Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
27.02.2017
Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс
Рабочая программа составлена к учебнику "Литературное чтение" авторов Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецким. В этой программе имеются разделы планируемые результаты освоения программы и формы контроля, а также содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности. Мною разработана календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"
Литературное чтение 3 класс .doc
МОУ  средняя общеобразовательная школа   № 25 Рассмотрена                                                                                                              Утверждена на заседание МО                                                                                                        Приказ по школе  № ___  Протокол № __ от                                                                                                      от  «__» _________ 200_г. «__» ___________ 200_г.                                                                                                                                                                          Директор  ___________(ФИО) руководитель МО                                                                                                       ________________ (ФИО) РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по  предмету: «Литературное чтение». Класс: 3  «А» Учебник  Л. Ф. Климанова,  Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» УМК «Перспектива» Сроки обучения: 1 год                                                Учитель: Хабарова О.В. 2016/2017 учебный год Данная  рабочая программа по литературному чтению разработана на основе документов:  1) основная образовательная программа начального общего образования средней школы №25; 2) учебный план школы на 2016­2017 учебный год, утверждённый приказом № 01­16/144 от  01.09.2016; 3) календарный учебный график школы на 2016­2017 учебный год, утверждённый приказом № 01­ 16/143 от 01.01.2016: 4) письмо Министерства образования и науки РФ № 08­1786 от 28.10.2015 « О рабочих программах учебных предметов».             Преподавание ведется по УМК « Перспектива». Используется учебник. Л. Ф. Климановой и С. Г, Макеевой, Л. Ф. Климановой и М. В. Бойкина , входящий  в  федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих федеральную аккредитацию образовательных программ начального  образования, утвержденного приказом Министерство образования и науки РФ от 31  марта2014 №253.   Промежуточная аттестация  по литературному чтению  проводятсяся в форме  интегрированного зачета. Оценка за интегрированный зачет складывается из оценок:  ­проекты;  ­ тестов по изученным разделам;  ­ проверочные работы;  ­ контрольные работы;  ­ творческие задания;  ­ устные ответы.            1. Планируемые результаты освоения программы. . Форма контроля Проект. Мы идём в музей  книги. Результат  Книги – мои друзья. Участвовать   в   диалоге;   слушать   и   понимать   других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. Понимать точку зрения другого. Ориентироваться   в учебнике:   которые   будут сформированы на основе изучения данного раздела. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Отвечать на простые вопросы учителя,  находить нужную информацию в учебнике.   определять   умения, «Жизнь дана на добрые дела» Анализировать,   сравнивать   различные   явления,   факты. Пересказ текстов. жизненные   ситуаций   Оценивать     и   поступки   героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. ­ Ценить и принимать следующие базовые ценности:   «добро», «терпение», «родина», «семья».Отвечать на  простые вопросы учителя, находить нужную информацию в  учебнике. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных  ситуациях.  Научатся прогнозировать содержание текста; определять  тему и  главную мысль произведения; определять  отношение автора к событиям и героям; составлять  небольшой текст на заданную тему. Уметь делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом. Уметь   составлять   отзыв   о   прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы «Волшебная сказка».    Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах   поведения   и   общения   и   следовать   им;   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). ­ Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.     Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять   их   для   создания   целостного художественного образа. Оценивать  жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.   «Люби всё живое».   различать   художественные   и   научно Уметь познавательные   произведения.  Определять   цель выполнения   заданий   на   уроке,   анализировать,   сравнивать различные явления, факты, оформлять свои мысли в устной и  письменной   форме   (на   уровне   предложения   или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах   поведения   и   общения   и   следовать   им;   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).   особенности юмористического текста, анализировать текст, делить его на   части;   отвечать   на   вопросы   по   содержанию произведения;   определять   главную   мысль;   соотносить название   с   содержанием   произведения.  Научатся   Научатся   понимать Творческая работа№1. Пишем  рассказ на тему: «Доброе дело». Творческая работа №2. Отзыв о прочитанном произведении. Творческая работа №3.  Составление диалога. Т.с.15.  Проверочная работа №1 «  Проверка сформированности умения работать с учебной  книгой «. Пересказ сказки. Творческая работа №4 «Почему мне нравиться картина  В. Васнецова «Иван­царевич на  сером волке?» Проверочная  работа №2 по  разделу: «Волшебная сказка».   Отзыв книги о природе.  Творческая работа №5.   Урок­конференция «Земля ­  наш дом родной».  Контрольная  работа №1  «Работа с текстом». ситуации   из самостоятельно   выбирать   эпизоды, произведения для ответа на вопросы и задания учебника. Уметь   комментировать   текст   по   ходу   чтения. Уметь пересказывать по опорным словам. Научатся составлять   отзыв   о   прочитано   произведении, составлять   план,   читать   текст   выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.   «Картины русской природы».  Участвовать   в   диалоге;   слушать   и   понимать   других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. Научатся   называть   произведения   русских   поэтов; анализировать  средства  художественной выразительности; выразительно   читать   стихотворения;   иллюстрировать стихотворение; отвечать на поставленные вопросы по теме раздела. Научатся различие между сказкой народной и авторской, уметь пересказывать близко к тексту. «Великие русские писатели».  Читать стихотворения выразительно; определять эмоциональный характер текста; использовать средства художественной выразительности в устных   высказываниях.   Научиться   соотносить   рисунки   с художественным   текстом,   сравнивать   их;   называть особенности   литературной   сказки;   определять   тему   и главную   мысль,   участвовать   в   обсуждении   прочитанного произведения; определять нравственный смысл сказки; читать выразительно,  давать характеристику героев сказки. Научиться   определять   тему   и   главную   мысль   басни; различать   изображённые   события   и   замаскированный, скрытый смысл; характеризовать героев басни на основе их поступков; инсценировать   басню;   читать   выразительно.   определять тему и главную мысль произведения; участвовать в анализе содержания; давать характеристику главным героям произведения;  пересказывать текст. Обобщение по разделу «Люби  всё живое.» Урок­конференция  «Земля ­ наш дом родной». Творческая работа №6  составление высказывания на  тему «Мне нравятся  иллюстрации И. Билибина».   Контрольная  работа №2 по  теме раздела: «Великие  русские писатели».   жизненные   ситуаций   «Литературная сказка». Оценивать     и   поступки   героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.  Ценить  и  принимать  следующие   базовые   ценности: «добро»,   «терпение»,   «родина»,   «природа»,   «семья». оформлять свои мысли в устной  и  письменной форме (на Пересказ сказки.   Проверочная работа №3 по теме:  «Особенности  литературной сказки». уровне   предложения   или   небольшого   текста);   слушать   и понимать   речь   других;   выразительно   читать   и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах   поведения   и   общения   и   следовать   им;   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).  оформлять   свои   мысли   в   устной  и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);   слушать   и   понимать   речь   других;   выразительно читать   и   пересказывать   текст;   договариваться   с одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре,   группе;   выполнять   различные   роли   (лидера исполнителя). «Картины родной природы». Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела  ­Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Творческая работа №7 Т.Коти  «В родном краю». Нахождение  средств художественной  выразительности. Творческая работа №8.  Составление рассказа «В  родном краю». Итоговая контрольная  работа. 2. Содержание предмета с указанием форм организации учебных понятий, основных видов учебной деятельности. Элементы содержания Форма организации занятий Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Основные виды учебной деятельности Ориентироваться в учебнике по  литературному чтению. Знать и применять систему  условных обозначений при  выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное  произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия  содержание главы.  Пользоваться словарём в конце  учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям «Книги – мои друзья» Вводный урок по  содержанию раздела.  Основные понятия  раздела: книжная  мудрость, печатная  книга. Наставления  детям Владимира  Мономаха.  Б.Горбачевский.  Первопечатник  Иван Фёдоров.   Проект. Мы идём  в музей книги.  Первая «Азбука»  Ивана   Фёдорова.  Наставления  Библии. «Жизнь дана на добрые дела»  В.И.Даль  Н.Н.Носов  М.М. Пришвин  М.М.Зощенко  Л. Каминский   В. Драгунский      Работа в группе. Контроль и оценка процесса и  результатов деятельности.  Работа в паре. Управление поведением  партнёра. Урок­проект (подготовка) Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям Работа в группе, паре. Учёт разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  Понимание текстов,  извлечение необходимой  информации, позиций,  Проверить  сформированность умения  работать с учебной книгой.  Следование в поведении  моральным нормам и  этическим требованиям Работа в группе. Адекватное использование  речевых средств для  решения  коммуникационных задач.  Следование в поведении  моральным нормам и  и оформлению учебника. Прогнозировать содержание  раздела. Планировать работу по теме,  используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­ восочетания,  Находить необходимую информацию в книге.  Обобщать полученную информацию  по истории создания книги.  Осмыслить значение книги для  прошлого, настоящего и будущего.  Находить книгу в школьной  библиотеке, пользуясь тематическим  каталогом. Участвовать в работе пары и  группы, читать текст друг другу.  Договариваться друг с другом;  принимать позицию собеседника,  проявлять уважение к чужому  мнению Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать содержание  раздела. Объяснять смысл, название  темы; подбирать книги,  соответствующие теме Планировать работу с  произведением на уроке с  использованием условных  обозначений. Воспринимать на слух  художественное произведение;  читать вслух и про себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия  стихотворения.  Соотносить пословицу с  содержанием произведения.   Наблюдать за особенностями речи  героев. Понимать особенности  юмористических произведений;  выделять эпизоды, которые  вызывают смех.  Определять отношение автора к событиям и героям. увеличивать темп чтения при  повторном чтении текста, выборочно  читать текст про себя, отвечать на  вопросы. Воспринимать на слух  художественное произведение. Читать вслух и про себя,  осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия  стихотворения. Соотносить пословицу с  содержанием произведения.  Отвечать на вопросы по содержанию произведения.  Придумывать самостоятельно  юмористические рассказы о жизни  детей. Определять главную мысль  текста. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять главную  мысль текста. Придумывать свои вопросы к  текстам Ускорять или замедлять темп  чтения, соотнося его с содержанием.  Определять особенности текста  волшебных сказок,  называть волшебные предметы,  описывая    волшебныесобытия.  Сравнивать содержание сказок и  иллюстрации к ним.  Делить текст на части. этическим требованиям Работа в паре. Управление поведением  партнёра. Использование критериев  для обоснования своих  суждений. Понимание  текстов, извлечение  необходимой информации. Выведение следствий. Постановка и  формулирования  проблемы. Анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия. Исследовательская  работа. Выявление особенностей  волшебной ск Понимание  текстов, извлечение  необходимой  информации .сказки.  Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Выведение следствий. Постановка и  формулирования  проблемы. Работа в группе. Выбор наиболее  эффективных способов  Воспроизводить наизусть текст  русских народных песен.  Отличать докучные сказки от  других видов сказок, называть их  особенности. Принимать участие в  «Волшебные сказки»     Называть основные  черты характера  героев.                                             Характеризовать  героев произведения.                                             Сравнивать героев  произведения, героев  разных сказок.                                             Инсценировать сказку: распределять роли,  выбирать диалоги.  Русская сказка. Иван –  царевич и Серый Волк.       Русская сказка. Летучий корабль. решения задач. Учёт разных мнений Русская сказка. «Морозко". Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Русская сказка. Белая  уточка.    Осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания. Русская сказка. По  щучьему велению.  Работа в группе. Выбор наиболее  эффективных способов  решения задач. Учёт разных мнений. коллективном сочинении сказок,  с опорой на особенности их  построения.  Называть виды прикладного искусства Ускорять или замедлять темп  чтения, соотнося его с содержанием.  Определять особенности текста  волшебных сказок,  называть волшебные предметы,  описывая волшебные события.  Сравнивать содержание сказок и  иллюстрации к ним.  Делить текст на части. Ускорять или замедлять темп  чтения, соотнося его с содержанием.  Определять особенности текста  волшебных сказок,  называть волшебные предметы,  описывая волшебные события.  Сравнивать содержание сказок и  иллюстрации к ним.  Делить текст на части. Ускорять или замедлять темп  чтения, соотнося его с содержанием.  Определять особенности текста  волшебных сказок,  называть волшебные предметы,  описывая волшебные события.  Сравнивать содержание сказок и  иллюстрации к ним.  Делить текст на части.  «Люби всё  живое»   К.Г. Паустовский  В. Берестов  Б. Заходер  В. Бианки  О. Полонский  Т. Собакин  М. Горький Работа в группе. Учёт разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций. Понимание текстов,  извлечение необходимой  информации. Исследовательская  работа. Выявление особенностей   художественно­ повествовательных текстов. Работа в группе.Учёт  разных мнений,  координирование в  Сравнивать свои наблюдения за  жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в  произведении слова­определения,  характеризующие его поступки и  характер. Сравнивать свои наблюдения за  жизнью животных с рассказом  автора.  Читать и воспринимать на слух  произведения.  Определять жанр произведения  автора Понимать нравственный смысл  рассказов. Определять основную мысль  Н. Носов рассказа.  Составлять план произведения. Придумывать свои рассказы о  животных. Проверять составленный план,  сверяя его с текстом и  самостоятельно оценивать свои  достижения Выбирать для себя необходимый и  интересный журнал. Определять  тему для чтения. Находить в библиотеке детские  журналы по выбранной теме.  Воспринимать на слух прочитанное  и отвечать на вопросы по содер­ жанию. сотрудничестве разных  позиций. Понимание текстов,  извлечение необходимой  информации. Исследовательская  работа. Выявление особенностей   художественно­ повествовательных текстов. Анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  классификация. Проектная работа. Работа в группе. Выявление особенностей   поэтических текстов. Использование критериев  для обоснования своего  суждения. «Великие русские писатели»    А.С. Пушкин  И. А. Крылов Л.Н. Толстой Выдвижение гипотез и их  обоснование. Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. «Картины русской природы»  И. Шишкин  Н. Некрасов  М. Пришвин  Ф. Тютчев  А. Фет  И.Бунин К. Паустовский Постановка и  формулирование проблемы. Работа в группе. Аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания. Учёт разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций. Соотносить заглавие рассказа с  темой и главной мыслью,  отвечать на вопросы по содержанию Составлять разные виды планов,  воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с  темой и главной мыслью,  содержанию отвечать на вопросы по Определять различные средства  выразительности. Использовать  приёмы интонационного чтения  (выразить радость, удивление,  определить силу голоса, выбрать тон  и темп чтения).. Наблюдать за повторением ударных  и безударных слогов в слове (рит­ мом), находить рифмующиеся слова.  Различать лирическое и  прозаическое произведения. Называть отличительные  особенности сочинять свои  стихотворения, используя  различные средства вырази­ тельности стихотворного  текста Воспринимать стихи  на слух Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения Высказывать своё мнение,  отношение.  Читать сказку вслух и про себя,  использовать приёмы  выразительного чтения при  перечитывании сказки. Пересказывать текст подробно и  кратко, выборочно.  Определять характеристики  героев произведения с опорой на  текст. Пересказывать текст подробно и  кратко, выборочно.  Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Определять самостоятельно тему и  главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ­описание  рассказ­рассуждение. Выбирать стихи по своему вкусу и  читать их выразительно.  Объяснять смысл выражений с  опорой на текст «Литературная  сказка»   В. Даль  В. Одоевский  Д. Мамин  Сибиряк  Р.Киплинг              Дж. Родари  «Картины  родной  природы»   С. Есенин  А. Майков  И. Соколов –  Микитов  Ф. Тютчев  М. Пришвин А. Толстой  Исследовательская  работа. Выявление особенностей   литературной и народной  сказок. Выведение следствий.  Понимание текстов,  извлечение необходимой  информации. Поиск  необходимой информации в книге; умение  ориентироваться в учебной  и художественной книге;  самостоятельно направленный выбор книги.  Понимание текстов,  извлечение необходимой  информации. Постановка и  формулирование  проблемы. Работа в  группе. Аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации. Осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. 3. Календарно­тематическое планирование с указанием количества      часов, отводимых на изучение каждой темы.   Тема.  Раздел. Урок 1   2 3 4  Тема  Дата  Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание  учебника. Обращение авторов учебника. Книги ­ мои друзья 4часа. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с понятиями: книжная  мудрость , печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.  Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Составление 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35  36 37 сообщения на основе статьи учебника. Проект «Мы идём в музей книги». Осуществление поиска дополнительных  сведений о первых летописях и первопечатнике Иване Фёдорове. Жизнь дана на добрые дела 17часов Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с понятиями раздела:  поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. Малые жанры фольклора. Пословицы разных народов о человеке и его делах. Малые жанры фольклора. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н.Носов «Огурцы».  Определение основной мысли текста. Н.Носов «Огурцы».  Характер героя. Творческая работа №1.Пишем рассказ на тему «Доброе дело».   Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». М. Зощенко «Не надо врать». Определение смысла поступка героя. М. Зощенко «Не надо врать».  Подробный пересказ рассказа.  Л. Каминский «Сочинение».  Анализ рассказа. Составление синквейна о герое. Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.  Творческая работа №2. Отзыв о прочитанном произведении. Т.с.13­14. М. Зощенко. «Через тридцать лет» . Характеристика героев произведения.  Внеклассное чтение №1. Рассказы о детях.. Н. Носов «Трудная задача». Чтение текста с использованием выразительных  средств: интонации, темпа  речи, тембра голоса, паузы. Творческая работа №3.  Составление диалога. Т.с.15. Знакомство с притчей «Что важнее?». Соотнесение пословиц с содержанием  притчи.  В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»  Инсценированние. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела». Рассказ о прочитанных  произведениях с опорой на план.     Контрольная работа №1 « Проверка сформированности умения  работать с учебной книгой». Волшебная сказка 15часов. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела: народные  сказки, присказка, сказочные предметы.  РНС «Иван­царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. РНС «Иван­царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки. В. Васнецов «Иван­царевич на Сером Волке». Составление устного рассказа по  картине. Творческая работа №4 «Почему мне нравиться картина В. Васнецова  «Иван­царевич на сером волке?» РНС «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. РНС «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. Внеклассное чтение №2. «Сборники сказок». Работа с тематическим каталогом. РНС «Морозко». Характеристика героев сказки. РНС «Морозко». Составление плана текста. Пересказ. РНС «Белая уточка».  Определение смысла сказки. Выразительное чтение. РНС «Белая уточка».  Устное словесное рисование.  РНС «По щучьему велению». Выразительное чтение сказки. Деление текста на  части. РНС «По щучьему велению» . Распределение текста по ролям.  Инсценированные. Обобщение по разделу «Волшебная сказка». Составление точного определения  понятия «сказка» с помощью опорных слов и выражений.  Контрольная   работа № 2«Волшебные сказки». 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54  55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Люби всё живое 21час. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела:  художественные и познавательные рассказы, автор­рассказчик, периодическая  литература. Отличие художественной и научно­познавательной литературой. Особенности художественного текста. К. Паустовский «Барсучий нос». К. Паустовский «Барсучий нос».  Рассказ текста от имени мальчика. Знакомство с научно­познавательным текстом «Барсук».  В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности  юмористического текста Б. Заходер «Вредный кот».  Определение в художественном тексте  средств  художественной выразительности. В. Бианки «Приключение Муравьишки».  Определение темы, основной мысли,  структуры произведения. Создание текста по аналогии произведения  В. Бианки «Приключение  Муравьишки».   Особенности научно­популярного текста. О. Полонский «Муравьиное царство». Тим Собакин «Песни бегемотов». Нахождение в художественном тексте средств художественной выразительности. Выразительное чтение. Внеклассное чтение №3. Сборник произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. Д. Мамин­Сибиряк. «Серая Шейка».  Особенности литературной сказки. Д. Мамин­Сибиряк. «Серая Шейка».  Выделение основной мысли. Составление  пересказа.  Н. Носов «Карасик».  Анализ текста.  Н. Носов «Карасик».  Анализ текста. Деление текста на части. М. Горький «Воробьишко». Выразительное чтение произведения. Анализ текста. М. Горький «Воробьишко». Распределение текста по ролям. Инсценированные.   Отзыв книги о природе. Творческая работа №5. Сценарий по рассказу М.  Горького «Воробьишко». Обобщение по разделу «Люби всё живое». Урок­конференция «Земля ­ наш дом  родной». Контрольная  работа №3 «Работа с текстом». Картины русской природы 12часов. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела: наблюдение,  пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. Н. Некрасов «Славная осень». Анализ лирического текста. М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания  образа.  Контраст как средство создания образа. Ф. Тютчев «Листья». Настроение стихотворения. А.Фет «Осень».  Внеклассное чтение №4. Сборники произведений о природе.  Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Первый снег», В.  Поленов «Ранний снег».  Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. К.  Бальмонт «Снежинка». К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…». Анализ прозаического текста  и произведения живописи.  Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк», А.  Саврасов «Зима». Обобщение по разделу «Картины русской природы». Монологическое  высказывание на тему прочитанного стихотворения. Тест №1 (контрольный №4). Великие русские писатели 30часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями  раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкине.  Работа с текстом.  А.С. Пушкин «Зимнее утро».  Картины зимней природы. Настроение  произведения. И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. А.С. Пушкин «Зимний вечер».  Понимание смысла и настроения лирического  героя. Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».  Понимание  смысла художественного произведения и настроения автора. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», П. Брейгель «Зимний пейзаж».  Понимание смысла лирического  и художественного произведения. В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Работа с произведением в поэтической форме. Выразительное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Формирование нравственных  ценностей. Сравнение с народной сказкой в обработке А. Афанасьева. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Определение темы, основной мысли,  характеристика героев. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Нахождение средств художественной  выразительности. Иллюстрирование  прочитанной части. Чтение отрывка и  деление его на части. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Анализ произведений живописи. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Соотнесение текста сказки с  произведением живописи.  Урок­КВН по сказкам А.С. Пушкина.  И.Я. Билибин ­ иллюстратор сказок А.С. Пушкина. Сравнение  произведений  словесного и изобразительного искусства. Творческая работа №6 составление  высказывания на тему «Мне нравятся иллюстрации И. Билибина». И.А. Крылов. Басни. Осмысление нравственных ценностей.  И.А. Крылов «Слон и моська». Выявление структурных особенностей басни. И.А. Крылов «Чиж и Голубь».  Чтение басни по ролям. Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. Знакомство с  советами рассказчика. Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. Л.Н. Толстой «Акула». Определение смысла названия. Составление плана. Редактирование корректировка текста. Работа с прозаическим произведением. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Составление плана текста. Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Иллюстрирование  прочитанного. Чтение  по ролям. И.А. Крылов «Квартет». Распределение текста по ролям. Инсценирование. «Что такое согласие?» Работа  с текстом: определение основной мысли,  последовательность событий, установление взаимосвязи). Создание текста­ рассуждения. Литературный праздник по теме раздела «Великие русские писатели». Контрольная  работа №5 по теме раздела: «Великие русские писатели». Литературная сказка 18часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями  раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий  пересказ. В.Даль «Девочка Снегурочка».  Сравнение литературной сказки с русской                  71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91  92 93 94 95 96 97 98 99 100  101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 народной сказкой. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной сказки с русской  народной сказкой. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. Д. Мамин ­ Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа с повествовательным текстом: определение темы,  основной мысли, содержание произведения.  Нахождение жанровых  особенностей Д. Мамин ­ Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения: их характеристика, словесное описание. Переводная литература для детей. Выставка книг. Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни ­ Пух» (предисловие).  Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли,  содержание произведения.   Р. Киплинг « Маугли». Особенности переводной литературы. Сравнение и  классификация книг по разным основаниям. Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения. Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы. Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли, содержание  произведения.   Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. Внеклассное чтение № 5. Литературные сказки. Тим Собакин «Лунная сказка».  Нахождение в художественном тексте средства  художественной выразительности. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Распределение текста по ролям.  Использование выразительных средств при чтении текста: интонацию, мимику,  жесты. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Распределение текста по ролям.  Использование выразительных средств при чтении текста: интонацию, мимику,  жесты.  Обобщение по разделу «Литературные сказки».  Ориентирование и анализ  прочитанных произведений. Контрольная работа №6  по теме:  «Особенности литературной сказки». Картины родной природы 18часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями  раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Б. Заходер «Что такое стихи?»  Особенности поэтического жанра. И. Соколов­Микитов «Лирическая зарисовка». Анализ лирического  произведения и произведения живописи.  Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса». А. Майков «Весна», Е. Волков «В конце зимы», В, Пурвит «Последний снег».  Анализ лирического текста: определение настроения, ключевых слов, средств  художественной выразительности. Анализ произведений живописи. С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», В. Борисов­Мусатов «Весна».   Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение произведения. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи  как средство создания образа. Сравнение произведений живописи. А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин  «Дождь в дубовом лесу». О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текста. А. Толстой «Колокольчики мои…».  Авторское отношение к изображённому. Саша Чёрный. «Летом», А. Рылеев «Зелёный шум». Сравнение поэтического и  прозаического текста.    . 132 133 134 135 136 Ф. Тютчев «В небе тают облака…», А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Анализ лирического текста: определение настроения, ключевых слов, средств  художественной выразительности. Анализ произведений живописи. Внеклассное чтение №6. Сборники произведений о природе. Г. Юдин «Поэты».  Самостоятельное чтение. Творческая работа №7 Т.Коти «В родном краю». Нахождение средств художественной выразительности Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература.    Творческая работа №8. Составление рассказа «В родном краю». Оценка достижений. Итоговая контрольная работа №7.                 К концу 3  класса ученик научится: В сфере  личностных      Внутрення я позиция  школьник а на  уровне  положите льного  отношени я к уроку  литератур ного  чтения и к процессу  чтения, мотивация обращени я к  художеств енной  книге как  источнику эстетичес кого  наслажден ия, мотивация обращени я к  справочно й и  энциклопе дической  литератур е как  источнику получения информац ии, эмоционал ьное  восприяти В сфере  метапредметных  Понимать,  В сфере  познавательных  Осуществлять       принимать и  сохранять  учебную задачу, умение  самостоятельно   формулировать  тему и цели урока, систему вопросов  и проблем,  рассматриваемых  на уроке, составлять план  действий решения  учебной задачи составлять план  действий на  основе заявленной  в методическом  аппарате системы  условных  обозначений, корректировать  свою  деятельность,  оценивать  результат своей  деятельности в  соответствии с  заданными  критериями или  образцом. поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной и  справочной  литературе; читать текст,  выделять  фактическую  информацию в  тексте; определять в  тексте  последовательност ь событий, их  причинно­ следственных  связей; представлять  книги,  группировать их  на основе  существенных  признаков; осуществлять  поиск  необходимой  информации для  выполнения  заданий в  библиотеке; использовать  знаково­ символические  средства проводить  сравнение,        В сфере  коммуникативных Предметные  результаты.    Составлять  высказывание в устной и  письменной  форме, Владеть  монологическо й и  диалогической  формой речи, Высказывать и  обосновывать  свою точку  зрения,  Слушать и  слышать  других,  принимать  иную точку  зрения, быть готовым  корректиров ать свою  точку  зрения,   Строить  понятные  для  партнёра  высказывани я,  Договариват ься и  приходить к  общему  решению в    Осознавать  значимость  чтения для  дальнейшего  обучения,  понимать цель  чтения, использовать  простейшие  приёмы анализа различных  видов текста,  самостоятельн о определять  основную  мысль  произведения  на основе  выбранной  пословицы, устанавливать  причинно­ следственные  связи, задавать  самостоятельн о вопросы по  прочитанному  или  прослушанном у  произведению, самостоятельн о делить текст  на части,  озаглавливать  части,  пересказывать  текст на основе плана  подробно,  кратко,         е  художеств енного  произведе ния и  поступков героев, первонача льное  представл ение о  нравствен ных  понятиях,  отражённ ых в  литератур ных  произведе ниях, умения  отвечать  на  вопросы:  что значит поступать  по  совести,  жить по  совести,  жить с  чистой  совестью, умение  самостоят ельно  понимать  поступки  героев  произведе ния, соотносит ь  поступки  героев с  реальным и  жизненны ми  ситуациям и, делать  свой  нравствен ный  выбор, способнос ть к  самооценк е своей  работы  на основе  самостоят ельно  выбранны х  критериев совместной  деятельност и.   классификацию по заданным  критериям, находить  необходимые  слова втексте.ю на основе опорных  слов составлять  своё  высказывание, самостоятельно  составлять план  прочитанного или  прослушанного  произведения, на  основе плана  рассказывать о  героях, событий..      самостоятельн о давать  характеристик у героев  произведения, находить  самостоятельн о книгу в  библиотеке по  заданным  параметрам,  называть  выставку книг,  классифициров ать и  группировать  книги в  соответствии с  заданными  параметрами, составлять  рассказ о книге на основе  аннотации и  содержания; самостоятельн о составлять  аннотацию; самостоятельн о заполнять  каталожную  карточку; пользоваться  алфавитным и  тематическим  каталогом для  поиска книги,  другой  необходимой  информации; сравнивать­научно­ познавательный и  художественный  текст, определять  отличительные  особенности; выявлять  особенности героя  художественного  рассказа; выявлять  особенности  юмористического  произведения; находить в тексте  сравнения,  олицетворения; выявлять  настроение в  художественном  тексте;  выразительно  читать,  выявляя  авторское        или  образца. отношение к  изображаемому , передавать  настроение при чтении; самостоятельн о составлять  тексты разных  жанров; писать отзыв о  книге.               К концу 3 класса ученик может научиться: В сфере личностны х В сфере метапредметных В сфере познавательны х В сфере коммуникатив ных Предметные результаты  осознава ть роль  книги в  мировой культуре ,  рассмат ривать  книгу  как  нравстве нную  ценность ,  осознава ть, что  такое  тщеслав ие, гнев,  самообл адание,  . осознава ть  нравстве нный  смысл  понятий, поступо к,  подвиг.     принимать цель и  смысл выполняемых заданий; самостоятельно  составлять план  решения учебной  задачи; самостоятельно  составлять план  действий на основе  учебника; самостоятельно  определять  критерии оценки  достигнутых  результатов.    Работать в  паре, группе,  планировать  работу  группы в  соответствии  с  поставленны м заданием, Самостоятел ьно  осуществлять подготовку  проектов, Создавать  письменное  высказывание с  обоснованием своих  действий.  Использовать  разные виды  чтения  (изучающее,  просмотровое,  ознакомительн ое) и выбрать  вид чтения в  соответствии с  поставленным  заданием,  Находить  разные виды  информации  при помощи  текста,  иллюстраций,  схем, таблиц,  Преобразовыва ть информацию (составлять  план, таблицу,  схему),  Пользоваться  справочной и  энциклопедиче ской  литературой.     Составлять  рассказы на  тему,  представлять  свои рассказы в  группе,  оценивать в  соответствии с  представленным и образцами, Сравнивать  произведения  разных жанров,  группировать их  по заданным  признакам,  определять  отличительные  особенности, Сравнивать  произведения  художественной  и научно­ познавательной  литературой,  находить  необходимую   информацию в  научно­ познавательном  тексте для  подготовки  сообщения, Сравнивать  произведения  живописи и  литературы,  готовить рассказ о картине на  основе  выделения  объектов  картины,  Самостоятельно  организовывать  выставку по  заданным  параметрам; Рассказывать о  книге,  составлять  отзыв;    Понимать, что  такое притча,  былина, миф,  литературная  сказка;  Отличать виды  устного  народного  творчества,  выявлять  особенности  каждого вида; Сравнивать  пословицы и  поговорки  разных народов,  группировать  пословицы и  поговорки по  темам; Сравнивать  былину и  сказочный текст; Сравнивать  поэтический и  прозаические  тексты былины;     Определять ритм стихотворения.  Делать  творческий  пересказ,  рассказывать от  лица разных  героев  произведения;  Самостоятельно  составлять  рассказ на  основе  художественного произведения,  репродукции  картин  художников,  серии  иллюстрации,  личного опыта. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса. Печатные средства обучения:  Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, «Литературное  чтение», учебник, Москва, «Просвещение»,2012г.   Т. Ю. Коти, «Литературное чтение», творческая тетрадь,  Москва,  «Просвещение»,2014г.  Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти, «Волшебная сила слов»,рабочая тетрадь по  развитию речи,  Москва, «Просвещение»,2014г. Технические средства обучения:  компьютер.  классная доска с набором приспособлений для укрепления таблиц и картинок;  наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;  слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы. Наз ван ие  раз дел а. 1. В в о д н ы й  у р о к. 2. К н и г и –  м о и  д р у з ь я. 3. Ж и з н ь    д а н а  на  д о б р Деятельность учащихся. Чтение. Круг  детско го  чтени я. Литерату рная  пропедев тика Творчес кая  деятель ность  учащих ся. Культу ра  речевог о  общени я. Куль тура  пись менн ой  речи Ориентация в учебнике по литературному чтению.  Объяснение условных обозначений. Нахождение главы в  содержании учебника. Предположение на основе названия  разделов учебника, какие произведения будут в них  изучаться , знание автора и название книги.       .      ;   Первопеча тник Иван  Фёдоров.  Первая  «Азбука»  Ивана  Фёдорова.  Наставлен ия Библии Малые  жанры  фольклора. Пословицы разных  народов о  человеке и  его делах.  В.И. Даль.  Пословицы и  поговорки  русского  народа.  Определен ие  основной  мысли  текста.  Характер  героя.  Определен ие смысла  поступка  героя.  Подробны Книжная   мудрость ,  печатная  книга.  Наставления. Владимир  Мономах. Составлен ие  сообщения  на основе  статьи  учебника. Осуществл ение  поиска  дополните льных  сведений о  первых  летописях  и  первопечат нике Иване Фёдорове. Внекласс ное  чтение  №1.  Рассказы о детях.. Поступок,  честность,  верность  слову.  Работа с  выставкой  книг. Создание  рассказа по аналогии  на тему.  Составлен ие отзыва о прочитанн ом  произведен ии. Характери стика  героев  произведен ия.  Инсцениро ванние. Рассказ о  прочитанн ых  произведен иях с  опорой на  план. Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла нравственных понятий:  поступок, честность, верность слову. Объяснение, что  такое верность слову,  честность; рассуждение о том,  правильно ли поступили герои рассказа, объяснение, в чём  была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определение  темы  выставки книг. Группировка книг по подтемам.  Представление одной из книг по заданным параметрам.  Знание пословиц и поговорок из сборника объяснение  смысла пословиц. Чтение текста вслух и про  себя.  Составление рассказа по аналогии. Объяснение названия  книги, текста. Составление плана текста, деление текста  на части, подробно пересказывать текст на основе плана.  Написание отзыва на прочитанную книгу. Определение  темы и название выставки книг. Группировка книги по  подтемам. Представление выбранной книги. Распределение ролей, инсценировка произведения. ы е  д е л а. 4. В о л ш е б н а я   с к а з к а. 5. Л ю б и  в с ё  ж и в о е.        Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий: народные  сказки,  присказка, сказочные предметы. Чтение вслух и  про себя. Определение отличительных особенностей  волшебной сказки. Определение, из каких элементов  сюжета состоит волшебная сказка. Характеристика героев  сказки. Определение, какие предметы являются  сказочными. Рассматривание картины, определение героев, составление рассказа по картине. Определение темы  и  названия книги. . Группировка книги по подтемам.  Представление выбранной книги. Нахождение нужной  книги по тематическому каталогу. Составление плана  текста, деление текста на части, подробный пересказ  текста на основе плана. Характеристика героев сказки.  Распределение ролей, инсценировка произведения. Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий:  художественный и познавательный рассказы, автор­ рассказчик, периодическая литература. Сравнение научно­ познавательного и художественного текста, определение  отличительных особенностей. Составление плана текста,  деление текста на части, подробный пересказ текста на  основе плана. Характеристика героев сказки , рассказа.  Выявление особенности героя художественного рассказа.  Выявление особенности юмористического произведения.  Выразительное чтение стихотворения. Определение  смысла названия произведения. Определение правды и  вымысла в произведениях В. Бианки.  Самостоятельное  составление текста по аналогии. Краткий пересказ научно­ популярного текста. постановка вопросов к тексту.  Определение темы  и названия книги. . Группировка книги  по подтемам. Представление выбранной книги.  Нахождение нужной книги по тематическому каталогу.  Знание детской периодической  печати. Ориентация в  содержании журнала. Нахождение нужной информации в  журнале. Определение своей позиции по отношению к  героям произведения. Распределение ролей, инсценировка  произведения. й пересказ  рассказа.  Анализ  рассказа.  Составлен ие  синквейна  о герое.  Чтение  текста с  использова нием  выразитель ных  средств:  интонации, темпа  речи,  тембра  голоса,  паузы. Знакомств о с  притчей.  Соотнесен ие   пословиц с содержани ем притчи Особеннос ти  волшебной сказки. Характери стика  героя  сказки.  Особеннос ти  волшебной сказки.  Составлен ие плана  текста.  Пересказ. Определен ие смысла  сказки.  Выразител ьное  чтение. Особеннос ти  художеств енного  текста.  Особеннос ти   юмористич еского  текста.  Определен ие в  художеств енном  тексте   средств  художеств енной  выразитель ности  (эпитеты,  сравнение,  метафора,  олицетворе ние).  Определен ие темы,  Составлен ие устного  рассказа  по  картине. Устное  словесное  рисование.  Распределе ние текста  по ролям.  Составлен ие точного  определен ия понятия «сказка» с  помощью  опорных  слов и  выражений . Создание  текста по  аналогии  произведен ия.   Распределе ние текста  по ролям.  Инсцениро ванние. Народные   сказки,  присказка,  сказочные  предметы. Внекласс ное  чтение  №2.  «Сборни ки  сказок».  Работа с  тематиче ским  каталого м. Внекласс ное  чтение  №3.  Сборник  произвед ений о  природе Художествен ные  и  познавательн ые рассказы,  автор­ рассказчик,  периодическ ая  литература. Отличие  художествен ной и  научно­ познавательн ой  литературой. Знакомство   с  энциклопеди ческими  справочника ми.  Объяснение  значения  слов при  помощи  разных видов словарей.  Особенност и научно­ популярног о текста. основной  мысли,  структуры  произведен ия.  Особеннос ти  литературн ой сказки. Анализ  текста. 6. К а р т и н ы  р у с с к о й  п р и р о д ы. 7. В е л и к и е  р у с с к и е  Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий: наблюдение,  пейзаж, средства художественной выразительности.  Рассматривание картины, описание объекта картины,  рассказ о картине. Чтение вслух и про себя. Нахождение  слов, которые помогают представить изображённую  автором картину. Определение сравнения, олицетворения,  подбор своего сравнения, олицетворения. Наблюдение  картины в художественном тексте, нахождение ключевых  слов. Наблюдение за развитием настроения в  художественном тексте. Объяснение используемых в  тексте выражений. Сравнение произведений литературы и  живописи.  . Определение темы  и названия книги. .  Группировка книги по подтемам. Представление  выбранной книги. Нахождение нужной книги по  тематическому каталогу Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий: литературная  сказка, сказка в стихах , мотивы народной сказки,  особенности построения сказки. Чтение вслух и про себя.  Нахождение слов, необходимых для подготовки краткого  пересказа. Кратко пересказывать текст. Нахождение слов,  которые помогают представить изображённую автором  картину. Сравнение произведения литературы и живописи.  Знакомство сказки А.С. Пушкина.  Сравнение народной  сказки и литературной. Определение отличительной  особенности литературной сказки. Наблюдение за  построением сказки. Характеристика героев произведения. Определение нравственного смысла текста. Составление  плана сказки. Нахождение слов, которые помогают  услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.   Соотнесение иллюстрации и художественного текста.  Подбор заголовка. Знакомство с баснями И.А. Крылова .  рассказ об особенностях структуры басни. Объяснение  смысла басен. Анализ поступка героев произведения,  соотнесение героев с реальными жизненными ситуациями,  определение своего нравственного выбора. Составление  вывода на основе анализа поступков героев. Инсценировка  басни, распределение ролей. Соотнесение отрывка басни с  книгами басен. Краткий пересказ научно­познавательную  статью. Объяснение смысла названия рассказа. .  Определение темы  и названия книги. . Группировка книги        . Анализ  лирическог о текста  (определен ие  настроения , главные  слова,  средства  художеств енной  выразитель ности).  Приём  олицетворе ния как  средство  создания  образа.  Контраст  как  средство  создания  образа.Нас троение  стихотворе ния.  Сравнение  произведен ий  литератур ы и  живописи.  Анализ  прозаическ ого текста, определен ие  настроения , главных  слов,  средств  художеств енной  выразитель ности.  Анализ  произведен ия  живописи  (определен ие темы,  основной  мысли,  содержани я Работа с  текстом. Настроени е  произведен ия. Сравнение  произведен ий  литератур ы и  живописи. Понимание смысла и  настроения лирическог о героя. Понимание смысла  художеств енного  произведен ия и  настроения автора. Понимание смысла  Наблюдение , пейзаж,  средства  художествен ной  выразительно сти  произведени я). Устное  сочинение  по  картине.  Монологич еское  высказыва ние на  тему  прочитанн ого  стихотворе ния. Сказка  в  стихах,  басня,  иллюстрация . Устное  сочинение  по  картине. Редакт ирован ие  коррек тировк а  текста. Работа с  прозаи ческим произв едение м  (опред еление основн ой  сюжнт ной  линии,  характ еристи ка  героя,  основн ая по подтемам. Представление выбранной книги.  Нахождение нужной книги по тематическому каталогу.         Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий: сказки  литературные и народные, предисловие, полный и краткий  пересказ. Чтение вслух и про себя.. Сравнение   народной и литературной сказки. определение отличительных  особенностей литературной сказки. Определение  построения сказки. Характеристика героев сказки.  Сравнение героев произведения на основе поступков.  Определение нравственного смысла текста. Составление  плана сказки. Рассуждение на тему, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и  желания других. Объяснение, что значит поступать по  совести, жить по совести, с чистой совестью. Название  изученных произведений переводной литературы .  Сочинение возможного конца сказки. Определение темы  и названия книги. . Группировка книги по подтемам.  Представление выбранной книги. Нахождение нужной  книги по тематическому каталогу. п и с а т е л и. 8. Л и т е р а т у р н а я  с к а мысль  произв едения ). лирическог о  и  художеств енного  произведен ия. Работа  с  произведен ием в  поэтическо й форме.  Сравнение  с народной сказкой. .  Сравнение  произведен ий  словесного и  изобразите льного  искусства. Осмыслени е  нравственн ых  ценностей.  Наставлен ие,  иносказани е,  нравоучите льный  комически й рассказ.  Выявление  структурн ых  особенност ей басни,  характерис тика  героев,  определен ие морали. Чтение  басни по  ролям. Краткий  пересказ  статьи. Быль.  Особеннос ти сюжета. Составлен ие плана. Сравнение  литературн ой сказки с русской  народной  сказкой. Работа с  повествова тельным  текстом:  определен ие темы,  основной  мысли,  содержани е  произведен ия.   Нахождени е  жанровых  особенност ей. Герои  произведен Внекласс ное  чтение  № 5.  Литерат урные  сказки. Сказки   литературны е и народные, предисловие, полный и  краткий  пересказ. Сочинение  возможног о конца  сказки.  Распределе ние текста  по ролям.  Использов ание  выразитель ных  средств  при чтении текста:  интонацию, мимику,  жесты з к а. 9. К а р т и н ы  р о д н о й  п р и р о д ы.   Предположение на основе названия раздела, какие  произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определение конкретного смысла понятий: творчество,  стихотворение, рассказ, настроение. Чтение вслух и про  себя. Название особенности поэтического творчества.  Выявление особенности текста­описания. Нахождение  слов и словосочетаний, которые позволяют услышать  звуки. Нахождение средств художественной  выразительности в художественном тексте. Нахождение  слов, которые помогают увидеть образы. Сравнение  произведения литературы и живописи. Сравнение  произведения литературы на одну и туже тему. Выявление  авторского отношения к изображённому и передача  настроения при чтении. Группировка книги по подтемам.  Представление выбранной книги. Нахождение нужной  книги по тематическому каталогу. Выбор произведения  для заучивания наизусть и выразительного чтения. ия: их  характерис тика,  словесное  описание. Переводна я  литература для детей.  Выставка  книг. Особеннос ти  переводно й  литератур ы.  Сравнение  и  классифик ация книг  по разным  основания м.  Нахождени е в  художеств енном  тексте  средства  художеств енной  выразитель ности. . Анализ  лирическог о текста:  определен ие  настроения , ключевых слов,  средств  художеств енной  выразитель ности Выразител ьное  чтение  произведен ия. Приём  звукописи   как  средство  создания  образа. Сравнение  образов. Сравнение  поэтическо го и  прозаическ ого текста.  Авторское отношение  к  изображён ному. Очерковая  литература . Устное  сочинение  на тему. Внекласс ное  чтение  №6.  Сборник и  произвед ений о  природе. Творчество,  стихотворен ие, рассказ,  настроение.  Особенности поэтического жанра. Анализ  лирического  произведени я и  произведени я живописи. 3. Календарно­тематическое планирование с указанием количества      часов, отводимых на изучение каждой темы.   Тема.  Раздел. Урок 1    Тема  Дата  Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание  учебника. Обращение авторов учебника. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Книги ­ мои друзья 4часа. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с понятиями: книжная  мудрость , печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.  Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Составление  сообщения на основе статьи учебника. Проект «Мы идём в музей книги». Осуществление поиска дополнительных  сведений о первых летописях и первопечатнике Иване Фёдорове. Жизнь дана на добрые дела 17часов Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с понятиями раздела:  поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. Малые жанры фольклора. Пословицы разных народов о человеке и его делах. Малые жанры фольклора. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н.Носов «Огурцы».  Определение основной мысли текста. Н.Носов «Огурцы».  Характер героя. Творческая работа №1.Пишем рассказ на  тему «Доброе дело».   Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». М. Зощенко «Не надо врать». Определение смысла поступка героя. М. Зощенко «Не надо врать».  Подробный пересказ рассказа.  Л. Каминский «Сочинение».  Анализ рассказа. Составление синквейна о герое. Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.  Творческая работа №2. Отзыв о прочитанном произведении. Т.с.13­14. М. Зощенко. «Через тридцать лет» . Характеристика героев произведения.  Внеклассное чтение №1. Рассказы о детях.. Н. Носов «Трудная задача». Чтение текста с использованием выразительных  средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Творческая работа №3.  Составление диалога. Т.с.15. Знакомство с притчей «Что важнее?» соотнесение пословиц с содержанием  притчи.  В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»  Инсценированние. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела.» Рассказ о прочитанных  произведениях с опорой на план. Творческая работа №3. Составление диалога.  Т.с.15. Проверочная работа №1 « Проверка сформированности умения работать с  учебной книгой (УУД). Проверочная работа №1 « Проверка сформированности  умения работать с учебной книгой (УУД) Волшебная сказка 15часов. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела: народные  сказки, присказка, сказочные предметы.  РНС «Иван­царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35  36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54  55 56 57 58 РНС «Иван­царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки. В. Васнецов «Иван­царевич на Сером Волке». Составление устного рассказа по  картине. Творческая работа №5 «Почему мне нравиться картина В. Васнецова  «Иван­царевич на сером волке?» РНС «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. РНС «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. Внеклассное чтение №2. «Сборники сказок». Работа с тематическим каталогом. РНС «Морозко». Характеристика героев сказки. РНС «Морозко». Составление плана текста. Пересказ. РНС «Белая уточка».  Определение смысла сказки. Выразительное чтение. РНС «Белая уточка».  Устное словесное рисование.  РНС «По щучьему велению». Выразительное чтение сказки. Деление текста на  части. РНС «По щучьему велению» . Распределение текста по ролям.  Инсценированные. Обобщение по разделу «Волшебная сказка.» Составление точного определения  понятия «сказка» с помощью опорных слов и выражений.  Проверочная работа № 2 «Волшебные сказки». Проверочная работа № 2 «Волшебные сказки». Люби всё живое 21час. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела:  художественные и познавательные рассказы, автор­рассказчик, периодическая  литература. Отличие художественной и научно­познавательной литературой. Особенности художественного текста. К. Паустовский «Барсучий нос». К. Паустовский «Барсучий нос».  Рассказ текста от имени мальчика. Знакомство с научно­познавательным текстом «Барсук». . В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности  юмористического текста Б. Заходер «Вредный кот».  Определение в художественном тексте  средств  художественной выразительности. В. Бианки «Приключение Муравьишки».  Определение темы, основной мысли,  структуры произведения. Создание текста по аналогии произведения  В. Бианки «Приключение  Муравьишки».  . Особенности научно­популярного текста. О. Полонский «Муравьиное царство» Тим Собакин «Песни бегемотов». Нахождение в художественном тексте средств художественной выразительности. Выразительное чтение. Внеклассное чтение №3. Сборник произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. Д. Мамин­Сибиряк. «Серая Шейка».  Особенности литературной сказки. Д. Мамин­Сибиряк. «Серая Шейка».  Выделение основной мысли. Составление  пересказа.  Н. Носов «Карасик».  Анализ текста.  Н. Носов «Карасик».  Анализ текста. Деление текста на части. М. Горький «Воробьишко». Выразительное чтение произведения. Анализ текста. М. Горький «Воробьишко». Распределение текста по ролям. Инсценированные. Обобщение по разделу «Люби всё живое.» Отзыв книги о природе. Творческая  работа №6. Сценарий по рассказу М. Горького «Воробьишко». Обобщение по разделу «Люби всё живое.» Урок­конференция «Земля­ наш дом  родной». Проверочная работа №3 «Работа с текстом». Картины русской природы 12часов. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.  Вводный урок по  содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями раздела: наблюдение,  пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. Н. Некрасов «Славная осень». Анализ лирического текста. М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания  образа.  Контраст как средство создания образа. Ф. Тютчев «Листья». Настроение стихотворения. А.Фет «Осень».  Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Первый снег», В.  Поленов «Ранний снег».  Внеклассное чтение №4. Сборники произведений о природе.  Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. К.  Бальмонт «Снежинка». К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…». Анализ прозаического текста  и произведения живописи..   Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк», А.  Саврасов «Зима». Обобщение по разделу «Картины русской природы.» Монологическое  высказывание на тему прочитанного стихотворения. Великие русские писатели 30часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями  раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкине.  Работа с текстом.  А.С. Пушкин «Зимнее утро».  Картины зимней природы. Настроение  произведения. И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. А.С. Пушкин «Зимний вечер».  Понимание смысла и настроения лирического  героя. Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».  Понимание  смысла художественного произведения и настроения автора. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», П. Брейгель «Зимний пейзаж».  Понимание смысла лирического  и художественного произведения. В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Работа с произведением в поэтической форме. Выразительное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Формирование нравственных  ценностей. Сравнение с народной сказкой в обработке А. Афанасьева. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Определение темы, основной мысли,  характеристика героев. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Нахождение средств художественной  выразительности. Иллюстрирование  прочитанной части. Чтение отрывка и  деление его на части. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Анализ произведений живописи. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….». Соотнесение текста сказки с  произведением живописи.  Урок­КВН по сказкам А.С. Пушкина.  И.Я. Билибин ­ иллюстратор сказок А.С. Пушкина. Сравнение  произведений  словесного и изобразительного искусства. Творческая работа №7 составление  высказывания на тему «Мне нравятся иллюстрации И. Билибина» И.А. Крылов. Басни. Осмысление нравственных ценностей.  И.А. Крылов «Слон и моська». Выявление структурных особенностей басни, И.А. Крылов «Чиж и Голубь».  Чтение басни по ролям. Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. 91  92 93 94 95 96 97 98 99 100  101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. Знакомство с  советами рассказчика. Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. Л.Н. Толстой «Акула». Определение смысла названия. Составление плана. Редактирование корректировка текста. Работа с прозаическим произведением. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Составление плана текста. Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Иллюстрирование  прочитанного. Чтение  по ролям. И.А. Крылов «Квартет». Распределение текста по ролям. Инсценирование. «Что такое согласие?» Работа  с текстом: определение основной мысли,  последовательность событий, установление взаимосвязи). Создание текста­ рассуждения. Литературный праздник по теме раздела «Великие русские писатели». Контрольная  работа №1 по теме раздела «Великие русские писатели». Литературная сказка 18часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями  раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий  пересказ. В.Даль «Девочка Снегурочка».  Сравнение литературной сказки с русской  народной сказкой. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной сказки с русской  народной сказкой. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. Д. Мамин ­ Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа с повествовательным текстом: определение темы,  основной мысли, содержание произведения.  Нахождение жанровых  особенностей Д. Мамин ­ Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения: их характеристика, словесное описание. Переводная литература для детей. Выставка книг. Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни ­ Пух» (предисловие).  Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли,  содержание произведения.   Р. Киплинг « Маугли». Особенности переводной литературы. Сравнение и  классификация книг по разным основаниям. Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения. Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы. Работа с повествовательным текстом: определение темы, основной мысли, содержание  произведения.   Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. Внеклассное чтение № 5. Литературные сказки. Тим Собакин «Лунная сказка».  Нахождение в художественном тексте средства  художественной выразительности. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Распределение текста по ролям.  Использование выразительных средств при чтении текста: интонацию, мимику,  жесты. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Распределение текста по ролям.  Использование выразительных средств при чтении текста: интонацию, мимику,  жесты.  Обобщение по разделу «Литературные сказки».  Ориентирование и анализ  прочитанных произведений. Проверочная работа №2 «Особенности литературной сказки». Картины родной природы 18часов. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с  основными понятиями               . 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Б. Заходер «Что такое стихи?»  Особенности поэтического жанра. И. Соколов­Микитов «Лирическая зарисовка». Анализ лирического  произведения и произведения живописи.  Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса». А. Майков «Весна», Е. Волков «В конце зимы», В, Пурвит «Последний снег».  Анализ лирического текста: определение настроения, ключевых слов, средств  художественной выразительности. Анализ произведений живописи. С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», В. Борисов­Мусатов «Весна».   Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение произведения. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи  как средство создания образа. Сравнение произведений живописи. А. Васнецов «После дождя», И. Шишкин  «Дождь в дубовом лесу». О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текста. А. Толстой «Колокольчики мои…».  Авторское отношение к изображённому. Саша Чёрный. «Летом», А. Рылеев «Зелёный шум». Сравнение поэтического и  прозаического текста. Ф. Тютчев «В небе тают облака…», А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Анализ лирического текста: определение настроения, ключевых слов, средств  художественной выразительности. Анализ произведений живописи. Внеклассное чтение №6. Сборники произведений о природе. Г. Юдин «Поэты».  Самостоятельное чтение. Творческая работа №8 Т.Коти «В  родном краю». Нахождение средств художественной выразительности Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература.  Творческая работа №9. Составление рассказа «В родном краю». Творческая  работа №9. Составление рассказа «В родном краю». Оценка достижений. Итоговая контрольная работа.

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс

Рабочая программа по программе "Перспектива" к учебному предмету "Литературное чтение"3класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017