Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО
протокол № 1 от
Рук. ШМО: /
Согласовано
Зам. директора по УР:
/С.А. Брусенцова /
Утверждаю
Приказ № от 05.09.2014 г. Директор школы: /О.В. Фомина/
Рабочая программа
по изобразительному искусству на 2014-2015 год 4 класс
Разработал учитель ИЗО Мустафин Г. Р.
2014 г.
Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объѐме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объѐмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребѐнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учѐт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся. В процессе выполнения этих работ каждый ребѐнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приѐмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1.Расширение художественно-эстетического кругозора;
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
4. Освоение изобразительных приѐмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
Реализация деятельностно - практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4-ом классе по одному часу в неделю. Общий объѐм учебного времени составляет 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приѐмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чѐм состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чѐм особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объѐм предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приѐмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства.
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. По художественно - творческой изобразительной деятельности должны иметь:
– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень) – под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Использование технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся - в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой, которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Библиотечный фонд; Печатные пособия; Технические средства; Оборудование класса.
Учебно-тематическое планирование
1-2
|
Тема урока
|
Кол. часов
|
Тип урока
|
Оснащение
|
Основные виды учебной деятельности.
|
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
|
Дом. зад.
|
Дата
|
||
предметные
|
личностные
|
УДД
|
||||||||
Рисование на тему «Пейзаж родной земли».
|
2
|
Комбинированный
|
Презентация природы, мелки, гуашь, бумага
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства
|
Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников , изображающих пейзаж. Умение нарисовать пейзаж по памяти.
|
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Уметь находить справочно-информацион ный материал.
|
2-15. 09. 14.
|
|
3
|
Образ традиционно го русского дома (избы)
|
1
|
Комбинированный
|
Бумага, живописные материалы.
|
Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение.
|
Знание устройства русской избы, украшения избы. Умение создать образ избы. Овладения навыками конструирования.
|
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Участие в творческой деятельности при выполнение учебных и практических работ. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
Найти изображение русской избы.
|
16 -23. 09 14.
|
4
|
Украшение деревянных построек и их значение
|
1
|
|
Презентация «Деревянное зодчество».
|
Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение
|
Знание устройства русской избы, украшения избы. Умение создать образ избы. Изображать живописными средствами образ русской избы и других построек деревни.
|
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Наблюдать природу и природные явления . Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Закончить практическую работу.
|
24 -30. 09. 14.
|
5
|
Деревня -деревянный мир.
|
1
|
|
Живописны е материалы, бумага.
|
Создание образа традиционной деревни: коллективное панно .
|
Знание устройства русской избы, украшения избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других построек деревни
|
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Наблюдать природу и природные явления . Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Найти иллюстрации крестьянских образов.
|
01 - 08. 10. 14
|
6
|
Образ красоты человека(же нский образ).
|
1
|
|
Презентация «Русский народный костюм», Гуашь, бумага
|
Приобретать представления об особенностях русского женского образа. понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма.
|
Знание традиционной русской одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу.
|
Найти иллюстрации крестьянских образов.
|
09 -11. 10. 14.
|
7.
|
Образ красоты человека(му жской образ).
|
1
|
|
Презентация " Крестьянски й труд", бумага, живописные материалы.
|
Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма.
|
Знать характер сельского труда. Иметь представления о своеобразии русской природы, деревенской жизни, еѐ жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены крестьянского труда
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу.
|
Закончить практическую работу.
|
12 -18. 10. 14.
|
8
|
Народные праздники
|
1
|
Комб.
|
Гуашь, бумага, презентация «Народные гуляния»
|
Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.
|
Знание нескольких произведений на темы народных праздников. Умение использовать различные приѐмы и способы выразительности .
|
Формирование навыков творческой деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
Закончить практическую работу.
|
20 -25 . 10. 14
|
9
|
Обобщение темы четверти.
|
1
|
Комб.
|
Бумага, живописные материалы.
|
Обобщить свои знания по теме " Истоки родного искусства".
|
Умение использовать различные приѐмы и способы выразительности .
|
Формирование навыков творческой деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
|
27. 10. -01. 11. 14.
|
|
Древние города твоей земли – 7ч
|
|
||||||||
10
|
Древнерусск ий город крепость
|
1
|
Ко мб.
|
Бумага, карандаши, краски, картины крепостей
|
Образ древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен.
|
Знать конструкцию древнерусского города. Умения конструировать крепостные башни, ворота.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умения анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
Смотреть материал о древних городах.
|
11 - 15. 11. 14.
|
11
|
Древние соборы
|
1
|
К
|
Бумага, материалы, презентация «Древние соборы Руси».
|
Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета
|
Знание особенности соборной архитектуры, пропорции, конструкции, символики. украшений храма. Умение выполнять работу по изображению древнего города.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умения анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
Смотреть материал о древних городах.
|
18 - 22. 11. 14
|
12
|
Древний город и его жители.
|
1
|
Комб.
|
Тушь, перо, бумага, презентация по картинам Васнецова
|
Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.
|
Знание организации внутреннего пространства города. Умение изобразить пейзаж с церковью, передавать настроение композиции.
|
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу
|
Смотреть книги -былины.
|
25 -29. 11. 14.
|
13
|
Древнерусск ие воины защитники
|
1
|
Комб.
|
Гуашь, бумага, презентации картин И. Билибина, В. Васнецова.
|
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
|
Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей. Уметь изображать человека
|
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Умения создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами.
|
Закончить практическую работу.
|
02 - 06. 12. 14.
|
14
|
Древние города Русской земли.
|
1
|
К
|
гуашь, кисти, бумага или мелки, презентация «Древних городов Руси»
|
Живописное или графическое изображение древнерусского города.
|
Знание старинных русских городов: Москва, Владимир, Суздаль, Ростов-Великий. Умения отличать эти города.
|
Формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности, фантазии.
|
Участие в творческой деятельности при выполнение учебных и практических работ.
|
Смотреть материал о древних городах.
|
09 - 13. 12. 14.
|
15
|
Узорочье теремов.
|
1.
|
К
|
презентация «Древние палаты Московског о Кремля» гуашь, кисти, бумага.
|
Познакомиться с декором городских архитектурных построек.
|
Знания понятия " Узорочье" Умение изобразить праздничную нарядность интерьера терема.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умения создавать элементарные композиции на заданные темы в изображении внутреннего убранства палат.
|
Творческое задание.
|
16 -20. 12. 14.
|
16
|
Праздничны й пир в теремных палатах.
|
1.
|
К
|
презентация «Древние палаты Московског о Кремля» гуашь, кисти, бумага
|
Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.
|
Знание картин русских художников( А. Коровина, В.Васнецова, А.Рябушкина). Умения создавать многофигурные композиции.
|
Коллективная работа
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Творческое задание.
|
23 - 27. 12. 14.
|
Каждый народ – художник – 10ч.
|
||||||||||
17
|
Образ художествен ной культуры Древней Греции.
|
1.
|
К
|
Презентация скульптур Древней Греции, карандаши, бумага
|
Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
|
Знание о искусстве Древней Греции, о архитектуре Акрополя. Умение находить отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу.
|
Смотреть материал о древнегрече ских мифах.
|
12 - 15. 01. 15.
|
18
|
Храмы Древней Греции.
|
1.
|
комбинированный
|
Презентация храмов Древней Греции, бумага, гуашь.
|
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.
|
Знание о искусстве Древней Греции, о архитектуре Акрополя. Умение находить отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу.
|
Смотреть материал о древнегрече ских праздниках
|
18 - 22. 01. 15.
|
19
|
Древнегрече ский празд-ник. Олим-пийские игры в Древней Греции.
|
1.
|
К
|
Бумага, карандаши, краски.
|
Познакомиться с античным искусством Древней Греции.
|
Знание искусства древнегреческой скульптуры. Умение изображать праздничные шествия ( фигуры в традиционных одеждах).
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Смотреть материал о Японии.
|
25 -29. 01. 15.
|
20
|
Образ художествен ной культуры Японии.
|
1.
|
К
|
Бумага, фломастеры презентация
|
Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
|
Знание основных признаков японской культуры. Умение передавать характерные черты японского рисунка.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование эстетических потребностей в общении с искусством.
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Смотреть материал о Японии.
|
02 -05. 02. 15.
|
21
|
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
|
1.
|
К
|
Бумага, фломастеры презентация
|
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры
|
Знание представлений о красоте японской женщины, традиционной народной одежды. Умение создать женский образ в национальной одежде.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование эсте-тических потреб-ностей в общении с искусством
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу. Участвовать в творческой деятельности.
|
Закончить портрет.
|
08 - 12. 02. 15.
|
22
|
Японские праздники: «Праздник цветения вишни».
|
1.
|
К
|
Большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши.
|
Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».
|
Знание о искусстве Японии. Умение изображать коллективные творческие работы.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование эсте-тических потреб-ностей в общении с искусством
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Смотреть материал о средневе-ковой Европе
|
15 -20. 02 15.
|
23
|
Образ художествен ной культуры Средневеков ой Западной Европы.
|
1.
|
Комбинированный
|
Презентация листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши.
|
Беседовать о единстве форм, кос-тюма и архитектуры, общее в их конст-рукции и украшении.
|
Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными украшениями
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование эсте-тических потреб-ностей в общении с искусством
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу. Участвовать в творческой деятельности.
|
Творческое задание.
|
25. 02.-02. 03. 15.
|
24
|
Образ человека, характерные черты одежды Средневеков ой Западной Европы.
|
1.
|
К
|
Листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши.
|
Беседовать о единстве форм, кос-тюма и архитектуры, общее в их конст-рукции и украшении
|
Знание сословий, разделения людей, средневековые готические костюмы. Иметь представление о средневековой традиционной одежде.
|
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Участие в творческой деятельности при выполнение учебных и практических работ.
|
Смотреть материал о средневе-ковой Европе.
|
07 -12. 03. 15.
|
25
|
Средне-вековая Архитектура Западной Европы.
|
1.
|
К
|
Бумага, карандаши, краски.
|
Познакомиться с готической архитектурой.
|
Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными украшениями
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование эсте-тических потреб-ностей в общении с искусством
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Смотреть материал о культуре Средней Азии
|
07 -12. 03. 15.
|
26
|
Образ художествен ной культуры Средней Азии.
|
1.
|
К
|
Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
|
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар.
|
Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города. Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.
|
Умение , используя материалы, представленных картин, выполнить работу. Участвовать в творческой деятельности.
|
Смотреть материалы о искусстве народов мира.
|
13 - 23. 03. 15.
|
Искусство объединяет народы - 8ч.
|
|
|||||||||
27
|
Все народы воспевают материнство.
|
1.
|
Комбинированный
|
гуашь (пастель), кисти, бумага, презентация
|
Познакомиться с произведениями искусства выражающие красоту материнства.
|
Знание художников , изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиции.
|
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюда-тельности и фантазии.
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
Смотреть материал о дедушках и бабушках.
|
01- 06. 04. 15
|
28
|
Все народы воспевают мудрость старости.
|
1.
|
|
гуашь или мелки, пастель, бумага, презентация автопортре-тов: Ремб-рандта, Лео-нардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.
|
Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе
|
Знание художников , изображающих мудрость старости.. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков, умение изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произве-дений искусства.
|
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюда-тельности и фантазии.
|
Умения анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
Смотреть произведе-ния искусства.
|
08 - 13. 04. 15.
|
29-30
|
Сопережива ние- великая тема искусства.
|
2
|
Комбинированный
|
Фломастеры (черная или коричневая) бумага.
|
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
|
Знание художников, раскрывающих темусопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом.
|
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
|
Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
|
Смотреть произведе-ния искусства.
|
16 04 02. 05 . 15.
|
31-32
|
Герои, борцы и защитники.
|
2
|
|
гуашь кисти, бумага, презентация «памятники героям разных народов».
|
Знакомство с произведениями о героях - защитниках, анализировать памятники героям, выполнения рисунка героям - защитникам.
|
Знание о героях Великой Отечествен-ной войны, знание памятников героям Отечества. Умение выполнить рисунок памятника в графике.
|
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
|
Умения создавать элементарные композиции на заданные темы.
|
Творческое задание.
|
04. 04. 15.05. 15.
|
33
|
Юность и надежды.
|
1.
|
Комбинированный
|
Карандаши или мелки, бумага, презентация «Портреты детей»
|
Знакомство с произведениями о детстве, юности . Изобразить мечту о счастье, о подвиге.
|
Знание основных сюжетов и тем детства. юности в произведениях искусства. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов.
|
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюда-тельности и фантазии
|
Умения анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
Смотреть произведе-ния искусства
|
16 -22. 05 15.
|
34
|
Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы».
|
1.
|
О
|
бумага для оформления работ, клей, ножницы, музыка.
|
Обобщить свои знания о искусстве народов мира.
|
Знание видов и жанров искусства, художественные музеи. Умение выполнить творческий рисунок.
|
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
|
Понимания ценности искусства в гармонии человека с окружающим миром.
|
|
23- 29. 05. 15.
|
К - комбинированный урок. О - урок-обобщение.
П - урок-путешествие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.