Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
08.08.2017
Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс
Данный материал представляет собой разработку рабочей программы по русскому языку на 10-11 класс на основе программы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Программа разработана в соответствии со стандартом среднего общего образования по русскому языку, 2004 г. Программа разработана для базового уровня.Рабочая программа составлена на основе: - Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы, 2013 г. - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ); - Стандарта среднего общего образования по русскому языку, 2004 г - учебника русский язык.10-11 классы: учебник .для общеобразовательных организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова,-М.:Провещение, 2014
Программа РЯ -10- 11.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»  Бугурусланского района Оренбургской области Рассмотрено  МО   учителей   филологического цикла протокол №__ «____» _____________ 2017 г. Руководитель МО ____________ О.А.Ширшова   Согласовано «____» ______________ 2017 г. Зам. директора по УР ____________Н. А. Журавлева Утверждено  «____» _____________ 2017 г.  Директор школы: ______________Е. Г. Михалева Рабочая программа среднего общего образования по русскому языку Программа рассчитана на 2  года   (2017 – 2019 гг.)  № п/п 1 Программа разработана на основе  авторской программы, ее автор,  издательство, год издания Название учебника, его авторы, издательство, год издания Количество часов в год Русский язык. Программы  общеобразовательных организаций. 10­11  классы. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова:  М. «Просвещение», 2013 Русский язык.10­11 классы:учеб.для  общеобразоват. организаций: базовый  уровень/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова,­ М.:Провещение, 2014 34+ 34                                                                                                                                                                                               Составитель: учитель высшей                                                                                                                                                                               квалификационной категории                                                                                                                                                    Ширшова О.А. 2017 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: ­  Программы для средней (полной) школы (базовый уровень), под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы, 2013 г. ­ Федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273­ФЗ);  ­ Стандарта основного общего образования по русскому языку, 2004 г. ­  Основной образовательной   программы муниципального общеобразовательного учреждения «Пилюгинская   средняя общеобразовательная школа»,  Бугурусланского района; ­ Федерального переченя учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе; ­ Учебного плана ОУ; ­ учебника  русский язык.10­11 классы: учебник .для общеобразовательных  организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова,­ М.:Провещение, 2014 Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития  мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к  самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми  школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение  общаться,  социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они  способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира. Заключительный этап изучения русского языка в школе на  базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие  коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции. Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются: • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного  языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для  успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе; • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой  культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности; • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование  орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;  совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма; • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами  информационной переработки текста; • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления  межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно­познавательной деятельности в вузе. Адресная направленность программы: учащиеся 10 – 11  классов МБОУ «Пилюгинская СОШ» Срок реализации программы – 2  год.  Общая характеристика учебного предмета Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей  нацеленностью образовательногопроцесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе  компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной,  языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное  формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональ­ ной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого  общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся стар­ шей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения  партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходитьв процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако  только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные  действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями,  входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов  освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий,  осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой  системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых­русистах;  предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях  языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников,  формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения  национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского языка, владение  нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в начно­учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира,  овладение культурой межнационального общения. Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов  самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий,  самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану,  предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения  за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Особенности организации учебного процесса Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения­ рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.  Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения­рассуждения. 4. Место учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в10 классе – 34 часа,   11 классе – 34 часа (из расчета 1 час в неделю).  Данная программа  предназначена для изучения русского языка в 10­11 классах на базовом уровне и составлена из расчёта 1 час в неделю. Курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы.  Примерная программа наряду с этим   использует   курс   русского   языка   для   достижения  целей,   обеспечивающих   реализацию   личностно­ориентированного,   когнитивно­ коммуникативного, деятельностно­системного подходов к обучению русского языка.  5. Ценностные ориентиры содержания предмета «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным  языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка  способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной  культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное  эмоционально­ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная  и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе  адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса  обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации  личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Содержание учебного предмета «Русский язык»  Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Раздел 1. Речь. Речевое общение 1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и  письма. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения. 2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания,  основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, озна­ комительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с  выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных  информационных носителях, официально­деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки  прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно­научной (на материале  изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их  возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Раздел 2. Функциональная стилистика 1. Функциональная стилистика как учение о функционально­стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,  официально­деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально­делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Особенности речевого этикета в официально­деловой,  научной и публицистической сферах общения. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.),  публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально­делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной  речи (рассказ, беседа, спор). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.  Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно­выразительные средства языка. 2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение  речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед  аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации. Наблюдение за использованием изобразительно­выразительных средств языка в  публицистических и художественных текстах. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей  языка.  Раздел 3. Культура речи 1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная  целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),  лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические  нормы, пунктуационные нормы. Нормативные словари современного русского языка и справочники. Уместность использования языковых  средств в речевом высказывании. 2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского  литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и  ситуациями речевого общения. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам. Соблюдение норм речевого поведения в социально­ культурной, официально­деловой и учебно­научной сферах  общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы. Способность осуществлять речевой  самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными  способами редактирования текстов. Использование нормативных словарей русского языка и справочников.  Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции 1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика  и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных  культур. 2. Выявление единиц языка с национально­культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в  художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых,  этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения  некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого  этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. 10 класс (34 ч) Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (5 ч) Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период  выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.  Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском  языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Изложение лингвистического текста Русский язык как система средств разных уровней (2 ч) Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.  Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. Изложение (сжатое) с элементами сочинения Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений. Анализировать и характеризовать особенности  произношения безударных гласных звуков, по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного  литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как  изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.  Фонетический разбор. Контрольная работа, включающая фонетический разбор. Лексика и фразеология (6 ч) Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старосла вянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления:  диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно­ бытовая и книжная.  Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их  в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в  строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико­фразеологический анализ текста. Контрольный диктант с лексико­грамматическими заданиями Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч) Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Практическая работа по теме  Морфология и орфография (6 ч) Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические  формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно­выразительные возможности  морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. Контрольный диктант с лексико­грамматическим заданием Речь, функциональные стили речи (3 ч) Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки,  конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно­популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили  речи, их общая характеристика. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) Научный стиль речи (4 ч) Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности  научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и  классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в  речи. Использование учащимися средств научного стиля. Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки  описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа) Итоговая контрольная работа Общая и индивидуальные ориентировочные  беседы о темах выпускных рефератов, проектов  11 класс Официально­деловой стиль речи (4 ч) Официально­деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально­делового стиля: точность, неличный ха­ рактер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические,  синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально­делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Практическая работа по теме Синтаксис и пунктуация (6 ч) Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений,  предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль  пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и  сложного предложений, предложения с прямой речью.  Контрольный диктант с лексико­грамматическими заданиями Публицистический стиль речи (6 ч) Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства  эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное  выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам. Использование учащимися  средств публицистического стиля в собственной речи.  Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по  выбору учащихся, с использованием материалов учебника) Разговорная речь (4 ч) Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,  неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,  лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.  Особенности речевого этикета в официально­деловой, научной и публицистической сферах общения. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) Язык художественной литературы (6 ч) Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно­  выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая лич­ ность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно­выразительные возможности  морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование ма­ стерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно­языковой  формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы,  образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения Общие сведения о языке (4 ч) Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях,  грамматиках, учебных пособиях, справочниках.  Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые­русисты. Контрольный диктант с лексико­грамматическими заданиями Повторение (4 ч) Итоговая контрольная работа Защита реферата, проекта Тематическое планирование Содержание 10 класс Повторение   и   углубление   изученного   в   основной школе. Общие сведения о языке Русский язык как система средств разных уровней Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия Лексика и фразеология Состав слова (морфемика) и словообразование Морфология и орфография Речь, функциональные стили речи Научный стиль речи ИТОГО: 11 класс Официально­деловой стиль речи  Синтаксис и пунктуация  Публицистический стиль речи  Разговорная речь  Язык художественной литературы  Общие сведения о языке  Повторение  ИТОГО: Кол­во часов 5 2 4 6 4 6 3 4 34 4 6 6 4 6 4 4 34 Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Учебник Русский язык. 10­11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. Учебно ­ методическое обеспечение УМК 1. «Программы по русскому языку для 10­11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно­методические материалы. Русский  язык. 10­11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2013.   2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10­11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. ­ М.: Просвещение, 2005. Для информационно­компьютерной поддержки учебного процесса  предполагается использование следующих программно­педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ­ Электронный репетитор. Русский язык. 9­11 классы (система обучающих тестов); ­ 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык; ­ Единый государственный экзамен; Русский язык; 2007­2008; электронное учебное пособие. ­ СО­КОМ; ­ Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. ­ СО­КОМ. ­ М.: Кирилл и Мефодий, 2008. Интернет­ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Грамота.Ру: справочно­информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru  Крылатые слова и выражения   http  Культура письменной речи   http  Мир слова русского   http   ://   www  Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi­rus.ru/pravila.htm  Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru   ://   slova  .  ru  ://   www   .  gramma    .  org  .  rusword    .  ndo     .  ru Перечень технических средств, имеющихся в кабинете 1. Компьютер 2. Мультумедиапроектор 3. Принтер лазерный 4. Экран на штативе. Дистанционное обучение С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных  условий: в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т. п. организуется  дистанционное обучение в следующих формах: через электронный дневник школьника, через общение с помощью электронной почты учащегося и педагога, через онлайн при подготовке к региональному экзамену, к ГИА и ЕГЭ, через общение по skype, agent mail/ru и BaEWES и др. через сайт интернетурок      В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: Планируемые результаты обучения «Русский язык» ­ связь языка и истории, культуры русского и других народов; ­ смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ­ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ­ орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения; уметь: ­   осуществлять   речевой   самоконтроль;   оценивать   устные   и   письменные   высказывания   с   точки   зрения   языкового   оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ­ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ­ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение: ­   использовать   основные   виды   чтения   (ознакомительно­изучающее,   ознакомительно­реферативное   и   др.)   в   зависимости   от коммуникативной задачи; ­ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо: ­   создавать   устные   и   письменные   монологические   и   диалогические   высказывания   различных   типов   и   жанров   в   учебно­научной   (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; ­   применять   в   практике   речевого   общения   основные   орфоэпические,   лексические,   грамматические   нормы   современного   русского литературного языка; ­ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ­ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; ­ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; ­ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; ­   увеличения   словарного   запаса;   расширения   круга   используемых   языковых   и   речевых   средств;   совершенствования   способности   к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ­   совершенствования   коммуникативных   способностей;   развития   готовности   к   речевому   взаимодействию,   межличностному   и межкультурному общению, сотрудничеству; ­ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; ­ понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643) Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения: ­ осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем; ­ вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; ­ переводить с родного языка на русский тексты разных типов. 11. Система оценивания и контроля. «Нормы   оценки...»   призваны   обеспечить   одинаковые   требования   к   знаниям,   умениям   и   навыкам   учащихся   по   русскому  языку.  В   них устанавливаются:   1)   единые   критерии   оценки   различных   сторон   владения   устной   и   письменной   формами   русского   языка   (критерии   оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. Оценка устных ответов учащихся Устный   опрос   является   одним   из   основных   способов   учета  знаний   учащихся   по   русскому   языку.   Развернутый   ответ   ученика   должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень  осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5»  ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;  2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2»  ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но    Оценка   («5», «4»,    и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса ­ 100­110, для VII ­ 110­120, для VIII ­ 120­150, для IX класса — 150 —170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Оценка диктантов Контрольный словарный диктант  проверяет усвоение слов с  непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15­20, для VI класса ­ 20­25, для VII класса ­ 25­30, для VIII класса ­ 30 ­ 35, для IX класса ­ 35 ­ 40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.  Итоговые диктанты,  проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для  контрольных  диктантов  следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями.  В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух­трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах ­ не более 7 слов, в VIII­IX классах ­ не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра­по­тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения  для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в  наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо   учитывать   также  повторяемость  и  однотипность  ошибок. Если  ошибка повторяется в одном и том же слове   или   в   корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная  оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Оценка  «5»  выставляется за безошибочную работу, а также  при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой  пунктуационной . Диктант оценивается одной отметкой. ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка  «3»  выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические   и   4   пунктуационные   ошибки,   или   3   орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка  «2»  выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых  при  выставлении   оценки  за  диктант, следует   принимать  во  внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса ­ 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе ­100­150 слов, в VI классе ­ 150­200, в VII классе ­ 200­250, в VIII классе ­ 250­ Оценка сочинений и изложений 350, в IX классе ­ 350­450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5, в VII классе ­ 1,5­2,0, в VIII классе ­ 2,0­3,0, в IX классе ­ 3,0­4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая ­ за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками  по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли;    > полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок ­ орфографических, пунктуационных и грамматических. 1 Основные критерии оценки «5» Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. ­ 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» Содержание и речь 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. Грамотность Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.    «3» Содержание и речь 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях Следует   различать   понятия   «ошибка»   и   «недочет».   Ошибка   ­   это   нарушение   требований   к   правильности   речи,   нарушение   норм литературного  языка.  О ней мы говорим  «так сказать нельзя». Недочет ­ это нарушение  рекомендаций,  связанных  с понятием  хорошей, коммуникативно­целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет ­ с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет ­ это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи. Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства  неточно  передают   мысль  или  искажают  ее,   не  раскрывают   отношения  автора   к  описываемым  фактам,  не  соответствуют  стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать: ­ повторение одного и того же слова; ­ однообразие словарных конструкций; ­ неудачный порядок слов; ­ различного рода стилевые смешения. Ошибки в содержании сочинений и изложений Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно­следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. Логические ошибки ­нарушение последовательности в высказывании; ­отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; ­неоправданное повторение высказанной ранее мысли; ­раздробление одной микротемы другой микротемой; ­несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; ­перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); ­неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям Речевые ошибки К   речевым   ошибкам   относятся   ошибки   и   недочеты   в   употреблении   слов   и   построении   текста.   Первые,   в   свою   очередь,   делятся   на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; • ребенка и идти у него на поводке; • • • стрижке); • ближе; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно; пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов. Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: • • (вместо отец) одного из малышей; • • Речевые ошибки в построении текста: • • смотрел ему вслед; • • например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; • неудачный порядок слов. бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго стилистически неоправданное повторение слов; неудачное употребление  местоимений  для связи предложений  или  частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве  или  видоизменении  слов нормативного языка (например, Грамматические ошибки Грамматические ошибки ­ это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ   грамматических   ошибок   помогает   учителю   определить,   какими   нормами   языка   (словообразовательными,   морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.  Разновидности грамматических ошибок • надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические. • думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в кан оях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.) • а) б) ­ нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; ­ нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; ­ разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн; ­   ошибки   в   предложениях   с   причастными   и   деепричастными   оборотами,   например;   причалившая   лодка   к   берегу;   На   картине   «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени; ­ местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки; Синтаксические Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; ошибки в структуре простого предложения: ­ пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол. в) ошибки в структуре сложного предложения: ­ смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами; ­ отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить   грамматические   и   орфографические   ошибки.   К   примеру,   ошибка   в   окончании   браконьерам,   промышляющих   в   лесах   не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.                                     Оценка обучающих работ  Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При   оценке   обучающих   работ   учитывается:   1)   степень   самостоятельности   учащегося;   2)   этап   обучения;   3)   объем   работы;   4)   четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если   возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и   «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием   или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления. Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. Оценка тестов При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала Баллы Степень выполнения заданий 1 2 3 4 5 Менее чем на балл «2» Выполнено не менее 20 % предложенных заданий Выполнено не менее 30 % предложенных заданий        Выполнено не менее 40 % предложенных заданий Выполнено не менее 50 % предложенных заданий 6 7 8 9 10 Выполнено не менее 60 % предложенных заданий Выполнено не менее 70 % предложенных заданий Выполнено не менее 80 % предложенных заданий Выполнено не менее 90 % предложенных заданий    Выполнены все предложенные задания Выведение итоговых отметок За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая  отметка  не  должна  выводиться   механически,  как  среднее   арифметическое   предшествующих  отметок.  Решающим  при  ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы   стимулировать   серьезное   отношение   учащихся   к   занятиям   на   протяжении   всего   учебного   года,   при   выведении   итоговых   отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При   выведении   итоговой   отметки   преимущественное   значение   придается   отметкам,   отражающим   степень   владения   навыками (орфографическими,   пунктуационными,   речевыми).   Поэтому   итоговая   отметка   за   грамотность   не   может   быть   положительной,   если   на протяжении   четверти   (года)   большинство   контрольных   диктантов,  сочинений,   изложений   за   орфографическую,   пунктуационную,  речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками. Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по русскому языку в 10 классе  осуществляется учителем­предметником и включает в себя следующие виды контроля:  текущий контроль – осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в  состав действия В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ  последовательности учебных действий. Это определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих  возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающегося  к контролю. В журнале фиксируются только положительные отметки;  тематический контроль – определяется уровень сформированности знаний и умений по предмету по итогам изучения крупной темы  (форма контроля: проверочные письменные работы/тесты/ словарные, контрольные диктанты). Результаты проверки фиксируются в  классном журнале; промежуточный контроль – определяется уровень достижения планируемых результатов изучения русского языка за учебный год  (форма контроля: письменная работа в форме и по материалам ЕГЭ часть С).    Оценивание текущей успеваемости осуществляется по пятибалльной шкале: 5 баллов – отлично, 4 балла – хорошо, 3 балла –  удовлетворительно, 2 балла – неудовлетворительно. Текущий контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: ­ учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно  излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; ­ учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов,  конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно­выразительными  возможностями, нормами орфографии и пунктуации; ­ учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными  задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения  учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, входная контрольная  работа, проверочные, словарные, контрольные диктанты, тесты  и итоговая  аттестация.

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017