Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
Цель: Формирование интереса к чтению, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им духовных ценностей русского народа, приобщение школьников к активной творческой деятельности.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
живое слово ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность
Общекультурное направление
«Живое слово»
1 класс
1.Пояснительная записка
Нормативноправовая база:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)
3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области
5. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант)
6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на
20172018 уч. г.
7. Календарный учебный график на 20172018 уч. г.
Цель:
Формирование интереса к чтению, эстетическое развитие личности ребенка,
осмысление им духовных ценностей русского народа, приобщение школьников к
активной творческой деятельности.
Задачи:
приобщать детей к истокам родной культуры посредством введения их в
духовный мир русских народных и авторских произведений.
воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.
прививать любовь и уважение к традициям, способность отличать хорошее от
плохого, умение оценивать поступки героев.
развивать у школьников навыки сценического мастерства, содействовать
развитию речи детей.
Общая характеристика курса
От качества обучения во многом зависит полноценное приобщение ребенка к
книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова,
формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении
произведений подлинно художественной литературы. Методические подходы к
анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут
учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения,
43 возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно
информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть
обращено на словеснообразную природу художественного произведения, на
отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед
начальной школой, принадлежит изучению языка. Поэтому возникает потребность и
необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств
обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи,
творческого мышления обучающихся.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Живое слово» на
этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинноследственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности;
принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом);
принцип доступности и наглядности;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией:
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей,
определить перспективу действий).
Формы и методы работы: беседадиалог, познавательные и сюжетноролевые игры,
театрализация, экскурсии в музей, просмотр видеофильмов с последующим их
обсуждением. Значительное количество занятий направлено на практическую
деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах:
рисование, аппликация, сочинительство, выставка творческих работ и поделок,
конкурсы
44 Целевая аудитория, объём
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в первом классе по 1 часу в неделю.
2.Психологопедагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
группе
детей.
Степень
центральной
нервной
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения
системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
выраженности интеллектуальной
разнообразной
неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло
поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также
степень
определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не
только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
интеллектуальных
выраженности
нарушений
В международной классификации болезней(МКБ10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 6950) , умеренная(IQ — 5035), тяжелая(IQ —
3420), глубокая(IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
тугоподвижностью нервных
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей,
процессов,
нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В
подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно потребностная, социальноличностная, моторнодвигательная;
эмоциональноволевая сферы, а также когнитивные процессы
восприятие,
мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных
психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении
―
45 целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет
включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности,
их слабой
что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не
только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в
некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является
мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем,
Российская дефектология(как правопреемница советской)
руководствуется
о том, что своевременная
теоретическим
педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает»
обеспечивающие реализацию их потенциальных
компенсаторные процессы,
возможностей.
Л. С. Выготского
постулатом
неточность
и
нарушениями) отличается
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
дефицитарность:
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными
качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень
―
процессах
познания
слабость дифференцировки
сказывается
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение
объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не
оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация
учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической
деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только
повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние
на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными
мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
46 Из всех видов мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного и
словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно
логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность
мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они
начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не
имея внутреннего плана действия.
с
умственной
школьников
Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на
обучение
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
Использование
скорригировать
специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно
развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных
видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе и словесно логического.
мыслительной
деятельности.
недостатки
формируется произвольное запоминание,
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников,
требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное
запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более
высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения
и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей
установления
отношений полученная информация может
воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие трудности вызывает воспроизведение
материала.
различных дополнительных средств и приемов в процессе
Использование
коррекционноразвивающего
символической
наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может
оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала.
(иллюстративной,
логических
словесного
которое
обучения
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической
деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
47 нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в
неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности
сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное
время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально
организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость
значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной
динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают
возрастной нормы.
с
Представлениям
нарушениями)
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления
умственной отсталостью
воображение.
и
детей
свойственна недифференцированоость,
(интеллектуальными
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
отличается значительной несформированностью, что
сложных
выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с
первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится
целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего
―
представлений об окружающей действительности.
процессов
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической
основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй
сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно
системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на прямую
связаны с нарушением абстрактнологического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической
направленной на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положительные условия для овладения обучающимися различными
коррекционноразвивающей
работы,
48 языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи
письменной.
―
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в
содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках,
способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми
действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и
эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не
требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований,
у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как
негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости
побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,
поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения,
с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической
49 и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы
школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны
разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в
том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социальнобытовыми навыками.
поведенческими
реакциями;
Выстраивая
При
этом
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности
интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми.
специфическими
особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность,
сопровождаемая неадекватными
слабая
мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми
обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков
общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на
их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционновоспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
сопровождение
психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения
и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В
качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в
процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные
стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону
ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в
образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью,
должны решать как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в
образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
психологопедагогическое
50 Обучение курсу «Живое слово» в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение
ведется звуковым аналитикосинтетическим методом.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
1. Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» М.: Просвещение,2010
В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение.1991г.
2. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина «Учим азбуку играя» Москва ООО «5 за знания»,
2007г.
3. Н.В.Матасова «Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского
языка» Волгоград, 2005г.
4. И.В.Блинова «Занимательные сказочные материалы», Волгоград, 2008г.
На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено
33 часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
коллективные,
индивидуальные,
групповые,
фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностноориентированное обучение, игровые,
здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения, ИКТ.
4. Личностные и предметные результаты освоения курса
«Живое слово».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
учиться работать по предложенному плану
51 Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы ;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
5. Содержание изучаемого курса
Содержание программы «Живое слово » состоит в решении проблемы организации
внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям
русского народного творчества и произведениям детских писателей, которые входят
в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение
произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития
интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно
проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию
читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у
детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость
и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность
данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях
стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое
напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия
были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности:
игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших
школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные
творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, инсценировки. Эмоциональная
привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот
необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий
производился по следующим критериям:
все литературные произведения должны отвечать программным требованиям
литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения,
внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
52 мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и
проводиться в интересной для учащихся форме.
6. Планируемые результаты
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы
предметные и универсальные учебные действия как основа читательской
грамотности.
Предметные умения:
осознанное чтение произведения при самостоятельном чтении;
осуществление поиска необходимой информации в различных частях текста;
ответы на вопросы по содержанию произведения;
формулирование собственного мнения.
Познавательные умения:
владение смысловым чтением художественного текста;
расширение читательского кругозора;
выделение основной мысли произведения;
строить речевое высказывание.
Регулятивные умения:
понимать учебную задачу;
управление своей деятельностью (читать и отвечать на вопрос);
планировать действия согласно поставленной задаче;
умение отбирать нужную информацию, действовать по плану;
осуществлять самоконтроль.
Личностные умения:
развитие познавательных интересов;
самоопределение собственной читательской позиции.
Коммуникативные умения:
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формировать умение задавать вопросы.
6. Список литературы
1.В.А. Синицына «Мастерская выразительного чтения». Методическое пособие для
учителя начальной школы , Росткнига, 2011г.
2.Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» М.: Просвещение,2010
3.Сказки нашего детства. Сборник.
4.Хрестоматия по литературе для 14кл
53 5.В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение.1991г.
6. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина «Учим азбуку играя» Москва ООО «5 за знания»,
2007г.
7.Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон» Москва «ВАКО», 2010 г.
8.Н.В.Матасова «Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского
языка» Волгоград, 2005г.
9.И.В.Блинова «Занимательные сказочные материалы», Волгоград, 2008г
54
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.