Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана по учебнику Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. Базовый уровень обучения. Включает планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), содержание учебного предмета (курса), тематическое планирование (включая цели и задачи раздела). Программа расчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
обществознание 8 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хрещатовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
в 8 КЛАССЕ
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Учитель обществознания ВКК Шмигирилова Светлана Михайловна
Хрещатое.
2016 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
• мотивированность и направленность обучающегося на активное и
созидательное участие в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви
и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира
и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и
процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть
различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять
познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
2 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются результаты в сфере:
познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах
своей дееспособности;
•
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать,
конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
систематизировать,
регулятивной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
•
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека
и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять
эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму
•
и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
3 •
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
•
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Глава I. Личность и общество.
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное
и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.
Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд.
Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие
человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни,
их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные
ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур
как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Гуманизм. Патриотизм и
Основные ценности и нормы морали.
Мораль.
гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг
общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания
и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Образование. Значимость образования в условиях информационного общества.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные
нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Свобода совести.
4 Глава III. Экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность
ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Типы экономических систем.
Собственность.
Право собственности.
Формы собственности.
Защита прав
собственности.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные
организационноправовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция.
Формы сбережений граждан.
предоставляемые гражданам.
Банковские услуги,
Потребительский кредит.
Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная
торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Глава IV. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения
социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она
зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и
женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между
поколениями.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные
отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
5 6 №п/п
Дата
по плану
по
факту
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Тип урока
Характеристика видов деятельности
Вводный урок
Урок повторение
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса
8 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам
обучения и критерии успешной работы
Глава I. Личность и общество (6 часов)
Цели: дать представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. ввести учащихся в круг
проблем современного общества и общественных отношений.
Задачи:
представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление
2
3
Быть личностью
комбинированный
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
комбинированный
7
Различать
Выявлять отличия человека от животных.
Объяснять
человеческие качества.
биологические и природные качества человека.
Характеризовать и конкретизировать примерами
биологическое и социальное в человеке.
Определять свое отношение к различным качествам
человека.
Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять
сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов деятельности.
Выделять существенные признаки общества.
Называть сферы общественной жизни и характерные
и конкретизировать примерами 4
5
Развитие общества.
комбинированный
Практикум по теме «Личность
и общество»
Урокпрактикум
для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь
основных сфер общественной жизни.
Выявлять изменения социальной структуры, связанные
с переходом в постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной действительности,
связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе.
Характеризовать
социальной жизни перемены,
современном обществе.
Использовать
анализа при характеристике глобальных проблем.
Систематизировать
вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов.
и конкретизировать фактами
происходящие в
элементы причинноследственного
наиболее часто задаваемые
Цель ввести ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Дать учащимся возможность
познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)
6
7
Сфера духовной жизни
комбинированный
Мораль.
комбинированный
8
Определять сущностные характеристики понятия
«культура».
Различать и описывать явления духовной культуры.
Находить и извлекать необходимую информацию о
достижениях и проблемах культуры из адаптированных
источников.
Характеризовать духовные ценности российского
народа.
Выражать свое отношение к тенденциям в культурном
развитии.
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать
основные принципы морали, 8
9
10
11
12
13
Долг и совесть.
Урокдиспут
Моральный выбор – это
комбинированный
ответственность.
Образование.
комбинированный
Наука в современном
обществе.
комбинированный
Религия как одна из форм
Урокпрезентация
культуры.
Практикум по теме «Сфера
духовной культуры».
Урокпрактикум
9
рефлексию своих нравственных
моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать
элементы причинноследственного
анализа для объяснения влияния моральных устоев на
развитие общества и человека.
Осуществлять
ценностей.
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным поступкам,
поведению других людей.
Оценивать значение образования в информационном
обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии
образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную
образовательную политику правительства РФ.
Обосновывать свое отношение к непрерывному
образованию.
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном
обществе.
Определять сущностные характеристики религии её
роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать свое отношение к религии и атеизму.
Систематизировать
вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и
оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный
аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами.
Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и
наиболее часто задаваемые 14
Проверочная работа по теме
тестирование
«Сфера духовной культуры»
вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении.
Тестирование, терминологический диктант
Цель: углублять знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых
экономических понятий. Изучить понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений
экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Рассмотреть вопросы микроэкономики —
экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители), также рассмотреть некоторые
макроэкономические проблемы: роль государства в экономике, безработица, международная торговля.
Глава III. Экономика (13 часов)
15
16
17
18
Экономика и её роль в жизни
общества.
комбинированный
Главные вопросы экономики.
комбинированный
Собственность.
комбинированный
Рыночная экономика.
комбинированный
10
и сопоставлять основные типы
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на основе
экономического выбора.
Описывать и иллюстрировать примерами решения
основных вопросов участниками экономики.
Различать
экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной
жизни в различных экономических системах.
Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами
формы собственности.
Называть
собственности.
Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с реализацией и защитой прав собственности.
Характеризовать рыночное хозяйство как один из
способов организации экономической жизни.
Характеризовать
рыночной экономической системы.
основания для приобретения права
условия
функционирования 19
20
21
22
Производство – основа
комбинированный
экономики.
Предпринимательская
Деловая игра
деятельность.
Роль государства в экономике.
Изучение нового
материала
Распределение доходов.
комбинированный
11
действие
рыночного механизма
различные организационноправовые
Описывать
формирования цен на товары и услуги.
Формулировать собственное мнение о роли рыночного
механизма регулирования экономики в жизни общества.
Объяснять
решающую роль производства как
источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы
производства.
Находить и извлекать социальную информацию о
производстве из адаптированных источников.
Исследовать
несложные практические ситуации,
связанные с использованием различных способов
повышения эффективности производства.
Описывать социальноэкономическую роль и функции
предпринимательства.
Сравнивать
формы предпринимательской деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать
собственное отношение к проблеме
соблюдения
моральноэтических
в
предпринимательстве.
Оценивать
предпринимательской деятельности.
Характеризовать экономические функции государства.
Описывать
различные формы вмешательства
государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать
бюджет».
Приводить
регулирования доходов и расходов.
Называть основные источники доходов граждан.
Рассказывать причины неравенства доходов населения.
Объяснять
перераспределения
примеры государственной политики
возможности своего участия в
норм
смысл понятия «государственный
необходимость 23
24
25
26
Потребление.
комбинированный
Инфляция и семейная
Урокпрактикум
экономика.
Безработица, её причины и
последствия.
Изучение нового
материала
Мировое хозяйство и
международная торговля.
комбинированный
12
виды
страховых
услуг,
закономерность
семейной экономики с
на примерах меры защиты прав
доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры
социальной поддержки населения.
Описывать
изменения
потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.
Характеризовать
предоставляемых гражданам.
Раскрывать
потребителей.
Различать номинальные и реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы
сбережений граждан.
Объяснять
связь
инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений своей
семьи с точки зрения экономической рациональности.
Характеризовать роль банков в сохранении и
преумножении доходов.
Характеризовать безработицу как закономерное
явление рыночной экономики.
Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия
безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении занятости
населения.
Оценивать собственные возможности на рынке труда.
Описывать реальные связи между участниками
международных экономических отношений.
Характеризовать причины формирования мирового
хозяйства.
Характеризовать влияние международной торговли на
развитие мирового хозяйства. 27
28
Закрепление изученного
материала по теме «Экономика».
Урокпрактикум
Контрольная работа по теме
тестирование
«Экономика»
и конкретизировать
примерами
Объяснять
направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный
курс».
Систематизировать
вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов.
Работа с тестами, написание терминологического
диктанта.
наиболее часто задаваемые
Раскрыть ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная
мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе охарактеризовать социальные отношения в современном
обществе.
Глава IV. Социальная сфера (5 часов)
29
30
Социальная
общества.
структура
Урокдиспут
Социальные статусы и роли.
комбинированный
13
Выявлять и различать разные социальные общности и
группы.
Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной
мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов,
используя межпредметные связи, материалы СМИ;
показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать необходимую информацию о
структуре общества и направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа.
Называть позиции, определяющие статус личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой
репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по гендерному
признаку, показывать их проявление в различных
социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли старших
подростков. 31
32
33
34
Нации и межнациональные
комбинированный
отношения.
Отклоняющееся поведение.
Урокдиспут
Итоговая контрольная работа
тестирование
Повторение пройденного за год
Урокповторение
Характеризовать межпоколенческие отношения в
Выражать собственное
современном обществе.
отношение к проблеме нарастания разрыва между
поколениями.
Знать и правильно использовать в предлагаемом
контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».
Конкретизировать
примерами из прошлого и
современности значение общего исторического
прошлого, традиций в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость межнациональных
отношений в современно обществе.
Объяснять причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные пути их
разрешения.
Объяснять причины отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия алкоголизма и
наркомании для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа
жизни.
Работа с тестами, написание терминологического
диктанта
Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 9 классе.
14 15
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.