Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
15.01.2017
Перечень учебно - методического обеспечения.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Пояснительная записка..docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА                 Рабочая   программа   по   обучению   грамоте   и   развитию   речи   разработана   на  основе «Программы   Министерства   образования   РФ:   Начальное   общее   образование   авторской   программы М.С.Соловейчик   (Смоленск,   Ассоциация   21   век,2011   год)   к   букварю   М.С.   Соловейчик,   1класс, Смоленск, Ассоциация 21 век, 2011 год. Предлагаемая   программа   обучения   грамоте   представляет   собой   курс   начального систематического изучения родного языка, который « создаёт у ребёнка общую ориентировку в языке и его законах» ( Д. Б. Эльконин), обеспечивает основательное изучение практической фонетики и графики, начало орфографии, развития коммуникативно­ речевой  деятельности учащихся говорения, слушания, чтения, письма). При этом обучение первоначальному чтению и письму рассматривается не только как цель, но и как важнейшее средство языкового, нравственно­ эстетического развития и культуры речевого поведения первоклассников. Обучение грамоте основывается на испытанном временем современном варианте звукового аналитико­ синтетического метода с учётом идей К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина и осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: ­ знакомство учащихся с основными единицами языка и их значением; ­ формирование механизма плавного слогового чтения с постепенным переходом к плавному смысловому чтению; ­   освоение   учащимися   графических   и   каллиграфических   навыков,   формирование   у   них орфографической зоркости; ­ развитие речи и культуры речевого поведения первоклассников; ­ начальное литературно­ эстетическое развитие учащихся. Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка   удастся   его   обучение,   развитие   и   воспитание   слить   в   единый   органичный   процесс. Достижение же такого слияния – одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы. Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное   место   среди   этих   умений   занимают   те,   которые   обеспечивают   четыре   вида   речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. Под   развитием   понимается,   во­первых,   становление   у   школьников   лингвистического мышления   –   способности   осознавать   речь,   предложение,   слово,   звук   как   предмет   наблюдения   и изучения,   выполнять   с   различными   средствами   языка   операции   анализа,   синтеза,   сравнения, классификации, обобщения; во­вторых, совершенствование у детей природной   языковой интуиции, склонности к догадке; в­третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого – ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.  Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.  Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений – читательских, речевых, фонетико­ графических, орфографических и др.  Данная система обучения грамоте в отличие от ныне действующих имеет ряд особенностей. Обучение   грамоте  начинается   с   осознания   детьми   членораздельности   речи,   с   выделения предложения   как   важнейшей   коммуникативной   единицы   и   слова   в   его   составе.   Знакомство   с 2 основными речевыми единицами и слого­ звуковой анализ слова предшествуют и письму, и чтению как особый этап, как их общая и необходимая предпосылка.  Освоение звукового анализа начинается с простейших односложных слов и переходит к анализу слов более сложной слоговой структуры при обязательном использовании схемы ­ модели и громкого проговаривания. При этом проговаривание анализируемого слова должно быть четким, в нормальном, слегка замедленном темпе, не нарушающим акцентноритмическую   структуру   слова.   При   звуковом   анализе   слов   дети   должны   выделить последовательность   каждого   звука   в  слове,   определить   их   места   по  отношению   к   другим,   уметь характеризовать звуки по их существенным признакам, чему способствует введение артикуляционно­ обоснованных условных знаков, отражающих наиболее общие свойства звуков (гласность­согласность, твердость­мягкость, глухость­звонкость): Конечной целью обучения  звуковому анализу слов является  овладение первоклассниками умением самостоятельно, без опоры на схему, последовательно выделять каждый звук слова на слух, называя его существенные признаки. Со слогом учащиеся знакомятся в конце обучения звуковому анализу, когда осуществляется переход от анализа трех­ четырех звуковых слов к анализу слов более сложной структуры. Слог осознается детьми как минимальная произносительная единица, как способ произнесения звуков в слове по порциям­частям, «слагаемым» из звуков. Учитывая то, что деление слов на слоги — это естественный   процесс   произнесения   слова   по   частям,   удобный   для   говорящего,   слогораздел   в большинстве слов осуществляется по закону восходящей звучности, с гласным в конце слога: ли­мо­ ны, по­кра­ска. Однако для удобства произношения при чтении и письме слоги могут заканчиваться и на сонорный согласный: зай­ка, чай­ка, рам­ка, бел­ка, а иногда и на дру¬гие согласные, допускающие длительное произношение: ка­пус­та, кош­ка. Именно так ребенку удобно читать первые букварные слова   и   членить   их   при   произношении   на   части,   проговаривая   при   звуковом   анализе   и   письме. Важной   составной   частью   работы   в   этот   период   является  ознакомление   с   ударением,   его смыслоразличительной   ролью,   с   ритмической   структурой   русских   слов,   что   необходимо   для формирования грамотного письма и чтения. Знакомством с понятиями «слог» и «ударение» заканчивается  подготовительный период как особый этап, предваряющий обучение первоначальному чтению и письму. Обучение чтению и письму проводится  раздельно­параллельно, так как письмо и чтение не зависят друг от друга, но каждое из них по­своему зависит от осознания звукового состава слов. Письмо всецело зависит от овладения звуковым анализом каждого записываемого слова, а для чтения достаточно   осознать   членораздельность   речи   и   звуковую   структуру   простейших   трех­   четырех звуковых слов. Навыки   чтения   и   письма   различны   по   своим   темпоритмическим   возможностям.   Действие письма требует большего времени для своего формирования. К тому же чтение и письмо требуют различных психических операций, не повторяющих друг друга во взаимообратном порядке. Письмо слов строится на основе абстрагирования (отбрасывания несущественных признаков звуков:   высоты,   тембра,   громкости   и   т.   д.)   и   обобщения   существенных   признаков   в   фонемы   с обозначением фонем буквами. Чтение строится  на основе конкретизации, т. е. узнавания в буквах конкретных речевых звуков и их послогового проговаривания. Раздельно­параллельное   обучение   чтению   и   письму   направлено  на   выявление   основных отличительных задач уроков чтения и письма и наиболее результативное их осуществление. Вместе с тем  такое  обучение  не  препятствует  проведению  комбинированных   уроков,  тем  более  что  уроки чтения и письма в данной системе, как правило, объединены темой и содержанием. Раздельно­параллельное   обучение   подкрепляется  новым   порядком   введения   букв.   По­ новому, в сравнении с другими азбуками, осуществляется знакомство со звуком [й] и способами его обозначения   буквами   Й,   Е,   Ё,   Ю   Я.   Учитывая   то,   что   звук   [й]   употребляется   только   вместе   с гласными и может находиться перед ними ([йа] — Я, [йэ] — Е, [йо] — Ё, [йу] — Ю) или после них ([ай], [ой], [эй], [уй]), буквы Я, Е, Ё, Ю и Й изучаются взаимосвязанно и в несколько этапов. В начале букварного периода (Букварь Ч. 1) дети учатся слышать два звука в названиях букв 3 Я, Е, Ё, Ю, осваивают их роль в обозначении мягкости предшествующих согласных. Затем, в первой половине букварного периода, знакомятся со звуком [й] и с его обозначением буквой Й. В   середине   букварного   периода,   в   теме   «Новая   работа   знакомых   букв»   (Букварь   Ч.   2), проводится блоковое компактное изучение букв Я, Е, Ё, Ю для обозначения двух звуков. При этом каждая из названных букв изучается путем одновременного сопоставления ее функций как показателя мягкости согласного и как обозначение звука [й] перед гласными. Вся   вторая   половина   букварного   периода   отводится  на   закрепление   разных   способов обозначения звука [й] буквами Я, Е, Ё, Ю и Й. Кроме  того, вместо  обычного линейного  однократного  последовательного  введения  букв  в Букваре  предлагается троекратное представление всех букв с различной целевой установкой. Первое введение (начало букварного периода). Общее представление всех букв с целью разграничения понятий «звук» и «буква», создания общей ориентировочной основы чтения и письма, раскрытия перед детьми перспективы дальнейшего обучения. Второе введение (первая половина букварного периода). Конкретное   изучение   всех   букв   попарно   на   уроках   чтения   с   целью   отработки   слогового способа чтения слов, предложений и небольших связных текстов. Написание наиболее частотных букв алфавита на уроках письма. Третье введение (вторая половина букварного периода). Повторное введение всех букв на уроках чтения с целью углубления и систематизации знаний о их   функциях   (буквы   Я,   Е,   Ё,   Ю   как   два   звука;   слабые   позиции   звуков   в   слове   и   др.). Совершенствование навыка слогового чтения и постепенный переход к беглому чтению предложений и текстов. Обучение написанию всех остальных букв алфавита на уроках письма. Такое, впервые примененное, троекратное введение букв алфавита в сочетании с раздельно­ параллельным обучением не сдерживает процесс обучения чтению уроками письма, позволяет детям неоднократно повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале, читать слова и тексты на диапазоне всех букв алфавита в течение почти всего периода обучения грамоте. (При раздельно­параллельном обучении изучение букв на уроках чтения заканчивается к концу   второй   четверти,   а   освоение   письменного   шрифта,   формирование   каллиграфических   и графических навыков осуществляется на протяжении всего букварного периода.)                   Обучение первоклассников чтению начинается с раскрытия «секрета» слияния звуков   прямого   слога   в   устной   речи.   Это   осуществляется   путем   наблюдения   детьми   за   своей артикуляцией   во   время   произношения.   Раскрытый   в   устной   речи   способ   слияния   звуков   в   слоге переносится затем с акта речи на акт чтения, что помогает осознанно овладеть общим принципом чтения прямого слога — читать слог как единый произносительный комплекс с ориентировкой на букву гласного. При чтении слов дети осваивают следующий алгоритм действий: — найти гласные в слове и по ним определить границы между слогами; —   при   чтении   прямого   слога   готовиться   сразу   к   двум   звукам   и   произносить   слог   одним толчком воздуха; — слоги со стечением согласных произносить слитно, на одном дыхании, «не причитывая» друг к другу отдельных букв; — при произношении слова выделять ударный слог силой голоса, постепенно сокращая паузы между слогами. Такая   поэтапность   в   формировании   технического   навыка   чтения   обеспечивает   плавный переход   к   осознанному   беглому   чтению.   Однако,   осознанность   как   главное   качество   чтения определяется   не   столько   технической   стороной,   сколько   уровнем   развития   мышления   и   речи учащихся, их познавательными интересами, поэтому вся работа учителя на уроке чтения должна направляться на создание мотивационной основы чтения, развитие у учащихся внимания, памяти, воображения, эмоций и нравственно­эстетических чувств. 4 Обучение первоначальному письму  проводится в прописях с разлиновкой в одну линию, что позволяет обучать детей письму без переучивания с 1 по 11 класс. Для облегчения определения учащимися высоты строчных и заглавных букв в тетрадях 1 —4 проведены пунктирные линии (первая и вторая) на высоте 5 мм и 10 мм. Кроме того, на некоторых страницах прописей оставлены 1—2 строки   без   вспомогательной   пунктирной   линии.   Работа   на   них   способствует   развитию   глазомера учащихся   и   постепенно   приучает   к   письму   в   обычных   школьных   тетрадях.   Наклонных   линий   в прописях нет. Наклонное письмо обеспечивается правильным положением тетради во время письма с наклоном влево. В   основу   обучения   детей   письму   положен  упрощенный   школьный   рукописный   шрифт, введенный еще в начале 70­х гг. Однако широко рекомендуемое пособиями по обучению письму нижнее   соединение   со   всеми   овальными   буквами   в   словах   авторы   считают   неправильным   как   не соответствующее характеру русского письма. Из 33 букв алфавита 22 буквы начинаются сверху, 8 букв — с середины и только 3 буквы — Л, М, Я — имеют нижнее начало. Нижнее соединение является искусственным и приводит к искажению букв, особенно овальных. При соединении букв в слове вводится единое правило: все соединительные линии вести от конца написанной буквы к точке начала следующей, т. е. вверх или в середину, кроме Л, М, Я, начинающихся снизу. Нижнее соединение с другими буквами не практикуется. В   обучении   первоначальному   письму   внимание   детей   направляется  на   формирование основных умений: — найти точку начала письма каждой буквы; — правильно определить направление движения руки при письме букв; — воспроизвести форму буквы в соответствии с заданным образцом; — провести соединительный штрих от конца написанной к точке начала следующей буквы. Усваивая   эти   умения,   дети   при   письме   обращают   внимание  прежде   всего   на воспроизведение правильного контура очередной буквы и на смысл того, что они пишут. Последовательность введения букв на уроке письма имеет свою специфику. Если на уроках чтения буквы, как правило, представляются детям парами, то на уроке письма пишется только одна, наиболее часто употребляемая, буква каждой пары. Таким образом, письмо не сдерживает работы по чтению, а освоение рукописного шрифта продолжается в течение всего букварного периода. Важной особенностью данной системы является гибкое использование метода копирования по образцам бледного шрифта. Жирным шрифтом в прописях выделен только демонстрационный образец буквы. Под ним печатается целая строка букв, выполненных бледным шрифтом. Это дает учителю   возможность   по­разному   дозировать   копирование.   После   анализа   образца   дети   могут копировать несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятельно без копирования под строкой образца. При этом образец постоянно находится перед глазами ученика и помогает ему корректировать свои действия. В обучении письму активно используются подкладные нелинованные листы бумаги. Сначала, после анализа образца на доске, дети на нелинованном листе бумаги воспроизводят контур новой буквы в увеличенном виде, закрепляя правильное движение руки при письме. Затем, после анализа выявленных учителем недостатков, переходят к работе в прописи, дифференцированно используя копирование по образцам бледного шрифта. Тетради­прописи   содержат   систему   постепенно   усложняющихся   заданий   и   упражнений, способствующих   развитию   каллиграфических,   графических   и   общеречевых   умений   и   навыков учащихся.   Важное   место   при   обучении   письму   отводится   слоговому   принципу   русской   графики: упражнениям в четком слоговом проговаривании слов перед их записью, составлению звуковых и слогоударных схем слов и предложений, списыванию и письму под диктовку по заданному учителем алгоритму с обязательным контролем написанного. Предусматривается также усиление целенаправленной работы по развитию орфографической зоркости   1,   то   есть   умению   находить   «ошибкоопасные»   места.   С   точки   зрения   фонологической концепции русского правописания орфографическая зоркость — это умение определять сильную и слабую   позицию   каждого   звука   в   слове   по   их   признакам,   т.   е.   устанавливать,   какой   из   звуков 5 находится в сильной позиции и «не опасен» при письме, а какой — в слабой, а значит, «опасен» при письме, так как допускает разные буквенные обозначения одного и того же звука. Целенаправленное формирование орфографической зоркости на основе введения понятий «сильная» и «слабая позиция» звуков в слове (термины заменяются выражением «опасное при письме место») закладывает у детей знание общего принципа орфографического действия при письме буквенных орфограмм, является важной частью нового содержания работы в период обучения грамоте. Таким образом, данный комплект обеспечивает не только усвоение некоторых традиционно изучаемых в первом классе правил (большая буква в начале, точка в конце предложения, сочетания ЖИ­ШИ   и   др.),   но   и   дает   учащимся   возможность   обнаруживать   подавляющее   число   орфограмм гласных и согласных до начала изучения детьми грамматики и правил орфографии.  Задания в прописях выполняются, как правило, шариковой ручкой с синей или фиолетовой пастой. Однако на первом  этапе обучения желательно  обеспечить детей  еще и ручкой с  зеленой пастой для обозначения орфограмм и пунктограмм (большая буква в начале предложения, в именах собственных,   ударных   сочетаниях   ЖИ­ШИ,   ЧА­ЩА,   ЧУ­ЩУ,   знаки   в   конце   предложения). Контурные   рисунки   прописей   могут   быть   использованы   для   штриховки   и   раскрашивания   их учащимися в классе и дома. Обучение   первоклассников   чтению   и   письму   пронизывает   работа   по   развитию   речи   и культуры   речевого   поведения.  Первая   учебная   неделя   сентября   отводится   на   ознакомление   с понятием «речь», определение главных требований к речи (быть понятной и вежливой), выделение основных правил общения в школе и на уроке (соблюдать тишину, не выкрикивать, говорить так, чтобы тебя слышали и др.). Учащиеся практически знакомятся со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения (можно сказать о чем­либо по­деловому, не выражая своих эмоций, а можно словами нарисовать картину, передавая свои чувства и отношение). Назначение этих уроков — помочь детям: — осознать необходимость изучения речи; —­ формировать умение выбирать нужные слова с учетом ситуации общения (с кем, когда, где, зачем говоришь); — познакомить учащихся с различными позициями говорящих в зависимости от их роли в общении (учитель, ученик, старший, младший, знакомый, незнакомый); — ввести в активный словарь достаточное количество слов речевого этикета. На протяжении учебного года дети собирают слова речевого этикета в «шкатулку вежливых слов» (см. Букварь: Ч. 1,). Коммуникативно­речевое развитие учащихся в период обучения грамоте проводится на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом. На их основе идет целенаправленное развитие и совершенствование связной речи. С первых страниц Букваря большое внимание уделяется развитию произносительной культуры первоклассников (дикция, сила голоса, интонация, темп речи и др.). В этих целях в азбуке помещены многочисленные скороговорки, чистоговорки, загадки и другие произведения малых фольклорных жанров. Все это совершенствует произносительную культуру детей, стимулирует речевую активность школьников, развитие связной речи, чуткости к «звуковым красотам родного языка» (К.Д.Ушинский). Лингвистическому   развитию   учащихся   способствуют  также   помещенные   в   азбуке упражнения с синонимами, антонимами, омонимами, задания по словообразованию и словоизменению. В период обучения грамоте вся эта работа проводится без введения специальной терминологии. В целях начального литературного и художественно­эстетического развития первоклассников в азбуке помещен ряд доступных для детей произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Бальмонта, В. В. Бианки, В. И. Чарушина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др. Чтение этих произведений дает возможность учителю развивать у детей способность восприятия произведений различных жанров, обогащать опыт жизненных и читательских переживаний учащихся, формировать воссоздающее   и   творческое   воображение,   эстетическое   восприятие   красоты   родного   языка, воспитывать потребность в слушании и чтении литературных произведений, интерес к чтению. В работе с текстами Букваря используются различные приемы: чтение текста учителем или 6 читающими   учениками,   хоровое   чтение   учащихся   вместе   с   учителем,   чтение   учащихся индивидуальное и в парах, заучивание наизусть небольших стихотворений, загадок, скороговорок, обучение   пересказу   прочитанного,   рассказыванию   по   аналогии,   беседы,   первичное   знакомство   со средствами художественной выразительности и др. Обучение грамоте представляет собой начальный курс систематического изучения родного языка, который «создает у ребенка общую ориентировку в языке и его законах». Обучение грамоте решает   задачи   практического   изучения   детьми   основ   фонетики   и   графики,   начал   орфографии, развития речи и культуры речевого поведения. При этом обучение первоначальному чтению и письму рассматривается   не   только   как   единственная   цель,   но   и   как   важнейшее   средство   языкового, нравственного и эстетического развития учащихся. Знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления. Основные   задачи   курса   обучения   грамоте   и   развития   речи   в   1   классе   сводятся   к следующему: Формирование   механизма   плавного   правильного   слогового   чтения   с   постепенным переходом к чтению целым словом; Освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков; Развитие речи и лингвистических способностей первоклассников; Начальное литературно – эстетическое развитие учащихся. Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального образования. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Рассматриваемая   программа   рассчитана   на   200   часов   (22–23   учебные   недели)   и реализована в букваре «Мой первый учебник» (авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хорошо писать» (авторы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик) . Развитие речи. Речь устная и письменная и ее значение. Правила общения и речевого этикета   на   уроке   и   в   школе.   Формирование   правильного   звукопроизношения,   речевого   и фонетического слуха учащихся. Работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса. Подготовка к чтению. Звуки речи. Гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на схемах. Звуковой анализ двух­ четырех   звуковых   слов.   Слог   как   минимальная   единица   произнесения.   Слог   и   ударение. Знакомство со способом слияния звуков слога в устной речи. Слогообразующая роль гласных и слогоделение по ним. Подготовка   к   письму.  Правила   посадки,   положение   руки   при   письме.   Наклонное положение   тетради.   Упражнения   в   развитии   мелких   мышц   руки   и   координации движений(   обводка   по   пунктирным   линиям   и   бледному   шрифту   контурных   рисунков   и бледному шрифту контурных рисунков и их штриховка, раскрашивание, рисование бордюров). Основные   элементы   больших   и   малых   рукописных   букв   и   их   названия.   Нахождение   этих элементов в рукописном алфавите. Обучение действию звукового анализа на уроках письма. Основной период ( 157 ч) Чтение Разграничение понятий «звук» и «буква». Первое введение для гласных и согласных. Перенос способа слияния звуков в слоге на акт чтения. Второе   введение   букв   и   конкретное   их   изучение.   Буквы   гласных   как   основные ориентиры чтения и показатели твердости­ мягкости согласных. Сонорные согласные и буквы для их обозначения. Согласные глухие и звонкие, парные и непарные их буквы. Отработка плавного слогового чтения слов, предложений, текстов. Звук /й/ и способы его обозначения. Буквы Е,Ё,Ю,Я. Разделительные Ь и Ъ знаки. 7 Третье   попарно­блоковое   введение   букв   с   целью   закрепления   и   систематизации фонетико­графических знаний. Знакомство с признаками «опасных» мест при письме гласных и согласных. Письмо Закрепление знаний правил гигиены письма. Упражнения в развитии мелких мышц руки. Совершенствование действия звукового анализа слов различной слоговой структуры. Обучение проговариванию  по  слогам,  составлению  слоговых   схем  слов  сложной  слоговой  структуры перед   их   письмом.   Составление   слоговых   схем   предложений   перед   их   записью. Последовательное обучение письму букв для гласных, сонорных согласных, парных и непарных по глухости­звонкости согласных. Расположение букв на строке. Соединение букв в слоге и слове. Обозначение на письме мягкости – твердости согласных и звука / й/. Письмо предложений с предварительным составлением схем и подчеркиванием большой буквы, пробела, точки. Написание ударных слогов ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ. Формирование   у   детей   умения   находить   в   словах   по   существенным   признакам «опасные»   места   в   написании   гласных   и   согласных,   парных   по   глухости   –   звонкости   и обозначать их точками под соответствующими буквами. Письмо   под   диктовку   и   списывание   с   рукописного   и   печатного   текста   с предварительным анализом и проверкой написанного. Перенос слов. Развитие речи Работа по совершенствованию звукопроизношения и развитию фонематического слуха, культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи. Многозначные слова, антонимы, синонимы ( без терминов). Группировка слов по разным основаниям. Составление предложений , их распространение и усечение. Работа над интонацией. Логическое ударение. Озаглавливание текстов. Пересказ. Коллективное и индивидуальное составление рассказов из жизненного   опыта,   по   прочитанному,   по   серии   сюжетных   картин.   Заучивание   небольших стихотворений по выбору детей. Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако   разлиновка   прописей   предполагает   последовательную   помощь   начинающему   школьнику   – кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за   наклоном   письма.   Постепенно,   от   прописи   к   прописи,   количество   линий­помощниц   и   их   вид меняются.   Так,   в   первых   двух   прописях   вспомогательные   горизонтальные   линии   –   волосяные сплошные, а в двух следующих – пунктирные с постепенно увеличивающимся  интервалом между чертами,  при  этом  в  последней прописи  линия  для  больших  букв снимается;  от восьми  до двух уменьшается   и   количество   наклонных   линий.   Такое   изменение   разлиновки   обеспечивает последовательное возрастание самостоятельности первоклассников. Добуквенный   период  обучения   грамоте   (традиционно   называемый   подготовительным) рассчитан на 42 часа – 23 урока чтения и 19 уроков письма. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные   качества   (быть   понятной   и   вежливой),   разновидности   (деловая   и   «картинная»,   устная   и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса   речевых,   Последние (орфографические)   предполагают   введение   понятия   «опасное   при   письме   место»   –   пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т.д.    фонетико­графических   и   орфографических   умений. Значительная   часть   уроков   этого   периода   (14)   отводится   на   фонетическую   работу   – знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов. На  уроках  письма  в  центре  внимания   находятся  гигиенические  правила,   структура  строки 8 (наличие   основных   линий   и   дополнительных   –   линий­помощниц),   элементы   букв   и   способы   их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают   и   осваивают   различные   виды   соединений.   Идёт   развитие   аналитических   возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази­письмо («ненастоящее   письмо»   –   запись   слов   и   предложений   чёрточками),   что   позволяет   с   первых   дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением. Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час. Охарактеризуем и прокомментируем последовательность знакомства с буквами.  Сразу   обращаем   внимание   на   сочетание   традиционного   линейного   предъявления   букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим   открывать   детям   особенности   русской   фонетики   и   графики.   Сочетание   этих   двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Считаем, что такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения   читать,  так   и   для   лучшего  осознания   фонетико­графической   системы   нашего   языка.   При определении   последовательности   предъявления   букв   учитывался   и   принцип   их   частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько. Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных – Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке   чтения   они   вводятся   сразу   по   две   пары   (например,   Аа   и   Оо),   после   чего   проводится   их закрепление.   Изучение   буквы   и   открывает   возможность   на   следующих   этапах   работать   над обозначением   твёрдости­мягкости   согласных   с   помощью   букв   гласных   и,   соответственно,   начать формиро   вать   основной   механизм   чтения   прямого   слога   –   произнесение   твёрдого   или   мягкого согласного звука «по подсказке» последующей буквы гласного. Параллельно   на   уроках   письма   осваиваются   те   же   буквы   гласных,   но   чаще   всего   они предъявляются по одной паре – строчная и прописная. При этом сначала изучается буква Оо– на ней отрабатывается письмо овалов, уже введённых на этапе освоения элементов, и способы соединения буквы:   верхнее   и   нижнее.   В   дальнейшем   приобретённые   умения   распространяются   на   написание других букв, включающих овал, в том числе а. Далее   изучаются   буквы   непарных   звонких   согласных   звуков   (сонорных):   Лл,   Мм,   Нн,Рр (знакомство с буквой й отложено из­за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение   букв   сочетается   с   формированием   механизма   позиционного   чтения   (ориентации   на последующую   букву   гласного)   и   обучением   чтению   прямого   слога.   На   уроках   письма,   наряду   с работой над каллиграфией, начинается последовательное формирование у детей умений списывать (всегда с печатного текста) и писать под диктовку. Третий блок – те буквы парных по глухости­звонкости согласных, которые обозначают глухие звуки. Исключение составляет пара ф–в: для освоения выбирается более частотная буква в. Таким образом,   третий   блок   составляют   буквы:   Сс,   Кк,Тт,   Вв,   Пп,   Шш.   На   диапазоне   всех   букв продолжается формирование механизма чтения и письма прямого слога и в целом обучение чтению и записи двубуквенных, трёхбуквенных, четырёхбуквенных слогов и слов разной слоговой структуры. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы–и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а–я, э–е, о–ё, у–ю. Особенность этого этапа – перенесение уже освоенного механизма чтения прямого   слога   на   слоги   и   слова   с   новыми   буквами.   Кроме   того,   первоклассники   учатся   чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме. Важно, что самостоятельный выбор букв гласных ученики осуществляют только в положении 9 под ударением – тогда, когда гласным звукам «можно доверять», так как они обозначаются буквами однозначно. Параллельно ведутся наблюдения за тем, что на месте одного и того же безударного гласного звука могут быть разные буквы: то о, то а, то и, то е или даже я. Логическое продолжение работы – проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих  их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест – начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся. Последующее   повторение   букв   непарных   по   глухости­звонкости   согласных   дополняется изучением ещё одной буквы – й. Новый этап работы – продолжение освоения букв парных по глухости­звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая – нет. Это: Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во­первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во­вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое   перед   изучением   парных   повторение   всех   непарных   по   глухости­звонкости   звонких согласных. На   этом   этапе   орфографические   умения   детей   пополняются   за   счёт   расширения   круга «опасных при письме мест» – в их число включаются парные по глухости­звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи– ши. Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости­звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ. В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу) и учатся применять соответствующее орфографическое правило. Следующий важный этап обучения – знакомство с новой «работой» букв Ее, Ёё, Юю, Яя. Учащиеся, вспомнив известную функцию этих букв (обозначать мягкость согласных), открывают, что они   могут   ещё   и   обозначать   звук   [й’   ].   Значимый   момент   обучения   (особенно   для   письма)   – сопоставление тех позиций в слове, когда для данного звука нужна буква й, а  когда – буквы е, ё, ю, я. На тех же уроках школьники учатся писать большие буквы Е, Ё, Ю, Я. Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются. Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного. Короткий завершающий период обучения грамоте (7 часов) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать!». На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!» Преобладающие виды работы: деление слов на слоги выделение ударного слога, безударных гласных в словах­ «главные    опасности письма» и их штриховка     деление речи на предложения, предложения на слова обводка по пунктирным линиям и бледному шрифту контурных рисунков раскрашивание и рисование бордюров письмо предложений с предварительным с предварительным  составлением схем и подчеркиванием большой буквы  нахождение « опасных» мест в написании  гласных и  парных по  глухости­звонкости согласных, обозначение их точкой под соответствующими буквами 10  письмо под диктовку и списывание с рукописного и печатного текста с  предварительным анализом и проверкой написанного       перенос слов составление предложений, их  распространение и усечение работа над интонацией озаглавливание текстов, пересказ коллективное и индивидуальное составление рассказов из жизненного  опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин заучивание небольших  стихотворений по выбору детей.  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с  Приемы,методы и формы работы: последующим использованием по заданию учителя  творческие работы: составление словесных этюдов, небылиц, загадок  инсценирование рассказов и сказок ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Обучающиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям( на практическом  уровне – без терминов) Особое место занимают межпредметные связи. На уроках обучения грамоте идет работа по  анализу научно­ познавательных текстов, на экскурсиях по окружающему миру дети подмечают  различные признаки, явления природы, а затем составляют словесные зарисовки. Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Обучение грамоте» 1. Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки. 2.    Усиление  внимания,  по  сравнению   с  традиционным  подходом,   во­первых,   к  мотивации обучения чтению и письму, а во­вторых, к тем направлениям работы, которые готовят учеников к курсу   русского   языка:   формированию   ряда   речевых,   фонетико­графических   и   орфографических умений;   среди   последних   особое   место   занимает   умение   обнаруживать   орфограммы,   именуемое орфографической зоркостью. 3.   Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте. 4.   Особая   система   двукратного   предъявления   большей   части   букв,   при   которой обеспечивается,   с   одной   стороны,   более   прочное   их   освоение,   а   с   другой,   целенаправленное знакомство с фонетико­графической системой языка. 5.   Последовательное   формирование   речевых,   фонетико­графических   и   орфографических умений (в том числе фонетического слуха и орфографической зоркости детей) на уроках обучения как чтению, так и письму. Дальнейшее формирование младшего школьника­читателя продолжается по учебникам чтения О. В. Кубасовой «Любимые страницы», а обучение русскому языку – по учебникам М. С. Соловейчик, Н.   С.   Кузьменко     «К   тайнам   нашего   языка»2,   входящим,   как   и   букварь,   в   УМК   «Гармония». Использование   данных   учебников   позволит   полноценно   реализовать   принцип   преемственности   и перспективности обучения. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы обучения грамоте и письму. 11 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучения грамоте и  письму  (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации  требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную  программу. Они представляют собой систему  обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее  уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих  планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —  познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через  специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного  процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий  опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. Личностные результаты освоения курса «Обучение грамоте» У ученика будут сформированы:  представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы   коммуникативного,   социального   и   учебно­познавательного   мотивов   изучения   русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того,   что   ясная,   правильная   речь   –   показатель   культуры   человека;   желание   умело   пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.  Ученик получит возможность для формирования:  понимания   значимости   хорошего   владения   русским   языком,   развития   коммуникативного   и учебно­познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты освоения курса «Обучение грамоте» Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: – принимать и сохранять учебную задачу;  – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;  – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.  –   выполнять   учебные   действия   в   материализованной,   речевой   или   умственной   форме; использовать речь для регуляции своих действий; –     оценивать     свои   достижения,     осознавать     трудности,   искать   их   причины   и   способы преодоления. Ученик получит возможность научиться:  – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:  –   осознавать познавательную задачу,   целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;  –   применять   разные   способы   фиксации   информации     (словесный,   схематичный   и   др.), 12 использовать эти способы в процессе решения учебных задач;  – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; –   строить   несложные   рассуждения,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   делать выводы, формулировать их; Ученик получит возможность научиться:   –   находить   языковые   примеры   для   иллюстрации   понятий,   правил,   закономерностей   в самостоятельно выбранных источниках; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;  Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от   задач   и   ситуации   общения   (сообщить,   объяснить   что­то   или   словами   нарисовать   увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого­то или научить чему­то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) –   осознавать,     высказывать   и   обосновывать   свою   точку   зрения;     стараться   проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;  –   вступать   в   учебное   сотрудничество   с   одноклассниками,   участвовать   в   совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;    Ученик получит возможность научиться: – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; – инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.  Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности Ученик научится:  – участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;    – замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;  – строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,   для   завершения   текста,   для   передачи   основной   мысли   текста,   для   выражения   своего отношения к чему­либо);   Ученик получит возможность научиться:  – соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; –  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения; –   соблюдать требования каллиграфии при письме,   аккуратно и, по возможности,   красиво оформлять свои записи.  13 Формирование языковых умений   В области фонетики и графики Ученик научится: – различать понятия «звук» и «буква»; – определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);  – понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; –   сравнивать   и   классифицировать   указанные   звуки   речи   по   заданным   параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; – объяснять случаи несовпадения  количества звуков и букв;  – объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости­мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость­мягкость согласных и звук [й,] при письме;  – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);  – определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; – правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;  использовать знание алфавита при работе со словарями; –   пользоваться   при   письме   небуквенными   графическими   средствами:   пробелом   между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»); Ученик получит возможность научиться: – обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; – сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;  – классифицировать слова с точки зрения их звуко­буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; – письменно выполнять полный звуко­буквенный анализ слова. В области лексики Ученик научится: – осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; –   выявлять   в   речи   (устной   и   письменной)   слова,   значения   которых   требует   уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; – распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи); – стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов; Ученик получит возможность научиться: –   выяснять   значения   незнакомых   слов   в   доступных   источниках   (у   взрослых,   в   толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; – наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;  В области синтаксиса и пунктуации ученик научится: – различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;             – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; Ребёнок получит возможность научиться: – строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;  – создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания; 14 Требования к  умениям  учащихся при освоении программы курса  «Обучение грамоте» Для   успешности   последующей   учебной   работы,   в   частности   для   дальнейшего   приобщения детей к чтению и эффективного освоения курса русского языка, к концу обучения грамоте по данной программе, указанным букварю и прописям первоклассники должны приобрести следующие умения: Читательские: •  читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения; •  замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них; •  самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре; • при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику. Речевые: •     участвовать   в   коллективном   устном   общении,   вступать   в   диалог,   соблюдать   при   этом принятые   правила   поведения:   пользоваться   различными   этикетными   формулами,   выбирая   их   в соответствии   с   адресатом   и   ситуацией,   слушать   говорящего,   смотреть   на   него,   обращаться   к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.; •  понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них; •  выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;   •  замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;  •  создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного. Фонетические: •  разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы; •   последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости­звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным); Гигиенические, каллиграфические, графические, орфографические: •  соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке; •  правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи; •  осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’]; •   обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»; •  применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу; •  писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила  переноса слов. КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 1 класса 1. Учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения,  текста 2. Читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами  при темпе чтения вслух не менее 30 слов в минуту. 3. Пересказывать небольшие тексты и выразительно читать стихи наизусть. 15 4. 5. Правильно писать все строчные и заглавные буквы. Правильно оформлять начало и конец предложения ,соблюдать пробелы между  словами, писать большие буквы в именах собственных. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:  звукобуквенный разбор слов, составление моделей  предложений, тестирование , запись под диктовку и списывание с рукописного и печатного  текста( 12­15 слов) с предварительным анализом. 16
скачать по прямой ссылке