Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №___»
город ___________________ области
Программа внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
(направление - общеинтеллектуальное)
для 1 – 4 класса
на __________ учебный год
Программа реализуется
Автор программы
Учитель начальных классов:
Софронова Людмила Васильевна.
Педагогический стаж ------лет
Первая квалификационная категория
201 ---
Пояснительная записка.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С. Пушкин
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Наглядная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель и задачи курса «Наглядная геометрия»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
· формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные ( творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Место факультатива в учебном плане.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров. Спецкурс лучше начать проводить с 1 класса. Целесообразно проводить курс 1 раз в неделю учебного года.
Методы и приемы изучения геометрического материала.
Одна из важных особенностей курса “Наглядная геометрия” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
· воспроизведение объектов;
· доконструирование объектов;
· переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.
Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.
Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс «Наглядная геометрия» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Сроки реализации программы -3 года (1- 3 класс)
Возраст детей участвующих в реализации программы с 6,5 до 10 лет
Первый год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
Второй год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Третий год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.
Формирование основных понятий
Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы.
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Программа.
1 класс. (34часа)
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
2 класс. (34 часа)
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир.
3 класс. (34 часа)
Высота. Медиана. Биссектриса.
Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники.
Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.
Площадь.
Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Геометрическая фигура.
Геометрическое тело.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
1. К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
2. Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
3. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
4. К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
5. Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
6. Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
7. К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
8. Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
9. Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Наглядная геометрия».
Личностными результаты
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении
· разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
· преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
· любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
· мышления.
Метапредметные результаты
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
· Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
· Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
· Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
· Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
· Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
· Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
· Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
· Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
· Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
· использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование курса «Наглядная геометрия»
1 класс (34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
1 |
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. |
1 |
Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. |
2 |
Цвета радуги. Их очередность. |
1 |
Сказка о малыше Гео. Практические задания. |
3 |
«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. |
1 |
Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. |
4 |
Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. |
1 |
Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» |
5 |
Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. |
1 |
Задачи на развитие логического мышления. Загадки. |
6 |
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. |
1 |
Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. |
7 |
Решение топологических задач. |
1 |
Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». |
8 |
«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. |
1 |
Продолжение сказки. Практические задания. |
9 |
Решение топологических задач. Лабиринт. |
1 |
Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. |
10 |
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. |
1 |
Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». |
11 |
Вертикальные и горизонтальные прямые линии. |
1 |
Сказка. Практические задания на Геоконте. |
12 |
Первоначальное знакомство с сетками. |
1 |
Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. |
13 |
Отрезок. Имя отрезка. |
1 |
Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. |
14 |
Сравнение отрезков. Единицы длины. |
1 |
Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». |
15 |
Ломаная линия. |
1 |
Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». |
16 |
Ломаная линия. Длина ломаной. |
1 |
Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. |
17 |
Решение задач на развитие пространственных представлений. |
1 |
Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». |
18 |
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. |
1 |
Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». |
19 |
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. |
1 |
Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. |
20 |
Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. |
1 |
Сказка. Геоконт. Практические задания. |
21 |
Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. |
1 |
Сказка. Игра «Одним росчерком». |
22 |
Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. |
1 |
Сказка. Практические задания. |
23 |
Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. |
1 |
Сказка. Практическое задание. |
24 |
Многоугольники. |
1 |
Коллективная работа. |
25
|
Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». |
1 |
Сказка. Задания Незнайки. |
26 |
«В городе треугольников». Треугольник. |
1 |
Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. |
27 |
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. |
1 |
Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) |
28 |
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. |
1 |
Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. |
29 |
Треугольник. Виды треугольников. |
1 |
Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. |
30 |
«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. |
1 |
Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. |
31 |
Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. |
1 |
Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». |
32 |
Квадрат. |
1 |
Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. |
33 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
34 |
Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе. |
1 |
Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия/ |
дата проведения |
Тема занятия |
Содержание занятия. ЗУН |
Практическая работа |
Развитие ОУУиН и способов деятельности ( компетенций)
|
1 |
|
Путешествие в страну Геометрию. |
Знакомство с предметом изучения, с учебником. знакомство с геометрическими инструментами. |
Работа на нелинованной бумаге. Конструирование из бумаги.
|
Уметь под руководством учителя делать элементарные обобщения и выводы. Уметь анализировать, работать по образцу. |
2 |
|
Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. |
Сравнение величин и их расположение в пространстве |
Работа на нелинованной бумаге. Конструирование из бумаги. |
Уметь выделять существенные признаки. Уметь работать в группах и самостоятельно. |
3 |
|
||||
4 |
|
Знакомство с понятиями «точка», «Линия» |
Определение линии как множества точек. Проведение множества линий через одну точку. Обозначение точки. |
Работа на нелинованной бумаге. Обозначение точек. Вычерчивание линий по заданию учителя. |
Уметь работать с чертёжными инструментами. Уметь выделять существенные признаки. |
5 |
|
||||
6 |
|
«Дороги в стране Геометрии» Прямая линия. Вертикальная прямая. Горизонтальная прямая.
Волшебные гвоздики(штырьки) на Геоконте. |
Понятие прямой линии. Бесконечность прямой. Вертикальная прямая. Горизонтальная прямая и их расположение на плоскости. Проведение множества прямых через одну точку и невозможность проведения через 2 точки более одной прямой. |
Вычерчивание прямых линий. Расположение их на плоскости. Конструирование из спичек. |
Уметь работать с чертёжными инструментами. Умение делать выводы на основе практической работы. Уметь анализировать, работать по образцу. |
7 |
|
||||
8
9 |
|
||||
11 |
|
Отрезок. Имя отрезка.
Единицы длины |
Понятие: отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков по длине, имена отрезков, единицы длины. |
Вычерчивание отрезков на нелинованной бумаге, на бумаге в клетку. Конструирование из спичек. |
Уметь выделять существенные признаки для определения понятий. Уметь выводить закономерности. Уметь работать в группах и самостоятельно. |
12 |
|
Сравнение отрезков с помощью циркуля. |
Использование циркуля для сравнения длины отрезков |
Сравнение отрезков с помощью циркуля. |
Уметь пользоваться чертёжными и измерительными инструментами. |
13 |
|
Знакомство с понятием «Луч». Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света |
Определение луча как части прямой, ограниченной с одной строны. Сравнение луча и отрезка, луча и прямой линии. |
Вычерчивание лучей, прямых и отрезков. Сравнение отрезков с помощью циркуля. |
Уметь пользоваться чертёжными и измерительными инструментами. Уметь анализировать, работать по образцу. |
14
15 |
|
Решение топологических задач. Лабиринт.
Закрепление.
|
Закрепление знаний о линиях, отрезках, лучах. Сравнение отрезков по длине и с помощью циркуля. Решение логических задач с помощью отрезков. |
Вычерчивание лучей, прямых и отрезков. Сравнение отрезков с помощью циркуля. |
Самостоятельная работа. |
16 |
|
Решение задач на развитие пространственных представлений. |
Понятия: противоположный, внутри, снаружи, сверху, снизу. Ориентирование на местности. |
Составление графических диктантов. Работа на нелинованной бумаге. |
Уметь описывать предмет, выделять лишь существенные признаки. Уметь слушать товарищей Уметь применять ранее полученные знания в новых условиях. Самостоятельная работа. |
17 |
|
||||
18 |
|
Угол . Стороны, вершины угла |
Понятие «угол». Образование угла из двух лучей с общей вершиной. Сравнение углов. Обозначение углов. Развитие внимания, воображения, логического мышления. |
Работа с пластилином и спичками. Изготовление модели угла. |
Индивидуальная самостоятельная работа. Уметь пользоваться чертёжными инструментами. Уметь применять ранее полученные знания в новых условиях. |
19 |
|
||||
20 |
|
||||
21 |
|
Знакомство с разными видами углов.
Прямой угол. Острый угол, с вершиной в центре Геоконта(точкаЦ). Тупой угол.
Развернутый угол. Вершина угла.Его стороны. |
Понятие прямого, острого, тупого угла. Сравнение углов путём наложения. |
Работа с проволокой. изготовление модели углов. |
Уметь сравнивать и делать выводы. Работа в парах. Уметь дать обоснованный ответ. Формирование навыков практической работы. Работа по аналогии. |
22
|
|
||||
23 |
|
||||
24
25
26
|
|
||||
27
|
|
Ломаная линия. Длина ломаной.
Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. |
Понятие ломаной линии. Звенья, вершины ломаной. Сравнение ломаных по количеству углов. Решение логических задач. Выявление закономерностей
|
Работа с проволокой. Конструирование из спичек. |
Уметь сравнивать,делать обобщения, выводы. Уметь выделять существенные признаки для определения понятий. |
28 |
|
||||
29 |
|
Математическая викторина «Гость волшебной поляны» |
|
|
|
30 |
|
Замкнутая ломаная линия.
Многоугольники.
В городе треугольников |
Понятие многоугольника, как замкнутой ломаной линии. Обозначение многоугольников. Разнообразие многоугольников. |
Конструирование из проволоки и спичек |
Уметь работать с чертёжными инструментами. Умение делать выводы на основе практической работы. Уметь выделять существенные признаки. |
31
|
|
||||
32 |
|
||||
33
34 |
|
Квадрат.Танграм
Закрепление. Геометрический КВН |
|
|
Уметь анализировать, делать выводы на основе практической работы. Работа в парах, группах, самостоятельно. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь слушать товарищей и оценивать их работу. |
2 класс (34 часа)
|
Тема занятий |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
1 |
Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе. |
1 |
Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи. |
2 |
«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. |
1 |
Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. |
3 |
«Жители города многоугольников». Многоугольники. |
1 |
Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация. |
4 |
Периметры многоугольников. |
1 |
Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». |
5 |
«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. |
1 |
Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» |
6 |
Окружность и круг. |
1 |
Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов. |
7 |
Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. |
1 |
Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник». |
8 |
Радиус, диаметр круга. |
1 |
Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. |
9 |
Касательная. |
1 |
Сказка. Практические задания. |
10 |
Решение задач. Узлы и зацепления. |
1 |
Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. |
11 |
Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. |
1 |
Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм». |
12 |
Радиус и диаметр окружности. |
1 |
Графический диктант. Практические задания. Аппликация. |
13 |
Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. |
1 |
Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию». |
14 |
Сектор. Сегмент. |
1 |
Сказка. Практические задания. |
15 |
«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые. |
1 |
Песенка. Задачи на развитие логического мышления. |
16 |
«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. |
1 |
Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. |
17 |
Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. |
1 |
Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». |
18 |
Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. |
1 |
Графический диктант. Оригами «Собачка». |
19 |
Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. |
1 |
Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». |
20 |
Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». |
1 |
Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». |
21 |
Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». |
1 |
Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». |
22 |
Решение топологических задач. |
1 |
Решение задач. Оригами «Волк». |
23 |
Многоугольники выпуклые и невыпуклые. |
1 |
Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация. |
24 |
Периметр многоугольника. |
1 |
Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». |
25 |
Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. |
1 |
Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа. |
26 |
Площадь. |
1 |
Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения. |
27 |
Площадь. Единицы площади. |
1 |
Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм». |
28 |
Нахождение площади равностороннего треугольника. |
1 |
Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа. |
29 |
Плоскость. |
1 |
Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком». |
30 |
Угол. Угловой радиус. |
1 |
Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур. |
31 |
Сетки. |
1 |
Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон». |
32 |
«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». |
1 |
Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала. |
33 |
Обобщение изученного материала. |
1 |
Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. |
34 |
Урок-праздник «Хвала геометрии!» |
1 |
Праздник. |
Итого 34 часа |
3 класс (34 часа)
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
1 |
Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие). |
1 |
Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат». |
2 |
Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. |
1 |
Топологические задачи. Пентамино. |
3 |
Куб. Игра «Кубики для всех». |
1 |
Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». |
4 |
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. |
1 |
Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба. |
5 |
Каркасная модель куба. Развертка куба. |
1 |
Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком». |
6 |
Куб. Площадь полной поверхности куба. |
1 |
Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку. |
7 |
Знакомство со свойствами игрального кубика. |
1 |
Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру». |
8 |
Равносторонний и равнобедренный треугольники. |
1 |
Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа. |
9 |
Измерение углов. Транспортир. |
1 |
Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. |
10 |
Построение углов заданной градусной меры. |
1 |
Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком». |
11 |
Построение треугольника по трем заданным сторонам. |
1 |
Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления. |
12 |
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. |
1 |
Алгоритм построения треугольника. Оригами. |
13 |
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. |
1 |
Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком». |
14 |
Площадь. Измерение площади палеткой. |
1 |
Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка». |
15 |
Числовой луч. |
1 |
Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор». |
16 |
Числовой луч (закрепление). |
1 |
Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. |
17 |
Сетки. Игра «Морской бой». |
1 |
Игра «Морской бой». Правила игры. |
18 |
Сетки. Координатная плоскость. |
1 |
Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой». |
19 |
Осевая симметрия. |
1 |
Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек». |
20 |
Симметрия. |
1 |
Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик» |
21 |
Симметрия (закрепление). |
1 |
Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка. |
22 |
Поворотная симметрия. |
1 |
Кубик Рубика. Практическая работа. |
23 |
Прямоугольный параллелепипед. |
1 |
Сказка. Задача на развитие воображения. |
24 |
Прямоугольный параллелепипед. |
1 |
Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью. |
25 |
Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. |
1 |
Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность. |
26 |
Цилиндр. |
1 |
Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления. |
27 |
Цилиндр. Закрепление изученного. |
1 |
Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин». |
28 |
Конус. |
1 |
Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание. |
29 |
Пирамида. |
1 |
Моделирование пирамиды. Развёртка. |
30 |
Пирамида. |
1 |
Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм». |
31 |
Шар. |
1 |
Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо». |
32 |
Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». |
1 |
Игра «Узнай по развёртке». |
33 |
Мониторинг ЗУН |
1 |
Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. |
34 |
Геометрический КВН. |
1 |
Игра - КВН. |
Итого 34 часа |
Материально- техническое обеспечение программы( курса).
№ п\п |
Название объектов и средств материально- технического обеспечения |
Количество |
1 |
Библиотечный фонд |
|
|
|
3 |
2 |
Печатные пособия |
|
|
школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и чертёжные инструменты, альбомы формата А4, тетради, ножницы, клей, пластилин.
|
30 |
3 |
Технические средства обучения |
1 |
|
Интерактивная доска, проектор |
|
4 |
Экранно- звуковые пособия |
|
|
Презентации , видеофрагменты |
10 |
5 |
Игры и игрушки |
|
Рекомендуемая литература
Литература для учителя.
1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
8. Т.В. Жильцова , Л.А.Обухова «поурочные разработки по наглядной геометрии». М.: Вако, 2004.
9. В.Г.Житомерский, Л.Н.Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М.: Педагогика, 1991.
10. Е.Ю.Гудым «Справочник по геометрии». СПб.: Литера, 2007.
11. Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей». М.: Росмэн-Пресс, 2004.
12. А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики
Ярославль « Академия развития» 1997
13. О.В.Узорова. Олимпиадные работы по математике.
14. Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике»
15.Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007.
15.Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2003.
Литература для ученика.
1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2002
3. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение», 2002
4. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
5. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
6. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
7. Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
8. Тетрадь по математике. Наглядная геометрия. 1 класс Истомина Н. Б. тетрадь по математике. 1 класс. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010 г.
Электронные издания
Интернет- ресурсы
http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/geometrija_vokrug_nas/0-46
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.