Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
искусство
8 кл—9 кл
21.01.2018
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); авторской программы для общеобразовательных учреждений: Искусство. Изобразительное искусство. 8–9 классы. С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др, М.: "Дрофа",2013
РП ИЗО 8-9 класс.doc
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 89
классов разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ «Лянторская средняя
общеобразовательная школа № 7», а также в соответствии с рекомендациями Примерной
программы по учебным предметам. Основная школа. В 2х частях, М.: «Просвещение»,
2011 год); авторской программы для общеобразовательных учреждений: Искусство.
Изобразительное искусство. 8–9 классы. С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др,
М.: "Дрофа",2013
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
развитие эмоциональноценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, ею интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир
по законам красоты,
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с
выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественнотворческой
деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой культуры.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» направлены на реализацию
целей программы и состоят в следующем:
развитие художественнотворческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально
эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно
прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально
практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств
на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности.
Материал предмета «Изобразительное искусство»
представлен в программе
следующими темами: «Изобразительное искусство и его виды», «Художественные
материалы и возможности их использования», «Изобразительное искусство и архитектура
России», «Зарубежное изобразительное искусство и архитектура», «Современное
изобразительное искусство. Синтез искусств», «Изобразительная природа экранных
искусств», «Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах
искусства».
Данные темы ориентированы на сохранение преемственности с курсом
«Изобразительное искусство» в начальной школе, на систематизацию и углубление
полученных знаний, расширение опыта художественной культуры, формирование
устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
1 Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в рамках предметной
области «Искусство» в 89 классах в количестве 0,5 недельных часа. Учебный предмет
«Музыка» также изучается в рамках предметной области «Искусство» в 89 классах в
количестве 0,5 недельных часа.
Таким образом, распределение нагрузки за 2 года обучения в 89 классах в рамках
предметной области «Искусство» представлено в таблице:
предмет
Музыка
ИЗО
8 класс
18
17
9 класс
17
18
за 89 класс
35
35
Рассматриваемый курс «Изобразительное искусство» предполагает решение новых
образовательных задач путём использования современных образовательных технологий:
деятельностный метод, метод проектов, обучения в сотрудничестве, проблемное обучение,
развитие исследовательских навыков, информационнокоммуникационные технологии,
здоровьесбережение, технология уровневой дифференциации, технология мастерских.
В основе курса лежит системно деятельностный подход. Данный подход и
современные образовательные технологии позволяют формировать у учащихся умение
обучаться с высокой степенью самостоятельности. Образовательные и воспитательные
задачи обучения «Изобразительному искусству» решаются комплексно.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного
искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим
законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой
деятельности:
ценностноориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративноприкладная деятельность (основы народного и декоративно
прикладного искусства);
архитектуры);
художественноконструкторская деятельность
(элементы дизайна и
художественнотворческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Методы реализации программы: практический, объяснительно иллюстративный,
эвристический (частично – поисковый), поисковый, наблюдение, информативный,
проблемного изложения, исследовательский, репродуктивный.
Способы и средства: технические средства,
модели и таблицы; рисунки,
дидактический материал.
Формы организации урока: фронтальная работа, групповая (работа в группах и
парах), индивидуальная работа.
2 Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини – сочинения,
работа с источниками, доклады, защита презентаций, практическая работа, выполнение
проектов.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль – при введении нового материала;
взаимоконтроль – в процессе его отработки;
итоговый контроль.
Итоговый контроль – цель: проверить уровень достижения предметных и
метапредметных результатов обучающихся по пройденному в текущем учебном году
программному материалу, отследить уровень усвоения обучающимися учебного материала
на базовом и повышенных уровнях.
Любая дидактика предполагает контроль усвоения знаний, предметных умений и
универсальных учебных действий. Мониторинг контрольных работ, проводимых учителем,
показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником,
развитие его умений действовать.
Критерии абсолютной и качественной успеваемости обучающихся по классу
определяется по следующим уровням:
Уровень
Оптимальный
Достаточный
Допустимый
Недопустимый
Абсолютная успеваемость Качественная
успеваемость
10075%
5074%
3049%
Менее 30%
100%
8099%
7579%
Менее 75%
3 II. Планирование результатов освоения учебного предмета.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает
возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и
способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный)
характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как
существенными элементами культуры является необходимым условием развития и
социализации школьников.
Познавательная деятельность
1.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,
измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта
познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных
причинноследственных связей.
2.Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них.
3.Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение,
доказательство, гипотезу, аксиому.
4.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений,
понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и
лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых
предположений; описание результатов этих работ.
5.Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение
различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационнокоммуникативная деятельность
1.Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного
задания.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение
информационносмыслового анализа текста. Использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
3.Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное
мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и
прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов,
формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
4.Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие
базы данных.
4 Рефлексивная деятельность
1.Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия
своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового
образа жизни.
2.Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения
(лидер, подчиненный и др.).
3.Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как
гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать и понимать:
8 класс
виды и жанры изобразительного искусства, прикладное искусство и дизайн, ведущие
музеи мира и России;
последовательность ведения работы по любому виду художественнотворческой
деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива,
конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
самостоятельно проводят развернутый анализ идейного содержания и художественных
достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями
литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
активно используют теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах
любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование,
декоративноприкладная работа, дизайн);
самостоятельно применяют художественновыразительные средства (линия, колорит,
светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
9 класс
основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства,
национальные традиции в изобразительном и декоративноприкладном искусстве,
искусство и памятники культуры своего края;
систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности
конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).
самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное
содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с
музыкальными и литературными произведениями;
самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные
поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественнообразной
выразительности;
использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным
предметам.
В результате изучения предмета «Иизобразительное искусство» ученик будет
5 знать и понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в
синтетических видах творчества.
Уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в
творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон,
объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать
изученные произведения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти,
воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и
художественноконструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
6 III.Содержание учебного предмета
Программа включает в себя основы разных видов визуальнопространственных
искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративноприкладного искусства, театра, фото и киноискусства, определена
следующими темами: «Изобразительное искусство и его виды», «Художественные
материалы и возможности их использования», «Изобразительное искусство и архитектура
России», «Зарубежное изобразительное искусство и архитектура», «Современное
изобразительное искусство. Синтез искусств», «Изобразительная природа экранных
искусств», «Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах
искусства».
портрет,
бытовой,
батальный,
скульптуры
книжная,
плакатная,
исторический,
промышленная),
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ
познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и
чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики
(станковая,
(станковая,
монументальная, декоративная, садовопарковая), декоративноприкладного и народного
искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт,
пейзаж,
анималистический).
Художественные материалы и возможности их использования.
Художественный образ и художественновыразительные средства (специфика языка)
живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения, колорит, цвет и цветовой
контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные
отношения, фактура, ритм, формат и композиция. Народное художественное творчество.
Древние корни народного художественного творчества,
специфика образно
символического языка в произведениях декоративноприкладного искусства. Связь
времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного)
искусства от профессионального декоративноприкладного.
Орнамент основа
декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в
произведениях народного декоративноприкладного искусства. Истоки и современное
развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель,
Жостово, Городец, Хохлома).
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура
Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и
своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и
архитектура России XVIIIXX вв. Стили и направления в русском изобразительном
искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм,
модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, "Мир искусства "
и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой
7 Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные
ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея,
Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина). Знакомство
с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и
архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Этьенн Морис Фальконе, В.И.Баженов,
Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков,
И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев,
В.А.Серов, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с
основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез
изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи
Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее
ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление
своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело
Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, Клод Моне, П.Сезанн, Ван Гог,
О.Роден, П.Пикассо, Шарль Эдуард Ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Синтез искусств. Традиции и
новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX
в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание
смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в
жизни современного общества. Вкус и мода.Синтез искусств как фактор усиления
эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в
синтетических видах творчества.Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры
(культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование
архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных
образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и
цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный,
ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Синтез искусств в театре.
Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании
художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и
сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин,
Ф.Ф.Федоровский и др.).Специфика изображения в полиграфии. Массовость и
общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции:
книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое
единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин,
В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). Расширение изобразительных
возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи.
Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в
фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).
Фотохудожники мастера российской и зарубежной школ.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр
и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник,
актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П.Урусевский
"Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев,
А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных
проектах.
8 Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах
искусства. Художник творец гражданин выразитель ценностей эпохи.Опыт
художественнотворческой деятельности. Использование языка графики, живописи,
скульптуры, дизайна, декоративноприкладного искусства в собственной художественно
творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета,
моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная
перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве. Изображение с
натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов
природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение
набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в
разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных
промыслов. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки,
экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей
одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных
произведений. Создание художественнодекоративных проектов, объединенных единой
стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание
художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, выдеофильма, раскадровки по
теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому
создание художественного образа. Использование красок (гуашь, акварель), графических
материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины,
коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных
творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к
школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и
результатов собственного художественного творчества.
8 класс
Рисунок
Изображение натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; гипсовых
орнаментов. Линейная и воздушная перспектива. Конструктивное строение формы
предмета. Лепка формы светом и тенью. Интерьер как архитектурно и художественно
оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский
интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и
под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его
функциональному предназначению.Элементарные сведения об анатомии человека.
Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры
человека. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».
Примерные задания: а) рисование натюрмортов из бытовых предметов сложной формы с
драпировкой (с освещением); б) рисование гипсового орнамента; в) наброски фигуры
человека.
Живопись. Композиция
Художники,
Особенности работы пастелью: штриховые и не штриховые способы, приемы
растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и
графическими материалами. Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в
различные исторические эпохи.
работавшие в жанре пейзажа.
Урбанистический (городской) пейзаж. Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии,
иллюзии веса и др.Разработка сюжетной композиции на историческую или современную
тему с выполнением поисковых композиционных эскизов.
Примерные задания: а) рисование по памяти и представлению натюрморта, городского
пейзажа.
б) рисование на тему: «Как прекрасен этот мир», «Движение — это жизнь», «Историческое
прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны»,
9 «Фантастический город», «Городские бульвары», «Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки»,
«Мир пустыни», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед атакой», «Путешествие
в другую страну», «В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле»,
«На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты»,
«На байдарках по реке», «Мой современник», «Наша дискотека», «Родная песня», «Танец
моего народа», «Наш оркестр», «Праздник в школе.
Проекты: «Книжная графика и офорты В. Фаворского»: презентация о творчестве
В. Фаворского; сообщение о создании серии гравюр к «Слову о полку Игореве»
В. Фаворского; «Выразительность произведений великих художников»: (презентация о
произведениях известных художников).
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
Монументальная роспись в стиле византийской мозаики (эскиз интерьера,
композиционные решения мозаичного изображения, имитация композиции в технике
аппликации). Возможности использования средств компьютерной графики для
изображения интерьера, мозаичного панно. Элементарные основы компьютерной графики.
Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные
(трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графика.
Примерные задания: эскиз интерьера, панно, мозаики или витража, рекламного плаката.
9класс
Рисунок
Систематизация теоретических основ изобразительного искусства (конструктивное
строение формы, объема, линейная и воздушная перспектива, светотень, композиция) и их
комплексное использование в процессе выполнения учебных заданий.
Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных
материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.
Примерные задания: а) графическое выполнение натюрморта с гипсовой моделью;
б) выполнение набросков с живых птиц, зверей, человека в движении; в) этюд в цвете
букета цветов в вазе.
Живопись. Композиция
Разработка эскиза тематической композиции в цвете. Разработка эскиза
графической иллюстрации.
Примерные задания: а) выполнение композиций на темы: «Из прошлого нашей Родины»,
«Подвиги русских воинов», «На улицах старой Москвы», «Москва сегодня», «Родной
край», «Мой любимый уголок природы», «Мой дом», «Празднование Дня Победы», «Закат
солнца на реке», «Утро в деревне», «Горный пейзаж», «Ненастный день в городе», «В
семейном кругу», «В гостях у друзей», «Покорение Северного Ледовитого океана», «Утро
на космодроме», «В нашей школе», «Герой любимой книги», «Семейный портрет в
интерьере», «Зимний день за окном», «Осенний лирический пейзаж», «Весна — время
первых гроз и надежд» и др.; б) иллюстрирование литературных произведений: «Слово о
полку Игореве»; А. С. Пушкин «Метель», стихотворения (по выбору); В. П. Астафьев,
рассказы (по выбору); А. Беляев «Остров погибших кораблей»; Ш. Руставели «Витязь в
тигровой шкуре», И. Гете «Фауст», Дж. Лондон «Смок Беллью», «Маленькая хозяйка
большого дома», рассказы (по выбору); В. Скотт «Айвенго», Р. Стивенсон «Остров
сокровищ», В. Шекспир «Ромео и Джульетта»; сказки народов России (по выбору);
легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима (по выбору); М. Ю. Лермонтов «Демон»,
стихотворения (по выбору); Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Майн Рид
«Всадник без головы»; Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
Знакомство с основами художественного конструирования предметов быта; мебели,
автомашин разного типа, самолетов и т. п. Выполнение дизайнерских проектов
промышленных изделий.
Использование возможностей компьютерной графики.
10 Конструирование, преобразование, моделирование формы изделий. Особенности
современного интерьера, его предметное наполнение.
Примерные задания: а) выполнение эскизов предметов быта, мебели; б) выполнение
дизайнпроектов современной техники.
Проект: разработка дизайнпроекта интерьера, его предметное наполнение с разной
степенью подробности;
— пояснительная записка;
— фронтальная перспектива со смещением точки схода от центра симметрии;
— элементы интерьера.
11 IV
. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
Тема
Рисунок (6ч)
Графика, ее классификация. Разнообразие видов графики: станковая, книжная,
журнальная, газетная, прикладная, компьютерная, промышленная.
Виды печатной графики. Произведения графики в повседневной жизни.
2
3 Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство
№
1
здания. Роль интерьера в картине.
4 Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения.
5 Правила изображения фигуры человека. Особенности выполнения рисунка фигуры
человека в статичной позе.
6 Изображение человека в движении.
Живопись и композиция (8ч)
7 Особенности работы пастелью. Сочетание пастели с другими живописными и
графическими материалами.
8 Пейзажная живопись.
9
Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники,
работавшие в жанре пейзажа.
10 Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса.
11 Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов.
12 Цветотоновые отношения в натюрморте
13 Правила, приемы и средства композиции
14 Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных и
динамичных композиций
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (3ч)
15 Визуальный образ в современном искусстве. Экранный язык в изобразительном
искусстве.
16 Элементарные основы компьютерной графики. Шрифтовая композиция
17 Проектирование предметов
9 класс
Тема
Рисунок (5ч)
Рисование деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков носа.
Рисование деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков глаза.
Рисование деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков губ.
Рисование деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков уха.
Рисование гипсовой античной головы.
№
1
2
3
4
5
Живопись и композиция (7ч)
6 Живописное решение интерьера. Интерьер при естественном освещении
7 Интерьер при искусственном освещении
8 Живописный портрет. Портрет в технике гризайль
9
Этюды головы человека. Создание портретного образа.
12
к/ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
к/ч
1
1
1
1
1
1
1
1 10 Основные художественные средства
11 Доминирующий цвет и акцент
12 Композиция в живописи великих художников
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (6ч)
13 Средовой дизайн. Ландшафный дизайн.
14 Архитектурный дизайн
15
18
Проектирование интерьера
1
1
1
1
1
4
V.Описание учебно – методического и материально технического
обеспечения образовательного процесса
1. Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство. 8—9 классы. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений
2. Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. 8 класс. Учебник. В 2 частях
Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство.
3. Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. 9 класс. Учебник. В 2 частях
Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
Постоянные и временные экспозиции;
Комплект технических и информационно коммуникативных средств обучения;
Проектор;
Аппаратура для записи и воспроизведения аудио и видеоинформации;
Компьютер;
Мультимедиа – проектор;
Интерактивная доска;
Коллекция медиаресурсов;
Выход в Интернет;
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты, картины);
Библиотека учебной, программнометодической и научнопопулярной литературы;
13
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.