Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
01.10.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы
Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. и авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России». Курс «Праздники, традиции и ремесла народов России» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления. ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель-воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.
РП по внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России 1-4 классы.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей  начальных классов Протокол № _____ От «___» ___________ 2019 г. Руководитель МО ___________                                 Е.А. Минеева  СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по УВР ГБОУ СОШ №30 г. о.  Сызрань _______________ Н.Н. Земскова «___» _____________  2019 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ №30  г. о. Сызрань Приказ № ____   от «___»   ________ 2019 г. ________________   Л.И. Тюкова                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Направление: духовно­нравственное 1 ­4  класс 33 часа в год  ­ 1 класс 34 часа в год – 2­4 классы                                                                                                Программу разработала  учитель начальных классов:  Зарубина Наталья Геннадьевна Сызрань, 2018 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   курса   «Праздники,   традиции   и   ремесла   народов   России»   в   рамках духовно­нравственного   направления   внеурочной   деятельности    составлена  в   соответствии   с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования  на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1­4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. и  авторской  программы  Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России».                    Курс «Праздники, традиции и ремесла народов России»  введен в часть учебного плана, формируемого   образовательным   учреждением   в   рамках   духовно­нравственного   направления. ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель­воспитание нравственного, ответственного,   инициативного   и   компетентного   гражданина   России.   В   словесном   портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки   перед   семьёй   и   школой;   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.             Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа. Реализация  программы предполагает решение следующих  образовательных и воспитательных задач:                        ­ ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами; ­обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов; ­ формирование активной жизненной и гражданской позиции; ­   воспитание   чувства   любви   и  привязанности   к  своей   Родине,   ее  истории,   традициям, культуре. ­ формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива; ­ развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности; ­ формирование потребности в самопознании, в саморазвитии. Программа построена на основе следующих принципов:       доступности   (учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   познавательной деятельности детей младшего школьного возраста); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме); актуализации   знаний   и   умений   (учебные   ситуации   предлагаются   с   точки   зрения потребностей младших школьников); деятельностной   основы   процесса   обучения   (удовлетворение   потребности   детей   данного возраста в игре и эмоционально­наглядной опоре).                      Новизна  программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Ценностные ориентиры: В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы. Методика   работы   с   детьми   должна   строиться   в   направлении   личностно   – ориентированного   взаимодействия   с   ребёнком,   делается   акцент   на   самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Общая характеристика                 В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах   воплощена   историческая   память   поколений,   запечатлена   душа   народа,   создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров­умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое   чувство   прекрасного,   стремление   к   гармонии   —   всё   это   являют   нам   творения народных умельцев.            Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать   свою   историю,   национальную   культуру,   беречь   и   развивать   народные   традиции.   Русская история   сложная,   трудная,   героическая.   Наша   культура   богатейшая,   сильная   своим   духом.   У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину­мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии   истории,   трудные   испытания,   выпавшие   на   её   долю,   Россия   выдержала   с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная   страна.   И   сердце   её   великодушное,   отзывчивое   на   добро   и   красоту.   Русские   люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих   негасимый   свет   Веры,   Правды,   Добра,   Любви   и   Надежды.   От   их   знаний,   их   духовной культуры зависит наше общее будущее. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно   сделать,   если   отсутствуют   спектакли,   раскрывающие   в   яркой,   образной   форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно­эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само   время   диктует   необходимость   обратиться   к   истокам   искусства   —   творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время,   с   его   стремительностью,   хаотичностью,   напором,   вторжением   в   жизнь   того,   что   чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.               Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель  —   «обеспечение   возможностей   для   получения   качественного   начального   и   общего образования»   реализуется   (как   один   из   путей)   «организацией   внеклассной   деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных   потребностей».   Организация   данной   деятельности   направлена   на   развитие   у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий,  обеспечивающих поиск информации,   работу   с   ней,   адекватную   поставленной   учебной   задаче».   Достижение   цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных   процессов».   Сформированные   универсальные   учебные   действия   являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.             Обозначенные цели направлены на духовно­нравственное развитие обучающихся, воспитание у   них   нравственных   ценностей,   толерантности,   правильных   оценок   событий,   происходящих   в окружающем мире.              Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных   предметов   «Литературное   чтение»,   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России»,   а   также   программы   внеурочной   деятельности   школьников   «Праздники,   традиции   и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно­нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ООП НОО   Программа   внеурочной   деятельности   по   духовно­нравственному   направлению «Праздники,   традиции   и   ремёсла   народов   России»   предназначена   для   учащихся   1­  4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2­4 классы ­ 34 часа в год. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» младшие  школьники получат представления:                ­ познакомятся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами; ­овладеют   навыками   научно   –   поисковой   деятельности   по   сбору   и   обработке краеведческих и этнических материалов; ­ сформируют активную жизненную и гражданскую позиции; ­   воспитание   чувства   любви   и  привязанности   к  своей   Родине,   ее  истории,   традициям, культуре; ­ овладеют умением общаться, слушать других, понимать интересы коллектива; ­ развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности; ­ формирование потребности в самопознании, в саморазвитии. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  В   результате   освоения   программы   внеурочной   деятельности   «Праздники,   традиции   и   ремёсла народов России» формируются: Личностные результаты:  принятие   и   освоение   традиций,   ценностей,   форм   культурно­исторической, социальной и духовной жизни своей страны; формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре    народов России; формирование   нравственных   ценностей,   толерантности,   правильных   оценок событий, происходящих в окружающем мире. В результате обучения формируются универсальные учебные действия:  ориентация  на  понимание   причин  успеха  в  деятельности,  в  том  числе   на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;   способность к оценке своей деятельности; основы   гражданской   идентичности,   своей   этической   принадлежности   в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,  чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;  ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле,   как   собственных поступков, так и поступков окружающих людей;    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств; чувство прекрасного и эстетические чувства; Метапредметные результаты Регулятивные:   принимать и сохранять задачу; планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;  адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей, родителей и других людей.              Познавательные:    строить сообщения в устной и письменной форме; основам смыслового восприятия художественных текстов; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков;  осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные:  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;   формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Предметные результаты:  формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;  овладение   умениями   организовывать   свою   жизнь   по   правилам, заложенным традициями российского народа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА   «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  Основное содержание по темам                                      Раздел  Старинный русский быт  Характеристика основных видов учебной  деятельности Одежда. Традиционный костюм крестьян Функциональный   характер   одежды   в   старину. Рубашка,   сарафан   —   у   женщин.   Рубаха,   порты, брюкши,   кафтаны,   зипуны,   тулупы   и   армяки   ­   у крестьян   (мужская  одежда).   Роль орнамента­оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи, Одежда. Традиционный костюм бояр Расшитые   золотом   кафтаны,   сапоги   из   сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.  Жилище.   Русская   изба   и   боярские   хоромы. Палаты. Терем Русская   изба.   Элементы   избы.   Крестьянская   утварь. Красный угол. Иконы. Боярские   палаты.   Терема.   Светёлки.   Крытые галереи. Традиционная   русская   кухня.   Пища.   Продукты питания Хлеб   —   главный   продукт   питания,   «дар   Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные   и   постные   кушанья.   Пироги.   Мёд.   Пиво. Взвары. Варенья. Соления.  Семейные   праздники. Именины Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.  Игры   и   забавы   детей Игры   в   шахматы,   шашки. Слушание   сказок   (роль   сказителя,   «бахаря»). Глиняные   и   деревянные   игрушки.   Катание   зимой  на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели. Учёба Обучение   грамоте   (мальчиков)   и   рукоделию (девочек).   Письменные   принадлежности.   Береста   и бумага. Школы при   церквях   и   монастырях. предметы. Учебные книги. Учитель.   Семейные   обряды.   Учебные   Украшения. Одежда, быт. Запрещение   царскими   указами   носить   старинную русскую  одежду.  «Заморское»  (европейское)   платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды   дам. Одежда.   Сложные причёски.   Атрибуты   придворных.   Нарядные   туфли. Косметика   дам   XVIII   века.   Наряды   девушек   и   дам XIX века. Одежда   дворян­мужчин, карманные часы, лорнеты. Одежда   купчих,   мещанок,   крестьянок,   особые головные уборы.  Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей Русские пословицы и поговорки об одежде. Усадьба. Дворянские особняки Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер.   Зимние   сады.   Атрибуты   и   аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр. Быт   дворянской   семьи.   Балы   и   праздники. Литературно­музыкальные салоны Атмосфера   дворянского   дома.   Светский   этикет. Домашнее обучение детей Новый русский быт (со времён Петра I)  Простой   народ   и   дворяне.   Обычаи,   привычки.   цилиндры;   трости; Русские народные праздники  Повседневная   жизнь   дворянина в   столице   и усадьбе.   Альбомы   со   стихами   и   пожеланиями. Традиционные   званые   обеды.   Строгое   соблюдение этикета.   Балы   и   праздники.   Посещение   театров. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно­музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей,   произведений   искусства.   Знакомство   с деятелями   культуры   и   искусства.   Институты благородных   девиц. Привилегированные   учебные заведения. Кадетские   корпуса   для   мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.   Святки.   Освещение   воды. Будни   и   праздники   на   Руси. Древние   праздники, пришедшие   к   нам   от   восточных   славян.   Сочетание языческих и христианских праздников. Общие   и   семейные   праздники.   Обычаи   и   обряды. Роль традиций. Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Канун   Нового   года.   Васильев   вечер.   Современный новогодний   праздник.   Рождественский Сочельник.   Рождество   Христово.   Рождественские колядки.   Ёлка   —   символ   «райского   дерева».   Крещение   Господне Традиционные   кушанья. (Благовещение).   Праздничный крещенский стол.  Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха Масленица   —   весенний   праздник   проводов   зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий   пост   — время   строгого   воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в   церкви   вербы   (верба   —   символ   здоровья,   силы, красоты.). Пасха   —   главный   христианский   праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба   —   Артоса.   Пасхальные   торжества.   Крестный ход. Христосование. Красная горка.   Лето   красное.   Егорьев   день.   Троица.   Духов   день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая. День   Святой   Троицы («Зелёные   Святки»): разделение   зимы   и   лета.   Духов   день   —   именины Земли, поилицы и кормилицы. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря.   День   летнего   солнцестояния.   Собирание целебных   трав,   очищение   огнём   и   водой.   Иван­да­ марья   —   праздничный   цветок   Купалы.   Возжигание костров в купальскую ночь. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь Русские народные промыслы Русские народные игры Песни для детей (колыбельные,  потешки, пестушки) Народные танцы святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).  Традиции и обряды. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето   и   осень. Традиции   и   обряды.   Приметы, пословицы, поговорки. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29   августа).   Преображение;   день   Нерукотворного образа. Успение   Богородицы (Первые   Осенины).   Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы. Девичьи гадания и   посиделки. Окончание работ по найму. . Стиль   и   содержание   росписи Керамика   Гжели. История   и   стиль   гжели. Продукция  Гжели  —  это вазы,  статуэтки,  кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Хохлома. История   и   стиль.   Орнамент   деревянной расписной посуды. Жостово    металлические подносов. Павлово­Посадские   шали. Народный   промысел   в Павловском Посаде под Москвой. Вятская   игрушка. Вятскую   игрушку   называют   ещё дымковской (по названию села Дымково   близ   города   Кирова   (Вятка)).   Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм. Богородская   деревянная   игрушка из   окрестности Сергиева   Посада   (Загорск),   села   Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков   старины,   отражение   обрядов   взрослых людей   в   детских   играх.   Игры   для   мальчиков   и   для девочек.   Командные   игры.   Игры   с   пасхальными яйцами.   Пляски   Песни создавались специально для маленьких детей: их   пели   мамы,   бабушки,   няни.   Загадки,   пословицы, поговорки, считалки развивали детей. Хороводы. Игры­хороводы. парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе  танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви. Пляски —   наиболее   распространённый   жанр народного   танца.   Виды   пляски:   одиночная,   парная, перепляс,   Пляски   «Заинька», «Метелица». Кадриль распространилась   в   народе   в   начале   XIX века.   Она   сопровождается   игрой   на   гармони, балалайке, баяне.   массовый   пляс. Тематическое планирование «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  Раздел 1 класс 6 4 14 4 2 3 33 6 5 11 6 1 2 3 34 11 2 класс 3 класс . № п∕п № п∕п № п∕п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  Старинный русский быт. Новый русский быт со времён Петра I.   Русские народные праздники. Русские  народные  промыслы. Русские народные игры Народные танцы. Итого Раздел  Старинный русский быт. Новый русский быт со времён Петра I.   Русские народные праздники. Русские  народные  промыслы. Русские народные игры Народные песни, загадки, пословицы Народные танцы.Переплясы.Хороводы. Итого Раздел 1. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр 2. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. 3. 4. 5. 10 Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания 5 Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. 5 3 Учёба. Школа. 34 Итого Раздел № п∕п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Старинный русский быт. Новый русский быт. Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры. Песни для детей Народные танцы Итого 4 класс 9 6 8 5 2 2 2 34 Календарно­тематическое планирование курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 класс № Дата проведения Тема занятия Примечание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности. Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты.  Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты  питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные  обряды. Именины. Учеба. Школа. Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи,  привычки Усадьба. Дворянские особняки Быт дворянской семьи. Балы и праздники.  Литературно­музыкальные салоны Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. Викторина «Русские народные праздники» Керамика Гжели Хохлома и Жостово Павловопосадские шали Вятская и богородская игрушка 29 30 31 32 33 Наиболее популярные детские игры Детские песенки, потешки, загадки, пословицы Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры­танцы. Защита творческих проектов Защита творческих проектов Итого: 33 ч. Календарно­тематическое планирование курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 2 класс Тема занятия Примечание № Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Одежда. Традиционный костюм. Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты.  Терем Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные  обряды. Учеба. Школа Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи,  привычки Усадьба. Дворянские особняки Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно­музыкальные салоны Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное  воскресенье. Встреча Масленицы Пасха 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день.  Ильин день Троица. Духов день Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Керамика Гжели Хохлома Жостово Павлово­Посадские шали Вятская игрушка Богородская игрушка Русские народные игры Народные песни, загадки, пословицы Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. Народные танцы Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры­танцы. Итоговое занятие. Итого: 34 ч. Календарно­тематическое планирование курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 3 класс Тема занятия Примечание № Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 Знакомство с общим содержанием курса  Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан у женщин Роль орнамента­оберега (вышивка). Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек, женщин. Украшения. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Мужская одежда у крестьян. Крестьянская обувь Одежда и обувь у бояр Одежда боярынь и барышень Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение в крестьянских избах. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими  руками. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими  руками. Красный угол Иконы Боярский терем и боярские палаты Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» Пословицы и поговорки о хлебе Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Что такое блины? Пироги. Взвары, варенья, соленья, мёд. Быт крестьянской семьи Быт городской семьи Зимние забавы Летние забавы Именины Письменные принадлежности, чернила. Береста и  бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы и учебные книги. Календарно­тематическое планирование курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 4 класс Итого: 34 ч. № Дата проведения Тема занятия Примечание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Знакомство с общим содержанием курса.  Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа. Новый русский быт (со времён Петра I). Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники Литературно – музыкальные салоны. Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. Русские народные праздники Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. Керамика Гжели. Хохлома. Жостово. Павлово­Посадские шали. Вятская и богородская  игрушка. Русские народные игры. Русские народные игры. Народные песни, загадки, пословицы Детские песенки, потешки, загадки, пословицы Народные танцы Парные пляски. Переплясы Хороводы. Итоговое занятие. Итого: 34 ч. УЧЕБНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для осуществления образовательного процесса по Программе «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  необходимо следующее: Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1.Д.В.Григорьев,   П.В.Степанов.   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический конструктор­М., Просвещение,2011г 2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010. 3.Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   младших   школьников.   Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011. 4.Духовно­нравственная   культура   в   школе.   Учебно­методическое   пособие   по   основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007 Технические средства обучения 1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2.  Компьютер 3. Мультимедиа проектор 4.  Аудиопособие  "Как жили на Руси"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.