Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«О спорт, ты мир!»
в соответствии с ФГОС II поколения
Программу разработала
учитель начальных классов
Белова Елена Михайловна 20182019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для занятий с учащимися 13 классов во второй половине
дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель
гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию
истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов,
уважительного отношения к труду. Данная программа направлена на поддержание
народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию народным
играм, песням, потешкам. Программа представляет собой разработанный
дополнительный образовательный курс художественноэстетического направления.
Основной целью курса является знакомство детей с основами устного
народного творчества, развитие индивидуальных особенностей личности ребенка через
обучение основам прикладного труда и через художественную деятельность
в
игровой форме.
Основные задачи:
развивать художественный вкус, формировать интерес к художественной
деятельности.
научить ребенка работать с различными инструментами и материалами, помочь
овладеть основами культуры труда.
познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества,
обучать основам народных игр
Общая характеристика программы Программа внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана для
организации занятий с обучающимися 1 – 3 х классов в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования.
Преимущество программы заключается в том, что содержательный материал
носит системнодеятельностный, практикоориентированный характер.
Содержание программы предполагает активное участие и максимальное
вовлечение детей младшего школьного возраста в поисковую работу, направлено на
развитие личности обучающегося через обучение основам прикладного труда и на
основе освоения универсальных учебных действий.
Используемые формы и методы носят игровой характер, что наиболее
соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивают условия для активного
включения их в процесс воспитания, развивают творческий потенциал, способствуют
освоению учащимися единого культурного и образовательного пространства.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов: 112
1 класс – 33 часа, из которых 16 часов отведено на аудиторные занятия, 17 часов
предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников
(внеаудиторные занятия);
2 класс – 34 часа, из которых 16 часов отведено на аудиторные занятия, 18часов
предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников
(внеаудиторные занятия);
3класс – 34 часа, из которых 15 часов отведено на аудиторные занятия, 19часов
предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников
(внеаудиторные занятия).
Согласно учебному плану ГБОУ ООШ №9 на 20132014 учебный год на
внеурочную деятельность по программе «Город мастеров» отводится по 1 часу в
неделю, итого в 1 классе 33 часа в год, во 2 классе – 34 часа в год, в 3 классе34
часа в год. Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Введение
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостовская роспись
Гжель
Итоговые занятия
1
2
3
4
5
6
2 класс
№
Тема
Введение
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостовская роспись
Гжель
Дымковская игрушка
Итоговые занятия
1
2
3
4
5
6
7
3 класс
Колво
часов
7
5
7
6
6
2
Колво
часов
5
5
5
3
4
10
2
№
Тема
Колво
часов
6
Введение
6
Дымковская игрушка
Палехская роспись 2
Мезенская роспись 2
Северодвинская роспись
ПолховМайданская
роспись
Тверская игрушка
Хлуднёвская свистулька
Каргопольская игрушка
Филимоновская игрушка
2
3
2
3
3
3
Теоретические
занятия
3
2
3
3
3
1
Практические
занятия
4
3
4
3
3
1
Теоретические
занятия
2
2
2
1
2
5
1
Практические
занятия
3
3
3
2
2
5
1
Теоретические
занятия
3
3
1
Практические
занятия
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2 Итоговые занятия
2
1
1
СОДЕРЖАНИЕ
Программы «Город мастеров»
Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения, 1 занятие в неделю.
1 класс
1. Введение – 7 часов
Вводное занятие(1 ч.)
Просмотр мультфильма о красках.
«Цветочная поляна» (1 ч.)
Экскурсия по школьному двору. Сбор листьев, семян цветов.
Рисование осенних листьев (1 ч.)
Учатся составлять и оформлять композицию по образцу.
Составление композиции из листьев. Аппликация «Осенний пейзаж» (2 ч.)
Освоение основ аппликации. Выполнение узора по образцу.
Аппликация коврик «Осенний листопад» (2 ч.)
Освоение основ аппликации. Составление композиции из конфетти.
2. Городецкая роспись – 5 часов
История создания и развития Городецкой росписи. Основные элементы
Городецкой росписи(1 ч.)
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России мастеров
Городецкой росписи. Представление об основных элементах Городецкой росписи.
Цветы в Городецком орнаменте (1 ч.)
Учатся выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план
Орнамент из цветов (1 ч.)
Учатся выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план.
Птица в Городецкой росписи (1 ч.)
Составление орнамента из цветов Городецкой росписи.
«Птицы в лесу» (1 ч.)
Беседа о пластилине. Техника безопасности при работе с ножом, стекой. Лепка птиц.
3. Хохломская роспись – 7 часов
История создания и развития
Хохломской росписи (1 ч.)
Ознакомление
Хохломской росписи.
Хохломской росписи. Основные элементы
с произведениями народных промыслов России – мастеров Основные цвета и орнаменты в Хохломе. Рисование элементов травного
орнамента.(2 ч.)
Знакомство с основными цветами и видами орнамента Хохломской росписи.
Рисование элемента травного орнамента в полосе.
Аппликация «Уточка».(2 ч.)
Изготовление аппликации (рванина).
Роспись тарелки стиле «Хохлома».(1 ч.)
Роспись тарелки.
«Огненная жарптица»(1 ч.)
Работа с шаблоном. Выполнение росписи.
4. Жостовская роспись – 6 часов
История возникновения Жостовской росписи. Основные виды орнамента(2 ч.).
Ознакомление с произведениями народных промыслов России – мастеров
Жостовской росписи.
Простые узоры Жостова (травинки, усики, стебельки)(2 ч.)
Рисование простых узоров Жостовской росписи.
Поднос в стиле Жостовской росписи.(2 ч.)
Работа с шаблоном. Выполнение росписи.
5. Гжель – 6 часов
История возникновения Гжельской росписи. Элементы орнамента.(2 ч.)
Раскрытие названия росписи «Гжель». Знакомятся с основными приёмами Гжельской
росписи. Рисование простейших элементов росписи (сеточка, точка, линия).
Раскрашивание посуды в стиле Гжельской росписи.(2 ч.)
Раскрашивание картинок с изображением посуды.
Занятиемастерская «Роспись плоскостного изображения».(2ч.)
Роспись плоскостного изображения разделочной доски, посуды.
6. Итоговые занятия2 часа
Понравившийся вид росписи. Роспись изделия. Выставка рисунков(2ч.)
Рисование рисунка по выбору
2 класс
1. Введение – 5 часов
Вводное занятие(1 ч.)
Просмотр мультфильма о красках.
«Цветочная поляна» (1 ч.)
Экскурсия по школьному двору. Сбор листьев, семян цветов. «Осенний лес». (1 ч.)
Учатся составлять и оформлять композицию по образцу.
«Осенний пейзаж» (1 ч.)
Составление композиции методом рисования и аппликации.
«Осень» (1 ч.)
Составление композиции методом отпечатывания листьев с использованием ватных
палочек.
2. Городецкая роспись – 5 часов
История создания и развития Городецкой росписи. Узор и орнамент. Основные
цвета.(1 ч.)
Освоение основ рисунка декоративноприкладного искусства.
Роспись кухонной утвари. (1 ч.)
Составление узора и его роспись.
Городецкий петух. (1 ч.)
Учатся составлять и оформлять композицию по образцу.
Лепка животных изображаемых в Городецкой росписи. (1 ч.)
Работа с пластилином.
Роспись подноса. (1 ч.)
Зачётная работа.
3. Хохломская роспись – 5 часов
История создания и развития Хохломской росписи. Узор и орнамент. Основные
цвета.(1 ч.)
Освоение основ рисунка декоративноприкладного искусства.
Элементы Хохломской росписи.Травный орнамент.(1 ч.)
Рисование травного орнамента в полосе (узор ягодки).
Изготовление закладки для книг с элементами травного орнамента в полосе (1 ч.)
Изготовление аппликации с использованием шаблонов.
Роспись шкатулки в стиле «Хохлома».(1 ч.)
Работа с шаблоном. Выполнение росписи.
Сувениры. (1ч.)
Работа с шаблоном. Выполнение росписи.
4. Жостовская роспись – 3 часа
История возникновения Жостовской росписи. Виды Жостовской росписи. (1ч.).
Освоение основ рисунка декоративноприкладного искусства.
Цветы в Жостовской росписи. (1 ч.)
Рисование цветка и его роспись. Цветы в корзине.(1 ч.)
Составление композиции.
5. Гжель – 4 часа
История возникновения Гжельской росписи. Орнамент.(2 ч.)
Основные приёмы Гжельской росписи. Рисование элементов росписи (сеточка,
точка, линия).
Занятиемастерская «Роспись плоскостного изображения вазы».(2 ч.)
Роспись плоскостного изображения вазы.
6. Дымковская игрушка – 10 часов
Царство «Дымково»(2 ч.)
Виды Дымсковской росписи.
Использование символического орнамента.(2 ч.)
Рисование элементов Дымковских узоров (кружочки, клеточки, полоски).
Раскрашивание рисунка «Дымковская барышня»(2 ч.)
Роспись плоскостного изображения барыни.
Занятиемастерская «Петушок»(2 ч.)
Изготовление петушка из пластилина
Занятиемастерская «Сказочные птицы»(2ч.)
Лепка птиц по выбору.
7.Итоговые занятия2часа
Понравившийся вид росписи. Роспись изделия. Выставка рисунков(2 ч.)
Рисование рисунка по выбору.
3 класс
1.Введение – 6 часов
Вводное занятие(1ч.)
Знакомство с планом работы, инструментами и материалами для кружка, изучение
техники безопасности.
Городецкая роспись(1ч.)
Выполнение основных элементов росписи.
Хохломская роспись(1ч.)
Выполнение основных элементов росписи.
Жостовская роспись(1ч.)
Выполнение основных элементов росписи.
Гжель(1ч.)
Выполнение основных элементов росписи. Дымковская роспись(1ч.)
Выполнение основных элементов росписи.
2 .Дымковская игрушка6 часов
«Царство Дымково» (вводное занятие)(1 ч.)
Знакомство с Дымковской игрушкой. Виды Дымсковской росписи.
Использование символического орнамента. (1 ч.)
Рисование элементов Дымковских узоров (прямая линия, точка, круг, волнистая
линия). Составление полотенца из этих элементов.
Раскрашивание рисунка «Дымковский генерал». (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения генерала.
Занятиемастерская «Олень». (1 ч.)
Изготовление оленя из пластилина.
«Дымковский коврик» (2 ч.)
Выполнение зачётной работы. Изготовление ковра методом аппликации.
3.Палехская роспись – 2 часа
История возникновения Палехской росписи. (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения бочонка. (1 ч.)
4Мезенская роспись 2 часа
История возникновения Мезенской росписи.(1 ч.)
Роспись плоскостного изображения солонки. (1 ч.)
5.Северодвинская роспись – 2 часа
История возникновения Северодвинской росписи. (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения разделочной доски. (1 ч.)
6.ПолховМайданская роспись – 3 часа
История возникновения ПолховМайданской росписи. (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения матрёшки. (2 ч.)
7.Тверская игрушка – 2 часа
История возникновения Тверской игрушки. (1 ч.)
Роспись сказочного персонажа. (1 ч.)
8.Хлуднёвская свистулька – 3 часа История возникновения Хлуднёвской свистульки. (1 ч.)
Роспись сказочного персонажа (медведя, собаки). (2 ч.)
9.Каргопольская игрушка 3 часа
История возникновения Каргопольской игрушки. (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения фигурок животных. (2ч.)
10.Филимоновская игрушка 3 часа
История возникновения Филимоновской игрушки. (1 ч.)
Роспись плоскостного изображения свистульки. (2ч.)
11.Итоговые занятия 2часа
Итоговое занятие. Понравившийся вид росписи. (1 ч.)
Роспись изделия. (1 ч.)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Формы проведения занятий
занятие – сказка;
конкурсы;
подвижные игры;
массовые мероприятия;
творческие задания;
выставки творческий отчет
проектная деятельность
праздник
Формы работы:
индивидуальная;
групповая;
коллективная;
в парах.
Методическое обеспечение
Электронные презентации
Иллюстрации
Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
памятки для каждого ученика;
художественные рисунки и иллюстрации;
дидактические игры по мотивам народного творчества;
трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов
росписи;
раскраски по декоративноприкладному творчеству Материалы:
краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш,
ластик.
1. Анистратова А.А., Гришина Н.А. Серия книг «Мир удивительных поделок». – М.:
Используемая литература
Оникс, 2010, 2011.
2. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Учебная литература, 2004.
3. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Учебная литература, 2004. 4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: Лист, 1998.
5. Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985.
6. Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1989.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.