Рабочая программа по учебному предмету "Всеобщая история" История Средних веков для 6 класса. Содержание программы учебного предмета " Всеобщая История" история средних веков . 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета " Всеобщая история" 2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование.
Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история»
Содержание
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Всеобщая история»
1.1. Личностные результаты........................................................2
1.2. Метапредметные результаты освоения курса всеобщей
истории на уровне основного общего образования включают в
соответствии ФГОС ООО три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные......2
1.3. Предметные результаты освоения курса истории Средних
веков в 6 классе..........................................................................3
2. Содержание учебного предмета «Всеобщая история» 6 класс. 3Рабочая программа предмета «Всеобщая история» для 6 класса (курс История
Средних веков) составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России
от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ___________.
Предмет «Всеобщая история» изучается на ступени основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 59 классах в общем объеме … часа (при 35 неделях
учебного года), в 6 классе изучается курс «История средних веков» – 30 часов.
1. Планируемые результаты изучения предмета.
1.1. Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне
основного общего образования включают в соответствии ФГОС ООО три группы
универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции).
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
1.3. Предметные результаты освоения курса истории Средних веков в 6 классе.
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить
хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях
крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
•
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя в средневековых государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних
веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
•
давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья (Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их
художественные достоинства и значение.
2. Содержание учебного предмета «Всеобщая история» 6 класс.
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств.Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов:
этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и
церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама.
Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская
община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города
республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовнорыцарские ордены.
Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах
Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII
—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное
развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия,
восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок
османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турокосманов,
управление империей,
положение покоренных народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба
против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока.
Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки.
Общественный строй. Религиозные
верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.3. Тематическое планирование
История Средних веков (30 ч)
6 класс
Тема
Тема
1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Становление средневековой Европы (VIXI вв.)
Введение. Образование варварских королевств. Государство франков
в VIVIII веках.
Христианская церковь в раннее Средневековье.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX XI вв.
Англия в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне VIXI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии.
Образование славянских государств.
Арабы в VIXI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне.
Средневековая деревня и её обитатели.
В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни.
Тема 6. Католическая церковь в XIXIII веках. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы.
Колво
часов
5 час.
1
1
1
1
1
3 час.
1
1
1
2 час.
1
1
2час.
1
1
2 час.
1
1
2 час.
1
1
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
6 час.
(XIXV вв.)
Как происходило объединение Франции.
Что англичане называют началом своих свобод.
Столетняя война.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в
Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на
пиренейском полуострове.
Государства, оставшиеся раздробленными: германия и Италия в XII
XV веках.
Славянские государства и Византия в XIVXV веках.
Гуситское движение в Чехии.
Завоевание туркамиосманами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в Средние века.
Образование и философия. Средневековая литература.
Средневековое искусство.
Культура раннего Возрождения в Италии.
1
1
1
1
1
1
2 час.
1
1
4 час.
1
1
1
Тема 8.
Тема 9.Научные изобретения и открытия.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
1
2 час.
1
1