Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство +1
3 кл
23.02.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальном кружке.
Внеурочка - 3 класс.doc
Пояснительная записка.   Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших  средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.  Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с  детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии  пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность,  основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.  Без  должной вокально­хоровой подготовки невозможно оценить вокальную  культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему  необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной  работой, которая проводится в вокальном кружке.                                                  Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не  прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии,  дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще.  Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили  свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать  сердца.  Музыкально–эстетическое воспитание и вокально ­ техническое  развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых  младших школьников. Развитие способностей к художественно­образному,  эмоционально­ценностному восприятию произведений музыкального искусства,  выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С  помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных   произведений осуществлять нравственно­эстетическое и гражданско­ патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является  художественно­педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые  для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства:  добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно­ педагогическая идея позволит мне и обучающимся осмысливать музыку сквозь  призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос:  что есть истина, добро и  красота в окружающем мире?  Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в  ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к  вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде  творчества.     В данной программе предусматривается следующая последовательность и  порядок изучения: 3 класс: 1 час в неделю. Цель:  Основная цель заключается в передаче положительного духовного  опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в  его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и  свойств личности школьника. Привить любовь к вокальному искусству и  научить ­ правильно исполнять вокальные произведения, слушать и  воспринимать инструментальную музыку.           Задачи:  Формировать музыкальную культуру, представляющую  положительный социально – художественный опыт, что обеспечивается  целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к  широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;          развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос,  приобретение ими знаний и умений в области музыки;                                     ­ совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, воспитание их  музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви  к вокальной музыке, желание слушать и исполнять ее.  На основе изучения детских песен, вокальных произведений,  русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить  знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и  прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению  певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как  важнейшую часть каждого человека. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных  вокальных произведений, научить 2­х голосному исполнению  произведений. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. ­ Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе  исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального  исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости,  любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. ­Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать  атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена  ансамбля. ­Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной  деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение,  слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование,  добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы  театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой,  литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Музыкальную  основу программы составляют произведения композиторов –классиков и  современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни,  значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный  материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания  программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности,  необходимости, художественной выразительности (частично репертуар  зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается  возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).  Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его  освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.                                 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ­наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально­  творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в  импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);                   ­наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным  произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических  постановках); ­увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки  ритмической деятельности; ­владение некоторыми основами нотной грамоты, использование  голосового аппарата; ­проявление навыков вокально  – хоровой деятельности ( вовремя  начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам,  слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); ­проявление навыков вокально ­ хоровой деятельности (некоторые  элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное  отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные  произведения ­уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на  сцене; ­умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не  дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон,  правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного  дыхания; ­усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических  рисунков ­стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон  легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; ­умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки  (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия –  подголоски. ­участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое  произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое  мастерство.  Развивать сольную деятельность: наличие интереса к вокальному искусству,  стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и  ансамблем); услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское  мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные  предпочтения произведениям различных стилей и жанров. Учебно – тематический план.   1 час в неделю, количество часов:   Основные требования к знаниям, умениям и навыкам: В результате обучения пению ребенок должен  знать и понимать: ­основные типы голосов; ­жанры вокальной и инструментальной музыки; ­типы дыхания; ­поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; ­реабилитация при простудных заболеваниях; ­образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное  творчество. Уметь: ­петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко,  непринужденно; ­петь на одном дыхании более  длинные музыкальные фразы; ­петь несложные двухголосные каноны; ­импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы,  мелодико­ритмические модели, стихотворные тексты и др.; ­уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами; ­исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов,  народное творчество.  Программа имеет двухуровневую структуру. Подобная структура   Содержание изучаемого курса.   раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод  «шаг за шагом).  Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар  усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром.  Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское  мастерство. Формируется умение цепного дыхания.   Методы и формы.   В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого  подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического  движения.   постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия  вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных  характеристик произведений. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на  Творческий метод: используется в данной программе как важнейший  художественно – педагогический метод, определяющий качественно –  результативный показатель ее практического воплощения. Творчество  понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому  ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах  художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,  ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с  этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка  проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,  инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и  фантазии.  Системный подход: направлен на достижение целостности и единства  всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение  содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной  программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие  одной системы с другими. импровизации и сценического движения: это один из основных производных  программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене,  умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед  зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого  нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и  ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного  метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый  профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и  телом. Метод  Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы. 1.Метод ­ распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового  аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла. 2.Метод ­ работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать  внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их  восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности. 3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей  работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе  совместного пения отдельные участники в течение 10­15 секунд поют в  микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и  он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность  индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись,  открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные  стороны. 4.Метод называемый «разрядка» ­ это просмотр видео записей,  прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая  разминка – «дискотека». 5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты,  проводимые для родителей. 6.Участие участников кружка в школьных и городских мероприятиях. 7.Учащиеся 3 х классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, в  конкурсе рисунков «Я рисую музыку». Список литературы: 1. «Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор  О.А.Апраксина. «Просвещение»­М.2011г.  2. «Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М.  «Академия».2009г.  3. «Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.  4. «Мир вокального искусства» Г.А. Суязова «Учитель»   2010г.  5. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников.  Издательсьво «Учитель» В.В. Фадин. 6. Занимательные материалы по музыке, татру и кино. Творческий центр.  г.Москва. И.Д.Агеева. 7. Учебно­методическое пособие по музыке, г.Майкоп. № п/п Название разделов, тем. Количество часов всего теория практика 1  1 1 2 3 1 1 1 Пение учебно –тренировочного материала.  Повторение выученного песенного  репертуара. Работа над дикцией, дыханием,  четким формированием звуков. Н.Р.К. Знакомство с песней  «Шъукъеблагъ» муз. Ю.Чирга (сб.  Подготовка...стр. 14); слушание песни в  записи. Спеть учащимся песню со всеми  нюансами, чтоб они имели представление о  ней. Поработать над первым куплетом,  соединить мелодию с текстом. Н.Р.К. Работа над песней  ««Шъукъеблагъ» муз. Ю.Чирга, разбор  мелодии, слов. Познакомиться с остальными куплетами. Попробовать спеть с начала и до конца. Соединить песню с исполнением на  трещетках.                                              Нотная грамота. 4 Работа над звуковедением, скачками в песне 1   1 1 5 6 7 8 ««Шъукъеблагъ» муз. Ю.Чирга.  В  хорошей певческой позиции спеть всю  песню. Поработать над адыгейскими  словами, которые встречаются в тексте. Работа над хроматизмами в песне  ««Шъукъеблагъ»  муз. Ю.Чирга.     Исполнить песню в моем сопровождении  и с трещетками.                                           Упражнения на развитие музыкального  слуха.                                                Знакомство с песней «Осень — грустная  пора?» муз. Девочникой, (сб. Подготовка  учителя, стр.52). Послушать песню в записи. Характеристика песни учащимися. Индивидуальные занятия. Упражнения        а капелла. «Упрямые утята» муз.  Е.Крылатова (сб. Подготовка учителя,  стр.54),  послушать песню в записи и  сравнить с песней «Осень — грустная  пора?» муз. Девочникой, (сб. Подготовка  учителя, стр.52). Постараться найти общие  черты и различия.                                              Нотная грамота. Работа над мелодией и словом в песне  «Упрямые утята». Работа над первым  куплетом и движениями в песне.  Постараться передать характер упрямых  утят.                                                        Упражнение  ­ дописать слова. Работа над мелодией и словом в песне   «Упрямые утята».  Исполнение песни с  сопровждением.                                     Разбор песни «Песенка про все» муз.  И.Цеслюкевич, (сб. Подготовка учителя,  стр.50). Послушать песню в записи.  1 1 1 1 1 1  1 1 9 10 11 12 13 Характеристика песни учащимися.  Упражнения для развития певческого  дыхания: «Цветочный магазин», «Погаси  свечу».  Физминутку провести.                        Разучивание песни «Песенка про все» муз.  И.Цеслюкевич». Работа над дикцией,  артикуляцией, правильной певческой  позицией.                                                        Упражнение  ­ дописать слова. Работа над позицией пения в песне  «Песенка про все» муз. И.Цеслюкевич»,  исполнение песни с сопрождением.  Знакомство с песней  «Белая дорожка»  муз. В.Ренева. Послушать песню в записи,  определить характер, настроение песни. Пение вокальных упражнений на развитие  мягкой атаки, легкого дыхания, исполнение  упражнений на легато, стаккато, нон­легато, нон­стаккато. Пение выученного песенного  репертуара.                                                        Работа с анаграммами, загадками. Поговорить с учащимися, какой праздник  приближается. Послушать их. Знакомство с  песней «Почему медведь зимой спит» муз. Л.Книппера. Послушать песню в записи.  Разобрать образы медведя и лисы.  Поработать над первым куплетом.  Попробовать передать состояние медведя и  лисы.  Работа над мелодией и дикцией в песне  «Почему медведь зимой спит» муз.  Л.Книппера. Пение вокальных упражнений  на развитие мягкой атаки, легкого дыхания,  исполнение упражнений на легато, стаккато. Упражнение  ­ дописать слова.             1 1 1 1 1 1 1     1 1   1 14 15 16 17 1 1 1 декабрь декабрь 1декабрь 1 1 январь Нотная грамота. Исполнение «Почему медведь зимой спит» муз. Л.Книппера со всеми нюансами.  Передать образ испуганного медведя и  хитрой лисы. Н.Р.К. «Елкэм дэжь» ­  послушать песню в записи.                            Работа с карточками.                                      Игра на музыкальных инструментах Работа над дикцией и выразительным  пением в песнях: «Почему медведь зимой  спит» муз. Л.Книппера и  «Белая дорожка» муз. В.Ренева ( послушать в записи, сравнить характер и настроение в двух новогодних  песнях). Научиться сравнивать  разнохарактерные песни.  Знакомство с песней «Собака — забияка»  муз. Е.Крылатова (сб. Подготовка  учителя, стр.75). Послушать песню в записи. Рассказать учащимся какие породы собак  бывают, объяснить какие породы  встречаются в песне. Пение вокальных  упражнений на развитие мягкой атаки,  легкого дыхания, исполнение упражнений на легато, стаккато. 1 1 Работа над формой и выразительным пением в песне «Собака — забияка». Постараться  обыграть песню, пение вокальных  упражнений на развитие мягкой атаки,  легкого дыхания, исполнение упражнений на легато, стаккато, нон­легато, нон­стаккато.  Пение выученного песенного репертуара.       Упражнение  ­ дописать слова.             Нотная грамота. 18 Поговорить с учащимися, выяснить какой  праздник после Нового года. Знакомство с  1  1 19 20 21 22 песней «Бравые солдаты» муз.  Филиппенко и «Песенка про папу» (сб.  Подготовка учителя, стр.71). Дать  послушать песни учащимся и выяснить  общие и разные черты.                                      Игра на музыкальных инструментах. Работа над художественным образом в  песне «Песенка про папу». Работа над  ритмической линией в песне «Бравые  солдаты» муз. Филиппенко. Сравнивая  песни поработать над куплетами. Работа над звуковедением и дикцией в песне «Песенка про папу». Пение вокальных  упражнений на развитие мягкой атаки,  дыхания, исполнение упражнений на   стаккато и нон­стаккато. Исполнить   «Бравые солдаты» муз. Филиппенко.   Работа с карточками.                                      Игра на музыкальных инструментах  Поговорить с учащимися какой праздник  приближается и поставить запись с песней  «Наши мамы самые красивые» муз.  Ю.Чичкова (стр. 153).  Пение вокальных  упражнений на развитие мягкой атаки,  легкого дыхания, исполнение упражнений на легать и нон­стаккато. Работа над мелодией  и словом в песне  «Наши мамы самые красивые» муз.  Ю.Чичкова. Пение вокальных упражнений  на развитие мягкой атаки, легкого дыхания,  исполнение упражнений на  легато и нон­ стаккато. Работа над правильной певческой  позицией.                                                            Работа с карточками.                                      Игра на музыкальных инструментах 1 1 1 1 1 1 1   1 23 24 25 26 27 1 1 1 1 Упражнения на развитие точной интонации.  Работа над звуковедением и артикуляцией в  песне «Наши мамы самые красивые» муз.  Ю.Чичкова». Пение вокальных упражнений  на развитие мягкой атаки, легкого дыхания,  исполнение упражнений на  легато и нон­ стаккато. Работа над правильной певческой  позицией.                                                        Н.Р.К. «Тянэ­тятэхэр» послушать песню  в записи.  Знакомство с песней «Солнышко»  Мовсисяна (лист), слушание песни в  записи.  Обратить внимание учащихся на  характер и настроение песни, на светлый  звук, на легато и нон­легато.                            Игра на музыкальных инструментах.   Загадки, анаграммы. Разбор мелодии и текста песни  «Солнышко» Мовсисяна (лист) и «Мой  щенок» муз Ю.Чичкова (сб. Подготовка  учителя, стр.82).  Пение вокальных  упражнений на развитие мягкой атаки,  легкого дыхания, исполнение упражнений на легато и нон­стаккато. Работа над  правильной певческой позицией.      Работа над штрихами и паузами в песнях  «Солнышко» Мовсисяна. «Мой щенок»  муз Ю.Чичкова, послушать песни в записи, сравнить настроения и характеры в песне.   Исполнение упражнений на  легато и нон­ стаккато. Работа над правильной певческой  позицией.    Работа над характером исполнения песни   «Солнышко» Мовсисяна.  Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки,  легкого дыхания, исполнение упражнений на 1 1 1 1 1 1 легато.                                       Игра на  музыкальных инструментах.  Загадки,  анаграммы. Работа над вокальным ансамблем в песне  «Мой щенок» муз Ю.Чичкова. Работа по  голосам. Обратить внимание учащихся на  характер и настроение песни, на светлый,  легкий звук, нон­легато.    Знакомство с песней «Мы живем в гостях  у лета» муз.Е.Птичкина (лист), «Все мы  делим пополам»  (сб. Подготовка учителя,  стр.180). Послушать песни в записи,  определить характер, найти общие черты в  обеих песнях. Работа над звуковедением и точной  интонацией в песне «Мы живем в гостях у  лета» муз.Е.Птичкина; разучивание «Пусть  всегда будет солнце!» муз А.Островского  (лист). Пение вокальных упражнений на  развитие мягкой атаки, легкого дыхания,  исполнение упражнений на  стаккато и нон­ стаккато. Работа над правильной певческой  позицией.      Работа над выразительным пением в песне  «Мы живем в гостях у лета»  муз.Е.Птичкина, работа с фонограммой.  Н.Р.К. «Тыгъэр къепсы» ­ слушание  песни в записи.                                                                              Игра на музыкальных инструментах.   Загадки, анаграммы.            1 1 1   1 1 1 1   1 Исполнение:«Мы живем в гостях у лета»  муз.Е.Птичкина; «Солнышко» Мовсисяна;  «Наши мамы самые красивые» муз.  1 1 28 29 30 31 32 Ю.Чичкова; «Мой щенок» муз  Ю.Чичкова.                                                     Игра на музыкальных инструментах.   Загадки, анаграммы.                                      Работа с карточками.  33­  Повторение всех музыкальных терминов 34­35 Повторение выученного музыкального  материала. Урок­концерт. Исполнение:«Мы живем в  гостях у лета» муз.Е.Птичкина;  «Солнышко» Мовсисяна; «Наши мамы  самые красивые» муз. Ю.Чичкова; «Мой  щенок» муз Ю.Чичкова.                                 Игра на музыкальных инструментах.   Загадки, анаграммы.                                      Работа с карточками. Итого     1 1 1 1 35 12 1 23 Согласовано. Замдиректора по УР ________С.М.Натхо  Утверждаю. Директор _______Н.А.Цику Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х  классах   «Виртуозы» учителя музыки МБОУ «СОШ №2 им.  Х.Я.Беретаря» г. Адыгейска на 2015­2016 уч.год.      Джамирзе Азиды    Гиссовны

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 – х классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018