Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
01.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я - исследователь» составлена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и авторской программы Савенкова А.И. по исследовательской деятельности младших школьников, М.: БАЛЛАС, 2011г.
Рабочая программа Я- исследователь.docx
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Рабочая программа по социальному направлению  Я ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Пояснительная записка Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   по   социальному   направлению   «Я   ­ исследователь» составлена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.  Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России,   планируемых   результатов   начального   общего   образования   с   учётом   межпредметных   и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и авторской программы Савенкова А.И. по исследовательской деятельности младших школьников, М.: БАЛЛАС, 2011г. Программа предназначена для детей 9­10 лет, срок реализации – 1 год (по 1 часу в неделю – 34 часа в год). Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи ­ вооружить обучающегося знаниями ­ на другую ­ формировать у него общеучебные умения и навыки. Учебная деятельность школьника  должна  быть освоена им  в полной  мере, со стороны  всех своих компонентов:  ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо   владеть   системой   действий,   позволяющих   решать   эти   задачи   (учебные   действия);   уметь самостоятельно  контролировать процесс  своей  учебной  работы  (контроль)  и  адекватно  оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская   деятельность  является   средством   освоения   действительности   и   его главные   цели   –   установление   истины,   развитие   умения   работать   с   информацией,   формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся   личности.   Результатом   этой   деятельности   является   формирование   познавательных мотивов,   исследовательских   умений,   субъективно   новых   для   учащихся   знаний   и   способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения   детей   и   взрослых,   их   самовыражения   и   самоутверждения,   развития   творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее   актуальность  основывается   на  интересе,   потребностях   обучающихся   и   их   родителей.   В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального   исследования,   побуждает   к   наблюдениям   и экспериментированию,   опирается   на   собственный   жизненный   опыт,   позволяет   чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.   обучению   в   действии, Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации   программы  –   научность,   доступность,   добровольность, субъектность, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех. Цель   программы:  создание   условий   для   успешного   освоения   обучающимися   основ исследовательской деятельности. Задачи программы: ­        формирование   представлений   об   исследовательском   обучении   как   ведущем   способе учебной деятельности; ­        обучение   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения   самостоятельных исследований; ­       формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; ­       развитие познавательных потребностей и способностей, креативность. Формы организации занятий. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1   раз   в   неделю в   учебном   кабинете,   в   музеях   различного   типа,   библиотеках,   на пришкольном участке. Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,   заседаний,   олимпиад,   викторин,   КВНов,   встреч   с   интересными   людьми,   соревнований, реализации проектов и т.д. Исследовательская   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.  Источником  нужной  информации  могут быть  взрослые:  представители  различных  профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование,   коллективные   и   индивидуальные   исследования,   самостоятельная   работа, защита исследовательских работ, мини­конференция, консультация. Межпредметные связи на занятиях по исследовательской деятельности: ­       с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; ­        с   уроками   изобразительного   искусства:   оформление   творческих        работ,   участие   в выставках рисунков при защите проектов;     ­       с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности,   от   истоков   научной   мысли   и   теории,   от   творческой   и   уникальной   деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать   причинно­следственные   связи   между   деятельностью   человека   и   наукой,   тем   самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические  и  практические   занятия  способствуют  развитию  устной  коммуникативной   и речевой   компетенции   учащихся,   умениям   вести   устный   диалог   на   заданную   тему;   участвовать   в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; в работе конференций, чтений. Метод   проектов   в   начальной   школе,   учитывая   возрастные   особенности   детей,   имеет   свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть   только   прообразы   проектной   деятельности   в   виде   решения   творческих   заданий   или специально созданной системы проектных задач. Результат   проектной   деятельности–   личностно   или   общественно   значимый   продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.   Разница   заключается   в   объёме   выполненной   работы   и   степени   самостоятельности учащихся.   Чем   меньше   дети,   тем   больше   требуется   помощь   взрослых   в   поиске   информации   и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско­технологические, а также художественно­конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико­ технологических   вопросов;   задания,   связанные   с   историей   создания   материальной   культуры человечества. Выполнение   проекта   складывается   из   трёх   этапов:   разработка   проекта,   практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При   его   организации   основное   внимание   уделяется   наиболее   существенной   части   – мысленному   прогнозированию,   создание   замысла   (относительно   возможного  устройства   изделия   в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации   ученики   изучают   книги,   журналы,   энциклопедии,   расспрашивают   взрослых   по   теме проекта.  Здесь же  разрабатывается  вся необходимая документация  (рисунки,  эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй   этап   работы–   это   материализация   проектного   замысла   в   вещественном   виде   с внесением   необходимых   корректировок   или   практическая   деятельность   общественно   полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий,   которые   были   выдвинуты   в   начале   работы.   Ученики   делают   сообщение   о   проделанной работе,   а   учитель,   руководя   процедурой   защиты   проектов,   особо   следит   за   соблюдением доброжелательности,   тактичности,   проявлением   у   детей   внимательного   отношения   к   идеям   и творчеству других. Специфика   курса. Метод   проектов   не   является   принципиально   новым   в   педагогической практике,   но   вместе   с   тем   его   относят   к   педагогическим   технологиям   XXIвека.   Специфической особенностью   занятий   проектной   деятельностью   является   их   направленность   на   обучение   детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности   детей,   повышения   их   творческой   активности.   Большинство   видов   работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.   Несложность   проектов   обеспечивает   успех   их   выполнения   и   является   стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Ожидаемые результаты и способы их проверки Возможные результаты («выходы») исследовательской деятельности младших школьников: ­       альбом, ­       газета, ­       гербарий, ­       журнал, ­       книжка­раскладушка, ­       коллаж, ­       коллекция, ­       костюм, ­       макет, ­       модель, ­       музыкальная подборка, ­       наглядные пособия, ­       плакат, ­       план, ­       серия иллюстраций, ­       сказка, ­       справочник, ­       стенгазета, ­       сувенир­поделка, ­       сценарий праздника, ­       учебное пособие, ­       фотоальбом, ­       экскурсия По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать: ­       действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования  проблемы; ­       зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; ­       обозначится граница исследования; ­       разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; ­       деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; ­       поведется последовательно исследование; ­       зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); ­       проанализируются и обобщатся полученные материалы; ­       подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; ­       организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; ­       простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей; ­       обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; ­       организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; ­       продемонстрируются результаты на мини­ конференциях, семинарах не менее 50%; ­       включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди  учащихся не менее 10%; ­       сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ  ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! ­       активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной  творческой, исследовательской и практической работе. Программа предусматривает достижение следующих результатов  Результаты Формируемые умения Средства формирования Личностные результаты Личностные Формирование у детей мотивации к  обучению, помощь в самоорганизации и  саморазвитии. организация на занятии парно­групповой работы развитие познавательных навыков  обучающихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном  пространстве, развитие критического и  творческого мышления. Метапредметные результаты Умения учитывать выделенные  учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве с  учителем; В сотрудничестве с  учителем ставить новые  учебные задачи; преобразовывать  практическую задачу в  5 Регулятивные Познавательные Коммуникативные планировать свое действие в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе  во внутреннем плане осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по  результату. познавательную; проявлять познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве Умения учиться: навыки решения  творческих задач и навыки поиска,  анализа и интерпретации информации;  поиск необходимых знаний и их  использование в конкретной работе;  осуществление поиска необходимой  информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной  литературы. Освоение основ смыслового чтения  художественных и познавательных  текстов, выделение существенной  информации из текстов разных видов;  осуществление анализа объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,  критика). Умение координировать свои  усилия с усилиями других,  формулировать собственное мнение и  позицию; договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и  взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться  к координации различных позиций в  сотрудничестве Осуществлять расширенный поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета Учитывать разные мнения и  интересы и обосновывать  собственную позицию; понимать относительность  мнений и подходов к  решению проблемы; аргументировать свою  позицию и координировать  ее с позициями партнеров в  сотрудничестве при  выработке общего решения  в совместной деятельности; продуктивно разрешать  конфликты на основе учета  интересов и позиций всех  его участников; с учетом целей  коммуникации достаточно  точно, последовательно и  полно передавать партнеру  необходимую информацию  как ориентир для  построения действия 6 Предметные  результаты – находить информацию (в текстах,  таблицах, схемах, иллюстра­ циях учебника и др. источниках, в т.ч.  используя ИКТ); – владеть разными видами смыслового  чтения – вычитывать фак­ туальную, подтекстовую,  концептуальную информацию; – анализировать (выделять главное,  составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и  абстрактных понятий; – классифицировать (группировать) по  заданным основаниям факты, явления и абстрактные  понятия; – сравнивать по заданным основаниям  факты, явления, абстрактные понятия; – устанавливать причины явлений и их  следствия; – устанавливать аналогии (в т.ч.  создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно; – представлять информацию в  развёрнутом и сжатом виде (рисунок,  текст, таблица, схема, план), в т.ч.  используя ИКТ. ­       рефлексировать  (видеть проблему,  анализировать сделанное –  почему получилось, почему  не получилось, видеть  трудности, ошибки); ­       целеполагать (ставить  и удерживать цели); ­       планировать  (составлять план своей  деятельности); ­       моделировать  (представлять способ  действия в виде модели­ схемы, выделяя все  существенное и главное); ­       проявлять инициативу  при поиске способа  (способов) решения задачи; ­       вступать в  коммуникацию  (взаимодействовать при  решении задачи, отстаивать  свою позицию, принимать  или аргументировано  отклонять точки зрения  других). Содержание изучаемого курса Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема 2­3. Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема 6­7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. 7 Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13­14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15­16. Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18. Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема 21­22. Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24. Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема 25­27. Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема 28­30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение   презентации к   проекту.   Подбор   необходимых   картинок.   Составление   альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите ­1ч. Составление плана выступления. Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками. Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Контроль реализации программы Методы   контроля: консультация,   доклад,   защита   исследовательских   работ,   выступление, выставка,   презентация,   мини­конференция,   научно­исследовательская   конференция,   участие   в конкурсах исследовательских работ. Календарно ­ тематическое планирование 4 класс (34 часа) № 1 2­3 4­5 6­7 8­9 Тема Кол­ во часов Дата по плану факти чески Знания, умения и навыки, необходимые в  исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и  аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования,  актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы,  выдвижение гипотез. 1 2 2 2 2 8 10­11 Предмет и объект исследования. 12 13­14 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор  литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной  проблематике, анализ материала. 15­16 Наблюдение и экспериментирование. 17­18 Техника экспериментирования 19­20 Наблюдение наблюдательность.  Совершенствование техники  экспериментирования. 21­22 Правильное мышление и логика. 23­24 Что такое парадоксы 25­27 Обработка и анализ всех полученных данных. 28­30 31 32 33 34 Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. Подготовка публичного выступления. Как  подготовиться к защите. Защита исследования перед  одноклассниками. Выступление на школьной НПК. Итоговое занятие. Анализ исследовательской  деятельности. Итого – 34 часа 2 1 2 2 2 2 2 2 3 3 1 1 1 1 Перечень учебно­ методического и материально­технического обеспечения Для   осуществления   образовательного   процесса   по   программе   «Я   ­   исследователь»   необходимы следующие  принадлежности: ∙                        компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;      Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или   любой другой специалист в области проектирования,   обладающий   достаточным   опытом   работы   с   детьми,   либо   с   педагогическим образованием. Литература для  обучающихся: 1.                     Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 2.                     Интернет  ­ ресурсы 9 3.                     А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по  освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008      Литература 1.                     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2011. 2.                      М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.  Практическое пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008   10

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018