ СОШ № 10
протокол от 29.08.2016г. №1.
Согласовано зам.директора по УВР
Кислицкая И. В. _______________
Должны уметь: Умение работать в группах, обобщать
события и явления, делать выводы; умение работать с
разными источниками информации.
Должны знать:
1.Государство.
2.Гражданин.
3.Государственное устройство.
Должны уметь: Выделять главное в рассказе учителя и в
тексте; составлять схемы; составлять устный рассказ.
Должны знать:
1.Труд.
2.Значение труда в жизни человека.
3.Трудовое право и законодательство.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
Должны знать:
1.Конституция.
2.12.12.93.
3.Разделы и статьи Конституции РФ.
4.История Конституции РФ.
Должны уметь: Характеризовать особенности правового
государств, уметь описывать достижения в политике;
сравнивать и анализировать взгляды ученых на проблему.
Должны знать:
1.Социальные права.
2.Экономические права.
3.Личные и политические права.
Должны уметь: Использовать документы при ответе на
вопросы, доказывать свою точку зрения.
18.04
21.04
25.04
02.05
16.05
23.05
30.05
Критический анализ собственных
помыслов т поступков.
формирование основ правосознания
для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными
законодательством Российской
Федерации, убежденности в
необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и
средствами, умений реализовывать
основные социальные роли в пределах
своей дееспособности;
формирование у обучающихся
личностных представлений об основах
российской гражданской
идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной
ответственности, правового
самосознания, толерантности,
приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции
Российской Федерации
13
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.