Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"
Оценка 5

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
28.04.2018
Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"
Важнейшим направлением решения проблемы работы с одаренными обучающимися являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности. Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.Рабочая программа по работе с одаренными детьми
Программа Одаренные дети от 25.08.2015.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области Утверждаю: директор МБОУ СОШ №3  _________ Л.Ю. Саморукова «___» ___________ 20 ___ г. ПРОГРАММА  «ОДАРЕННЫ Е ДЕТИ» 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области Программа «Одаренные дети» Пояснительная записка                           Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.            Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается   путем   создания   специальных   школ   для   одаренных   и   талантливых   детей   или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.                    Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен»,   и   задача   педагогов   состоит   в   раскрытии   интеллектуально­творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся   от   сверстников,   и   соответственно,   требующих   организации   особого обучения, развития и воспитания.                  Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких­либо способностей человека.  Этих  детей,  как  правило,   не нужно заставлять  учиться,  они  сами   ищут  себе работу, чаще сложную, творческую.   психомоторной  академической  интеллектуальной  (умение   анализировать,   мыслить), мышление).          Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.                   Важнейшим   направлением   решения   данной   проблемы   являются   реализация специальных   программ   обучения,   которые   соответствовали   бы   потребностям   и возможностям   этой   категории   учащихся   и   могли   бы   обеспечить   дальнейшее   развитие одаренности.           Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не   все   они   развиваются.   Нераскрытые   возможности   постепенно   угасают   вследствие невостребованности.   Процент   одаренных   (с   точки   зрения   психологов)   с   годами   резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60­70%, то к 14 годам – 30­40%, а к 17 годам – 15­20%.           Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную   среду,   способствующую   раскрытию   природных   возможностей   каждого ребенка,   а   учителя   среднего   и   старшего   звена   дальше   продолжать   начатую   работу   по сохранению и развитию способностей учащихся.   Одаренность  бывает  художественной  (музыкально­художественной), учиться),  творческой  (не   шаблонное  (спортивная), (способность 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»          Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. г. Абдулино Оренбургской области    Задачи:    создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей; развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей; подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми; научное,   методическое   и   информационное   сопровождение   процесса   развития одаренных детей; создание   механизма   межведомственного   взаимодействия   в   работе   с   одаренными детьми.                        В основу  программы положены ведущие  методологические принципы современной педагогики и психологии:      1.   Системный   подход,  сущность   которого   заключается   в   том,   что   относительно самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не   изолированно,   а   в   системе   их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,   субъекты   педагогического   процесса,   содержание   образования,   методы   и формы педагогического процесса и материальная база.            2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и   творческой   сущности   одаренного   ребенка   как   личности.   В   рамках   данного   подхода предполагается  опора  в воспитании  и обучении  на естественный  процесс  саморазвития задатков   и   творческого   потенциала   личности,   создание   для   этого   соответствующих условий.            3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития  личности.   Поэтому  необходима   специальная   работа  по  выбору   и  организации деятельности   одаренных   детей,   по   активизации   и   переводу   их   в   позицию   субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.                      4.   Культурологический   подход  обусловлен   объективной   связью   человека   с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом   новых   элементов   культуры.   В   связи   с   этим   освоение   культуры   как   системы ценностей   представляет   собой,   во­первых,   развитие   самого   ребенка   и,   во­вторых, становление его как творческой личности.                    Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 2. Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)           Успешность работы с одаренными детьми в МБОУ СОШ №3 во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.                    Каждый человек талантлив по­своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в 3 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.                    Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости   к   учению   и   творческих   проявлений,   является   ярко   выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного   труда.   При   благоприятном   варианте   развития   познавательная   потребность проходит три уровня:   потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); развитие   любознательности,   выраженной   в   интересе   к   определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст); познавательная   деятельность,   направленная   на   проведение   научного  исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).          Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.          С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:  определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса): работа   с   дополнительной   литературой,  нестандартные   уроки,   деятельностный   тип   обучения,   обучение самооценке,   самоанализу,   самоконтролю,   развитие   творческих   способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;  размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;  выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;  специальных факультативов, работа кружков по предметам;  общеразвивающие традиционные мероприятия школы; проведение   научно­практических   конференций   в   школе; обеспечение   базового   дополнительного   образования:   организация   обдумывание   и  организовано раннее изучение иностранного языка, информатики в начальных классах (2­4 классы);  школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;  осуществляется   традиционное   психолого­педагогическое   сопровождение   и поддержка   детей,   начиная   с   начальных   классов,   выявление   детей   для   более углубленных   индивидуальных   исследований,   системное   диагностирование психологом;  к   работе   с   детьми   более   высокого   уровня   развития   привлечены высококвалифицированные   специалисты   –   учителя   высшей   и   первой   категории, имеющие большой опыт работы с детьми. Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в   организации   работы   с   одаренными   детьми,   которые   выражаются   в   следующих противоречиях:  между   необходимостью   создания   нормативной   и   учебно­материальной   базы   для организации   работы   с   одаренными   детьми   и   отсутствием   новой   и   конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;  между   высокими   требованиями,   предъявляемыми   сегодня   к   обучению   и   развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; 4 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»  между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и г. Абдулино Оренбургской области несоответствием общего уровня культуры;  между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого­педагогических знаний учителей и родителей. Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме. Таким   образом,   очевидна   необходимость   привлечения   внимания   всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности,   поиска   дополнительных   ресурсов   и   возможностей   для   оптимизации   этого важного направления  в деятельности  школы.  Реализация  программы  «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень. 3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.        Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку   не   только   знание   иностранных   языков,   компьютеризация,   а   особый   –   более свободный,   более   интеллектуальный   и   креативный   образ   мышления   –   будет   являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.         При   разработке   программы   «Одаренные   дети»   в   качестве   исходных   были использованы следующие концептуальные понятия.         Одаренная   личность  –   личность,   отличающаяся   от   среднего   уровня   своими функциональными   или   потенциальными   возможностями   в   ряде   областей: интеллектуальной,   академической,   творческой,   художественной,   психомоторной   сфере (лидерство).         Одаренность   –   совокупность   свойств   личности,   обеспечивающих   реальное   или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких   перечисленных   областях   выше   среднего   уровня.   Обычно   одаренностью называют  генетически обусловленный  компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.      Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.     Познавательная   способность  занимает   в   структуре   одаренной   личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.     Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому   уровню   мотивации   одаренная   личность   добивается   более   значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.       При   разработке   теоретических   основ   программы   «Одаренные   дети»   в   качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения: 1. 2. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности   ребенка   на   том   или   ином   возрастном   этапе   еще   не   означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые   годы.   Наиболее   продуктивен   педагогический   путь,   согласно   которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность. Подход   к   одаренности   как   проявлению   творческого   потенциала   человека (А.М.Матюшкин),   согласно   которому   одаренность   понимается   как   высокий уровень   творческого   потенциала,   выражающийся   прежде   всего   в   высокой познавательной и исследовательской активности. 5 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области 3. 4. Динамическая   теория   одаренности   (Ю.Д.Бабаева),   в   которой   акцентируется внимание, во­первых, на понимании  одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во­вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических   барьеров,   затрудняющих   ее   проявление   и   развитие   и   /   или приводящих к феномену диссинхронии. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа. Одаренность может проявляться:  как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в   Специалисты этом   случае   подразумевается   высокая   одаренность. утверждают, что число таких детей составляет примерно 1­3% от общего числа таких детей;  как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда­то исчезает;  как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая   по   каким­то   причинам   не   проявила   себя   в   учебной   или   иной деятельности   данного   ребенка,   но   существует   как   потенциальная перспектива   развития   его   способностей.   Детей   со   скрытой   одаренностью примерно 20­25% от общего числа учащихся.     В   основу   программы   положены   ведущие   методологические   принципы современной педагогики и психологии:    1.   Системный   подход,  сущность   которого   заключается   в   том,   что   относительно самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не   изолированно,   а   в   системе   их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,   субъекты   педагогического   процесса,   содержание   образования,   методы   и формы педагогического процесса и материальная база.   2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой   сущности   одаренного   ребенка   как   личности.   В   рамках   данного   подхода предполагается  опора  в воспитании  и обучении  на естественный  процесс  саморазвития задатков   и   творческого   потенциала   личности,   создание   для   этого   соответствующих условий.    3. Деятельностный подход.  Деятельность – основа, средство и решающее условие развития  личности.   Поэтому  необходима   специальная   работа  по  выбору   и  организации деятельности   одаренных   детей,   по   активизации   и   переводу   их   в   позицию   субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.   4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов   культуры.   В   связи   с   этим   освоение   культуры   как   системы   ценностей представляет собой, во­первых, развитие самого ребенка и, во­вторых, становление его как творческой личности. 6 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области   Реализация   этих   методологических   принципов   позволяет   определить   основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 4.Основные цели и задачи программы.   Основная  цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий  для выявления,   поддержки,   обучения,   воспитания   и   развития   индивидуальных   задатков одаренных   детей   в   МБОУ   СОШ   №3,   а   также   в   создании   среды.   Способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.  Задачами данной программы являются:  обеспечение   условий   всестороннего   развития   личности   одаренного   ребенка   на основе   его   интересов   через   творческую   созидательную   деятельность,   создание благоприятной социокультурной среды, культурно­информационного пространства, организацию   индивидуальной   деятельности   с   одаренными   детьми   в   базовых группах,   заочной   физико­математической   школе   «Поиск»,   предоставление возможности   для   продуктивной   самореализации   одаренных   детей   через интеллектуально­творческие мероприятия разного уровня;  адаптация одаренных детей к изменяющимся социально­экономическим условиям; воспитание   уравновешенного   интеллигентного   представителя   общества,   который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;  «конструирование   мотивов»,   формирование   устойчивой   мотивации   на   учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;  учет   индивидуальности   каждого   учащегося,   выработка   его   индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;  разработка  системы   диагностики   одаренных   детей,   обеспечение   информационно­ методического  и программного сопровождения,  кадровых  условий  для работы  с одаренными детьми;  обеспечение нормативно­правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально­педагогическую работу с одаренными детьми. 5. Стратегические направления программы 1. Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых   образовательных   технологий,   нормативно­правовое   обеспечение деятельности,   формирование   банка   данных   по   проблеме   одаренности,   укрепление материально­технической базы). 2. Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального   мастерства   педагогов,   организация   обмена   опытом   учителей, работающих   с   одаренными   детьми,   научно­методическое   и   информационное обеспечение программы). 3. Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях). 1. Научное  –   нацеленное   на   создание   единой   программы   работы   с   одаренными детьми. 2. Психолого­педагогическое  –  обеспечивает   создание   подсистемы  диагностики одаренности   учащихся   и   организацию   эффективного   функционирования   этой системы. 7 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области 3. Научно­методическое   и   образовательное  –   осуществляет   апробацию   и внедрение   методических   разработок   в   психолого­педагогическую   практику, поиск   и   внедрение   наиболее   эффективных   технологий   работы   с   одаренными детьми.   Создание   и   организация   работы   интеллектуального   клуба   учащихся. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных   детей.   олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.   Организация   разнообразных   конкурсов, 4. Социально­экономическое  –   осуществляет   поддержку   одаренности   через организацию конкурса «Ученик года».       В   рамках   программы   предусматривается   реализация   следующих   направлений работы.  Координационное направление:  организация работы всего коллектива школы;  создание предметных базовых площадок;  интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;  обеспечение нормативно­правовой базы;  ресурсное обеспечение;  контроль и анализ деятельности.  Диагностическое направление:  формирование   банка   методического   обеспечения   для   выявления одаренности;  проведение   специальных   конкурсов,   турниров   и   т.д.   для   выявления одаренных детей;  проведение диагностики одаренных детей;  диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);  создание банка данных «Одаренные дети школы».  Кадровое направление:  определение   критериев   эффективности   педагогической   работы   с одаренными детьми;  повышение квалификации педагогов на разных уровнях;  оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;  создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;  создание   условий   для   отработки   и   применения   новых   педагогических технологий.  Развивающее направление:  создание образовательной среды для развития одаренных детей;  организация   курсов   углубленного   изучения   предметов,   кружков интеллектуальной,   художественно­эстетической   направленности,   летнего лагеря;  создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально­творческих мероприятиях разного уровня;  обеспечение материально­технической базы;  создание системы психологического сопровождения одаренных детей;  использование информационно­коммуникационных технологий.  Информационное направление: 8 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области  привлечение   внимания   педагогической   общественности,   органов государственного  управления  средств  массовой   информации   к  проблемам одаренных детей;  организация работы библиотеки;  создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;  информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2013 по 2018 годы. Первый этап  –  диагностико­организационный  – предполагается реализовать в 2013­ 6. Этапы реализации 2014 учебном году. Он включает в себя:           создание и организацию деятельности координационного совета; создание нормативно­правовой базы; обеспечение материально­технической базы; создание   системы   диагностики   развития   одаренности   детей   в   процессе реализации программы; создание базовых предметных групп; изучение   контингента   учащихся   школы   с   целью   выявления   типов   одаренных детей,   анализ   информации   об   одаренных   детях   и   условиях   их   обучения   и развития; отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; создание   системы   взаимосвязей   творческой   группы   педагогов   школы, дошкольных   учреждений,   средней   школы,   учреждений   дополнительного образования, общественных объединений; организация   информационно­методического   обеспечения   и   повышения психолого­педагогической   компетентности   учителей   по   проблемам одаренности; разработка   авторских   и   корректировка   имеющихся   программ   по   предметам учебного   плана,   дополнительного   образования   и   индивидуальных образовательных маршрутов.        Второй этап – организационно­практический, этап реализации (2014­1016 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:  апробация экспериментальных авторских программ;  отбор   и   отслеживание   динамики   интеллектуальных   и   творческих   показателей каждого ребенка;  отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;  углубление теоретико­практической подготовки по проблеме одаренных детей;  методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;  отслеживание   результативности,   промежуточная   диагностика,   сравнительный анализ, коррекция;  систематическая   и   целенаправленная   работа   с   одаренными   детьми   в   школе, регулярное проведение интеллектуально­творческих мероприятий;  пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; 9 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»  психологическая,   педагогическая,   валеологическая   и   социальная   поддержка одаренных детей. г. Абдулино Оренбургской области сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;             Контроль   и   анализ   хода   реализации   программы,   достигнутых   результатов планируется провести на третьем этапе в 2016 году (рефлексивно­обобщающий или итогово­аналитический этап). На этом этапе предполагается:   мониторинг личных достижений учащихся;   анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы; определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка   перспективного   плана­программы   дальнейшей   работы   в   этом направлении.  7. Формы работы с одаренными детьми  Индивидуальный   подход   на   уроках,   использование   в   практике   элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;  Дополнительные   занятия   с   одаренными   учащимися,   подготовка   к   олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;  Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);  Психологические консультации, тренинги, тестирование;  Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;  Посещение   предметных   и   творческих   кружков   по   способностям,   а   также спортивных секций по интересам;  Использование   современных   средств   информации   (Интернет,   медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);  Создание детских портфолио. 8. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми принцип   создания   комфортных   условий   для   совместной   работы   учащихся   и учителя; принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности; принцип   вариативности   реализации   содержания,   форм,   методов   учебно­ воспитательного процесса; принцип   свободы   выбора   учащимися   предметных   и   творческих   кружков, спортивных секций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности.      Руководители: 9. Участники реализации программы   зам. директора по УВР основного и среднего звена зам. директора по УВР начального звена      Творческая группа:      учителя начальных классов и учителя­предметники;      школьный психолог;      школьный библиотекарь; 10 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»      педагоги дополнительного образования      социальный педагог школы. г. Абдулино Оренбургской области      А так же:      учащиеся МБОУ СОШ №3      родители детей 1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами Ожидаемые результаты одаренности. 2. Разработка   и   реализация   специализированных,   индивидуальных   и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы   взаимодействия   с   дошкольными   учреждениями,   начальной   и   средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. 3. Использование   системы   диагностики   для   выявления   и   отслеживания   различных типов одаренности. 4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными   к   творческой,   интеллектуальной,   художественно­эстетической   и исследовательской деятельности. 5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. 10. Критериальная база        Оценка результативности  осуществляется  по системе  критериальных  признаков, сущность   которых   сводится   к   следующему:   эффективность   программы   определяется продуктивностью   и   качественным   ростом   каждого   одаренного   ребенка.   То   есть, успешность   выполнения   цели   определяется   тем,   насколько   программа   повышает   для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во­ первых, сформированное понятийное мышление, во­вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в­третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я­концепции». 11. Условия успешной работы с одаренными учащимися           Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.                     Создание   и   постоянное   совершенствование   методической   системы   работы   с одаренными детьми.                    Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы   работы   с   одаренными   детьми   является   одним   из   приоритетных   направлений работы ОУ.  Консультирование обучающихся в заочных школах;  Участие в олимпиадах;  Работа по индивидуальным планам;  Занятия в профильных классах. При   всех   существующих   трудностях   в   системе   общего   среднего   образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности   в   частности.   Программа   развития   МБОУ   СОШ   №3   предусматривает целенаправленную   работу   с   одаренными   учащимися,   начиная   с   начальной   школы   и   до осознанного выбора жизненного пути. 11 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области 12. Направления работы педагогического коллектива 1. Информационно­аналитическое.  2. Организационно­педагогическое. 3. Методическая работа. 4. Создание условий для участия в творческих конкурсах. 5. Подготовка учителей. 6. Диагностическая и коррекционная работа. 13. Работа с родителями 1. Родители, семья в системе реализации программы. 2. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы. 14. Материально­техническое обеспечение реализации программы ­ Комплектование   школьной   библиотеки   учебно­методической, методической, психолого­педагогической литературой.   научно­ ­ Оснащение учебных кабинетов и классных комнат. ­ Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных. ­ Обеспечение необходимыми для работы материалам кружков, секций, клубов. ­ Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.  Литература года.   Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010  «Рабочая   концепция   одаренности».   Президентская   программа   «Дети России». Авторский коллектив. Москва, 1998.   Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.   Савенков   А.И.   Одаренные   дети   в   детском   саду   и   школе.   –   М.: «Академия», 2000.   Лейтес   Н.С.   Психология   одаренности   детей   и   подростков.   –   М.: «Академия», 2000.   Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.  12 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области  Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.   Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1978.   Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. – М.: «Просвещение», 1988.   Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: «Просвещение», 1989.   Волина В.В. Праздник букваря. – М.: «АСТ­ПРЕСС», 1995.   Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994.  центр, 2003.   Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита­Пресс», 2001.   Алябьева   Е.А.   Психогимнастика   в   начальной   школе.   –   М.:   Творческий  Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт­Петербург, 2002.   Богданова   Т.   Г.,   Корнилова   Т.   В.   «Диагностика   познавательной   сферы ребенка». – Москва, 1994.   Васильева   Е.   Н.,   Григорьева   Л.   М.,   Сушкова   В.   Н.   «Психолого­ педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.   Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.   Выготский   Л.   С.   «Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.   Гормин А. С. «Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики». – Великий Новгород, 2002.   Гуревич   К.   М. школьников». – Москва, 1988.    «Индивидуально­психологические   особенности  Развитие   познавательных   способностей./   Под   ред.   Дубровиной   И.   В.   – Москва, 2002.   Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996.   Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.   Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992.   Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.   Зак   А.   З.   «Диагностика   видов   мышления   у   младших   школьников».   – Москва, 1995.   Коршунова Л. С. «Воображение и его роль в познании». – Москва, 1979.   Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст». – Москва, 1971.   Лейтес Н. С. «Об умственной одаренности». – Москва, 1960.   «Проблемы способностей в советской психологии». – Ленинград, 1984.   Речицкая   Е.   Г.,   Сошина   Е.   А.   «Развитие   творческого   воображения»,   – Москва, 2000.   «Современная   школа   в   инновационном   образовательном   процессе».   – Сборник статей. Тюмень, 2003.   Теплов М. Б. «Избранные труды. Том 1» (в 2 томах). – Москва, 1971.   Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста». – Москва, 1996.   Тихомирова   Л.   Ф.   «Формирование   и   развитие   интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2000.   «Формирование   творческих   способностей:   сущность,   условия, эффективность». Сборник научных трудов. – Свердловск, 1990.   Новотворцева   Н.В.   Развитие   речи   детей.   –   Ярославль,   «Академия развития», 1997.  13 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абдулино Оренбургской области  Новотворцева   Н.В.   Развитие   детей,   часть   3.   –   Ярославль,   «Академия развития», 1997.   Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.  14

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"

Рабочая программа по работе с одареными детьми "Одареннные дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018