Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
01.04.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я - исследователь» составлена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и авторской программы Савенкова А.И. по исследовательской деятельности младших школьников, М.: БАЛЛАС, 2011г.
Рабочая программа Я- исследователь.docx
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Рабочая программа по социальному направлению
Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я
исследователь» составлена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и авторской программы Савенкова
А.И. по исследовательской деятельности младших школьников, М.: БАЛЛАС, 2011г.
Программа предназначена для детей 910 лет, срок реализации – 1 год (по 1 часу в неделю – 34
часа в год).
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и
содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить обучающегося
знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки. Учебная деятельность
школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик
должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь
самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать
качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие
в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе
учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных
мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного
образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников
образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей,
общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих
способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть
на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В
программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное
благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования,
побуждает к наблюдениям и
экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность.
обучению в действии,
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъектность, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;
развитие познавательных потребностей и способностей, креативность.
Формы организации занятий. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий,
работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на
пришкольном участке. Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований,
реализации проектов и т.д.
Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и
т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспрессисследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Межпредметные связи на занятиях по исследовательской деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в
выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению
обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской
деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности
выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,
осмысливать причинноследственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым
вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и
речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в
обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; в работе конференций, чтений.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою
специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое
центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут
возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или
специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности– личностно или общественно значимый продукт:
изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В
последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными
ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по
4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и
оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторскотехнологические,
а также художественноконструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико
технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры
человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности
является первый этап – интеллектуальный поиск.
При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части –
мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в
целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и
т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой
информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме
проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие
чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы– это материализация проектного замысла в вещественном виде с
внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного
характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и
доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или
условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной
работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением
доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и
творчеству других.
Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXIвека. Специфической
особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей
элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать
отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности
детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени
самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы,
особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям
заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной
деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,
вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Возможные результаты («выходы») исследовательской деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал,
книжкараскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенирподелка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия По окончании программы
обучающиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования
проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди
учащихся не менее 10%;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной
творческой, исследовательской и практической работе.
Программа предусматривает достижение следующих результатов
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
Личностные результаты
Личностные
Формирование у детей мотивации к
обучению, помощь в самоорганизации и
саморазвитии.
организация на занятии
парногрупповой работы
развитие познавательных навыков
обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метапредметные результаты
Умения учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
В сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
преобразовывать
практическую задачу в
5
Регулятивные Познавательные
Коммуникативные
планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по
результату.
познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
Умения учиться: навыки решения
творческих задач и навыки поиска,
анализа и интерпретации информации;
поиск необходимых знаний и их
использование в конкретной работе;
осуществление поиска необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы.
Освоение основ смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов, выделение существенной
информации из текстов разных видов;
осуществление анализа объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Способность выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя,
критика). Умение координировать свои
усилия с усилиями других,
формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования
у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве
Осуществлять расширенный
поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета
Учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
аргументировать свою
позицию и координировать
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего решения
в совместной деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех
его участников;
с учетом целей
коммуникации достаточно
точно, последовательно и
полно передавать партнеру
необходимую информацию
как ориентир для
построения действия
6 Предметные результаты
– находить информацию (в текстах,
таблицах, схемах, иллюстра
циях учебника и др. источниках, в т.ч.
используя ИКТ);
– владеть разными видами смыслового
чтения – вычитывать фак
туальную, подтекстовую,
концептуальную информацию;
– анализировать (выделять главное,
составные части) и обобщать
(делать выводы) на основе фактов и
абстрактных понятий;
– классифицировать (группировать) по
заданным основаниям
факты, явления и абстрактные
понятия;
– сравнивать по заданным основаниям
факты, явления,
абстрактные понятия;
– устанавливать причины явлений и их
следствия;
– устанавливать аналогии (в т.ч.
создавать модели объектов) с
помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в
развёрнутом и сжатом виде (рисунок,
текст, таблица, схема, план), в т.ч.
используя ИКТ.
рефлексировать
(видеть проблему,
анализировать сделанное –
почему получилось, почему
не получилось, видеть
трудности, ошибки);
целеполагать (ставить
и удерживать цели);
планировать
(составлять план своей
деятельности);
моделировать
(представлять способ
действия в виде модели
схемы, выделяя все
существенное и главное);
проявлять инициативу
при поиске способа
(способов) решения задачи;
вступать в
коммуникацию
(взаимодействовать при
решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать
или аргументировано
отклонять точки зрения
других).
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема 23. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 45. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема 67. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью
выбранной проблемы.
Тема 89. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 1011. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
7 Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 1314. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала 2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема1516. Наблюдение и экспериментирование 2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 1718. Техника экспериментирования 2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема1920. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования
– 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема 2122. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 2324. Обработка и анализ всех полученных данных 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема 2527. Что такое парадоксы 3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема 2830. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома
иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите 1ч.
Составление плана выступления.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Контроль реализации программы
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,
выставка, презентация, миниконференция, научноисследовательская конференция, участие в
конкурсах исследовательских работ.
Календарно тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№
1
23
45
67
89
Тема
Кол
во
часов
Дата
по плану
факти
чески
Знания, умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и
аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы,
выдвижение гипотез.
1
2
2
2
2
8 1011
Предмет и объект исследования.
12
1314
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор
литературы по теме исследования.
Ознакомление с литературой по данной
проблематике, анализ материала.
1516
Наблюдение и экспериментирование.
1718
Техника экспериментирования
1920
Наблюдение наблюдательность.
Совершенствование техники
экспериментирования.
2122
Правильное мышление и логика.
2324
Что такое парадоксы
2527
Обработка и анализ всех полученных данных.
2830
31
32
33
34
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования перед
одноклассниками.
Выступление на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской
деятельности.
Итого – 34 часа
2
1
2
2
2
2
2
2
3
3
1
1
1
1
Перечень учебно методического и материальнотехнического обеспечения
Для осуществления образовательного процесса по программе «Я исследователь» необходимы
следующие принадлежности:
∙ компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области
проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим
образованием.
Литература для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2. Интернет ресурсы
9 3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по
освоению проектной технологии в начальной школе. М. БАЛЛАС,2008
Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М. БАЛЛАС,2008
10
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.