Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
изобразительное искусство
1 кл
22.04.2018
Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"
Программа написана в соответствии с ФГОС, на основе Программ ЦЛП Псков для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (сайт: умксипр.рф), с использованием др. методической литературы. Внесены некоторые допустимые дополнения и изменения, в соответствии с особенностями развития обучающихся и зоны их ближайшего развития. При использовании программы другими педагогами могут и должны вносится изменения в календарное планирование. Данная рабочая программа только образец, пример того, как их пишут у нас в Центре специального образования.
РАБОЧ ПРОГР ИЗО 17-18.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ …  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ на заседании МО      Заместитель директора   на заседании                      Директор ОУ  _______________      по УВР                                педагогического                   № приказа ___   _______________                                            совета                                № протокола_____        _____________          № протокола _____          ______________                                                    Ф.И.О.                                                                       Ф.И.О. «__»________                «__»_________                   «__»________            «__»_________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ                                        Предмет                              «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » Учебный год                             2017­2018 Класс                                         1 «С» Количество часов в год            Количество часов                  в неделю                                     Учитель: БЕВЗЮК ЕЛЕНА БОРИСОВНА 2 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность »  1  класса для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития  составлена на основе следующих нормативно ­ правовых документов:  I. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г.  Пр.­271); II. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ ФЗ III. ФГОС ОВЗ О у/о. Федеральный государственный образовательный стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)        варианты 2  Приказ 1599/ 19.12.2014 IV. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О  внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего  образования  Срок реализации  программы:  1 учебный год.  В учебном плане предусмотрено 34 недели, 3 занятия в неделю.   Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с детьми с  интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития.  Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей   формируется эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение,  память, зрительно­двигательная координация. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП  не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет  изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через трубочку на  трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее,  доставляет много положительных эмоций.  Цель обучения – формирование умений изображать предметы и объекты окружающей  действительности художественными средствам. Задачи:   развитие интереса к изобразительной деятельности,   формирование умений пользоваться инструментами,    обучение доступным приемам работы с различными материалами,  обучение изображению отдельных элементов,  развитие художественно­творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка»,  «Аппликация», «Рисование».  Важно, чтобы ребенок сначала видел объект, затем   повторил объект в объеме (лепка), далее повторил этот же объект в аппликации, и только  потом закрепил образ данного объекта в рисовании. Во время занятий изобразительной  деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, 3 поддерживать и стимулировать его творческие устремления, формировать эстетическое  чувство, формировать и развивать самостоятельность при выполнении задания. Ребенок  обучается к правильному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в  выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой  деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и  ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.  Материально­техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность»  предусматривает:  ­ наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти,  ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило,  коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и  т.д.  ­ Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых  изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; альбомы с  демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной  программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания,  наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи. ­ ­  ­ Оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное  оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ  учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски. ­  Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и  др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры,  маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования; пластичные  материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса) и др.  I. Планируемые результаты Личностные     развитие зрительного и тактильного восприятия; приобретение опыта эмоционально­чувственного восприятия цвета; приобретение опыта взаимодействия; получение удовольствия от результатов деятельности.  Предметные Лепка   (40 ч.).          1.Узнавание (различение) пластичных материалов и инструментов. Формирование умения различать пластичные материалы (мягкий пластилин, тесто) и их  свойства. Формирование умения различать инструменты и приспособления, используемые в работе с пластичными материалами. 2.Подготовка материала к работе. Формирование умения разминать пластилин, тесто. 4 3. Деление материала на части. Формирование умения отрывать кусочек материала от целого куска. Формирование умения откручивать кусочек материала  от целого куска. Формирование умения отщипывать кусочек материала от целого куска. Формирование умения отделять кусочек материала стекой. 5. Придание формы. Формирование умения раскатывать «колбаску». Формирование умения скатывать шарик. Формирование умения раскатывать тесто скалкой. Формирование умения получать деталь, выдавливая её формочкой. 6. Видоизменение формы. Формирование умения сгибать «колбаску» в кольцо. Формирование умения расплющивать материал.  7. Соединение деталей. Формирование умения соединять детали изделия прижатием. 8. Лепка предмета. Формирование умения собирать изделие из одной и нескольких вылепленных частей. Содержание. 1.Узнавание (различение) пластичных материалов и инструментов. ­ Формирование умения различать пластичные материалы и их свойства Методические рекомендации: каждый вид  пластичного материала изучается отдельно. Выделяются характерные  свойства материала. Например: пластилин — упругий, от долгого держания в ладонях  становится мягким, тёплым, более пластичным. Пластилин покупаем в магазине.  Тесто –  мягкое, пластичное, растягивается. Тесто можно изготовить самому.  Ожидаемый результат: Узнавание/различение пластичных материалов: пластилин, тесто.   ­ Формирование умения различать инструменты и приспособления, используемые в  работе с пластичными материалами Методические  рекомендации: дети знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы с  пластичными материалами, их назначением.  Стека предназначена для отделения лишнего материала, нанесения декоративных  элементов. С помощью штампов наносят отпечатки, рельефные узоры. Формы  предназначены для вырезания деталей из раскатанного пласта теста или расплющенного  куска пластилина.  Кроме инструментов, при работе с пластичными материалами используют пластиковую  или прорезиненную подложку.  Ожидаемый результат: узнавание/различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными  материалами: стека, форма, штамп, подложка. 2.Подготовка материала к работе. Формирование умения разминать пластилин, тесто. Методические  рекомендации: прежде чем начать работать, например, с пластилином, надо его разогреть, разминая кусок материала  между ладонями или в кулаке, (многократно надавливая и сжимая его), до тех  пор, пока он не станет мягким и тёплым. Ребёнку дают кусок  пластилина, который он  может зажать в кулак. Небольшой кусок материала ребенок учится разминать одной рукой и двумя руками. Тесто – двумя руками. Ожидаемый результат: разминание пластилина, теста.  5 3. Деление материала на части. Формирование умения отрывать кусочек материала от целого куска Методические рекомендации: сначала дети учатся отрывать надрезанный  кусок материала (мягкий пластилин  кусочками узкой формы, тесто). Ожидаемый результат: отрывание  кусочка  материала от целого куска. Формирование умения откручивать кусочек материала  от целого куска Методические рекомендации: одной рукой берётся кусок материала. Другой рукой (всей кистью или пальцами)  захватывается  часть куска и отделяет его от целого куска материала вращательными  движениями  в одном направлении. Ожидаемый результат: откручивание  кусочка материала от целого куска. Формирование умения отщипывать кусочек материала от целого куска Методические рекомендации: удерживая кусок материала одной рукой захватить небольшую часть куска пальцами  другой руки и  тянуть в сторону до полного отделения. Ожидаемый результат: отщипывание  кусочка материала от целого куска. Формирование умения отделять кусочек материала от целого куска. Методические рекомендации: стеки могут быть деревянными, пластмассовыми. Самая простая форма стеки ­ палочка,  заостренная с одной стороны и закругленная с другой. Знакомясь со стекой, выделяются  составные части (ручка, режущая поверхность). Дети  учатся правильно её удерживать.  При отрезании материала внимание обращается на постановку режущей поверхности стеки на материал. При отрезании от  тонкого куска ребёнок  нажимает на стеку, а при   отрезании от  толстого куска он выполняет «пилящие» движения. Ожидаемый результат: отрезание кусочка материала стекой. 5. Придание формы. Формирование умения раскатать «колбаску» Методические рекомендации: в работе используются подложки, размер которых зависит от величины изделия. Подложка не должна скользить по столу. Для этого её можно прикрепить к поверхности стола  двусторонним скотчем. Работа начинается с того, что ребенку дают продолговатый   удобный для захвата и катания предмет, например, карандаш, который он катает одной  рукой по подложке вперед­назад, а затем между ладонями, выполняя продольные  движения. Сначала для раскатывания на столе учитель дает ребенку кусок материала 6 продолговатой формы, из которого он раскатывает колбаску. После этого ребенок учится  раскатывать «колбаску» из куска материала любой формы. При раскатывании «колбаски»  обращать внимание на материал, на нажим. В зависимости от этого у ребенка получаются  толстые или тонкие, длинные или короткие «колбаски». Для изготовления поделки  ребенок катает «колбаски» заданного размера (по подражанию с опорой на образец). Ожидаемый результат: раскатывание «колбаски» на столе (в руках). Формирование умения скатывать шарик Методические рекомендации: работа начинается с того, что ребенку дают круглый предмет, например, стеклянный или  пластмассовый шарик, маленький резиновый мячик, который он катает одной рукой по  столу/ подложке, а затем между ладонями вращательными движениями. Сначала для  раскатывания на столе учитель дает ребенку кусок материала округлой формы, из  которого он скатывает шарик. После этого ребенок учится скатывать шарик из куска  материала любой формы. При скатывании шарика внимание обращается на количество  используемого материала. В зависимости от этого, получаются большие или маленькие  шарики. Для изготовления поделки ребенок скатывает шарики заданного размера (по  подражанию с опорой на образец).  Ожидаемый результат: скатывание  шарика на доске (в руках). Формирование умения раскатывать тесто скалкой. Методические рекомендации: скатав шарик из теста, раскатать его скалкой, сильно нажимая на неё. Перед тем, как  начать работу по обучению раскатыванию теста, ребенок учится катать скалку по столу с  подложкой двумя руками (вперед – назад – от себя – к себе, от себя в сторону). Ожидаемый результат: Раскатывать кусочек теста в пласт. Формирование умения получать деталь или изделие, выдавливая их формочкой Методические рекомендации: ребенок  кладет формочку на раскатанный материал и надавливает на нее ладонью одной  руки или двумя руками. Материал вокруг убирается в сторону. Ребенок поднимает  формочку  и убирает её, изделие откладывается на поднос или просто в сторону, где оно  не будет мешать дальнейшей работе. Ожидаемый результат: получение формы путем выдавливания формочкой. 6. Видоизменение формы. Формирование умения сгибать «колбаску» в кольцо. Методические рекомендации: работа начинается с того, что ребенку показывают, как можно сделать колечко. Затем  отрабатывается умение сгибать «колбаску» вокруг предмета. Для этого ребенку дают  предмет округлой формы  (например, пластиковый шар,  деревянный цилиндр от  конструктора, кольцо от пирамидки), вокруг которого он сгибает колбаску в кольцо.  Затем ребёнку предлагают согнуть «колбаску» в кольцо, используя контур (толстая  проволока, согнутая в кольцо). Далее можно использовать  лист, на котором яркой  широкой линией (лучше черного цвета) начерчен круг. При выполнении работы без  вспомогательных средств, ребёнок самостоятельно  сгибает «колбаску» в кольцо, 7 соединяя концы путём плотного прижатия. Ожидаемый результат: сгибание «колбаски» в кольцо. Формирование умения расплющивать материал  Методические рекомендации: для обучения расплющиванию материала сначала используют тесто.  Учитель кладет на  подложку перед ребенком кусочек материала (шар или «колбаска»). Ребенок кладёт  руку  на шарик и нажимает до тех пор, пока он не расплющится. Внимание ребенка обращается  на то, что чем сильнее нажатие, тем тоньше будет получаемая форма. Для обучения расплющиванию материала между ладонями, надо положить кусок  материала, скатанный в шарик или «колбаску», на одну ладонь, другой ладонью накрыть  его и надавить.  Затем расплющиваем маленький шарик или «колбаску» пальцами одной руки, располагая  его между подушечками большого и указательного пальца и сдавливаем. Это является более сложным для выполнения приемом.  Ожидаемый результат: расплющивание материала на столе(между ладонями, между пальцами). Формирование умения защипывать края детали. Методические рекомендации: учим ребёнка  захватывает подушечками большого и указательного пальцев края детали,  зажимать его и надавливать, делая защип.  Следующий захват он делает рядом с  предыдущим. Таким образом, выполняется серия защипов.  Ожидаемый результат: защипывание краев детали. 7. Соединение деталей. Формирование умения соединять детали изделия прижатием.  Методические рекомендации: при соединении деталей изделия путем прижатия ребенок одной рукой держит деталь, а  другой плотно прижимает к ней другую.  Ожидаемый результат: соединение деталей  изделия прижатием.  8. Лепка предмета. Формирование умения собирать изделие из одной и нескольких вылепленных частей Методические рекомендации: для работы ребёнку предъявляется цельный предмет (образец) без дополнительных  деталей, например, тарелка, огурец. Ребёнок берёт целый кусок материала и, не разделяя  его на части, видоизменяет его форму соответствующим способом, ориентируясь на  образец. При лепке предметов, состоящих из нескольких частей, например, пирамидка,  гусеница,  зайчик, ребёнку предъявляются два образца. Один образец ребёнок самостоятельно  разбирает на составные части, а затем, ориентируясь на другой образец, собирает до  первоначального вида. При разборе образца внимание ребёнка обращается на форму,  размер, цвет,  месторасположение и количество составных частей. Сначала учитель дает  ребенку несколько кусков материала в соответствии с количеством деталей, из которых  состоит предмет. Затем ребенок учится сам разделять цельный кусок материала на 8 необходимое количество частей. Каждую деталь ребёнок лепит отдельно,  соответствующим способом видоизменяя форму, по подражанию, опираясь на образец.  Затем он собирает предмет из вылепленных деталей. Не рекомендуем в первые два года  обучения  изготавливать изделие из большого количества деталей, т.к. дети должны  усвоить алгоритм выполнения работы, что сложно для них в начале обучения. Ожидаемый результат: лепка предмета из одной (нескольких) частей. Аппликация  (36 ч.). 1. Знакомство с материалами. Формирование умения узнавать и различать разные виды бумаги. Формирование умения узнавать и различать инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации 2.Работа с материалами и инструментами. 2.1. Работа с бумагой. Формирование умения сминать бумагу. Формирование умения отрывать бумагу заданной формы, размера. Формирование умения сгибать лист бумаги. 2.2. Работа с клеем. Формирование умения намазывать поверхность клеем. 2.3. Работа с шилом. Формирование умения выкалывать шилом по линии. 2.4. Работа с ножницами. Формирование умения разрезать бумагу ножницами. 3. Составление аппликации. Формирование умения собирать изображение объекта из нескольких деталей. Формирование умения соблюдать последовательность  действий при изготовлении  предметной аппликации. Содержание. 1. Знакомство с материалами. Формирование умения узнавать и различать разные виды бумаги Методические рекомендации: сначала ребенок учится выбирать бумагу из 2­х предложенных материалов (например, вата и лист бумаги), обращая внимание на тактильные и аудиальные ощущения, вызываемые бумагой. Затем ребенка знакомят с разными видами бумаги: картон, салфетка, цветочная и т.д. Обращается внимание на отличительные свойства разных видов бумаги (плотность, блеск, фактура). Ребенок учится находить заданный вид бумаги из ряда предложенных материалов (например, из ряда «картон­мех­ткань­клеенка­салфетка» ребенок выбирает салфетку и картон). Ожидаемый результат: узнавание/различение разных видов бумаги: бумага, картон, салфетка и др. Формирование умения узнавать и различать инструменты и приспособления,  используемые для изготовления аппликации Методические рекомендации: 9 ребенок знакомится с инструментами (ножницы, шило и др.) и приспособлениями (войлок,  трафареты и др.), необходимыми для изготовления аппликации, их назначением и  техникой безопасности. При знакомстве с техникой безопасности использования  инструмента ребенку показывают, как надо правильно держать предмет, исключая показ,  как нельзя пользоваться предметом. Если при работе ребенок взял инструмент или стал им манипулировать не правильно, следует сказать «Так нельзя. Надо вот так», обращая  усиленное внимание на правильность использования инструмента, для фиксации в памяти  нужного действия.   Ожидаемый результат: узнавание/ различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления  аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. 2.Работа с материалами и инструментами. 2.1. Работа с бумагой. Формирование умения сминать бумагу Методические рекомендации: ребенок учится сминать бумагу руками. Ребенку дают квадратный кусочек мягкой бумаги  (салфетка, папиросная) небольшого размера, который он сминает в комок. После того, как ребенок научился сминать бумагу руками, его учат сминать бумагу большим и  указательным пальцами.  Ожидаемый результат: сминание бумаги.  Формирование умения отрывать бумагу заданной формы, размера Методические рекомендации: ребенок учится отрывать различные по размеру кусочки бумаги. Сначала любой формы и величины.   Затем   учим   ребенка   отрывать   полоски   бумаги   любой   ширины.   Далее   для отрывания лучше предлагать полоски бумаги шириной не более 5 см с нанесенными по ширине линиями. При отрывании по линии учим ребенка передвигать пальцы по контуру, делая серию надрывов. Обучение происходит сначала по подражанию, затем с опорой на образец.  Ожидаемый результат: отрывание бумаги заданной формы (размера). Формирование умения сгибать лист бумаги Методические рекомендации: начинать   работу   рекомендуем   со   сгибания   листа   бумаги   любого   формата,   удобного ребенку для сгибания. Ребенок кладет лист перед собой, расположив его по  вертикали, берет нижний край листа бумаги за углы, поднимает вверх и совмещает с углами верхнего края   листа.   Дополнительным   ориентиром   могут   служить   метки   на   углах   листа.   Затем ребенок проводит ладонью по сгибу. Ожидаемый результат: сгибание листа бумаги пополам. 2.2. Работа с клеем. Формирование умения намазывать поверхность клеем Методические рекомендации: при   работе   с   клеем   всегда   надеваем   рабочую   одежду   (фартук   с   нарукавниками   или специальную   рубаху).   Ребенок   учится   работать   с   карандашным   клеем.   Внимание обращается   на   последовательность   работы   с   клеем:   отрывание   крышки,   выкручивание 10 клея,     намазывание заданной поверхности клеем, (в конце работы) закручивание клея и закрывание   крышки.   Вначале   обучения   рекомендуем   использовать   одностороннюю цветную бумагу. Начинать работу следует с намазывания шаблона, обращая внимание на то, чтобы вся поверхность была покрыта клеем. Шаблоны боле, чем 1 см в диаметре, намазываем на столе (подложке). Затем ребенок учится намазывать клеем поверхность внутри контура. Когда ребенок учится  намазывать часть поверхности, её дополнительно маркируют, например, штриховкой. Если ребенку предлагается для работы клей ПВА , то необходимо учить наносить клей кистью (брать небольшое количество клея, лишний клей удалять   с   кисти   о   край   баночки).   После   работы   необходимо   вымыть   кисть.   Клейстер можно наносить как кистью, так и руками, распределяя его всей ладонью или пальцем. Деталь   приклеиваем,   используя   бумажную   салфетку   для   снятия   излишков   клея   с аппликации. Ожидаемый результат: намазывание всей поверхности или её части  клеем. 2.3. Работа с шилом. Формирование умения выкалывать шилом по контуру Методические рекомендации: занятия начинаются со знакомства с правилами техники безопасности, которые ребенок учится соблюдать в процессе работы с шилом. Сначала ребенок учится держать шило, используя пинцетный захват. Если ребенку неудобно удерживать «ручку» шила, на нее надевают насадку. Затем ребенок учится прокалывать лист бумаги, лежащий на войлочном коврике,   держа   шило   перпендикулярно   листу.   После   того,   как   ребенок   научился выполнять отдельные проколы шилом, он учится выкалывать по линии, начиная с прямой линии.  Ожидаемый результат: выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии.  2.4. Работа с ножницами. Формирование умения разрезать бумагу ножницами Методические рекомендации: Сначала   знакомим   детей   с   правилами   техники   безопасности,   которые   они   учатся соблюдать в процессе работы с ножницами (см. ранее).  Дети  учатся правильно держать ножницы, поместив большой палец правой руки в одно кольцо, средний палец в другое кольцо   (если   ребенок   левша,   то   можно   пользоваться     специальными   ножницами   для леворуких людей). После этого учим детей «раскрывать» и «закрывать» ножницы. Если у них это не получается, для обучения используют ножницы с двойными кольцами. Далее выполняем серии отдельных произвольных надрезов. Сначала дети «раскрывают» ножницы (разводят   концы   ножниц),   помещают   между   ними   лист   бумаги,   удерживаемый   другой рукой, затем «закрывают» ножницы (соединяет концы ножниц). Когда они научатся делать произвольный надрез, их учат выполнять надрез  по линии (ширина линии не менее 2 мм). Следующий шаг – обучение отрезать кусочки от полоски бумаги по линиям, при этом ширина полоски сначала не должна превышать длину лезвий ножниц. Ожидаемый результат: разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, отрезание кусочков по линиям. 3. Составление аппликации. Формирование умения собирать изображение объекта из нескольких деталей Методические рекомендации:  сначала ребенка учат собирать изображение объекта, состоящего из 2­х частей. Детали должны быть крупными, контрастными по форме и цвету (н­р: гриб). Необходимо давать дополнительные ориентиры (метки): контурное изображение, линия основы, точка. Затем ребенок учится собирать изображения из 3­х частей, различных по величине и контрастных по   форме.   Внимание обращается на последовательность сборки: сборка начинается с самой   крупной   части   (например,   сборка   дерева   начинается   со   ствола,   к   которому прикладывают ветви и листья). Постепенно количество деталей увеличивается.  Ожидаемый результат: сборка изображения объекта из нескольких деталей. 11 Рисование  (26 ч.). 1.Знакомство с материалами и инструментами для рисования. Формирование умения различать материалы и инструменты, используемые для рисования  2. Приемы работы  с карандашом и кистью. Формирование умения оставлять графический след на бумаге, доске. Формирование умения использовать ластик. Формирование умения рисовать карандашом (приемы). Формирование умения соблюдать последовательность действий при работе с красками. Формирование   умения   рисовать   кистью   (прием   наращивания   массы,   примакивания, проведения линий, закрашивания сверху – вниз, слева – направо). 3. Использование цвета в процессе рисования. Формирование умения выбирать цвет для рисования. 4. Рисование основных элементов. Формирование умения рисовать точки. Формирование умения рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Формирование умения соединять точки. Формирование умения рисовать геометрические фигуры. Формирование умения дорисовывать предмет. 5. Выполнение работы в контуре. Формирование умения соблюдать контур. Формирование умения штриховать. 6. Предметное рисование. Формирование умения рисовать контур предмета по подражанию действиям учителя. Содержание. 1.Знакомство с материалами и инструментами для рисования. Формирование   умения   различать   материалы   и   инструменты,   используемые   для рисования  Методические рекомендации: ребенок знакомится с материалами для рисования и их свойствами (краски растворяются в   воде,   окрашивая   её;   все   материалы   оставляют).   Краски   (акварельные,   гуашь, пальчиковые), карандаши (цветные и простые), мелки (восковые и др.), фломастеры.     В работе используют разную по фактуре бумагу, которая фиксируется на горизонтальной поверхности (стол, планшет) и вертикальной поверхности (доска, стена, мольберт). При рисовании красками ребенку необходима емкость для воды. Это может быть пластиковый 12 стакан,   устойчивые   баночки.   Для   смешивания   красок   используется   палитра.   Удалять графический след карандаша ребенок учится ластиком. Предлагайте мягкий ластик. Ожидаемый результат: узнавание/различение материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, ластик, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. 2. Приемы работы  с карандашом и кистью. Формирование умения оставлять графический след на бумаге, доске, стекле Методические рекомендации: сначала ребенок учится «рисовать» рукой и пальцем на вертикальной плоскости затем на горизонтальной   плоскости  (бумаге,   доске,   стекле).   Следует   предлагать   для   рисования краски   ярких   цветов.   Ребенок   набирает   из   емкости   небольшое   количество   краски   и проводит рукой по поверхности, размер которой должен быть не менее листа форматом А­ 3.  Учитель обращает внимание ребенка на получившийся «рисунок». После этого ребенку предлагают   рисовать   с   помощью   инструмента  (карандаш,   восковой   мелок,   кисть).   Он учится держать инструмент, чуть выше заточенной части (пинцетный захват). Ожидаемый результат: оставление графического следа. Формирование умения рисовать карандашом (приемы). Методические рекомендации: работая  с  карандашом,   ребенок  учится   с  разной   силой  нажимать  карандашом   на  лист бумаги.   При   сильном   нажатии   карандаша   остается   яркая   толстая   линия,   при   слабом нажатии   —   еле   заметная   тонкая   линия.   Для   работы   берутся   карандаши   насыщенных цветов, желательно, чтобы цвет грифеля и самого карандаша были  одинаковыми. Затем ребенок учится рисовать,  плотно «укладывая» штрихи друг к другу, чтобы получился ровный окрас, или выполняя штрихи, оставляя между ними небольшие промежутки.  Ожидаемый результат: освоение приемов рисования карандашом. Формирование умения использовать ластик. Методические рекомендации: ребенок  учится   использовать  твердый   и   полумягкий   ластик.   Стирать   ластиком   можно только след от простого карандаша, аккуратно проводя по ней несколько раз. Ребенок учится стирать след полностью и частями, оставляя необходимую часть.  Ожидаемый результат: Стирание графического следа. Формирование умения  соблюдать последовательность действий при работе с красками Ожидаемый результат: соблюдение   последовательности   действий   при   работе   с   красками   (акварель   и   гуашь): (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти   в   краску,   снятие   лишней   краски   о   край   баночки,   рисование   на   листе   бумаги, опускание кисти в воду и т.д.).  Правильная работа с гуашью. Методические рекомендации: Сначала   все   необходимые   для   занятия   материалы   готовит   и   убирает   учитель:   краска, кисть,   лист   бумаги,   банка   с   водой.   Затем   ребенок   самостоятельно   готовит   все необходимое для рисования красками. При опускании кисти   в воду и краску ребенок убирает лишнюю воду и краску о край банки. Ребенок учится  набирать краску на ворс кисти легкими касаниями. По окончании работы с красками ребенок учится мыть кисть: 13 опускает кисть в воду, касаясь кистью дна банки, легкими движениями водит по дну, вынимает   кисть   и   промокает   о   бумажную   салфетку.   Занятие   заканчивается   уборкой рабочего места.  Гуашь  (небольшое   количество)   требуется   с   помощью   деревянного   или   пластикового шпателя (стеки)  достать из  баночки, положить в ячейку палитры, добавить кисточкой немного воды, размешать. Формирование умения рисовать кистью (приемы) Методические рекомендации: используя  разные приемы, ребенок  учится рисовать кистью, касаясь листа бумаги концом кисти, прикладывая весь ворс к листу бумаги, двигая кистью в разных направлениях. В одно   занятие   включаем   обучение   приему   работы   на   примере   сухой   кисти,   формируя «мышечную» память, затем используем краску.    Ребенок   учится   выполнять   мазки   (толстые,   тонкие,   длинные,   короткие),   использовать разные   приемы   (образования   массы,   примакивания,   касания).   Осваивая   прием примакивания, ребенок прикладывает ворс кисти с краской к бумаге плашмя. С помощью этого   приема   можно   рисовать   листики,   лепестки   цветов,   капли   дождя   и   т.д.   Прием касания является самым сложным в выполнении, его отрабатывают позже. Осваивая прием касания, ребенок, держа кисть вертикально, осторожно (без нажима) дотрагивается до листа бумаги. С помощью этого приема можно рисовать глаза, серединки цветов и т.д.  Ожидаемый результат: освоение  приемов  рисования  кистью:  прием  наращивания   массы,  прием  примакивания, прием касания. 3. Использование цвета в процессе рисования. Формирование умения выбирать цвет для рисования   Методические рекомендации:   ребенок учится рассматривать образец и выбирать цвета краски (показать/ назвать, цвет краски, которую будет использовать). С   каждым   цветом   работают   отдельно,   например,   желтыми   могут   быть   банан,   лимон, солнце,   цыпленок   и   т.д.   (ребенок   раскрашивает   изображения   этих   объектов   желтым цветом).  При  использовании   в  работе  нескольких  цветов,  необходимо   тщательно  мыть кисточку в баночке с водой. Обращается внимание на необходимость замену воды. Ребенок обучается сначала раскрашивать детали вверху листа, затем ниже.  Ожидаемый результат: выбор цвета для рисования. 4. Рисование основных элементов. Формирование умения рисовать точки Методические рекомендации: сначала   ребенок   учится   ставить   точки   пальцем,   потом   карандашом.   После   того,   как ребенок научился ставить точки, держа инструмент вертикально листу бумаги и слегка касаясь поверхности,  он использует прием образования массы для рисования круговыми движениями   (клубочки,   лужи).   Можно   предлагать   упражнения   на   рисование   точек произвольно на листе, по контуру изображения, внутри контура. Ожидаемый результат: рисование точек.  Формирование умения рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии Методические рекомендации: сначала ребенок учится проводить прямые линии горизонтальные, вертикальные, затем 14 наклонные. Перед рисованием линии на листе бумаги ребенок проводит линии на песке, манке, воображаемую линию в воздухе, кусочком мокрой губки или мокрым пальчиком на доске.   Выполнение   по   подражанию.   Например,   при   рисовании   прямых   горизонтальных линий­дорожек ребенок вместе с учителем показывает в воздухе всей рукой направление линии  слева  направо:  «Вот  какая  длинная  дорожка!».   После  этого ребенок  проводит пальцем воображаемую линию на листе бумаги, затем рисует ее карандашом или красками. Затем   ребенок   рисует   линии,   дополняя   рисунок   конкретного   объекта   (дождик,   ежик, лестница, забор, расческа и.др.). Например, проводя короткие вертикальные линии между двумя горизонтальными линиями, ребенок рисует лесенку.  Следующим шагом обучения является рисование незамкнутых и замкнутых кривых линий, которые ребенок учится рисовать по подражанию учителю. Отдельная работа проводится при   обучении   рисованию   утолщающихся   (утончающихся)   линий,   когда   толщина   линии зависит от силы нажима ворса кисти на бумагу.  Ожидаемый результат:      рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий. Формирование умения соединять точки Методические рекомендации: ребенок   учится   соединять   две   точки.   Внимание   обращается   на   исходную   точку   (она выделяется цветом), на которую ребенок помещает палец, карандаш, кисть. Сначала он проводит воображаемую линию пальцем (учитель корректирует траекторию движения), затем карандашом. На начальном этапе обучения расстояние между точками 2­3 см, в дальнейшем расстояние между точками увеличивается. Затем ребенок учится соединять 3  и более точек. Ожидаемый результат: соединение точек. Формирование умения рисовать геометрические фигуры Методические рекомендации: Обучение начинается с рисования геометрических фигур по шаблону и трафарету. Затем ребенок   учится   рисовать   фигуру   и   т.п.,   соединяя   опорные   точки.  Дополнительным ориентиром   может   являться   стрелка,   задающая   направление   проведения   линии. Постепенно количество точек уменьшается, и ребенок рисует геометрические фигуры на листе бумаги. Ожидаемый результат: рисование   геометрической   фигуры   (круг,   овал,   треугольник,   квадрат,   прямоугольник). Если   наименования   фигур   изучались   на   уроке   «математические   представления»,   то ребенок называет фигуру, если не изучались, учитель дает инструкцию: «Нарисуй вот так, как я».  5. Выполнение работы в контуре. Формирование умения заполнять контур точками Методические рекомендации: при обучении ребёнка заполнению контура точками, ему задают направление, например: ставить точки на небольшом расстоянии друг от друга, начиная с левого верхнего угла (можно  дополнительно   выделить  место   первой  точки),  двигаясь  слева   направо,  сверху вниз, по диагонали. Сначала ребёнок наносит точки пальцем, затем для этого вида работ лучше использовать фломастер, маркер, ватные палочки и краски.  Ожидаемый результат: заполнение контура точками. 15 Формирование умения соблюдать контур Методические рекомендации: начинать работу желательно с закрашивания внутри тактильного контура, выполненного пластилином, прорезиненным материалом и др., который ребенок может не только видеть, но и чувствовать при прикосновении. Проведанная на бумаге, контурная линия должна быть   широкой   и   темной   (лучше   черной).   При   закрашивании   контурного   изображения дополнительным шагом может быть проведение ребенком линии вдоль контура до начала раскрашивания.   Сначала   ребенок   учится   закрашивать   простые   небольшие   контурные изображения,   например,   мяч,   солнышко,   яблоко,   гриб   и   др.       Закрашивая   контур карандашом, внимание ребенка обращается на выполнение мазков в одном направлении (сверху вниз, слева направо или по диагонали, начиная с левого верхнего угла). Внимание ребенка обращается на то, что двигая карандаш или кисть из стороны в сторону нужно наносить штрихи близко друг к другу, не оставляя просветы, и не выходя за контур. По мере   формирования   навыка   усложняется   контурное   изображение   и   контурная   линия становится тоньше. При штриховке сложных контурных изображений их можно разбивать дополнительными   линиями   на  составные   части,  при  этом  все  части   раскрашиваются  в одном направлении. Ожидаемый результат: закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Методические рекомендации: обучение штриховке начинают после того, как ребёнок уверенно проводит прямые линии в разных направлениях. При штриховке внимание ребёнка обращается на то, что штрихи должны начинаться и заканчиваться на контурной линии, располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга. Сначала ребёнок учится проводить линии на расстоянии  1 см друг от друга, затем постепенно уменьшает это расстояние до нескольких миллиметров. Когда   ребёнок     освоил   штриховку   в   одном   направлении   (слева   направо),   он   учится выполнять   штриховку   в   другом   направлении   (сверху   вниз,   по   диагонали),     двойную штриховку   (например,   сначала   штрихует   изображение   слева   направо,   а   затем   по диагонали). Формирование умения штриховать Ожидаемый результат: штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. 6. Предметное рисование. Формирование умения рисовать контур предмета Методические рекомендации: обучение рисованию предметов начинается с рисования предметов простой формы (мяч, банан и др.). Сначала ребенок учится рисовать предмет, обводя  контур предмета, после этого   светлый   контур.   Затем   готовый   контур   заменяется   штриховыми   линиями   или опорными   точкам.   При   рисовании   предметов   по   трафарету,   шаблону   ребенок   учится удерживать плотно прижатый к листу бумаги трафарет (шаблон) и прижимать к нему карандаш,   проводя   непрерывную   линию.   Сначала   шаблон   и   трафарет   дается   простой формы   без   дополнительных   деталей,   например,   огурец,   лимон,   мяч.   При   рисовании предметов по готовому контуру, опорным точкам расположение листа задается  учителем вертикальное   или   горизонтальное   в   зависимости   от   изображенного   предмета.   При рисовании предмета по шаблону, трафарету, самостоятельно ребенок учится сам выбирать подходящее расположение листа бумаги, при этом сам предмет ребенок рисует в центре листа.   После того, как ребенок научился рисовать простые изображения, состоящие из одной геометрической фигуры, он учится рисовать изображения, состоящие из нескольких 16 фигур (дом, елочка и т.д.) Ожидаемый результат: рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Формирование умения дорисовывать предмет Методические рекомендации: сначала ребенок учится дорисовывать предмет, проводя недостающие линии,   например, при рисовании дома, ребенок дорисовывает одну сторону крыши, которая   отсутствует. После   этого   он   учится   дорисовывать   дополнительные   детали   предмета,   например,   у яблока   ребенок   дорисовывает   «хвостик»   с   листиком,   колёса   у   машины.   Работу   по рисованию предмета с использованием осевой симметрии начинают с рисования простых предметов знакомой ребёнку формы, затем более сложной (груша, крыло у бабочки и др.). Ожидаемый результат: дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. II. Тематическое планирование. Дата  Словарь  Оборудование  № п/п Название раздела программы. Количе ство часов Темы уроков. I четверть 1­2.Лепка. 1­2 Предметы  для лепки. П Ф 27 2 П Ф 1.09 6.09 3 1.Аппликация 1 7.09 . Инструменты  для работы с  бумагой. Пластилин, стека,  отрезать,  клеенка, фартук, лепить,  влажные  салфетки, штамп,  формочки,  аккуратно,  мягкий, твёрдый. Бумага, ножницы,  резать,  осторожно, шило,  острое, войлок,  выкалывать,  дырокол. 4 2.Аппликация 1 8.09 Бумага, картон,  Папка со стихами  для пальчиковой  разминки,  резиновые  эспандеры – кольцо  или резиновые  мячики для  сжимания. Пластилин, стека,  клеенка, фартук,  влажные салфетки,  штампы или  формочки. Показ учителем  приемов работы с  бумагой. ТБ Оборудование:  бумага, ножницы,  шило, войлок,  дырокол. Наборы кусочков 10 . Виды и  свойства  бумаги.  калька, фольга.  Мнется, рвется,  намокает,  шуршит, гладкая. 1 13.09 5 3.Аппликация . Бумажный  лист,  знакомство,  складывание. 6 1.Рисование. 1 14.09   Принадлежно сти  для  рисования 7 3. Лепка. 1 15.09 Тесто. 8 4.Аппликация 1 20.09 «Корона из  листьев» 9 2. Рисование. 1 21.09 Рисуем  карандашами. Лист бумаги,  верх, низ,  середина, правая/  левая сторона,  углы, «Как  прямоугольник»,   складываем  пополам, уголок к уголку, проводим  пальцем по сгибу. Пиктограмма  «Рисовать». Наименования  предметов. Рисовать, чертить, раскрашивать,  мыть кисточку.  тесто скалка оторвать скатать надавить раскатать стиплер,  прикреплять  ТБ Карандаш,  рисовать,  закрашивать,  нажимать сильно,  нажимать  тихонечко. 17 х 10 см для каждого ученика. Калька, белая  бумага для письма,  цветная  односторонняя и  двухсторонняя  бумага, цветной  картон, картонные  коробки, фольга,  бумажные  салфетки,  туалетная бумага. Листы белой и  цветной бумаги.  Картонные фигурки для раскладывания Предметы для  рисования, баночки, вода, рабочие  рубашки. для работы тесто,  клеёнка,  рабочая  одежда, влажные  салфетки, скалки,  горох или фасоль  для украшения. Стиплер, полоски  бумаги для  основания короны,  листья клена,  березы, дуба. Для учителя:  учить  накладывать  штрихи – плотное  закрашивание. Заготовка для 18 раскрашивания с  несколькими не  крупными  контурами, цв.  карандаши, узкий  скотч. Приемы деления. Пластилин, клеенка,  фартуки, влажные  салфетки, стеки,  прозрачные  пластиковые  стаканчики или  баночки для  складывания  отделенных кусочков. Ножницы,  контейнеры для  обрезков, полоски  плотной цветной  бумаги или картона  с разлиновкой  толстыми линиями  (полоски для  «лесенки» (см. в  спорт зале) и   «заборчика»). Для учителя:  учить  накладывать  штрихи – вертикальная  штриховка. Заготовка для  раскрашивания с  несколькими не  крупными  контурами, цв.  карандаши, узкий  скотч. Пластилин,  фартуки, клеенка,  образцы колбасок  разной длины. Листы с контуром  лестницы, длинные  полоски,  10 4. Лепка. Пластилин. 1 22.09 Делить, отрывать,  откручивать,  отщипывать,  отрезать кусочки. 1 27.09 11 5. Аппликация. Разрез  ножницами по  линии. 12 3. Рисование. 1 28.09 Рисуем  карандашами. 13 5. Лепка «Лесенка» 1 29.09 14 6.Аппликация 1 4.10 «Лесенка» ТБ Ножницы,  пиктограмма  «ножницы ­  резать», жест  «резать  ножницами», по  линии. Карандаш,  рисовать,  закрашивать,  нажимать сильно,  нажимать  тихонечко. Разминать,  раскатывать  колбаску,  одинаковые, такие же, длиннее,  короче. Лесенка,  перекладинки, Цветная сторона, не цветная  сторона,  намазывать,  приклеивать Кисточка,  рисовать, линия,  провести. 15 4. Рисование. 5.10 «Лестница». Краски. 16 6.Лепка. «Конфетки» 1 6.10 Скатать шарик. 17 7.Аппликация 1 11.10 «Конфетки на палочке» Круглые,  намазывать,  приклеивать. 18 5. Рисование 1 12.10 «Вкусные  конфетки»  Карандаш. 19 7. Лепка. 1 13.10 «Загончик  для  Обводить,  раскрашивать. Скатать колбаску, прилепить. 19 нарезанные детьми  короткие полоски,  клей­карандаш,  влажные салфетки,  фломастеры для  подписи работ. Наборы для  рисования  красками. Гуашь.  Приемы  подготовки гуаши  к рисованию. Палитры, стеки,  гуашь, кисти № 4,5,  вода, рубашки,  листы для  рисования. Прием катания  шариков. Разноцветные  конфеты круглой  формы в  прозрачном  контейнере.  Пластиковые  стаканчики для  «Конфеток»,  фартуки, клеенка,  пластилин, влажные салфетки. Наборы для  аппликации,  заготовки:  листы с  линиями­палочками для конфет,  разноцветные круги  разного  диаметра­«Конфетк и», конфеты чупа­ чупс в стаканчике. Обводка предмета. Карандаши, листы  бумаги, конфеты  чупа­чупс. Наборы для лепки. Заготовки:   изображение  животного, жеребенка » 20 8.Аппликация «Заборчик». 1 18.10 1 19.10 21 6. Рисование. «Тигренок в  клетке». Карандаши. 1 1 20.10 25.10 22 8.Лепка «Дерево» 23 9.Аппликация Настольная  картина  «Дерево» 20 наклеенное  посередине ½ листа  цветного картона.  Прилепить  скатанные колбаски в виде забора  вокруг животного. Фартуки, клеенка,  клей, заготовки для  нарезания полосок,  основа для  аппликации: на  листе –  нарисованный  домик, линии для  наклеивания  заборчика, линия  дорожки. Для учителя:  учить  накладывать  штрихи – штриховка «в  клеточку». Заготовка для  раскрашивания:   тигренок, сидящий  на основании, к  которому будет  пририсовываться  клетка, цв.  карандаши, узкий  скотч. Лепка дерева на  основе «колбасок». наборы для лепки, лист  с контуром. Прием  складывания  листа пополам. Наборы для  аппликации.  Наклеить дерево на  ½ листа  вертикально,  ТБ Ножницы, резать,  аккуратно,  осторожно,  полоски,  заборчик. Карандаш,  рисовать,  закрашивать,  нажимать сильно,  нажимать  тихонечко. Скатать,  раскатать,  придавить. Ствол, ветки. Лист, сложить,  уголок к уголку,  провести пальцем. Полоска,  намазать,  приклеить,  придавить. 21 сложить лист  пополам и  поставить открытку на стол. Листы с линией для  сгиба и  с контуром  дерева (ствол,  ветки), полоски  коричневой бумаги. Прием мазка –  рисование  листьев. Наборы  для рисования  акварелью. Образец  дерева с желтыми  листьями. Листы с  контуром дерева  (ветки должны  быть нарисованы  только с одной  стороны, с др.  дети  дорисовывают).  Наборы для лепки. Тарелки из  кукольной посуды,  пластиковые овощи  и фрукты круглой и продолговатой  формы.  Натуральные  фрукты и овощи. Соленое тесто,  фартуки, клеенка,  скалки. Соленое тесто,  фартуки, клеенка,  скалки, формочки  для теста, поднос. 24 7. Рисование. «Осеннее  дерево». 1 26.10 Дерево, ствол,  ветки, листья,  растет, рисовать. 25 9. Лепка. «Овощи и  фрукты» 1 27.10 Овощи, фрукты,  красный, зеленый,  оранжевый. 1 II четверть 1.Лепка. «Лепёшки». Тесто. 22 1 8.11 2 2.Лепка. «Формочки» 1 9.11 Лепешки, тесто,  скалка, мять,  отрывать,  комочки (один,  два, три,  четыре…),  скатать,  приплющить,  раскатать. тесто, скалка,  мять, отрывать,  комочек, скатать,  приплющить,  раскатать,  выдавить 3 4 5 6 7 8 9 10.11 15.11 16.11 17.11 22.11 23.11 1 1 1 1 1 1 1.Аппликация Выкалывание  по линии. 3.Лепка «Прянички». Тесто. 2.Апплакация «Разрежь по  линии». Ножницы. 4.Лепка «Бараночки». Тесто. 5.Лепка «Угощение  для белочки». Пластилин. 3.Аппликация «Подарок для белочки». Выкалывание . формочкой. ТБ, работа  индивидуальная. Пиктограмма  «Осторожно!», Войлок, коврик,  дротик,  выкалывать. Скатать  «колбаску»,  отрезать кусочек,  стека, скатать,  приплющить. ТБ Разрезать, линия,   по линии.  Катать, лепить,  прилеплять,  сушки, баранки. Угощение, белка,  в гости, орехи,  грибы, ножка,  шляпка. ТБ,  индивидуальная  работа. Запасы на зиму.  Выкалывать,  рядом, отрывать,  приклеивать, не  цветная сторона. 1 24.11 1.Рисование. «Запасы для  ёжика». Трафарет,  карандаш,  Запасы на зиму,  лукошко,  «спрятать в  кладовочку».  Трафарет,  22 Наборы для  выкалывания, листы бумаги или тонкого  картона с  нанесенными  линиями (варианты:  прямая, кривая,  полукруг, круг). Наборы для работы  с тестом, пряники  для угощения,  поднос для готовых  изделий. Ножницы, полоски  платной бумаги  5 х 15 см с линиями для разреза,  шириной не менее 2  мм. Сушки, наборы для  работы с тестом,  поднос для готовых  изделий. Орехи в скорлупе,  деревянные  грибочки, наборы  для лепки из  пластилина, тарелки от кукольной  посуды. на листе А3 контур  белки и место для  приклеивания  орехов и грибов в  виде тарелки. Клей.  Наборы для  выкалывания,  коричневая бумага  разных оттенков с  контуром ореха и  гриба до 5 см и  толщиной линии не  менее 2 мм. Игрушка ёж.  Деревянные грибы,  лукошко. Наборы  для рисования,  картонные краски. обводить. 10 6.Лепка «Ёлочка». Пластилин. 11 4.Аппликация «Лес». Выкалывание по линии. 12 13 14 15 7.Лепка. «Снеговик». Тесто. 5.Аппликация «Снеговик и  снеговичок» Цветная  бумага. 2.Рисование. «Рисуем  снеговика». Карандаш,  гуашь. 8.Лепка. «Снежинка». Пластилин. 1 1 1 1 1 1 29.11 30.11 1.12 6.12 7.12 8.12 Дорисовать,  раскатать,  прилепить. ТБ, работа  индивидуальная. Осторожно,  обводить,  по  линии. Скатать, три,  побрызгать,  прилепить. Снеговик,  снеговичок,  высокий, низкий,  выше, ниже. Нарисовать,  круг, большой,  поменьше,  маленький. Скатать,  прилепить.  Снежинка,  23 трафареты грибов,  простые карандаши  2М,  краски  акварель. Игрушка ёлка.  Наборы для лепки,  ½ листа картона с  изображение ёлки  (ветки нарисованы с одной стороны),  карандаши, стеки. Презентация «Лес», Листы плотной  бумаги с  карандашным  схематичным  изображением  ёлок  в два ряда.  Фломастеры для  обводки ёлок,  дротики, войлок. Наборы для работы  с тестом.  Индивидуальные  пульверизаторы с  водой, поднос для  изделий. Наборы для работы  с клеем. Листы синего  картона ½ часть с  контуром двух  разных по величине  снеговиков и линией основы. Заготовки:  по 6 кругов белого  цвета и разного  размера.  Фломастеры  чёрного цвета для  рисования глаз. Наборы для  рисования гуашью.  Простые  карандаши. Листы  бумаги синего цвета с линией основы. Картинки снежинок, снежинки – блёстки, презентация с красивая. Открытка,  поздравлять,  дарить. Разогреть,  размазать. Новый год, дед  Мороз, борода,  праздник,  подарки. Гуашь, стека,  палитра, немного  краски,  размешать. Украшение,  шарик. Размять,  размазать. ТБ, дырокол. Картон, деталь,  шар для  украшения. ствол, ветки,  прищипываем,  отщипываем 24 песенкой «Снег». ½  листа картона  фиолетового цвета с контуром, белый  пластилин. Наборы  для работы с  пластилином. Открытки, наборы  для аппликации,  детали для  украшения. Наборы для лепки.  Светло­синий  пластилин,  ламинированная  основа: ½ листа с  контуром. Наборы для работы  с клеем, вата, листы белой бумаги с  контуром фигуры и  линией основания,  заготовки: дед  мороз­ силуэт  красного цвета ,  фломастеры для  рисования глаз и  носа. Наборы для  рисования гуашью. Листы с контуром  (раскраски). Наборы для лепки.  Блёстки. Ёлочные  шары,  ламинированные   контуры ёлочных  шаров небольшого  размера – по   3  изображения на  листе. Заготовки:  картонные шары,  пайетки для  украшения, кусочки цв. фольги,  дырокол, нитки. наборы для лепки,  рабочая одежда,  искусственная  16 17 18 19 20 21 22 6.Аппликация «Новогодняя  открытка» 9.Лепка «Дед Мороз». Пластилин,  размазывани е 7.Аппликация «Дед Мороз». Цветная  бумага. 3.Рисование «Дед Мороз у елки». Гуашь. 10.Лепка «Ёлочные  украшения». Пластилин,  размазывани е 8.Аппликация «Шар на  ёлку». Цветной  картон. 11.Лепка «Ёлка».  коллективная  1 1 1 1 1 1 1 13.12 14.12 15.12 20.12 21.12 22.12 27.12 27 1 работа  III четверть 1.Лепка. «Геометричес кие фигуры». Пластилин. 11.01 1 12.01 1.Аппликация «Геометричес кие фигуры» 1 2 3 2.Лепка 1 17.01 «Дом». Пластилин. 1 18.01 4 2.Аппликация «Дом с  окном». Цветная  бумага. Треугольник,  квадрат, круг.  Большой,  маленький,  больше, меньше.  Скатать  «колбаску»,  прилепить. Треугольник,  квадрат, круг.  Большой,  маленький,  больше, меньше,  средний, линия,  вверху,  посередине, внизу. Скатать  «колбаску»,  длинная,  короткая. Дом, домик,  стены, пол,  потолок, крыша,  окно. Квадрат,  треугольник.  Маленький,  большой, крыша,  труба. Синий,  красный, жёлтый,  белый, угол,  линия, середина. 25 елочка. Наборы для лепки,  стеки. По 5 шт. ¼  листа  картона с  геометрическими  фигурами (большие  и маленькие  треугольник и  квадрат, один круг  d= 3,5 см). Заготовки  геометрических  фигур, бумага  белого цвета с  линиями основы  в  три ряда для  наклеивания  фигур по росту.  Наборы для работы  с клеем. Наборы  геометрических  фигур. Наборы для лепки,  стеки. Полоски  липкой ленты для  сборки домика на  дощечках с  ковролином.  ½ листа картона с  контуром дома с  треугольной  крышей и окном. Аппликация с  рисованием.  Слова – таблички     – «дом, квадрат,  треугольник, окно». Наборы для работы  с клеем. Картон  белого цвета с  линией основы.  Заготовки: большой  и маленький  квадраты, большой 5 6 7 8 9 3.Аппликация. «Паровозик из  Ромашкова». Цветная  бумага. 2. Рисование. «Едет, едет  паровоз». Акварель. 4. Лепка. «Самолёт». Пластилин. 10 4.Аппликация «Открытка  1 1 1.Рисование. «Дома». Карандаши. 3.Лепка. «Поезд». Пластилин. 19.01 24.01 Соединить точки,  провести линию,  раскрасить. Пол,  потолок, стены,  крыша, окно. Поезд, паровоз,  вагоны, колёса,  солнце, жёлтый  цвет. «Найди  такой же  пластилин»,  скатать шар,  приплющить,  прилепить. 1 25.01 Поезд, паровоз,  вагоны, колёса. 1 1 1 26.01 31.01 1.02 Рисовать,  обводить,  раскрашивать.  Красный, синий,  зелёный, жёлтый. Скатать, толстый,  приплющить,  прилепить. Открытка,  праздник,  26 треугольник. Листы белой  плотной бумаги без  контура, точки  ставятся учителем  при ребенке,  цветные карандаши. Ламинированные  листы с  изображением  паровоза с 4­5­ю  вагонами. Поезд  цветной, колёса,  солнце. М/ф  «Паровозик из  Ромашкова».  Игрушка поезд.  Наборы для работы  с пластилином.  Пластилин серого  цвета (название  цвета не  уточняется). Наборы для  аппликации. Поезда  на липучках,  дощечки с  ковролином. Листы бумаги с  контуром поезда.  Детали из цветной  бумаги: паровоз,  три вагона, 8 колес. Наборы для  рисования  акварелью.  Листы бумаги для  акварели с  контуром поезда (3  вагона).                      Наборы для лепки. Игрушечный  самолет. Детали для изготовления:  корпус, крылья,  хвост. Наборы для  изготовления папе». Цветная  бумага. 1 1 3. Рисование «Мальчик и  девочка». Краски. 5. Лепка. «Зайка». Пластилин. 2.02 7.02 поздравлять. Мальчик, девочка, одежда, точки,  линии, украсим  рубашку, украсим  платье. Заяц, скачет,  белый, скатать,  раскатать,  прилепить. 1   8.02 Туловище, голова, уши, лапы. 5.Аппликация «Заяц зимой». Цветная  бумага, вата. 1 1 1 6. Лепка. «Медведь». Размазывание, пластилин. 6.Аппликация «Мишка –  медведь». Цветная  бумага. 4. Рисование. «Заяц и  медведь». Карандаши. 9.02 21.02 22.02 Медведь,  туловище, голова,  уши, лапы.  Коричневый,  рычит. Размазать. Медведь,  туловище, голова,  уши, лапы.  Коричневый,  рычит. Не цветная сторона, намазать, приклеить. Обводить,  раскрашивать. 11 12 13 14 15 16 27 открытки: картон,  заготовки машин  или самолетов – по  выбору ребенка,  надписи, клей,  фартуки, клеенка,  влажные салфетки. Рисование точек. Наборы для  рисования  акварелью. Раскраски с  изображением  мальчика и девочки. Игрушка заяц.  Готовая поделка. Наборы для лепки. Части: туловище,  голова, уши, хвост,  лапы. Наборы деталей для ковролиновой  доски. Наборы для  аппликации. Вата, заготовки  деталей для зайца.  Из ваты лепится  снежная дорожка.  ½ листа картона  фиолетового цвета. Наборы для лепки.  ½ листа  ламинированного   белого картона с  контуром медведя – по количеству  человек. Наборы деталей  медведя на  липучках. Наборы  для аппликации.  Листы с линией  основы. Карандаши серого и коричневого цвета.  Листы с контурами  зверей. 17 7. Лепка. «Мимоза». Пластилин. 1 28.02 Мимоза, цветок. 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 7.Аппликация «Открытка  маме и  бабушке». Цветная  бумага,  салфетки. 5.Рисование. «Цветок в  горшке». Карандаши. 8. Лепка. «Уточка». Пластилин,  объем. 8.Аппликация «Птичий  двор». Заготовки. 6. Рисование. «Курочка и  уточка». Гуашь. 1.03 2.03 7.03 14.03 15.03 Мимоза, цветок,  открытка,  подарок. Комнатный  цветок, горшок,  растет. Туловище, голова, хвост, плавает,  прищипнуть,  прилепить. Птичий двор,  куры, утки.  Клюют, щиплют.  Кудахчут,  крякают. Обвести по линии, раскрасить. Куры, утки. Перья,  белые, желтые.  Клюв (у курочки – красный, у уточки – желтый). 28 Презентация  «Мимоза».  Картинки с  изображением  мимозы. Наборы  для лепки.  ½ листа  ламинированного   белого картона с  вазой и листьями  мимозы – по  количеству человек. Наборы для  аппликации. Детали (ваза, ветки, шарики из салфетки),  картон для  открыток, дырокол,  узкие ленточки Натуральный  цветок в горшке. Цветные карандаши, раскраски цветка в  горшке. Наборы для лепки. Картон синего цвета (озеро), игрушка  утка, таз с водой  (плавает). Детали  лепки: голова с  прищипыванием  клюва, туловище с  прищипыванием  хвоста. Картина «Скотный  двор». Листы  зелёной бумаги,  раскрашенные куры  и утки по 3­5 штук.  Наборы для работы  с клеем. Игрушки курочка и  уточка. Наборы для  рисования гуашью.  Листы бумаги  коричневого цвета  не глянцевые.   Контуры  птиц.  Гуашь белая,  красная, желтая. 23­ 24 25­ 26 9­10. Лепка. «Игрушки». Пластилин. 9­10.  Аппликация Работа с  ножницами 27 7. Рисование. Штриховка. 1 2 3 4 5 IV четверть 1. Лепка. «Баранки для  гостей». 2. Лепка. «Покормим  птичку» 1.Аппликация Украшение  пасхальных  яиц. 1.Рисование Посуда. Краски. Раскрашиван ие внутри контура 3. Лепка «Цветок из  шариков» 2 2 1 21 1 1 1 1 1 16.03 21.03 22.03 Скатать,  прилепить. ТБ Разрезать, линия,   по линии. 23.03 штриховать. 29 Наборы для лепки.  Игрушки (мяч,  пирамидка, уточка) Ножницы,  контейнеры для  обрезков, полоски  плотной цветной  бумаги или картона  с разлиновкой  толстыми линиями  (полоски для  «лесенки» (см. в  спорт зале) и   «заборчика»). трафареты для  обводки, листы,  карандаши. 4.04 5.04 6.04 11.04 12.04 разминать, лепить, раскатывать. Наборы для лепки.   Скатать шарик,  прилепить. Яйцо, Пасха,  украшать. Раскрашивать,  обмакнуть,  Кончик кисточки. скатать шарик,  прилепить Игрушечная птичка, зернышки для  обыгрывания  кормления птички.  Заготовки: птички  на картоне. Наборы  для работы с  пластилином. Вареные яйца,  готовые образцы,  наклейки. Раскраски посуды,  краски основных  цветов, кисти №4,5,  баночки, вода,  рабочая одежда.  наборы для лепки,  ½ части картона с  изображением  цветка (стебель и  листья раскрашены,  круглые лепестки и 30 серединка цветка ­  белые). ТБ, «Осторожно», «Только со  взрослым, самому  нельзя». сказочные герои,  раскраска,  раскрашивать ½ картона с  контуром цветка  для выкалывания,  наборы для  выкалывания. листы с контурами  сказочных героев,  цветные карандаши. Раскатываем,  скатываем,  приплющиваем. Складывать,  сгибать,  приклеивать. Наборы для лепки. Сказка «Репка»,  деревянные репки  для образца. Цветная бумага,  клей, образец  изделия, фартуки,  влажные салфетки. Свёкла, лук,  овощи.  Названия овощей,  названия цвета  карандашей. Ветка, листья,  зеленый,  коричневый,  отщипнуть,  размазать. Ветка, листья,  зеленый,  коричневый,  приклеить. Весенний,  зелёный,  коричневый,  примакивать. Картинки свёклы и  лука, наборы для  рисования  красками. Картинки овощей.  Раскраски контура  овощей небольшого  размера, цв.  карандаши.  Наборы для лепки.  Картинка ветки с  листьями. Контуры  ветки с листьями на ½ картона. Наборы для  аппликации.  Картинка ветки с  листьями. Листы А4 с веткой, заготовки  аппликации (листья  10 шт.). Наборы для  рисования, ветка с  листьями. Листы с  контуром ветки.        13.04 18.04 19.04 20.04 25.04 26.04 27.04 3.05 4.05 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.Аппликация «Цветок» выкалывание  по контуру 2. Рисование Раскрашивани е сказочных  героев. Карандаши. 4. Лепка Репка. Пластилин. 3.Аппликация Репка в  огороде. Оригами. 3.Рисование Свёкла и лук. Краски. 4.Рисование Овощи. Обводка по  контуру. 5. Лепка Веточка с  листьями. Пластилин­  размазывани е 4. Аппликация Веточка с  листочками. 5. Рисование Весенние  листочки. Краски. Примакивание . 1 1 1 1 1 1 15 6. Лепка Катерок. Размазывание. 16 17 17 18 19 5. Аппликация Лодочка. Выкалывание,  приклеивание  на лист. 6.Рисование Кораблик в  море. Краски. 7. Лепка Человечек. Объемная  фигура. 8.Лепка Спортивный  автомобиль. Объемная  фигура. 8.Лепка Бабочка. Шариковая  аппликация из  пластилина. 10.05 Кораблик, плывет, раскатываем. 11.05 16.05 17.05 18.05 23.05 ТБ Выкалывание по  контуру и  приклеивание  детали на лист. Море, кораблик. Туловище, голова, руки, ноги.  Раскатать,  скатать,  примазать. Кузов, колеса,  водитель,  спортивный  автомобиль. Скатать,  прилепить,  бабочка,  крылышки, усики,  голова, тельце. 20 6.Аппликация Бабочки. 1 24.05 Наклеить. 21 7.Аппликация Бабочки. Вырезание по шаблону. 1 25.05 Шаблон,  вырезаем.    31 Кораблики, таз с  водой. м/ф  «Катерок». Наборы  для лепки. ½ листа  А4 с контуром  кораблика.  Листы с контуром  лодочки, наборы  для выкалывания и  аппликации,  Картинки водного  транспорта,  презентация  «Море». Листы для  рисования, краски,  кисти, салфетки,  фартуки. Картинки  человечка, готовое  изделие. Наборы  для лепки. Наборы  для лепки. Игрушка «Машинка». Картинки бабочки.  Готовый образец,  пластилин, контур  бабочки. Наборы  для лепки. Заготовка цветного  контура бабочки.  Круги из цв бумаги  d­ 1 см по 16 шт.  наборы для  аппликации. Песенк «От цветка к  цветочку бабочки  летят» игра с  бабочками  (перекидывание  бабочки с цветка на  цветок). Заготовки листов ? х7 см с контуром ½  бабочки, ножницы,  лист А3 с цветным  фоном, клей. 32 III. Список литературы 1.Программы Центра лечебной педагогики. Псков. 2.Акуненок   Т.   С.   Использование   в   ДОУ   приемов   нетрадиционного   рисования   // Дошкольное образование. – 2010. ­ №18 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.  4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997. 5.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010. 6.Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду  А.В. Никитина. – Каро, 2007.  7.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. воспитание. Программа дошкольных компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.   Коррекционно­развивающее образовательных     обучение     и учреждений

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018