Рабочая программа по внеурочной деятельности : «Здоровичок» (спортивно-оздоровительное направление) 2016-2017 учебный год. для 4 класса
Составитель: учитель начальных классов Каракешишян А. В.
|
|
|
Пояснительная записка
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень
здоровья вполне возможно».
Н. М. Амосов
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Здоровичок» для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Здоровичок» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Профилактика вредных привычек.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которой содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли,
обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;
влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений, и формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные;
.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
.осознание ответственности человека за общее благополучие;
.этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
.положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
.способность к самооценке;
.начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные;
.навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
.умение ставить и формулировать проблемы;
.навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
.установление причинно-следственных связей;
Регулятивные;
.использование речи для регуляции своего действия;
.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
.умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
.умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные;
В процессе обучения дети учатся:
.работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
.ставить вопросы;
.обращаться за помощью;
.формулировать свои затруднения;
.предлагать помощь и сотрудничество;
.слушать собеседника;
.договариваться и приходить к общему решению;
.формулировать собственное мнение и позицию;
.осуществлять взаимный контроль;
.адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности организации работы.
Программа рассчитана для детей начальной школы.
Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (34 часа) в 4 классе.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
теория |
практика |
1 |
Введение |
1 |
1
|
|
I |
Наши помощники. |
10 |
|
|
2 |
Глаза-главные помощники человека |
1 |
1 |
|
3-5 |
Прогулка на свежем воздухе |
3 |
|
3 |
6 |
Почему болят зубы. |
1 |
1 |
|
7 |
«Рабочие инструменты» человека |
1 |
1 |
|
8 |
Зачем человеку кожа? |
1 |
1 |
|
9-11 |
Игры на свежем воздухе |
3 |
|
3 |
II |
Питание.
|
7 |
|
|
12 |
Здоровая пища для всей семьи. |
1 |
1 |
|
13-14 |
Я выбираю кашу. |
2 |
1 |
1 |
15-16 |
Самые полезные продукты |
2 |
1 |
1 |
17-18 |
Мои любимые продукты |
2 |
1 |
1 |
III |
Почему мы болеем? |
4 |
|
|
19 |
Причины болезни. |
1 |
1 |
|
20 |
Какие врачи нас лечат? |
1 |
1 |
|
21-22 |
Вместе весело гулять |
2 |
|
2 |
IV |
Я здоровье берегу - сам себе я помогу! |
12 |
|
|
23-24 |
Вредные привычки. |
2 |
1 |
1 |
25-26 |
Здоровый образ жизни. |
2 |
|
2 |
27-28 |
Игры с мячом
|
2 |
|
2 |
29-30 |
Соревнования со скакалкой |
2 |
|
2 |
31-34 |
Веселые старты |
4 |
|
4 |
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
Содержание программы
Введение - 1 ч
Наши помощники -10 ч.( личная гигиена, значение органов для организма).
Глаза-главные помощники человека. Прогулка на свежем воздухе.
Почему болят зубы. «Рабочие инструменты» человека. Зачем человеку кожа? Игры на свежем воздухе.
Питание – 7 ч. ( основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого).
Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу. Самые полезные продукты. Мои любимые продукты
Почему мы болеем? -4 ч.
Причины болезни. Какие врачи нас лечат? Вместе весело гулять.
Я здоровье берегу - сам себе я помогу! -12 ч.
Игры с мячом. Соревнования со скакалкой. Вредные привычки. Здоровый образ жизни. Веселые старты.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Форма деятельности |
Форма контроля |
||
план |
факт |
||||||
1 |
Введение |
1 |
01.09-02.09 |
|
Беседа, |
тесты |
|
2 |
Глаза-главные помощники человека. |
1 |
05.09-09.09 |
|
Беседа |
презентация |
|
3-5 |
Прогулка на свежем воздухе. |
3 |
12.09-30.09 |
|
Прогулка |
Беседа о пользе свежего воздуха |
|
6 |
Почему болят зубы. |
1 |
03.10-07.10 |
|
Беседа |
презентация |
|
7 |
«Рабочие инструменты» человека. |
1 |
17.10-21.10 |
|
Беседа |
презентация |
|
8 |
Зачем человеку кожа? |
1 |
24.10-28.10 |
|
Беседа |
тесты |
|
9-11 |
Игры на свежем воздухе. |
3 |
31.10-18.11 |
|
Игра |
соревнование |
|
12 |
Здоровая пища для всей семьи. |
1 |
28.11-02.12 |
|
Викторина |
КВН |
|
13-14 |
Я выбираю кашу. |
2 |
05.12-16.12 |
|
Беседа Конкурс |
Проект |
|
15-16 |
Самые полезные продукты |
2 |
19.12-30.12 |
|
викторина |
Проект |
|
17-18 |
Мои любимые продукты |
2 |
09.01-20.01 |
|
Беседа кроссворд |
Проект |
|
19 |
Причины болезни. |
1 |
23.01-27.01 |
|
Беседа |
Устный опрос |
|
20 |
Какие врачи нас лечат? |
1 |
30.01-03.02 |
|
тесты |
Мини сценка |
|
21-22 |
Вместе весело гулять |
2 |
06.02-17.02 |
|
Прогулка |
|
|
23-24 |
Вредные привычки. |
2 |
27.02-10.03 |
|
Тестирование |
рефлексия |
|
25-26 |
Здоровый образ жизни. |
2 |
13.03-24.03 |
|
Игра |
соревнование |
|
27-28 |
Игры с мячом
|
2 |
27.03-07.04 |
|
игра |
соревнование |
|
29-30 |
Соревнования со скакалкой. |
2 |
17.04-28.04 |
|
игра |
соревнование |
|
31-34 |
Веселые старты |
4 |
01.05-26.05 |
|
соревнование |
Итоговый контроль |
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Материально-техническое оснащение
1. Учебные пособия:
Ø натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
Ø изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
Ø измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование:
компьютер,
мяч
скакалка
плакаты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.