Рабочая программа по риторике для 2-4 класса
Оценка 5

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство +1
2 кл—11 кл +1
16.03.2018
Рабочая программа по риторике для 2-4 класса
Рабочая программа по риторике включает полный идеоречевой цикл - от коммуникативного замысла до стилистической обработки текста, весь путь от мысли к слову. Основная задача программы - дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета, познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя, помочь им овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия.Рабочая программа+учебно-тематический план+календарно-тематический план
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 2 - 4 КЛ..docx
Раздел I Пояснительная записка Статус документа Рабочая     программа   по   риторике   разработана   на   основе федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта начального  общего   образования   по   риторике,   примерной   программы начального  общего   образования   по   риторике   для   2   –   4   классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 2 – 4 классов, автор которой профессор, доктор педагогических наук Т.А.Лажыженская, а также с учетом содержания учебника­тетради «Детская риторика», имеющая гриф.   Рекомендовано   Министерством   Образования   Российской   Федерации, М., 1998 г.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта, определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития   учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения риторики, которые определены стандартом.  Нормативно­правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:   ­ Конституция РФ. ­ Закон РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» (с изменениями и дополнения ми). ­   Федеральный   закон   от   01.12.2007г.   «О   внесении   изменений   в   отдельные законодательные   акты   РФ   в   части   изменения   понятия   и   структуры государственного стандарта». ­   Приказ   Минобразования   России   от   05.03.2004г.   «Об   утверждении федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего образования». ­ Закон Тамбовской области от 29.12.1999г. «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями). ­   Закон   Тамбовской   областной   Думы   о   внесении   изменений   в   закон   «Об образовании в Тамбовской области» от 20.05.2011г. ­   Закон   Тамбовской   области   от   04.06.2007г.   «О   региональном   компоненте государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего образования Тамбовской области». ­   Федеральный   компонент   государственного   стандарта   основного   общего образования. ­ Региональный компонент стандарта общего образования. ­ Школьный компонент стандарта общего образования. Структура документа   Программа по риторике для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно­тематический   план,  с   примерным 1   основное   содержание распределением учебных часов по основным разделам курса,  требования к уровню подготовки обучающихся. Цели обучения Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Поэтому риторика как предмета филологического цикла определяет следующие цели:   обучение речи;   развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;   обучение   младших   школьников   эффективному   общению   в разных ситуациях;   формирование  умений   решать   различные   коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  Эти цели обусловливают следующие задачи:  дать учащимся наиболее общее представление о сущности  риторики как учебного предмета;  познакомить их со спецификой устной речи,  психолингвистическими условиями взаимодействия  говорящего и слушателя (слушателей);  помочь учащимся овладеть практическими знаниями,  умениями и навыками в области красноречия, сформировать  потребность постоянного совершенствования своей речевой  деятельности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета «Риторика»  со 2­го по 4­й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 102 часа.   Общая характеристика учебного предмета Являясь   предметом   гуманитарного   цикла,   риторика   даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения,   особенностями   коммуникации   в   современном   мире;   осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.  2 Ни   один   из   традиционных   школьных   предметов   российского образования   специально   не   учит   речи.   Риторика   как   учебный   предмет восполняет   очень   важную   область   школьного   образования,   её   отсутствие приводит   к   тому,   что   многие   ученики,   хотя   в   целом   владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В   основе   всякого   обучения   лежит   коммуникация,   общение, поэтому риторика как инновационный, практико­ориентированный предмет помогает   решать   задачи   формирования   универсальных   действий   на межпредметном   уровне,   этот   предмет   способствует   развитию   качеств личности,   «отвечающих   требованиям   информационного   общества, инновационной   экономики,   задачам   построения   демократического гражданского   общества   на   основе   толерантности,   диалога   культур   и уважения многонационального <…> состава российского общества»*  (*   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47) Структура курса риторики во 2 – 4­ом классах Курс подразделяется на два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением, о речевой (коммуникативной) ситуации,   ее   компонентах;   о   видах   общения   (выделяемых   по   различным основаниям);   о   видах   и   этапах   предтекстовой   деятельности;   о коммуникативных   качествах   речи   (правильность,   богатство,   точность, выразительность и т. д.). На основе всего этого постепенно формируются привычка   и   умение   ориентироваться   в   ситуации   общения,   определять коммуникативную   стратегию   и   коммуникативное   намерение   (свое   и партнера), оценивать степень их реализации в общении. Основные понятийные компоненты первого блока – общение, его суть;   речевая   ситуация,   виды   общения;   речевая   (коммуникативная) деятельность;   риторические   предтекстовые   действия   (изобретение, расположение, выражение); качества речи, речевой этикет. Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о  типологии текстов и о речевых   жанрах   как   разновидностях   текста;   об   оправданном взаимопроникновении   стилей   в   том   или   ином   жанре;   о   стилистических 3 ошибках; об индивидуальном стиле. В этом блоке центральное понятие – речевой   жанр,   т.   е.   текст   определенного   стиля,   определенной   смысловой структуры (хвалебная речь, интервью, личное письмо, отзыв и т. д.). Основные понятийные компоненты второго блока – стили, тексты, речевые   жанры.   Поскольку   основная   цель   курса   риторики   –   обучать эффективному   общению,   то   большая   часть   времени   выделяется   на формирование коммуникативно­речевых (риторических) умений и навыков, для   чего   кроме   риторического   анализа   эталонных   текстов   используются риторические   задачи,   риторические   игры.   Большое   место   занимают   так называемые   инструментальные   занятия   (инструкции,   конкретные рекомендации и т. д.). Обучение   риторике,   безусловно,   должно   опираться   на   опыт учеников,   приводить   их   к   осмыслению   своего   и   чужого   опыта   общения, успешному   решению   практических   задач,   которые   ставит   перед школьниками   жизнь.   Такие   творческие,   продуктивные   задачи   –   основа учебных   пособий,   а   теоретические   сведения,   понятия   даются   лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе   как   основном   способе   получения   знаний   и   развития коммуникативных   умений   –   школьники   анализируют   примеры   общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним   из   результатов   обучения   риторике   является   решение задач   воспитания   –   осмысление   и   интериоризация   (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность   общения  –   понимание   важности   общения   как   значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной   жизни,   выраженных   в   заповедях   мировых   религий   и 4 некоторыми  атеистами  (например,  поступай  так, как   ты  бы  хотел,  чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность   семьи  –   понимание   важности   семьи   в   жизни   человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность   труда   и   творчества  –   признание   труда   как   необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность   социальной   солидарности  –   обладание   чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма  – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края   и   страны,   восхищение   культурным   наследием   предшествующих поколений. Технологии обучения Концепция   модернизации   российского   образования   подчеркивает необходимость   «ориентации   образования   не   только   на   усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми   обучающимися   обязательного   минимума   решается   использованием технологии   уровневой   дифференциации   обучения.   Уровневая дифференциация   выражается   в   том,  что   обучаясь   по   одной   программе   и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. К   техническим   средствам   обучения,   которые   могут   и   должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:  DVD­плеер, (видеомагнитофон), телевизор;    цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);  компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.  5 Использование   современных   технических   средств   повышает   мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.  Кроме того, эти средства позволяют разнообразить    виды деятельности учеников на уроке;  приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);  процесс   выполнения  задач  на  реализацию  типов  текстов,  речевых жанров и т.д.  Использование компьютера:      анализ положительного или негативного примера речевого жанра;  редактирование (взаиморедактирование);  создание текста, его коллективное обсуждение;  создание   мультимедийных   презентаций   (текстов   с   рисунками, фотографиями и т.д.);  создание   речевых   жанров   с   использованием   многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).  При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики   инструментальные   знания   (например,   умения   работать   с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников. 6 Формы организации образовательного процесса, виды контроля  Урок содержит следующие основные компоненты:  введение   теоретических   сведений   практическим   путем   через анализ текстов, живое общение и т. д.;  риторическую   практику,   Кроме запланированного программного материала, в урок могут быть включены следующие виды работы:   практику   общения.  речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики;  ортологические   разминки:   упражнения   на   усвоение произносительных,   словообразовательных   и   т.   д.   норм литературного языка;  импровизированные   задачи,   т.   е.   неподготовленные   диалоги   и монологи, развивающие спонтанную речь. Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и  навыков,  позволяют   переключить  ребят  с  одного   вида   деятельности   на другой,   помогают   снимать   усталость.   Поэтому   они   проводятся   живо, интересно, с использованием стихотворений, песенок, музыки. Для   того   чтобы   успешно   реализовать   программу   по   риторике, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик активно вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т. д. можно поделить класс на подгруппы, особо расположить (кругом, квадратом и   т.   д.)   их,   создать   доброжелательную   обстановку,   поощряющую   детей проявлять свою индивидуальность. Риторика   даёт   широкие   возможности   для   проведения   школьных праздников,   конкурсов,   внеклассных   мероприятий,   выставок   достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Предполагаются   следующие   формы   контроля   над   усвоением материала: самостоятельные, контрольные работы, тесты, защита творческих работ   учащихся.   Цель   контроля   –   актуализировать   и   систематизировать знания, умения, навыки Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Реализация   календарно­тематического   плана   обеспечивает   освоение общеучебных   умений   и   компетенций   в   рамках   информационно­ коммуникативной деятельности, в том числе, способностей:  передавать   содержание   текста   в   сжатом   или   развернутом   виде   в соответствии с целью учебного задания,  7  проводить информационно­смысловый анализ текста,   использовать различные виды чтения (ознакомительное),   создавать   письменные   высказывания,   адекватно   передающие прослушанную   и   прочитанную   информацию   с   заданной   степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),   составлять план.  Результаты обучения Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую   особенность   педагогической   концепции   государственного стандарта   —   переход   от   суммы   «предметных   результатов»   (то   есть образовательных   результатов,   достигаемых   в   рамках   отдельных   учебных предметов)   к   межпредметным   и   интегративным   результатам.   Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают   специфику   не   отдельных   предметов,   а   ступеней   общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные   умения,   навыки   и   способы   человеческой   деятельности,   что предполагает   повышенное   внимание   к   развитию   межпредметных   связей курса «Детской риторики». Личностно­ориентированный   подход   учителя   и   учащихся   осуществляется через   поурочное   планирование.   Программа   реализуется   через   учебные пособия «Детская риторика в рассказах и рисунках»: Учебная тетрадь для 2, 3, 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2­е, доп. и перераб. / Т.А.Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2011.                                                       8 Учебно­тематический план по риторике для 2 – 4 классов Раздел II Содержание  Кол­во часов Кол­во контроль ных Содержание учебных тем для 2­го класса ОБЩЕНИЕ (17 ч.) Наука риторика. Как мы говорим. Учусь слушать. 3 5 5 9 Вежливая просьба. Учусь читать и писать. Итоговый урок по теме «Общение». ТЕКСТ (17 ч.) Тема и основная мысль. Пересказ. Вежливый отказ. Типы текстов. Рассуждение. Описание. Невыдуманный рассказ. Подведем итоги. Риторический праздник. ИТОГО 2 1 1 2 3 3 1 3 2 2 1 34 1 1 Содержание учебных тем для 3­го класса ОБЩЕНИЕ 10 ТЕКСТ Наука риторика. Учимся говорить. Слушаем, вдумываемся… Учимся читать, писать. Вежливое общение. Разные тексты. Правильная речь. Правила успешного пересказа. Поздравляю тебя, вас… Учись объяснять и доказывать. Что общего – чем отличаются. Подведем итоги. ИТОГО Содержание учебных тем для 4­го класса 2 4 1 3 4 3 3 4 2 5 2 1 34 1 1 11 ОБЩЕНИЕ ТЕКСТ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ Общение.  Улыбнись улыбкою своей. Особенности говорения. Утешение. Какой я слушатель. Я – читатель. Текст. Запрет. Знаки вокруг нас. Описание. Вежливая оценка. Скажи мне, почему… Словарная статья. 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 4 1 1 12 Рассказ. Служба новостей. Обобщение. Подведем итоги. ИТОГО ОБОБЩЕНИЕ 1 2 7 5 1 34 Содержание тем учебного курса «Риторика 2 класс» Раздел III (34 ч) Общение (3ч) Наука риторика. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.  Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) –  кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).  Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение  личное: один – один (два – три). Как мы говорим (речевая деятельность) (5ч) Четыре   вида   речевой   деятельности.   Говорить   –   слушать,   их   взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Речь правильная и 13 неправильная   (с   нарушением   норм   литературного   языка).   Речь   хорошая (успешная, эффективная). Учусь слушать (слушание) (5ч)  Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем целый день. Вежливая просьба (речевой этикет) (2ч) Способы   выражения   вежливой   речи.   Этикетные   средства   в   устной   и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.  Учусь читать и писать (чтение и письменная речь) (1ч) Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Способы   правки   текста.  Вычеркивание   ненужного   (лишнего),  замена   слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Итоговый урок по теме «Общение» (1ч) Текст (речевые жанры) (2ч) Тематическое   единство   как   признак   текста.   Типы   заголовков.   Основная мысль   текста.   Опорные   слова.   Структурно­смысловые   части   в   разных текстах.  Пересказ (3ч) Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ  (устный). План пересказа. Способы сжатия текста. Отзыв­отклик (экспромт)  о книге, фильме, телепередаче. Вежливый отказ (речевой этикет) (3ч) Согласие или отказ. Отказывай, не обожая. Ответы на отказ. Типы текстов. Рассуждение (4ч) Рассуждение  с   целью   объяснения   или   доказательства.   Основная   мысль (тезис)   в   рассуждении.   Смысловые   части   рассуждения.   Приемы   в рассуждении.   Пример   и   правило   в   рассуждении   (точные   и   неточные объяснения). Описание (2ч) 14 Описание  в учебной речи, его цель, основные части, признаки. Описание в объявлении. Описание­загадка. Невыдуманный рассказ (о себе) (2ч) Было или придумано? Части рассказа. Хочу вам рассказать (рассказ о себе). Подведем итоги (1ч) Речевая ситуация. Общение в быту. Тон речи. Тон вежливой речи. Приемы слушания: заголовок, непонятные слова. Сигналы внимательного слушания. Приемы чтения. Хорошая (эффективная ) речь. Основные признаки текста. Согласие. Просьба. Скрытая просьба. Особенности пересказа. Рассуждение. Описание. Невыдуманный рассказ. Содержание тем учебного курса «Риторика 3 класс» (34 ч) Общение (2ч) Наука риторика. Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения.  Общение – общительный человек. Твоя общительность. Учимся говорить (речевая деятельность) (4ч)   Неподготовленная   и   подготовленная   устная   речь.   Особенности неподготовленной   (спонтанной)   речи.   Способы   подготовки   к   устному высказыванию в разных ситуациях общения. Слушаем, вдумываемся... (слушание)(1ч) Приёмы   слушания:   запись   опорных   (ключевых)   слов,   составление   плана­ схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Учимся читать, писать (чтение и письменная речь) (1ч) 15 Приемы   чтения:   постановка   вопроса   к   отдельным   частям   текста, непонятным   словам.   Составление   плана.   Способы   правки   текста:   замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего. Читаем учебные тексты (1ч)   Особенности   восприятия   такого   текста.   Абзацные   отступы,   шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Учимся писать – редактировать (1ч)   Способы   правки   текста:   замена   слов,   словосочетаний,   предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Вежливое общение (речевой этикет) (4ч) Что такое  вежливость. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. А ты вежлив? Текст (речевые жанры)(3ч) Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог   и   монолог   как   разновидности   текста,   их   особенности.   Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов. Правильная и хорошая (эффективная) речь (3ч)   Нормы   –   что   это   такое.   Зачем   они   нужны.   Нормы   произносительные, орфоэпические,   словоупотребления.   Нормативные   словари.   Пиши   и произноси правильно! Употребляй слова правильно! Правила успешного пересказа (4ч) Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа.  Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль.  Поздравляю тебя, вас… (этикетные речевые жанры) (2ч) Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и  письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в  устной и письменной речи. Учись объяснять и доказывать (5ч) 16 Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Что общего – чем отличаются (2ч) Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила  сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения.  Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках,  рассказах и т.д. Подведем итоги (1ч) Разные цели общения. Официальное общение. Вежливо – невежливо ­ грубо.  Приглашение. Поздравление. Приемы слушания: план, ключевые слова.  Неподготовленная и подготовленная устная речь. Приемы чтения. Зачем  нужны нормы? Начало и концовка в тексте. Комплимент. Поздравление.  Сжатый пересказ. Доказательства в рассуждении. Сравнительное описание.  Рассказ. Содержание тем учебного курса «Риторика 4 класс» (34 ч) Общение (2ч) Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой  (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и  обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для  получения информации. Улыбнись улыбкою своей (1ч) Улыбка   как   этикетное   средство   общения,   ее   значение.   Улыбка   в   жизни помогает. Особенности говорения (речевая деятельность) (2ч)   Особенности употребления несловесных средств. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Утешение (этикетные речевые жанры) (1ч) Вежливая   речь   (повторение).   Речевые   привычки.   Утешение.   Сочувствие. Способы выражения. 17 Какой я слушатель (слушание) (1ч) Приемы   слушания:  составление   опорного   конспекта   как   кодирование услышанного   с   использованием   таблиц,   схем,   рисунков,   символов. Оцениваем слушателя. Я – читатель (1ч) Приемы   слушания:  составление   опорного   конспекта   как   кодирование прочитанного   с   использованием   таблиц,   схем,   рисунков,   символов. Оцениваем читателя. Текст (речевые жанры)(2ч) Речевые   жанры. Основные   признаки   текста. Смысловая   цельность   и связность текста. Запрет (этикетные речевые жанры) (1ч) Речевые привычки. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю – предостерегаю. Знаки вокруг нас (1ч) Система знаков, окружающих человека. Оцениваем и составляем опорный  конспект. Описание  (1ч) Деловое (научное) и художественное описание. Описание в разговорном  стиле с элементами художественного стиля. Словарная статья. Вежливая оценка (речевой этикет) (1ч) Речевые привычки. Вежливая речь (повторение). Способы выражения  вежливой оценки.  Скажи мне, почему… (4ч) Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.  Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.  Несколько доказательств в рассуждении. Словарная статья в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. (1ч) Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. (2ч) 18 Служба новостей (7ч) Что   такое   информация?   Газетные   информационные   жанры.   Хроника. Фотография   в   газетном   тексте,   подпись   к   фотографии.   Информационная заметка. Обобщение (4ч) Особенности   неподготовленной   (спонтанной)   речи.   Речевые   жанры. Этикетные   жанры   и   диалоги.   Слова   вежливости.   Редактирование   и взаиморедактирование  письменной   речи.  Подготовленная   речь   (успешная, эффективная, красноречивая) Подведем итоги (1ч) Учет речевой ситуации для успешного выступления. Общение для контакта и   для   сообщения   информации.   Вежливая   оценка.   Приемы   слушания: составление   опорного   конспекта.   Приемы   чтения.   Взаиморедактирование. Смысловая   цельность   и   связность   текста.   Возражение.  Утешение.  Запрет. Оценка.   Вступление   и   заключение   в   рассуждении.   Деловое   описание. Хроника. Информация. РАЗДЕЛ IV ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС 2­ГО КЛАССА Личностными   результатами  изучения   курса   риторики   во   2­м   классе является формирование следующих умений:    осознавать  разнообразие   речевых   ситуаций   в   жизни   человека, условий общения;  осознавать  свои   речевые   роли   в   различных   коммуникативных ситуациях;  оценивать  свои   и   чужие   высказывания   с   точки   зрения   их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;  19   анализировать тактичность речевого поведения в семье;  объяснять  правила   вежливого   поведения,   опирающиеся   на   учёт особенностей разных коммуникантов.  Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих учебных действий:  формулировать  задачу   чтения,  выбирать  вид   чтения (ознакомительное, изучающее);            пользоваться  приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;  отличать подробный пересказ от краткого;  знать  два   основных   приёма   сжатия   (компрессии)   текста   для реализации краткого пересказа;  пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;  пользоваться  приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  реализовывать  устные   и   письменные   рассуждения   как   текстов определённой   структуры,   определять   цель   рассуждения   (доказать, объяснить),   формулировать   тезис   (то,   что   доказывается   или объясняется)   и   приводить   в   качестве   доказательства   ссылку   на правило, закон;  реализовывать  устные   и   письменные   высказывания   –   описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его о новной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно­научной речи;  при   выполнении   некоторых   заданий   учебника  осознавать недостаток информации,  использовать  дополнительные сведения из словарей;  делать  выводы   и   обобщения   в   результате   совместной   работы класса.  20 Предметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих умений:              характеризовать  речь   (как   успешную   или   неуспешную)   с   точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;  определять  вид   речевой   деятельности, особенности;   характеризовать  её планировать  адекватный   для   данной   ситуации   вид   речевой деятельности;  осознавать  значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;  уместно  пользоваться  изученными   свойствами   устной   речи   для реализации задачи своего высказывания;  оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм,  обращаться  к нормативным словарям за справкой;  анализировать  уместность,   эффективность   реализации   речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;  продуцировать  уместные,   эффективные   жанры   просьбы   и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;  определять тему, основную мысль несложного текста;  определять структурно­смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);  подбирать  заголовки   к   готовым   и   продуцируемым   текстам   (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);  анализировать  соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;   продуцировать  и невыдуманные   рассказы, разыгрывать  диалоги,   пользуясь   риторическими   заданиями учебника;  21  сочинять  продолжение   диалогов   разных   персонажей,   сказочных историй.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС 3­ГО КЛАССА Личностными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих умений:      оценивать свою вежливость;  определять  степень   вежливости   при   общении   людей   (вежливо   – невежливо – грубо);  осознавать  важность   соблюдения   правил   речевого   этикета   для успешного   общения,   уважительных взаимоотношений;    установления   добрых, осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;  понимать  необходимость   добрых   дел,   подтверждающих   добрые слова.  Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих универсальных учебных действий:  формулировать тему урока после предварительного обсуждения;       определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;  критически осмысливать  свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;  осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;  учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;  анализировать  информацию,   представленную   в   разных   формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;  22          продуцировать  тексты сравнительного описания в зависимости от задачи   сравнения   (выявления   сходства   и/или   различия), последовательной или параллельной структуры;  перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;  осуществлять  информационную   переработку   научно­учебного текста: составлять его план;  анализировать  структуру   рассуждения,   выявлять   уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;  аргументировать  свою   точку   зрения,   используя   в   качестве доказательства правила, цитаты;  продуцировать  рассуждение,   соблюдая   его   структуру:   тезис, аргументы, вывод;  знать  основные   приёмы   подготовки   устного   выступления   – учитывать  компоненты   речевой   ситуации,  записывать  ключевые слова,   схему;   репетировать выступление и т.д.;   представлять    план; рисунок, приёмами   подготовки   устного   выступления, пользоваться  выступать  с   графическим   (возможно,   аудио­   ,   видео­   ) сопровождением;  в   предложенных   коммуникативных   ситуациях,   опираясь   на изученные   правила   общения,  выбирать  уместные,   эффективные речевые средства.  Предметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих умений:    приводить  коммуникантов;  примеры   задач   общения   и   речевых   ролей отличать подготовленную и неподготовленную речь;  знать особенности неподготовленной речи;  23         осознавать  лексических, грамматических) для успешного общения;  важность   соблюдения   норм   (орфоэпических, знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;  реализовывать  жанры   комплимента,   поздравления   с   учётом коммуникативной ситуации;  знать особенности диалога и монолога;  анализировать  выделения в учебных текстах;  абзацные   отступы,   шрифтовые   и   цветовые использовать  различные выделения в продуцируемых письменных текстах;  знать  основные   способы   правки   текста   (замена   слов, словосочетаний,   предложений;   исключение   ненужного,   вставка   и т.д.);  пользоваться основными способами правки текста.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ ЗА КУРС 4­ГО КЛАССА Личностными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих умений:     объяснять  значение   эффективного   общения,   взаимопонимания   в жизни человека, общества;  осознавать  важность   соблюдения   правил   речевого   этикета   как выражения   доброго,   уважительного   отношения   в   семье   и   к посторонним людям;  отличать истинную вежливость от показной;  адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;  24     учитывать  интересы   коммуникантов   при   общении,  проявлять эмоциональную   отзывчивость   и   доброжелательность   в   спорных ситуациях;  осознавать  ответственность   за   своё   речевое   поведение   дома,   в школе и других общественных местах;  анализировать  свои   речевые   привычки,   избавляться   от   плохих привычек;  поддерживать  нуждающихся   в   помощи   не   только   словом,   но   и делом.  Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих универсальных учебных действий:  формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;         оценивать  выполнение   своей   работы   и   работы   всех,   исходя   из имеющихся критериев;  анализировать  и   оценивать   свои   и   чужие   успехи   и   неуспехи   в общении;  осознанно  строить  речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;  анализировать  рассуждение,   в   структуре   которого   представлены несколько   аргументов,  оценивать  их   значимость,   достоверность фактов;  классифицировать  различные   типы   аргументов:   научные   и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;  реализовывать  рассуждение   (устное   и   письменное),   которое включает   в   себя   тезис,   убедительные   аргументы   (иногда   также вступление   и   заключение),   соблюдая   нормы   информационной избирательности;  признавать  возможность   существования   разных   точек   зрения   и права каждого иметь свою;  25          различать описания разных стилей – делового и художественного;  продуцировать  описания   разных   стилей   в   зависимости   от коммуникативной задачи;  анализировать словарные статьи;  реализовывать словарные статьи к новым словам;  осуществлять  информационную   переработку   научно­учебного текста:   составлять   опорный   конспект   прочитанного   или услышанного;  воспроизводить  по   опорному   конспекту   прочитанное   или услышанное;  анализировать  логическую и эмоциональную составляющие;  газетные   информационные   жанры,   выделять слушать   собеседника,   кратко   излагать   сказанное   им   в   процессе обсуждения темы, проблемы;  редактировать текст с недочётами.  Предметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является формирование следующих умений:       различать общение для контакта и для получения информации;  учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;  уместно  использовать  изученные   несловесные   средства   при общении;  определять  взаимосвязь;  виды   речевой   деятельности,  осознавать  их называть основные признаки текста, приводить их примеры;  называть  изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;  26      продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;  вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;  анализировать типичную структуру рассказа;  рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;  знать  особенности   газетных   жанров:   хроники,   информационной заметки. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РИТОРИКА»   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Риторика» в обобщенном виде можно охарактеризовать с   точки   зрения   достижения   установленных   стандартом   требований   к результатам обучения учащихся:   на   уровне  личностных   результатов  –   «овладение   начальными навыками  адаптации   в   динамично   развивающемся   мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;   «развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;  на уровне  метапредметных результатов  – «овладение навыками смыслового   чтения  текстов   различных   стилей   и   жанров  в соответствии   с   целями   и   задачами;  осознанно   строить   речевое высказывание   в   соответствии   с   задачами   коммуникации   и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими   действиями    обобщения, сравнения,   анализа, 27 классификации   по   родовидовым   признакам,   <…>   построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   своё   мнение   и аргументировать   свою   точку   зрения   и   оценку   событий»;   «<…> готовить   своё   выступление   и   выступать  с   аудио­,   видео­   и графическим   сопровождением;   соблюдать   нормы   информационной избирательности,   этики   и   этикета»;   опираться   на   «использование знаково­символических средств представления информации для <… > решения учебных и практических задач» и т.д.;   на   уровне  результатов   в   предметной   области   «Филология»  – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного   литературного   языка   (орфоэпических,   лексических, грамматических)   и   правилах   речевого   этикета;  умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.  Методическое обеспечение программы Для   реализации   задач   обучения   риторике   были   изданы   учебные пособия   «Детская   риторика»   для   начальной   школы,   методические рекомендации   для   учителей   (под   руководством   доктора   педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 2, 3, 4­го классов)   активно   используются   учителями   с   1992   г.   и   получили   гриф «Рекомендовано»   Министерства   образования   РФ.   Они   являются необходимым компонентом средств обучения риторике. Кроме   методических   рекомендаций,   изданных   к   каждому   классу,   можно использовать методические пособия ко всем разделам:  Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс   обучения   по   учебным   пособиям   «Детская   риторика», «Школьная   риторика»,   «Риторика»   для   1–11­го   классов   в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают   о   современной   риторике   общения:   её   содержании, программе,   специфике   этого   учебного   предмета,   об   особенностях построения   уроков   риторики;   приводят   разработки   уроков   для разных классов.  28  Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга   для   учителя  /   Под   ред.  Т.А.  Ладыженской.  –  М. :   Баласс; Ювента.   В   пособии   рассматривается   реализованная   в   учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста,   которые   реально   существуют   в   жизни   и   которыми   нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые   теоретические   сведения   и   разработки   уроков   (их   в общей сложности 26).  29 Календарно­тематический план по риторике для 2 класса 30 Тема урока а к о р у №   Требования к уровню подготовки обучающихся в Дата о с а ч   о в ­ л о К ОБЩЕНИЕ Наука риторика (3ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 Наука риторика. Кто – что – кому. Кому – кто – адресат –  адресант.  1 1 1 Знать понятие риторика. Характеризовать  речь с точки зрения поставленной  коммуникативной задачи Уметь анализировать и оценивать общение, а  именно: его эффективность, соответствие  речевой ситуации (учёт адресанта, адресата,  коммуникативной задачи, содержания  высказывания)  Знать назначение адресата и адресанта. Уметь создавать ориентированные на адресата и на  решение речевой задачи речевые жанры   Как мы говорим (5ч) Темп. Тон речи. То же слово, да не так бы  молвить. Настроение, чувства и тон  говорящего Мимика, жесты, поза.  Говорящий взгляд. Подведем итоги. 1 1 1 1 1 Осознавать   значение   тона,   смыслового ударения   как   несловесных   средств   устного общения Знать правила вежливого поведения,  опирающиеся на учет особенностей разных  коммуникантов Знать вспомогательные средства общения  (несловесные). Уметь адекватно для данной ситуации  планировать вид речевой деятельности Знать вспомогательные средства общения  (невербальные).  Уметь анализировать и оценивать общение  (правильность речи, уместность  использования словесных и несловесных  средств общения с точки зрения адресата  высказывания, соответствие высказывания  (текста) жанровым признакам) 31 9 Мы слушаем – нас слушают.  Сигнал принят! Слушаю! Слышали и услышали.  Слушаем и стараемся  понять. 10 Слушаем и выделяем  непонятное. 11 Слушаем как говорят. 12 Слушаем на уроке. Слушаем  целый день. 1 1 1 1 1 Учусь слушать (5ч) Знать основные приемы слушания Уметь пользоваться приемами слушания:  фиксировать тему (заголовок), ключевые  слова Уметь выделить непонятное в содержании  текста; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку  событий Уметь слушать собеседника и вести диалог,  признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого  иметь свою Способность   решать   следующие   жизненно­ практические   задачи:   успешно   извлекать информацию   при   слушании,   эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.  13 Прошу вас. 14 Скрытая просьба. Вежливая просьба (2ч) 1 1 Уметь анализировать уместность,  эффективность реализации речевых жанров  просьбы в различных ситуациях общения.  Анализировать тактичность речевого  поведения в семье Знать эффективные жанры скрытой просьбы  применительно к разным ситуациям общения Учусь читать и писать (1ч) 15 Учусь читать и писать  1 Знать задачу чтения. Уметь выбирать  вид  чтения (ознакомительное, изучающее);  пользоваться приемами чтения учебного  текста, успешно из­ влекать  информацию при чтении текста 32 16 Итоговый урок по теме  «Общение» (1ч) 1     речи, Уметь   анализировать   и   оценивать   общение (правильность уместность использования   словесных   и   несловесных средств   общения   с   точки   зрения   адресата высказывания,   соответствие   высказывания (текста) жанровым признакам)  ТЕКСТ Тема и основная мысль (2ч) 17 Тема и основная мысль. 18 Опорные слова. 19 20 Подробный пересказ. Краткий пересказ.  21 План. 22 Контрольная работа по теме  «Тема текста, основная  мысль. Пересказ». 1 1 1 1 1 1 Знать такие понятия как тема и основная  мысль текста. Уметь определять тему,  основную мысль несложного текста;  определять структурно­ смысловые части  текста  Уметь находить опорные (ключевые) слова в  тексте; подбирать заголовки к готовым и  продуцируемым текстам (в соответствии с  темой, основной мыслью и т. д.)     Пересказ (4ч) Знать отличительные особенности  подробного пересказа от краткого Знать два основных приема сжатия  (компрессии) текста для реализации краткого пересказа. Уметь пользоваться приемами сжатия  (компрессии) текста для продуцирования  сжатого пересказа Уметь осознанно строить речевое  высказывание в соответствии с задачами  коммуникации, составлять план будущего  высказывания Уметь применять полученные знания на  практике Вежливый отказ (3ч) 23 Согласие или отказ. 1 Уметь анализировать уместность,  эффективность реализации речевых жанров  вежливого отказа на просьбу в различных  33 ситуациях общения 34 24 25 26 27 Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. Типы текстов. Рассуждение.  Приемы в рассуждении. Ссылка на правило, закон.  Точные и неточные  объяснения. 28 Подведем итоги. 29 30 Описание. Признаки  предмета. Описание в  объявлении. Загадки­описания. Сочини  загадку. 1 1 1 1 1 1 1 Знать эффективные жанры вежливого отказа  применительно к разным ситуациям общения Уметь давать правильную оценку  невежливому отказу на просьбу; объяснять  правила вежливого поведения, опирающиеся  на учет особенностей разных коммуникантов Типы текстов  Рассуждение (3ч) Знать основные типы текстов,  рассуждение  как тип текста. Уметь реализовывать устные  и письменные рассуждения текстов  определенной структуры Уметь определять цель рассуждения  (доказать, объяснить), формулировать тезис  (то, что доказывается или объясняется) и  приводить в качестве доказательств ссылку  на правило, закон Владеть логическими действиями сравнения,  анализа, обобщение, классификации по  родовидовым признакам построения  рассуждений Описание (2ч) Знать описание как тип текста. Уметь реализовывать устные и письменные  высказывания ­ описания хорошо знакомых  предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли Анализировать и учитывать особенности  описания в учебно­научной речи. Уметь сочинить загадку по типу описания Невыдуманный рассказ (3ч)  31 Было или придумано? 32 Части рассказа.  1 1 Анализировать и продуцировать  невыдуманные рассказы, соотносить речевое  содержание рассказа с задачей рассказчика Знать, какие части включаются в рассказ.  Уметь разыгрывать диалоги, пользуясь  риторическими заданиями учебника,  сочинять продолжение диалогов разных  35 33 34 Контрольная работа «Хочу  вам рассказать». Подведем итоги.  Риторический праздник  (1ч) 1 1 персонажей, сказочных историй Уметь применять полученные знания на  практике Владеть первоначальными знаниями о нормах русского языка и правилах речевого этикета. Уметь ориентироваться в целях, задачах,  средствах и условиях общения, выбирать  адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач 36 Календарно­тематический план по риторике для 3 класса 37 Тема урока а к о р у №   в Дата о с а ч   о в ­ л о К Требования к уровню подготовки обучающихся 1 2 3 4 5 6 ОБЩЕНИЕ Наука риторика (2ч) Наука риторика. Проверь себя! Что мы помним о  речевой ситуации. Твои речевые роли. С  какой целью? Зачем? 1 1 Знать понятие риторика. Анализировать  высказывание, свою речь с точки зрения  соответствия речевой задаче  Уметь подчинять свое высказывание  задаче взаимодействия Уметь приводить примеры задач  общения и речевых ролей  коммуникантов Учимся говорить (4ч) Неподготовленная речь. Подготовленная   речь, приемы подготовки. 1 1 Говорим кратко.   подробно, 1 Похвала (комплимент). 1 Знать особенности неподготовленной  речи. Уметь отличать подготовленную  речь от неподготовленной Знать  необходимые приемы подготовки устного выступления.   Уметь  анализировать устную живую речь,  определять ее особенности; определять, в какой мере устная речь подготовлена,  в чем отражается ее подготовленность;  пользоваться  Уметь извлекать нужную информацию,  передавать ее в подробном или кратком  виде Знать особенности этикетного жанра  комплимента. Уметь реализовывать  жанры комплимента с учетом  коммуникативной ситуации; оценить  высказанную похвалу с точки зрения ее  правильности и отобранных средств  выражения Слушаем, вдумываемся… (1ч) 7 Слушаем,  1 Уметь осознавать прием слушания,  38 вдумываемся…  редактируемый учителем; составлять  план услышанного и воспроизводить  его; уместно пользоваться сигналами  внимательного слушания 39 Учимся читать, писать (3ч) 8­9 Читаем учебные тексты. 2 10 Учимся   писать редактировать.   – 1 Знать абзацные отступы, шрифтовые и  цветовые выделения в учебных текстах.  Уметь анализировать роль различных  выделений в учебных текстах; ставить  вопросы к выделенным в тексте словам Знать основные способы правки текста.  Определять нужный способ правки Вежливое общение (4ч) 11 Что такое вежливость… 1 12 Вежливо, грубо.   невежливо, 1 Добрые   дела   –   добрые слова. А ты вежлив? Контрольная   работа   по теме   «Учимся   писать   – редактировать». 1 1 Осознавать   важность   соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,   добрых уважительных отношений установления   Уметь осознавать свою ответственность  за произнесенное или написанное слово;  в предложенных коммуникативных  ситуациях, опираясь на изученные  правила общения, выбирать уместные  эффективные средства Принимать необходимость добрых дел,  подтверждающих добрые слова; уметь  определять степень вежливости свою и  собеседника Уметь применять полученные знания на  практике 13 14 15 16 Проверь себя. Тексты разные нужны. 17 Диалог и монолог. ТЕКСТ Разные тексты (3ч) 1 1 1 Знать типы текстов Уметь соотносить разновидность текста  с его коммуникативной задачей и  сферой употребления Знать особенности диалога и монолога.  Уметь анализировать монолог и диалог  с точки зрения речевого поведения  коммуникантов 40 Правильная речь (3ч) 18 Пиши правильно! 1 19 Произноси правильно! 1 20 Употребляй правильно!   слова 1 Знать важность соблюдения норм для  успешного общения. Уметь определять,  как нарушения норм характеризуют  говорящего, когда нарушения норм  затрудняют общение; пользоваться  различными видами словарей Знать важность соблюдения  орфоэпических норм для успешного  общения Знать важность соблюдения  лексических и грамматических норм  для успешного общения Правила успешного пересказа (4ч) 21 Пересказ. 22 Выбери нужное. 23 Цитата в пересказе. 1 1 1 24 Кратко   Аннотация. о   книге. 1 Знать основные правила успешного  пересказа. Уметь создавать собственный сжатый текст, пользуясь способом  исключения подробностей и способом  обобщения Уметь выделять в исходном тексте  материал, относящийся к теме  выборочного пересказа; создавать  выборочный пересказ на основе  произведенной выборки частей текста Знать о роли цитаты в пересказе. Уметь  определять необходимость и уместность использование цитаты в пересказе Уметь создавать небольшое устное  выступление (аннотацию)  о  прочитанной книге и ее авторе Поздравляю тебя, вас… (2ч) 25 1 Поздравляю   Кого?   С чем? Как? Желаю Кому? Чего?  Как? Знать особенности этикетного жанра  поздравления, его структуру. Уметь  оценить поздравление с точки зрения  речевой задачи и речевой ситуации в  целом; поздравит с праздником,  ответить на поздравление  41 26 Контрольная работа  «Примите наши  поздравления». 1 Уметь применять полученные знания на  практике Учись объяснять и доказывать (5ч) 27 Рассуждение. 28 Вывод в рассуждении. 1 1 29 Правило доказательстве.   в 1 30 Цитата в доказательстве. 1 31 Подведем итоги. 1 Знать структуру рассуждения. Уметь  анализировать известные структуры  рассуждений Анализировать структуру рассуждения,  выявляя правомерность употребления  выводов Уметь выявлять уместность  приводимых доказательств;  аргументировать свою точку зрения,  соблюдая правила доказательств Уметь создавать рассуждения, уместно  используя цитату в доказательстве;  продуцировать рассуждение, соблюдая  его структуру Владеть логическими действиями  сравнения, анализа, обобщение,  классификации по родовидовым  признакам построения рассуждений Что общего – чем отличаются (2ч) 32 Сравни и скажи. Правила сравнения. 1 33 Как сравнительные тексты. строятся   34 Подведем итоги (1ч) 1 1 Знать структуру сравнительных  описаний. Уметь анализировать  средства выражения сходства и  различия сравниваемых предметов,  понятий; создавать сравнительные  описания Знать, как строятся сравнительные  тексты. Уметь создавать на основе  готовых текстов сравнительное  высказывание, используя более удобный способ его построения Уметь определять степень вежливости  приобщении; критически оценивать свой опыт общения; анализировать  информацию, представленную в  42 различных формах; продуцировать  тексты сравнительного описания;  осуществлять подробный, краткий и  выборочный пересказ текста;  использовать различные этикетные  жанры, соблюдая правила речевого  этикета 43 Календарно­тематический план по риторике для 4 класса 44 а к о р у №                    Тема  урока Требования к уровню подготовки обучающихся о с а ч   вД а о т в ­ л а о К ОБЩЕНИЕ (2ч) 1 Проверь 1 себя. Знать понятие риторика. Уметь анализировать и оценивать свои  успехи и неудачи в общении; определять вид общения по его  основной задаче 1 Знать все о речевой ситуации, ее компонентах; две формы общения: общее и различие между ними. Уметь адаптироваться  применительно к ситуации общения, строить свое высказывание в  зависимости от условий взаимодействия  2 Общение  устное и  письменн ое. «Пять вещей  должны  все  знать». Улыбнись улыбкою своей (1ч) Улыбка как этикетное средство общения, ее значение. Уметь  осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как  выражения доброго уважительного отношения к окружающим Особенности говорения (2ч) Знать  особенность и уместность употребления несловесных  средств общения. Определять виды речевой деятельности,  осознавать их взаимосвязь. Уметь представить устную речь как  речевой поток, имеющий остановки, перерывы в звучании, паузы Знать способы выделения логически важных слов. Уметь  использовать эти способы в своей речи 3 Улыбка в 1 жизни  помогает . 1 1 4 Слова и  несловес ные  средства. Речевые  отрезки и паузы. 5 Выделяе м важные слова.  Стихи,  скорогов орки и  заклички. Утешение (1ч) 45 Знать способы выражения утешения как речевого этикетного  жанра. Уметь оценивать уместность использования данного  средства; уметь утешить поддержать словом и делом Какой я слушатель (1ч) Уметь оценить себя как слушателя; воспроизводить по опорному  конспекту услышанное 6 Утешить  1 –  успокоит ь,  помочь,  поддерж ать. 7 О чем  1 мне  сказала  анкета.  Оценивае м  слушател я. Я – читатель (1ч) 1 Уметь оценить себя как слушателя. Знать задачу чтения. Уметь  выбирать  вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться  приемами чтения учебного текста, успешно извлекать нужную  информацию из текста 8 Какой я  читатель. Моя  библиоте ка. Книга в моей  жизни. ТЕКСТ (2ч) влекать   информац ию при  чтении  текста Знать основные признаки текста, смысловую цельность и связность  текста. Уметь определять начальное и конечное предложения как  признаки тематического и смыслового единства текста 9 Две  1 группы  текстов.  Яркие  признаки  текста. Абзацные отступы.  Вступите льный,  1 0 1 Понимать смысловую роль абзацев. Уметь подбирать конечное  (завершающее) предложение к незавершенному тексту; определять  роль последних завершающих абзацев 46 основной и  завершаю щий  абзацы. 47 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 4 Что  такое  запрет.  Строгий  и мягкий  запрет.  Запреща ю –  предосте регаю. Опорные  конспект ы. Деловое  и  художест венное  описание . Мы  сочиняем описание . Что  такое  вежливая оценка.  Убедител ьная  оценка. 1 5 Основны е части  рассужде ния. Запрет (1ч) Знать запрет как вид речевой деятельности; особенности запрета  как речевого жанра. Уметь различать и употреблять в зависимости  от коммуникативной задачи строгие и мягкие запреты Знаки вокруг нас (1ч) Знать систему знаков, окружающих человека. Уметь составлять  опорный конспект как кодирование информации с использованием  символов, рисунков Описание (1ч) Знать деловое (научное) описание, описание в разговорном стиле с  элементами художественного стиля. Уметь различать описания  разных стилей, создавать описания разных стилей в зависимости от  коммуникативной задачи Вежливая оценка (1ч) Знать способы выражения вежливой оценки. Уметь оценить чужую  работу, уметь отличать истинную вежливость от показной Скажи мне, почему… (4ч) Знать основные части рассуждения. Уметь выделять их 48 1 6 1 7 1 8 Аргумен ты. Во­ первых,  во­ вторых,  в­ третьих. Вступлен ие и  заключен ие. Контроль ная  работа  по теме  «Тексты  рассужде ния». 1 9 Словарна я статья  2 0 2 1 Что  такое  рассказ,  его  части. Сочиняе м  рассказ.  Мой  рассказ. 2 2 Что  такое  1 1 1 1 1 1 1 Знать требования к аргументации, логические и речевые способы  выделения доказательств. Уметь анализировать убедительность  приводимых доказательств Знать вступление и заключение в текстах данного типа, их значение, структура и смысловая роль в рассуждении Уметь создавать тексты типа рассуждения с несколькими  доказательствами РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ  Словарная статья (1ч) Знать словарную статью как особый вид речевого научного  информативного жанра. Уметь анализировать словарные статьи;  создавать словарные статьи к новым словам Рассказ (2ч) Знать структуру рассказа как речевого жанра, его особенности Уметь составлять устные и письменные рассказы по картинкам и  фрагментам текста, свои собственные  о веселых и памятных  событиях своей жизни для разных адресатов Служба новостей (7ч)  Знать понятия «информация» и «газетная информация», способы  передачи и хранения информации. уметь определять особенности  49 информа ция. содержания и речевого оформления информационных  жанров;  отличать по значению различные виды газетной информации 50 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 Газетная  информа ция. Факты,  события  и  отношени е к ним. Информа ционные  жанры.  Хроника. Информа ционная  заметка. Подпись  под  фотогра фией. А  ты  умеешь  подписыв ать  фотогра фии? Контроль ная  работа  «Новости из  первых  рук». 1 1 1 1 1 Уметь отличать логическую и эмоциональную информацию;  отделять сообщение о событиях и отношение автора к событиям и  фактам Знать газетные жанры, информационные и неинформационные  жанры. Уметь определять характерные особенности газетных  информационных жанров; определять их соответствие речевой  задаче и жанровым особенностям. Знать особенность хроники как  разновидности газетного информационного жанра. Уметь  самостоятельно создавать хронику Знать жанровые признаки информационной заметки. Уметь  самостоятельно создавать информационную заметку Знать особенности необычного поликодового текста. Уметь  оформлять подписи к фотографиям; объяснять значение  фотографии в газетном тексте 1 Уметь написать информационную заметку в газету типа что – где –  когда и как произошло; письмо в редакцию ОБОБЩЕНИЕ (5ч)  51 Уметь видеть связь речевой ситуации и видов речевой деятельности Знать этикетные речевые жанры, темы этикетных диалогов. Уметь  употреблять этикетные реплики Владеть культурой речевого поведения Знать приемы обучения красноречию Уметь выпустить «Майскую газету», используя информационные  жанры, фотографии, зарисовки 1 1 1 1 1 1 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Говорю,  пишу,  читаю,  слушаю.  Речевые  жанры. Этикетн ые жанры и слова  вежливос ти. Этикетн ые  диалоги. Речевые  привычк и. Учись  красноре чию. Подведе м  итоги.М айская  газета  (1ч) Используемая литература Литература, рекомендуемая для педагога: 1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 №273 ФЗ . 2.   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 03.04.2003   №27   «О   введении   в   действие   санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251­03». 3.   Анисимова   Т.В.,   Гимпельсон   Е.Г.   Современная   деловая   риторика,   М., 2001. 52 4.   Аннушкин   Л.В.,   История   русской   риторики.   Хрестоматия:   Учебное пособие, М.,2002. 5. Волков А.Г., Курс русской риторики, М., 2006. 6. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. М.,2008. 7. Добуа  Ж.Д., Эделин Ф.Д., Клинкенберг Ж.А. Общая риторика. М.,2006. 8. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2009.  9. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2012. 10. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.,2009. 11. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. (Под ред. Т.А.Ладыженской) М., Педагогика, 1990. 12. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., «Просвещение», 1993. 13. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей­словесников по программе «Речь». 5­6 классы. (Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрунина В.М. и др.) Пенза, 1997. 14. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (5 кл.). М., 2003. 15. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Методические рекомендации к «Детской риторике в рассказах и рисунках» (6 кл.). Образовательная программа «Школа 2100» М., 2004. Литература, рекомендуемая для учащихся: 1.   «Школьная   риторика:   5­9   классы.   Т.А.Ладыженская//   Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. 2.   Ладыженская   Т.А.   Детская   риторика   в   рассказах   и   рисунках   1­11   кл. «Ювента», 2010. 3. Ушакова О.Л.   Правильно ли мы говорим. «Литера», 2011. 4.   Развитие   речи.   Школьная   риторика.   5   кл.   в   2­х   частях   (Под   ред. Т.А.Ладыженской) М., «ДРОФА», 2012. 5. Развитие речи. Школьная риторика. 6 кл. ( Под ред. Т.А.Ладыженской) М., «ДРОФА», 2012. Интернет ресурсы: http://philology.ruslibrary.ru Электронная библиотека специальной  филологической литературы. 53 http://www.orator.biz/library/books/uchebnik_ritoriki Учебник риторики.  Тренировка речи с упражнениями. http://www.ritorika.ru  О риторике. http://www.gramota.ru Справочно­информационный портал http://www.gramma.ru Портал, посвященный культуре письменной речи 54

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса

Рабочая программа по риторике для 2-4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018