Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +2
4 кл
29.01.2017
Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .
Программа «Информационная культура» призвана обеспечить базовые знания учащихся в области информационной культуры, т.е. сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с различными видами информации и способами её интерпретации. В основу рабочей программы заложены технологии системно-деятельностного подхода и критического мышления. Для реализации программы используются разнообразные практические приёмы и формы работы. Программа рассчитана на 17 учебных часов теоретических и практических занятий по 1 разу в неделю в течение 1-го полугодия 4 класса. Одна из задач современной школы – научить детей ориентироваться в мире информации, грамотно осуществлять отбор, классификацию и интерпретацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть основами информационно-коммуникационных технологий, помогающих образованию и самообразованию.
Информационная культура, 4 класс.docx
Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учитель начальных классов Самохвалова Людмила Николаевна Данная образовательная программа по предмету «Информационная культура» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской     Федерации,   Уставом   школы,   Положением   об   организации   образовательного   процесса   на   начальной   ступени   общего   среднего образования,  Образовательной программой школы. Для разработки  образовательной программы были использованы следующие  материалы: 1. Планируемые результаты начального общего образования. (Раздел «Чтение: работа с информацией»/ Л.Л.Алексеева,С.В.Анищенкова и др.]; под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – с.19­21. – (Стандарты второго поколения). 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа/ Стандарты второго поколения.  – М.: Просвещение, 2011. 3. Прохорова   С.Ю.,   Хасьянова   Е.А.   Как   измерить   сформированность   информационной   компетентности   выпускников   начальной   школы?   // Начальная школа плюс: До и После. – 2010. ­ № 5. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010. 5. Ресурсы Интернета:  ­ http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов); ­ http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность); ­ http://www.mediagram.ru/  (Информационная грамотность и медиаобразование).  Программа   «Информационная   культура»   призвана   обеспечить   базовые   знания   учащихся   в   области   информационной   культуры,   т.е. сформировать   представление   о   сущности   информации   и   информационных   процессов,   развить   алгоритмическое   мышление,   являющееся необходимой   составной   частью   научного   мировоззрения,   познакомить   учащихся   с   различными   видами   информации   и   способами   её интерпретации. В   основу   рабочей   программы   заложены   технологии   системно­деятельностного   подхода   и   критического   мышления.   Для   реализации программы используются разнообразные практические приёмы и формы работы.  Программа рассчитана на  17 учебных часов  теоретических и практических занятий  по 1 разу в неделю в течение 1­го полугодия 4 класса. Одна из задач современной школы – научить детей ориентироваться в мире информации, грамотно осуществлять отбор, классификацию и интерпретацию   информации,   работать   с   различными   информационными   источниками,   а   также   владеть   основами   информационно­ коммуникационных технологий, помогающих образованию и самообразованию.  Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом «образование в течение всей жизни». Важной составляющей стала идея непрерывного образования, охватывающего все уровни образования. Возникло  противоречие  – между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие требует, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые   знания.   Для   этого   нужно   формировать   особый   тип   грамотности   –   информационный,   который   является   составной   частью информационной культуры личности. В   этом   заключается  актуальность  данной   проблемы,   что   выдвигает   в   качестве   приоритетной   задачи   обучения   –   формирование информационной грамотности, в том числе и развитие навыков работы с информацией. В процессе обучения учащимся начальных классов часто предлагается выполнять задания, которые требуют от них умения ориентироваться в большом объёме информации, находить и выбирать тот материал, который подходит к теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь ученику ориентироваться в большом объёме информации?  Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры учащихся в целом   зависит от целого ряда факторов. Изученная нами литература и опыт работы по данной теме показали, что аналогов разработанных программ нет. В настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Многозначность, отсутствие четкого   определения   понятия   «информационная   культура»   привели   к   отождествлению   информационной   культуры   либо   с   библиотечно­ библиографическими   знаниями,   либо   с   компьютерной   грамотностью;   информационная   культура     в   последнее   время   ассоциируется преимущественно   с   технико­технологическими   аспектами   информатизации,   овладением   навыками   работы   с   персональным   компьютером. Преобладание монодисциплинарного подхода к   формированию информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно­ библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приёмами работы с книгой.  Ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом, и на данный момент нет целостности в методике обучения детей информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой.  Сложность данной проблемы: ­ множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления, в том числе  ­  теоретическая   неразработанность   данного   научного   направления,   обусловленная   новизной,   сложностью   самого   объекта   изучения   – феномена информационной культуры; ­ методическая неразработанность – полное отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры, дефицит по данному направлению как для обучающих, так и для обучающихся.  Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Информационная грамотность» для учащихся начальной школы. Цель программы:  ­   формирование   и   развитие   информационной   грамотности   учащихся   4­х   классов   для   информационного   самообеспечения   учебной деятельности. Основные задачи программы: ­ познакомить со способами получения, извлечения и преобразования информацию из одной формы в другую; ­ развивать способность ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; ­ совершенствовать умение перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия) для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель; ­ развивать сотрудничество со сверстниками, педагогом, прививать правила коммуникативного взаимодействия. Данная   программа   является   междисциплинарной:   в   каждом   отдельном   предмете   есть   задания   на   формирование   информационной грамотности, но очень часто дети не могут применить знания, опыт работы в других ситуациях, и это, на наш взгляд, является проблемой. Новизна программы состоит в том, что мы пытаемся соединить задания на формирование информационной грамотности  из разных предметных областей на одном занятии. Методика формирования информационной культуры опирается на следующие взаимосвязанные принципы: 1. Принцип мотивации познания, или, иначе, формирование произвольной, добровольной, осознанной мыслительной деятельности: с помощью специальных заданий инициируется сознательная мыслительная работа учащихся. 2. 3. Принцип психологического соответствия возрастных особенностей ребенка содержанию и формам организации учебного процесса.  Принцип права на собственное мировоззрение. Это важнейший (не только этический) принцип при формировании информационной культуры. Признание учителем права ученика на то миропонимание, которым ученик уже обладает в соответствии со своим жизненным опытом, является  обязательным.  В противном  случае  происходит  нарушение  первого  и  главного принципа  ­  принципа  добровольной  мыслительной деятельности и познавательный процесс «разрушается». 4. 5. Принципы произвольного «переключения» точки зрения и «объемного» восприятия объекта познания. Принцип «пронизывающего» анализа. Систематический системно­информационный анализ объектов, т.е. выделение существенных признаков и отношений, описание поведения объекта, помогает учащимся в бесконечном множестве явлений, фактов, систем и закономерностей выявить трудно уловимую аналогию между социальными, природными и техническими системами. Предполагается, что развитие умений и навыков работы с информацией должно проходить через следующий порядок формирования информационной культуры: ­ находить требуемую информацию в различных источниках; ­ систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам; ­ понимать задания в различных формулировках и контекстах; ­ вычленять главное в информационном сообщении; ­ находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; ­ собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию; ­ оперировать различными предметными понятиями и терминами; ­ извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме; ­ устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; ­ аргументировать собственные высказывания; ­ воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой их них; ­   иметь   представление   об   инструментарии   подготовки,   передачи   и   получения   информации   и   первоначальные   умения   работы   с   этим инструментарием. ­ составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию; ­ составлять рецензии и анонсы информационных сообщений; ­ переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему; ­ понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; ­ трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена. Достижение планируемых результатов осуществляется в деятельностном режиме с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся через   использование разных видов деятельности и форм организации учебного процесса,  через создание для учеников ситуаций, в которых им необходимо работать с информацией из разных предметных областей: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией». К числу трудностей, которые могут возникнуть при реализации данной программы мы относим: ­ интеграцию разных предметных областей; ­ подбор учебно­практических заданий; ­ процедуру диагностики и оценивания; ­ несистематизированность имеющейся информационной базы. Программа составлена из модулей  «Текст», «Кластеры», «Таблицы», «Диаграммы и графики». Каждый модуль включает вводное занятие, решение конкретно­практических задач и диагностическое занятие.  Формирование информационной  грамотности  – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практике работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Младший   школьный   возраст   представляет   особую   важность   для   формирования   информационной   грамотности   как   составляющей информационной   культуры   личности,   так   как   именно   в   этот   период   происходит   активизация   развития   познавательных   способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Кроме того, работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными информационными средствами для решения той или иной поставленной задачи способствует личностно­ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному подходу  (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной   работы   с   разными   источниками   информации   вырабатывается   умение   пользоваться   данными   источниками   в   определённой жизненной ситуации). Планируемые результаты освоения программы Личностные: ­   установление связи  между результатом обучения   и   тем, что   побуждает Метапредметные: умение  ­ определять необходимые источники информации по заданной теме; ­ получать информацию путём наблюдения, сопоставления, обобщения; ­ выделять главное в информационном сообщении; деятельность, ради   чего   она осуществляется: учащийся   сможет ответить на   «Какое вопрос: значение   и   какой смысл   имеет   для меня учение?»  ­ усваиваемого содержания (исходя   социальных личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.   оценивание из и   Предметные: ­   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение   существенной   информации   из   различных   информационных источников (словарь, справочник, энциклопедия, Интернет);  ­ анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы, графики); ­ делать сравнения различной информации; ­ представлять одну и ту же информацию разными способами (в виде текста, рисунка, диаграммы, числа); ­ ставить нужные вопросы при поиске информации, а так же при анализе информационного объекта (избыток информации или нехватка данных, необходимых для достижения конкретных целей); ­ отличать значительные факты от незначительных, подтверждать фактами теоретических положений; ­ рассказывать о проблеме; ­ отделять факты от субъективного мнения; ­ видеть необъективность суждения и аргументировано доказывать это; ­ выделять причинно­следственные связи; ­ делать выводы; ­ проверять выводы на практике; ­  использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач; ­ создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); ­ соблюдать логику изложения при составлении информационных сообщений; ­ демонстрировать логически обоснованные суждения; ­   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных   проблем,   принимать   на   себя   ответственность   за результаты своих действий; ­ прислушиваться к доводам других при отстаивании своих позиций и оценка этих доводов (критическое мышление). Учащиеся должны понимать, что: ­ по способу восприятия информация подразделяется на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую; ­ по способу представления информация подразделяется на текстовую, числовую, графическую; ­ информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния; ­ человек может быть и источником информации и приемником информации. Учащиеся должны знать: ­ понятие носители информации; ­ этические и моральные нормы при работе в сети Интернет; Тема Календарно­тематическое планирование Содержание МОДУЛЬ «ТЕКСТ» Результат Дата 4 часа Вводное   занятие.   Что   такое Понятия информация, информационная грамотность,  поиск ­ понимать, что такое  № п/п I. 1 информации, интерпретация и фиксация информации информация и её виды. Поиск и фиксация информации Текст   как   способ   фиксации информации Анализ текстовой информации Членение текста на логические части. Работа с деформированным текстом Акцентное вычитывание текстовой информации информация; ­ знать виды информации,    способы получения  информации,  2 3 4 Индивидуальная  работа  МОДУЛЬ «КЛАСТЕР» Понятие   кластера   (графическая   модель­схема   в   виде разветвленного   древа.   Используется   в   классификации   и систематизации   информационного   материала),     виды (группа, пучок, гроздь). Чтение кластеров Чтение и составление кластеров  (коллективная и групповая работа) Чтение и составление кластеров  (парная и индивидуальная работа) Индивидуальная работа  МОДУЛЬ «ТАБЛИЦЫ» Виды   таблиц.   Применение   таблиц   в   разных   предметных областях Чтение   и   составление   таблиц,   преобразование   в   другие способы фиксации информации (коллективная и групповая работа) Чтение   и   составление   таблиц,   преобразование   в   другие способы фиксации информации (парная и индивидуальная работа) Индивидуальная работа МОДУЛЬ «ДИАГРАММЫ И ГРАФИКИ» Диаграммы и графики, их виды.  Применение   диаграмм   и   графиков   в   разных   предметных областях 4 часа 4 часа Диагностика (три уровня работы с текстом: ­ поиск информации и  понимание прочитанного; ­ преобразование и  интерпретация  информации; ­ оценка информации) II. 5/1 Что такое кластер? Кластер как способ фиксации и интерпретации информации 6/2 7/3 Перевод информации в кластер    текстовой 8/4 Диагностическое занятие III. 9/1 Таблица   как   способ   фиксации информации 10/2 Работа   информацией преобразование с     табличной и её   11/3 12/4 Диагностика IV. 13/1 Графические способы  фиксации информации 14/2 Диаграмма и график как  способ фиксации информации 15/3 16/4 Диагностика 17 Итоговая диагностическая  работа Чтение и составление диаграмм, графиков и их анализ (коллективная и групповая работа) Чтение   и   составление   диаграмм,   графиков   и   их   анализ (парная и индивидуальная работа) Индивидуальная работа

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .

Рабочая программа по предмету «Информационная культура»  для 4 класса .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017