Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология +2
2 кл
24.01.2017
Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)
Публикация является частью публикации:
программа 2 кл. РАС.doc
Государственное казённое общеобразовательное учреждение  «Волжская специальная школа №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Сенсорное развитие для        2В        класса                                                                              Автор­составитель –  Лазарева Л.В., педагог­психолог Пояснительная записка Оказание   своевременной   психолого­педагогической   помощи   учащимся   с расстройством   аутистического   спектра   (на   всех   возрастных   этапах   их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.  Первой   ступенью   познания   мира   является   чувственный   опыт   человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок   воспринимает   окружающий   мир.   У   детей   с   РАС   сенсорный   опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль   развития   чувственного   опыта:   ощущений   и   восприятий.   Дети   с   РАС избирательно   чувствительны   к   некоторым   сенсорным   воздействиям,   поэтому педагогически   продуманный   выбор   средств   и   способов   сенсорного   воздействия будет   благоприятствовать   их   дальнейшему   психическому   и   физическому развитию. Содержание   каждого   раздела   представлено   по   принципу   от   простого   к сложному.   Сначала   проводится   работа,   направленная   на   расширение   диапазона воспринимаемых  ощущений  ребенка, стимуляцию  активности.  Под  активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально­двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем   в   ходе   обучения   формируются   сенсорно­перцептивные   действия. Ребенок   учится   не   только   распознавать   свои   ощущения,   но   и   перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем   мире.  При   переходе   из   класса   в   класс   задания   усложняются   по объёму и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал. Цель программы: сформировать у учащихся с РАС правильное представление об окружающей действительности, обогатить чувственный опыт.  Задачи:  обогащать чувственный опыт через постепенное расширение спектра  воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов;  формировать способности обследовать окружающие предметы адекватным  способом;   формировать и расширять набор доступных бытовых навыков и  произвольных практических действий;   формировать навыки предметно­практической и познавательной  деятельности.  формировать пространственно­временные ориентировки;  способствовать развитию у детей восприятия цвета, формы, величины;  развивать слуховое восприятие, зрительно­моторную координацию;  обогащать словарный запас детей. Программа рассчитана на 66 часов, по 2 часа в неделю.  Количество часов по четвертям 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть за год 16 14 20 16 66 № п/ п 1 Наименование  разделов Тактильно­ двигательное  восприятие  Все го час ов 6 2 14 Восприятие  формы, величины,  цвета;  конструирование  Тематический план Краткое содержание Адекватная эмоционально­двигательная реакция  на прикосновения человека. Адекватная реакция на  соприкосновение с материалами (дерево, металл,  клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),  различными по температуре (холодный, теплый),  фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий,  густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию,  исходящую от объектов. Адекватная реакция на  давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное).  Адекватная реакция на положение частей тела.  Адекватная реакция на соприкосновение тела с  разными видами поверхностей. Различение  материалов по характеристикам (температура,  фактура, влажность, вязкость). Нахождение  предметов по инструкции педагога. Формирование эталонов объемных геометрических  фигур (шар, куб).  Группировка предметов по форме  (объемные и плоскостные).  Упражнения в  самостоятельном определении формы предметов  способом прикладывания, наложения одного  предмета на другой. 3 предметов Развитие  зрительного  восприятия и  зрительной памяти 4 5 6 7 «Восприятие  особых свойств  предметов через  развитие осязания,  обоняния,  барических  ощущений,  вкусовых качеств» Развитие слухового восприятия и  слуховой памяти Восприятие  6 10 8 12 Прослеживание взглядом за движущимся близко  расположенным предметом (по горизонтали, по  вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание  взглядом за движущимся удаленным объектом.  Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация  взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на  неподвижном светящемся предмете. Фиксация  взгляда на неподвижном предмете, расположенном  напротив ребенка, справа и слева от него.  Дидактические игры «Найди ошибку», «Что  пропало». Формирование навыков зрительного  анализа и синтеза предметов, состоящих из 3­4  деталей (по инструкции педагога). Различение основных вкусовых качеств продуктов  (горький, сладкий, кислый, соленый). Дидактические  игры «4 времени года», «Холодный­теплый­горячий». Развитие осязания (температурные ощущения).  Различие вкусовых качеств (сладкое ­ горькое, сырое  – вареное). Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи); обозначение  словом ощущений. Локализация неподвижного источника звука,  расположенного на уровне уха, плеча, талии.  Прослеживание за близко расположенным  перемещающимся источником звука. Локализация  неподвижного удаленного источника звука.  Соотнесение звука с его источником. Нахождение  объектов, одинаковых по звучанию. Дидактические игры «Будь внимателен», «Весело­ грустно». Различение мелодии по характеру (веселая,  грустная). Прослушивание музыкальных  произведений. Звуковая имитация (подражание  звукам окружающей среды). Ориентировка в помещении; движение в заданном  направлении; обозначение словом направления  движения. Дидактические игры «Покажи правильно».  Определять положение предмета, использовать  предлоги. Определять порядок месяцев в году, освоить  первоначальную азбуку часов. Времена года. Работа с пространства 10 графической моделью “Времена года”. Восприятие  времени ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления: о форме, величине, цвете;  о последовательности событий; о   функциональном   и   содержательном   назначении   различных   частей   тела, внешности при создании образа «Я». Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:   уметь ориентироваться на сенсорные эталоны;   уметь сравнивать предметы по внешним признакам;  уметь классифицировать предметы по форме, величине, цвету,  функциональному назначению;  уметь составлять сериационные ряды предметов и их изображения по  разным признакам;  уметь различать противоположно направленные действия и явления;  уметь видеть временные рамки своей деятельности;  уметь определять последовательность событий;  уметь ориентироваться в пространстве;   уметь опосредовать свою деятельность речью. Информационные ресурсы 1. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию», Москва, 1983 г.; 2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С.,  Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ­ М.: Теревинф, 1997  Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: 3. пособие для учителя­дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр  ВЛАДОС, 2007. 4. Е.А. Иокша. «Психокоррекционные занятия с детьми в условиях детского  5. дома», под ред. профессора Г.А. Волковой, Санкт –Петербург, 2008 г.  «Коррекционно – развивающая работа с детьми». под ред. Н.В.  Серебряковой. Санкт – Петербург, 2005 г. 6. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и  игровых упражнений». Автор: Метиева Людмила, Удалова Эльвира. Издательство: Книголюб, 2007 г. 7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта.  СПб, 2000

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017