Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
4 кл
31.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"
Программа по курсу внеурочной деятельности «Школа оптимизма» духовно-нравственному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования .Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.Программа по курсу внеурочной деятельности «Школа оптимизма» духовно-нравственному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования .Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Программа по внеур дея-ти Шк.Опт.docx
Содержание 1. Пояснительная записка     «Школа оптимизма» 2.  Место внеурочной деятельности  «Школа оптимизма»   в учебном плане.  3. Ценностные ориентиры содержания курса «Школа оптимизма» 4.Содержание курса «Школа оптимизма».                                                                                                              5.Тематическое планирование.                                                            6. Календарно­тематическое планирование(4 класс).                   7.Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса.                                       8. Планируемые результаты.                                                           8.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса внеурочной деятельности       «Школа оптимизма»     8.2 Система оценивания.                                                                      2 9. Приложение.                                                                                  1.Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Школа оптимизма» духовно­нравственному направлению разработана на основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,     основной   образовательной программы начального общего образования МКОУ «Краснооктябрьская СОШ им.Р.Гамзатова»   В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования –  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.      На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа «Школа оптимизма» составлена на основе Концепции   нравственного воспитания российских школьников с учетом   Требований   по   результатам   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования, установленных   ФГОС   НОО   и   основной   образовательной   программой   образовательного   учреждения.   Программа   «Школа оптимизма» входит в программу духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего 3 образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания  и  самовоспитания.  При  этом  важно  использовать   педагогический  потенциал  социального  окружения, помочь учащимся освоить общественно­исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Направление: духовно­нравственное. Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово­развлекательная, краеведческая. Программа   опирается   на   принципы  индивидуализации,   взаимодействия   личности   и   коллектива,   развивающего воспитания и  Цель программы: ­ создание   условий   для   формирования   личности   гражданина   России   с   присущими   ему   ценностями,   взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ­ формирование у учащихся гражданственности как качества конкурентоспособной личности; ­ воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: 4 ­ создавать условия для эффективного гражданского воспитания школьников; ­ утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов и убеждений; ­ развивать систему гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, перенос акцента с обучения на воспитание в процессе образования; ­ воспитывать   уважительное   отношение   к   героическому,   культурному   и     историческому прошлому Родины, ее истории, традициям и традициям семьи.  Я и я ­ формирование гражданского отношения к себе. Задачи: ­ формировать правосознание, потребность в самообразовании, воспитании своих морально­волевых качеств; ­ воспитывать   у   детей   понимание   сущности   сознательной   дисциплины   и   культуры   поведения,   ответственности   и исполнительности,   точности   при   соблюдении   правил   поведения   в   школе,   дома,   в   общественных   местах,   гражданскую ответственность. Предполагаемый результат деятельности: ­ высокий уровень самосознания, самодисциплины; ­ понимание учащимися ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Я и семья ­ формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: ­ воспитывать семьянина, любящего своих родителей; 5 ­формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; уважение к членам семьи. Предполагаемый результат деятельности: ­формирование   представлений   о   том,   что   настоящий   мужчина   обладает   решительностью,   смелостью,   благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Я и культура ­ формирование отношения к искусству.           Задачи: ­ ­ ­ ­ воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности; формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни; занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного никла, участие в художественной самодеятельности. Я и школа ­ формирование гражданского отношения к школе.  Задачи: формировать   у   детей   осознание   принадлежности   к   школьному   коллективу,   стремление   к   сочетанию   личных   и ­ общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; ­ выполнять Устав школы; воспитывать сознательное отношение к учебе, сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательную готовность 6 ­ развивать Предполагаемый результат деятельности:   познавательную   активность. ­ осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик ­ учитель», «ученик  ­ ученик»; ­ выполнение   распорядка   работы   школы   и   возложенных   на   учащегося   обязанностей,   роли   хозяина   в   школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу, умение пользоваться правами ученика. Я и мое Отечество ­ формирование гражданского отношения к Отечеству.  Задачи: ­ развивать общественную активность обучающихся; ­  воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, мерность боевым и трудовым традициям старшего поколения,   преданность   Отчизне,   готовность   к   защите   ее   свободы   и   независимости;   политическую   культуру,   чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: ­ убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит, гордится своей Родиной; ­ изучение историко­культурного, духовного наследия, верность своему гражданскому долгу и готовность к защите Отечества. Я и планета ­ формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: ­ воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; 7 ­ формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности:  ­обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Конечным   результатом   реализации   программы   должна   стать   активная   гражданская   позиция   и   патриотическое   сознание обучающихся как основа личности гражданина России. Организация работы по программе «Школа оптимизма» в 4­м классе­ 1 час в неделю . 2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Школа оптимизма» Курс     «Школа   оптимизма»   в   4   классе   предполагает   формирование   патриотических   чувств   и   сознания   на   основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно­методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина ­ патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов­афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых   традиций»,   проводить   встречи   с   интересными   людьми:   поэтами,   художниками,   музыкантами,   экскурсии   в краеведческие   музеи,   дискуссии,   инсценированные   представления,   устные   журналы,   викторины,   принимать   участие   в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия). 3. МЕСТО КУРСА «Школа оптимизма» 8 В УЧЕБНОМ     ПЛАНЕ. В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МКОУ «Краснооктябрьская СОШ им.Р.Гамзатова»  на изучение курса «Школа оптимизма» в 4 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы. Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования детей. Время проведения: занятия во внеурочное время. Программа  «Школа   оптимизма»  в 4  классе     включает   шесть  направлений,  связанных   между  собой   логикой   формирования подлинного гражданина России:      Я и школа  Я и культура   Я и я   Я и семья   Я и мое Отечество   Я  и планета  3.1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА  «Школа оптимизма» 9 Ценностные   ориентиры:  любовь   к   России,   своему   народу,   своей   малой   родине,   закон   и   правопорядок,   свобода   и ответственность, доверие к людям; ­ долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; ­ родная земля, заповедная природа, планета Земля; ­ красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. 4. Содержание курса «Школа оптимизма»                                         Содержание программы 4 класс      Я и моё Отечество (11ч.) Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству. Символика России.  Символы нашей республики.  От вершины к корням. Из истории появления законов.  Основной закон жизни нашего государства.  Путешествие в страну Законию.  Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны.  Города герои. Память.  Мы – россияне.  Я – гражданин  и патриот России. Конкурсы   сочинений.   Оформление   альбома.   Выпуск   листовок.   Подготовка   и   рассылка   праздничных   открыток.   Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.      Я и школа (5ч.) 10 Цель: Формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.      Я и семья (5ч.) Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье. День  пожилых людей.   Панорама добрых дел.   Забота  о  родителях ­ дело  совести  каждого.   Моя семья.    Мои семейные обязанности. Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.        Я и я (4ч.) Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе. Хочу и надо. Тест «Познай себя»  Правила жизни.  «Можно или нельзя» в жизни.  Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.      Я и культура (4ч.) Цель: Формирование гражданского отношения к искусству. Встречаем Масленицу.  Знаменитые писатели и поэты.  Известные художники. Война на страницах литературных произведений. Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии,  выставки. 11 Я и планета (5ч.) Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля. Волшебный мир руками детей.  Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля.  Будь природе другом. Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок­конференция.          Я и школа (6ч.) Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.           Я и семья (5ч.) Цель: формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья   Мам, папа, я – спортивная семья. Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.                                       5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 12 «Школа оптимизма»  Наименование разделов, тем Я и школа Я и культура Я и я Я и семья Основные виды деятельности, УУД Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Умение   выбирать   информацию   на   основе   иллюстраций.   Выделять   виды изобразительного искусства Моделирование ситуаций в общении, и   находить конструктивный   выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. Построение   взаимоотношения   в   семье,   знать   свои   корни,   дорожить   опытом предков. Я и моё Отечество Анализ   традиций предыдущих поколений.   исторических   фактов,   оценивание   подвигов   предков,   сохрание Я и планета Ориентировка  по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.                                                                                                                   6.  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                              КУРСА «Школа оптимизма» 13 4­й класс. Я гражданин России (34ч.) № п/п Название разделов и тем Количество часов Дата Деятельность обучающихся Всего Теория Практи ка План Факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Я и моё Отечество 1 четверть – 8 часов Символика России Символы нашего края От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства Путешествие в страну Законию. Викторина. Я и школа Продолжаем изучать школьный устав Я и мой класс. Конкурс рисунков. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. 2 четверть­8 часов  Мой лучший школьный друг. Письмо другу  14 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 познавательн ая краеведческа я исследовател ьская познавательн ая игровая познаватльна я творческая экологическа я литературна я 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят. Я и семья День пожилых людей Акция «Доброта души» Панорама добрых дел Забота о родителях ­ дело совести каждого Моя семья. Фотовыставка Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.  3 четверть – 10 часов  Я и я Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. Беседа с элементами игры «Можно или нельзя» в жизни. Игра­упражнение Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо Я и культура Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов 15 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 творческая патриотичес кая игровая воспитательн ая творческая Игровая, поучительна я Психологи ческая Игровая, поучительна я тренинговая творческая игровая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина . Встреча с поэтами станицы Известные художники. Экскурсия в краеведческий музей Война на страницах литературных произведений Я и мое Отечество Есть   такая   профессия   –   защищать   родину.   Конкурсно   ­ познавательная программа Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей славы 4 четверть­8часов  1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 Города герои. Урок мужества Мы помним – мы ценим.  Изготовление поздравительных открыток 1 Мы – россияне. Анкетирование. Я – гражданин  и патриот России. Игра­викторина. Я и планета Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества Знаешь ли ты страны мира? Викторина 1 1 5 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 литературная краеведческа я Литературно ­ исследовател ьская игровая краеведческа я патриотическ ая творческ ая исследовател ьская игровая творческая познавательн 32 33 34 Природа в поэзии. Викторина1 Я – житель планеты Земля. Круглый стол Будь природе другом. Урок­конференция 1 1 1 1 1 ая литературная дискуссионн ая экологическа я 17 7.УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 1 Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. ­ №4. 2 Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого­природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с. 3 Данилюк А. Я. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. – 2009. ­ №17. 4 Духовно­нравственное   воспитание   детей   младшего   школьного   возраста:   методические   рекомендации   /   сост.   В.   Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 45с. 5 Кеверик Е. Государственные символы России / Е. Каверик //Воспитание школьников. 2003. ­ №9 6 Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с. 7 Кузнецова   Н.   П.   Из   опыта   работы   заместителя   директора   по   воспитательной   работе:   организация,   планирование, контроль /Н. П. Кузнецова, В. В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007. ­250с. 8 Лизинский   В.   М.   Проект   программы   гражданского   и   патриотического   воспитания   /   В.   М.   Лизинский   //Научно­ методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. – 2006. ­ №3. 9 Митрюков   В.   Формирование   и   развитие   у   учащихся   личностных     качеств   и   свойств   гражданина   и   патриота   /В. Митрюков //Воспитание школьников. – 2006. – №1. 10 О   воспитательном   компоненте   федерального   государственного   образовательного   стандарта   второго   поколения   // Воспитание школьников. – 2009. ­ №8 ­10. 11 Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  / авт.­ сост.: Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, Е. В. Хребтова. – Белово, 2010. 12 Саломатина Л. Патриотическое воспитание младших школьников //Воспитание школьников. 2005. ­ №2 14 1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. ­              М.: Вита­Пресс, 1995. 13 Литература для учащихся: 18 15 2. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий.   3 класс. – М.: Дрофа, 2002. 16 3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 4 класс. – М.: Дрофа, 2002. 17 4. Усачёв А. Приключения маленького человечка. ­ М.: Самовар, 1994. 18 5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита­Пресс, 1995. 19 6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита­Пресс, 1995. 20 Перечень наглядных средств обучения: 21 1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 22 2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Республики ». 23 3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». 24 4. Буклет «Региональные символы». 25 5. Портрет президентаРоссии. 26 6. Портрет главы Республики Дагестан 27 7. Региональные символы. 28 8. «Государственная символика РФ» ­ компакт­диск. 29 9. «История России ХХ век» ­ компакт­диск. 30 10. Географические карты РФ, Республики. 31 11. Таблицы по ПДД. 32 7. Региональные символы Республики  Дагестан. 33 8. «Государственная символика РФ» ­ компакт­диск. 34 9. «История России ХХ век» ­ компакт­диск. 35.10. Таблицы по ПДД. 19 8.Планируемые результаты: ­ любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям; ­ долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; ­ родная земля, заповедная природа, планета Земля; ­ красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. 8.1Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   курса   внеурочной   деятельности   «Школа оптимизма» Критерий Обретение   чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека       четкое   о Индикатор Имеет представление принадлежности к РФ Испытывает   чувство гордости   за   родную страну Имеет представление о понятиях   «гражданин» и «патриот» Имеет представления правах, начальные о   свободах   и     Измеритель Анкета (самостоятельно составляет учитель) Анкета   (самостоятельно   составляет   учитель), наблюдение, педагогический анализ   педагогическое Анкета (самостоятельно составляет учитель) Анализ творческих работ, собеседование 20 и Сформированность моральных   норм   и правил поведения Ценностное к отношение учебному   труду, сформированность первоначальных навыков общественно полезной личностно­ значимой деятельности Ценностное отношение природе, окружающей среде Ценностное отношение прекрасному, сформированность представления     об эстетических к к         обязанностях человека Соблюдает   моральные нормы   и   правила поведения Имеет ценностные   установки   «Учение», «Труд» Участвует в общественно   полезной деятельности   Методика изучения уровня воспитанности ( методики М. И.  Шиловой, Н. П. Капустиной), наблюдение педагогов, родителей Методика изучения ценностных установок и ориентаций «Незаконченное предложение»   (Ж.   Нюттен,   А.   Е.   Орлов),   портфолио     обучающихся, результаты выполнения проектных работ Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях Имеет   установку «Природа»   ценностную Методика  изучения ценностных установок  и  ориентаций, , портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ   ценностную Имеет   установку «Прекрасное»,  интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям,   Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение,   результаты   выполнения творческих работ   портфолио   обучающихся, 21 идеалах Ценностное отношение к семье, старшему поколению Развитое социальное партнерство концертам,   выставкам, музыке   ценностную Имеет   установку   «Семья», начальные об   представления этических нормах   взаимоотношений   в   семье, между поколениями Степень   участия   и эффективность взаимодействия учреждениями дополнительного образования детей с   Методика­тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л, И, Лаврентьева). Анализ творческих работ, собеседование, отзывы родителей Анализ   воспитательной   работы   класса,   отзывы   социальных   партнеров, достижения обучающихся , 22 Система контроля и оценки достижения планируемых результатов 8.2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.   С   целью   контроля   реализации   программы,   ее   эффективности   организуется   мониторинг   внедрения   программы,   который проводится 2 раза в год. Оформляется Портфолио.      Формы и средства контроля: ­диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой; ­анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков); ­методика­тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева); ­изучение самооценки личности младшего школьника; ­методика определения самооценки(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн); ­проектная методика «Автопортрет»; ­конкурс рисунков «Я и мой класс»; ­социометрия; ­изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева; ­определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова; ­методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман); 23 ­диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);  ­тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой) (прил.). Основные отношения Показатели воспитанности Отношение к обществу 1 Патриотизм 1 Отношение   к   родной природе 2 Гордость   за   свою страну 3 Служение   своими силами 4 Забота о своей школе Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3­го до нулевого уровня) 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет 3   –   интересуется   и   гордится   историческим   прошлым   Отечества,   рассказывает   об   этом другим 2 – интересуется историческим прошлым 1 – Знакомится с историческим прошлым  при побуждении старших 0 – не интересуется историческим прошлым 3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других 2 ­ находит дела на службу малому Отечеству 1 –  участвует   в    делах   на  службу   малому   Отечеству   при   организации   и  поддержке   со стороны учителей 0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в  делах класса 24 Отношение к умственному труду 1 – в делах класса участвует при побуждении 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает 2 Любознательность 5 Познавательная активность 6 Стремление реализовать интеллектуальные способности   свои 7 Саморазвитие 8 Организованность   в учении 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное 2 – сам много читает 1 – читает при побуждении взрослых, учителей 0 – читает недостаточно. На побуждения  учителя не реагирует 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим 2 ­  стремится учиться как можно лучше 1 – учится при наличии контроля 0 – плохо учится даже при наличии контроля 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей 2 ­ есть любимое полезное увлечение 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя 0 – во внеурочной деятельности не участвует 3   –  работу   на   уроке   и   домашнее   задание   выполняет   внимательно,   аккуратно,   помогает товарищам 2 ­ работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно 1 ­ работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем 0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет Отношение к физическому труду 3 Трудолюбие 9 Инициативность   и 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 25 творчество в труде 10 Самостоятельность 11 Бережное   отношение к результатам труда 12 Осознание значимости труда 2 ­ находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет  3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – участия в труде не принимает 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других 2 ­ бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к  личному и общественному имуществу 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества 3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам 2 ­ осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления  о значимости труда;  при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться Отношение к людям 4 Доброта и отзывчивость 13 Уважительное отношение к старшим 14 Дружелюбное отношение сверстникам   к 3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним  со стороны сверстников 2 ­ уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 ­  не уважает старших, допускает грубость 3   –   отзывчив   к   друзьям   и   близким,   дружелюбно   относится   к   сверстникам,   осуждает грубость 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам 26 15 Милосердие 16 Честность отношениях товарищами взрослыми       в с и Отношение к себе 5 Самодисциплина 17 Самообладание и сила воли 18 Самоуважение, соблюдение   правил культуры поведения 1 – проявляет дружелюбие, нуждается  в побуждении  со стороны товарищей и старших 0 – груб и эгоистичен 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 ­ сочувствует и помогает слабым, больным 1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 – неотзывчив, иногда жесток 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 ­ честен в отношениях с товарищами и взрослыми 1 – не всегда честен 0 – не честен 3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей 1   –   развивает   волю   в   организованных   взрослыми   ситуациях,   нередко   подчиняясь   воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать  3 – добровольно соблюдает правила культуры  поведения, требует этого от других 2 ­ добровольно соблюдает правила культуры  поведения, не заботится о других 1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля 0 – нормы и правила не соблюдает  19 Организованность     и 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 27 пунктуальность 20 Требовательность   к себе 2 ­ своевременно и качественно выполняет свои дела 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет 3   –   требователен   к   себе   и   товарищам,   стремится   проявить   себя   в   хороших   делах   и поступках 2 ­ требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках Проверочные тесты. 9.ПРИЛОЖЕНИЕ. Критерии оценки знаний учащихся. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Максимальная сумма баллов – 12. 10­12 баллов – курс усвоен практически полностью; 8­9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо; 6­7 баллов ­    курс усвоен удовлетворительно; 28 менее 6 баллов – курс не усвоен.    1. Закончи предложение: Наша страна называется….  2. Выбери и отметь правильный ответ: Столица России – город: а) Москва;                                  б) Санкт­ Петербург; в) Омск;                                      г) Новосибирск. 3. Выбери и отметь правильный ответ: Главой нашего государства является: 29 а) король;                                     б) губернатор; в) мер;                                           г) президент. 4. Выбери и отметь правильный ответ: Главный закон страны называется: а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.  5. Закончи предложение:  Гимн, флаг, герб – это ….  6. Раскрась российский флаг в его цвета: 30 7.  Выбери и отметь правильный ответ:        Документ, защищающий права ребёнка называется: а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы. 31 8. Обведи  правильный ответ: Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;                                                                  в) 18 лет;      г) 20 лет. 9. Закончи предложение: Я имею право на  ….. 10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что­ то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте  мальчика в этой ситуации? 11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале? 12. Соедини линиями дату и название праздника: 23 февраля День согласия и примирения 32 1 мая День защитника Отечества   4 ноября День России   12 июня День солидарности трудящихся 1. Выбери и отметь правильный ответ: Как называется наша страна? 33 а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Кто является главой нашего государства?       а) президент;                                   б) царь;       в) губернатор;                                 г) премьер­министр. 3.  Выбери и отметь правильный ответ:      Чем являются герб, флаг и гимн?       а) символами государства;       б) символами праздника;       в) символами  власти 4. Выбери и отметь правильный ответ: Что значит быть гражданином?       а) иметь права;       б) выполнять законы, иметь права; 34 в) выполнять законы. 5. Обведи  границу  и  столицу название: Р ___________________ Ф ___________________                   нашего  государства.  Допиши полное   Владивосток 6. Выбери правильный ответ: Что такое законы?       а) правила, обязательные для всех жителей страны;       б) документ, защищающий права человека;       в) документ. 35 7. Отметь знаком «+» правильные утверждения: Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению  правительства отмечает вся страна. 1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого  и настоящего нашей Родины. 8. Выбери и отметь правильный ответ: Какой день стал Днём победы?  а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая. 9. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России ….. 36 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России …. 11 12 Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы.  Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.                           Как ты поступишь в данной ситуации? 12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.                                 Главой  нашего государства является __________________________, а законы создаёт  ___________________________________. 1. Впиши  пропущенные  слова. 37 2. Выбери и отметь правильные утверждения:                                                     а) государство ­ это все люди,                                                          живущие в стране; Что   такое                                 б) государство ­ это механизм                                                государство?                                  управления людьми,                                                          живущими в стране;                                                     в) государство устанавливает законы,                                                          которые  нельзя  нарушать;                                                     г) государство – это правительство,                                                            армия, милиция, законы.                                                                                                                                                      3. Выбери и отметь правильный ответ:      Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?       а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;       б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная; 38 в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;       г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя. 4. Выбери и отметь правильный ответ:       Что такое герб?       а) нагрудный знак;       б) отличительный знак города, государства;       в) эмблема;       г)  рисунок. 5. Выбери и отметь правильный ответ:    До какого возраста человек считается ребёнком?       а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;       в) до 20 лет;                       г) до 25 лет. 39 6. Выбери и отметь правильный ответ:     Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?       а) если остался без семьи;              б) если проживает в семье;       в) если проживает с мамой;           г) если проживает с бабушкой. 7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь: 40 8. Закончи предложение:   Каждый человек  имеет право на ……. 9. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России? 41 10 Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты  сделаешь? 11 Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия: а) поздороваешься и сядешь на место; б) поздороваешься и извинишься за опоздание; в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место. 12. Объясни  названия  праздников. Праздник Событие,  которое дало название празднику 9  Мая  ­ День  Победы 12  июня  — День  независимости России 12 апреля  ­ День  космонавта 42 1. Выбери и отметь правильный ответ: В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:          а) Всеобщая декларация прав человека;           б) Конвенция о правах ребёнка;     в) Конституция Российской Федерации;     г) Устав школы. 2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:                        3. Выбери и отметь правильный ответ: Кто утверждает важные законы  нашей страны?       а) президент России;       б) правительство Российской Федерации;       в) государственная дума;       г) народ. 4. Выбери и отметь правильный ответ: С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого­ либо кандидата? а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;       в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет. 5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников. (Если сможешь, заполни все листки календаря):  январь февраль март май июнь ноябрь 6. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России….  7. Выбери и обведи флаг России:                                     8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение: Конституция России Документ, защищающий права детей. Всеобщая декларация прав человека Основной закон государства Устав школы    Документ, где отражены права и свободы человека. Конвенция о правах ребёнка Основной закон школы 9. Выбери и отметь правильный ответ: Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?       а) дети имеют право на заботу и помощь;       б) каждый человек имеет гражданские и политические права и               свободы;       в) каждый человек имеет право на образование;       г) каждый ребёнок имеет свои обязанности. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России…. 11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина.  Решили три друга ­ Вася, Миша и Митя ­ принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки  наполнили. Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил  вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул,  пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был  поступить Вася. 12. Если ты остался дома без взрослых: а) Никому не откроешь двери; б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел; в) Откроешь дверь только близким людям. Тезаурус. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. Герб –  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства. Государство – механизм управления обществом в какой­либо стране. В  государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия. Государственная дума –так в России называют собрание избранных народом  представителей , которое разрабатывает и утверждает законы. Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по  решению правительства отмечает вся страна. Государственные символы­ флаг, герб и гимн государства. Гражданин государства – человек, который связан с каким­то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой,  использует свои права и выполняет гражданские обязанности. Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, общности интересов. Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание,  скупость.    Закон –обязательные для всех правила поведения людей в обществе,  установленные государством. Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности. Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру. Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан. Независимость – самостоятельность, свобода. Общество – так можно назвать всех жителей какой­либо страны, которых  связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура. Обязанность – круг действий, возложенных на кого­нибудь, обязательных  для выполнения. Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он  принадлежит. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в  стране. Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной  властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Президент ­ глава государства. Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город,  село, а также страну, гражданином которой он является. Российская Федерация – полное название современного российского  государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий  (республик, краев). Старина ­ давнее, давно минувшее время. Столица – главный город государства, место пребывания правительства и  правительственных учреждений. Уважение ­ почтительное отношение, основанное на признании чьих­нибудь  достоинств. Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория­ участник  такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех  деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета  или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Школа оптимизма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017