Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
27.10.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"
• Программы кружка «Мир вокального искусства» Л.Ю. Апаховой (МОУ «Многопрофильный лицей №20» г. Ульяновска, Сб. программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», ч.1. Сост. А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова - г. Ульяновск, УИПКПРО, 2011г.) В соответствии с учебным планом МОУ СШ с.Кезьмино на 2019-2020 учебный год на внеурочную деятельность «Мир вокального искусства» отводится 34 часа: один раз в неделю по 1 часу.
Мир вокального искусства!.docx
1.   Планируемые результаты освоения учебного предмета. Формирование универсальных учебных действий (личностные и  метапредметные результаты).     В результате изучения    курса программы «Мир вокального искусства» в 1­4  классе у учащихся  будут сформированы личностные, регулятивные,  познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как  основа умения учиться.     будут сформированы:  Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося    ­ эмоциональная отзывчивость на песенную музыку, осознание её нравственного   содержания и проекция этого содержания в собственных поступках; ­ эстетические и ценностно – смысловые ориентации учащихся, создающие основу  для формирования позитивной самооценки, самоуважения, оптимизма; ­ основа для самовыражения в музыкальном творчестве; ­ навыки оценки и самооценки результатов музыкально – исполнительской и  творческой  деятельности; ­ основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации  культурного  досуга     получит возможность для формирования: Обучающийся    ­ устойчивого интереса к музыкальному  искусству, мотивации к внеурочной  музыкально – эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; ­ чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства; ­ толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального   искусства разных народов; ­ способности реализовывать  собственный творческий потенциал, применяя знания и  представления о музыке. 2. Метапредметные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия.     научится: Обучающийся    ­ понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои  коррективы; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно­   исполнительскими и учебными задачами; ­ различать способ и результат собственных и коллективных действий; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и  других людей; ­ вносить необходимые коррективы в пение  после его оценки и самооценки; ­ осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой   деятельности;     получит возможность научиться: Обучающийся    ­воспринимать мнение сверстников и взрослых о песенном репертуаре и особенностях его исполнения; ­высказывать собственное мнение о явлениях вокальной музыки  в современном  обществе; ­принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; ­действовать самостоятельно при разрешении проблемно­творческих ситуаций в  учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: ­осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом  информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета); ­использовать знаково­символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных  (музыкально­исполнительских) задач; ­воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные; ­строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной  записи; ­проводить сравнение, сериацию и классификацию разученных песен по заданным  критериям; ­устанавливать аналогии;     получит возможность научиться: Обучающийся    ­расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях  музыкальной культуры; ­фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью  инструментов ИКТ; ­соотносить различные вокальные произведения  по настроению, форме, по различным  средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия); ­строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно­музыкальной выразительности; ­произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной  форме об услышанной музыке. Коммуникативные универсальные учебные действия.     научится: Обучающийся    ­выражать свое мнение о  вокальной музыке, используя разные речевые средства  (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения; ­ выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство  общения между людьми; ­контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях,  инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность  совместной работы; ­ задавать вопросы; ­ использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; ­ стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия  чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.     получит возможность научиться: Обучающийся    ­ открыто и эмоционально выражать свое отношение к вокальному искусству,    аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; ­ участвовать в диалоге, в обсуждении  различных явлений жизни и искусства; ­ применять полученный опыт творческой деятельности при организации   содержательного культурного досуга; ­ проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения  других   участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой   деятельности.     Предметные результаты. Содержательная линия «Вокально­хоровая работа» Раздел «Певческая установка»     научится: Обучающийся    ­ различать основные типы голосов; ­ понимать существенные отличия между жанрами вокальной музыки; ­ использовать во время пения различные типы дыхания; ­ вести себя  до выхода на сцену и во время концерта; ­ ценить образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное   творчество; Обучающийся    ­ петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо; ­ петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; ­петь несложные двухголосные каноны; ­ импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико­   ритмические мелодии, стихотворные тексты и др.;     получит возможность научиться: Раздел «Распевание»     научится: Обучающийся    ­ разогревать и настраивать голосовой аппарат с целью подготовки его к работе; ­ освоить необходимые   упражнения «на дыхание»; ­ эмоционально настраивать голосовой аппарат на работу; Обучающийся    ­ добиваться  на основе правильной координации в работе всего голосообразующего   комплекса выразительности звучания голоса; ­ контролировать звуковысотность и продолжительность фонации на одном дыхании.     получит возможность научиться: Раздел «Певческое дыхание».     научится: Обучающийся    ­ произвольно управлять певческим дыханием; ­ плавному и экономному выдоху во время фонации; ­ уметь дышать глубоко, но одновременно, легко, быстро и незаметно для  окружающих; -брать певческий вдох активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с  ощущением лёгкого полузевка. Обучающийся        получит возможность научиться: ­ выполнять вдох по активности и объёму, соответствующий характеру музыки и длине фразы, которую предстоит исполнить; Раздел «Цепное дыхание»     научится: Обучающийся    ­не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; ­ не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных  нот; ­ дыхание брать незаметно и быстро; Обучающийся    ­ вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно  точно; ­ чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.     получит возможность научиться: Раздел «Дирижёрские жесты»     научится: Обучающийся    ­ понимать основные дирижёрские жесты педагога; ­ различать дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4; ­ реагировать на дирижёрские жесты. Обучающийся    ­ принимать участие в эпизоде занятия под названием «замени педагога»; ­ изменять  темп, ритм, динамику звучания в зависимости от дирижёрских жестов.     получит возможность научиться: Раздел «Унисон»     научится: Обучающийся    ­  используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса долго  тянуть   один звук и внимательно вслушиваться в общее звучание, стараясь слиться со всеми   голосами в унисон по высоте, силе и тембру; Обучающийся    ­  постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз полученное звучание; ­снимать избыточное  напряжение, связанное с  каким – либо нарушением в работе  голосового аппарата. ­ устранять излишнюю напряжённость мышц, участвующих в голосообразовании.     получит возможность научиться: Раздел «Вокальная позиция»     научится: Обучающийся    ­ приподнимать мягкое нёбо, образуя своеобразный «купол»; ­ при вдохе совершенно естественно и свободно делать лёгкий зевок; ­расслаблять гортань и устанавливать её в низкое певческое положение. Обучающийся    ­ головные и грудные резонаторы; ­ фокусировать звук в одной точке; ­ избавиться от носовых и горловых призвуков во время пения.     получит возможность научиться: Раздел «Звуковедение»     научится: Обучающийся    ­ активной, но не форсированной подаче звуков; ­вырабатывать высокое, головное звучание наряду с использованием смешанного и  грудного регистра. Обучающийся    ­  приёму  прикрытого звука; ­ головному звучанию с помощью йотированных гласных.     получит возможность научиться: Раздел «Дикция» научится: Обучающийся    ­ отчётливому произношению слов во время пения; ­правильно произносить согласные и гласные звуки. Обучающийся    ­ развивать артикуляционный аппарат с помощью скороговорок и специальных  упражнений.     получит возможность научиться: Раздел «Начало двухголосного пения»     научится: Обучающийся    ­ элементам двухголосного пения; ­ самостоятельности, сущность которой заключается в чётком проведении своей  партии при одновременном звучании другой. Обучающийся    ­ преодолевать  главную трудность первого этапа двухголосного пения ­ частые  переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого; ­ уверенно вести свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.     получит возможность научиться: Содержательная линия        «Музыкально­теоретическая подготовка» Раздел «Основы музыкальной грамоты»     научится: Обучающийся    ­ распознавать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном  ключе (первая, вторая октавы); ­ различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез; ­ определять в песнях фразы, в них запев и припев; ­различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной  выразительности. Обучающийся    ­ различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы; ­  различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас; ­различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии,  повторность их звуков, их дорогу,  громкость.     получит возможность научиться: Раздел «Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти»     научится: Обучающийся    ­   использовать   упражнения   по   выработке   точного   воспроизведения   мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ­ля,ле, лю; Обучающийся    ­ выполнять  сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового  приёма, сопровождая пение движением руки вверх, вниз: выше, высокие слоги («динь­динь»); ­чуть ниже («дан­дан»); еще ниже («дон­дон»);     получит возможность научиться: Раздел «Развитие чувства ритма»     научится: Обучающийся    ­ при исполнении песен соблюдать её ритмические особенности; ­ исполнять песни, используя общепринятые типы темпов ларго, адажио, анданте,  аллегро, престо; Обучающийся    ­ ритмично двигаться, исполняя песни; ­ самостоятельно использовать музыкально – ритмические движения во время пения.     получит возможность научиться: Содержательная        линия «Теоретико­аналитическая работа» Раздел «Слушание музыкальных произведений»     научится: Обучающийся    ­ прослушивать небольшие музыкальные произведения с целью формирования  эмоционально­эстетической отзывчивости на музыку; ­ осознанно воспринимать музыкальные произведения; ­ использовать понятия: вступление, запев, припев, куплет, вариация для  демонстрирования теоретических основ музыки; Обучающийся    ­ развивать внутренний  слух и внутреннее зрение для  развития творческого  воображения; ­ развивать интонационный слух, без которого невозможно понимание музыки.     получит возможность научиться: Раздел «Показ исполнения песни»     научится: Обучающийся    ­ осуществлять разбор произведения; ­ разучивать, усваивать мелодию, закреплять музыкальный материал с сопровождением и без него, раздельно по партиям и все вместе; ­ адекватно воспринимать и исполнять классику, народные песни, песни современных  композиторов. Обучающийся    ­ создавать особую манеру исполнения; ­ повышать музыкальную культуру.     получит возможность научиться: Содержательная линия «Концертно­исполнительская деятельность»     научится: Обучающийся    ­ поведению  до выхода на сцену и во время концерта; ­ эмоционально исполнять песни в соответствии с его характером и содержанием; ­ в сотрудничестве с коллективом работать на сцене; ­ ответственно относиться к выступления на концерте. Обучающийся        получит возможность научиться: ­ воплощать художественно – образное содержание и интонационно – мелодические  особенности песни на сцене; ­ полно проявить полученные, знания, умения, навыки, способствующие творческому  росту.                                                                        2.Содержание учебного предмета Певческая установка Вокально­хоровая работа          Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является  соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть  сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего  поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то  слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; в любом случае корпус держать прямо, прямо, без напряжения, слегка подтянув  нижнюю часть живота; при пении в сидячем положении руки хористов должны  свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; сидеть положив нога на ногу совершенно не допустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное  напряжение. Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет ее, то в гортани также  создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы  во время репетиции сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук  снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой. Распевание. Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную  функцию: 1)разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к  работе; 2)развитие вокально­хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности  звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений. Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а  также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в  отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности  фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно  добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом  году занятий следует использовать знакомые считалки, дразнилки, которые знакомы  детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания,  четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость,  эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные  на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более  сложных по музыкальному языку мелодий. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха.  Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя  звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое  упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно. Все нижеприведённые упражнения даются в тональности до мажор , но каждый  занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность. Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги  «бри», «юра», «ля», и др. Певческое дыхание.      Основой вокально­хоровой техники является навык правильного певческого  дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во  время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является  формирования навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно, легко, быстро и  незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во  время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа  исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время  фотационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть  зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к  сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него  ощущения опоры звука . Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине  фразы, которую предстоит исполнить. Дыхание тесно связано с другими элементами вокально­хоровой техники: атакой  звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в  голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит  к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению  певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно  неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.            Таким образом, певческое дыхание является основой вокально­хоровой техники. Приобретение других вокально­хоровых навыков во многом зависит от приобретения  навыка певческого дыхания. Цепное дыхание.     Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения  любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном  дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской  народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).       Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются  непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное  динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так  называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а  последовательно по одному, как бы по цепочке. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать  так: не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных  нот; дыхание брать незаметно и быстро; вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно  точно; чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора. Только при соблюдении этих правил каждым певцов коллектива можно добиться  ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора. Дирижёрские жесты. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.  Педагог знакомит детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание,  вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и инструментальные  проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном  освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия под названием «замени педагога». В этом случае  желающие проводят покуплетное  дирижирование. Дирижёрские указания педагога обеспечивают: Точное и одновременное начало (вступление) Снятие звука. Единовременное дыхание ( в определённом темпе и характере) Единообразное звуковедение (legato, поп legato). Выравнивание строя. Изменение в темпе, ритме, динамике. Унисон.        В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему  тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы  долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются  слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.     Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о  каком­либо эмоционально­ценностного нарушении координации в работе голосового  аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять  форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по  возможности устранить излишнюю напряжённость мышц, участвующих в  голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук. Вокальная позиция. Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая  «место» для звука б мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол»,  язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань  должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком  положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны  напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не  засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе  резонаторов. Резонаторы ­ это полости, которые под давлением струи воздуха начинают  вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой.  Существуют головные резонаторы ­ лобные пазухи, гайморова полость ­ и грудные  резонаторы ­ бронхи. Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы.  Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование  предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем  выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. Звуковедение.         В основе звукообразования лежат: связное пение 9Легато), активная ( но не  форсированная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с  использованием смешанного и грудного регистра.         Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения  вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение  закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо  активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под  которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее  носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему  звук приобретает силу, яркость и полётность.           Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими». Собранными по звучанию,  они обеспечивают наилучшее резонирование. И именно поэтому выработка головного  звучания начинается с них.    Для овладения приёмом прикрытия используются упражнения на пение слогами  лё ,му,   гу,   ду.   Для   формирования   прикрытого  звука можно рекомендовать  пение так называемых йотированных гласных ­ «йэ», «йа», «йу», способствующих  выработке головного звучания. Дикция.    Вокальная дикция, то есть чёткое и ясное произношение слов во время пения, имеет  свои особенности по сравнению с речью. Отчётливое произношение слов не должно  мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по  возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.     Дикция зависит от органов артикуляции ­ нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба,  глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата  используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, стал  дорапортовывать ­ совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит»,  «Купил кипу пик» и т. п. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребёнка ­ это главное условие успешной  концертно­исполнительской деятельности коллектива. Начало двухголосного пения.       Элементы двухголосия в группе даются только в упражнении и распевании, в  хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется  самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы  такие песни, как «В хороводе», «Соловей соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как  пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из  важнейших задач выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой  заключается в чётком проведении своей партии при одновременном звучании другой. Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа  двухголосного пения ­ частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не  сбиваются на партию первого (верхнего) голоса. Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над  ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается  исполнительский план каждого сочинения. Музыкально­теоретическая подготовка. Основы музыкальной грамоты.          Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе  (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать  знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро ­ ритмическими  особенностями строения музыкальных произведений. Определение в песнях фразы, в  них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные  средства музыкальной выразительности. Различать тембры фортепиано, скрипки,  виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.          Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух. Различать  высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их дорогу. Громкость. Петь звукоряд до первой октавы ­ до второй октавы с  названием и безназванием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от  минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и  нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности ­от  половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.  Научить детей петь, чисто интонируя: мажорный звукоряд в восходящем и  нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем ­ нижний. После  этого следует соединение тетрахордов;       Мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков)  всей группой. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.        Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии,  восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог  «лю», на группу слогов ­ля,­ле, ­лю. Практические упражнения по видам движения  мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).     Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема,  сопровождая пение движением руки вверх, вниз: выше, высокие слоги («динь­динь»); ­чуть ниже («дан­дан»); еще ниже («дон­дон»); Развитие чувства ритма. Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени. Метр ­ это метрическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых  акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы  средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра ­ залог хорошего  исполнения ритмического рисунка композиции. Темп ­ степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке  наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте,  аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или  части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа,  как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.     Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно­ двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой. То начинаем  не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей. Теоретико­аналитическая работа      Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание  голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведёт к печальным  результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения  обучающиеся приобрели  знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией,  приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в  мутационной период. Слушание музыкальных произведений        Прослушивание небольших музыкальных произведений. Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания  эмоционально­эстетической отзывчивости на музыку.      Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Прослушивание ярких образов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе  слов. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально­выразительных и  исполнительных средств.     Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы  обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но  внутреннее зрение. Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения ­ основа развития творческого  воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой  области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие  интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и  исполнять музыку. Показ исполнения песни        Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального  материала с сопровождением без него, раздельно по партиям и всем вместе.  В  благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и  исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.       Народное творчество как основополагающее звено любой культур ­особая тема  беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия  ее существования, особая манера исполнения ­ все это должно быть известно  молодому певцу.       Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает  музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому  воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед  коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности,  подбираются с учетом возрастных особенностей поющих. Концертно­исполнительская деятельность.     Это результат, по которому оценивают работу коллективу. Он требует большой  подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива  имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора.  Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные, знания,  умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учётом традиционных  праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими  особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным  репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях. Отчетный концерт ­ это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети,  исполняется все лучшее, что накоплено за год. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной  деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством ­основная  задача педагога. 3.Тематическое планирование              № п/п Наименование разделов, Количество часов блоков, тем Всего Часы Часы аудиторных внеаудитор­ занятий ных занятий 1. Вокально­хоровая работа. 1.1 Вводное занятие. 1.2 Прослушивание голосов. 1.3 Певческая установка. 1.4 Дыхание. 1.5 Дирижёрский жест. 1.6 Распевание. 1.7 Унисон. 1.8 Дикция. 2. Музыкально­теоретическая подготовка. 2.1 Основы музыкальной грамоты. 2.2 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. 2.3 Развитие чувства ритма. 3. Теоретико­аналитическая работа. 3.1 Гигиена певческого голоса. 3.2 Творчество композиторов­классиков. 1 1 2 3 2 4 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 3 4 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 ­ ­ Творчество современных композиторов. Просмотр видеозаписей с конкурса «Евровидение» 4. Концертно­исполнительская деятельность. 4.1 Участие в массовых мероприятиях. 4.2 Конкурсы, концерты. 1 1 2 3 1 ­ ­ ­ ­ 1 2 3 Итого: 34 20 14

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2019