Рабочая программа по технологии с указанием планируемых результатов в 1,2,3 и 4 классах. Личностные, регулятивные и коммуникативные УУД указаны по класса. Содержание учебного курса описано подробно по разделам каждого класса. Представлено в виде таблицы тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол №1 от 30.08.2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ Н. О. Ковалёва
30.08.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Непецинской СОШ
____________ В. И. Кадацкий
30.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ (базовый уровень)
1 4 классы
Составитель: Ворожейкина Людмила Анатольевна
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
КОЛОМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ Рабочая программа по технологии составлена в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. N 373),
с приказом о внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (№ 2357 от 22 сентября 2011г.),
с приказом о внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (№ 1576 от 31 декабря 2015г.),
примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная
школа ( сост. Е. С. Савинов), 4е изд., перераб. М. : Просвещение, 2013.
правилами СанПиН, 2.4.2.282110 «Гигиенические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях». М., 2010), с учетом изменений от
24.11.2015г., постановление №81; с приказом Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих … от 31 марта 2014 г. № 253» (письмо Министерство образования МО
от 17.06.2015 №8313/07о);
с учетом рекомендаций «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа», в
2х ч., М. «Просвещение», 2014г.
с учетом концептуальных положений УМК «Школа России»
учётом особенностей МОУ Непецинской СОШ, образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей.
1.Планируемые результаты освоения курса
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к занятиям предметнопрактической деятельностью;
– представление о причинах успеха в предметнопрактической деятельности;
– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметнопрактической
деятельности;
– интерес к отдельным видам предметнопрактической деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения;
– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
2 – первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных
критериев
успешности учебной деятельности;
– познавательного интереса к занятиям предметнопрактической деятельностью;
– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по
заданным основаниям;
– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять
класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
3 – следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно
преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов,
использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их
ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими
(ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения – изменять вид
конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые
демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значение компьютера в жизни человека;
– понимать смысл слова «информация»;
– наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по
предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
4 2 класс
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям
предметнопрактической деятельностью;
– интерес к предметноисследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– ориентация на оценку результатов собственной предметнопрактической деятельности;
– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и
поступков одноклассников;
– интерес к различным видам конструкторскотехнологической деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
– понимания значения предметнопрактической деятельности в жизни;
– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной
учебной задачи;
– способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
– представления о себе как гражданине России;
– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
5 – осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
– сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с
учебной задачей;
– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
– под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
– осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя
соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе
общения;
– проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
– называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;
– понимать правила создания рукотворных предметов;
– использовать эти правила в своей деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
– называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
6 – узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– называть новые свойства изученных ранее материалов; подбирать материалы по
декоративнохудожественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными
(линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
– распознавать простейшие чертежи и эскизы;
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать изделия по простейшим чертежам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид,
способ соединения;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
– изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу
Обучающийся получит возможность научиться:
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа
соединения деталей;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в
материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые
демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;
– понимать и объяснять смысл слова «информация»;
– с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью
текстового редактора;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям
конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на
основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
7 – уважение к чужому труду и результатам труда;
– уважение к культурным традициям своего народа;
– представление о себе как гражданине России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих
людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств окружающих людей;
– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
– широких социальных и учебнопознавательных мотивов учения;
– учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной
задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса
по технологии;
– готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия
при работе с учебным материалом;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на нагляднообразном и словеснологическом уровнях;
– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в
соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– владеть общими приемами решения задач;
– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
– находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
8 – умению смыслового восприятии познавательных текстов;
– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
– вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– делать выписки из используемых источников информации;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных
задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя
по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей
обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической
деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности
работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
9 Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение
в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в
этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник,
циркуль),
режущими (ножницы), колющими (игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам,
рисункам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
– прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы
соединения деталей;
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
– изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением
развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения
информации;
– различать устройства компьютера;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
– пользоваться калькулятором;
– создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);
– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать по назначению основные устройства компьютера;
– понимать информацию в различных формах;
– переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
10 – создавать простейшие информационные объекты;
– пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
– писать и отправлять электронное письмо;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
4 класс
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего
ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно
познавательные внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание себя как гражданина России;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других
людей;
– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной
культурой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений
социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса
к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
11 – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной
на разных уровнях;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном
материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы,
в открытом
информационном пространстве;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным
критериям;
– обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
– подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных
признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
энциклопедий,
справочников,
12 – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
– находить несколько источников информации, делать выписки из используемых
источников;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,
используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
– контролировать действия партнера;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своих действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при
выработке общего решения;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их
особенности;
– бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
13 – руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей
продуктивной деятельности;
– самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую
деятельность;
– понимать особенности проектной деятельности;
– разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном
мире,
и уважать их;
– понимать особенности групповой проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых
группах.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– осознанно подбирать материалы для изделий по декоративнохудожественным и
конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их
обработки при разметке, сборке, отделке;
– применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими,
колющими (игла, крючок, спицы);
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
– работать с простейшей технической документацией;
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
– прогнозировать конечный практический результат;
– проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки
материалов.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;
– решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения
деталей, придания новых свойств конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным
заданным условиям;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
– изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением
ее
развертки;
14 – создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в
материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика, видео);
– оформлять тексты с помощью текстового редактора MS Word;
– представлять информацию в виде рисунка, таблицы;
– выводить документ на принтер;
– соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и
творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать информационные объекты различной природы (текст, графика);
– составлять и изменять таблицу;
– создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;
– создавать презентацию в программе MS PowerPoint;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального
общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте
творческой предметно преобразующей деятельности человека, о предметном мире как
основной среде обитания современного человека.
В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены
основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие,
организованность, добросовестное и ответственное отношениек делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
2. Содержание учебного курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов
России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника
и других дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
15 Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление
документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия,
презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания
услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования
в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по
самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого
изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование
материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным
и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
В начальной школе учащимися могут использоваться любые доступные в
обработке
экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и
др.), а также материалы, применяемые в декоративноприкладном творчестве региона, в
котором проживают школьники.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической
документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка
деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским
ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия
(клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической
карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов
разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
16 Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия
(общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и
способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико
технологическим,
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
декоративнохудожественным
функциональным,
и
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора.
Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение
к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными
ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из
ресурса компьютера, программ Word.
1 класс
(33 часа)
Основы культуры
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
1.
труда.Самообслуживание
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда
человека. Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа «Человек техника»,
«Человек природа», «Человек человек», «Человек художественный образ».Разнообразие
предметов рукотворногомира (техника, предметы быта, декоративноприкладного искусства).
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на
страницах учебника, обращения к справочным страницам, аудио и видеоматериалам,
общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы.
Самоконтроль практических действий.
Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы) до создания
собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами,
17 индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный
уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин,
«бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).
Свойства материалов:
бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;
пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или стекой, сминать, придавать разную
форму, размазывать;
ткань можно резать, сшивать;
нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж,
веревки использовать для косого плетения.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки.
Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лепка
«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе.
«Рисование» жгутиками из пластилина.
Лепка конструктивным способом несложных фигур.
Лепка из снега.
Аппликация
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов).
Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно
дорисовывать.
Аппликация с использованием «косичек».
Мозаика
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений,
ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
Плетение
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке
(разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
Шитье и вышивание
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску
и клетку. Продергивание нитей
на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
18 2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить
«долиной», сложить «горой», складка, перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой
на эскизы, схемы.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.
3. Конструирование и моделирование
Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Выделение деталей изделия. Виды
соединения деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по
заданным условиям.
Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных
так, что детали отчетливо видны.
Геометрическая мозаика.
Объемное моделирование из готовых геометрических форм
Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги
Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.
Художественное конструирование из природного материала
Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой,
картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.
Моделирование несложных моделей из деталей конструктора
2 класс
(34 часа)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
1.
Самообслуживание
Материальная культура как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности
человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек техника», «Человек природа», «Человек
художественный образ». Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений,
чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио и видеоматериалов, в процессе
общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практическойработы.
Самоконтроль действий. Задания разных типов от точного повторения образца (в виде
рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская
работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
19 Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и
металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга,
пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание,
обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание
наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по
криволинейному контуру, присборивание;
рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.
Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу,
пластиковые трубочки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием
ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток,
скотчем.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из
тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на
плоскую или объемную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем
примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки обрубовка). Лепка из
целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки). Лепка из теста.
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или
картонной основе.
Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью
обрывания.
Объемная мозаика.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата,
треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и
сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата,
проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
20 2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии
чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить
«горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и
объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструирование и моделирование
Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и
мозаика из геометрических фигур Объемное конструирование и моделирование из
готовых форм
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из
цилиндра и конуса).
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Летающие модели.
Моделирование из деталей конструктора
3 класс
(34 часа)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
1.
Самообслуживание
Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.
Профессии типа «Человек техника», «Человек природа», «Человек художественный
образ». Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность).
Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса,
контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других
печатных изданий и электронных источников информации. Задания разных типов от точного
повторения образца (в виде рисунка, схемы,чертежа) до создания собственных образов.
Исследовательская работа.
Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних
условиях.
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового
продукта.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон,
гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки,
яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.
Свойства материалов:
бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в
несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
21 ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов,
надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их
декоративнохудожественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники
Лепка
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в
народных художественных промыслах. Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и
горельеф).
Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный
шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань
большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Мозаика
Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.
Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
Художественное вырезание
Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным
нанесением контура. Вырезание узоров, фигур без предвари_
тельного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание. Прорезная аппликация
(на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем
контур, и первый лист наклеить на второй).
Художественное складывание
Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами. Складывание из любой фигуры с
последующим вырезанием.
Плетение
Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
Шитье и вышивание
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой,
циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии
чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных
графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу,
схеме.
3. Конструирование и моделирование
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.
Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу.
Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.
22 Плоскостное конструирование и моделирование
Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги Объемные изделия из деталей,
соединенных с помощью щелевого замка.Объемные изделия с клапанами.Объемные изделия с
разными способамисоединения.Технические модели, изготовленные почертежу.
Конструирование и моделирование из ткани
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом. Плоские игрушки из
ткани. Детали соединяются клеем.
4. Практика работы на компьютере
Понятие информации.
Значение компьютера в жизни человека.
Восприятие,
кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для
хранения и передачи информации. Основные устройства компьютера. Включение и
выключение компьютера, перевод
в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, текстовые редакторы Блокнот,
WordPad и графический редактор Paint. Их назначение и возможности. Операции над файлами
и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск
программы. Сохранение вводимой информации. Интернет: понятие, назначение, программы
обозреватели. Компьютер как средство поиска и воспроизведения необходимой информации,
в том числе в сети Интернет. Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение
безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.
4 класс
(34 часа)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
1.
Самообслуживание
Культурноисторическая ценность предшествующих традиций, отраженных в предметном
мире, бережное отношение к ним. Наиболее распространенные в своем регионе профессии.
Профессии родителей учащихся. Использование в продуктивной деятельности наиболее
важных правил дизайна. Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка
хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных
источников.
Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, фотографии, схемы,
чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные,
групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Проектная деятельность
(индивидуальная, групповая, коллективная). Использование полученных знаний и умений для
самообслуживания и благоустройства своего дома.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага разных видов, ткань (одноцветная, белая, узорчатая, с разреженным полотняным
плетением, канва), нитки (швейные, мулине, шерстяные, ирис), ленты, проволока, пластилин,
картон, природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома), различные предметы для
наполнителя («шумелки» и «картон ручной работы»), бусинки и бисер, краски.
Новый свойства материалов:
бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»;
ткань: роспись красками;
23 Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, крючком,
нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и
вязания.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля. Сборка и
соединение: клеем, нитками, проволокой.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лоскутная мозаика
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Детали вырезаны из ткани
по долевой нити и сшиты.
Вышивание
Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме. Швы «петельки» и
«вприкреп».
Папьемаше.
Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папьемаше). Папьемаше из
размельченной бумажной массы.
Роспись ткани
Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.
Вязание
Виды пряжи. Виды крючков и спиц. Вязание крючком. Приемы вязания цепочка из
воздушных петель, столбики безнакида и с накидом. Вязание на спицах. Набор петель. Виды
петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».
2.3.
спицами, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии
чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Чтение условных графических изображений.
Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.
3. Конструирование и моделирование
Изделие, деталь изделия. Соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия. Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор
материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение
коррективов.
Художественное конструирование из растений
Композиции из сухих растений.Букеты и композиции из живых растений.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона
Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов. Объемные изделия из бумаги,
полученные приемом «складывания по кривой». Объемные игрушки из картонных коробок с
подвижными деталями.
Конструирование и моделирование из разных материалов
Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий. Изготовление
кукол из ниток. Конструирование из проволоки контурные, каркасные фигуры, проволочная
скульптура.
Объемное моделирование из ткани
Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых
соединяются наружным петельным швом. Объемные игрушки из тонких тканей, детали
которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.
4. Практика работы на компьютере
24 Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных для органов
зрения, нервной системы и опорнодвигательного аппарата приемов работы. Использование
компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения
доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками,
таблицами). Основные
операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа с
клавиатурным тренажером. Электронные таблицы, их назначение. Компьютерныепрограммы:
MSWord, MSPublisher, AdobePhotoshop, MSPowerPoi
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 класс
Природная мастерская
Пластилиновая мастерская
Бумажная мастерская
Текстильная мастерская
Всего: 33часа
2 класс
Художественная мастерская
Чертежная мастерская
Конструкторская мастерская
Рукодельная мастерская
Итого: 34 часа
3 класс
Информационная мастерская
Мастерская скульптора
Мастерская рукодельницы
Мастерская инженеровконструкторов, строителей, декораторов
Мастерская кукольника
Итого:34 часа
4 класс
Информационный центр
Проект «Дружный класс»
Студия «Реклама»
8 ч.
5 ч.
15 ч.
5ч.
9 ч.
8 ч.
10 ч.
7 ч.
3 ч.
4 ч.
9 ч.
13 ч.
5 ч.
4 ч.
3 ч.
4 ч.
25 Новогодняя студия
Студия «Мода»
Студия «Подарки»
«Декор интерьера»
Студия «Игрушки»
Итого: 34 часа
3 ч.
7 ч.
3 ч.
5 ч.
5 ч.
26
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.