Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе «Учись учиться» Языкановой Е.В. для учащихся 1-4 классов (рекомендовано Российской Академией Образования), издательства «Экзамен», Москва 2014 г., программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». - М.: «Ось-89», 2006 г.
Коррекционно-развивающая программа «Учись учиться», ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с ЗПР, обучающихся по специальной коррекционной программе VII -VIII вида.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Учись учиться»
(2, 3 класс)Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись учиться» для 2,3
класса составлена в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ
«Знаменская средняя общеобразовательная школа» Орловского района
Орловской области, который является нормативным документом, основанным
на Федеральных государственных образовательных стандартах общего
образования (ФГОС).
Программа разработана на основе коррекционноразвивающих занятий
по программе «Учись учиться» Языкановой Е.В. для учащихся 14 классов
(рекомендовано Российской Академией Образования),
издательства
«Экзамен», Москва 2014 г., программы Локаловой Н.П. «120 уроков
психологического развития младших школьников». М.: «Ось89», 2006 г.
«Учись
Коррекционноразвивающая программа
учиться»,
ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного
возраста,
имеющим трудности в формировании познавательной,
эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных
путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебноигровой
деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей
имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с ЗПР,
обучающихся по специальной коррекционной программе VII VIII вида.
Данная программа является психологопедагогической программой
образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление
психического здоровья учащихся.
В последние годы рост детей с низкий уровнем познавательной с ЗПР и
превышает более 7 % от общего числа поступающих в школу. Становиться
важным и необходимым психологическое сопровождение учебного процесса
детей низким уровнем познавательного развития и учащихся с ЗПР, так как
дети:
трудно адаптируются к новым условиям, а именно к обучению в
общеобразовательном учреждении;
наблюдается низкий уровень эффективности усвоения программного
материала, в следствии ЗПР; дезадаптированы в обществе;
наблюдается антисоциальные поведение;
и др.
Программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов,
дефектологов) образовательных учреждений.
Основными критериями работы по программе является:
1. ЗПР (низкий или ниже возрастной нормы развития внимания,
мышления, памяти и др. психических процессов).
Разработка программы обусловлена психологопедагогическим
обучающихся по адаптированным
сопровождение детей с ОВЗ,
общеобразовательным программам начального общего образования,
разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII
VIII вида или учащихся 14 классов, имеющих низкий уровень
познавательных УУД.
Актуальность курса
1. На современном этапе развития общества ребенок должен
самостоятельно принимать решение, управлять собой в сложных ситуациях, а
для этого должны быть сформированы универсальные учебные действия.
2. Диагностика показывает, что у детей младшего школьного
возраста наблюдается снижение устойчивости и концентрации внимания,
наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Программа курса «Учись
учиться» направлена на решение этих проблем.
Цели курса: развитие и коррекция познавательных процессов
младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения
программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих
низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Задачи курса:
Обучающие:
обобщения,
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
выделение существенных признаков и
сравнения,
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и
специфики их способностей.
Развивающие:
формирование и развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма,
переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости,
развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации; развитие психологических предпосылок овладения учебной
деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать
учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований);
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению;
формирование адекватной самооценки, объективного отношения
ребёнка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе (при групповых занятиях).
Курс коррекционноразвивающих занятий нацелен на решение задач и
интеллектуальноличностнодеятельностного развития младших школьников.
Принципы курса:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает
целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип
является основополагающим всей коррекционной работы,
так
как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности,
тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах.
Вопервых, началу осуществления коррекционной работы обязательно
должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического
обследования, на его основании составляется первичное заключение и
формулируются цели и задачи коррекционноразвивающей работы.
Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе
предварительного тщательного психологического обследования.
Вовторых, реализация коррекционноразвивающей деятельности
психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности,
поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его
чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.
2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития
следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов
3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип,
выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной
работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а
основным содержанием коррекционной деятельности является создание
«зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими
клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит
опережающий характер и строится как психологическая деятельность,
нацеленная на своевременное формирование психологических
новообразований.4. Принцип коррекции «снизу вверх». При его реализации в
качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются
упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.
Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное
или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления
социальножелательного поведения и торможения социальнонежелательного
поведения.
5. Принцип
психологической
деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной
работе профилактических и развивающих задач.
системности развития
Он базируется на результатах диагностического обследования, итогом
которого становится представление системы причинноследственных связей и
иерархии отношений между симптомами и их причинами.
6.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип
определяет выбор средств и способов достижения цели, пути и способы их
реализации и тактику проведения коррекционной работы.
Сама
коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений,
а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически
вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие
«ведущая деятельность». В младшем школьном возрасте такой ведущей
деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом
возрасте — общение и различного рода совместная деятельность.
Форма занятий
Программа данного курса адресована учащимся начальных классов,
представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий во 23 – по 34
часа. Продолжительность занятия 3540 минут. Занятие проходит 1 раз в
неделю.
Занятия проводятся в групповой и игровой форме: используются
дидактические игры, подвижные игры, метод мозговой гимнастики, рисунки,
которые направлены на диагностические и коррекционно – развивающие
аспекты развития.
Формы контроля знаний:
Дифференцированные карточки – задания,
фронтальный и
индивидуальный опрос.
Планируемые результаты освоения курса
Данный курс позволяет формировать:
Личностные результаты1. Отношение к школе, чувство необходимости учения (мотивация к
обучению в школе).
2. Умение проявлять интерес к новому, собственно школьному
содержанию занятий.
3. Отношение к нормам поведения в школе.
4. Самооценка.
5. Умение общаться со сверстниками.
6. Умение проявлять активность и познавательную инициативу.
7. Умение адекватно реагировать на неудачи и преодолевать трудности в
обучении и общении.
Регулятивные результаты
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения
учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения
результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
решения.
4. Умение
планировать последовательность учебных действий в
соответствии с поставленной задачей.
5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии
оценки.
7. Умение самостоятельно
вносить необходимые дополнения и
коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или
неуспеху.
Познавательные результаты
1. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением
существенных и несущественных признаков.
2. Умение осуществлять логическое действие синтез.
3. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным
самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным
и самостоятельно выбранным критериям.
5. Умение осуществлять логическое действие обобщение.
6. Умение устанавливать аналогии.
7. Умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений.
8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей
информации (индуктивное умозаключение).
Коммуникативные результаты1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами учебной коммуникации.
2. Умение формулировать точку зрения.
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной
ситуации).
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации
необходимых сведений.
5. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от
своей собственной, в учебной коммуникации.
7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных
8.
видах совместной деятельности.
Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе
критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной
задачи.
9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев,
заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Динамика развития детей отслеживается по следующим методикам:
(Лесенка Шур, методика Гинзбурга «Мотивация школьников», тест Люшера,
методика «10 слов», методика «Домик»), наблюдением и опросу родителей.
Содержание курса внеурочной деятельности:
2 класс (34 ч.)
Название тем является «условным», так как на каждом занятии
происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления,
внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных
представлений), а не какого то отдельного процесса.
1. Свойства, признаки и составные части предметов (3ч).
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому – то
признаку. Состав предметов.
3 класс (34 ч.)
2. Сравнение (4ч). Сравнение предметов по признакам. Симметрия.
Симметрические фигуры.
3. Комбинаторика (2ч). Перестановки. Размещения. Сочетания.
4. Действия предметов (4ч).
Результат действия. Порядок
действий. Последовательность событий.
5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2ч).
Математические отношения, замаскированные в виде задачшуток.
6. Элементы логики (10ч).
Логические операции «и», «или».
Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение
множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение,
вложенность). Выражения и высказывания.7. Развитие творческого воображения (3ч). Составление загадок,
чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
8. Практический материал (4ч). Логические упражнения.
Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Одна из особенностей данного курса – смещение акцента на усиление
роли логически – поисковых заданий и логических задач для развития
мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для
целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный
вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания
становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их
представления.
Методы и приемы организации деятельности третьеклассников в
большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема
самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и
самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Тематическое планирование
2 класс
Тема занятия
Колво
часов
Вводное занятие. Правила и безопасность.
Развитие внимания (распределение), наглядно–образного
мышления.
Развитие произвольности и зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие мышления (установление закономерностей) и
вербальной памяти.
Развитие пространственных представлений и логической
памяти.
Развитие нагляднообразного мышления.
Установление закономерностей и анализа.
Развитие зрительного восприятия и мышления (анализа),
слуховых ощущений.
Развитие внимания (распределения) и осязательных
ощущений.
Развитие мышления (анализа и синтеза), зрительной
памяти и внимания.
Развития произвольности и мышления (нахождение
общих признаков)
Развитие пространственных представлений и наглядно
образного мышления.
Развитие мышления (установление закономерностей) и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
и
синтеза),
мышления,
мышления
(анализа
зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений, слуховой и
зрительной памяти.
Развитие мышления (выделение существительного и
анализа) и слуховых ощущений.
Развитие
пространственных представлений и воображения.
Развитие опосредованной памяти,
(установление закономерностей).
Развитие слуховых ощущений, внимания (устойчивости,
переключения) и нагляднообразного мышления.
Развитие осязательных, зрительных ощущений и
опосредованной памяти.
Развитие внимания
(установление закономерностей)
Развитие слуховой, вербальной памяти.
Развитие произвольного внимания, нагляднообразного
мышления. Расширение и активизация словаря.
Развитие зрительного восприятия. Развитие мышления
(умение сравнивать).
Развитие логического мышления.
активизация словаря.
Развитие зрительного восприятия. Развитие мышления.
Расширение и активизация словаря.
Развитие
пространственных представлений.
Развитие опосредованной памяти. Развития мышления
(умение сравнивать).
Развитие памяти.
сравнивать). Расширение и активизация словаря.
Развитие мышления (умение
произвольного
(распределение),
мышление
Расширение и
внимания.
Развитие
3033 Практический материал
34. Обобщающее занятие.
№
3 класс
Тема занятия
Введение. Диагностика на входе
Свойства, признаки и составные части предметов
Сравнение
1
24
58
910 Комбинаторика
1114 Действия предметов
1516 Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
Колво
часов
1
3
4
2
4
21726 Элементы логики
2729 Развитие творческого воображения
3033 Практический материал
34
Итоговое обобщающее занятие «Наши достижения»
10
3
4
1
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 14
классы. М.: Первое сентября, 2004 г.
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 г.
3. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.:
ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007
г
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 г.
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников. М.: «Ось89», 2006 г.
6. Языканов Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения.
«Экзамен», Москва 2014г.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, принтер.
Для учащихся
фломастеры, карандаши, бумага А4 и А3, мелки, ватман, карточки с
заданиями и т.д.