Рабочая программа по предмету "Литература"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена на основе Закона "Об образовании" № 273 -Ф3 от 29.12. 2012г, Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, Устава МБОУ "Улюнская СОШ имени С. Хамнаева" на 2017 -2018 уч.г. Положение о рабочей программе МБОУ "Улюнская СОШ имени С. Хамнаева" от 20.01.2011 года. Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Иконка файла материала раб по литре 9 класс на 2017-18 готовая.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Закона "Об образовании" № 273 ­Ф3 от 29.12. 2012г,  Федерального   базисного  учебного  плана  для  образовательных   учреждений,   реализующих программы общего образования, Устава МБОУ "Улюнская СОШ имени С. Хамнаева" на 2017 ­2018 уч.г. Положение о рабочей программе МБОУ "Улюнская СОШ имени С. Хамнаева" от 20.01.2011 года.          Программа реализована в  учебнике  «Литература». 9 кл.  Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.      Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности.   На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается  102 часа  (3 часа в неделю). Рабочая программа полностью соответствует авторской.          Литература  – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры   молодого   поколения.   Ей   принадлежит   ведущее   место   в   эмоциональном, интеллектуальном   и   эстетическом   развитии   школьника,   в   формировании   его   миропонимания   и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской  классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник   постигает   категории   добра,   справедливости,   чести,   патриотизма,   любви   к   человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное   восприятие   и   понимание   художественного   произведения,   формирование   умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально­эстетической   реакции   читателя.   Ее   качество   непосредственно   зависит   от читательской   компетенции,   включающей   способность   наслаждаться   произведениями   словесного искусства,   развитый   художественный   вкус,   необходимый   объем   историко   ­   и   теоретико­ литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.    Курс   литературы   опирается   на   следующие   виды   деятельности   по   освоению   содержания художественных произведений и теоретико­литературных понятий: ­ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; ­ выразительное чтение художественного текста; ­   различные   виды   пересказа   (подробный,   краткий,   выборочный,   с   элементами   комментария,   с творческим заданием); ­ ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; ­ заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; ­ анализ и интерпретация произведения; ­ составление планов и написание отзывов о произведениях; ­ написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; ­ целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.                    Цели обучения Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание  духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  1   развитие  эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,   творческого   воображения,   читательской   культуры   и   понимания   авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий; овладение   умениями  чтения   и   анализа   художественных   произведений   с   привлечением базовых   литературоведческих   понятий   и   необходимых   сведений   по   истории   литературы; выявления   в   произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого   содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи учебной деятельности Задачи изучения литературы в  9 классе: ­ познакомиться с   такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; ­ сформировать знания о  программных произведениях, изучаемых в 9 классе; ­   научить   самостоятельно   анализировать   лирическое   произведение,   эпизод   из   эпического   и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение­характеристику  одного персонажа,   сопоставительную   характеристику,   групповую   характеристику,   обобщающую характеристику; ­   развивать   общеучебные   навыки,   такие   как:   составление   конспекта   лекции,   статьи   учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.  Учебно­тематическое планирование № Тема 9 класс (102 часа) Всего часов 1 2 3 4 5 6 7 Введение Из древнерусской литературы Из литературы XVIII века Из русской литературы XIX века Из русской литературы XX века Из зарубежной литературы Повторение Итого: 1 3 11 52 26 7 2 102 Внеклассное чтение  (в том числе) Развитие  речи (в том  числе) 6 6 2Содержание тем учебного курса Введение ­ 1ч. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры   родной   литературы.   Формирование   потребности   общения   с   искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ­  2 ч. Беседа   о   древнерусской   литературе.   Самобытный   характер   древнерусской   литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово   о   полку   Игореве». История   открытия   памятника,   проблема   авторства. Художественные   особенности   произведения.   Значение   «Слова...»   для   русской   литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА – 10 ч. Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.  «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на   день   восшествия   на   Всероссийский   престол   ея   Величества   государыни   Императрицы Елисаветы   Петровны   1747   года». Прославление   Родины,   мира,   науки   и   просвещения   в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.   (Обзор.)   Широкое   изображение   российской   действительности. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».     Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная   Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.   Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА ­  54 ч. Беседа   об   авторах   и   произведениях,   определивших   лицо   литературы   XIX   века.   Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. 3«Невыразимое». Границы   выразимого.   Возможности   поэтического   языка   и   трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр   баллады   в   творчестве   Жуковского:   сюжетность,   фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое   звучание   образов   персонажей.   Меткий   афористический   язык.   Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»   Индивидуалистический   характер   Алеко.   невозможность   гармонии. —   противоречие, Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская   строфа.   Структура   текста.   Россия   в   романе.   Герои   романа.   Татьяна   — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно­композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная   критика   —   В.   Г.   Белинский,   Д.   И.   Писарев;   «органическая»   критика   —   А.   А. Григорьев;   «почвенники»   —   Ф.   М.   Достоевский;   философская   критика   начала   XX   века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа  мировосприятия, олицетворенные  в двух персонажах пьесы. Отражение  их нравственных позиций в сфере творчества. Теория   литературы.   Роман   в   стихах   (начальные   представления).   Реализм   (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой   нашего   времени». Обзор   содержания.   «Герой   нашего   времени»   —   первый психологический   роман   в   русской   литературе,   роман   о   незаурядной   личности.   Главные   и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер­нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и   Вера.   Печорин   и   Мери.   Печорин   и   «ундина».   Повесть «Фаталист» и   ее   философско­ композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт»,   «Родина»,   «Пророк»,   «Нет,   не   тебя   так   пылко   я   люблю...». Пафос   вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. 4Теория   литературы.   Понятие   о   романтизме   (закрепление   понятия).   Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма   о   величии   России.   Первоначальный   замысел   и   идея   Гоголя.   Соотношение   с «Божественной   комедией»   Данте,   с   плутовским   романом,   романом­путешествием.   Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория   литературы.   Понятие   о   герое   и   антигерое.   Понятие   о   литературном   типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения   в   соответствии   с   тоном   речи:   обличительный   пафос,   сатирический   или саркастический   смех,   ироническая   насмешка,   издевка,   беззлобное   комикование,   дружеский смех (развитие представлений). Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе. «Бедность   не   порок». Патриархальный   мир   в   пьесе   и   угроза   его   распада.   Любовь   в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности   сюжета.   Победа   любви   —   воскрешение   патриархальности,   воплощение   истины, благодати, красоты. Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые   ночи». Тип   «петербургского   мечтателя»   —   жадного   к   жизни   и   одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория   литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор   содержания   автобиографической   трилогии.   Формирование   личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей   его   средой   и   собственными   недостатками:   самолюбованием,   тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское   отношение   к   маленькому   человеку.   Боль   и   негодование   автора.   «Тоска».   Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.  Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория   литературы.   Развитие   представлений   о   видах   (жанрах)   лирических произведений. ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА ­  25 ч. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из  русской  прозы   XX века 5Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова­сатирика. Прием гротеска в повести. Теория   литературы.   Художественная   условность,   фантастика,   сатира   (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория   литературы.   Реализм   в   художественной   литературе.   Реалистическая типизация (углубление понятия).  Александр Исаевич Солженицын.   Слово о писателе.  Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория   литературы. Притча (углубление понятия). Из русской  поэзии XX века Общий   обзор   и   изучение   одной   из   монографических   тем   (по   выбору   учителя).   Поэзия Серебряного   века.   Многообразие   направлений,   жанров,   видов   лирической   поэзии.   Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи  к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер   принес   издалека...»,   «Заклятие   огнем   и   мраком»,   «Как   тяжело   ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия   поэта   в   «страшном   мире».   Глубокое,   проникновенное   чувство   Родины.   Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно­песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и   другие   стихотворения   по   выбору   учителя   и   учащихся.   Новаторство Маяковского­поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина   Ивановна   Цветаева. Слово   о   поэте. «Идешь,    «Бабушке»,     «Мне   нравится,   что вы больны не мной...»,   «С большою нежностью — потому...»,   «Откуда   такая   нежность?..»,   «Стихи   о   Москве». Стихотворения   о   поэзии,   о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.     на   меня   похожий...», Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я   не   ищу   гармонии   в   природе...»,   «Где­то   в   поле   возле   Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта­мыслителя. Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте. 6Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник»,   «Бег   времени». Трагические   интонации   в   любовной   лирике   Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте. «Красавица   моя,   вся   стать...»,   «Перемена»,   «Весна   в   лесу»,   «Любить   иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков Н.   Языков. «Пловец»   («Нелюдимо   наше   море...»); В.   Соллогуб. «Серенада»   («Закинув плащ,   с   гитарой   под   рукой...»); Н.   Некрасов. «Тройка»   («Что   ты   жадно   глядишь   на дорогу...»); А.   Вертинский. «Доченьки»; Н.   Заболоцкий. «В   этой   роще   березовой...». Романсы   и песни   как   синтетический   жанр,   посредством   словесного   и   музыкального   искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.  ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ­ 8 ч. Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение   глубокого   чувства,   духовных   взлетов   и   падений   молодого   римлянина. Целомудренность,   сжатость   и   тщательная   проверка   чувств   разумом.   Пушкин   как   переводчик Катулла {«Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).   Множественность   смыслов  поэмы:   буквальный (изображение   загробного   мира),   аллегорический   (движение   идеи   бытия   от   мрака   к   свету,   от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание   мира),   моральный   (идея   воздаяния   в   загробном   мире   за   земные   дела),   мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка,   хотя   и   сотворенного   земным   человеком,   разумом   поэта).   Универсально­философский характер поэмы. Уильям   Шекспир. Краткие   сведения   о   жизни   и   творчестве   Шекспира.   Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор   с   чтением   отдельных   сцен   по   выбору   учителя,   например:   монологи Гамлета из сцены пятой  (1­й акт), сцены первой (3­й акт),  сцены четвертой  (4­й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. 7«Фауст» (обзор   с   чтением   отдельных   сцен   по   выбору   учителя,   например: «Пролог   на небесах»,   «У   городских   ворот»,   «Кабинет   Фауста»,   «Сад»,   «Ночь.   Улица   перед   домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст»   —   философская   трагедия   эпохи   Просвещения.   Сюжет   и   композиция   трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой   личности   Фауста   и   неверия,   духа   сомнения   Мефистофеля.   Поиски   Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско­драматическая поэма. Повторение ­  2 ч. Календарно­тематическое планирование по литературе  9 класс 102 часа   8№ урок а Тема урока Дата по плану Дата Примеча фактиче ски ния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Литература как искусство слова   Вводный урок.  И ее роль в духовной жизни человека.  Выявление уровня литературного развития учащихся. Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"  (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие  жанров. "Слово о полку Игореве"­ величайший памятник  древнерусской литературы.   "Слово о полку Игореве" Художественные особенности «Слова…»: самобытность  содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема  авторства «Слова…». Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» Классицизм в русском и мировом искусстве.  Литература XVIII  века (общий обзор). М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»  Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния».  Особенности содержания и формы произведения.   «Ода на день восшествия на Всероссийский престол  ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии Г. Р. Державина  «Властителям и судиям». Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина.  Обличие несправедливости в стихотворении  «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские  интонации стихотворения. «Памятник».  Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в  стихотворении собственного поэтического творчества.  Мысль о бессмертии поэта. А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в  Москву" Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы).  Изображение российской действительности. Критика  крепостничества. "Путешествие из Петербурга в Москву" Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр  путешествия и его содержательное наполнение. Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин ­ писатель и  историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. «Бедная Лиза»  как произведение сентиментализма.  Новые черты русской литературы. 05.09 06.09 08.09 12.09 13.09 15.09 19.09 20.09 22.09 26.09 27.09 29.09 03.10 Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века  04.10 9Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы обучающийся должен Знать/ понимать      образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей­классиков Х1Х – ХХ века; основные   закономерности   историко­литературного   процесса   и   черты   литературных направлений; основные теоретико­литературные понятия. Уметь            выделение характерных причинно­следственных связей; сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное   беглое   чтение,   использование   различных   видов   чтения   (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование   выразительных   средств   языка   и   знаковых   систем   (текст,   таблица,   схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных источников   информации,   включая   энциклопедии,   словари,   Интернет­ресурсы   и   др.   базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.                                                               Учебно­методический комплекс  Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.   Доронина Т. В.  Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен»,  2009.   Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2­х ч. Ч. 1/ Авт.­сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2011.  10  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2­х ч. Ч. 2/ Авт.­сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2009.  Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.  Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе.:   9   кл. / Авт.­сост.   В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.  Для учителя:  Программы  и  учебники:     Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2­х ч. Ч. 1/ Авт.­сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.   Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2­х ч. Ч. 2/ Авт.­сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.   Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор­ составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2008.  Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:   9   кл. / Авт.­сост.   В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.  Методические пособия:   Литература . 5­11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.­сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.   Методика преподавания литературы: хрестоматия­практикум. / Авт.­сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.   Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно­методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.   Русская литература 18­19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.   Шахова   Н.В.,   Миронова   В.   Г.  Школьные   олимпиады:   русский   язык,   литература, английский язык: 8­11 классы. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2006.    11