Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровичок"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровичок"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
19.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Здоровичок"
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Здоровичок 4 класс.doc

 

 Рассмотрено на заседании

МО ____________________

Протокол № ____

«___»__________2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

  О. Н. Костеева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

«Дружба»

___________А.Н. Калинин

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности :

                                              «Здоровичок»

(спортивно-оздоровительное направление)

2016-2017 учебный год.

                                                            для  4  класса

 

  

                                                                                                                                                               

                                                                                                      

 

 

                                                                                                  

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                    Составитель: учитель  

                                                                                                    начальных   классов           

                                                                                                     Каракешишян  А. В.

                                                              

 

 

 

                               Пояснительная записка

 

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень

здоровья  вполне возможно».

                                                                                   Н. М. Амосов

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного  образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих  педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

Так возникла необходимость создания программы «Здоровичок» для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Здоровичок» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Профилактика вредных привычек.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Данная программа строится на принципах:

- Научности; в основе которой содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли,

обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;

влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений,  и формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные;

.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

.осознание ответственности человека за общее благополучие;

.этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

.положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;

.способность к самооценке;

.начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные;

.навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

.умение ставить и формулировать проблемы;

.навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

.установление причинно-следственных связей;

Регулятивные;

.использование речи для регуляции своего действия;

.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

.умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

.умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные;

В процессе обучения дети учатся:

.работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

.ставить вопросы;

.обращаться за помощью;

.формулировать свои затруднения;

.предлагать помощь и сотрудничество;

.слушать собеседника;

.договариваться и приходить к общему решению;

.формулировать собственное мнение и позицию;

.осуществлять взаимный контроль;

.адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

Особенности организации работы.

Программа рассчитана для детей  начальной школы.

Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (34 часа) в 4 классе.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                     УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

                                                                 4  класс (34  часа)

 

 

№ п/п

 

      Наименование   тем

Количество        часов

теория

практика

 1

Введение

1

1

 

 

I

Наши  помощники.

10

 

 

2

Глаза-главные  помощники  человека

1

1

 

3-5

Прогулка  на  свежем  воздухе

3

 

3

6

Почему  болят  зубы.

1

1

 

7

«Рабочие  инструменты»  человека

1

1

 

8

Зачем  человеку  кожа?

1

1

 

9-11

Игры  на  свежем  воздухе

3

 

3

II

Питание.

 

7

 

 

12

Здоровая  пища  для  всей  семьи.

1

1

 

13-14

Я  выбираю  кашу.

2

         1

1

15-16

Самые полезные продукты

2

1

1

17-18

Мои  любимые  продукты

2

1

1

III

Почему  мы  болеем?

4

 

 

19

Причины  болезни.

1

1

 

20

Какие  врачи  нас  лечат?

1

1

 

21-22

Вместе  весело  гулять

2

 

2

IV

Я  здоровье  берегу  -  сам  себе  я  помогу!

12

 

 

23-24

Вредные  привычки.

2

1

1

25-26

Здоровый  образ  жизни.

2

 

2

27-28

Игры  с  мячом

 

2

 

2

 29-30

Соревнования   со  скакалкой

2

 

2

31-34

Веселые  старты

4

 

4

 

Итого:

34

14

        20

 

 

 

                                 Содержание программы

 

 

Введение - 1 ч

 

Наши  помощники -10 ч.( личная гигиена, значение  органов  для  организма).

Глаза-главные  помощники  человека.  Прогулка  на  свежем  воздухе.

Почему  болят зубы. «Рабочие  инструменты»  человека. Зачем  человеку  кожа? Игры  на  свежем  воздухе.

 

 Питание – 7 ч. ( основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого).

Здоровая  пища для  всей  семьи. Я  выбираю  кашу. Самые полезные продукты. Мои  любимые  продукты

 

 Почему  мы  болеем? -4 ч.

 Причины  болезни. Какие  врачи  нас  лечат? Вместе весело гулять.

 

Я  здоровье  берегу  -  сам  себе  я  помогу! -12 ч.

Игры  с  мячом. Соревнования   со  скакалкой. Вредные привычки. Здоровый  образ  жизни. Веселые  старты.

 


Календарно-тематическое планирование

п/п

                      Тема

Кол-во часов

Дата

Форма  деятельности

Форма  контроля

план

факт

1

Введение

1

01.09-02.09

 

Беседа,

тесты

2

Глаза-главные  помощники  человека.

1

05.09-09.09

 

Беседа

презентация

3-5

Прогулка  на  свежем  воздухе.

3

12.09-30.09

 

Прогулка

Беседа о пользе свежего воздуха

6

Почему  болят  зубы.

1

03.10-07.10

 

Беседа

презентация

7

«Рабочие  инструменты»  человека.

1

17.10-21.10

 

Беседа

презентация

8

Зачем  человеку  кожа?

1

24.10-28.10

 

Беседа

тесты

9-11

Игры  на  свежем  воздухе.

3

31.10-18.11

 

Игра

соревнование

12

Здоровая  пища  для  всей  семьи.

1

28.11-02.12

 

Викторина

КВН

13-14

Я  выбираю  кашу.

2

05.12-16.12

 

Беседа

Конкурс

Проект

15-16

Самые полезные продукты

2

19.12-30.12

 

викторина

Проект

17-18

Мои  любимые  продукты

2

09.01-20.01

 

Беседа

кроссворд

Проект

19

Причины  болезни.

1

23.01-27.01

 

Беседа

Устный опрос

20

Какие  врачи  нас  лечат?

1

30.01-03.02

 

тесты

Мини  сценка

21-22

Вместе  весело  гулять

2

06.02-17.02

 

Прогулка

 

23-24

Вредные  привычки.

2

27.02-10.03

 

Тестирование

рефлексия

25-26

Здоровый  образ  жизни.

2

13.03-24.03

 

Игра

соревнование

27-28

Игры  с  мячом

 

2

27.03-07.04

 

игра

соревнование

29-30

Соревнования   со  скакалкой.

2

17.04-28.04

 

игра

соревнование

31-34

Веселые  старты

4

01.05-26.05

 

соревнование

Итоговый контроль

 


                                           Литература

 

1.      Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2.      Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

3.      Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.      Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5.      Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

6.      Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

7.      Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

8.      Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

9.      Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

10.  Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

11.  Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

12.  Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

13.  Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

14.  Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

 

                  Материально-техническое оснащение

1.      Учебные пособия:

Ø  натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки,  и др.;

Ø  изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

Ø  измерительные приборы: весы, часы и их модели.

 

 

Оборудование:

компьютер,  

мяч

скакалка

плакаты


Рассмотрено на заседании МО ____________________

Рассмотрено на заседании МО ____________________

Пояснительная записка «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»

Пояснительная записка «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы

Формирование универсальных учебных действий:

Формирование универсальных учебных действий:

Особенности организации работы

Особенности организации работы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 класс (34 часа) № п/п

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 класс (34 часа) № п/п

Соревнования со скакалкой 2 2 31-34

Соревнования со скакалкой 2 2 31-34

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Самые полезные продукты 2 19

Самые полезные продукты 2 19

Литература 1. Антропова,

Литература 1. Антропова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017