г. Новочеркасска Ростовской области
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №6
Приказ № 96/о от 31.08.16г.
__________ Горишняя О.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно нравственного направление.
«Край Донской».
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной
категории
Фролова Оксана Александровна 1.Пояснительная записка.
1.1. Учебнометодические документы, на основании которых разработана
рабочая программа.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной
деятельности «Край Донской», являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897.
2. Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г №1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом
Минобрнауки России от 29.12.2014г №1644).
3. Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г№03296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС общего образования".
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 7 августа
2015г №081228 "Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего
образования".
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14
декабря 2015г №093564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ".
6. Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ№6 на 20172018 учебный год.
1.2 Цели и задачи образования с учётом специфики внеурочной
деятельности « Край Донской ».
Новизной данной программы является то, что она базируется на системнодеятельностном
подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Край Донской» предназначена для учащихся 6
классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение
поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств
(вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных
качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с
объектами окружающего мира и воспринимать его информацию.
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Край Донской» имеет духовно
нравственное направление и разработана для занятий с учащимися в соответствии с новыми
требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе
разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,
воспитание у них интереса к активному познанию истории донского края.
Актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной
деятельности:
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область
и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса «Край
Донской».
Основной целью курса является формирование у детей школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в
нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Метапредметные:
1.Пробуждение интереса к малой Родине. .
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской
области, историкокультурном наследии и их традициях; об историческом прошлом,
современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Личностные: 1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других
народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения,
бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края,.
Регулятивные: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами
окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. 2. Формирование
и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для
локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для
оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко
культурного потенциала Донского края.
1.3.Место курса «Край Донской» в системе дополнительного
образования школы.
Программа «Край Донской» в 7 в классе реализуется в соответствии с учебным планом по
внеурочной деятельности МБОУ СОШ№6 в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год, данная
рабочая программа реализуется за 33 часа в соответствии с календарным учебным
графиком МБОУ СОШ №6 на 20172018 учебный год и с учётом государственных
праздничных дней
2.Содержание дополнительной образовательной программы «Край Донской».
2.1. Общая характеристика внеурочной деятельности « Край Донской».
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Край Донской» продиктована потребностью
детей II ступени обучения знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков донских
казаков. История и современность родной Донщины удивительна. Сохранение, возрождение и
пропаганда культурных традиций донских казаков благородное дело каждого дончанина.
Историческое наследие донских казаков составляющая часть народной культуры.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на
основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды
образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной
информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные
обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах,
словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития
рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект,
инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся:
выставки рисунков, поделок, сочинения; выступления на концертах, участие в литературных
гостиных, выпуск газеты.
На занятиях используются как репродуктивные, так и продуктивные методы работы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно –
познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности
школьников (объяснительноиллюстративный, частично – поисковый); по источникам знаний
(словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и
дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся
В реализации данной программы участвуют школьники в возрасте 1213 лет. Внеурочная
деятельность программы «Донской край» рассчитана на 1 год
Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссий ,игрыпрактикумы; проблемные ситуации;
сюжетноролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективнотворческие
дела; экскурсии, посещение выставок, музеев, библиотек.
Формы проведения рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
поездка, поход , практическое занятие, викторина, проблемная лекция, работа в музеях
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Край
Донской »:
3.1. Личностные результаты обучения:
формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего края., как курса,
необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою
Родину, обладающую высокой культурой общения;
развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и
характеристики (анализа) текста;
развивать моральноэтические представления, доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественнотворческой деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
3.2. Предметные результаты обучения:
совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст
различными способами;
способствовать совершенствованию читательского опыта;
развивать интерес к фольклору;
развивать навыки характеристики текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами на уроках литературы различных типов;
развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;
создавать творческие работы различных типов и жанров;
формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики
(анализа) текста или нескольких произведений. В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
обобщать (выделять класс объектов по какомулибо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
3.3.Метапредметные результаты обучения:
формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;
развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных
произведений;
Методическое и материальнотехническое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Основная литература .
1. Региональный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования Ростовской
области для 7 класса, РостовнаДону, 2008 г., МО и ПО РО « Государственное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования».
2 Край родной: Хрестоматия для учащихся 56 классов средней общеобразовательной школы ( на
региональном материале). Составители: Небратенко В.Б., Яцык В.Д. М.: «БАО –ПРЕСС»; Ростовна –
Дону: Издательство БАРО –ПРЕСС», 2007г. 368с.
3. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 57 классах. Ростовна – Дону, ЗАО «Книга», 2005. 215с.
4. Сборник программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой. Ростов н/д: Издво
РО ИПК и ПРО , 2007 г.
5. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным.
Симферополь: Соратник, 2007
6. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы Цимлянск: Придонье,2008.
7 Мой Дон. Авторсоставитель Н.В.Корнакова. ростовнаДону «Издательство БароПресс», 2009.424с.
Образовательные электронные ресурсы:
Интернетресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4
104
Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher/ 5. Оценка достижений планируемых результатов.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются в оформлении творческих работ учащихся:
выставки рисунков, поделок, сочинений;
участие в районных и областных литературных конкурсах;
в выступлениях на концертах, участиях в литературных гостиных.
В практику оценивания вводится метод портфолио или «Портфель творческих достижений». На
занятиях необязательно оценивать все творческие работы обучающихся. Можно предложить
школьнику выбрать самые лучшие работы (работу) и представить их для оценки всей группой,
возможен вариант оценки учителем. Итоговые занятия можно проводить в форме презентации
индивидуального, коллективного или группового проекта, в форме ролевой игры, конференции,
казачьего фольклорного праздника, концерта с выставкой творческих работ обучающихся. Это
позволит школьникам окончательно определить своё эмоциональное отношение к изученному,
творчески самовыразиться, поднять престиж изученного курса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Край Донской" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.