Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство
2 кл
26.04.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры
Театральные ступеньки 2 - в класс 2015-2016 уч. год Пилипенко И.И..docx
Миллеровский район Ст. Мальчевская Муниципальное общеобразовательное учреждение   Мальчевская средняя общеобразовательная школа  Согласовано Протокол № 1 от 31 августа 2015г. Руководитель ШМО:             Е.Н.Бердникова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1   от  31 августа 2015 г. Председатель:________А.А.Зелинский  УТВЕРЖДЕНО Директор  МБОУ Мальчевская СОШ приказ № 162 от 31 августа 2015г. ___________/А.А.Зелинский/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА               по внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 2­в класс  Количество часов: 1 час в неделю Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна Программа разработана на 2015­2016 учебный год.                    Программа разработана на основе: Рабочие программы.                     Предметная линия  учебников «Литературное чтение», «Русский язык» 1­4 классы:                     – 2 ­е издание. – М.: Просвещение, 2014 1 I. Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Программа курса «Театральные ступеньки» составлена на основе: ­ программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа   2100»   Сборник   программ.   Дошкольное   образование.   Начальная   школа   (Под   научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); ­   образовательной   программы   «Основы   театрального   искусства»  Похмельных   А.А. (Муниципальное   образовательное   учреждение   дополнительного   образования   детей.   Детско­ юношеский центр г. Петрозаводска); ­ программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт   –   Петербургская   государственная   академия   театрального   искусства.   Кафедра   основ актёрского   мастерства).     Программа   «Театральные   ступеньки»   относится   к   художественно­ эстетическому     направлению   образовательно­воспитательной   деятельности   внеурочной   работы. Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   «Театральные   ступеньки»   составлена   на   основе Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования по предмету «Литературное чтение» Новизна     данной   рабочей   программы   определена   федеральным   государственным  Отличительными   особенностями стандартом  начального   общего   образования   2010   года. являются: Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета. Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя,  обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.  опираясь на синтетическую природу театрального искусства,  способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и  через театр привить интерес к мировой художественной культуре  и дать первичные сведения о ней; Задачи:  общения;    научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к  любой работе.  Ожидаемый результат: Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный  настрой, мимическая выразительность, навыки имитации). Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, воображение). Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные  навыки) 2 Достижение следующих уровней:  (1­ый год занятий) (2­3­ий год  занятий) (4­ый год занятий) Содержание сценария Работа по готовым  авторским сценариям Дополнение  сценариев своими  идеями Сочинение сказок  придумывание своих  сценариев Посещение  спектаклей Просмотр спектаклей,  Анализ  обмен впечатлениями просмотренных  сказок. Переходный  этап Выход  результата На уровне класса (классные мероприятия, классные часы) На уровне школы  (показ спектаклей для младших школьников) Анализ игры актёров,  использованных  декораций, авторских  находок и задумок На уровне  взаимодействия с  дошкольными детскими  образовательными  учреждениями Взаимодейств ие с родителями Жанровое  разнообразие Родители как  помощники (шьют  костюмы, помогают делать декорации) Сказки разговорного  жанра Переходный этап к  следующему уровню Родители как  участники спектакля  (артисты) Переходный. Этап  к следующему уровню Музыкальные сказки.  Сказки с танцевальными  постановками Кадровый  потенциал Учитель (классный  руководитель) Переходный этап к  следующему уровню Привлечение к  сотрудничеству учителя  музыки, помощника в  танцевальных  постановках II. Общая характеристика учебного предмета Развитие   художественно­творческих   способностей   личности   была   и   остается   одной   из актуальных   проблем   педагогики   и   психологии.   Особенно   эта   проблема   обостряется   в   сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях,   способных   самостоятельно,   по­новому   разрешать   возникшие   трудности.   Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания   как  художественное   творчество.   Особое   место  в   котором  занимает   театр,   способный приобщить   к   общечеловеческим   духовным   ценностям   и   сформировать   творческое   отношение   к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. 3 Театр   своей   многомерностью,   своей   многоликостью   и   синтетической   природой   способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение   преподавания   театрального   искусства   в   общеобразовательную   школу   способно эффективно   повлиять   на   воспитательно­образовательный   процесс.   Сплочение   коллектива   класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять   через   обучение   и   творчество   на   театральных   занятиях   в   школе.   Особое   значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Театр   рассматривается   в   контексте   других   видов   искусства,   и   в   начальной   школе   даются общие представления о его специфике. Отличительными особенностями и новизной программы является: ­ деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка  средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент; ­  принцип   междисциплинарной   интеграции  –   применим   к   смежным   наукам   (уроки литературы   и   музыки,   литература   и   живопись,   изобразительное   искусство   и   технология,   вокал   и ритмика); ­  принцип   креативности  –   предполагает   максимальную   ориентацию   на   творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Театрализованные   занятия     выполняют   одновременно   познавательную,   воспитательную   и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.  Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления,   учится   согласовывать   свои   действия   с   действиями   других   участников,   с определенными правилами. (Приложение 1)   Занятия   с   детьми   сценической   речью   служат   своего   рода   эталоном   правильной   речи   и одновременно упражняют  и   развивают  слух,  дыхательную систему, а  последняя тесно связана с сердечно­сосудистой   системой.   Следовательно,   занимаясь   в   процессе   обучения   сценической   речи дыхательной   гимнастикой,   ребёнок   одновременно   укрепляет   своё   здоровье;   тренирует артикуляционный аппарат.  (Приложение 2.) III. Место учебного предмета в учебном плане. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в  год в 1 классе,  34 часа в год во 2­4 классах.  Количество часов в неделю – 1 Количество часов в I четверти – 9 Количество часов во II четверти – 7 Количество часов в III четверти – 10 Количество часов в IV – 7 (в 1классе), 8 (во 2 классе) 4 IV. Содержание учебного предмета. Основные направления программы: «Познавательная деятельность» Предполагает чтение книг (русские народные сказки), посещение спектаклей, их последующий  анализ. Сюда же включается раздел «Основы театральной культуры», который призван обеспечить  условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ребенок получит ответы на вопросы: Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре. Узнает о видах и жанрах театрального искусства. «Музыкальное воспитание» Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями,  жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее  содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Театрально­игровая деятельность. Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со  сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные  игры на развитие воображения фантазии; инсценировки сказок. Художественно­речевая деятельность.  Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания,  формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение  русского языка. Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика;  игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться  разными интонациями. Работа над спектаклем. Включает в себя темы «Знакомство сказкой» (совместное чтение сказки и сценария к ней)  обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным  текстом; поиски музыкально­пластического решения отдельных эпизодов; создание декораций; дети  знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля,  учатся рисовать; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: 1.  игра 2.  беседа 5 3.  иллюстрирование 4.  изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык жестов, дикция,  интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог, монолог) 5.  мастерская образа 6.  мастерская костюма, декораций 7.  инсценирование русских народных сказок 8.  постановка спектакля. 9.  посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра спектакля) 10.  выступление ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ФОРМЫ № п/п 1 Тема раздела Форма «Мы играем – мы мечтаем!» игра 2 Театр беседа экскурсия 3 Основы мастерства   актёрского изучение основ сценического мастерства актёрский тренинг 6 Уровень   ценностям, Ожидаемый воспитательный результат II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом.  I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к 4 Виртуальный спектаклей в театрах.   просмотр 5 Наш театр просмотр спектакля беседа иллюстри­ рование мастерская образа мастерская костюма, декораций инсценировка, постановка спектакля выступление 7   ценностям, базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом. I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. I уровень Взаимодействие   ученика   с   учителем. Приобретение   учеником   социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом. ценностям,       ценностям, II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом. II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне   класса.   Получение   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к базовым   ценностного отношения   к   социальной   реальности   в целом. ценностям, ценностям, Формы проведения занятий Занятия   проводятся   в   групповой   и   индивидуальной   форме.   Для   успешного   освоения   программы количество детей в группе – 5­10 человек. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра беседа иллюстрирование изучение основ сценического мастерства       мастерская образа  мастерская костюма, декораций        инсценирование прочитанного произведения постановка спектакля  посещение спектакля работа в малых группах актёрский тренинг экскурсия выступление Актерский   тренинг   предполагает   широкое   использование   элемента   игры.   Подлинная заинтересованность   ученика,   доходящая   до   азарта,   –   обязательное   условие   успеха   выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.  Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным   оформлением.   Эта   работа   также   развивает   воображение,   творческую   активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.  Важной   формой   занятий   являются   экскурсии   в   театр,   где   дети   напрямую   знакомятся   с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра   спектакля   предполагаются   следующие   виды   деятельности:   беседы   по   содержанию   и иллюстрирование. Беседы   о   театре   знакомят   школьников   в   доступной   им   форме   с   особенностями реалистического   театрального   искусства,   его   видами   и   жанрами;   раскрывает   общественно­ воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. 8 Изучение   основ   актёрского   мастерства   способствует   формированию   у   школьников Раннее   формирование   навыков   грамотного   драматического   творчества   у   художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.   школьников     способствует   их   гармоничному   художественному   развитию   в   дальнейшем.  Обучение   по   данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. 9 Календарно ­ тематическое планирование 1 класс   № п\п Тема 1. Введение в театральную  деятельность. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Знакомство со сказкой  «Репка» Инсценирование сказки  «Репка» Инсценирование сказки  «Репка» «Золотая осень»  «Золотая осень» ««Золотая осень» ««Золотая осень»  ««Золотая осень» Проведение праздника с  приглашением родителей. Какие представления  бывают в театре. Знакомство со сказкой  «Заюшкина избушка» Содержание Что такое театр. Знакомство с понятиями « театр », « артист»,  «режиссёр», «художник», «гримёр», «сцена»,  «декорации», «занавес». Игры «Пантомима», «Угадай, кто говорит»,  «Изобрази» Рисуем декорации «Лес», «В избушке», «На  лугу» Чтение. Беседа по содержанию. Анализ  характера героев. Русский народный костюм.  Игра «Пантомима», «Угадай, кто говорит» Распределение ролей, инсценирование,  определение необходимых декораций к сказке. Работа над инсценированием, изготовление  декораций к сказке. Музыкальное  сопровождение. Работа над инсценированием, изготовление  декораций к сказке. Подготовка к  внутриклассному празднику, репетиция  стихов. Обсуждение костюмов главных героев. Подготовка к внутриклассному празднику,  репетиция стихов, инсценирование сказки,  изготовление декораций и костюмов. Генеральная репетиция к празднику. Показ сказки. Чаепитие. Беседа по содержанию. Показ презентации. Знакомство со сказкой. Беседа по содержанию. Анализ характеров героев. 11. Инсценирование сказки  «Заюшкина избушка» 12. Инсценирование сказки  «Заюшкина избушка» 13. Инсценирование сказки  «Заюшкина избушка» 14. Инсценирование сказки  «Заюшкина избушка» Распределение ролей. Репетиция сказки по  ролям. Определение необходимых декораций и костюмов. Репетиция сказки. Изготовление декораций.  Обсуждение костюмов героев. Репетиция сказки. Изготовление костюмов и  декораций. Музыкальное сопровождение к  сказке. Подготовка к тематическому мероприятию  «Зимушка – зима». Репетиция сказки.  10 Дата по плану 5. 09 Дата по факту 12. 09 19. 09 26. 09 3. 10 10. 10 17. 10 24. 10 31. 10 14. 11 21. 11 28. 11 5. 12 12. 12 15. 16. 17. «Заюшкина избушка» «Зимушка ­ зима» Изготовление костюмов и декораций. Репетиция. «Заюшкина избушка» «Зимушка ­ зима». Генеральная репетиция. «Что такое театр» Тематическая беседа. Показ презентации 18. Кто такие артисты. Тематическая беседа. Показ презентации. Беседа по содержанию. Анализ характеров  героев. Распределение ролей. Обсуждение декораций к сказке. Костюмов. 13. 02 19. 12 26. 12 16. 01 23. 01 30. 01 6. 02 27. 02 6. 03 13. 03 20. 03 3. 04 10. 04 17. 04 24. 04  1. 05 8. 05 15. 05 19. 20. 21. 22. 23. Знакомство со сказкой  «Петушок и бобовое  зёрнышко» «Петушок и бобовое  зёрнышко» «Петушок и бобовое  зёрнышко» «Петушок и бобовое  зёрнышко» «Петушок и бобовое  зёрнышко». Музыкальное сопровождение к сказке. Репетиция. 24. Подготовка к Дню Птиц. Репетиция. 25. Подготовка к Дню Птиц. Репетиция. 26. Подготовка к Дню птиц. Генеральная репетиция. 27. Классное мероприятие  День Птиц. 28. Как себя вести в театре Проведение классного мероприятия День  Птиц. Показ сказки родителям. Беседа по теме Репетиция. Репетиция. Показ сказочного спектакля. 29,  30 31 32       33 Подготовка к Празднику  «До свидания, 1 класс!» Подготовка к Празднику  «До свидания, 1 класс!» «До свидания, 1 класс!»  («Репка,«Заюшкина  избушка», «Петушок и  бобовое  зёрнышко»)Приглашение  родителей. Закрытие театрального  сезона. Подведение итогов работы кружка. Награждение всех «артистов» за их труд. 22. 05 11 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс (34 часа) Тема Количество часов Дата Всего Теория Практика № п/п 1 2 3 Раздел «Театр» Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль. Раздел   «Основы   мастерства» актёрского 4­6 Мимика. Пантомима. Раздел   «Виртуальный   просмотр спектаклей в театрах» 7­9 Просмотр   спектаклей   в   театрах города. 10­12 Беседа   после   просмотра   спектакля. Иллюстрирование. Раздел «Наш театр» 13­22 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 23­28 Работа   над   спектаклем   по     сказкам­ миниатюрам  Дж. Родари. 29­34 Работа   над   спектаклем   по   сказкам дядюшки Римуса. 2 – 1 1 1 1 – – – – – – – 4.09 11.09 18.09 25.09  2.10 9.10 16.10 23.10 30.10 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 1 1 ­ – 2 2 6 3 3 22 10 6 6 3 1 1 1 3 3 6 3 3 22 10 6 6 12 Итого Итог о 34 34 3 31 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Тема 3 класс (34 часа) Количество часов Дата Всего Теория Практика   Раздел «Театр» Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник­ декоратор. Древнегреческий театр. Театр «Глобус». Театр под крышей. Современный театр. Театральный билет. Театр кукол. Музыкальный театр. Цирк. Музыкальное   сопровождение. Звуки и шумы. Зритель в зале. Раздел   просмотр   театрах» Просмотр   спектаклей   в   театрах города. Беседа спектакля. Иллюстрирование. Основы актёрского мастерства «Виртуальный в спектаклей     после   просмотра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12­14 15­17 11 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 3 3 2 13 1 1 1 1 – 1 1 1 1 1 – – – 1 4 1 – – – – 1 – – – 1 1 6 3 3 1 18­19 20­27 28­34 Итого 34 Театральный этюд. Наш театр Работа   над   спектаклем   по сказкам Ш. Перро. Работа   над   спектаклем   по сказкам Г.Х. Андерсена. Итого 2 15 8 7 34 1 – – 11 1 15 8 7 33 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Тема 4 класс (34 часа) Количество часов Всего Теория Практик Дата план Дата факт   спектакля:   актёрского Раздел «Театр» Создатели писатель, поэт, драматург. Театральные жанры. Основы мастерства Язык жестов. Дикция.   Упражнения   для развития хорошей дикции. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Считалка. Скороговорка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Искусство декламации. Импровизация. а – – – 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 2 1 1 3 – – – – – – – 1 1 12 Диалог. Монолог. Раздел   «Виртуальный просмотр   спектаклей   в театрах» 13­15 Просмотр   спектаклей   в   Беседа театрах   города. после просмотра спектакля. Наш театр 16­21 Работа над спектаклем по  басням И.А. Крылова. 22­34 Работа   над   спектаклем   по сказкам А.С. Пушкина. Итого Итог о 34 1 3 3 19 6 13 34 1 – – – – 5 1 3 3 19 6 13 32 Приложение 1 Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы  играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина) 15  Картинки из спичек   Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу   и   объясняют   их.   Кроме   элемента   состязательности,   важного   для   самих   учеников,   следует отметить,   что   эта   игра   прекрасно   развивает   чувство   художественного   вкуса,   воображение,   и, благодаря однотипности «строительного материала», ­ чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение   на   полу   (ковёр),   так   как   дети   не   связаны   размером   столов   и   чувствуют   себя   более раскованно.  Нарисую у тебя на спине… Упражнение   на  сенсорное  воображение.  Играют  парами.  Рисующий  пальцем  воспроизводит  на спине водящего какое­либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.  Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума,   а   рисующий,   «обманывая»,   пытается   сбить   накал   внимания   партнёра   нарочитой расслабленностью.   Это   –   одно   из   самых   увлекательных   заданий,   но   педагог   должен   тщательно контролировать   ход   его   выполнения,   не   допуская   обид   и   огорчений,   присущих   малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, ­ важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.  Рисунки на заборе Преподаватель   предлагает   каждому   участнику   нарисовать   на   «заборе»   (стена   класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны   группы,   так   как   условность   изображения   не   дает   повода   для   его   критики   и   реального сравнения   художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.  Цирковая афиша Каждый   ученик,   сочинив   свой   «цирковой   номер»,   рисует   свою   афишу,   в   которой   пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего  «номера». Поощряется  изобретение псевдонимов и  кратких анонсов к номерам.  Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.  Роботы  Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям: 1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота». 2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.      Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, ­ найти, подобрать и принести какой­либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности. Приложение 2 Упражнения для развития хорошей дикции  (из  программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова) Тренинг гласных звуков  Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков. И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы  С   помощью   ряда   гласных   попытайся   задать   вопросы,   делая   ударение   поочерёдно   на каждом звуке. Вопрос Ответ И    Э    А    О    У    Ы ?          И    Э    А    О    У    Ы.           16 И    Э    А    О    У    Ы ?        И    Э    А    О    У    Ы.           И    Э    А    О    У    Ы ?          И    Э    А    О    У    Ы.           И    Э    А    О    У    Ы ?          И    Э    А    О    У    Ы.           И    Э    А    О    У    Ы ?         И    Э    А    О    У    Ы.          И    Э    А    О    У    Ы ?          И    Э    А    О    У    Ы.           Тренинг согласных звуков  Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки. [л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку; [р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран; [б] ­ [п]    – хлопки в ладоши; [д] ­ [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням; [г] ­ [к]    – щелчки; [з] ­ [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем; [в] ­ [ф]   – отталкивающие движения руками; [ж] ­ [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.  Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями? Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж  БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж…Ж… Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж  БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ! Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж  ТОП. Ж Ж Ж Ж ТОП – ТОП. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ШЛЁП!!! ШМЯК. И СТАЛО ТИХО. Приложение 3 Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)  Как известно бобры добры, Добротою бобры полны, Если хочешь себе добра, Надо просто позвать бобра.  Если ты без бобра добр,  Значит сам ты в душе бобр! 17  Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.  У крошки матрешки пропали сережки, Сережки Сережка нашёл на дорожке.  Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали, Да ноги­то оттопали.  Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера! Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Печатные пособия Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического  искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы  Образовательная   система   «Школа   2100»   Сборник   программ.   Дошкольное образование.  Начальная  школа  (Под  научной  редакцией  Д.И.  Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального 18 искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Список рекомендованной литературы: 1.  Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. ­ М.: «Первое сентября», 2000. 2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.  2­й класс. 3­й класс. 4­й класс. – М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I­XI классов. М., 1990. 4. Как развивать речь с помощью скороговорок?  http://skorogovor.ru/интересное/Как­развивать­речь­с­помощью­ скороговорок.php  5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных  Экранно­звуковые пособия (могут быть   в   цифровом виде)   Технические средства   обучения (средства ИКТ) Цифровые образовательные ресурсы школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ 1.В помощь современному учителю http://k­yroky.ru/load/67 2.   Единая   коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов   http://school­ collection.edu.ru/   3. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD). 1. Мультимедийный компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран для мультимедийного проектора                      .  org   /  wiki      ://   ru   .  wikipedia 1. http  2. http ://moikompas. ru/tags/plasti lin 3. http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html   4. http://www.orientmuseum.ru/art   5. http://www.vasnecov.ru    Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.   и Учебно­ практическое учебно­ лабораторное оборудование Натуральные объекты Демонстрационные пособия Наглядный материал. VIII. Результаты освоения учебного предмета.    В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности     оцениваются по трём уровням. Первый   уровень   результатов   (1   год)  —  приобретение   школьником   социальных   знаний   (об общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и   неодобряемых   формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 19 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими   учителями    как   значимыми  для   него   носителями   положительного   социального   знания   и повседневного опыта. Результаты 1 года обучения 1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,  устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о  правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной  жизни.  Личностные Метапредметные Предметные     необходимые   сведения   о видах   изученных   кукол, особенностях   работы   с картинками, куклами пальчиковыми и перчаточными куклами; о кукловождения этих систем; о сценической речи; способах   кукол     ­ о декорациях к спектаклю;                     ­   работать с куклами   изученных   систем при показе спектакля; импровизировать;   работать   в   группе,   в коллективе.   публикой, зрителями. выступать перед   ­ ­ ­ ­ ­ ­ Знать – о формах проявления заботы о человеке при  групповом  взаимодействии; ­ знать о ценностном  отношении к театру как к   культурному наследию  народа. Уметь ­ правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом  процессе.  Определять и высказывать  под  руководство м педагога  самые  простые  общие для  всех людей  правила  поведения  при  сотрудничест ве (этические нормы). В   предложенных  педагогом ситуациях  общения и  ­ о  способах  взаимодействия со  сверстниками, старшими и  младшими детьми,  взрослыми  в соответствии  с общепринятыми  нравственными нормами.  ­ Определять и  формулировать цель  деятельности   с помощью  учителя.  ­ Проговаривать  последовательность  действий  .  ­ высказывать своё  предположение (версию) ­ работать по  предложенному учителем  плану. ­ отличать верно  выполненное задание от  неверного. совместно с  учителем и  другими  учениками давать   20 сотрудничества,  опираясь на общие  для всех простые  правила поведения,   делать выбор, при  поддержке других  участников группы и  педагога, как  поступить. ­соблюдать правила  игры и дисциплину; эмоциональную  оценку  деятельности  товарищей.  ­ Донести свою позицию до  других: оформлять свою  мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или  небольшого текста). ­ Слушать и понимать речь  других. ­ Совместно  договариваться о правилах  общения и поведения в  школе и следовать им. Применять   Второй уровень результатов (2­3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,  мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.           Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Результаты 2 и 3 года обучения 2 уровень результатов –  получение школьником  опыта переживания и позитивного отношения  к базовым   ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество,   природа,  мир,   знания,   труд,   культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Личностные Метапредметные Предметные 21 необходимые сведения   о   видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; о   способах кукловождения   кукол разных систем; о сценической речи; о   декорациях   к спектаклю; ­ о подборе  музыкального  сопровождения к  спектаклю.                     ­   работать с   куклами   изученных систем   при   показе спектакля; импровизировать;   работать   в   группе,   в коллективе.   выступать   перед публикой, зрителями. Знать Уметь – о формах  проявления заботы о  человеке при  групповом  взаимодействии; ­ правила поведения на занятиях, раздевалке,  в игровом творческом  процессе. ­ правила игрового  общения, о  правильном  отношении к  собственным ошибкам, к победе, поражению. ­  анализировать и  сопоставлять,  обобщать, делать  выводы, проявлять  настойчивость в  достижении цели. ­соблюдать правила  игры и дисциплину; ­ правильно  взаимодействовать с  партнерами по  команде (терпимо,  имея взаимовыручку и  т.д.).  ­  выражать себя в  различных доступных  и наиболее  привлекательных для  ребенка видах  творческой  и игровой  деятельности. ­ ­ знать о ценностном  отношении к театру как  к  культурному наследию народа. ­ ­ ­ ­ иметь нравственно­ этический опыт  взаимодействия со  сверстниками, старшими  и младшими детьми,  взрослыми  в  соответствии с  общепринятыми  нравственными нормами. ­ планировать свои  действия в соответствии  с поставленной задачей    ­   адекватно  воспринимать  предложения и оценку  учителя, товарища,  родителя и других людей ­ ­ ­ ­ контролировать и  оценивать процесс и  результат деятельности;  ­ выбирать вид чтения в  зависимости от цели; ­ договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности ­ формулировать  собственное мнение и  позицию Применять ­ быть сдержанным,  терпеливым,  вежливым в процессе  ­ полученные сведения о  многообразии  22 ­ самостоятельно  выбирать,  организовывать взаимодействия ; театрального искусства красивую, правильную,  четкую, звучную речь  как средство  полноценного общения. ­подводить  самостоятельный итог  занятия;  анализировать и  систематизировать  полученные умения и  навыки. небольшой творческий  проект   ­иметь   первоначальный опыт   самореализации   в различных видах творческой деятельности, формирования потребности   и   умения себя   в выражать доступных   видах творчества,   игре   и использовать накопленные знания.   Третий   уровень   результатов   (4   год)  —   получение   школьником   опыта   самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме,   за   пределами   дружественной   среды   школы,   для   других,   зачастую   незнакомых   людей, которые   вовсе   не   обязательно   положительно   к   нему   настроены,   юный   человек   действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та   готовность   к   поступку,   без   которых   немыслимо   существование   гражданина   и   гражданского общества. Результаты 4 года обучения 3 уровень результатов ­ получение школьником опыта самостоятельного общественного действия,   публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами Личностные Метапредметные Предметные Знать – о формах  проявления заботы о  человеке при  групповом  взаимодействии; ­ правила поведения на занятиях, раздевалке,  в игровом творческом  процессе. ­ правила игрового  ­ ­ знать о ценностном  отношении к театру как  к  культурному наследию народа. ­ иметь нравственно­ этический опыт  взаимодействия со  сверстниками, старшими  и младшими детьми,  взрослыми  в  соответствии с  ­ ­ ­ 23       необходимые сведения   о   видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; способах о   кукловождения   кукол разных систем; о сценической речи; о   декорациях   к спектаклю; ­ о подборе Уметь Применять общения, о  правильном  отношении к  собственным ошибкам, к победе, поражению. ­  анализировать и  сопоставлять,  обобщать, делать  выводы, проявлять  настойчивость в  достижении цели. ­соблюдать правила  игры и дисциплину; ­ правильно  взаимодействовать с  партнерами по  команде (терпимо,  имея взаимовыручку и  т.д.).  ­  выражать себя в  различных доступных  и наиболее  привлекательных для  ребенка видах  творческой  и игровой  деятельности. ­ быть сдержанным,  терпеливым,  вежливым в процессе  взаимодействия ; ­подводить  самостоятельный итог  занятия;  анализировать и  систематизировать  полученные умения и  навыки. общепринятыми  нравственными нормами. музыкального  сопровождения к  спектаклю. ­ планировать свои  действия в соответствии  с поставленной задачей    ­   адекватно  воспринимать  предложения и оценку  учителя, товарища,  родителя и других людей ­ ­ ­ ­ контролировать и  оценивать процесс и  результат деятельности;  ­ выбирать вид чтения в  зависимости от цели; ­ договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности ­ формулировать  собственное мнение и  позицию   ­ полученные сведения о  многообразии  театрального мискусства красивую, правильную,  четкую, звучную речь  как средство  полноценного общения. 24                     ­   работать с   куклами   изученных систем   при   показе спектакля; импровизировать;   работать   в   группе,   в коллективе.   выступать   перед публикой, зрителями. ­ самостоятельно  выбирать,  организовывать   небольшой творческий  проект   ­иметь   первоначальный опыт   самореализации   в различных видах творческой деятельности, формирования потребности   и   умения себя   в   видах   игре   и выражать доступных творчества, использовать накопленные знания. 25

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017