Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант). Цель: Формирование интереса к чтению, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им духовных ценностей русского народа, приобщение школьников к активной творческой деятельности.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
живое слово ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность Общекультурное направление «Живое слово» 1 класс 1.Пояснительная записка   Нормативно­правовая база:  1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273­ФЗ от 29.12.2012г.  2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)  3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области 5.  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант) 6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на  2017­2018 уч. г. 7. Календарный учебный график на 2017­2018 уч. г. Цель: Формирование   интереса   к   чтению,   эстетическое   развитие   личности   ребенка, осмысление   им   духовных   ценностей   русского   народа,   приобщение   школьников   к активной творческой деятельности. Задачи:    приобщать   детей   к   истокам   родной   культуры   посредством   введения   их   в духовный мир русских народных и авторских произведений.  воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.  прививать любовь и уважение к традициям, способность отличать хорошее от  плохого, умение оценивать поступки героев.   развивать   у   школьников   навыки   сценического   мастерства,   содействовать развитию речи детей.    Общая характеристика  курса  От качества обучения во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование   у   него   в   дальнейшем   потребности   в   систематическом   чтении произведений   подлинно   художественной   литературы.   Методические   подходы   к анализу   произведения,   предусмотренные   курсом   литературного   чтения,   помогут учителю   избежать   односторонности   в   изучении   литературного   произведения, 43 возникающей,   когда   предметом   рассмотрения   становится   лишь   сюжетно­ информационная   сторона   текста.   Внимание   начинающего   читателя   должно   быть обращено   на   словесно­образную   природу   художественного   произведения,   на отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на   нравственные   проблемы, волнующие писателя. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению языка. Поэтому возникает потребность и необходимость   поиска   и   разработки   таких   методических   приемов   и   средств обучения,   которые   способствовали   бы   развитию   устной   и   письменной   речи, творческого мышления обучающихся. Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Живое слово» на этапе основного общего образования являются:   выделение характерных причинно­следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или   нескольким   предложенным   основаниям,   критериям;   самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных; В основу программы положены следующие принципы:  принцип актуальности;  принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);  принцип   систематичности (реализация   задач   через   связь   внеурочной деятельности с учебным процессом);  принцип доступности и наглядности;  принцип практической направленности;  принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;  принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить,   что   получилось   и   что   не   получилось,   изучить   мнение   детей, определить перспективу действий). Формы и методы работы: беседа­диалог, познавательные и сюжетно­ролевые игры, театрализация,   экскурсии   в   музей,   просмотр   видеофильмов   с   последующим   их обсуждением.   Значительное   количество   занятий   направлено   на   практическую деятельность,   на   самостоятельный   творческий   поиск   детей   в   различных   формах: рисование,   аппликация,   сочинительство,   выставка   творческих   работ   и   поделок, конкурсы 44 Целевая аудитория, объём  Рабочая программа  рассчитана на 33 часа в первом классе по 1 часу в неделю.     2.Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   группе     детей.     Степень     центральной     нервной   Умственная     отсталость     —     это     стойкое,     выраженное     недоразвитие познавательной  деятельности  вследствие  диффузного (разлитого)    органического поражения     системы   (ЦНС).   Понятие   «умственной отсталости»   по     степени     интеллектуальной     неполноценности  применимо     к   выраженности  интеллектуальной разнообразной   неполноценности   коррелирует   (соотносится)   со   сроками,   в  которые   возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее  последствия.   Также степень   определяется интенсивностью  воздействия  вредных  факторов.  Нередко умственная отсталость отягощена   психическими   заболеваниями   различной  этиологии,     что     требует     не только     их     медикаментозного     лечения,     но     и  организации     медицинского сопровождения  таких  обучающихся  в образовательных организациях.   интеллектуальных     выраженности     нарушений  В международной классификации болезней(МКБ­10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69­50) , умеренная(IQ — 50­35), тяжелая(IQ — 34­20), глубокая(IQ<20).  Развитие   ребенка   с   легкой   умственной   отсталостью  (интеллектуальными нарушениями),   хотя   и   происходит   на   дефектной   основе  и     характеризуется замедленностью,  наличием  отклонений  от  нормального развития,  тем  не  менее, представляет     собой     поступательный     процесс,    привносящий   качественные изменения в познавательную деятельность детей  и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.    тугоподвижностью   нервных  Затруднения   в   психическом   развитии   детей   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью   процессов   возбуждения   и   торможения,    замедленным формированием   условных   связей, процессов, нарушением   взаимодействия   первой   и   второй   сигнальных   систем  и   др.).   В подавляющем   большинстве   случаев   интеллектуальные   нарушения,    имеющиеся   у обучающихся   с   умственной   отсталостью,   являются   следствием  органического поражения  ЦНС  на  ранних  этапах  онтогенеза.  Негативное влияние органического поражения   ЦНС   имеет   системный   характер,   когда   в  патологический     процесс оказываются   вовлеченными   все   стороны  психофизического   развития   ребенка: мотивационно   ­   потребностная,   социально­личностная,   моторно­двигательная; эмоционально­волевая   сферы,    а   также   когнитивные   процессы     восприятие, мышление,   деятельность,   речь  и   поведение.   Последствия   поражения   ЦНС выражаются   в   задержке   сроков  возникновения     и     незавершенности     возрастных психологических  новообразований   и,   главное,   в   неравномерности,   нарушении ― 45 целостности  психофизического   развития.   Все   это,   в   свою   очередь,   затрудняет включение  ребенка   в   освоение   пласта   социальных   и   культурных   достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.  В   структуре   психики   такого   ребенка   в   первую   очередь   отмечается недоразвитие  познавательных  интересов  и  снижение  познавательной активности,    их   слабой что   обусловлено   замедленностью   темпа   психических   процессов, подвижностью   и   переключаемостью.   При   умственной   отсталости  страдают     не только     высшие     психические     функции,    но     и     эмоции,    воля,    поведение,    в некоторых   случаях   физическое   развитие,   хотя   наиболее  нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению  и обобщению. Вместе с тем, Российская   дефектология(как   правопреемница  советской)     руководствуется   о  том,   что   своевременная теоретическим   педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей  каждого  ребенка с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями)     «запускает»    обеспечивающие   реализацию   их   потенциальных компенсаторные   процессы, возможностей.     Л.   С.   Выготского     постулатом     неточность     и     нарушениями)   отличается     ощущение   и   восприятие.   Но   и   в   этих   познавательных   дефицитарность:   Развитие   всех   психических   процессов   у   детей   с   легкой   умственной отсталостью   (интеллектуальными     качественным своеобразием.     Относительно     сохранной     у     обучающихся     с     умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  оказывается  чувственная ступень ―   процессах познания     слабость  дифференцировки сказывается   зрительных,   слуховых,   кинестетических,   тактильных,    обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки  детей  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)  в окружающей среде. Нарушение объема   и   темпа   восприятия,    недостаточная   его   дифференцировка,   не   могут   не оказывать отрицательного влияния  на  весь  ход  развития  ребенка  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями).   Однако   особая   организация учебной   и  внеурочной     работы,     основанной     на     использовании     практической деятельности;     проведение     специальных     коррекционных     занятий     не     только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на     развитие     интеллектуальной     сферы,     в     частности     овладение  отдельными мыслительными операциями.  Меньший     потенциал     у     обучающихся     с     умственной     отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   обнаруживается   в   развитии   их  мышления, основу   которого   составляют   такие   операции,   как   анализ,   синтез,    сравнение, обобщение,     абстракция,     конкретизация.     Эти     мыслительные  операции   у   этой категории   детей   обладают   целым   рядом   своеобразных   черт,    проявляющихся     в трудностях   установления   отношений   между   частями  предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от  несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. 46 Из   всех   видов   мышления   (наглядно­действенного,   наглядно­образного  и словесно­логического)   у   обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   в   большей   степени   недоразвито  словесно­ логическое   мышление.   Это   выражается   в   слабости   обобщения,    трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль  мышления:   зачастую,   они начинают  выполнять  работу,  не  дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.    с     умственной     школьников   Однако  при  особой  организации  учебной  деятельности,  направленной  на обучение     отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)     пользованию     рациональными     и     целенаправленными  способами выполнения     задания,     оказывается     возможным     в     той     или     иной   степени    Использование скорригировать   специальных   методов   и   приемов,   применяющихся   в   процессе  коррекционно­ развивающего   обучения,   позволяет   оказывать   влияние   на  развитие   различных видов   мышления   обучающихся   с   умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в  том  числе  и  словесно логического.   мыслительной     деятельности.   недостатки     формируется   произвольное   запоминание, Особенности     восприятия     и     осмысления     детьми     учебного     материала неразрывно   связаны   с   особенностями   их  памяти.   Запоминание,   сохранение   и воспроизведение     полученной     информации     обучающимися     с     умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)  также  отличается  целым  рядом специфических  особенностей:  они  лучше  запоминают  внешние, иногда  случайные, зрительно     воспринимаемые     признаки,     при     этом,     труднее  осознаются     и запоминаются     внутренние     логические     связи;     позже,     чем     у  нормальных сверстников, требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание,   хотя   механическая   память   может   быть  сформирована на более высоком   уровне.   Недостатки   памяти   обучающихся   с  умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько  ее  воспроизведения:   вследствие   трудностей установления   отношений   полученная   информация   может воспроизводиться   бессистемно,   с  большим   количеством   искажений;   при   этом наибольшие   трудности   вызывает  воспроизведение     материала.   различных   дополнительных   средств   и   приемов   в   процессе Использование   коррекционно­развивающего    символической наглядности;   различных  вариантов   планов;   вопросов   педагога   и   т. д.)   может оказать     значительное  влияние     на     повышение     качества     воспроизведения словесного  материала.  (иллюстративной,   логических    словесного     которое  обучения     Вместе   с   тем,   следует   иметь   в   виду,   что   специфика   мнемической деятельности   во   многом   определяется   структурой   дефекта   каждого   ребенка   с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями).  В связи  с этим  учет особенностей     обучающихся     с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными 47 нарушениями)     разных     клинических     групп  (по  классификации     М.  С.  Певзнер) позволяет     более     успешно     использовать  потенциал   развития   их   мнемической деятельности.  Особенности   познавательной   деятельности   школьников   с   умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в особенностях  их внимания,     которое     отличается     сужением     объема,     малой  устойчивостью, трудностями   его   распределения,   замедленностью  переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,    что  связано  с  ослаблением  волевого напряжения,     направленного     на  преодоление   трудностей,   что   выражается   в неустойчивости внимания. Также  в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком­либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время  поддерживаться     на     должном     уровне.     Под     влиянием     специально организованного   обучения   и   воспитания   объем   внимания   и   его   устойчивость значительно   улучшаются,   что   позволяет   говорить   о   наличии   положительной динамики,  но  вместе  с  тем,  в  большинстве  случаев  эти  показатели  не достигают возрастной нормы.    с     Представлениям     нарушениями)   Для  успешного  обучения  необходимы  достаточно  развитые представления   умственной  отсталостью   воображение.   и     детей     свойственна  недифференцированоость, (интеллектуальными   фрагментарность,     уподобление     образов,     что,    в  свою   очередь,  сказывается   на узнавании и понимании учебного материала.       Воображение  как  один  из  наиболее   отличается  значительной   несформированностью,   что сложных   выражается в его примитивности,    неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе  преподавания  всех  учебных  предметов  проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ―  представлений об окружающей действительности.   процессов   У  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются   недостатки   в   развитии   речевой   деятельности,    физиологической основой  которых  является  нарушение  взаимодействия между  первой  и  второй сигнальными  системами,  что,  в  свою  очередь,  проявляется в недоразвитии всех сторон   речи:   фонетической,   лексической,    грамматической     и     синтаксической. Таким     образом,     для     обучающихся     с  умственной   отсталостью   характерно системное недоразвитие речи. Недостатки  речевой  деятельности  этой  категории  обучающихся  на прямую связаны с нарушением абстрактно­логического мышления. Однако в  повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,    близкие   их   личному опыту,  используя  при  этом  несложные  конструкции  предложений.  Проведение систематической     направленной   на систематизацию   и   обогащение   представлений   об  окружающей   действительности, создает   положительные   условия   для   овладения   обучающимися   различными   коррекционно­развивающей  работы, 48 языковыми   средствами.   Это   находит   свое  выражение   в   увеличении   объема   и изменении   качества   словарного   запаса,    овладении     различными     конструкциями предложений,     составлении  небольших,     но     завершенных     по     смыслу,     устных высказываний.   Таким  образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи   письменной.  ― Моторная    сфера     детей     с     легкой     степенью     умственной     отсталости (интеллектуальными     нарушениями),     как     правило,     не     имеет     выраженных нарушений.   Наибольшие   трудности   обучающиеся   испытывают   при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев  рук.  В  свою очередь,    это     негативно     сказывается     на     овладении   письмом     и     некоторыми трудовыми  операциями.  Проведение  специальных упражнений, включенных как в содержание   коррекционных   занятий,   так   и   используемых   на   отдельных   уроках, способствует развитию координации и точности  движений  пальцев  рук  и  кисти,  а также   позволяет   подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические   особенности   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в  нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны,  однако  они отличаются  отсутствием  оттенков  переживаний,  неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,   определяющие   интерес   и побуждение  к  познавательной деятельности,  а  также  с  большими  затруднениями осуществляется   воспитание   высших   психических   чувств:   нравственных   и эстетических. Волевая   сфера   учащихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений   и   побуждений, большой     внушаемостью.     Такие     школьники   предпочитают   выбирать   путь,   не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у   некоторых   из   них   развиваются   такие     отрицательные     черты     личности,     как негативизм  и  упрямство.  Своеобразие   протекания   психических   процессов   и   особенности   волевой сферы  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают  отрицательное  влияние  на  характер  их деятельности, в особенности произвольной,   что   выражается   в   недоразвитии   мотивационной   сферы,   слабости побуждений, недостаточности инициативы.  Эти   недостатки   особенно   ярко   проявляются   в   учебной   деятельности, поскольку     учащиеся     приступают     к     ее     выполнению     без     необходимой предшествующей  ориентировки  в  задании  и,  не  сопоставляя  ход  ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они  часто  уходят  от правильно     начатого     выполнения     действия,     «соскальзывают»   на   действия, произведенные ранее, причем осуществляют их   в   прежнем   виде,   не   учитывая изменения  условий.  Вместе  с  тем,  при проведении  длительной,  систематической 49 и     специально     организованной   работы,   направленной   на   обучение   этой   группы школьников целеполаганию, планированию  и  контролю, им  оказываются  доступны разные  виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе   дидактическая,   ручной   труд,   а   в   старшем   школьном   возрасте   и некоторые     виды     профильного     труда.     Следует     отметить     независимость     и самостоятельность   этой   категории   школьников   в   уходе   за   собой,   благодаря овладению необходимыми социально­бытовыми навыками.   поведенческими     реакциями;   Выстраивая     При     этом   Нарушения   высшей   нервной   деятельности,   недоразвитие   психических процессов     и     эмоционально­волевой     сферы     обусловливают     формирование некоторых   специфических   особенностей   личности   обучающихся   с умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями),  проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений   со   сверстниками   и   взрослыми.     специфическими особенностями   межличностных отношений   является:   высокая   конфликтность, сопровождаемая   неадекватными     слабая мотивированность   на установление   межличностных   контактов   и   пр.   Снижение адекватности     во   взаимодействии     со     сверстниками     и     взрослыми     людьми обусловливается   незрелостью     социальных     мотивов,     неразвитостью     навыков общения обучающихся,  а  это,  в  свою  очередь, может  негативно  сказываться  на их  поведении,   особенности   которого   могут   выражаться   в   гиперактивности, вербальной   или   физической   агрессии   и   т.п.   Практика   обучения   таких   детей показывает,     что     под     воздействием     коррекционно­воспитательной     работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.    сопровождение     психического развития     детей     с     легкой     умственной     отсталостью     (интеллектуальными нарушениями),     следует     опираться     на     положение,     сформулированное   Л.   С. Выготским,   о   единстве   закономерностей   развития   аномального   и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий  его  обучения и  воспитания,  которые  обеспечивают  успешное «врастание» его  в  культуру.  В качестве   таких   условий   выступает   система   коррекционных   мероприятий   в процессе   специально   организованного обучения,   опирающегося   на   сохранные стороны     психики     учащегося     с   умственной   отсталостью,   учитывающее   зону ближайшего   развития.   Таким   образом,   педагогические   условия,   созданные   в образовательной   организации   для     обучающихся     с     умственной     отсталостью, должны  решать  как  задачи коррекционно­педагогической  поддержки  ребенка  в образовательном процессе,  так  и  вопросы  его  социализации,  тесно  связанные  с развитием познавательной  сферы  и  деятельности,  соответствующей  возрастным возможностям и способностям обучающегося. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане   психолого­педагогическое   50 Обучение курсу «Живое слово» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико­синтетическим методом.               Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» М.: Просвещение,2010 В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение.1991г. 2. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина   «Учим азбуку играя» Москва ООО «5 за знания», 2007г. 3. Н.В.Матасова «Занимательный материал  к урокам обучения грамоте и русского языка» Волгоград, 2005г.  4. И.В.Блинова «Занимательные сказочные материалы», Волгоград, 2008г. На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 33 часа  (1 час в неделю). ФОРМЫ   ОБУЧЕНИЯ:   коллективные,   индивидуальные,   групповые, фронтальные. ТЕХНОЛОГИИ   ОБУЧЕНИЯ: личностно­ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие     технологии, технологии   разноуровневого   и дифференцированного обучения,  ИКТ. 4.  Личностные и предметные результаты освоения курса «Живое слово». В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования   —   введения   обучающихся   с   умственной   отсталостью   в   культуру, овладение ими социо­культурным опытом. Личностными результатами являются следующие умения:  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать   своё   отношение   к   героям   прочитанных   произведений,   к   их поступкам. Регулятивные:  определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на занятии;  учиться   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с иллюстрацией;  учиться работать по предложенному плану 51 Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы ;  преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;  учиться   работать   в   паре,   группе;   выполнять   различные   роли   (лидера исполнителя). 5. Содержание изучаемого курса Содержание программы «Живое слово » состоит в решении проблемы организации внеурочного   чтения.  Она   составлена   с   учетом   интересов   детей   к   произведениям русского народного творчества и произведениям  детских писателей, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.   Она   построена   таким   образом,   чтобы     в   процессе   воспитания   и     привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную   и   волевую   сферы   ребенка.   Занятия   с   детьми   целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие   включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и   др.   Быстрая   утомляемость   младших   школьников   –   характерная   особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая,   творческая,   исследовательская.   Активизации   деятельности   младших школьников   способствует   разнообразие   форм   и   методов   работы:   коллективные творческие   дела,   выставки,   конкурсы,   викторины,   инсценировки.   Эмоциональная привлекательность,   пленительность,   четкость,   красочность,   эстетичность   –   вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.   Отбор   детской   литературы   для   чтения   и   форм   проведения   мероприятий производился по следующим критериям: ­   все   литературные   произведения   должны   отвечать   программным   требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста; ­   все   используемые   произведения   изучались   на   уроках   литературного   чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения; 52 ­   мероприятие   должно   вызывать   положительный   эмоциональный   настрой   и проводиться в интересной для учащихся форме. 6. Планируемые результаты     В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы предметные   и   универсальные   учебные   действия   как   основа   читательской грамотности. Предметные умения:  осознанное чтение произведения при самостоятельном чтении;  осуществление поиска необходимой информации в различных частях текста;  ответы на вопросы по содержанию произведения;  формулирование собственного мнения. Познавательные умения:  владение смысловым чтением художественного текста;  расширение читательского кругозора;  выделение основной мысли произведения;  строить речевое высказывание. Регулятивные умения:  понимать учебную задачу;  управление своей деятельностью (читать и отвечать на вопрос);  планировать действия согласно поставленной задаче;  умение отбирать нужную информацию, действовать по плану;  осуществлять самоконтроль. Личностные умения:  развитие познавательных интересов;  самоопределение собственной читательской позиции. Коммуникативные умения:  развитие умения с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли;  формировать умение задавать вопросы.         6. Список литературы 1.В.А. Синицына «Мастерская выразительного чтения». Методическое пособие для учителя начальной школы , Росткнига, 2011г. 2.Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» М.: Просвещение,2010 3.Сказки нашего детства. Сборник. 4.Хрестоматия по литературе для 1­4кл 53 5.В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение.1991г. 6. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина   «Учим азбуку играя» Москва ООО «5 за знания», 2007г.  7.Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» Москва «ВАКО», 2010 г.  8.Н.В.Матасова «Занимательный материал  к урокам обучения грамоте и русского языка» Волгоград, 2005г.  9.И.В.Блинова «Занимательные сказочные материалы», Волгоград, 2008г          54

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018