Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология +2
1 кл
24.01.2017
Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
программа.docx
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Рабочая программа на 2015­2016 учебный год по предмету: Сенсорное развитие                                                                                                                                Составитель:  Лазарева Л.В., педагог­психолог Пояснительная записка Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль   развития   чувственного   опыта:   ощущений   и   восприятий.  Дети   с  РАС  избирательно   чувствительны   к   некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Цель программы: обогащение чувственного опыта. Задачи программы:   Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.   Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.   Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий.  Формирование навыков предметно­практической и познавательной деятельности. Программно­методический   материал   включает   5   разделов:   «Зрительное   восприятие»,   «Слуховое   восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».  Содержание   каждого   раздела   представлено   по   принципу   от   простого   к   сложному.   Сначала   проводится   работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются   психические,   физические,   речевые   реакции   ребенка,   например:   эмоционально­двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно­перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.                                                                                    Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми 1 классов, включает по 2 занятия в неделю в каждом классе. Количество детей в группе – 3 ­ 5 человек, курс включает 66 занятий. Занятие длится 15 ­ 30 минут, его продолжительность зависит от возраста и актуального состояния школьников на данный момент.  Ожидаемые результаты:       В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов  школьники должны научиться:       — ориентироваться на сенсорные эталоны;       — узнавать предметы по заданным признакам;       — сравнивать предметы по внешним признакам;       — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;       — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;       — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;       — давать полное описание объектов и явлений;       — различать противоположно направленные действия и явления;       — видеть временные рамки своей деятельности;       — определять последовательность событий;       — ориентироваться в пространстве;       — целенаправленно выполнять действия по инструкции;       — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;       — опосредовать свою деятельность речью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Вайзман И. П. Психомоторика. ­ М., 1976.  2. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". ­Статья "Развитие психомоторики и сенсорных  процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.  3. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". ­ М: Новая школа, 1998.  4. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". ­ М.: АРКТИ, 2004.  5. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". ­ Ярославль: "Академия развития", 2006.  6. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.  7. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" ­ М: 1997  8. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" ­ М.:  ГЕНЕЗИС, 2007 г.  9. Чистякова М. И. "Психогимнастика". ­М.: Просвещение, 1990  10. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Просвещение: 2009г. Содержание программы 1. Обследование детей. 2. Развитие моторики, графомоторных навыков.        Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в  цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски,  наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные  упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус,  завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. 3.  Тактильно­двигательное восприятие.        Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание).  Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). 4.  Кинестетическое и кинетическое развитие.                                                                                                                         Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение  упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность  движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). 5.  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.        Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)  на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных  геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим  конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение  словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 —3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали). 6. Развитие зрительного восприятия.        Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по  инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих  признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для  профилактики и коррекции зрения. 7.  Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).      Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький,  соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение  разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). 8. Развитие слухового восприятия.  Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение  речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. 9.  Восприятие пространства.        Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.  Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в  заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.  Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх  (низ), правая (левая) сторона). 10.Восприятие времени. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений.  Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Календарно тематический план Сенсорное развитие 1 класс Кол­во часов в году: 66 Кол­во часов в неделю: 2 Дата по плану Дата фактически Тема занятий 3.09. 7.09    10.09    14.09 17.09 21.09 К­во часов 2           2 Содержание Игра «Сложи башенку из кубиков», «портрет»,  упражнение «Собери подводный мир»  Обследование детей.                             Основные эталоны цвета. Подбор  предметов, различающихся по  доминантному признаку. Нахождение одинаковых и разных по  цвету предметов на основе  практических действий. 2 Игра «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек»,  Упражнение «Сделай по инструкции башенку,  светофор» 24.09 28.09 Сопоставление цветов, их сочетаний и оттенков 1.10  5.10 Комбинирование разных цветов 8.10  12.10 Геометрические фигуры. Соотнесение фигур с предметами, совпадающими  по форме 15.10   19.10 22.10   26.10 29.10   12.11 16.11    Закрепление наименований  геометрических фигур Воспроизведение простейших  комбинаций по образцу и памяти Представление предметов по их  схематическим изображениям Закрепление изученных  2 2 2 2 2 2 2 Игра «Сложи радугу», «Какие цвета использованы» Задание «Собери гирлянду», игра «Слушай, смотри и  показывай» Игра «Чудесный мешочек», задание «Найди предмет  указанной формы», игра «Коврик», «Найди похожую  фигуру» Игра «Из каких фигур состоит машина», задание  «Определи форму предмета» Задание «Составь целое из частей», «Что  изменилось?». Игры «Какая игрушка?», «Найди место  геометрической фигуре»  «Найди по инструкции», «Четвертый лишний» 19.11 геометрических фигур 23.11 26.11 30.11  3.12 7.12  10.12 14.12 17.12 21.12 24.12 Подбор пар предметов, одинаковых  по цвету и размеру, цвету и форме,  размеру и форме Составление групп предметов,  одинаковых по форме и различных по  другим признакам Сопоставление частей и деталей  предмета по величине Закрепление пространственных  представлений и понятий о форме,  цвете, величине Сравнение предметов по высоте,  длине, ширине, толщине  2 2 2 2 2 Задание «Сложи орнамент из фигур», «найди похожие фигуры», «Раскрась правильно» Игра «Похоже или нет?», «Засели домики», коллаж на тему «Круглая цветочная поляна», «Город  квадратов» Игра «Разноцветные круги», «Найди фигуру»,  «Построй башню и лесенку» Игра «Чудесный мешочек», задание «Построй дом»;  конструирование. Игры «Самый, самый», «Палочки в ряд»,  «Пирамидки» 28.12   11.01 14.01 18.01 21.01 25.01   28.01 1.02   Группировка предметов по указанным признакам Закрепление и обобщение  представлений о размерах предметов Схема тела. Правая и левая сторона  тела. Схема тела и направления  пространства по отношению к себе. Местоположение предметов в  пространстве относительно друг  друга. 4.02  15.02 Моделирование пространственных  отношений по инструкции педагога  2 2 1 2 1 2 Игры «Построй лесенку», «Разложи в коробочки»,  «Какая крыша?» Задания «Разложи карандаши», игра «Разные окна» Игра «Найди пару», «Пол, нос, потолок», задания на  расположение составляющих тела Игра «Пол, нос, потолок», задания на ориентацию в  строении собственного тела; упражнение  «Проволочный человек». Игра «где право, где лево»,  «Найди игрушки» Игра «Клад»  «Откуда и чей голос?», «Составь разрезную  картинку», «Выполни по инструкции». Игра  «Секреты», «Водители», «выполни по схеме» 18.02 22.02 Моделирование пространственных       отношений по замыслу  25.02 29.02 Ориентировка на плоскости листа  3.03  7.03 Последовательность частей суток 10.03 14.03  17.03  21.03 4.04 Вчера, сегодня, завтра Дни недели Двенадцать месяцев. Год Времена года. Зима. Признаки  времени года Времена года. Весна. 2 2 2 1 1 1 1 1 Игра «Незаконченные изображения», «Что где стоит»  «Наведи порядок» Разложи по порядку картинки, игра «Назови  соседей», «Чего не стало». игра «Части суток» “Разложи по порядку”  «Расположи правильно», «Времена года» «Лепим снежки», «Найди снежинку» «Дождь идет» игра 7.04 11.04 14.04 18.04 21.04 25.04 Времена года. Лето Времена года. Осень Обследование предметов разной  температуры.  Определение качества поверхности.  Тренировка чувствительности. 28.04 2.05 Знакомство с эталонами вкуса 5.05 10.05 Звуки окружающей действительности. Представление о громком и тихом  звуке.  12.05 16.05 Конструирование предметов из  составных элементов. 1 1 2 2 2 2 2  «Нарисуй по точкам»  «Компот­ варенье», имитация движений задание «Угадай, какой это предмет?»  игры «Чудесный мешочек», сенсорная панель Эксперимент, игра «Самый­ самый», «найди по  описанию», «гномы с мешочками» Игра «Какой у инструмента голос», «Сила звука»,  «Ритм по кругу» Игра «Колумбово яйцо», «Мозаика»,  конструирование сложных форм, «Собери  разрезанную фигуру» 19.05  Узнавание предмета по нескольким  элементам или назначению, по  словесному описанию. 23.05 26.05 Обследование детей                                                                       Итого: 1 2 66 Игра «сложи орнамент», «Дорисуй лес»

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017