Рабочая программа по сенсорному развитию
Оценка 4.6

Рабочая программа по сенсорному развитию

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
22.10.2017
Рабочая программа по сенсорному развитию
Рабочая программа по сенсорному развитию составлена на основе методических рекомендаций и авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1— 4 классов общеобразова-тельных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы: Л. А. Метиева, Я. Удалова. Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.Рабочая программа по сенсорному развитию составлена на основе методических рекомендаций и авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1— 4 классов общеобразова-тельных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы: Л. А. Метиева, Я. Удалова. Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.
Сенсорика РП.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа №15 посёлка  Верхневеденеевского муниципального образования Белореченский район                                                                                               УТВЕРЖДЕНО                                                                            решением педагогического совета от  31 августа 2017 года протокол № 1                                                                          Председатель ______ Домский Г.В  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                               (обучение на дому) По     сенсорному развитию Уровень образования (класс):    начальное  общее образование,   (1­4  классы) Количество часов:      135 ч Учитель:  Алексанян Елена Григорьевна      Программа разработана  в  соответствии  с ФГОС обучающихся с  умственной отсталостью, авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию   психомоторики   и   сенсорных   процессов»   для   обучающихся   1­4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, авторами Л.А.Метиевой, Э.Я Удаловой  и на основе адаптированной  основной образовательной программы   начального общего образования   обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) 1 вида 1. Пояснительная записка.                                                                                                          Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения   социальными   и   познавательными   компетентностями,   что   в   конечном   итоге   будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и сенсорному развитию. У   обучающихся   при   недоразвитии   интеллекта     выявляется   весь   комплекс   психомоторных нарушений,   который   включает   в   себя:   нарушения   мелкой   и   общей   моторики,   нарушения пространственной   ориентировки   и   координации   движений,   нарушения   таких   познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Занятия   по   развитию   психомоторики   и   сенсорных   процессов   имеют   важное   коррекционно­ развивающее   значение,   оказывают   существенное   воздействие   на   интеллектуальную,  эмоциональную, двигательную   сферу;   способствуют   формированию   положительных   навыков  поведения   учащихся   с ограниченными возможностями здоровья.       Рабочая  программа по сенсорному развитию  составлена на основе методических рекомендаций  и авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного   Базисным   учебным   планом   для   учащихся 1—   4   классов   общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы:     Л. А. Метиева,  Я. Удалова.      Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления   его   социальности,   освоения   общественных   отношений,   обогащения   мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном   развитии,   поскольку   бóльшая   часть   из   них   в   настоящее   время,   что   подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.       Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет  своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в  совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное  полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации  психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.       Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять  существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических  процессов памяти, мышления, речи, воображения.       Задачи:       —формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;       —коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического  и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета,  особых свойств предметов, их положения в пространстве;  —формирование пространственно­временных ориентировок;  —развитие слухоголосовых координаций;  —формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии  свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);  —совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности;  —обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;  —исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно­двигательной координации;  —формирование точности и целенаправленности движений и действий.       Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной  увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности,  занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.       Программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы. 2. Общая характеристика коррекционного курса  «Сенсорное развитие».   В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний  сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые  выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение  использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств  какого­либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является  самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.       Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу  включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости,  скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.       Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование  сенсорно­перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все  разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к  речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до  развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели  и программы действий, т. е. планирования.       Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных  процессов включает в себя следующие разделы:       —развитие моторики, графомоторных навыков;       —тактильно­двигательное восприятие;       —кинестетическое и кинетическое развитие;       — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;  — развитие зрительного восприятия;  — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; —развитие слухового восприятия;  — восприятие пространства;  —восприятие времени 3. Описание места коррекционного курса  "Сенсорное развитие" в учебном плане   В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом  1 час в неделю, 135 часов на весь период обучения, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2­4 классах – по 34 часа.   4. Личностные  и предметные результаты освоения коррекционного  курса "Сенсорное  развитие"   В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных  процессов школьники должны научиться: 1 класс       — целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;       — правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;       — анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;       — различать и называть основные цвета;       — классифицировать геометрические фигуры;       — составлять предмет из 2—3 частей;       — определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;       — зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;       — классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным  эталонам, делать простейшие обобщения;       — различать речевые и неречевые звуки; — ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;       — выделять части суток и определять порядок дней недели.       2 класс       — точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;       — выполнять выразительные движения;       — согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;       — рисовать и обводить по трафарету, штриховать;       — определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;       — различать и называть основные цвета и их оттенки;       — конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;       — узнавать предмет по части;       — определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;       — находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;       — делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;       — различать вкусовые качества;             — сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;       — различать характер мелодии;       — ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;       — соотносить времена года с названиями месяцев;       3 класс       — целенаправленно выполнять действия по трех­ и четырехзвенной инструкции педагога;       — дорисовывать незаконченные изображения;       — группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их  словом;       — составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;       — конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;       — определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;       — зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их  словом;       — классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;       — различать запахи и вкусовые качества, называть их;       — сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;       — действовать по звуковому сигналу;       — адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения  с помощью предлогов;       — определять время по часам.       4 класс       — целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план  действий;       — выполнять точные движения при штриховке двумя руками;       — пользоваться элементами расслабления;       — группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;       — смешивать цвета, называть их;       — конструировать сложные формы из 6—8 элементов;       — находить нереальные элементы нелепых картинок;       — определять противоположные качества и свойства предметов;       — самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;       — распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху  и вкусу;       — определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;       — моделировать расположение предметов в заданном пространстве;       — определять возраст людей.          Своевременная   психолого­педагогическая   помощь   младшим   школьникам   с   интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения. 5. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» 1 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час) Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков(7 часов) Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.   Специальные   упражнения   для   удержания   письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание по трафарету.   Пальчиковая   гимнастика. Тактильно­двигательное восприятие (2 часа) Определение   на   ощупь   плоскостных   фигур   и   предметов,   их   величины.   Работа   с   пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.  Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа) Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.  Выполнение   упражнений   по   заданию   педагога,   обозначение   словом   положения   различных   частей своего   тела.   Выразительность   движений   (имитация   повадок   зверей,   игра   на   различных   музыкальных инструментах).  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (9 часов) Формирование   сенсорных   эталонов   плоскостных   геометрических   фигур   (круг,   квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака   формы;   называние   основных   геометрических   фигур.   Классификация   предметов   и   их изображений   по   форме   по   показу.   Работа   с   геометрическим   конструктором.   Сопоставление   2­х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различие и выделение   основных   цветов   (красный,   желтый,   зеленый,   синий,   черный,   белый).   Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2   –   3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часов) Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2  –  3 деталей,   по   инструкции   педагога).   Дифференцированное   зрительное   восприятие   2­х   предметов: нахождение   отличительных   и   общих   признаков.   Определение   изменений   в   предъявленном   ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.  Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (2часа) Контрастные температурные ощущения (холодный  –  горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький,   соленый).   Обозначение   словом   собственных   ощущений.   Запах   приятный   и   неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа) Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.  Восприятие пространства (3часа) Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой / левой / руки / ноги, правой /левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа   –   слева, вверху   –   внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции   педагога.   Ориентировка   в   линейном   ряду   (порядок   следования).   Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх / низ, правая / левая сторона).  Восприятие времени (2 часа) Сутки.   Части   суток.   Работа   с   графической   моделью   «Сутки».   Обозначение   в   речи   временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. 2 класс Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (7ч) Координация движений (игры с мячом, обручем).Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). Штриховка в  разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента  из геометрических  фигур. Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.  Работа в технике «объемной аппликации». пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Тактильно-двигательное восприятие (2ч) Определение   на  ощупь  предметов.   Дидактическая  игра « Волшебный мешочек». Работа с  Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч) Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (9ч) Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).  Группировка предметов по  зверей, природных явлений). форме (объемные и плоскостные).  Сравнение 2­3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине.  Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. Составление сериационных рядов  по величине из 3­4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери  предметы такого же цвета».Конструирование предметов  из   геометрических  фигур (2­ 4 детали).  Выделение  и  различение  частей  знакомых  предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы,  стенки, т.д.). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3ч) Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3­4 деталей (по  инструкции педагога).Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4­5  предметов). Различение «наложенных» изображений предметов (2­3 изображения). Восприятие особых свойств предметов (3 ч) Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы измерения температуры  (градусник).  Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение  словом  ощущений. Восприятие чувства тяжести от разных  предметов  (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное  обозначение барических ощущений. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2ч) Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, Восприятие пространства (3 ч) Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных  ложки, гармошки, бубен). Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). предметов в вертикальном поле листа. Дидактическая игра «Определи положение предмета»;  вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Восприятие времени (3ч) Времена года. Работа с графической   моделью   «Времена года». Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам. Игры  с  моделью  часов. 3 класс Развитие моторики, графомоторных навыков. (7ч) Упражнения   на   развитие   меткости   («Кольцеброс»,   «Дартц»,   «Тигр»).Развитие   согласованности движений   на   разные   группы   мышц   (по   инструкции   педагога).Пальчиковая   гимнастика   с   речевым сопровождением.   Совершенствование   точности   мелких   движений   рук   (завязывание,   развязывание, шнуровка, застегивание).Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Тактильно – двигательное восприятие. (2 ч) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)».Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Кинестетическое и кинетическое развитие. (2ч) Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы);   вербализация   собственных   ощущений.   Выразительность   движений   (имитация   повадок животных, инсценирование  школьных событий). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. (9 ч) Понятие   «овал».   Упражнения   в   сравнении   круга   и   овала.   Комбинирование   разных   форм   из геометрического   конструктора   по   инструкции.   Дидактическая   игра   «Часть   и   целое».   Составление сериационных   рядов   по   величине   из   4­5   предметов.   Группировка   предметов   по   самостоятельно выделенному  признаку.   Цветовой   спектр.   Цвета  теплые   и   холодные.   Дидактическая   игра   «Цветик   ­ семицветик».   Узнавание   предмета   по   его   отдельным   частям.   Дорисовывание   незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. (3 ч) Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». Восприятие особых свойств предметов. (3 ч) Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение  различных свойств веществ   (твердость,   сыпучесть,   вязкость,   растворимость).   Развитие   дифференцированных   ощущений чувства тяжести (тяжелее ­ легче). Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. (2ч) Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня». Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». Восприятие пространства. (3 ч) Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с   использованием   предлогов.   Моделирование   пространственного   расположения   мебели   в   комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. Восприятие времени. (3ч) Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». 4 класс Развитие моторики, графомоторных навыков. (7ч) Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок ­ бег, два хлопка ­ бег назад, т.д.). Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая   мозаика,   «Лего»,   соединение   колец   в   цепочку).   Вычерчивание   геометрических   фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). Тактильно – двигательное восприятие. (2ч) Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игра «Волшебный мешо­чек»  (с мелкими предметами). Кинестетическое и кинетическое развитие. (2ч) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Воображаемые действия (вдеть нитку в  иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. (9ч) Группировка   предметов   по   самостоятельно   выделенным   двум   признакам;   обозначение   словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4­5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления   отдельных   параметров   предметов   (по   длине,   ширине,   высоте).   Цветовой   спектр. Смешение   цветов   (оттенки).   Определение   постоянных   цветов.   Дидактическая   игра   «Назови   цвет». Конструирование   сложных   форм   предметов   («Технический   конструктор»,   мелкие   пазлы).   Узнавание предметов по одному элементу. Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая  игра «Узнай по описанию». Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. (3ч) Нахождение «нелепиц» на картинках. Дидактическая игра «Лабиринт».Тренировка зрительной  памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Восприятие особых свойств предметов. (3ч) Температура.   Градусники   для   измерения   температуры   тела,   воды,   воздуха. Восприятие дифференцированных   вкусовых   ощущений   (сладкий   –   слаще,   кислый   –   кислее,   т.д.);   словесное обозначение.   Определение   противоположных   качеств   предметов     и   противоположных   действий, совершаемых с предметами Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. (2ч) Развитие   слухомоторной   координации.   Дидактическая   игра   «Запрещенный   звук».   Определение   на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». Восприятие пространства. (3ч) Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной  комнате). Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по­разному  расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Восприятие времени. (3ч) Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных  событий. Возраст людей. 6.  Тематическое планирование  с определением основных видов  учебной деятельности  обучающихся 1 КЛАСС Кол- во часо в 1 7 Темы Обследование детей Раздел Введение Развитие крупной мелкой моторики; графомоторных навыков и Основные виды обучающихся универсальных действий) деятельности (на уровне учебных проговаривать последовательность действий, ориентироваться на сенсорные эталоны; выявлять закономерности и проводить аналогии действовать по звуковому сигналу; выявлять функциональные отношения между понятиями зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным признакам; обобщать, делать несложные выводы самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью; выделять существенные признаки предметов целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога; описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога Ко л- во ча со в 1 1 1 1 навыка 1 Развитие крупной моторики. Развитие согласованности и действий движений разных частей тела мелкой Развитие моторики пальцев и руки. Развитие владения письменными принадлежностями. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Развитие координации движений руки и глаза Работа в технике рванной аппликации на величины Определение ощупь предмета Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Формирование ощущений от различных поз тела. Выразительность движений. 2 2 9 Тактильно- двигательное восприятие Кинестетическо е и кинетическое развитие Восприятие формы, величины, цвета; конструировани е предметов 1 1 1 1 1 1 1 классифицировать явления, предметы определять на ощупь поверхность предметов; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им определять на ощупь поверхность предметов уметь обратиться ко взрослому за помощью классифицировать предметы по форме, величине, цвету; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; давать полное описание объектов и явлений слушать и понимать речь других; определять правильность выполнения основе сравнения с задания на предыдущими и образцом аналогичными заданиями; сравнивать между собой предметы, явления группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса узнавать предметы по заданным признакам; узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; выражать пространственные отношения с помощью предметов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя по Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Группировка предметов и их изображений по форме Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» Различение предметов величине Сравнение 2-х предметов по высоте и длине Сравнение предметов ширине и толщине Знакомство основными цветами Различение обозначение основных цветов Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале 2-х по с и противоположно различать направленные действия и явления; учиться отличать верно выполненное задание от неверного составлять цветовую гамму от темного к светлому; различать и называть цвета ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);учиться работать по предложенному учителем плану сравнивать предметы по внешним признакам 1 1 1 1 1 1 1 1 1 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях; учиться своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради практически выделять признаки и свойства объектов и явлений высказывать 3 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Формирование навыков зрительного анализа и синтеза Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. Упражнения профилактики коррекции зрения для и Развитие осязания Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды Дидактическая игра «Кто и как голос подает» в Ориентировка помещении Ориентировка на листе бумаги Расположение предметов на листе бумаги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Восприятие особых свойств предметов 2 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства Восприятие времени 2 3 2 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; употреблять в речи слова, пространственные обозначающие предметов, и слов, признаки обозначающих пространственные отношения предметов; проговаривать последовательность действий. сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку» между функциональные выявлять понятиями отношения практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; обобщать, делать несложные выводы практически выделять признаки и свойства объектов и явлений ; ориентироваться проговаривать последовательность действий. в пространстве выявлять закономерности и проводить аналогии адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выявлять функциональные отношения понятиями между адекватно; ориентироваться на плоскости и в пространстве Определять последовательность событий определять время суток определять дни недели, время суток Сутки. Части суток. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели 1 1 2 КЛАСС Темы Кол- во часо в 7 Основные виды обучающихся универсальных действий) деятельности (на уровне учебных   делать Уметь   проговаривать   последовательность действий,   ориентироваться   на   сенсорные эталоны, выявлять закономерности и проводить аналогии   действовать   по   звуковому   сигналу, обобщать,   несложные   выводы самопроизвольно согласовывать свои движения и   действия,   опосредовать   свою   деятельность речью, передавать в рисунках основную форму предметов,   устанавливать   ее   сходство   с известными   геометрическими   формами   с помощью  учителя,  целенаправленно  выполнять действия   по   двух   и     трехзначной   инструкции педагога Ко л- во ча со в 1 1 1 1 1 1 1  классифицировать определять на ощупь  поверхность предметов  явления, предметы     Раздел и Развитие крупной мелкой моторики; графомоторных навыков Координация движений (игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Работа в технике «объемной аппликации». Тактильно- двигательное 2 1 1 1 слушать и понимать речь других определять   правильность   выполнения   задания на  основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными  заданиями 1   уметь   обратиться   ко   взрослому   за   помощью классифицировать   предметы   по   форме, величине,   цвету,   определять   и   формулировать цель   деятельности   с   помощью   учителя   давать полное   описание   объектов   и   явлений, сравнивать   между     собой   предметы,   явления группировать   предметы   по   двум   заданным признакам формы, величины или цвета, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; классифицировать предметы по форме, величине,   цвету,   различать   и   называть   цвета ориентироваться   в   книге   (на   развороте,   в оглавлении, в  условных обозначениях) Определение на ощ упь предметов. Дидактическая игра « Волшебный мешочек». Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). 2 9 восприятие Кинестетическо е и кинетическое развитие Восприятие формы, величины, цвета; конструировани е предметов Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, по длине и ширине. Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. 1 1 1 1 1 Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета». Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали). Выделение и различение частей знакомых предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4- 5 предметов). Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Развитие осязания (температурные щущения). Приборы измерения температуры (градусник). Развитие обоняния 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Восприятие особых свойств предметов 3 учиться   высказывать   своё   предположение (версию)     на   основе   работы   с   иллюстрацией рабочей     тетради   практически   выделять признаки и свойства объектов и  явлений узнавать и показывать основные геометрические фигуры   и   тела;   употреблять   в   речи   слова, обозначающие   пространственные   признаки предметов, обозначающих пространственные отношения предметов; слов,   и (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен). Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Времена года. 1 1 1 1 1 1 1 2 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства 3 Восприятие времени 3 выявлять   функциональные   отношения   между понятиями   практически   выделять   признаки   и свойства объектов и явлений, обобщать, делать несложные   выводы   практически   выделять признаки и свойства объектов и явлений проговаривать   последовательность   действий. ориентироваться   в   пространстве,       выявлять закономерности   и   проводить   аналогии адекватно   ориентироваться   на    плоскости   и  в пространстве Определять   последовательность   событий определять   время   года,   определять   время   по часам Работа с графической моделью «Времена года». Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам. Игры с моделью часов. 1 1 Кол- во часов 7 Раздел Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 3 КЛАСС Темы виды Основные деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Ко л- во час ов Обучать     2­3­х   целенаправленным действиям   по   инструкции   педагога, состоящих   из звеньев. Координировать   движения   (игры   типа «Тир»,   игры   с   мячом,   обручем). Пальчиковая   гимнастика   с   речевым сопровождением.   Развивать   моторику руки,   формировать   графические навыки.   Обводить   и   рисовать   по трафарету.   Штриховать   в   разных Синхронизировать направлениях. работу   обеих   рук   (штриховка, нанизывание).   Работать   с   ножницами. Делать   Выполнять графический диктант по показу.  аппликацию.     Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», «Дартц», «Тигр»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по 1 1 1 1 1 1 Тактильно- двигательное восприятие 2 Кинестетическое и кинетическое развитие 2 образцу. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает … (пушистое)». Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). 1  1 1 1 1 Определять   на   ощупь   предметы   с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определять   на   ощупь   формы предметов.   Работать   с   пластилином   и глиной   (твёрдое   и   мягкое   состояние). Играть со средней мозаикой.     Формировать ощущения от статических и   динамических   движений   различных частей   тела   (верхние   и   нижние конечности, тело), вербализация   ощущений.   Игры   типа   копирование   поз   и «Зеркало»: движений   ведущего.   Имитировать движение     поз   (повадки   животных, природных явлений). голова, 9 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов . Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Дидактическая игра «Цветик - семицветик». Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Развитие зрительного восприятия и зрительной 3   набор     квадрат, эталонов Формировать геометрических фигур и их вариантов (круг,   прямоугольник, треугольник,   куб,   шар);   обозначать словом.   Сравнивать   2­3   предмета   по основным   параметрам   величины (размер,   высота,   длина,   толщина), обозначение   словом.   Группировать предметы   по   одному­двум   признакам (по   форме   и   величине,   по   цвету   и форме).   Составлять   сериационные ряды   из   3­4   предметов   по   заданному признаку.   Различать   цвета   и   оттенки. Подобрать   оттенки   цвета   к   основным цветам.   Конструировать   предметы   из геометрических   фигур   (2­4   детали   – машина,   дом…).   Различать   основные части   хорошо   знакомых   предметов. Составлять   целое   из   частей   на разрезном   наглядном   материале   (3­4 детали).   Формировать произвольности зрительного   восприятия   и   зрительной памяти.   Определять   изменения   в предъявленном   ряду   картинок, игрушек,   Находить   предметов. памяти Восприятие особых свойств предметов 3 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2 1 1 1 1 1 1 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».   различия   у   двух   сходных   сюжетных   Различать   «наложенные» картинок. (2­3 изображения изображения). 3­4 предмета,   игрушки   и   воспроизводить их   в   исходной   последовательности. Упражнения   для   профилактики   и коррекции зрения. предметов Запоминать       словом     Ощущать вкусовые качества (сладкое   сырое   –   варенное), –   горькое,   обозначать вкусовых ощущений.   Контрастные   ароматы (резкий   –   мягкий,   свежий   – испорченный).   Воспринимать   чувства тяжести   от   разных   предметов   (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнивать три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий).   Дифференцировать   колокольчик,   звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,   бубен, гармошка, ложки).   Характеризовать  звуки по громкости и длительности   (шумы,   музыкальные   и речевые звуки). Различать мелодии по характеру грустная). Подражать звукам окружающей среды. (весёлая, барабан, Восприятие пространства 3 Восприятие времени 3 Различать по голосу знакомых людей. Ориентироваться   в   помещении, понятия «ближе» ­ «дальше»; двигаться в   заданном   направлении,   обозначать словом   направления   движения. Ориентироваться   в   поле   листа (выделение   всех   углов).   Располагать плоскостные   и   объёмные   предметы   в вертикальном   и   горизонтальном   поле листа.   Выражать   пространственные отношения   между   конкретными объектами   посредством   предлогов. Пространственная   ориентировка   на поверхности парты. Знакомить: с порядком месяцев в году; с   временами   года.   Работать   с графической моделью «Времена года». Измерять время (сутки, неделя, месяц); часы,   их   составляющие   (циферблат, стрелки). Определять время по часам (с точностью до 1 часа). Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня». Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». 1 1 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». Кол- 1 1 1 1 1 1 Раздел и Развитие крупной мелкой моторики; графомоторных навыков во часо в 7 Темы виды Основные деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Ко л- во ча сов Развивать согласованность движений на разные группы   мышц   при   выполнении   упражнений   по инструкции   педагога.   Выполнять   действия   по трёх­   и   четырёхзвенной   инструкции   педагога. Соотносить   движения   с   поданным   звуковым сигналом.   Совершенствовать   точность   мелких движений рук. Штриховать изображения двумя руками.   Вычерчивать   геометрические   фигуры,   дорисовывать половины изображения.   Графический   диктант   с усложнённым заданием. Вырезать ножницами на глаз изображения предметов. симметричные   Развитие согласованности  движений на разные  группы мышц (по  инструкции педагога). Соотношение движений с  поданным звуковым  сигналом (один хлопок ­  бег, два хлопка ­ бег назад, т.д.). Выполнение  целенаправленных  действий по трехзвенной  инструкции педагога  (поворот направо – два  шага вперед – один шаг  назад); словесный отчет о  выполнении. Совершенствование  точности мелких  движений рук (мелкая  мозаика, «Лего»,  соединение колец в  цепочку). Вычерчивание  геометрических фигур  (окружность, квадрат,  треугольник). Дорисовывание  симметричной половины  изображения. Вырезание ножницами «на  глаз» изображений  предметов (елочка,  снежинка, яблоко). Закрепление тактильных  ощущений при работе с  пластилином и глиной. 1 1 1 1 1 1 1 1 Тактильно- двигательное восприятие 2   вогнутый, Определять   на   ощупь   разные   свойства   и качества   предметов,   их   величины   и   формы (выпуклый,   горячий, деревянный, круглый и т.д.). Находить на ощупь два   одинаковых   контура   предмета   из   4­5 предложенных. тактильные ощущения   при   работе   с   пластилином,   тестом, глиной. Играть с мелкой мозаикой Закреплять   колючий, Произвольное   и   по   инструкции   педагога сочетать движение и позы разных частей тела; вербализавать ощущения. Упражнения   на   расслабление   и   снятие мышечных зажимов. собственные           по предметы два Группировать самостоятельных   выделенным   признака; обозначать словом. Сравнивать и группировать предметы   по   заданным   параметрам   формы, величины, цвета. Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5­ 6   предметов.   Использовать   простые   меры   для измерения   и   сопоставления   предметов. Смешивать цвета. Определять постоянные цвета (белый   снег,   зелёный   огурец   и   т.д.).   Узнавать целое   по   одному   фрагменту.   Определять предметы   по   словесному   описанию. Конструировать   сложные   формы   предметов   с использованием   объёмных   геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6­ 8   элементов.   Составлять   целое   из   частей   на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5­7 частей). Игра «Волшебный  мешочек» (с мелкими  предметами). Упражнения на  расслабление и снятие  мышечных зажимов. Воображаемые действия  (вдеть нитку в иголку,  подбросить мяч, наколоть  дров, прополоскать белье). 2 9 Кинестетическо е и кинетическое развитие Восприятие формы, величины, цвета; конструировани е предметов Группировка предметов по самостоятельно  выделенным двум  признакам; обозначение  словом. Сравнение и группировка  предметов по форме,  величине и цвету. Составление  сериационных рядов по  самостоятельно  выделенным признакам из  4­5 предметов. Использование простых  мерок для измерения и  сопоставления отдельных  параметров предметов (по  длине, ширине, высоте). Цветовой спектр.  Смешение цветов  (оттенки). Определение постоянных  цветов. Дидактическая  игра «Назови цвет». Конструирование сложных форм предметов  («Технический  конструктор», мелкие  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Восприятие особых свойств предметов 3 2 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти пазлы). Узнавание предметов по  одному элементу. Узнавание предметов по  словесному описанию.  Дидактическая игра  «Узнай по описанию». Нахождение «нелепиц» на  картинках. Дидактическая игра  «Лабиринт». Тренировка зрительной  памяти. Дидактическая  игра «Нарисуй по  памяти». Температура. Градусники  для измерения  температуры тела, воды,  воздуха.   Восприятие  дифференцированных  вкусовых ощущений  (сладкий – слаще, кислый  – кислее, т.д.); словесное  обозначение. Определение  противоположных качеств  предметов  и  противоположных  действий, совершаемых с  предметами Развитие слухомоторной  координации.  Дидактическая игра  «Запрещенный звук». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формировать   произвольности   зрительного восприятия   и   зрительной   памяти.   Определять изменения   в   предъявленном   ряду   картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных   сюжетных   картинок.   Запоминать   3­4 предмета   и   воспроизвести   их   в   исходной последовательности. для профилактики и коррекции зрения.   Упражнения     вкусовые   Развивать   дифференцированные   осязательные ощущения (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерять температуру с помощью   измерительных   приборов   (градусник для   измерения   температуры,   воды,   воздуха). Дифференцировать   ощущения (сладкое  – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные,   цветочные,   др.).   Измерить   вес разных  предметов   на  весах.  Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный –   светлый,   вредный   –   полезный)   и противоположные   действия,   совершаемые   с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть). Характеризовать   неречевые,   речевые   и музыкальные звуки по громкости, длительности, высоте   тона.   Развивать   слухомоторную координацию.   Определять   на   слух   звучания различных   инструментов. Формировать   чувства   ритма.   Различать   по голосу ребёнка и взрослого   музыкальных Определение на слух  звучания различных  музыкальных  инструментов.  Дидактическая игра  «Угадай, что звучит». Восприятие пространства 3 Моделирование  расположения предметов в пространстве;  вербализация  пространственных  отношений. Моделирование  пространственных  ситуаций по инструкции  педагога (расстановка  мебели в кукольной  комнате). Ориентировка на листе  бумаги разного формата  (тетрадный, альбомный,  ватман) и по­разному  расположенного  (горизонтально,  вертикально, под углом). Работа с календарем и  моделью календарного  года. Последовательность  основных жизненных  событий. Возраст людей. Восприятие времени 3 1 1 1 1 1 1 1   направления   Ориентироваться   в   помещении   и   на   улице; Выполнить   задание   педагога,   связанного   с изменением движения. Моделировать   расположения   различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и   дальнем   пространстве.   Самостоятельное моделировать   пространственные   ситуации (расстановка   мебели   в   кукольной   комнате); предоставление   словесного  отчёта.  Составлять простейшие комнаты. Ориентироваться   на   листе   бумаги   разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по­ разному   расположенного   (горизонтально, вертикально, под углом)  схемы­планы     Определять   время   по   часам.   Длительность различных   временных   интервалов.   Работать   с календарём и моделью календарного года.  Последовательность   основных   жизненных событий.   Возраст   людей.   Использовать   в   речи временные терминологии. 8. Описание материально­технического обеспечения изучаемого предмета. 1. Функционально   ориентированные   игрушки   и   пособия   для   развития сенсомоторных функций; 2. Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики; 3. Технические  средства   обучения.               СОГЛАСОВАНО                                                            СОГЛАСОВАНО                      Протокол заседания      методического объединения                                    Заместитель директора по УР учителей начальных классов ООШ № 15                                              от 30  августа  2017 г.   №    1                                                                 ___И.С.Гайдаров   ________________Алексанян Е.Г.                                     «30» августа  2017 г.

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа по сенсорному развитию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2017