Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +2
4 кл
29.01.2017
Программа «Информационная культура» призвана обеспечить базовые знания учащихся в области информационной культуры, т.е. сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с различными видами информации и способами её интерпретации.
В основу рабочей программы заложены технологии системно-деятельностного подхода и критического мышления. Для реализации программы используются разнообразные практические приёмы и формы работы.
Программа рассчитана на 17 учебных часов теоретических и практических занятий по 1 разу в неделю в течение 1-го полугодия 4 класса.
Одна из задач современной школы – научить детей ориентироваться в мире информации, грамотно осуществлять отбор, классификацию и интерпретацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть основами информационно-коммуникационных технологий, помогающих образованию и самообразованию.
Информационная культура, 4 класс.docx
Рабочая программа
по предмету «Информационная культура»
для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учитель начальных классов
Самохвалова Людмила Николаевна
Данная образовательная программа по предмету «Информационная культура» разработана в соответствии с Законом «Об образовании»
Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего
образования, Образовательной программой школы.
Для разработки образовательной программы были использованы следующие материалы:
1. Планируемые результаты начального общего образования. (Раздел «Чтение: работа с информацией»/ Л.Л.Алексеева,С.В.Анищенкова и
др.]; под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – с.1921. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа/ Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.
3. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? //
Начальная школа плюс: До и После. – 2010. № 5.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
5. Ресурсы Интернета:
http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов);
http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность);
http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование).
Программа «Информационная культура» призвана обеспечить базовые знания учащихся в области информационной культуры, т.е.
сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся
необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с различными видами информации и способами её
интерпретации.
В основу рабочей программы заложены технологии системнодеятельностного подхода и критического мышления. Для реализации
программы используются разнообразные практические приёмы и формы работы.
Программа рассчитана на 17 учебных часов теоретических и практических занятий по 1 разу в неделю в течение 1го полугодия 4 класса.
Одна из задач современной школы – научить детей ориентироваться в мире информации, грамотно осуществлять отбор, классификацию и
интерпретацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть основами информационно
коммуникационных технологий, помогающих образованию и самообразованию.
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом
«образование в течение всей жизни». Важной составляющей стала идея непрерывного образования, охватывающего все уровни образования.
Возникло противоречие – между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие требует, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё
необходимые знания. Для этого нужно формировать особый тип грамотности – информационный, который является составной частью
информационной культуры личности.
В этом заключается актуальность данной проблемы, что выдвигает в качестве приоритетной задачи обучения – формирование
информационной грамотности, в том числе и развитие навыков работы с информацией. В процессе обучения учащимся начальных классов часто
предлагается выполнять задания, которые требуют от них умения ориентироваться в большом объёме информации, находить и выбирать тот
материал, который подходит к теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и
просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь
ученику ориентироваться в большом объёме информации?
Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры учащихся в целом зависит от целого ряда факторов.
Изученная нами литература и опыт работы по данной теме показали, что аналогов разработанных программ нет. В настоящее время отсутствует
целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Многозначность, отсутствие
четкого определения понятия «информационная культура» привели к отождествлению информационной культуры либо с библиотечно
библиографическими знаниями, либо с компьютерной грамотностью; информационная культура
в последнее время ассоциируется
преимущественно с техникотехнологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером.
Преобладание монодисциплинарного подхода к формированию информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно
библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приёмами работы с книгой.
Ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом, и на данный момент нет целостности в методике обучения детей
информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой.
Сложность данной проблемы:
множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления, в
том числе
теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной, сложностью самого объекта изучения –
феномена информационной культуры;
методическая неразработанность – полное отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам
информационной культуры, дефицит по данному направлению как для обучающих, так и для обучающихся.
Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Информационная грамотность» для учащихся начальной школы.
Цель программы:
формирование и развитие информационной грамотности учащихся 4х классов для информационного самообеспечения учебной
деятельности.
Основные задачи программы:
познакомить со способами получения, извлечения и преобразования информацию из одной формы в другую;
развивать способность ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор
источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; совершенствовать умение перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия) для
получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; трансформировать информацию, видоизменяя ее объем,
форму, знаковую систему, носитель;
развивать сотрудничество со сверстниками, педагогом, прививать правила коммуникативного взаимодействия.
Данная программа является междисциплинарной: в каждом отдельном предмете есть задания на формирование информационной
грамотности, но очень часто дети не могут применить знания, опыт работы в других ситуациях, и это, на наш взгляд, является проблемой.
Новизна программы состоит в том, что мы пытаемся соединить задания на формирование информационной грамотности из разных предметных
областей на одном занятии.
Методика формирования информационной культуры опирается на следующие взаимосвязанные принципы:
1.
Принцип мотивации познания, или, иначе, формирование произвольной, добровольной, осознанной мыслительной деятельности: с
помощью специальных заданий инициируется сознательная мыслительная работа учащихся.
2.
3.
Принцип психологического соответствия возрастных особенностей ребенка содержанию и формам организации учебного процесса.
Принцип права на собственное мировоззрение. Это важнейший (не только этический) принцип при формировании информационной
культуры. Признание учителем права ученика на то миропонимание, которым ученик уже обладает в соответствии со своим жизненным опытом,
является обязательным. В противном случае происходит нарушение первого и главного принципа принципа добровольной мыслительной
деятельности и познавательный процесс «разрушается».
4.
5.
Принципы произвольного «переключения» точки зрения и «объемного» восприятия объекта познания.
Принцип «пронизывающего» анализа. Систематический системноинформационный анализ объектов, т.е. выделение существенных
признаков и отношений, описание поведения объекта, помогает учащимся в бесконечном множестве явлений, фактов, систем и закономерностей
выявить трудно уловимую аналогию между социальными, природными и техническими системами.
Предполагается, что развитие умений и навыков работы с информацией должно проходить через следующий порядок формирования
информационной культуры:
находить требуемую информацию в различных источниках;
систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
понимать задания в различных формулировках и контекстах;
вычленять главное в информационном сообщении;
находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;
оперировать различными предметными понятиями и терминами;
извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
аргументировать собственные высказывания;
воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой их них;
иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим
инструментарием. составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;
составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;
понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного
взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.
Достижение планируемых результатов осуществляется в деятельностном режиме с учётом возрастных и психологических особенностей
учащихся через использование разных видов деятельности и форм организации учебного процесса, через создание для учеников ситуаций, в
которых им необходимо работать с информацией из разных предметных областей: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать,
сохранять, излагать. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения
предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».
К числу трудностей, которые могут возникнуть при реализации данной программы мы относим:
интеграцию разных предметных областей;
подбор учебнопрактических заданий;
процедуру диагностики и оценивания;
несистематизированность имеющейся информационной базы.
Программа составлена из модулей «Текст», «Кластеры», «Таблицы», «Диаграммы и графики». Каждый модуль включает вводное занятие,
решение конкретнопрактических задач и диагностическое занятие.
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача
будет реализована в практике работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей
информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей,
формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Кроме того, работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными информационными средствами для решения той
или иной поставленной задачи способствует личностноориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации,
которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники), деятельностному подходу (обучающийся является активным
субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной
самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой
жизненной ситуации).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
установление
связи
между
результатом
обучения и тем,
что побуждает
Метапредметные:
умение
определять необходимые источники информации по заданной теме;
получать информацию путём наблюдения, сопоставления, обобщения;
выделять главное в информационном сообщении; деятельность,
ради чего она
осуществляется:
учащийся сможет
ответить
на
«Какое
вопрос:
значение и какой
смысл имеет для
меня учение?»
усваиваемого
содержания
(исходя
социальных
личностных
ценностей),
обеспечивающее
личностный
моральный выбор.
оценивание
из
и
Предметные:
осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных
источников (словарь, справочник, энциклопедия, Интернет);
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание
информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы, графики);
делать сравнения различной информации;
представлять одну и ту же информацию разными способами (в виде текста, рисунка, диаграммы, числа);
ставить нужные вопросы при поиске информации, а так же при анализе информационного объекта (избыток информации
или нехватка данных, необходимых для достижения конкретных целей);
отличать значительные факты от незначительных, подтверждать фактами теоретических положений;
рассказывать о проблеме;
отделять факты от субъективного мнения;
видеть необъективность суждения и аргументировано доказывать это;
выделять причинноследственные связи;
делать выводы;
проверять выводы на практике;
использовать знаковосимволические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебнопознавательных и практических задач;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
соблюдать логику изложения при составлении информационных сообщений;
демонстрировать логически обоснованные суждения;
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий;
прислушиваться к доводам других при отстаивании своих позиций и оценка этих доводов (критическое мышление).
Учащиеся должны понимать, что:
по способу восприятия информация подразделяется на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;
по способу представления информация подразделяется на текстовую, числовую, графическую;
информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния;
человек может быть и источником информации и приемником информации.
Учащиеся должны знать:
понятие носители информации;
этические и моральные нормы при работе в сети Интернет;
Тема
Календарнотематическое планирование
Содержание
МОДУЛЬ «ТЕКСТ»
Результат
Дата
4 часа
Вводное занятие. Что такое Понятия информация, информационная грамотность, поиск
понимать, что такое
№ п/п
I.
1 информации, интерпретация и фиксация информации
информация и её виды. Поиск и
фиксация информации
Текст как способ фиксации
информации
Анализ текстовой информации Членение текста на логические части.
Работа с деформированным текстом
Акцентное вычитывание текстовой информации
информация;
знать виды информации,
способы получения
информации,
2
3
4
Индивидуальная работа
МОДУЛЬ «КЛАСТЕР»
Понятие кластера (графическая модельсхема в виде
разветвленного древа. Используется в классификации и
систематизации информационного материала),
виды
(группа, пучок, гроздь). Чтение кластеров
Чтение и составление кластеров
(коллективная и групповая работа)
Чтение и составление кластеров
(парная и индивидуальная работа)
Индивидуальная работа
МОДУЛЬ «ТАБЛИЦЫ»
Виды таблиц. Применение таблиц в разных предметных
областях
Чтение и составление таблиц, преобразование в другие
способы фиксации информации (коллективная и групповая
работа)
Чтение и составление таблиц, преобразование в другие
способы фиксации информации (парная и индивидуальная
работа)
Индивидуальная работа
МОДУЛЬ «ДИАГРАММЫ И ГРАФИКИ»
Диаграммы и графики, их виды.
Применение диаграмм и графиков в разных предметных
областях
4 часа
4 часа
Диагностика
(три уровня работы с текстом:
поиск информации и
понимание прочитанного;
преобразование и
интерпретация информации;
оценка информации)
II.
5/1 Что такое кластер?
Кластер как способ фиксации и
интерпретации информации
6/2
7/3
Перевод
информации в кластер
текстовой
8/4 Диагностическое занятие
III.
9/1
Таблица как способ фиксации
информации
10/2 Работа
информацией
преобразование
с
табличной
и
её
11/3
12/4 Диагностика
IV.
13/1 Графические способы
фиксации информации 14/2 Диаграмма и график как
способ фиксации информации
15/3
16/4 Диагностика
17
Итоговая диагностическая
работа
Чтение и составление диаграмм, графиков и их анализ
(коллективная и групповая работа)
Чтение и составление диаграмм, графиков и их анализ
(парная и индивидуальная работа)
Индивидуальная работа
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Рабочая программа по предмету «Информационная культура» для 4 класса .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.