Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
01.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" разработана для учащихся 2 класса общеобразовательной школы в соответствие с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования на 2017-2018 учебный год, рассчитана на один учебный год. Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения программы, УУД.
Логика, 2 кл.docx
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению
«Логика» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательной школы на основании
нормативных документов:
1. ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от
06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован
Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №
1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №
507, от 31.12.2015 № 1576);
2. СанПиНа 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям
и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993);
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014. № 253, с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);
4. Примерной образовательной программы начального общего образования;
5. Авторской программы Холодова О.,«Юным умникам и умницам».(Рабочие
программы. М.: Просвещение. 2016). Реализация программы осуществляется в рамках
УМК «Школа России».
6. Учебного плана МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на
201718 уч. год.
Большую роль в процессе внеучебной деятельности школьников начальных классов,
как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание,
восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование
познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной
организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей
детей.
Цель программы.
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у
учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование
стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие
способности».
5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания
окружающего мира.
Согласно учебному плану на изучение внеурочной деятельности «Логика» во 2
0 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту:
1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс. М.,
Росткнига, 2015
2. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4)
класс".М., Росткнига, 2012.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса во 2м классе является формирование
следующих умений:
cамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей простые
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2м классе являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в
рабочей тетради.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, – анализировать,
планировать, комбинировать, рассуждать.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1 оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и слудовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2м классе являются формирование
следующих умений:
делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать, называть
последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать
слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать
задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с
изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок
данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью
линейных диаграмм;
решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или
вычитание);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов.
3. Содержание тем учебного предмета, курса.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объема, устойчивости, концентрации внимания.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.
Тренировка избирательности запоминания.
Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря
учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной
мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование
умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и
поговорок. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить
предложения.
Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение признаков
предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, описание предметов).
Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание
признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение
2 «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на
нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и
существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение
предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение
задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур.
Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах,
фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск недостающих в рядах
фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур,
элементов. Логические игры со счетными палочками. Нахождение общего понятия для
группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры
со счетными палочками. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.
4. Календарнотематическое планирование
Тема урока
поисковые задания.
рассуждать
графиков.
рассуждать.
воображения, памяти и мышления.
№
п/п
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия,
2 Развитие концентрации внимания. Логически
3 Развитие аналитических способностей и способности
4 Тренировка внимания. Анаграммы.
5 Магические квадраты сложения.
6 Тренировка слуховой памяти.
7 Решение логических задач с помощью таблиц и
8 Тренировка зрительной памяти.
9 Развитие аналитических способностей и способности
10 Поиск закономерностей.
11 Развитие логического мышления.
12 Совершенствование воображения. Ребусы.
13 Решение нестандартных задач разных видов.
14 Развитие быстроты реакции.
15 Задания повышенной сложности. Развитие
16 Игровые головоломки. Головоломкилабиринты
17 Тренировка внимания.
18 Совершенствование мыслительных операций.
19 Тренировка слуховой памяти. Кроссворды.
20 Развитие способности рассуждать.
21 Логические задачи на упорядочение некоторых
22 Задания повышенной сложности.
23 Логические задачи на упорядочение некоторых
аналитических способностей.
множеств.
3
Количество
часов
Дата
план
Дата
факт
Примечание
/Причина
корректировки/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 множеств.
о лгунах.
24 Тренировка слуховой памяти.
25 Тренировка зрительной памяти.
26 Совершенствование мыслительных операций. Задачи
27 Поиск закономерностей. Лабиринталфавит.
28 Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
29 Тренировка внимания. Буквенное лото.
30 Тренировка внимания..
31 Развитие нагляднообразного мышления.
32 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной
33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
сложности.
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 Приложение 1
Этапы педагогического контроля
1. Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные
результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в
конце в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого
определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого
полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах,
заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки
Вид
контрол
я
Сентябрь Входящий
Декабрь
Рубежный
Май
Итоговый
Задачи
Формы
Критерии оценивания
Определить уровень
сформированности
мыслительных процессов.
Определить уровень
усвоения программного
материала
Определить уровень
сформированности
мыслительных процессов к
концу учебного года
Тестирование
+ допустимый (6180%) и
оптимальный (81100%) уровень
усвоения,
критический уровень (до 60%)
Интеллектуальная
игра
+ зачет сдан,
зачет не сдан
тестирование
+ допустимый (6180%) и
оптимальный (81100%) уровень
усвоения,
критический уровень (до 60%)
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
5 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко
торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со
школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по
Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная
дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,
сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. ;
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном
листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
6 – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные,
которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года,
прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
1) воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
обработки данной информации;
2) определять учебную задачу;
3) ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою
точку зрения;
4) владеть своим вниманием;
5) сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
6) владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать предметы, явления;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
8) самостоятельно мыслить и творчески работать;
9) владеть нормами нравственных межличностных отношений.
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый,
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания
незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
7
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% высокий уровень освоения программы;
6080% уровень выше среднего;
5060% средний уровень;
3050% уровень ниже среднего;
меньше 30% низкий уровень.
8
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.