Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл
17.03.2018
Данная Рабочая программа составлена на пять лет обучения по предмету обществознания с пятого по девятый класс. Она имеет чёткую структуру: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание курса по темам, а также подробное тематическое планирование с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы.
РП общество ФГОС.docx
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31августа 2017года протокол № 1
Председатель________А.И.Житлов
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 9 класс
Количество часов: 170
Учитель: Клишнёва Галина Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе:
Предметная линия учебников под
Обществознание._Рабочие прграммы.
Пособие для
редакцией Л.Н.Боголюбова.
общеобразовательных организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф
Иванова и др. М., «Просвещение», 2016.
59 классы:
учеб.
В соответствии с ФГОС основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №
Рабочая программа составлена на основе
требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),
12 на 2016 2021 годы,
примерной образовательной программы по обществознанию,
авторской программы по обществознанию для 5 9 классов Л. Н. Боголюбова.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.
Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение
в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы
по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (34 ч)
Введение. (1 ч).
Глава 1. Человек (5 ч). Загадка человека. Отрочество особая пора жизни. Практикум по теме:
«Человек»
Глава 2. Семья (5 ч). Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство. Свободное время.
Практикум по теме: «Семья».
Глава 3. Школа (6 ч).
Одноклассники, сверстники, друзья. Практикум по теме: «Школа».
Глава 4. Труд (6 ч). Труд основа жизни. Труд и творчество. Практикум по теме: «Труд».
Глава 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. Государственные символы России. Гражданин
России. Мы – многонациональный народ. Практикум по теме: «Родина».
Заключительные уроки (1 ч). Человек. Семья. Школа. Труд. Родина.
Образование в жизни человека. Образование и самообразование.
6 класс (34 ч)
Введение (1 ч). Вводный урок.
Человек в социальном измерении (12 ч). Человек – личность. Человек познаёт мир. Человек и его
деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху. Практикум по теме: «Человек в
социальном измерении».
Человек среди людей (10 ч). Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты в
межличностных отношениях. Практикум по теме: «Человек среди людей».
Нравственные основы жизни (8 ч). Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и
человечность. Практикум по теме: «Нравственные основы жизни».
Заключительные уроки (3 ч). Урокконференция. Защита проектов.
7 класс (34 ч)
Введение (1 ч). Вводный урок.
Регулирование поведения людей в обществе (11 ч). Что значит жить по правилам. Права и
обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Для чего нужна
дисциплина. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона. Практикум по теме: «Регулирование
поведения людей в обществе».
Человек в экономических отношениях (13 ч). Экономика и её основные участники. Мастерство
работника. Производство, затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля,
реклама. Деньги, их функции. Экономика семьи. Практикум по теме: «Человек в экономических
отношениях».
Человек и природа (5 ч). Человек часть природы. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон
на страже природы. Практикум по теме: «Человек и природа».
Заключительные уроки (4 ч).
конференция. Защита проектов учащихся.
Урокобобщение по изученным темам. Урок 8 класс (34 ч)
Введение (1 ч). Вводный урок.
Личность и общество (6 ч). Что делает человека человеком? Человек, общество, природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью.
Практикум по теме: «Личность и общество».
Сфера духовной культуры (8 ч). Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный
выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из
форм культуры. Практикум по теме: «Сфера духовной культуры».
Социальная сфера (5 ч). Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и
межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Практикум по теме: «Социальная сфера».
Экономика (13 ч). Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики.
Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская
деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и
семейная экономика. Безработица, её причины и последствия. Мировое хозяйство и международная
торговля. Практикум по теме: «Экономика».
Заключительный урок (1 ч). Урокконференция.
9 класс (34 ч)
Введение (1 ч). Вводный урок.
Политика (9 ч). Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство.
Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии
и движения. Практикум по теме: «Политика».
Право (18 ч). Роль права в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права.
Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Конституция
Российской Федерации. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина.
Гражданские правоотношения.
Семейные
правоотношения. Административные правоотношения. Уголовноправовые отношения. Социальные
права. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Правовое регулирование
отношений в сфере образования. Практикум по теме: «Право».
Заключительный урок (1 ч). Урокконференция.
Трудовые правоотношения.
Право на труд. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 КЛАСС
Количество
часов
Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)
ТЕМЫ
Кол
во
часов
РАЗДЕЛ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Ι.
ЧЕЛОВЕК.
1
5
Вводный урок.
Загадка человека.
1
2
Отрочество – особая
пора жизни.
2
Практикум по теме:
«Человек».
1
Познакомиться с новым учебным
предметом,
содержанием курса,
требованиям к результатам обучения.
Научатся: называть отличие человека
от животного; работать с текстом
Познавательные:
учебника.
осуществляют поиск необходимой
информации; самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера.
Осмысливают
гуманистические
традиции и ценности современного
общества.
Научатся: определять свое место
среди сверстников и взрослых,
Познавательные:
понимать себя.
воспроизводят
памяти
необходимую для
информацию,
решения
учебной
задачи;
формулируют ответы на вопросы
учителя;
знаково
символические средства, в том числе
схемы для решения задач. Выражают
свою
уровне
положительного
к
учебному процессу;
проявляют
учебнопознавательный интерес
Обобщить и закрепить знания о связи
социального в человеке с общением.
развитию
Способствовать
коммуникативных
умений.
позицию
использует
отношения
на
по ГЛАВА ΙΙ.
СЕМЬЯ.
5
Семья и семейные
отношения.
Семейное хозяйство.
1
1
Свободное время.
1
Проиллюстрировать
особенности
общения подростков, способствовать
развитию рефлексивных способностей.
принимают
учебную
выделяют
мнение,
определять
таблицы;
задачи;
правила
Научатся: изучать историю своей
семьи;
ее функции;
характеризовать
семейноправовые
отношения.
Получат возможность научиться:
составлять генеалогическое древо;
работать с текстом учебника;
решать
анализировать
логические
высказывать
суждения.
собственное
самостоятельно
Познавательные:
формулируют
выделяют
и
цели;анализируют
вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:
и
задачу;
сохраняют
и
самостоятельно
формулируют цель; составляют план и
действий.
последовательность
Применяют
делового
сотрудничества; сравнивают разные
точки зрения; оценивают собственную
учебную деятельность;
выражают
положительное отношение к процессу
познания.
Научатся:
свободное время.
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника;
высказывать собственное мнение,
суждения.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные
связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели
и
взаимодействия;
обмениваются мнениями, слушают друг
друга, понимают позицию партнера, в
том числе и отличную от своей,
согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:принимают
и
сохраняют учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале.
Проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в
решении проблемных заданий всей
группой; выражают положительное
отношение к процессу познания;
адекватно
причины
успешности/неуспешности учебной
деятельности.
организовывать свое
понимают
способы Практикум по теме:
«Семья».
2
ГЛАВА ΙΙΙ.
Школа.
6
Образование в жизни
человека.
2
выделяют
проводить простейшие
Научатся:
интервьюировать
исследования,
родителей,
бабушек и дедушек;
создавать иллюстрированный текст или
электронную презентацию на заданную
тему; выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами.
Получат
возможность научиться: обсуждать
выступления учащихся; оценивать свои
достижения и достижения других
учащихся.
Познавательные:
самостоятельно
и
формулируют познавательную цель;
используют общие приёмы решения
поставленных
задач.
Коммуникативные:
участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
проявляют
во
решения
взаимодействии
коммуникативных и познавательных
задач.Регулятивные: планируют свои
действия
с
поставленной задачей и условиями её
реализации, оценивают правильность
выполнения действия.
Проявляют
доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, эмпатию
как понимание чувств других людей и
сопереживание им.
активность
соответствии
для
в
определять
Научатся:
мотивы
обучения детей в школе. Получат
возможность научиться: работать с
высказывать
текстом учебника;
суждения.
собственное мнение,
Познавательные:
ставят
и
формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и
исследовательского
характера.Коммуникативные:
речевые
адекватно используют
средства для эффективного решения
разнообразных
коммуникативных
задач. Регулятивные: планируют свои
действия
с
поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем
плане.
Определяют внутреннюю
позицию обучающегося на уровне
положительного
к
образовательному процессу; понимают
необходимость учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных
мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний.
соответствии
отношения
в Образование
самообразование.
и
2
Одноклассники,
сверстники, друзья.
1
Практикум по теме:
«Школа»
1
с
Научатся
организовывать
собственную учебную деятельность;
формами
познакомятся
самообразования.
Получат
возможность научиться: работать с
учебника; высказывать
текстом
суждения.
собственное мнение,
Познавательные:
ставят
и
формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и
исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно
используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных
коммуникативных
задач.
Регулятивные: планируют свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во
внутреннем плане.
Сохраняют
мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес к новому
учебному материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/неуспешностиучебной
деятельности.
свои
Научатся:
отношения
одноклассниками.
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника;
высказывать собственное мнение,
Познавательные:
суждения.
используют
знаковосимволические
средства, в том числе модели и схемы
для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют
свою позицию и координируют её с
позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в
деятельности.
совместной
Регулятивные:
и
сохраняют учебную задачу; планируют
свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации,
во внутреннем плане.
Проявляют
эмпатию как осознанное понимание
чувств других людей и сопереживание
им, которые выражаются в поступках,
направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
проводить простейшие
Научатся:
интервьюировать
исследования,
родителей,
бабушек и дедушек;
создавать иллюстрированный текст или
в том числе
выстраивать
принимают
с выделяют
электронную презентацию на заданную
тему; выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами.
Получат
возможность научиться: обсуждать
выступления учащихся; оценивать свои
достижения и достижения других
учащихся.
Познавательные:
самостоятельно
и
формулируют познавательную цель;
используют общие приёмы решения
поставленных
задач.
Коммуникативные:
участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
проявляют
во
решения
взаимодействии
коммуникативных и познавательных
задач.Регулятивные: планируют свои
действия
с
поставленной задачей и условиями её
реализации, оценивают правильность
выполнения действия.
Проявляют
доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, эмпатию
как понимание чувств других людей и
сопереживание им.
активность
соответствии
для
в
мнение,
Научатся: определять значение труда
в жизни человека.
Получат
возможность научиться: работать с
высказывать
текстом учебника;
суждения.
собственное
Познавательные:
самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную цель;
используют
общие приёмы решения задач.
Коммуникативные:
допускают
возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентируются на позицию партнёра
в общении и взаимодействии.
Регулятивные:
ставят учебную
задачу;
определяют
последовательность промежуточных
целей с учётом конечного результата;
составляют план и последовательность
действий.
Выражают устойчивый
учебнопознавательный интерес к
новым общим способам решения задач
Научатся: определять значение труда
в жизни человека.
Получат
возможность научиться: работать с
высказывать
текстом учебника;
суждения.
собственное
Познавательные:
самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при
решении
различного
Коммуникативные:
характера.
проблем
мнение,
ГЛАВА ΙV.
ТРУД.
6
Труд – основа жизни.
Содержание
и
сложность труда.
2
Труд и творчество.
Практикум по теме:
«Труд».
2
2 ГЛАВА V.
РОДИНА.
10
Наша родина –
Россия.
2
Государственные
символы России.
Гражданин России.
2
2
учитывают разные мнения и стремятся
к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулируют
собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
учитывают
установленные правила в планировании
определять
патриотом.
мнение,
Научатся:
понятие
«федерация»; объяснять, что значит
быть
Получат
возможность научиться: работать с
высказывать
текстом учебника;
суждения.
собственное
Познавательные:
самостоятельно
формулируют
выделяют
и
познавательную цель;
используют
общие приёмы решения задач.
Коммуникативные:
допускают
возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентируются на позицию партнёра в
взаимодействии.
общении
и
Регулятивные:
ставят учебную
задачу;
определяют
последовательность промежуточных
целей с учётом конечного результата;
составляют план и последовательность
действий.
Выражают гражданскую
идентичность в форме осознания «Я»
как гражданина России,
чувства
сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю.
Научатся:
государственные символы.
Получат возможность научиться:
составлять генеалогическое древо;
работать с текстом учебника;
решать
анализировать
логические
высказывать
суждения.
собственное
Познавательные:
самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную цель;
используют
общие приёмы решения поставленных
задач. Коммуникативные: участвуют
в коллективном обсуждении проблем;
проявляют
во
взаимодействии
решения
коммуникативных и познавательных
задач.Регулятивные:
планируют
свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её
оценивают
активность
реализации,
таблицы;
задачи;
мнение,
определять
для Мы –
многонациональный
народ.
Практикум по теме:
«Родина».
2
2
ЗАКЛЮЧИТЕЛ
ЬНЫЕ УРОКИ
1
Заключительный
урок.
1
при
мнение,
ставят
правильность выполнения действия.
Выражают
гражданскую
идентичность в форме осознания
Научатся: с уважением относиться к
образу жизни и культуре разных
народов.
Получат возможность
научиться:
работать с текстом
учебника;
анализировать таблицы;
решать логические задачи; высказывать
суждения.
собственное
Познавательные:
и
формулируют
проблему урока;
самостоятельно создают алгоритм
деятельност
проблемы.
и
решении
Коммуникативные:
проявляют
активность во взаимодействии для
решения
и
познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои
затруднения;
предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
задачу;
учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном
в
учителем.
сотрудничестве
этническую
Осознают
проявляют
принадлежность;
гуманистическое
сознание,
социальную компетентность как
готовность к решению моральных
дилемм, устойчивое следование в
поведении социальным нормам.
с
свою
материале
коммуникативных
учебную
проводить простейшие
Научатся:
интервьюировать
исследования,
родителей,
бабушек и дедушек;
создавать иллюстрированный текст или
электронную презентацию на заданную
тему; выступать с подготовленными
иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами.
Получат
возможность научиться: обсуждать
выступления учащихся; оценивать свои
достижения и достижения других
Познавательные:
учащихся.
самостоятельно
и
формулируют познавательную цель;
используют общие приёмы решения
поставленных
задач.
Коммуникативные:
участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
проявляют
во
решения
взаимодействии
активность
выделяют
для в
соответствии
коммуникативных и познавательных
задач.Регулятивные: планируют свои
действия
с
поставленной задачей и условиями её
реализации, оценивают правильность
выполнения действия.
Проявляют
доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, эмпатию
как понимание чувств других людей и
сопереживание им.
ИТОГО:
34 ч
Количество
часов
Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)
7 КЛАСС (34 ЧАСА)
РАЗДЕЛ
ТЕМЫ
Кол
во
часов
ВВЕДЕНИЕ
1
Вводный урок.
11
РЕГУЛИРОВАН
ИЕ
ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ В
ОБЩЕСТВЕ.
Права и обязанности
граждан.
Почему важно
соблюдать законы.
Защита Отечества.
Для чего нужна
дисциплина.
Виновен – отвечай.
Кто стоит на страже
закона.
Практикум по теме:
«Регулирование
поведения людей в
обществе».
1
2
2
2
1
1
2
1
Познакомиться
основным
содержанием курса 7 класса,
требованиям к результатам обучения.
с
Характеризовать конституционные права и
обязанности граждан РФ. Анализировать
несложные практические ситуации, связанные
с реализацией гражданами своих прав и
свобод. Находить и извлекать социальную
информацию о механизмах реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Называть права ребенка и характеризовать
способы их защиты. Приводить примеры прав
и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей. Раскрывать особенности правового
статуса несовершеннолетних.
Раскрывать
значение соблюдения законов для обеспечения
правопорядка. Объяснять и конкретизировать
фактами социальной жизни связь закона и
правопорядка,
и
закона
справедливости.Характеризовать
защиту
Отечества как долг и обязанность гражданина
РФ. Приводить примеры важности подготовки
к исполнению воинского долга.Раскрывать
значение дисциплины как необходимого
условия
человека.
Характеризовать различные виды дисциплины.
Моделировать несложные практические
ситуации,
связанные с последствиями
нарушения общеобязательной и специальной
дисциплины.Характеризовать ответственность
за нарушение законов. Определять черты
законопослушного поведения. Моделировать
несложные практические ситуации, связанные
с
противозаконного
поведения. Описывать и иллюстрировать
примерами проявления ответственности
несовершеннолетних.Называть
правоохранительные органы Российского
государства. Различать сферу деятельности
правоохранительных органов, в том числе
судебной системы.
Приводить примеры
последствиями
общества
и 13
ЧЕЛОВЕК И
ЭКОНОМИЧЕС
КИЕ
ОТНОШЕНИЯ.
Экономика и её
основные участники.
Мастерство
работника.
Производство,
затраты, выручка,
прибыль.
Виды и формы
бизнеса.
Обмен, торговля,
реклама.
Деньги и их функции.
Экономика семьи.
Практикум по теме:
«Человек в
экономических
отношениях»
2
1
2
2
1
1
2
2
несложные
деятельности правоохранительных органов.
Исследовать
практические
ситуации,
связанные с деятельностью
правоохранительных
органов.Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
развитии
Характеризовать
Характеризовать роль потребителя и
приводить
производителя в экономике,
примеры их деятельности.
Описывать
различные формы организации хозяйственной
жизни. Исследовать несложные практические
ситуации,
связанные с выполнением
социальных ролей потребителя и
производителя.Описывать
составляющие
квалификации работника. Характеризовать
факторы, влияющие на размер заработной
платы. Объяснять взаимосвязь квалификации,
количества и качества труда.Раскрывать роль
производства в удовлетворении потребностей
общества.
факторы,
влияющие на производительность труда.
Объяснять значение распределения труда в
развитии производства. Различать общие,
постоянные и переменные
затраты
производства.Объяснять значение бизнеса в
экономическом
страны.
Характеризовать
особенности
предпринимательской
деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать
практические
ситуации, связанные с достижением успеха в
бизнесе. Выражать собственное отношение к
бизнесу
моральноэтических
позиций.Объяснять условия осуществления
обмена в экономике.
Характеризовать
торговлю и ее формы как особый вид
экономической деятельности.
Раскрывать
роль рекламы в развитии торговли. Выражать
собственное отношение к рекламной
информации. Оценивать свое поведение с
точки зрения рационального покупателя.
Описывать виды денег. Раскрывать на
примерах
денег.Описывать
закономерность изменения потребительских
расходов семьи в зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам.
Обобщить
знания и расширить опыт решения
познавательных и практических задач по
изучаемой теме.
Систематизировать
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников
несложные
функции
с
наиболее
часто
ЧЕЛОВЕК И
ПРИРОДА
5
Человек – часть
природы
Охранять природу –
значит охранять
жизнь.
Закон на страже
природы.
Практикум по теме:
«Человек и природа».
1
1
1
2
Объяснять значение природных ресурсов в
жизни общества. Характеризовать отношение
людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать
состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы
и атмосферы. Различать ответственное и
безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к
природе.Объяснять необходимость активной
деятельности по охране
природы.
Характеризовать смысл экологической
морали.Характеризовать
деятельность ЗАКЛЮЧИТЕЛ
ЬНЫЕ УРОКИ
4
государства по охране природы. Называть
наказания, установленные законом для тех,
кто наносит вред природе. Иллюстрировать
примерами возможности общественных
организаций и граждан в сбережении природы.
Систематизировать
часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для
школьников
наиболее
Урокобобщение по
изученным темам.
Урокконференция.
Защита проектов.
1
1
2
Провести диагностику результатов обучения в
7 классе. Подвести итоги учебной работы за
год. Наметить перспективы обучения в 8
классе.
Количество
часов
Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)
8 КЛАСС (34 часа)
РАЗДЕЛ
ТЕМЫ
Кол
во
часов
ВВЕДЕНИЕ
1
Вводный урок.
ЛИЧНОСТЬ И
ОБЩЕСТВО
6
Что делает человека
человеком.
Человек, общество,
природа.
Общество как форма
жизнедеятельности
людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.
Практикум по теме:
«Личность и
общество».1
1
1
1
1
1
1
с
Познакомиться
основным
содержанием курса 8 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся.
свою
Характеризовать
Выявить отличия человека от животных.
Объяснять человеческие качества. Различать
биологические и природные качества
человека.
и
конкретизировать примерами биологическое
и социальное в человеке. Определять свое
отношение к различным качествам человека.
Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять и конкретизировать примерами
сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов
деятельности человекаРаскрывать смысл
понятия «ноосфера». Оценивать утверждение
о связи природы и общества и
аргументировать
оценку.
Характеризовать возможности человеческого
разума. Раскрывать значение моральных
норм. Конкретизировать на примерах влияние
природных условий на людей. Анализировать
и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать
сделанные выводы.Выделять существенные
признаки общества.
Называть сферы
общественной жизни и характерные для них
социальные явления.
Показывать на
конкретных примерах взаимосвязь основных
сфер
жизни.Выявлять
изменения социальной структуры, связанные
с переходом в постиндустриальное общество.
Анализировать
социальной
действительности, связанные с изменением
структуры общества. Раскрывать смысл
понятия
прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и
«общественный
общественной
факты элементы
проблем.Раскрывать
регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать
и конкретизировать
фактами социальной жизни перемены,
происходящие в современном обществе.
общественного развития).
(ускорение
Использовать
причинно
следственного анализа при характеристике
глобальных
на
конкретных примерах смысл понятия
«индивидуальность». Использовать элементы
причинноследственного
при
характеристике социальных параметров
личности. Выявлять и сравнивать признаки,
характеризующие человека как индивида,
индивидуальность и личность. Описывать
агенты социализации, оказывающие влияние
Исследовать несложные
на личность.
практические ситуации,
в которых
проявляются различные качества личности,
ее мировоззрение, жизненные ценности и
ориентиры.Систематизировать
наиболее
часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов
для школьников
анализа
и
своих
духовные
Характеризовать
Определять сущностные характеристики
понятия «культура». Различать и описывать
явления духовной культуры. Находить и
извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах культуры из
источников.
адаптированных
Характеризовать
ценности
российского народа.
Выражать свое
отношение к тенденциям в культурном
развитии.Объяснять роль морали в жизни
общества.
основные
принципы морали.
Характеризовать
моральную сторону различных социальных
ситуаций. Использовать элементы причинно
следственного анализа для объяснения
влияния моральных устоев на развитие
человека.Осуществлять
общества
рефлексию
нравственных
ценностей.Приводить примеры морального
выбора.
Давать нравственные оценки
собственным поступкам, поведению других
людей.Оценивать значение образования в
информационном обществе.
Извлекать
информацию о тенденциях в развитии
образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику РФ.
Обосновывать
к
непрерывному образованию.Характеризовать
науку как особую систему знаний. Объяснять
возрастание роли науки в современном
обществе.Определять
сущностные
характеристики религии и ее роль в
культурной жизни. Объяснять сущность и
значение веротерпимости.
Раскрывать
сущность свободы совести. Оценивать свое
отношение
и
атеизму.Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для
школьников. Уметь применять нравственные
нормы к анализу и оценке социальных
ситуаций.
отношение
религии
свое
к
СФЕРА
ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
8
Сфера духовной
жизни.
Мораль.
Долг и совесть.
Моральный выбор –
это ответственность.
Образование.
Наука в современном
обществе.
Религия как одна из
форм культуры.
Практикум по теме:
«Сфера духовной
культуры».
1
1
1
1
1
1
1
1
СОЦИАЛЬНАЯ
СФЕРА
5 Социальная
структура общества
Социальные статусы
и роли.
Нации и
межнациональные
отношения.
Отклоняющееся
поведение.
Практикум по теме:
«Социальная сфера»
1
1
1
1
1
ЭКОНОМИКА
13
Экономика и её роль
в жизни общества.
Основные вопросы
экономики.
Собственность.
Рыночная экономика
Производство –
основа экономики
Предпринимательска
я деятельность
Роль государства в
экономике.
Распределение
доходов.
Потребление.
Инфляция и семейная
экономика.
Безработица, её
причины и
последствия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
конфликтов,
типа.Называть
Выявлять и различать различные социальные
общности и группы. Раскрывать причины
социального неравенства.
Приводить
примеры различных видов социальной
Характеризовать причины
мобильности.
социальных
используя
межпредметные связи, материалы СМИ;
показывать пути их разрешения. Находить и
извлекать социальную информацию о
структуре общества и направлениях ее
изменения из адаптированных источников
различного
позиции,
определяющие статус личности. Различать
предписанные и достигаемый статус.
Раскрывать и иллюстрировать примерами
ролевой репертуар личности. Объяснять
причины ролевых различий по гендерному
признаку, показывать их появление ив
различных социальных ситуациях. Описывать
основные социальные роли старших
подростков.
Характеризовать
межпоколенческие отношения в современном
обществе. Выражать собственное отношение
к проблеме нарастания разрыва между
поколениями.Знать и правильно использовать
в предлагаемом контексте понятия «этнос»,
«нация»,
«национальность».
Конкретизировать примерами из прошлого и
общего
современности
исторического прошлого,
традиций в
Характеризовать
сплочении
противоречивость
межнациональных
отношений в современном мире. Объяснять
причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные
пути их разрешения.Объяснять причины
отклоняющегося поведения.
Оценивать
опасные последствия наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового
образа жизни.Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов
для школьников.
народа.
значение
Объяснять
Раскрывать роль экономики в жизни
общества.
проблему
ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора.Описывать и
иллюстрировать
примерами решения
основных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы
экономических систем.
Характеризовать
способы координации хозяйственной жизни в
экономических
различных
понятия
системах.Объяснять
«собственность».
и
Характеризовать
конкретизировать
примерами формы
собственности. Называть основания для
приобретения
собственности.
Анализировать несложные практические
ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав
собственности.Характеризовать
рыночное хозяйство как один из способов
организации
жизни.
Характеризовать условия функционирования
рыночной
системы.
Описывать действие рыночного механизма
формирования цен на товары и услуги.
экономической
экономической
смысл
права Мировое хозяйство и
международная
торговля.
Практикум по теме:
«Экономика»
1
1
Приводить
Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма
регулирования
экономики в жизни общества.Объяснять
решающую роль производства как источника
экономических благ. Различать товары и
услуги как результат производства. Называть
и иллюстрировать примерами факторы
производства.
Находить и извлекать
социальную информацию о производстве из
адаптированных источников. Исследовать
несложные практические ситуации, связанные
с использованием различных способов
эффективности
повышения
производства.Описывать
социально
экономическую
и функции
роль
предпринимательства. Сравнивать различные
организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки
малого бизнеса.
Выражать собственное
отношение к проблеме соблюдения морально
этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской
деятельности.Характеризовать
экономические
государства.
функции
Описывать различные формы вмешательства
государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный
бюджет».
примеры
государственной политики регулирования
доходов и расходов.Называть основные
источники доходов граждан. Раскрывать
причины неравенства доходов населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения доходов. Иллюстрировать
примерами
меры
социальной поддержки населения.Описывать
закономерность изменения потребительских
расходов семьи в зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам. Раскрывать на
примерах
прав
потребителей.Различать номинальные и
реальные
граждан.показывать
влияние инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения. Называть и
иллюстрировать
формы
сбережения граждан.
Объяснять связь
семейной экономики с инфляционными
процессами в стране. Оценивать способы
использования сбережений своей семьи с
точки зрения экономической рациональности.
Характеризовать роль банков в сохранении и
приумножении
доходов
населения.Характеризовать безработицу как
закономерное явление рыночной экономики.
Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные
последствия безработицы. Объяснять роль
государства в обеспечении занятости.
Оценивать собственные возможности на
рынке труда.Характеризовать причины
формирования
хозяйства.
Описывать
связи между
участниками международных экономических
отношений.
влияние
международной политики на развитие
мирового хозяйства.
и
конкретизировать примерами направления
внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный
валютный курс».
Систематизировать
наиболее часто задаваемые вопросы.
Характеризовать
государственные
мирового
примерами
Объяснять
доходы
реальные
меры
защиты ЗАКЛЮЧИТЕЛ
ЬНЫЙ УРОК
1
Защита проектов.
1
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Провести диагностику результатов обучения
в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за
год. Наметить перспективы обучения в 9
классе.
9 КЛАСС (34 часа)
РАЗДЕЛ
ТЕМЫ
Кол
во
часов
ВВЕДЕНИЕ
1
Вводный урок.
ПОЛИТИКА
9
Политика и власть.
Государство.
Политические
режимы.
Правовое
государство.
Гражданское
общество и
государство.
Участие граждан в
политической жизни.
Политические партии
и движения.
Практикум по теме:
«Политика».
ПРАВО
24
Количество
часов
Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)
1
1
1
1
1
1
1
1
2
с
Познакомиться
основным
содержанием курса 8 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся.
правового
разделение
Характеризовать власть и политику как
социальные явления. Раскрывать признаки
суверенитета. Различать формы правления и
государственного устройства.Сопоставлять
различные типы политических режимов.
Называть и раскрывать основные принципы
демократического устройства.Раскрывать
государства.
принципы
Характеризовать
властей.
Раскрывать сущность гражданского общества.
Характеризовать
местное
самоуправление.Анализировать
влияние
политических отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идеи темы
примерами из истории, современных событий,
личного социального опыта. Описывать
различные формы участия гражданина в
политической жизни. Обосновывать ценность
и значимость гражданской активности.
Приводить
примеры
гражданственности.Называть
признаки
политической партии и показать их на
примере одной из партий РФ.
Характеризовать
многопартийности.Систематизировать
задаваемые
наиболее
часто
вопросы.Устанавливать
причины
актуальности тех или иных вопросов для
школьников. Уметь объяснять явления и
процессы социальной действительности с
опорой на изученные понятия. Находить
нужную социальную информацию, адекватно
ее воспринимать,
применяя основные
обществоведческие термины и понятия,
преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей. Анализировать реальные социальные
Выбирать адекватные способы
ситуации.
деятельности.
выполнять
познавательные и практические задания, в
том числе с использованием проектной
деятельности.
проявления
Уметь Роль права в жизни
общества и
государства.
Правоотношения и
субъекты права.
Правонарушения и
юридическая
ответственность.
Правоохранительные
органы.
Конституция
Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя.
Права и свободы
человека и
гражданина.
Гражданские
правоотношения.
Право на труд.
Трудовые
правоотношения.
Семейные
правоотношения.
Административные
правоотношения.
Уголовно-правовые
отношения.
Социальные права.
Международно-
правовая защита
жертв вооружённых
конфликтов.
Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования.
Практикум по теме:
«Право».
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
почему
правомерного
смысл
Сопоставлять
право.
Объяснять,
закон является
нормативным актом высшей юридической
позитивное
силы.
и
естественное
Характеризовать
основные элементы системы российского
законодательства.Раскрывать смысл понятия
«правоотношение», показывать на примерах
отличия правоотношений от других видов
социальных отношений. Раскрывать смысл
понятий «субъективные юридические права»
и «юридические обязанности участников
правоотношений».
Объяснять причину
субъективности прав и юридического
закрепления обязанностей участников
правоотношений. Раскрывать смысл понятий
«дееспособность» и «правоспособность».
Раскрывать особенности возникновения
правоспособности и дееспособности у
физических и юридических лиц. Объяснять
причины этих различий. Называть основания
возникновения правоотношений.Различать
правонарушение и правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки
правонарушений.
Характеризовать
юридическую ответственность в качестве
поведения.
критерия
презумпции
Объяснять
невиновности.Называть
основные
правоохранительные органы РФ. Различать
сферы деятельности правоохранительных
органов и судебной системы. Приводить
примеры деятельности правоохранительных
органов.Характеризовать Конституцию РФ
как закон высшей юридической силы.
Приводить конкретные примеры с опорой на
текст Конституции РФ, подтверждающие ее
высшую юридическую силу. Называть главные
задачи Конституции.
какие
принципы правового государства отражены в
статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы федерального
устройства РФ. Проводить различия между
статусом
статусом
гражданина.Объяснять смысл понятия «права
человека». Объяснять, почему Всеобщая
декларация прав человека не является
юридическим
документом.
Классифицировать права и свободы
(приводить примеры различных групп
прав).Характеризовать
особенности
гражданских правовых отношений. Называть
виды и приводить примеры гражданских
договоров.
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних. Находить и извлекать
информацию о правах потребителя,
предусмотренных законом РФ. Раскрывать на
примерах
прав
потребителей.Называть
основные
юридические гарантии права на свободный
труд. Характеризовать особенности трудовых
правоотношений. Объяснять роль трудового
договора в отношениях между работниками и
работодателями. Раскрывать особенности
положения несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях.Объяснять
условия
заключения и расторжения брак. Приводить
примеры прав и обязанностей супругов,
родителей и детей. Находить информацию о
семейных правоотношениях и извлекать ее из
адаптированных источников различного
типа.Определять сферу общественных
отношений, регулируемых административным
субъектов
правом.
административных
правоотношений.
Характеризовать
Раскрывать
Объяснять,
человека
и
защиты
меры запрещены.
основные
отношений.
признаки
Указывать
правонарушения.
административного
Характеризовать значение административных
наказаний.Характеризовать
особенности
уголовного права и уголовноправовых
отношений. Указывать объекты уголовно
правовых
Перечислять
важнейшие признаки преступления. Отличать
необходимую оборону от самосуда.
Характеризовать специфику уголовной
ответственности
несовершеннолетних.Называть
основные
социальные права человека. Раскрывать
понятие «социальное государство».
На
конкретных примерах иллюстрировать
основные направления социальной политики
нашего государства.Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать
основные нормы, направленные на защиту
раненых, военнопленных, мирного населения.
Указывать методы и средства ведения войны,
которые
Оценивать
необходимость и значение международно
правовой защиты жертв войны. Объяснять
значение международного гуманитарного
права. Раскрывать смысл понятия «военное
преступление». Объяснять смысл понятия
«право на образование». Различать право на
образование применительно к основной и
полной средней школе.
Объяснять
взаимосвязь права на образование и
получить
обязанности
образование.Систематизировать
наиболее
часто задаваемые вопросы.Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов
для школьников. Определять собственное
отношение к реалиям социальноправовой
деятельности.
Формировать знания о
ключевых правовых понятиях,
нормах,
понимание их роли как решающих
регуляторов жизни человека и общества.
Уметь применять эти знания к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций.
Осознанно строить высказывания, слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном обсуждении.
Защита проектов.
2
Провести диагностику результатов обучения
в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за
год.
ЗАКЛЮЧИТЕЛ
ЬНЫЕ УРОКИ
2
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей СОШ № 12 технологии,
естественных и
общественных дисциплин
от ___________ 20__ года № 1
___________ _________
подпись руководителя МО
Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.