ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно- правовой основой рабочей программы по курсу внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы:
· Конституция РФ 9(ст.43).
· Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
· Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (в ред.постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07. 2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).
· Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2013 №72, , изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373; с изменениями – приказы от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 № 1576).
· Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».
· Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. №03-296.
· Письмо Минобрнауки России от14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» и «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
· Областной закон от 14.11.2013г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»(в ред. От 24.04.2015г. №362-ЗС).
· Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 20.09.2013г. № 705 «Об утверждении Требований к минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений в условиях реализации ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях РО».
· Приказ управления образования Зимовниковского района от 25.09.2013г. № 256 «Об утверждении Требований к минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений в условиях реализации ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях».
· Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Первомайской средней общеобразовательной школы №11 (Приказ управления образования Зимовниковского района от 12.01.2015г. №11).
· Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Первомайской СОШ №11 (Приказ от 22.08.2016 № 139).
· План внеурочной деятельности 1-4 классов Первомайской СОШ №11 (Приказ от 22.08.2016 № 139).
· Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана- Граф,2014.
Целью курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи курса:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
3. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
4. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
5. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
6.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях;
- оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
- исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии.
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма» .
Тематическое планирование
Дата |
№ п/п |
Тема . |
5.10 |
1 |
Вводный урок. С чего начинается Родина. |
12.10 |
2 |
Донской край - мой край. Экскурсия |
19.10 |
3 |
Поговорим о безопасности. Дорога от дома до школы. |
26.10 |
4 |
Семь я – семья. |
9.11 |
5 |
Я не знаю земли лучше той, что меня растила. |
16.11 |
6 |
Чистое село. Экскурсия ««Родное село», |
23.11 |
7 |
Синих рек рукава. |
30.11 |
8 |
Взгляни на родные просторы. |
7.12 |
9-10 |
Чем богаты наши недра. |
14.12 |
11 |
Донская земля – житница России. |
21.12 |
12 |
Цвети мой край родной! |
28.12 |
13 |
Как нас бабушки лечили. |
18.01 |
14-16 |
В мире животных. |
25.01 |
17 |
Экскурсия. |
1.02 |
18 |
Зимняя сказка. |
8.02 |
19 |
Зимние изменения в природе. |
22.02 |
20 |
Жизнь животных зимой. |
1.03 |
21 |
Живой уголок. |
15.03 |
22 |
Занятия людей зимой. |
22.03 |
23 |
Весна. Весенние месяцы. |
5.04 |
24 |
Экскурсия. |
12.04 |
25 |
Весенние изменения в природе. |
19.04 |
26 |
Растения весной. |
26.04 |
27 |
Жизнь животных весной. |
3.05 |
28 |
Занятия людей весной. |
10.05 |
29 |
Экскурсия. |
17.05 |
30 |
Летние изменения в природе. |
24.05 |
31 |
Жизнь животных летом |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания заместитель директора по УР
МБОУ Первомайская СОШ №11 ___________ Ершова Е.В.
от_________2016 года №____ подпись
____________ 2016 год____
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.